«Сашка»: краткое содержание повести
Действие разворачивается ранней весной. Главный герой, рядовой Сашка, второй месяц воюет на передовой близ Ржева, но для него все здесь уже «как обычно». Немцы все бьют и бьют, а у них и с едой плохо (из-за распутицы даже хлеба не хватает), и со снарядами, и просушить одежду да обувь негде. Военный быт с мельчайшими подробностями вырисовывает в повести «Сашка» Вячеслав Кондратьев. Анализ этих сцен подводит к мысли, как трудно было человеку в таких условиях остаться «Человеком» и не переступить через законы совести.
- добывает валенки для ротного (не для себя!), у которого пимы так прохудились, что уже и не высушишь;
- берет в плен немца, которого застрелить так и не поднялась рука;
- принимает на себя чужую вину и избавляет от трибунала молоденького лейтенанта;
- встречается с медсестрой Зиной и уходит с ее дороги, узнав, что у нее любовь с другим.
Таков сюжет повести «Сашка» Кондратьева. Анализ этих сцен помогает понять, как сумел пройти через уготованные испытания и не уронить достоинства герой.
Композиция и краткое содержание повести
Произведение состоит из 2 частей, первая из них представляет собой пролог событий. Она рассказывает об основании Царьграда императором Константином; знамении, которое предсказывало судьбу этого изначально христианского города; о построении, красоте и величии второй христианской столицы мира.
Вторая часть содержит основной сюжет — рассказ об осаде и захвате города турками, построенный в соответствии с законами воинской повести. Первый фрагмент, который должен был поведать о причинах военных действий и сборе войск, чрезвычайно абстрактен. Автор объясняет нашествие турок «неисчетными согрешениями и беззакониями» жителей города, которые привели к наказанию — приходу иноверцев. Очень кратко упомянуты и силы, собранные султаном Магометом для похода, — «збираеть воя многа землею и моремъ».
Центральное повествование строится на перечислении перипетий военных событий. День за днем автор фиксирует приступы турок к городу, бои, ночные советы императора с вельможами и духовенством, причем эти эпизоды повторяются в рассказах о разных днях осады. Таким образом, сюжет носит линейный характер, обычный для традиционной воинской повести, но он усложнен многочисленными рассказами о битвах, предшествующих им и следующих за ними событиях. Иначе говоря, внутри единого повествования об осаде Царьграда можно выделить ряд сюжетных перипетий, каждая из которых напоминает по структуре воинскую повесть об отдельном бое. Соединены эти перипетии, прежде всего, мотивом предопределенности судьбы города, который был задан в первой части знамением: победой змеи (символа мусульманства) над орлом (символом христианства). При этом каждый день осады приближает город к концу, что сказывается в сюжетном развитии: рассказы об успешных для христиан битвах все чаще сменяются описаниями боев, удачных для врагов.
Автор все время напоминает о немногочисленности защитников города, отсутствии помощи извне. Эмоциональное напряжение увеличивается с помощью введения двух знамений, предрекающих гибель городу: из центрального собора Царьграда, церкви Софии, уходит ангел — покровитель города, а спустя некоторое время над Константинополем идет кровавый дождь.
Последняя часть повествования содержит рассказ о гибели цесаря, сдаче города и судьбе горожан после взятия Царьграда. Заключительный элемент произведения — пророчество о будущем города, также предсказанном до его построения: как люди убили змея, задушившего орла, так некогда в будущем «русии род» должен победить мусульман и возродить христианство в Константинополе. Таким образом, в повести конкретное военное событие – часть истории христианского города, представленной не в развитии, а в ее важнейших моментах — основании Царьграда и его падении. Такое расширение рамок повествования сродни тому, что мы наблюдали в «Сказании о Мамаевом побоище», хотя структура сюжета в этих двух произведениях различна.
