Хвостик — краткое содержание рассказа В.П. Астафьева
Раньше остров Овсянский похож был на чубатую голову. Весь он порос высокой травой, черёмухой, вербой и пахучим смородинником. В любое время года его опоясывал венец из различных трав и кустарников. Осенью весь остров был укрыт золотой листвой. Только недалеко от воды стоял огромный стог сена. Часто на остров прилетали красивые жёлтые птицы, гонимые холодными ветрами с замёрзшего Енисея.
Сейчас этот уголок природы стал полуостровом, так как здесь построили гидростанцию, соединив остров с берегом. Уже редко речная вода заливала бывший островок. Засохли на нём кусты черёмухи, не видно ольхи и тальника. Трава там тоже растёт плохо. Цветы вытоптаны или вырваны с корнями. Растёт на берегу только колючий бурьян и курослеп. Были когда-то в заречье хорошие покосы. Вместо них сейчас построили деревянный причал.
Каждый выходной на катерах и теплоходах, моторных лодках и пароходах приплывают сюда дачники, строят парники, копают огороды, сажают овощи, ягоды и цветы. Часто можно увидеть здесь отдыхающих, которые ломают близлежащие кусты, жгут костры, едят, пьют, оставляя после себя промасленные пакеты, консервные банки, клочья бумаги и вытоптанную траву. Никто не считает нужным убрать всё это за собой, ведь они приезжают сюда отдыхать после тяжёлой трудовой недели.
Вдруг писатель услышал на берегу звонкий мальчишеский смех. Он подошёл поближе и увидел неприглядную картину: кучу мусора после вчерашнего выходного дня. Среди всего этого беспорядка на газетном листе стояла металлическая банка из-под мясных консервов. Из банки свешивался чей-то скрюченный хвостик, похожий на маленький колосок, и виднелись согнутые лапки. На развёрнутой газете было ярко выделено название статьи о защите окружающей природы. Края банки выпачканы засохшей кровью суслика, видно попался он отдыхающим ещё живым. Через всю статью кровью зверька, это писатель понял позже, было написано слово «отклик».
Вывешиваем и рассматриваем рисунок ученика с изображением умирающего острова.
(Виноваты люди, их вмешательство в жизнь острова.)
— Но разве всё так плохо? Посмотрите, сюда «валом валят” хозяйственные дачники, кипит их деятельность. Может быть, это новая, современная жизнь острова, ставшего полуостровом? Может быть, так и должно быть и перемены естественны и необходимы? Нет. Взаимодействие человека и природы неизбежно, но оно должно быть разумным. Человек и природа должны мирно сосуществовать, а не уничтожать друг друга. Как, по-вашему, автор относится к дачникам? Что помогает вам почувствовать его отношение?
(Автор использует разговорную лексику, чувствуется его ирония: «прилипают к причалу”, «валом валят», «жизнерадостный народ”, «под бравую песню… расползаются они”, «холить и выхаживать на личных огородах”.)
Как дачники относятся к природе?
(Они «жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят”. Оставляют после себя «бумагу, полиэтилен, стекло, жесть, и никто не прибирает за собой”.)
Найдите предложение, в котором заключена главная мысль второй части.
(«Ещё раз убеждаешься, что в смысле выделения нечистот и мусора никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь”.)
2 стр., 714 слов
Какой вопрос о взаимоотношении людей ставит автор в рассказе, …
… образом, Зощенко использует здесь и прием саморазоблачения. Наряду с этими художественными приемами, в рассказе широко используется … оставило в нем ничего человеческого. Герои «Стакана» на первое место ставят собственнические мелочные интересы, … его сущность – мещанскую, варварскую, подленькую. Кроме того, автор использует большое количество грубой ругательной лексики: «щучий сын», … это сочинение.
Как откликнулась земля на это «хозяйствование”?
(«Оглохла земля”, «коростой покрылась” — она серьёзно больна. Может рождать только «кривобокое, изуродованное, поцарапанное, битое, обожжённое”, а не красивое, совершенное, благоухающее.)
— Итак, природа больна, она умирает, а человек весел, деятелен, не видит и не хочет видеть происходящее вокруг. Какой приём использует писатель для большей убедительности?
(Астафьев использует антитезу — противопоставление человека и природы. Да, всё это очень грустно… А мальчик хохочет, ему весело.)
(Чтение третьей части рассказа.)
Какие чувства вызывает у вас этот эпизод?
(Дети делятся своими впечатлениями.)
