Опера «фауст»: содержание, видео, интересные факты, история

Самые известные оперы мира: фауст (faust), ш. гуно | ideika-world.com

Краткое содержание оперы Фауст Гуно

В кабинете у доктора Фауста стоит все необходимое для работы. Ему нужно как можно скорее закончить написание рукописей, поэтому он работает не только днем, но и ночью. Неожиданно на земле не осталось ни одного человека, и тогда он стал приходить сюда каждый день, а может быть случиться, так что кто-нибудь еще выжил. Но чуда не случилось и тогда он решает покончить жизнь самоубийством. К нему является Мефистофель. Сначала он очень пугается этого и старается разными способами его прогнать, но потом сатана предлагает ему выполнить любое желание и доктор соглашается. Больше всего на свете ему хочется вернуться в те дни, когда он был молодым и счастливым парнем.

После этого сатана показывает ему образ одной очень красивой девушки и тогда Фауст соглашается подписать договор и даже не вчитывается, что в нем еще написано.

Дальше действия переносятся на ярмарку, где находится Маргарита и ее брат, который совсем скоро уйдет в армию. Раньше он всегда заступался за свою сестру и никому не давал в обиду, а теперь кто же за нее будет заступаться. Лучший друг ее брата Зибель уже давно любит девушку и поэтому сразу же соглашается заменить своего друга. Неожиданно появляется сатана и пытается навести на всех страх. Друзья стараются прогнать и избавиться от неприятеля, но оружие их не слушается.

Фауст требует у Мефистофеля, чтобы тот познакомил его с Маргаритой и тогда он оказывается в танце вместе с ней. Девушка очень сильно пугается парня и поэтому, скорее, от него убегает.

Зибель не хочет больше ждать и собирается обо всем рассказать Маргарите и срывает цветы, но они вянут у него в руках.

А тем временем сатана находит коробку, в которой находятся очень красивые драгоценности, и вручает их Фаусту. Он уверен на сто процентов, что девушка выберет не цветы, а драгоценности. Фауст старается рассказать девушке о своих чувствах, и они оказываются взаимными.

Дальше с войны возвращается брат Маргариты и узнает все, что случилось с сестрой. Он пытается забрать сестру, но в поединок вступает сатана. Между ними получается бой и Валентин получает очень сильное ранение и проклинает свою сестру.

Мефистофель собрал всю свою нечисть и начинает праздновать. На праздник приглашен и Фауст, после нескольких рюмок ему все больше и больше хочется видеть свою любимую и он бежит к ней.

Маргарита сидит в темнице, куда ее посадили после смерти брата, а также маленького ребенка. Фауст хочет при помощи сатаны вытащить девушку из беды. Сначала она кидается к своему любимому, но когда увидела сатану, то отталкивает и запирается в темнице. Не желая больше жить она умирает. А доктор начинает рушить все, что попадется ему под руки.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

Знойным летним днём герои возвращаются с охоты. В непроходимых зарослях кустов решают поохотиться на тетеревов. Как только прозвучал выстрел, откуда ни возьмись, появился человек.

Молодые люди мчались на лошадях. Был конец смены. Они собирались покататься еще на следующий день утром. Но автобусы приехали после завтрака. Была суматоха, все торопились. Дети разъехались по домам.

По профессии главный персонаж переводчик художественной литературы. По его мнению, он наделен талантом, но нередко ленится справляться с поставленными задачами. Успех отнюдь не сопутствует ему в работе

Проживал в небольшом городке столяр Джузеппе и изготавливал красивые фигурки, чтобы продавать и жить на эти средства. Однажды ему попалось полено, которое издавало какие-то звуки, и он испугался.

Стихотворение великого русского поэта Михаила Лермонтова «Тучи» – это произведение с подтекстом. В жизни поэта, отправленного во вторую кавказскую ссылку, наступило время отчаяния и тоски

Фильм Фауст (1926): описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме

Faust

РежиссерФридрих Вильгельм МурнауАктерыГеста Экман, Эмиль Яннингс, Камилла Хорн, Фрида Рихард, Уильям Дитерле, ещеВ центре сюжета извечное противостояние добра и зла. Сатана спорит с Архангелом Михаилом, что сможет совратить любого человека, на которого ему укажут.