Жан Расин, «Федра»: краткое содержание. Арикия и ее служанка
Предлагаем к прочтению события действия второго, явления первого. Арикия узнает от своей наперсницы Исмены, что Тесея больше нет в живых, и что принцесса не узница отныне. Арикия не спешит радоваться: она не верит в смерть Тесея. Она не понимает, почему Ипполит должен отнестись к ней мягче, чем его отец. Исмена другого мнения. Она достаточно изучила Ипполита и пришла к выводу, что тот любит Арикию.
Это самое приятное известие для принцессы из всех. Жизнь Арикии нельзя назвать счастливой: после того как все шесть ее братьев пали в бою Тесеем, она осталась совсем одна, окруженная политическими врагами. Ей запретили выходить замуж, что, впрочем, не сильно заботило ее. По крайней мере до тех пор, пока девушка не увидела Ипполита. Не за одну лишь красоту полюбила его Арикия, но и за душевные черты. Ипполит для нее – Тесей, лишенный недостатков. Сгинувший афинский царь печально славился как большой охотник до женщин, тогда как Ипполит непорочен и будто бы презирает любовь.
И все же Аракия боится, что Исмена может ошибаться насчет чувств Ипполита.
Четыре дня — В.М.Гаршин. Краткое содержание произведения
В рассказе описывается один из эпизодов русско-турецкой войны. Солдат Иванов бежит вместе со всеми, чтобы занять высоту. Ему очень страшно. Страшно и огромному турку, который оказался прямо перед ним. Иванов оказался проворнее и воткнул штык прямо в сердце турку. Сам солдат был ранен в этом бою.
На боку у убитого им турка висит большая фляжка с водой. Превозмогая себя, Иванов доползает до убитого и забирает фляжку. Тлен уже коснулся трупа: кожа пузырится и сползает с лица, стоит отвратительный запах. Вода помогает прийти в себя. Солдат рассуждает о турке, который не по своей воле пришел на войну и погиб от штыка. Его старая мать будет ждать сына.
Перед затуманенным сознанием раненого проходит его жизнь. Он вспоминает мать и девушку Машу. В памяти всплывает задавленная белая собачка, которую дворник стукнул, чтобы добить и выкинул в мусорный ящик. А собачка жила еще целый день. Солдат сравнивает себя с этой собакой и сожалеет, что смерть не приходит к нему.
Рядом с трупом турка находиться невозможно. Запах стоит такой, что солдата выворачивает наизнанку. Вдруг он слышит голоса, но боится закричать: вдруг это турки. Потом жалеет об этом: лучше бы они добили его. Опять теряет сознание.
Через четыре дня его нашли. Удивлялись, как он смог выжить. Одну ногу пришлось ампутировать.
Действие рассказа происходит во время войны с турками. В произведении описан один эпизод страшного боя и всего ужаса который приходится пережить во время боя.
Иванов отправился на фронт добровольцем. Начался бой, русские солдаты наступают на Турков, во что бы то ни стало нужно занять высоту, это приказ командующего. Солдаты бегут с криком ура, и Иванов бежит вместе со всеми. Ноги подкашиваются от страха, кругом свистят пули. На пути возникает огромный турок, в его глазах нечеловеческий страх. Иванов оказался пронырливей он быстро воткнул в турка штык, попал в сердце и враг рухнул.
Иванову в этом бою не повезло, его ранило. Полная темнота и тишина, сознание медленно возвращается. Иванов помнит, как кричали ура, бежали. Он смог открыть глаза и увидел небольшой кусок земли и муравьёв. Иванов понял, что ранен в ноги, они нестерпимо болят, хочется пить.
Рядом лежит убитый турок, Иванов видит у него на боку флягу с водой. Собрав силы превозмогая боль солдат, подползает к трупу и забирает флягу, стоит невыносимый запах разлагающегося тела. Солдат делает глоток, ему становится легче. Иванов ловит себя на мысли что думает об убитом турке, ему жаль его и его мать, которая не дождётся сына.