— А сейчас самое время вернуться к вопросу: почему же две трети рассказа с названием «Хвостик» посвящены жизни острова? О чём этот рассказ? Чему учит нас Виктор Астафьев, о чём предупреждает?
(Высказывания учеников. Объяснение значения слова «цинизм”.)
— То, как расправились люди с сусликом, их цинизм и жестокость, то, что смех мальчика вызван не смешным, а печальным событием, тем, над чем смеяться недопустимо, противоестественно, — всё это неслучайно, это только следствие отношения взрослых к природе, потому что большое зло начинается с малого: со сломанной ветки, с растоптанного цветка, со смеха над болью слабого, беззащитного. Как взрослый человек начинается с ребёнка, так и жестокость, бессердечие начинаются с простого равнодушия.
Жанр
По объёму и содержанию цикл новелл Астафьева претендовали на жанр романа. Но писатель не хотел брать такую масштабную ответственность в художественном плане, его больше интересовала смысловая часть будущего произведения. Автор назвал свою книгу “повествованием в рассказах”
, многие литературоведы называют их новеллами из-за яркого сюжета.
Таким образом, жанр повествования в рассказах подчёркивает их обособленность, но общность героев и идеи делает книгу цельной и легкой для восприятия
Единое художественное пространство в цикле рассказов служит одной важной цели – обличить браконьерство и варварское отношение к природе, остановить масштабную экологическую катастрофу, которая грозит человечеству
Озеро имени Васютки
Дедушка Афанасий сначала не поверил, что Васютка нашёлся: его искали по тайге пятый день и уже не надеялись увидеть живым. Мама укутала мальчика, напоила горьким целебным отваром и угостила черничным вареньем. Афанасий упрекнул внука, что тот испугался в тайге, начал метаться и ушёл слишком далеко от дома, но потом похвалил, что Васютка всё же сумел вернуться домой.
Потом пришёл мрачный, почерневший от горя отец и так обрадовался, увидев сына, что не стал его наказывать. Васютка рассказал отцу о рыбном озере и через два дня отвёл к нему всю рыболовную бригаду. В этот раз Васютка шёл уверенно рядом с отцом и рассказывал, как охотился у озера на гусей.
Заповедное озеро рыбаки стали называть Васюткиным. Рыбы в нём оказалось столько, что бригада переключилась на озёрный лов. Вскоре на районной карте появилось «голубое пятнышко, с ноготь величиной», подписанное «Васюткино оз.». На краевую карту оно перекочевало уже без надписи в виде пятнышка «с булавочную головку», а на карте страны его мог найти только сам Васютка.
В рыбацком лагере
Это озеро небольшое, его не найдёшь на карте, но для Васютки оно очень важно, ведь названо его именем
- Васютка
- — школьник, 13 лет, вырос в селе на берегу Енисея, сообразительный, смелый.
На карте России много таких безымянных речек и озёр, и сколько ни ходи по стране, всегда найдёшь что-то интересное.
Тем августом рыбакам из бригады Васюткиного отца не везло. Вода в Енисее поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре с юга подул тёплый ветер, но уловы оставались небольшими. Дедушка Афанасий считал, что рыбу распугали моторные лодки, катера да баржи, и скоро крупной рыбы совсем не останется.
- Афанасий
- — дедушка Васютки, старый и опытный рыбак, ворчливый, но добрый, учит внука выживать в тайге.
Рыбаки отошли далеко в низовья Енисея и остановились в избушке, построенной когда-то учёной экспедицией. Там и остались ждать осеннего лова. Раз в сутки рыбаки ставили сети, в которые попадалась ценная рыба: осётр, стерлядь, таймень, налим, но уловы были небольшими.
Остальное время рыбаки отдыхали, чинили сети и снасть. Васютке было скучно, он радовался, что скоро пойдёт в школу, и от скуки заглядывал в новые учебники, привезённые из города. Главной обязанностью мальчика был сбор кедровых орехов — очень уж любили рыбаки это лакомство. Он уже обобрал шишки с ближайших кедров и каждый день уходил всё дальше в тайгу.
Васюткиной маме не нравились эти походы, она ворчала и напоминала сыну о старинном обычае: даже ненадолго уходя в тайгу, всегда брать с собой еду и спички. Как-то утром Васютка взял ружьё, перепоясался патронташем, отчего стал похож «на коренастого, маленького мужичка», и отправился на «охоту» за кедровыми шишками.