Выбор падает на Фауста, пожилого ученого-алхимика, очень известного человека. С легкой руки демона на его город обрушивается чума, ежедневно унося тысячи жизней. Отчаявшись, мужчина вынужден прибегнуть к помощи дьявола. Эпидемия отступает, но злые силы никогда так просто не отпускают тех смертных, кто однажды имел с ними дело.

Сможет ли Фауст устоять перед соблазнами Сатаны?ПродюсерЭрих ПоммерКомпозиторыВольфганг Даунер, Вернер Р.

Хейманн, Эрно Рапи, ещеМонтажЭлфи БётрихОператорКарл ХоффманнСценаристыГерхарт Гауптман, Ганс Кизер, Иоганн Вольфганг фон ГётеХудожникиРоберт Херлт, Вальтер Рёриг, Жорж Анненков

  • Фридрих Мурнау, режиссер фильма, после окончания работы над ним навсегда уезжает в США.
  • Фильм «Фауст» вдохновлен одноименным произведением Иоганна Гете и старинной германской легендой.

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Фильм начинается с диалога Архангела Михаила и Сатаны. Они решили заключить пари. Условия максимально просты: верховный демон должен совратить человека, на которого ему укажут ангелы. Им оказывается Фауст — известный алхимик и уважаемый пожилой человек.

Демон начинает действовать. Он насылает на город, где живет мужчина, эпидемию чумы. Болезнь убивает десятки тысяч людей ежедневно. Ученый пытается найти лекарство, но у него ничего не получается. После многих неудачных попыток Фауст впадает в отчаяние. Тут к нему и является Сатана в обличии Мефистофеля.

Поддавшись уговорам дьявола, мужчина меняет свою душу на способность оживлять мертвых. Он спасает людей и завоевывает славу героя. Однако демон решает спутать все карты, подсунув девушку с крестом в руках. Черная магия бессильна против освященных вещей. Бедный ученый еле смог унести ноги от разъяренной толпы.

Позже Мефистофель предлагает ему другую сделку. К Фаусту возвращается молодость Вдвоем они отправляются в далекую страну, где в него влюбляется местная правительница. Какое-то время алхимик живет с ней, но потом просит вернуть его обратно.

Оказавшись в родном городе, Фауст посещает собор. Там он встречает Гретхен, и это любовь с первого взгляда. Сатана делает все, чтобы не дать им жить счастливо. Их приговаривают к сожжению на костре. Влюбленные умирают, но демон так и не смог выиграть пари, ибо любовь аннулирует договор.

Слово к молодым

Ученый и защитник русской культуры, профессор Дмитрий Сергеевич Лихачев напоминает о многозначности слова «земля»: это «и почва, и страна, и народ», и планета. Сохранить ее богатства – задача каждого человека.

Не бойтесь ставить перед собой большие цели в жизни. Выбирайте профессию, которая принесет радость вам, и пользу – другим людям. Все хорошее начинается с любви: к семье, школе, селу, городу, народу.

В основе патриотизма – любовь к людям и Родине, славной и трагической истории своей страны. Настоящий патриот видит взаимосвязь национальной культуры с мировой. Русская культура открыта миру.

Древняя Русь – любимая эпоха автора, богатство русского языка – неисчерпаемая тема для изучения. Лихачев напоминает: знание прошлого обогащает современную культуру.

Человек должен вести себя скромно, просто, быть терпимым к своим недостаткам и недостаткам окружающих, в меру шутить, быть правдивым. Доброта сказывается в мелочах (это и есть «большое в малом»). И она должна исходить из сердца.

В юности складывается и характер человека, и круг его друзей. Взрослому человеку труднее найти задушевных друзей. Можно заботиться о себе, своем комфорте, но не быть при этом эгоистом. Ведь главная жизненная задача – нести добро и пользу людям.