Перед Ивановым за одно мгновение проходит вся его жизнь. В памяти всплывают образы матери, девушки, задавленной собаки, которую добил дворник, чтоб животное не мучилось, а она не умерла и жила ещё целый день. Теперь Иванов похож на эту собачонку, он лежит и не может умереть.
Труп турка пахнет невыносимо, Иванова тошнит. Послышались голоса, солдат захотел закричать, но испугался, это могли быть турки. Иванов затаился, голоса смолкли. Боль была невыносимой, и он пожалел, что не крикнул, лучше бы они добили его. Иванов опять проваливается в беспамятство.
Прошло четыре дня, прежде чем нашли солдата, он оказался жив, его отправили в госпиталь.
Рассказ учит бороться за жизнь и не сдаваться.
Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора?
Война ставит людей в крайние, критичные обстоятельства, поэтому именно тогда проявляется все лучшее и худшее в человеке. Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора? Оказавшись в немецком плену, герой спас от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев. Соколов задушил предателя. Сложно убить своего, но если этот человек готов предать того, с кем вместе рискует жизнью, может ли такой считаться своим? Герой никогда не выбирает путь предательства, действует по соображениям чести. Его выбор – это постоять за родину и отстоять ее любой ценой.
Та же простая и твердая позиция проявилась в ситуации, когда он стоял на ковре у Мюллера. Эта встреча весьма показательна: немец, хоть и подкупал, угрожал, был хозяином положения, не смог сломить русский дух. В этой беседе автор показал целую войну: фашист наседал, но русский не сдавался. Как бы не старались Мюллеры, Соколовы их переиграли, хотя преимущество было на стороне противника. Нравственный выбор Андрея в этом фрагменте – это принципиальная позиция всего народа, который хоть и находился далеко-далеко, но своей несокрушимой мощью поддерживал своих представителей в минуты тяжких испытаний.
Сочинение 2
Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», написанная в 1969 году, рассказывает о девушках, которые хотели жить, любить, иметь детей. А им пришлось стать солдатами, чтобы защитить себя и своих близких. Автор показал нам войну необычной гранью: женщина и война.
Борис Васильев – фронтовик, защищал родную землю от захватчиков. Все его произведения о войне основаны на личном восприятии автором событий, его оценке происходящего.
Повесть уносит нас в далекий 1942 год на один из разъездов северного края. Война гремела уже повсюду, а здесь был тыл. Когда в этих краях неожиданно появились немецкие диверсанты, пять девушек вместе со старшиной Васковым пошли навстречу фашистам. Преследуя врагов в лесу, они вступили с ними в неравный бой – шестеро против шестнадцати. Девушки погибли, но не пропустили врага к Беломоро-Балтийскому каналу.
Героини повести – девушки-зенитчицы: Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина и Соня Гурвич. До войны они учились, влюблялись, мечтали. Война исковеркала их судьбы.
Все девушки и разные, и похожие. Рита Осянина – строгая, волевая, сдержанная. Женя Комелькова – отчаянная, храбрая, рерзкая и красивая. Лиза Бричкина – молчаливая, трудолюбивая. Галя Четвертак – смешная и мечтательная. Соня Гурвич – отличница и поэтическая натура. Автор так ненавязчиво знакомит с каждой девушкой, что мы успеваем полюбить их всех, проникнуться их переживаниями, чувствами. В этом помогает и описание природы тех мест, где развивались события. Глухие, не тронутые войной леса, пение птиц, густой, пряный воздух – разве можно умирать среди этой красоты?
Девушки погибли, и не вернуть их. Соня Гурвич умерла от удара ножа в грудь. Погибла Галя Четвертак. Лиза Бричкина увязла в болоте. До последнего мгновения она боролась с липкой трясиной и все тянулась, и тянулась к солнцу, как к последней своей надежде. Женя Комелькова вложила в свой последний выстрел всю ненависть к фашистам. А Рита Осянина покончила с собой, будучи смертельно раненной, и никогда ее маленький сын не увидит свою мать.