Брат
Хорошее знание человеческих взаимоотношений показывает в своем произведении Астафьев («Царь-рыба»). Краткое содержание рассказывает о самом страшном завистнике Игнатьича — его младшем брате, тоже заядлом рыболове. Часто ему удавалось вытеснять Игнатьича на безрыбные места, но даже там он умудрялся ловить отборную рыбу. Командор злился на нашего героя и за то, что он во всем преуспевал, и всякое дело у него спорилось.
Однажды встретились братья на реке. Младший начал угрожать старшему ружьем. Командор был взбешен, он ненавидел и завидовал брату. Но Игнатьичу удалось уйти от него. В деревне узнали об этом случае, и Командору пришлось идти извиняться перед старшим братом.
Главные герои повести Виктора Астафьева
Ниже приводится описание главных героев произведения:
- Зиновий Игнатьич — богатый человек в деревне, имеет большой дом и хозяйство. Друзья называют его механиком из-за его умелых рук и больших знаний. Работая браконьером и ловя рыбу в запретных местах, он вскоре поплатился за это.
- Командир — младший брат Игнатьича, он же его злейший враг. Они постоянно спорят и дерутся из-за улова и реки. Из-за этой вражды вся жизнь полководца пошла под откос.
- Королевская рыба — огромная рыба, которая в одно мгновение попала на крючок Игнатьича. Но благодаря своей силе осетр смог утащить рыбака глубоко под воду. И в какой-то момент они попадают в ловушку, где оба могут погибнуть.
Царь-рыба
Начинает описывать обычный поход на рыбалку своего героя Виктор Астафьев. «Царь-рыба» — произведение экологической направленности, поэтому автор не упускает случая отметить, что Игнатьич занимается браконьерством. Вот почему персонаж находится в постоянном напряжении, боится появления рыбнадзора. Любая проходящая мимо лодка становится причиной для паники.
Игнатьич проверяет заранее поставленные самоловы. В них обнаруживается много рыбы, среди которой рыбак замечает очень большую. Это оказался осетр, который настолько устал вырываться из сети, что теперь просто тянет ко дну. Игнатьич присмотрелся поближе, и что-то в облике рыбы показалось ему первобытным. Ужас охватывает рыбака, он пытается подбодрить себя шутками и всаживает в добычу новые крючки.
Продолжает развитие действий новеллы «Царь-рыба» Астафьев. Содержание по главам повествует о том, что Игнатьича начинают одолевать сомнения. Внутреннее чутье подсказывает ему — один ты с рыбой не справишься, надо звать брата. Но мысль о том, что придется делить добычу, тут же отгоняет другие доводы.
Жадность овладевает Игнатьичем. Он думает о том, что и сам ничуть не лучше остальных хапуг. Но тут же начинает себя подбадривать, жадность воспринимается как азарт. Тут ему в голову приходит мысль о том, что в сети его попалась царь-рыба. Такое счастье выпадает только раз в жизни, поэтому упустить ее нельзя. Хотя дед когда-то говорил, что если попадется царь-рыба, ее нужно отпустить. Но Игнатьич не может допустить и мысли об этом.
Рыбак пытается затащить рыбу в лодку, но падает вместе с ней за борт и запутывается в сетях. Чудом ему удается выплыть и ухватиться за лодку. Игнатьич начинает молиться о спасении, кается в том, что отважился поймать царь-рыбу.
Рыбак и его добыча жались друг к другу, опутанные сетью, и слабели. Игнатьич начинает думать о том, что их судьбы с царь-рыбой сплелись, и впереди их ждет неизбежная смерть.
Вариант 6
История о том, как юный герой Васютка справился со сложностями в тайге и открыл прекрасное озеро, которое с тех пор стало носить его имя.
Васютка – главный герой рассказа. Ему удалось преодолеть все трудности и не потеряться в тайге. Его характер сформировался благодаря тому, что он заботился о рыбаках, поведение его в таежном лесу было рассудительным и созидательным, а забота об общем деле помогла ему добраться до дома.
Однажды мальчик отправился в тайгу за кедровыми орехами, но заблудился и вынужден был пережить ночь в лесу. Однако, несмотря на трудности, Васютка не паниковал, а нашел в себе силы и ресурсы для выживания, что подтверждает его настойчивость и настоящий характер.
После многих усилий и поисков Васютке удалось найти озеро, где он смог ночевать и найти пищу. Позднее он поделился своим открытием с рыбаками, которые были благодарны ему за эту находку. Именно после этого озеро стало называться «Васюткино озеро».
