Критика Церкви
Произошедший со Львом Николаевичем духовный переворот на фоне осмысления жизни изменил его отношение к Церкви, как к социальному институту. Толстой считал, что Церковь перестала быть нравственным руководителем общества, поскольку не предъявляет к христианину никаких моральных требований. Скорее наоборот, Церковь подстроилась под исторически сложившийся уклад жизни, признав рабство и войны, разводы и суды.
По мнению Толстого, религия стала оправданием государственного порядка, который проявляется, как главенство одних над другими. А Церковь – лишь приманка. С ее помощью можно легко управлять, подавлять и властвовать над людьми.
Писатель считал глупой историю о грехопадении первого человека, не принимал понятие Троицы, отрицал существование ада и рая. Он считал церковные таинства «собранием суеверий и колдовства». После смерти писатель завещал ни в коем случае не подпускать к его мертвому телу священнослужителя и не совершать традиционных церковных обрядов.
В итоге Толстой пришел к полному отрицанию Церкви и всех ее догм, считая, что этот институт не имеет права навязывать свои указания людям. В ответ Священный Синод отлучил графа Льва Николаевича Толстого от Православной Церкви, опубликовав соответствующее Послание в газете в 1901 году.
Споры о «правильности» воззрений Толстого идут до сих пор. Мы считаем, что из его философии нужно взять лучшее и руководствоваться в своей жизни идеями доброты и ненасилия, гуманности и любви. Благотворность их влияния неоспорима. Будьте милосердны, друзья. Пусть в вашей душе живет гармония!
Глава 14: Чем занимались Володя с Дубковым
Герой вместе с Дмитрием отправился в гости к Дубкову. Они увидели, как те двое играют в карты. По пути от Дмитрия прозвучало признание, что у него плохое настроение, но он не знает, почему именно так. Когда Володя увидел своего брата, то его лицо покрылось красным багрянцем. Герою было трудно смотреть в глаза Дубкову. Зачастую это проявлялось в таких ситуациях: «Я заметил за собой, что мне иногда не по себе смотреть в глаза трем категориям людей, а именно тем, которые хуже меня, лучше меня и тем, с которыми мы все никак не можем решиться сказать друг другу то, о чем оба знаем. Возможно, Дубков был и лучше, а может быть и нет. Но за ним было замечено, что он часто врал и не признавался в этом. Хотя знал, что я заметил в нем данное качество и, понятное дело, не решался ему говорить о нем».
Получилось так, что Володя в карты проиграл деньги. Дмитрий наедине с героем высказал свое мнение по поводу игры, но выступил в защиту Дубкова, который специально выигрывает у молодых гостей. Однажды влюбившись в человека, Дмитрий считал, что будет нечестно разлюбить его, несмотря на его поступки.
Хозяйке на заметку
- — полштофа сметаны (625 мл);
- — 8 яиц;
- — две столовые ложки муки;
- — два лимона.
- Приготовление: «Стереть яичные желтки с мукой, в оное влить сметану, натереть на терке корку с двух лимонов, сбить белки и положить немного сахару».
Любимая яичница Льва Толстого. Мяса он не ел в последние годы жизни, но рыбку и яйца – с удовольствием. Впрочем, Валентин Булгаков, секретарь Толстого в последние годы его жизни, вспоминал, что вегетарианство было для всех членов семьи обязательным: «В 6 часов в зале-столовой подавался обед — для всех — вегетарианский. Он состоял из четырех блюд и кофе».
Ну – жизнь в усадьбе не стояла на месте.
Кстати, что же за блюда? Протертые яблоки с черносливом, суп с клецками и кореньями, суфле из рыбы с морковью, зеленая фасоль с рисом, суп-пюре из цветной капусты, салат картофельный со свеклой.
В конце концов, не нравится – не ешь.
Школьнику на заметку:
- «…я не пишу и писать дребедени многословной, вроде «Войны», я больше никогда не стану. И виноват и, ей-богу, никогда не буду».