Остался в живых только старшина Васков, один со своей болью и яростью. И такая ненависть к врагу обуяла его, словно именно он был сейчас последним защитником Родины. Он желал только одного – отомстить. Старшина казнил себя мыслями о том, что не уберег, положил всех пятерых за десяток фрицев.
Автор довел свою повесть до логического конца: зло должно быть наказано. Васков расправился с немцами, он победил. И девушки тоже победили. Они погибли, но враг, матерый, сильный, беспощадный, не прошел.
Подвиг этих девушек, как и подвиг всех на войне, учит нас верить, что смерти нет, а есть и должна быть только Жизнь!
Краткий анализ эпизода бой Мцыри с барсом в поэме М. Ю. Лермонтова
Поэма “Мцыри” – одно из самых известных творений М. Ю. Лермонтов. Поэт путешествовал по Военно-Грузинской дороге, занимаясь изучением местного фольклора, и встретил монаха, рассказавшего ему историю своей жизни. Лермонтов был так впечатлен его рассказом, что написал поэму. Особое место в сюжете занимает бой Мцыри с барсом.
Краткое описание первой части
Юноша рассказывал монахам о том, что с ним случилось, что он видел за пределами монастыря. Один из ключевых моментов в сюжете, в котором раскрывается характер персонажа, – это бой Мцыри с барсом. Он описан в трех главах.
В первой главе говорится о том, что ночью в лесу юноша встретил барса. Он предстает перед читателем не просто как опасное и дикое животное, а как гость пустыни. Мцыри не боится его – он им восхищается. Барс наслаждается красотой ночи, как и юноша. Для его описания поэт использует слова, подходящие под описание дитя, каким он и является, только барс – дитя природы.
В этот же момент Мцыри почувствовал, что хочет сразиться с хищником. И юноша понимает, что мог бы быть удалым воином. Для Мцыри бой с барсом – это возможность стать ближе к своей семье, к тому человеку, которым бы он мог стать. Поэтому юноша не боялся схватки, а ждал ее и радовался возможности проявить свою удаль.
Важно
Во второй части описывается начало боя Мцыри с барсом. Зверь почувствовал опасность и стал готовиться к схватке. Несмотря на то, что он был могучим, юноша не растерялся и не испугался. Мцыри подготовился к тому, чтобы отразить удар барса.
Прыжок зверя мог стать роковым для юноши, но он смог отразить его и нанести рану хищнику. И поэт в этот момент сравнивает его с человеком, тем самым показывая, что и дикие животные могут чувствовать. Но, несмотря на тяжелое ранение, зверь не собирается сдаваться и готов продолжить поединок с юношей.
Краткое описание третьей части
В третьей части описывается сам бой Мцыри с барсом. Зверь бросился на юношу, но тот успел защититься и ранить его. Схватка была жаркая, никто из них не хотел сдаваться. Сам Мцыри почувствовал себя диким животным, и другие люди испугались бы его в тот момент.
Барс сражался изо всех сил, и в том поединке они стали единым целым. Для юноши дикий зверь стал ближе, чем был бы друг. Но все-таки, несмотря на свою силу, барс пал в том поединке
Но Мцыри было его не жаль, потому что он погиб, как и подобает отважному и могучему бойцу
Эпизод схватки главного героя и барса – это объединение человека и природы. Барс в поэме являлся олицетворением силы дикой природы, для которой важны все живые существа. В поединке сошлись два бойца, достойные быть ее частью. Но главное, что в тот момент Мцыри чувствовал себя свободным, как и дикий зверь.
Для юноши этот бой стал проверкой его способностей, его отваги. Во время этой схватки он смог показать свою силу, которую не получалось применить в стенах монастыря. Несмотря на то, что Мцыри не задумывался над тем, что он может быть отважным бойцом, он смог одолеть могучего соперника. И после этого юноша имел право с гордостью считать, что был бы не последним из храбрецов в родном краю.