Озеро получило имя Васютки в честь мальчика, который проявил настойчивость, смекалку и умение выживать в сложных условиях. Рассказ учит нас, что не стоит паниковать и сдаваться, когда мы оказываемся в трудной ситуации
Важно сохранять спокойствие и собирать волю в кулак, искать выход из сложной ситуации и не терять веру в свои силы
Таким образом, история Васютки и его озера напоминает нам о том, что необходимо быть настойчивым и уверенным в своих силах, чтобы преодолеть трудности и добиться своих целей.
Мне нравится443Не нравится270
Вариант 7
В рассказе «Васюткино озеро» главный герой Васютка – мальчик, который живет на берегу реки Енисей вместе с отцом-рыбаком и матерью. Он – юный и решительный, умный и самостоятельный. В течение рассказа мы можем наблюдать, как формируется его характер, как он становится заботливым и ответственным.
Васютка заботится о рыбаках, которые приуныли, когда рыбы почти не было в реке. Он решает отправиться в тайгу за кедровыми орехами, которые любят рыбаки, и не забывает взять с собой спички и хлеб, чтобы не оказаться голодным. Когда он заблудился, то вместо того, чтобы паниковать, он продолжал искать дорогу и даже ловил уток для питания.
Когда Васютка наконец-то вышел на берег реки, он не забыл поделиться своим открытием с рыбаками, которые остались дома. Он рассказал им о чистейшем озере с пресной водой, где множество рыбы и уток. И затем он вместе с местными мужчинами отправился на это озеро
Отныне это озеро стали называть Васюткиным, в честь юного и отважного мальчика, который не потерялся в тайге и нашел такое удивительное место
Однако, не только забота о рыбаках и смелость в тайге помогли Васютке стать настоящим героем рассказа. Он также думал о общем деле и не стал брать все кедровые орехи для себя, оставив их также для рыбаков. Васютка действовал не только в своих интересах, но и думал о других, это отличный пример для нас.
Озеро получило имя Васюткино в знак уважения к мальчику, который проявил смелость и находчивость в трудной ситуации. Рассказ В. Астафьева учит нас, что мы можем стать такими же сильными и умными, как и Васютка, если будем думать не только о себе, но и о других людях, и не будем терять веру в успешное решение предприятия. Необходимо помнить, что даже неудачи и трудности — это не причина отказываться от своих целей и мечтаний
Важно уметь учиться на своих ошибках и двигаться дальше, стремясь к успеху. Именно такой настойчивости и решительности проявил главный герой рассказа «Васюткино озеро», которые помогли ему преодолеть все трудности и найти чудесное озеро, которое впоследствии получило его имя
Поэтому, будем уверены в своих силах и настойчиво идти к своим целям, не забывая, что все трудности — временные, а успех — вечен.
Мне нравится398Не нравится229
Зверь и человек
Произведение Астафьева «Царь-рыба» рассказывает о неразрывной связи человека и природы. Так, Игнатьич начинает размышлять о том, что участь у природы и людей одна.
Вдруг герой проникается ненавистью к рыбе, начинает ее бить, уговаривает смириться со смертью. Но все тщетно, рыбак только изматывает себя. В миг отчаяния Игнатьич зовет брата, но вокруг никого нет, кроме рыбы.
Темнеет, рыбак понимает, что умирает. Ему кажется, что рыба прижимается к нему как женщина, и что рыба — оборотень. Игнатьич начинает припоминать свою жизнь. Детство, занятое мыслями о рыбалке, а не учебой или играми… Смерть племянницы Тайки… Деда с его советами о том, что нельзя ловить царь-рыбу, если на душе есть грехи…
Игнатьич раздумывает, за что он так жестоко наказан и понимает, что все из-за Глашки. Когда-то он приревновал ее, чем сильно обидел невесту. Девушка его так и не простила, а расплата настигла рыбака сейчас.
Тут раздается шум лодочного мотора. Раба оживает, начинает биться и, выпутавшись из сети, уплывает. Игнатьич тоже получил свободу. И не только телесную, но и душевную.
Рыбачий быт
Бригада Григория Афанасьевича Шадрина промышляет рыбной ловлей. Рыбаки спускаются к низовью Енисея и останавливаются в деревянном домике, в свое время построенном участниками научной экспедиции. Мужчинам помогает тринадцатилетний сын бригадира, Васютка.
Каждый занят своим делом: одни ремонтируют лодки и изготавливают палубные баржи для перевозки снастей, а другие — следят за состоянием рыболовных сетей, поставленных вдали от прибрежной зоны.
Григорий Шадрин в резиновых ботфортах и дождевике расхаживает по берегу, отдавая распоряжения. Васютка немного побаивался большого, неразговорчивого отца, хотя тот никогда не поднимал на него руку.
Дедушка Афанасий с огорчением констатирует, что рыбные запасы могучей сибирской реки заметно оскудели, хотя в сети иногда попадают ценные виды рыб:
- стерлядь,
- таймень,
- осетр.
Из-за частых осенних дождей река вспучилась, уровень воды поднялся, и речные обитатели ушли на глубину. Спокойный лов явно не по душе бывалым рыбакам, им недостает азарта и трудового задора, который рвется наружу из мужиков, когда они выуживают из речки настолько огромных рыбин, что рвется невод.
По вечерам в рыбацкой избе всегда шумно. Уставшие за день работяги ужинают, курят, щелкают кедровые орешки, делятся интересными историями.
Развязка
Продолжает описывать раскаяние Игнатьич Астафьев. Зимородок, богатыри среди жителей деревни и брат здесь становятся причинами, по которым главный герой осознает свои плохие поступки.
В минуту отчаяния Игнатьич взывает к Богу и просит отпустить «эту тварь» на волю, признавая, что ловить зимородка «не его дело». Он просит прощения у Глаши, сожалея о том, что когда-то обидел ее. После этих слов рыба освобождается от цепей и уплывает.
Игнатьич чувствует легкость: физически — потому что избавился от рыбы, потянувшей его на дно, духовно — потому что ему прощены грехи. Теперь у героя есть шанс начать жизнь заново, не совершив прошлых ошибок и не взяв грех в свою душу.
Таков путь к духовному возрождению человека, который решил показать ему Астафьев.
Произведения Астафьева для детей: названия, характеристика
Рассказы для детей Астафьев начал писать в 50-е годы, и во многих из них он воспроизвел собственное детство, передал те впечатления, которые вынес из столкновения с жизнью, из общения с разными людьми. Но его произведения выходят за рамки личного опыта и приобретают широкую обобщающую силу, так как в них создан нравственный облик целого поколения.
Один из ранних рассказов писателя — “Васюткино озеро” (1958) — о мальчишеской судьбе, о характере, сформировавшемся на сибирских просторах и вобравшем в себя не только силы стихийные, природные, но и опыт старших. Это и помогает герою рассказа, заблудившемуся в тайге, найти людей и вернуться домой. А озеро, открытое Васюткой, богатое рыбой, с тех пор называется его именем.
Повесть “Перевал” (1959), как и многое у Астафьева, автобиографична. Писатель вспоминает довоенное детство, воссоздает ту нравственную атмосферу в бригаде сплавщиков, которая помогала мальчику выстоять в его одиночестве.
В этот же период написана повесть “Стародуб” (1960). В далёком таежном селе с его жестокими законами и невежеством кержаки подбирают на плоту израненного мальчишку, выброшенного волнами на берег реки. Очерствевшие, они готовы столкнуть плот с ребенком в реку, их души уже обесчеловечены, и чужая боль не волнует. Несчастного мальчика спасает охотник. Прозванный Култышом ребенок растет, набирается сил в тайге и становится ее “хозяином”. Бескорыстие, доброта Култыша противопоставлены злому миру жителей села. Повесть-предание Виктора Астафьева проникнута мыслью о неистребимости добра. Эта центральная нравственно-философская тема творчества писателя пронизывает все его произведения.
О трудном, суровом времени детства Астафьев вспоминает в повести “Кража” (1966). Становление личности подростка раскрывается на фоне сложнейших процессов, происходящих в жизни страны 20-30-х годов. Это придает повести особенную жизненную достоверность и реалистическую глубину. Судьба воспитанников детского дома в городе Краесветске — в центре внимания писателя, прослеживающего мужание человека, становление личности в трудных условиях сиротского существования. Толя Мазов и его сверстники пройдут через многие испытания и обретут ту зрелость, без которой его поколение не выиграло бы войны.
Воспоминания детства проходят перед читателем в “Последнем поклоне” (1967). Виктор Астафьев считает это произведение своей главной книгой. “Мальчик в белой рубахе”, “Монах в новых штанах”, “Конь с розовой гривой”, “Бабушкин праздник” — о светлой поре детства, озаряющего душу человека на протяжении всей жизни. Каждый рассказ в этой книге — частица детства автора, это его поклон всем, кто был рядом с ним, и прежде всего — бабушке Екатерине Петровне, человеку большого сердца и широкой души.