- Лев Толстой о «Войне и Мире», из письма А. Фету, январь 1871 г.
Ученики – ваш выпад, учителя – парируйте!
- Косил по-крестьянски он сено,
- Сажал с мужиками овес,
- А роман его «Воскресенье»
- Читать невозможно без слез.
Если речь заходит о «Севастопольских рассказах», «Крейцеровой сонате» или «Отце Сергии» – читавший все это вызывает у собеседников не просто легкую нервозность, а подозрения в психическом нездоровье. Но и они Толстого не читали так, как читать его следует.
Не имея достаточных знаний для полноценного анализа, сторонники величия Толстого собирают посторонние факты. От них часто можно услышать, как Толстой ездил на велосипеде, играл в теннис и городки. Вдохновенные рассказы о том, как Толстой пахал землю и учил крестьянских детей в школе. Любил пилить и рубить дрова. Иной с умилением на память цитирует воспоминания его сына Ильи Львовича:
«Для того чтобы иметь возможность работать дома и использовать длинные зимние вечера, отец начал учиться сапожному ремеслу.
Не знаю откуда, он разыскал себе сапожника, скромного чернобородого человека, типа положительных мастеровых, накупил инструментов, товару и в своей маленькой комнатке, рядом с кабинетом, устроил себе верстак.
Рядом с верстаком, у окна, была устроена оригинальная железная печурка, отопляемая керосиновой лампой, которая должна была одновременно согревать и вентилировать комнату.
Я помню, что, несмотря на это устройство, которым отец гордился как новшеством, в его крошечной низенькой мастерской всегда было душно и пахло кожей и табаком.
В определенные часы приходил сапожник, учитель с учеником садились рядом на низеньких табуретках, и начиналась работа: всучивание щетинки, тачание, выколачивание задника, прибивание подошвы, набор каблука и т. д.»
Слова о «всучивании щетинки» и пр. произносят с такой кондитерской в голосе, что хочется запить их крепким чаем без сахара.
- В одном из дворянских имений
- Жил Лев Николаич Толстой.
- Ни рыбки, ни мяса не ел он,
- Ходил по усадьбе босой.
- Жена его Софья Андревна
- На барской постели спала,
- Не ела крестьянскую пищу,
- Дворянскую честь берегла.
А еще говорят, что Толстой был вегетарианцем, трезвенником и врагом табака. И чем же это пахло в сапожной его мастерской?
Глава 9: Как я готовлюсь к экзамену
Потому как героя в дальнейшем ожидали экзамены, то он отложил тетрадь, имеющую название «Правила жизни» на более подходящее время. Он все время находился в ожидании, чтобы ими заняться, но ему не удавалось что-то сделать, так как находился полностью в мыслях о свободе и жизни в будущем. Эти мысли просто поглощали его. Николай занимался подготовкой к экзамену по истории, но бушующая весна за окном все время отвлекала его от учебы. Благодаря другу Нехлюдову, который на первое место выдвигал получение образования и сдачу экзаменов, Николаю бы не удалось сдать не единого предмета. Он, наверно, совершенно бы о них и не вспомнил.
«Подумай и реши»
Задача Л. Н. Толстого
Продавец продает шапку. Стоит 10 р. Подходит покупатель, меряет и согласен взять, но у него есть только 25 р. Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдает 10+10+5. Продавец отдает шапку и сдачу в 15 руб. Через какое то время приходит соседка и говорит, что 25 р. фальшивые, требует отдать ей деньги. Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги.
Вопрос: на сколько обманули продавца?
А что до гостей…
«Помню, во время моих обращений к Толстому меня кто-то подергивал сзади за полу. Когда Лев Николаевич предложил идти наверх к чаю, я, отстав от него, спросил Гусева, не он ли меня дергал и почему. – Так много нельзя говорить со Львом Николаевичем, – не без строгости в голосе пояснил мне Д. П. Маковицкий. – Его надо только слушать!» Из воспоминаний Ф. Е. Поступаева.