В поэме “Мцыри” бой с барсом показал, что юноша не только смел, но и физически силен. Эта встреча и схватка с диким зверем продемонстрировали, что он не испугается никаких трудностей и будет дальше следовать своему пути. И даже израненный, юноша не пошел обратно в монастырь, а продолжил двигаться к своей цели.
Описание боя с барсом получилось динамичным, насыщенным событиями благодаря большому количеству глаголов. На протяжении чтения эпизода встречи с диким зверем читатель волнуется за героя: сможет ли он справиться со столь опасным и могучим противником? В схватке с барсом Мцыри проявил не только физическую, но и духовную силу, показав себя отважным воином.
История создания
История создания поэмы уже сама по себе может быть сюжетом для романтического произведения, ведь со своим героем Лермонтов познакомился на Кавказе. Путешествуя в 1837 году по Военно-грузинской дороге, поэт встретил там старого монаха, который рассказал поэту свою историю жизни: плен, юность в монастыре и частые попытки убежать. Во время одной из таких попыток юноша заблудился в горах и чуть не погиб, после чего решил остаться в монастыре и принять постриг. Заворожённо слушал Лермонтов этот рассказ. Ведь еще в 17 лет он мечтал написать поэму о юноше-монахе, и вот его герой стоит перед ним! Произведение «Мцыри» написано в 1839 г., а уже в следующем году оно было напечатано. Эта поэма стала самой любимой у Лермонтова. Он охотно и с воодушевлением читал её вслух. Друзья вспоминали, как он читал её в первый раз, «с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны».
Первоначально поэма носила название «Бэри», по-грузински «монах».
Неудачное начало Прутского похода
Русские войска должны были пройти от Киева через крепость Сороки к молдавским Яссам. Территория Польши, которую необходимо было пересечь, находилась под властью короля, дружественно относившегося к России. Важнейшим этапом похода стало форсирование Прута, из-за чего он и получил название Прутского.
В июне 1711 года на Днестре, у границы Речи Посполитой и Молдавии, у русской армии возникли затруднения из-за проблем со снабжением. Фельдмаршалу Шереметеву было поручено отправиться к Дунаю.
Кавалерия должна была занять вероятные места переправы турок и создать продовольственные склады, что помогли бы наладить обеспечение основных сил. Несмотря на кажущуюся простоту задачи, Шереметев не нашёл поддержки на указанных территориях, из-за чего вынужден был повернуть на Яссы.
Рядовой драгун, гренадер пехотного полка с ручной гранатой и солдат-преображенец
Тем временем большая часть сил пересекла Днестр, и 27 июня 1711 года разделилась на две отдельные группировки. Вперёд выдвинулись две пехотные дивизии, усиленные казачьими отрядами. За ними продолжали движение Пётр I с двумя полками и двумя пехотными дивизиями. Силы подкреплялись артиллерией.
Уже к началу июля 1711 года армия вышла к восточному берегу Прута. Однако здесь русских солдат ожидали потрясение и неудача. Пользуясь неожиданностью и внезапностью, конные отряды Крымского ханства атаковали русских. Бой был недолгим, в нём погибло более двух сотен человек. Стараясь восполнить потери, армия двинулась к городу Яссы.
6 июля начинается форсирование Прута. Здесь к Петру I присоединился со своим войском молдавский правитель Дмитрий Кантемир. Но и на этом этапе русских ожидали немалые испытания. Теперь уже трудности были обусловлены не столько действиями противника, сколько отсутствием продовольствия. И без того небольшое войско (в сравнении с турецкими силами) вынуждено было разделиться, чтобы обеспечить снабжение каждого из отрядов.