Искусство – дверь «в большой мир». Оно разное, хотя и обращено ко всем. Есть понятное и любимое многими, есть близкое только некоторым людям. Это разнообразие тем, смыслов и героев должно сохраняться и в современном искусстве.

Русский язык – бесценное сокровище русского народа. Как человек говорит на родном языке – таков и его умственный уровень, характер, нравственный облик. Нужно «учиться говорить и писать» правильно, точно, красиво. Для этого необходимо много читать. Лучше тратить время на классику и хорошую современную литературу, чем на модные, но пустые новинки. Задача учителей – привить любовь к чтению. У автора такой учитель был.

Внимание молодых людей скрашивает жизнь стариков. Добрые отношения между разными поколениями взаимно обогащают. Никто так не расскажет о прошлом, как очевидец

Никто так не выслушает, как любознательный молодой человек. Память сильнее времени и смерти. «Без памяти нет совести»

Никто так не расскажет о прошлом, как очевидец. Никто так не выслушает, как любознательный молодой человек. Память сильнее времени и смерти. «Без памяти нет совести».

Гуно. Опера «Фауст»

Опера в 5 действиях. Либретто на основе первой части одноименной трагедии Гёте написано Ж. Барбье и М. Карре.

Первое представление состоялось 19 марта 1859 года в Париже.

Действующие лица:
Доктор Фауст, тенор
Мефистофель, бас
Валентин, баритон
Вагнер, баритон
Маргарита, сопрано
Зибель, меццо-сопрано
Марта, меццо-сопрано

Первое действие. В мрачном кабинете, глубоко задумавшись, склонился над фолиантами доктор Фауст. Дожив до глубокой старости, он понял бессилие науки и своих знаний. Близится рассвет, но начинающийся день не несет утешения. Фауст готов расстаться с жизнью, однако шум проснувшегося города меняет решение доктора. Он хочет вновь стать молодым и вызывает злого духа. Появляется Мефистофель. Он согласен исполнить желание старого доктора, но в награду требует его душу. Фауст в нерешительности. Чтобы рассеять его сомнения, сатана вызывает образ прекрасной юной Маргариты. Прочь колебания: Фауст осушает кубок с волшебным питьем — он снова молод.

Второе действие. Шумное оживление на площади немецкого городка — пируют горожане, горожанки, студенты. Солдаты за кружкой пива коротают последние часы перед походом. На площадь приходит брат Маргариты Валентин. Он, отправляясь в поход, молитбога охранить сестру от искушений, бед и зла. Остающийся в городе юный друг Валентина — Зибель обещает быть защитником Маргариты. Неожиданно в толпе появляется странный незнакомец. Это Мефистофель. Он поет песню о золотом тельце, ради которого льется людская кровь. Окончив песню, сатана предсказывает окружающим судьбу и предлагает тост за Маргариту. Взбешенный дерзкими речами незнакомца, Валентин обнажает шпагу, но она внезапно ломается. Поняв, что дело не обошлось без вмешательства дьявольских сил, солдаты крестообразными рукоятками шпаг изгоняют сатану.

В веселом вальсе кружатся пары. Среди толпы Фауст ищет Маргариту. Медленно проходит по площади юная красавица. Фауст подходит к девушке, приглашая ее пройтись по городу. Маргарита скромно отказывается от предложения юноши.

Третье действие. Сад Маргариты. Влюбленный в девушку Зибель собирает цветы — они должны рассказать Маргарите о его любви. В сад входит Фауст, охваченный трепетным волнением: невинность и красота Маргариты покорили его.

Оставив принесенный Мефистофелем подарок, Фауст удаляется. Возвращается домой Маргарита. Встреча на площади оставила в ее душе глубокий след. Сидя за прялкой, она пытается песней отогнать воспоминания о прекрасном юноше. Но все напрасно. Увидев ларец с подарками, Маргарита примеряет драгоценности. Украшения делают девушку еще прекраснее. Темнеет. В сад возвращаются Фауст и Мефистофель. Оставив влюбленных наедине, сатана заклинает цветы — они должны усыпить совесть красавицы. Маргарита не в силах дольше бороться с охватившим ее чувством и признается Фаусту в любви.