Только мне показалось, что дети были умнее некоторых взрослых?
А от многочисленных «толстовцев» он не знал, куда и спрятаться.
«Говорить о толстовстве, искать моего руководительства, спрашивать моего решения вопросов — большая и грубая ошибка».
«Никакого моего учения не было и нет, — писал он, — есть одно вечное, всеобщее, всемирное, истинное для меня, для нас, особенно ясно выраженное в Евангелиях. Учение это призывает человека к признанию своей сыновности к Богу».
И наконец:
Исповедь
Сильное произведение от русского классика. Толстой долго и мучительно искал ответы на вопросы: зачем я живу? в чем смысл жизни? делает ли смерть все пустым и бессмысленным? Вопросы волнуют практически каждого, но большинство людей засасывает повседневная суета (работа, быт) и им некогда предаваться вечным рассуждениям. Мы все умрем. Это неоспаримый факт. Атеистам вообще сложно, ибо для них жизнь кончена и не имеет смысла, поскольку со смертью все исчезает. Верующие надеятся на какую-то гипотетическую (научно не доказанную, между прочим) вечную жизнь. Мол, живи по совести, твори добро, верь в Бога и получишь рай, а будеш делать зло, завидовать и пр., то горящие котлы с чертями в аду плачут по тебе. Как-то все слишком сказачно. Вообще, христианство слишком рабская религия, склоняет к слепому поклонению.
Толстой долго искал смысл жизни: читал философов, думал о самоубийстве. Многин его мысли мне были близки. Я сам одно время слишком интересовался подобными вопросами, штудировал философию, психологию, тоже был на гране самоубийства (к счастью, опомнился), но тоже не нашел четких ответов, поскольку были одни противоречия и беспомощность разума перед многими вещами. Если жизнь конечна, то смысл в самом процессе жизни, а если существует высший замысел, то это лишь ступенька перед чем-то большим. Но в любом случае, прощ жить, задавая менше вопросов, чтобы не мучать разум.
Толстой пришел к вере, но мне такой вариант не катит. Во-первых, я агностик и не верю в то, что разумом можно постичь и найти Бога. А опираться на интуицию или слепо верить — не для меня. Это как все деньги поставить на что-то одно: все или ничего. Во-вторых, обратный вариант, что отсутсвует Бог также не доказано. Следовательно, нужно просто опираться на принципы добродетельности, творить хорошие вещи, помогать другим, зщаботиться о близких и пр. Пари Паскаля очень удачное для агностиков. В-третьих, мне понравилися слова Толстого про церковь. Сейчас церкви манипулируют толпой, держа верующих в страхе, мол, что-то натворишь и Бог покарает. Только вот их бог не спешит останавливать войны в мире, нищету, появление в мире инвалидов, психических больных, не исцеляет больных раком, не спасает от маньяков жертв и пр. Короче, в мире много зла, а Бог якобы любовь. Значит, противоречие. И почему в Библии сказано про обранный Богом народ израильтян? А как же все люди? Неужели Бог такой мелочный?
Идем дальше. Свобода воли тоже отсутствует у человека. Ты сделал выбор, потом обстоятельства резко изменились и приходиться все делать заново или браться за что-то другое. Где здесь свобода? И почему религия утверждает, что мы рабы божьи? Если Бог такой всемогущий, бессмертный и вечный, то ему просто глупо карать людей за не веру, ведь всемогущий разум достиг такого уровня, что ему чужды людские понятия добра и зла, чуждв эмоции. Это мы, люди, все меряем, по себе.