Турецкий солдат, янычар и сипах (турецкая тяжёлая кавалерия)
Защита лейтенанта
Еще один важный эпизод — случай в госпитале, когда Сашка вступился за своего нового знакомого (молоденького лейтенанта) перед особистом. Они и знакомы-то были всего ничего, однако Сашка прекрасно осознавал, чем может грозить лейтенанту, имевшему звание, затеянная Владимиром ссора. А ему, рядовому, ничего не будет: дальше передовой все равно не пошлют. В результате лейтенант остался в госпитале, а Сашка вынужден был отправиться дальше в Москву сам. Отчаянный и горячий лейтенант на деле оказался слабее превосходящего его по силе духа и смелости рядового — к этому подводит анализ повести «Сашка» Кондратьева.
Несколько интересных сочинений
Чем старше взрослее становится человек, тем самостоятельнее. И это понятно. Новорожденный не может быть самостоятельным потому что еще ничего не умеет ему надо всему учится
Лидия Михайловна – один из ключевых персонажей в рассказе В. Распутина. Молодая, двадцати пяти лет, учительница французского со слегка косящими глазами оказывается своего рода ангелом-хранителем для главного героя рассказа.
Персонажи повести Барышня-крестьянка яркие, каждый со своим характером. Лиза – дочь помещика Муромского, избалованная любящим отцом
В реальной жизни мы постоянно видим пример жестокого отношения к животным. Они поднимают вопрос о том, насколько допустимо подобное поведение и где границы, за которыми требовательность переходит в жестокость.
Месть – это чувство знакомое каждому человеку. Когда тебе сделали больно, причинили физический или моральный вред, так хочется ответить, сделать обидчику в несколько раз больнее. Можно ли оправдать месть?
Союзники Петра I
Понимая, что турки не ограничатся зимними набегами крымчаков на южнорусские земли, Пётр I воспользовался поддержкой правителей Валахии и Молдавии. Он планировал объединить силы, чтобы нанести по туркам не менее решительный удар, чем по шведам. Для этого и была предпринята военная кампания, подразумевавшая глубокий поход по Дунаю.
Кроме того, русский царь приобрёл других союзников. Помимо глав Молдавии и Валахии, к нему присоединился польский король Август II. При поддержке Петра он смог начать боевые действия в Померании, что отвлекло часть сил шведов (а те неизменно пришли бы на помощь туркам).
Соратниками России стали также сербы и черногорцы, которые стали разворачивать повстанческое движение. Это было не просто противостояние русских и турок, а конфликт разных культур, христианского и мусульманского мира.
Со стороны России выдвинулась армия, разделённая на четыре пехотные и две драгунские дивизии. Серьёзной поддержкой стал молдавский корпус. Общее число солдат составляло около 86 тысяч человек, в распоряжении которых имелось 120 орудий. Эти цифры кажутся весьма внушительными, однако силы Турции в несколько раз превосходили численность русских.
Турки сумели собрать против России войско, насчитывавшее 190 тысяч человек. В качестве вооружения использовалось около 440 орудий. Несложно догадаться, что уже эти показатели демонстрировали явный перевес сил в сторону турок. Однако главные причины неудачи крылись отнюдь не в численности солдат.
Карта Прутского похода 1711 года / Vissarion / ru.wikipedia.org
Подвиг твой бессмертен
Вернувшись после демобилизации на Родину, Алексей Очкин окончил ВГИК и стал кинорежиссёром киностудии «Мосфильм». Вместе с Григорием Чухраем, в качестве второго режиссёра, он снимал легендарный фильм «Сорок первый».
Проявил себя Алексей Яковлевич и как писатель. Его перу принадлежат книги «Непобеждённые» (1968), «Иван — я, Фёдоровы — мы» (1973), которая в первой редакции называлась «Вошедшие в бессмертие», пьеса «Старая яблоня», повесть «Суровые люди» и многие другие произведения.
livelib.ru
Книга Алексея Очкина «Иван — я, Фёдоровы — мы».
narod.ru
Могила Алексея Очкина на Миусском кладбище.