Четвертое действие. Первая картина. Маргарита одна. Фауст ее покинул. Соседки жестоко насмехаются над бедной девушкой. Один лишь Зибель попрежнему верен ей.

Вторая картина. Мучимая раскаянием, пришла к храму Маргарита. Ей слышатся голоса злых духов. Появившийся Мефистофель, преграждая дорогу в храм, напоминает несчастной о ее грехопадении, предсказывает страшные муки ада. Маргарита падает без чувств.

Третья картина. Под звуки торжественного марша с победой возвращаются домой солдаты, их радостно приветствует народ.

Зибель пытается предупредить Валентина о несчастье, случившемся с его сестрой, и просит быть добрее к ней. Отстраняя друга, Валентин быстро удаляется. На опустевшую улицу, к дому Маргариты выходит Фауст, ему тяжело — ведь он обрек любимую девушку на стыд и позор. Насмешливой серенадой Мефистофель приглашает Маргариту на свидание. Появляется Валентин, между ним и Фаустом вспыхивает поединок. Смертельно раненный, Валентин проклинает сестру и предсказывает ей позорную смерть. Маргарита теряет рассудок.

Пятое действие. Первая картина. В темнице Маргарита ожидает казни: в припадке безумия она убила своего ребенка. Появляется Фауст, он пришел, чтобы спасти Маргариту. На миг к несчастной возвращается рассудок, она вспоминает дни первых встреч, свой сад, куда приходил Фауст.

Вбегает Мефистофель — надо спешить, близок рассвет. При виде дьявола Маргарита снова теряет рассудок, силы оставляют ее, она умирает.

Вторая картина. Вальпургиева ночь, нечисть справляет шабаш. Мефистофель хочет, чтобы Фауст в кругу куртизанок, за чашей вина, забыл Маргариту. Но ничто не может изгладить из памяти Фауста ее светлый образ.

Экранизации

Противостояние, которое добро и зло ведут не первый век, – благодатная почва для создания сценария. Первым появлением Мефистофеля на экранах стал фильм «Замок дьявола». Режиссер, сценарист, оператор и исполнитель главной роли – Жорж Мельес. Позже автор снял короткометражки «Фауст и Маргарита», «Кабинет Мефистофеля» и «Гибель Фауста».


Жорж Мельес в роли Мефистофеля

Не менее ярким воплощением духа отрицания стал Эмиль Янингс в фильме 1926 года «Фауст». Картина основана на легендах об ученом и одноименном творении Гете.


Эмиль Яннингс в роли Мефистофеля

В 1969 году вышел первый советский фильм о помощнике дьявола. Роль искусителя досталась Юрию Яковлеву.


Юрий Яковлев в роли Мефистофеля

Демон также появляется в голливудском блокбастере «Призрачный гонщик» (2007 год). Мефистофель забирает душу главного героя в обмен на выздоровление отца. Роль коварного злодея исполнил Питер Фонда.


Питер Фонда в роли Мефистофеля

В 2011 демон стал героем аниме «Blue Exorcist». Основой мультфильма служит одноименная манга, забавные цитаты из которой поклонники заучивают наизусть. Здесь Мефистофель предстает в необычном амплуа – демон увлекается экзорцизмом и дружит с людьми.

Действие третье

Перед дворцом Менелая в Спарте

Участь Елены незавидна. Муж решил преподнести ее в качестве жертвоприношения богам. Благодаря ключнице Форкиаде, Елене удается сбежать в соседний замок.

Внутренний двор замка

Елена попадает к Фаусту. Он сообщает любимой, что все в замке принадлежит ей. Менелай, желая отомстить, направляет войска на замок. Фауст в ответ посылает свои. Пока идет сражение они с Еленой прячутся в подземном мире. Вскоре у них рождается ребенок с необычными способностями. Мальчика назвали Эвфорион. Как ни пытался уберечь его Фауст от опасностей, недоглядел. Взобравшись на скалу, Эвфорион прыгает с нее, разбиваясь насмерть. Елена не смогла перенести смерть сына. Тело женщины растворяется в воздухе, оставляя на память в руках Фауста лишь платье.