Хорошее произведение, но мне выводы Толстого не подходят. Вера все равно не дает ответы на все вопросы, а дает лишь надежду. Надежда хрупкая и не достоверная. Все равно при жизни мы не проверим все догмы христианства о загробном мире, а умершие уже не вернутся и не расскажут как там (если, конечно, ТАМ что-то есть вообще). Мне больше понравились слова одного знакомого препода по философии: «Смысла жизни конкретного человека нет вообще. Только дать потомство, чтобы вписаться в картину эволюции. Вот эволюция нужна глобально природе. Даже если есть Бог, его может интересовать еволюция людей, животных, растений (возможных других цивилизаций на планетах), но судьба конкретного человека ему до лампочки». Я с этим согласен. На самом деле, агностикам еще хуже. Ведь, атеисты, теисты, верующие четко определилися со своими вываодами, а агностики без доказательств не знают, на какую сторону примкнуть.
Советую читать всем мыслящим людям и делать свои выводы. И на последок вопрос, который нескольких знакомых верующих поставил в тупик: если Бог всемогущий, то кто его создал? Не мог же он существовать вечно, ведь нужно было появится? Откуда появиться и что на это повлияло? Мои знакомые затруднилися ответить. Значит, их вера без логики.
Популярные сегодня пересказы
- Хамелеон — краткое содержание рассказа Чехова Действие происходит на торговой площади. Городовой по фамилии Елдырин и урядник по фамилии Очумелов обходят вверенную им территорию. Проходя по маршруту, мужчины видят удивительную картину.
- Лягушка-путешественница — краткое содержание сказки Гаршина Жила в одном болоте обычная лягушка-квакушка, ничем не отличавшаяся от своих сородичей. Делала она всё то же самое, что и её подруги: питалась комарами да мошками, звучно квакала весной и т.д.
- Анна на шее — краткое содержание рассказа Чехова Никогда не знаешь, как развернется твоя судьба. Бывает, все идёт тихо да гладко, словно по течению. И вдруг резко жизнь начинает течь совершенно по иному руслу. И перестаешь понимать, как жить дальше.
- Алеко — краткое содержание оперы Рахманинова Опера Сергея Рахманинова Алеко создана по мотивам поэмы Александра Пушкина «Цыганы». Произведение было создано в качестве дипломной работы для Московской консерватории, которую музыкант закончил в 1891 году
Есть ли смысл?
Толстой пришел к выводу, что считать жизнь бессмысленной – нелогично и неэтично. Во-первых, вывод о бессмысленности жизни возникает в человеческом мозге, который сам является проявлением жизни. А значит, доверять такому выводу нельзя. Во-вторых, считать жизнь бессмысленной то же самое, что сравнивать её со злом, которое нужно пресекать немедленно. Получается, моралисты, типа, Шопенгауэра, Соломона или Будды должны были покончить с собой, вместо того, чтобы философствовать и развивать свои концепции.
Рассуждая дальше, Толстой понял: чтобы найти смысл объективно конечной жизни, нужно покинуть ее границы. Главный помощник в этом – разум, при помощи которого человек способен осознать бесконечность мира.
Две человеческие особенности привели Толстого к идее о бесконечности мира: возможность понять конечность бытия конкретного индивида на фоне бескрайности и непрерывности жизни в целом, и осознание своей неспособности к полной реализации потенциала.
После бала
Иван вышел на улицу и пошёл по направлению к дому Вареньки. «Была самая масленичная погода», когда на дорогах и крышах таял снег.
На поле, недалеко от дома Вареньки, его внимание привлекло «что-то большое, чёрное», оттуда доносилась неприятная и визгливая мелодия. Спросив у идущего впереди кузнеца, что происходит, Иван выяснил, что это военные наказывают татарина за побег
Рядом с ними шёл человек, в котором он узнал отца Вареньки. Татарина били шпицрутенами — гибкими, толстыми прутьями.
Когда шествие прошло мимо, Иван увидел спину татарина: красную, мокрую, неестественную. Он «не поверил, чтобы это было тело человека». Столкнувшись взглядом с полковником, Иван почувствовал стыд, он не знал, куда смотреть, и заторопился домой.
Увиденное поразило Ивана, его жизнь круто изменилась. Он не пошёл в военные и вообще нигде не служил. Его бесконечной, казалось, любви пришёл конец.
Закончил Иван Васильевич свой рассказ мыслью, что незначительное событие может повлиять на всю оставшуюся жизнь.