Сейчас здесь ежегодно проводятся памятные мероприятия благодаря поддержке со стороны главы района Марьина Роща Екатерины Анатольевны Игнатовой
А первым, кто привлёк внимание общественности к подвигам Алексея Яковлевича Очкина, был теперь уже тоже вошедший в бессмертие Сергей Валентинович Звягин, создатель и руководитель Комитета по сохранению памяти героев подвига самопожертвования
К сожалению, 28 июня 2018 года Сергей Валентинович тоже ушёл из жизни, причём ещё совсем нестарым человеком. Ему был всего 61 год. Сейчас его дело продолжают Сергей Павлович Романовский и руководитель Проекта «Почётный караул» Алексей Игоревич Царёв.
3 сентября 2020 года именно их усилиями на территории школы № 1065 района Южное Бутово, где проживал Алексей Яковлевич Очкин, была открыта мемориальная доска. Так что у школьников будет теперь прекрасный пример для подражания — наверное, за всю историю человечества людей с такой уникальной судьбой, как Алексей Яковлевич Очкин, наберётся очень и очень немного. Не исключено, что его случай вообще уникален.
В госпитале
Путь был трудным, но грела мысль о скорой встрече с Зиной. О том, какой она получилась, расскажет краткое содержание.
Сашка Кондратьева — по главам можно восстановить его двухмесячное пребывание на фронте — познакомился с сестричкой еще по пути на передовую. Он спас ей жизнь. Были тогда и первые поцелуи, и обещания ждать. Зину Сашка увидел сразу же. Она как будто обрадовалась встрече. Но что-то в ее поведении смущало героя. И не зря. Девушка, которую парень считал самым близким человеком, была влюблена в лейтенанта. И хотя Сашке стало невыносимо больно, он решил не мешать счастью Зины.
Больше возмутила его вечеринка с танцами на майских праздниках, устроенная офицерским составом. Он не понимал, как можно веселиться, когда там все поля «в наших». Уже следующим утром герой покинул санчасть, направившись в госпиталь. Он решил до возвращения на передовую навестить мать. Судьба пехоты в войну известна и, может, это последний шанс свидеться.
Анализ боя
В данном отрывке очень четко передана динамичность боя Мцыри с барсом. Указанный отрывок имеет огромное значение для максимального раскрытия характера главного героя. При первой встрече с хищником Мцыри не испугался, как на его месте сделал бы другой человек. Он словно завороженный смотрел на дикого зверя, любуясь и восхищаясь его красотой. У него не было страха перед ним. Юноша видел в нем достойного соперника. Воина, такого же, как он сам.
Барс совсем молодой. Его поведение сродни ребенку. Он играет с костью, визжит от радости, в полной мере наслаждаясь процессом. Учуяв человека, добродушный зверь преобразился на глазах. Кость его больше не интересовала. Барс готов к нападению и цель у него одна победить.
Они бились за жизнь с полной самоотдачей, до последней капли крови. Мцыри сам от себя не ожидал, что ему удастся одержать верх над барсом, выйдя из смертельной схватки победителем. Он привык, что его все считают слабым, способным лишь молиться да поститься. Это было настоящее испытание для него, проверка сил, открытие новых возможностей. В момент победы произошло полное перерождение главного героя. Он был уже не беспомощный юноша, которого все оберегали. Он стал настоящим мужчиной, способным на поступки.
Мцыри наконец-то понял, что такое настоящая жизнь, наполненная эмоциями, чувствами, ранее ему незнакомыми. Монастырь не мог ему подарить подобных ощущений. Свобода далась ему дорогой ценой. Но эти дни, проведенные на воле, стали самыми счастливыми в его жизни, несмотря на трагичный финал. Пройдя через все трудности, достойно преодолев их, Мцыри наконец-то обрел свободу в душе и гармонию в сердце.