Опера «Фауст» за авторством Шарля Гуно в исполнении Ростовского музыкального театра

Для тех, кто читает не только новости политики, но и искусства, далеко не секрет, что не так давно прошло уникальное событие в мире театра. На исторической сцене Большого театра в Москве выступал состав Ростовского музыкального театра. Никогда прежде приезжий состав не выступал на ней. Пожалуй, это уже говорит о том, какого качества должны быть постановки этого театра.

На постановку, удостоившуюся приглашения на историческую сцену, смог попасть и я. Это опера «Фауст» за авторством Шарля Гуно. Честно говоря, я возлагал большие надежды на эту оперу.

Моё предыдущее знакомство с Фаустом обернулось большим разочарованием, однако прошло достаточно времени, чтобы я задумался — может, я чего-то недопонял? Может быть, там всё-таки есть некий тайный смысл, который мне ранее не открылся?

Обратите внимание

Что ещё несколько настораживало перед началом — тот факт, что это французская опера. То есть петь будут наши актёры, но язык — французский. Так как же?..

Однако оказалось, что в театре уже давным давно решён этот вопрос небольшим экраном, на котором высвечивают русские субтитры. Решение неоднозначное, поскольку вынуждает переводить взгляд со сцены на него и обратно.

Но альтернативой является наблюдение вообще без перевода.

Опера имеет отличия в сравнении с трагедией Гёте. Если вкратце, то опера фокусируется на отношениях Фауста и Маргариты.

Омоложение Фауста происходит моментально, путешествие в Античный мир опущено, а Вальпургиева ночь догоняет героев уже в Аду. Честно говоря, все эти изменение, в общем-то и к лучшему, пожалуй.

Как вид музыкально-драматического произведения, опера отличается большим вниманием как к музыке, так и к костюмам и декорациям. О каждом аспекте стоит сказать отдельно. Музыка в пьесе потрясающа

Мягкое и неспешное повествование сменяется быстрыми пассажами. Я право, не смогу подобрать подходящие слова, потому что опять же, это оркестровая музыка, всю полифонию которой не передаст никакой dolby surround. Впрочем, кое-какое подобие этого я всё же раздобыл, так что слушайте чуть ниже

Музыка в пьесе потрясающа. Мягкое и неспешное повествование сменяется быстрыми пассажами. Я право, не смогу подобрать подходящие слова, потому что опять же, это оркестровая музыка, всю полифонию которой не передаст никакой dolby surround. Впрочем, кое-какое подобие этого я всё же раздобыл, так что слушайте чуть ниже.

Что касаемо костюмов, то это, конечно, сложно было разглядеть с высоты, на которую я забрался для ознакомления с постановкой. Всё же не заметить пышность костюмов Фауста, или достоверность костюмов обываетелей средневекового городка, довольно сложно.

Важно

Декорации в постановке были использованы крайне умело. Как заметила знакомая lacrosa

, декорации «современны, лаконичны и точно передают атмосферу» (https://lacrosa.livejournal.com/1234.html). Сложно подобрать более точные слова для описания. В руках специалистов беседка из одного акта превращается в тюремную клетку в другом.

Я должен признаться, впрочем, что моего отношения к Фаусту опера не изменила. Я по прежнему не понимаю, что в этом сюжете находят такого вдохновляющего. Впрочем, вместе с katova

и ещё одним замечательным человеком на днях размышляли над тем, что Фауст — это поиск духовного. Попытка закрыть гешефт в отношении материального. И много чего другого. И тем не менее.

Ах да, и как же не упомянуть балет в финале оперы, ту самую Вальпургиеву ночь в исполнении демонов и демонесс. Вот тут точно надо видеть, это чистое зрелище для глаз и ушей.