Жизнь писателя в “Последнем поклоне” можно рассматривать как часть жизни народной. Через судьбу Вити Потылицына, историю его духовного формирования прослеживаются конфликты времени, сложные противоречия эпохи. Образ центрального героя многомерен, объемен, в нем соотносятся прошлое и настоящее, он видится и оценивается повествователем из будущего. Мемуарные новеллы, входящие в “Последний поклон”, приобретают характер народной летописи, в которой дан социальный и психологический срез общества на определенном этапе его развития.
Детство и юность
Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве. Отец Георгий Платонович Гоберман – педагог, экономист, журналист. Мать Мария Михайловна Гоберман – актриса.
Первое сильное воспоминание детства будущего писателя – арест отца в 1937 году. Георгий Платонович был очень деятельным и всесторонне развитым человеком. Убежденный коммунист, участник Гражданской войны, он работал экономистом, преподавал в Экономическом институте красной профессуры, перед Второй мировой войной был уполномоченным Госплана по Уралу.
Анатолий Алексин в молодости
Люди с подобной биографией редко оставались в стороне от сталинских репрессий. После ареста отца мать сразу же лишилась работы в театре как жена «врага» народа. Их маленькая семья осталась без средств к существованию. Спасали гонорары 13-летнего Толи, которые ему стали платить в газете «Пионерская правда» за публикацию стихов и заметок.
Позже публикации юноши появились в «Комсомольской правде», журналах «Мурзилка» и «Пионер». В 1939 году отца оправдали и выпустили на свободу. Но тут грянула война. Она стала вторым пережитым потрясением юноши. Марию Михайловну в составе крупнейшего строительного коллектива эвакуировали на Урал, в город Каменск-Уральский, где осуществлялось создание алюминиевого завода.
Анатолий Алексин
Для 16-летнего Анатолия, который поехал вместе с мамой, тоже нашлось занятие по его способностям. Парня назначили литработником новой ежедневной газеты «Крепость обороны», а вскоре и ответственным секретарем издания.
По окончании войны Анатолий Гоберман поступил в Московский институт востоковедения (индийское отделение), который окончил в 1950 году. Тогда же был издан его первый сборник повестей «Тридцать один день» под фамилией Алексин. Этот сценический псевдоним матери Анатолий и сделал своим творческим именем, под которым его сегодня знают миллионы читателей.
Краткий пересказ
В одной семье рождается девочка, которую назвали Ольга. У ее мамы было больное сердце, рожать ей не советовали доктора. Именно по этой причине единственная дочка стала объектом обожания родителей.
Повествование ведется от имени отца Оли. Он говорит, что дочка является смыслом всей его жизни. В один из дней рассказчик вспоминает встречу с будущей супругой. Это одно из самых ярких воспоминаний. Он грустит, что жена не может родить ребенка из-за болезни сердца. Говорит о свадьбе. Радуется, что все же родилась их радость — дочка Олечка.
Оля взрослеет, становится подростком. У нее талант художника, ее картины выставляются, поэтому девочка уверена, что она лучше остальных, включая классного руководителя в школе. Девочка дала учительнице прозвище «безумная».
Поступок классной учительницы объясняется с той точки зрения, что для нее главное, чтобы дети в классе всегда были вместе. При этом она осуждает Олю за то, что она хочет быть выше других. Поступить по-другому преподавательница не могла.
Описывается и подружка Оли — Люся, которая была ее тенью. Семья Люсеньки несчастлива. Отец от них ушел, мать сильно заболела. Люся доверяла Ольге все свои тайны, но та не смогла оправдать доверия. Люся хотела пройти на выставку, но Оля не провела ее в зал. Девочка, как побитая собачка, находилась под дверью.
Естественно, дети являются цветами жизни, но баловать их нужно в меру. Учительница цитирует слова одного из писателей: «Лицом к лицу — лица не увидеть». Родители Оли понимают неправильно это высказывание. Они не признают, что дочка может совершить такой шаг.
Оля не идет в турпоход. Евдокия обвиняет себя за ошибки и обещает оказать моральную поддержку. Родители от этого известия в шоке. В действительности Оля никуда не исчезла, но это выясняется позже, а пока раздается звонок телефона. Из отделения милиции звонят, что надо ехать на опознание тела мертвой девушки. Сердце матери не может выдержать, она теряет разум. Оля вернулась домой в самый ответственный момент, однако ее родителям уже без разницы, особенно матери.