В культуре
Идеи «Исповеди» использованы в короткометражном фильме британского кинорежиссёра Эргина Кавусоглу «Безмолвное скольжение» («Бесшумно») / Silent Glide, снятом в 2008 году. Доктор культурологии Ольга Девятова в статье «„Исповедь“ Л. Н. Толстого и культурфилософские воззрения П. И. Чайковского» (2017) проанализировала факт внимательного изучения композитором книги Толстого. Она сопоставила поиски двумя деятелями русской культуры ответов на вечные проблемы человеческого бытия (вера, Бог, добро и зло, жизнь, смерть и бессмертие) и сделала вывод о близости их душевных, психологических и философско-религиозных исканий
Факт без комментария
Лев Толстой курил до 60 лет.
«Толстой не пил!» «Он был врагом пьянства!» «Он боролся с алкоголем!»
Сколько подобных выкриков, снабженных цитатами, обрушили на нас во время антиалкогольной кампании 1985 года!
А как вам такая цитата:
- « – Вот всюду возникают теперь эти общества трезвости…
- Он сдвинул брови:
- – Какие общества?
- – Общества трезвости…
- – То есть это когда собираются, чтобы водки не пить? Вздор. Чтобы не пить, незачем собираться. А уж если собираться, то надо пить. Всё вздор, ложь, подмена действия видимостью его».
Это излагает свой разговор с Толстым Иван Алексеевич Бунин. По разным источникам, Толстой до самой смерти любил кумыс (и отнюдь не безалкогольный), и даже приобрел небольшое имение рядом с кумысолечебницей, отдавал должное браге и пиву. Дом в Москве приобрел недалеко от хамовнической пивоварни – соседство это было не последним козырем в пользу покупки. В последние годы и правда не пил и пива. Кумыс – пил.
«Лев Толстой был абсолютным вегетарианцем!» – вопят зожники и веганы. «В его доме было запрещено мясоедство! Он не ел тех, у кого была мать!»
Полюбопытствуйте, вот приблизительное меню, составленное Софьей Андреевной:
- «- Мясной: «суп-жульен, пирожки, сафой (*савойская капуста) под бешамелью, карпия (*карп) жареный с кашей, каймак».
- «- Постный: «суп с рисом, пюре картофельный, печеные яблоки».
Сперва – кто чего хотел, тот тем и угощался. И никого не заставляли насильно.
Вот вам, кстати, рецепт:
Глава 12: Латинский экзамен
Дело со сдачей экзаменов продвигалось хорошо, пока не дошел черед до латинского экзамена. О профессоре ходили слухи, что он – «не человек», потому что задает сложные тексты. Однако от профессора Иконину попался легкий текст. Он в процессе исправлял Иконина и направлял его. На лице у Николая появилась улыбка из-за беспомощности своего товарища, за что ему было сделано замечание. Выяснилось, что профессор покровительствовал его товарищу, поэтому специально вытягивал его на экзамене на отметку 4. За усмешку героя профессор отомстил ему и завалил на экзамене.
От профессора Николеньке попалась книга Горация, и он получил только переходной балл – двойку. Дело в том, что эту книгу Николай и не готовил, так как она не находилась в списке. Профессор таким поступком просто унизил героя и не позволил ему отвечать дальше нормально. Именно с этого момента герой лишился честолюбия. Он был полностью повержен несправедливостью. В его мечтах была только военная карьера. Он не хотел учиться.
Яснополянская школа
В 1856 году Толстой отправился в путешествие по Европе. За границей он провёл около полугода. Всё это время Лев Николаевич не только развлекался, но и вёл напряжённую мыслительную работу, результатом которой стало решение открыть школу.
Яснополянская школа появилась в 1857-м. Три года Толстой занимался педагогической деятельностью. Он основал совершенно новую, ни на что не похожую школу, которую назвали «свободной». Обучение основывалась на принципах активности, самодеятельности, творческой инициативы детей, уважалась личность ребёнка, учитывались его интересы.