Однако я не могу не восхищаться тем, как наш Ростовский музыкальный театр круто смог поставить эту оперу. Сделано это очень красиво и звучно. В общем, и целом, рекомендовано всем, кто оценил оригинальную пьесу.

[P.S.: ]

P.S.: Только учтите заранее, что вместе с антрактом опера длится около 4 часов.

Заметки о русском

Русский человек по натуре приветлив, ласков, жалостлив, дорожит семьей, родней. Свойственны русским и любовь к «воле вольной» (а не просто свободе), «удали» (а не просто храбрости). Простор природы, русская равнина также любимы народом, широка и душа народная. Все эти черты есть в древнерусской литературе, от летописей до житий. Узнать о русском характере можно не только из сказок, но и книг, картин более современных эпох.

На Западе в XVII-XVIII веках природу противопоставили природе. Руссо считал, что естественного человека культура и цивилизация только портят. Эти идеи столетием позже проникли и в Россию. Но «невежество и полузнайство – это почти болезнь», а природа и человек – соработники. Важен и труд пахаря, и труд ученого.

Во времена Древней Руси города были гармонично вписаны в природу. Пригород – сочетание жилья и природы. «Страна – это единство народа, природы и культуры». В каждом городе есть на что посмотреть, чему удивиться. Уникальны местные музеи, городская, сельская архитектура.

Русская пейзажная живопись богата на картины о временах года. Она всегда в движении, в переливах оттенков, поэтична и задумчива. Особенно характерны в этом отношении работы Венецианова. Впрочем, пейзаж любой страны – это элемент национальной культуры.

Устройство садов и парков – это искусство, где человек проявляет себя как творец. Оно было известно и людям Древней Руси. Однако красоту не парков, а подлинно русской природы Михайловского открыл для нас Пушкин. И именно этого поэта Достоевский считал идеалом русского человека. В этом идеале нет места «душевной узости», суете, ненависти к чужим культурам.

Древняя Русь тоже жила своим национальным идеалом. Со времен Петра Первого его стали считать «отсталым». Но теперь всем известна высота древнерусской культуры (от зодчества до иконописи).

Пушок. Георгий Скребицкий.


Рассказ Пушок. Георгий Скребицкий.

В доме у нас жил ёжик, он был ручной.Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.

Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.

Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.

Когда наступила зима, я Перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.

Но вот собрался я как-то на санках с горы кататься, а товарищей во дворе нет. Я и решил взять с собою Пушка. Достал ящичек, настелил туда сена и посадил ежа, а чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном закрыл. Ящик поставил в санки и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.

Я бежал во весь дух, воображая себя конём, и вёз в санках Пушка.

Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. Зато ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.

Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие верёвки и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.

Накатался я досыта с горы, повёз санки с ежом домой.

Везу. Вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что туда охотники привезли.

Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. Там мы пробыли до самого вечера. Глядели, как с волка снимали шкуру, как её расправляли на деревянной рогатине.

О Пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли он куда. Сразу бросился в сарай, к санкам. Гляжу-лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. Сколько я его ни тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замёрз и умер.

Побежал я к ребятам, рассказал о своём несчастье. Погоревали все вместе, да делать нечего, и решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.

Целую неделю мы все горевали о бедном Пушке. А потом мне подарили живого сыча: его поймали у нас в сарае. Он был дикий. Мы стали его приручать и забыли о Пушке.

Но вот наступила весна, да какая тёплая! Один раз утром отправился я в сад. Там весной особенно хорошо: зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озёра

Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев, что-то завозилось. Я остановился

Кто это — зверёк? Какой? Из-под тёмных листьев показалась знакомая мордочка, и чёрные глазки глянули прямо на меня

Я остановился. Кто это — зверёк? Какой? Из-под тёмных листьев показалась знакомая мордочка, и чёрные глазки глянули прямо на меня.

Не помня себя я бросился к зверьку. Через секунду я уже держал в руках Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.

Тут же на земле валялся оттаявший ящичек с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принёс домой.