Бой с барсом
28 предложений/ 395 слов
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» сама по себе довольно эмоциональная, но самое большое впечатление на читателя производит эпизод «Бой с барсом». Автор использует множество выразительных глаголов и ярких эпитетов, чтобы передать те чувства, которые испытывает главный герой. Мцыри — истинный сын Кавказа, родившийся и выросший в горах Грузии.
В шесть лет он был лишен родительского крова, а затем попал в монастырь Мцхета, где и провел остаток своей жизни. Стены монастыря для мальчика были хуже тюрьмы. Всю жизнь он мечтал выбраться на свободу и повидать родных. Его мечтам не суждено было сбыться, но три дня на воле он все же провел. Именно тогда Мцыри и столкнулся на своем пути с диким барсом, с которым вступил в ожесточенную схватку.
Шерсть на животном «отливала серебром», отчего все действо юноше казалось фантастическим сном. Интересно, что вместо страха молодой боец испытывает такие чувства, как ожесточение и радость. Следующий отрывок в полной мере изображает отношение Мцыри к этому поединку:
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
Юноша видел в барсе достойного соперника, вместе с тем дикое животное, которое можно победить только, приложив немало физических усилий. Ему удалось одолеть злобного врага, но он потерял много жизненных сил. Дикое животное в поэме символизирует мощь природы, которую невозможно одолеть, победив одного только барса. Эта схватка всего лишь служит проверкой сил главного героя и его воли к свободе.
Одержав победу над хищником, он надеется освободиться от оков монастыря и всего, что ограничивает его свободу. Он надеется, наконец, найти родной дом и обнять отца. Даже будучи изрядно израненным, он не отступает от своего желания вернуться на родину. Герой продолжает свой путь с глубокими следами когтей на груди, но обессилев, теряет сознание.
Его тело находят и возвращают в монастырь, где он проводит свои последние дни. Перед смертью единственное, что его радует, это те три дня, которые он провел на воле. Радости и счастья, которое они ему доставили, он не в силах скрыть от старика-монаха, который когда-то спас его в детстве. Мцыри интересует вопрос, зачем же его спасли, если собирались держать в неволе. Ведь его место на лоне дикой природы.
Поэтому, зная, что его вскоре настигнет смерть, он просит перенести его в сад. Он не обращается к Богу с просьбой о помощи, а стремится свои несчастья преодолеть сам
Все, что для него важно, это дни, проведенные вне монастыря, которые он провел счастливо, живя настоящей, свободной жизнью.
см. также:Другие сочинения по произведению Мцыри, Лермонтов
Разочарование главного героя
Рассказ «Четыре дня» А.Г. Гаршина рассказывает о главном герое, который оказывается в полной изоляции от общества на протяжении четырех дней. В начале рассказа герой чувствует радость от свободы и отсутствия обязанностей. Однако, постепенно он начинает понимать, что его жизнь лишена смысла и цели, и его окружают лишь пустота и одиночество.
Четыре дня главный герой проводит в особняке на окраине города. Он жалуется на отсутствие общения и скучество, но с каждым днем становится все более убежденным в бесполезности своей жизни. Главный герой оказывается в состоянии меланхолии и грусти.
Одинокий герой проводит своё время, рассматривая окружающую природу и задумываясь о бессмысленности человеческой жизни. Он осознает, что его жизнь была лишь повторением банальных событий, без значимых достижений или интересных впечатлений. В его жизни отсутствуют настоящие чувства и эмоции.
После четырех дней изоляции главный герой осознает, что его жизнь стала пустой и бесцельной. Он ощущает разочарование, потому что его ожидания и надежды на заполнение его пустоты и одиночества не сбылись.
Четыре дня в изоляции показывают герою фрагменты его жизни и стимулируют его задуматься о своих настоящих ценностях и стремлениях. Рассказ «Четыре дня» отражает не только чувства и переживания главного героя, но и вызывает размышления о смысле жизни, одиночестве и разочаровании, которые могут постигнуть каждого из нас.