В 1860 году писатель уехал во Францию, чтобы провести последние дни рядом с умирающим от чахотки братом Николаем. За месяц, пока Толстой дневал и ночевал у постели старшего, горячо любимого Николеньки, он охладел к своей школе, утратил смысл жизни. Лев Николаевич не находил себе места, пока душевная рана не зарубцевалась.
19 февраля 1861 года было отменено крепостное право. Крестьян полагалось наделить землёй. Для урегулирования разногласий между бывшими крепостными и помещиками нужны были мировые посредники. Тульский губернатор обратился к Толстому с просьбой стать таковым. Лев Николаевич, как он впоследствии вспоминал, «не посмел отказаться».
Около года Толстой боролся за интересы крестьян. Его решения отменялись вышестоящими инстанциями, на него писали доносы, угрожали расправой. Деятельность Льва Николаевича в качестве мирового посредника не принесла ощутимых результатов. Здоровье его ухудшилось, открылась чахотка. Толстой был вынужден отправиться на лечение под Самару.
Реализация плана
Мангуст расправился с яйцами и, взяв с собой последнее, помчался туда, где он был необходим. Семья сидела за завтраком, но они ничего не ели и не шевелились. Возле ноги мальчика находилась Нагайна, она могла укусить его в любой момент.
Зверёк оповестил вдову, что ее яйца в опасности. Пока она замешкалась, отец перетащил сына в безопасное место, где кобра не могла его достать. Змея не знала, что её мужа убил не человек, а мангуст. Ведь когда мальчик бил змея палкой, он уже был мёртв. Зверёк сохранил одно яйцо и держал его между лапками. Кобра стала упрашивать его вернуть ей яйцо. Взамен она обещала уйти и больше никогда сюда не возвращаться.
Мангуст предложил кобре вступить с ним в схватку, она спрятала яйцо во рту и стала убегать. Когда она проносилась мимо гнезда Дарси, его жена быстро вылетела и захлопала крыльями над головой змеи. Нагайна остановилась, но лишь на миг. Тем не менее это позволило главному герою подобраться к ней ближе. Когда змея начала опускаться в свою нору, зверёк уцепился ей за хвост и попал в змеиное жилище. Нужно сказать, что из лангустов мало кто решается броситься за коброй в её дом.
Нравственные аспекты жизни
Продолжая рассуждать на тему смысла жизни, Толстой выделял два подхода к существованию человека в мире: жизнь ради себя и жизнь для Бога. Под жизнью ради себя писатель подразумевал достижение земных целей, характерных для конечного бытия. Жизнь для Бога – это жизнь во благо, ради человеческого существования в бесконечном его продолжении.
Толстой считал, что жизнь ради себя – это путь в никуда, который предполагает насилие и унижение других ради собственного благополучия. Лев Николаевич видел смысл жизни в отречении от своей личности ради познания и исполнения воли Бога.
Жить не так, как хочешь ты, а так, как хочет Бог – значит пожертвовать собой, отдать все, чем владеешь, другому человеку – такова формула нравственности, по мнению Толстого. Отказ от своеволия, эгоцентированности – есть отказ от насилия.
Можно выделить три ключевых момента, которые вкладывал Толстой в понятие нравственности:
- Человек несет абсолютную ответственность за свою жизнь, которая выражается в соблюдении разумной воли. Главная задача бытия – забота о бессмертной душе.
- Основной движущей силой и ориентиром человека должна быть любовь. Она проявляется в гуманном отношении к окружающим.
- Философия ненасилия предполагает не только отказ от физического доминирования и принуждения к своей воле, но и борьбу против эгоизма во всех сферах человеческой деятельности.
Именно в этике ненасилия Толстой нашел смысл своего существования.
Педагогические идеи
Педагогическая теория Толстого был основана на принципе свободного воспитания. Он считал, что ребенок от рождения совершенен, добр и правдив. Воспитывать его – всё равно, что портить, поскольку нравственность взрослых значительно ниже, чем у детей. Задача воспитателя, по Толстому, – создать благоприятные условия для полного раскрытия потенциала ребенка.