Пролог в небе

Архангелы поют хвалу Творцу, но тут к Богу на прием приходит Дьявол, который высмеивает его. Он рассуждает о людской жизни: даже с божьим даром разума («искрой»), они продолжают жить подобно животным. Напрасно Бог вообще тратил на них свое время. Тогда Господь интересуется у Мефистофеля, знает ли он Фауста. Дьявол знает его, Фауст – это ученый, который искренне предан Богу и своему делу, он смело берет новые вершины, не боится трудностей.

Дьявол предлагает Богу спор. Мефистофель собирается переманить Фауста на свою сторону, подвергая его искушениям. Бог же уверен, что его подопечный справится со всеми трудностями и не свернет с верного пути. Он даже рад, что стремящегося к покою человека черт сделает более активным.

Акт 1

Фауст — стареющий ученый, который, потратив десятилетия своей жизни на учебу, понял, что ничего не добился, при этом упуская свою молодость и шансы на любовь. Проклиная науку и веру, Фауст дважды пытается покончить жизнь самоубийством. Каждый раз, когда он собирается выпить яд, он слышит хор за окном и кладет яд обратно на стол. В отчаянии Фауст ищет руководства у дьявола, и мгновение спустя появляется дьявол, Мефистофель. Фауст рассказывает ему о своих желаниях молодости и любви. Дьявол говорит Фаусту, что он может получить это, но только если он потеряет свою душу. Фауст борется с решением, но дьявол соблазняет его еще больше, показывая ему видение красивой молодой девушки Маргариты. Фауст заключает сделку с дьяволом, и дьявол превращает яд в зелье молодости. Фауст выпивает зелье и превращается в милого молодого человека. Эти двое отправляются на поиски Маргариты.

Оперы. Все произведения

  • Балет Ромео и Джульетта
  • Беллини — Норма
  • Бородин — Князь Игорь
  • Вагнер — Валькирия
  • Вагнер — Гибель богов
  • Вагнер — Золото Рейна
  • Вагнер — Летучий голландец
  • Вагнер — Лоэнгрин
  • Вагнер — Тангейзер
  • Вебер — Вольный стрелок
  • Верди — Аида
  • Верди — Бал-маскарад
  • Верди — Дон Карлос
  • Верди — Зигфрид
  • Верди — Луиза Миллер
  • Верди — Макбет
  • Верди — Набукко
  • Верди — Риголетто
  • Верди — Травиата
  • Верди — Трубадур
  • Верди — Фальстаф
  • Гендель — Оттон
  • Гершвин — Порги и бесс
  • Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
  • Глинка — Руслан и Людмила
  • Глюк — Орфей и Эвридика
  • Гуно — Фауст
  • Даргомыжский — Русалка
  • Доницетти — Дон Паскуале
  • Доницетти — Любовный напиток
  • Доницетти — Лючия ди Ламмермур
  • Жизель
  • Жорж Бизе — Кармен
  • Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
  • Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
  • Корсар
  • Лебединое озеро
  • Леонкавалло — Паяцы
  • Масканьи — Сельская честь
  • Моцарт — Волшебная флейта
  • Моцарт — Дон Жуан
  • Моцарт — Похищение из сераля
  • Моцарт — Свадьба Фигаро
  • Мусоргский — Борис Годунов
  • Мусоргский — Хованщина
  • Мюзикл Кошки
  • Пуччини — Богема
  • Пуччини — Джанни Скикки
  • Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
  • Пуччини — Манон Леско
  • Пуччини — Принцесса Турандот
  • Пуччини — Тоска
  • Рахманинов — Алеко
  • Римский-Корсаков — Золотой петушок
  • Римский-Корсаков — Псковитянка
  • Римский-Корсаков — Садко
  • Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Римский-Корсаков — Снегурочка
  • Римский-Корсаков — Царская невеста
  • Россини — Севильский цирюльник
  • Рубинштейн — Демон
  • Рыбников — Юнона и Авось
  • Спящая красавица
  • Тристан и Изольда
  • Чайковский — Евгений Онегин
  • Чайковский — Иоланта
  • Чайковский — Пиковая дама
  • Чайковский — Чародейка
  • Чайковский — Щелкунчик

«Фауст»

Старинная легенда становится, похоже, бессмертной. История доктора-чернокнижника, продавшего душу Дьяволу, несколько веков волнует умы. Сколько веков — толком неизвестно, потому что сама эта легенда может восходить к куда более древним временам.