Философия свободного воспитания предполагала отказ от целенаправленного воздействия на детей со стороны родителей и учителей, которое рассматривалось, как насильственное навязывание своих взглядов, убеждений и воли.
Толстой был против школ, организованных правящим классом, и выступал за создание самими крестьянами народных школ. В 1859 году писатель основал Яснополянскую школу для детей крестьян. Политика учебного заведения была удивительной: дети могли не ходить на занятия, если пропадало настроения, и не слушать педагога, если становилось скучно.
Особое внимание уделялось индивидуальным особенностям детей. Педагоги и сам писатель с трепетом относились к потребностям, интересам и любознательности каждого ученика
Активно культивировалось раскрытие творческих талантов, для этого Толстой применял различные нетривиальные методы обучения.
Лев Николаевич считал важным не только взращивать в детях нравственность и эстетический вкус, но и с ранних лет приучать их к посильному труду и самообслуживанию. Писатель отрицал телесные наказания.
Отлучение от церкви
В 1901 году Святейший Синод отлучил Толстого от церкви. Решение было вызвано тем, что Лев Николаевич в своих публицистических произведениях стал выражать сомнение в необходимости и целесообразности суда, брака, науки, искусства и даже церкви.
Лев Толстой среди крестьян, 1909 год. (fishki.net)
В конце 19 — начале 20 века Толстой, находясь в постоянном духовном поиске, всё больше внимания стал уделять не художественной прозе, а публицистике. Именно в ней он видел ценность своего творчества. Тем не менее в этот период им были созданы такие художественные произведения, как «Воскресение», «Живой труп», «После бала», «Хаджи Мурат».
В чем идея произведения
Это краткое изложение «Детей подземелья» В.Г.Короленко. На фоне судьбы главного героя автор продемонстрировал читателю сложный путь взросления подростка. Жизнь с самого начала обходится с Васей жестоко, он в раннем детстве теряет самого близкого человека. Но впоследствии выясняется, что в мире случаются и куда более жестокие вещи, например, смерть беззащитного крохи.
Столкнувшись в жизни с потерей матери и с холодностью горюющего отца, мальчик сходится с теми, кто понимает его лучше прочих и рад ему. Это немного странное знакомство приоткрывает Васе жестокую реальность, ту, где есть беспросветная нищета, где дети вынуждены жить среди развалин, терпеть голод и холод. Описание быта бедных людей приведено писателем настолько ярко, что невольно сжимается сердце при прочтении этих строк. Постепенно у Васи вырабатывается характер, проявляются его лучшие черты, он учится сострадать другим людям и ценить близких.
Вот почему подросткам необходимо читать такую литературу, задумываться о жизни. Надеемся, что краткое содержание «Детей подземелья», представленное в статье, поспособствует этому.
Судьба и образ Рикки-Тикки-Тави
Внешне герой — это длинный зверек с изящным телом, маленькими лапами и закругленной головой, напоминающий куницу. Автор упоминает, что он настолько гибок, что способен почесать себя где угодно как задней, так и передней лапой. Имя мангуста происходит от боевого клича, с которым он носится по траве — «рикк-тикк-тикки-тикки-тчк». Мангуст «горит любопытством» от носа до хвоста, и ничто ни в доме, ни во дворе не скроется от его зоркого глаза.
Рикки-Тикки-Тави живет у людей: семья англичан подобрала вымокшего зверька после сильного ливня и выходила его. В благодарность мангуст охранял дом семьи от злобных кобр Нага и Нагайны, живших рядом. Узнав, что змеи замышляют убить людей, он бросился в отчаянную битву с ними и истребил не только кобр, но и их яйца. Главная мысль произведения — то, что истинная дружба не знает преград и страха, ведь ради спасения друзей герой, не задумываясь, рискнул жизнью.