Ф. Шаляпин в роли МефистофеляФото: ru.wikipedia.org

Сколько драматических, поэтических, живописных и музыкальных работ основано на этой теме — не сосчитать. И это все значительные и важные работы в мировой культуре. И тема неиссякаема — используется просто непрерывно: здесь и романы, и фильмы, и рок-песни, и манга, и видео-игры.

В 2011 году фильм «Фауст» российского кинорежиссера Александра Сокурова получил «Золотого льва» на 68-м Венецианском кинофестивале (фильм с участием нескольких стран: США, Россия, Германия, Франция, Япония, Великобритания, Италия).

Не обошла вниманием тему и музыка романтизма. Здесь и и Шуман, и Лист, и Мендельсон, и Вагнер, и Мусоргский и другие. Об «Осуждении Фауста» Берлиоза уже писалось

Об «Осуждении Фауста» Берлиоза уже писалось.

Так что обращение основателя французской лирической оперы Шарля Гуно к этой теме вряд ли можно назвать случайным. Герои — все известны: Фауст, Мефистофель, Маргарита.

Портрет Ф. Шаляпина в роли МефистофеляФото: ru.wikipedia.org

Насколько музыка Гуно из этой оперы была и есть на слуху, можно судить по простому цитированию. Одну из оперных арий постоянно напевает герой чеховской «Чайки» во 2-м действии. Дорн напевает тихо: «Расскажите вы ей, цветы мои…». Героиня из бесконечных «Приключений Тинтина» — Бланка Кастафиоре — без конца поет арию Маргариты из «Фауста» Гуно.

«Люди гибнут за металл!» Вряд ли кому не знакома эта фраза. Да и разве что-то изменилось? Образ Мефистофеля у Гуно — один из самых ярких в мировой культуре. Демон зла — вечный спутник Фауста, с характерным «сатанинским смехом» (Ха!Ха!Ха!Ха!), с бородкой, общей угловатостью — вошел в мировую культуру именно благодаря опере Гуно. Даже карнавальная одежда Воланда из «Мастера и Маргариты» — из театрального костюма Мефистофеля, которого сыграл Федор Шаляпин.

В оперу Шарль Гуно включил большую балетную сцену — «Вальпургиева ночь». Теперь эту сцену можно увидеть отдельным балетом. Вальпургиева ночь — это шабаш ведьм, который по многим поверьям проходит в ночь на 1 мая

Это отдельная тема, здесь важно помнить, что эта ночь-шабаш также проходит через многие произведения мировой культуры: от Гете до Булгакова и Стругацких, от Берлиоза — до песен рок-групп. Музыка «балета из оперы», то есть музыка Гуно — также одна из самых известных и любимых. Тесно связан с легендой и музыкой Берлиоза и Гуно знаменитые романы («Доктор Фаустус» Тамаса Манна, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова)

Но эта тема обширна, на не одну «толстую» книгу

Тесно связан с легендой и музыкой Берлиоза и Гуно знаменитые романы («Доктор Фаустус» Тамаса Манна, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова). Но эта тема обширна, на не одну «толстую» книгу.

Мемориальная доска на доме Фауста в Виттенберге, в Германии. Еще один дом находится в ПрагеФото: ru.wikipedia.org

Диалектика добра и зла была очень близка романтикам. Миф о Фаусте — вечен. Только одна из тем — как тяга к знаниями и пытливая мысль, но без этики приводит к катастрофе — куда как современна. Что уж говорить про другую тему — стремление к вечной юности?

Из Парижа пока уезжать никуда не нужно: следующая остановка — Жак Оффенбах и французская оперетта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: