Любовная лирика марии цветаевой

Цветаева мой пушкин краткое содержание

Возвращение на родину и смерть

Прожив 1930-е годы в бедности, в 1939 Цветаева возвращается в СССР. Её дочь и мужа арестовывают. Сергея расстреляют в 1941 году, а дочь через 15 лет реабилитируют.

В этот период своей жизни Цветаева почти не пишет стихов, а лишь занимается переводами.

31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой. Похоронена великая поэтесса в городе Елабуга на Петропавловском кладбище.

Музей Цветаевой находится на улице Сретенка в Москве, также в Болшеве, Александрове Владимирской области, Феодосии, Башкортостане. Памятник поэтессе установлен на берегу реки Ока в городе Таруса, а также в Одессе.

Если вам нужна биография по датам – посмотрите

хронологическая таблица Цветаевой

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Свои первые стихотворения Марина Цветаева начала писать еще в детстве. И делала это не только на русском языке, но и на французском и немецком. Языки она прекрасно знала, потому как семья часто жила за границей.
  • Своего мужа она встретила случайно, отдыхая у моря. Марина всегда считала, что полюбит человека, который подарит ей понравившийся камень. Ее будущий муж, не подозревая об этом, подарил Цветаевой в первый же день их знакомства сердолик, который нашел на пляже.
  • Во время второй мировой войны Цветаеву вместе с сыном эвакуируют в Елабугу (Татарстан). Помогая Марине собирать чемодан, ее друг, Борис Пастернак, пошутил про взятую им веревку для перевязки чемодана (что она крепкая, хоть вешайся). Именно на этой злополучной веревке и повесилась поэтесса.

Все интересные факты из жизни Цветаевой

  1. /15

    Вопрос 1 из 15

Слайд 4САМОБЫТНЫЙ ТАЛАНТ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙВ один из московских осенних дней тысяча

девятьсот десятого года из Трехпрудного переулка, что близ Патриарших прудов,

вышла невысокая круглолицая гимназистка, пересекла у Никитских ворот Тверской бульвар и направилась в Леонтьевский переулок, где помещалась типография А.И. Мамонтова. В руках у нее была внушительная стопка стихов, в душе – дерзость и нерешительность, «Гордость и робость», что пронизали всю ее последующую жизнь и поступки. В этот знаменательный день, — точная дата его, к сожалению, неустановима, — Марина Цветаева, которой 26 сентября по старинному стилю исполнилось восемнадцать лет, постучалась в двери русской литературы…

Любовная лирика Марины Цветаевой

То, что юная Марина Цветаева талантлива, стало ясно ещё с раннего возраста. С раннего возраста она хотела узнать и прочувствовать как можно больше. И вот, благодаря столь пылкому и чувственному характеру молодой поэтессы, мы имеем возможность наслаждаться её потрясающей любовной лирикой.

Марина Ивановна изображает любовь неким безудержным морем, неуправляемой стихией, которая способна полностью захватить и поглотить человека. Её лирическая героиня с головой окунается в этот омут, в котором страдает и мучается, горюет и печалится.

Цветаева на себе испытала данное чувство любви, которое окрыляет и поднимает до небес. Но так же ей пришлось почувствовать и горечь потери, страдания. Пережить данные испытания ей помогло творчество, в котором и растворилась талантливая поэтесса. Благодаря этому, мы имеем возможность наслаждаться её образцовой любовной лирикой. Для Марины Ивановны не существует компромиссов в любовных делах. Она не нуждается в жалости, а согласна лишь на искренность и взаимность. Для неё любовь – это огромный океан, окунаться и растворяться в котором необходимо лишь вместе с любимым человеком.

Поэтесса открывает свою душу не только для радости, но и для страданий. К огромному сожалению, в жизни Марины Ивановны было не так уж и много радостных моментов, а вот страданий хватало с лихвой. Но даже это не смогло сломить гордую поэтессу, которая продолжала свой нелегкий путь с высоко поднятой головой. Лишь в своих стихотворениях она открывала себя настоящую, раскрывая всю боль своей души.

Образ Родины и Москвы в творчестве Цветаевой

Москва олицетворяла для Цветаевой патриархальную Россию, освященную божественным провидением. С этим городом связаны радостные и трагические периоды ее жизни: сказочное детство, замужество, разлука с мужем, рождение дочерей, голод во время гражданской войны, смерть младшей дочки. В цикле «Стихи о Москве», состоящим из 9 стихотворений, провозглашается первенство любимого города, в котором «сорок сороков церквей» смеются над гордыней Петра I, построившего новую европейскую столицу. Цветаева создала поэтический образ старинной Москвы, «странноприимного дома», с его привольным колокольным семихолмием, святынями, храмами.

Часто сравнивают творчество московского поэта Цветаевой и петербургского поэта Ахматовой. Лирика Ахматовой и Цветаевой тесно связаны с их любимыми городами. Если Петербург своим «строим и стройным видом» влиял на поэзию «златоустой Анны всея Руси», по выражению Цветаевой, то стихийность и святость Москвы определили ее собственное мировоззрение.

Тема России в творчестве Цветаевой определена, по ее выражению, не «условностями территории», а «принадлежностью к памяти и крови». В стихотворении «Лучина» (1931 г.), отзываясь о скучном чужом Париже, с тоской пишет: «Россия, моя Россия, зачем так ярко горишь?» Тяжелыми раздумьями о том, что прошлой России нет, а есть новая страна СССР, проникнуто стихотворение «Страна» (1931 г.) В стихотворении«Тоска по Родине»(1934 г.) содержание противоречит названию, звучит горечь утраты связи с родной землей, только последнее оборванное предложение и образ рябины передают ностальгические настроения.

Анализ стихотворения цикл «Жизни» Цветаева

Цикл «Жизни» (1924). Цикл состоит из двух лирических ми­ниатюр

Обратим внимание на первое стихотворение цикла, со­стоящее из двух строф:

Не возьмешь моего румянца — Сильного — как разливы рек!

Ты охотник, но я не дамся,

Ты погоня, но я есмь бег.

Не возьмешь мою душу живу!

Так, на полном скаку погонь — Пригибающийся — и жилу Перекусывающий конь Аравийский.

Две строфы противопоставлены друг другу. В первой — ли­рическая героиня говорит о своей недоступности, неуловимости. Важную роль играет мотив погони, бега. Движение и непокор­ность означают физическую и духовную жизнь. Конфликт раз­ворачивается в мире жизни и движения (при погоне все силы ли­рической героини предельно напряжены). Трагедия, произошедшая между возлюбленными, разрешается в любовной битве, в «поединке своеволий». Во второй строфе конкретно­бытовой план перерастает в бытийный: стихотворение наполня­ется философским обобщением. Портретные и психологические качества лирической героини соотносятся с явлениями природ­ного мира: сильный румянец напоминает разливы рек, любовь к свободе сопоставляется с аравийским конем. Цветаева обраща­ется к преданию о вольнолюбивом аравийском коне, который не позволяет обуздать себя и в конце концов убивающий самого се­бя. Темп стихотворения создается за счет повтора глагола «не возьмешь…» В финале стихотворения дана гибель аравийского скакуна, это самая напряженная по накалу часть стихотворения.

На этой странице искали :
  • никто ничего не отнял анализ стихотворения
  • анализ стихотворения Цветаевой Жизни
  • Анализ стихотворения жизни цветаева
  • цветаева жизни анализ
  • жизни цветаева анализ

Преодоленье

Преодоленье Косности русской — Пушкинский гений? Пушкинский мускул

На кашалотьей Туше судьбы — Мускул полёта, Бега, Борьбы.

С утренней негой Бившийся — бодро! Ровного бега, Долгого хода —

Мускул. Побегов Мускул степных, Шлюпки, что к брегу Тщится сквозь вихрь.

Не онеду́жен Русскою кровью — О, не верблюжья И не воловья

Жила (усердство Из-под ремня!) — Конского сердца Мышца — моя!

Больше балласту — Краше осанка! Мускул гимнаста И арестанта,

Что на канате Собственных жил Из каземата — Соколом взмыл!

Пушкин — с монаршьих Рук руководством Бившийся так же На́смерть — как бьётся

  • Пандора энн райс краткое содержание

      

  • Зачем в школе вай фай

      

  • Осада мельницы эмиль золя краткое содержание

      

  • Рисунок карандашом подготовка к школе

      

  • Изложение паустовский обыкновенная земля

2 вариант

Самым интересным периодом русской поэзии для меня является так называемый Серебряный век, и Марина Цветаева, яркий представитель данного периода, является любимым и самым близким мне по духу поэтом. С самого первого знакомства ее лирика покорила меня, а сборники ее стихов навсегда поселились на моем письменном столе.

Надо сказать, что стихи Цветаевой не совсем подходят для чтения перед сном, так как они не умиротворяют разум, не выравнивают дыхание после суматошного дня, подготавливая организм к спокойному сну. Но я всегда обращаюсь к ее книгам в моменты отчаяния, боли, когда опускаются руки и накрывает волна губительного пассивного смирения. В ее стихах нет однозначной эмоции и только одного определенного настроения. Ее натура парадоксальна. Творчество Марины Цветаевой в большинстве своем на грани драмы и надрыва, в нем очень часто обнаженная неприкрытая боль. Чтобы обнародовать ее, вынести ее так на всеобщее обозрение, нужна большая сила, и эта сила ощущается в ее стихах, которые часто звучат, как заклинание, как клятва или как молитва. Читая ее стихи вслух, четко выговаривая каждое слово, чувствуешь, как эта самая сила рождается внутри себя, а вместе с ней крепнет бунтарский дух и желание борьбы. Жаль только, что в ней самой это чувство не дожило до нужного момента и не предотвратило самую страшную трагедию в ее жизни – ее самоубийство…

Большое количество стихов Цветаевой я знаю наизусть, также как и отрывков ее прозы, которые звучат не менее лирично, чем стихи, и часто напоминают стихи в прозе. Ее творчество захватывает, а ее талант восхищает. Крайне притягательна ее стихийность и бурность эмоций, ее оборванные, прерванные строки, дерзость, постоянное скольжение на грани жизни и смерти, полярность эмоций в одном произведении, пребывание в нескольких мирах одновременно, ее полеты и падения, ее беспредельные и бесконечные возможности в плане техники написания, ее искусное жонглирование символами и отсылками к мифологии. Если представлять творчество Цветаевой в виде какого-либо природного явления, то это нечто стихийное и необузданное – вроде грозы с громом и молниями, пугающей и завораживающей в одно и то же время, или обрушивающейся на тебя с высоты пенной морской волной.

Множество стихов Марины Цветаевой изначально пропитаны музыкой. Вероятно, на это повлияло то, что она была дочерью пианистки и сама какое-то время училась в музыкальном училище. Оттого ее стихи легко становятся песнями. В большинстве своем они превратились в романсы, а некоторые из них заняли достойное место в эстрадном репертуаре. Проза же Цветаевой (как и выдержки из ее писем) разобрана на афоризмы, пронзительно мудрые, емкие и в то же время такие простые и родные, что кажется, будто она выразила твои собственные беспорядочные мысли, которые никак не хотели принимать определенную форму.

Какое счастье, что Марина Цветаева творила целых 33 года, и в моем распоряжении еще бесчисленное множество неизвестных мне произведений, которые я продолжу принимать, как таблетку для пробуждения в себе непокорности перед обстоятельствами и силы для взлетов.

Жизнь в эмиграции

В 1922 году Цветаева переезжает в Берлин, затем в Чехию и в Париж. Творчество Цветаевой тех лет включает произведения «Поэма горы», «Поэма конца», «Поэма воздуха». Стихи Цветаевой 1922–1925 годов были опубликованы в сборнике «После России» (1928 г.).

Цветаева пишет серию произведений, посвященную известным и значимым для неё людям:

  • в 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому», в честь известного Владимира Маяковского, чьё самоубийство потрясло поэтессу;
  • в 1933 г. – «Живое о живом», воспоминания о Максимилиане Волошине;
  • в 1934 г. – «Пленный дух» в память об Андрее Белом;
  • в 1936 г. – «Нездешний вечер» о Михаиле Кузмине;
  • в 1937 г. – «Мой Пушкин», посвященное Александру Сергеевичу Пушкину.

Марина Цветаева стихи о любви

Если попытаться описать всю жизнь поэтессы всего двумя словами, то это будет поэзия и любовь. Этими двумя вещами она жила. Они были ей необходимы, как воздух. Весь её творческий путь полностью связан с её биографией. Вникая в её поэзию, можно понять её душу, раскрыв все самые сокровенные моменты. Она не придумывает сюжеты, а просто черпает их из своей жизни. В лирической героине с легкостью можно узнать саму Марину Ивановну, прочувствовать её чувства, и заглянуть в её душу.

Марина Цветаева полностью понимала любовь, более того, она смогла донести до читателя её истинный смысл. Она любила невзирая ни на что. Да, в чем-то ей не удалось познать взаимность своего великого чувства, но она сумела полностью прочувствовать и понять, что же такое настоящая любовь. Она отдавала всю себя, не требуя ничего взамен. Её чувства были искренними, красивыми, нежными. Им она отдалась полностью. Она умела любить настолько самоотверженно, всепоглощающе.

Углубляясь в её поэзию, невольно понимаешь, что она, как никто другой, сумела тонко, нежно, искренне и точно передать все те чувства, которые испытывают влюбленные люди. Её поэзии веришь, потому что именно на бумаге она открывает всю себя, наделяя каждое слово чувствами и эмоциями.

Поэтесса однажды призналась в том, что она благодарна людям, которые были любимы ею и любили её. Ведь именно благодаря ним и появлялись на свет её прекрасные стихотворения, которые насквозь пронизаны любовью.

Будучи ещё юной девушкой, Марина Цветаева мечтала о любви. Её мечта исполнилась – любовь шла с ней рука об руку на протяжении всей жизни. В результате чего мы имеем большое количество чувственных, нежных, честных и красивых стихотворений об этом огромном чувстве. Каждое свое любовное переживание поэтесса оставляла на бумаге, в чем мы можем сами убедиться, окунувшись в её творческое наследие.

Любовь стала смыслом жизни Марины Ивановны, в чем она неоднократно признавалась в своих произведениях. Любить – значит жить. И никак не меньше. Отдаваясь полностью любви, она сумела написать произведения, текст которых может тронуть любого человека. Поэтесса учит нас любить, не смотря ни на что, как это делала сама!

Отношение к А.А. Блоку

В жизни Марины Ивановны существовал некий кумир, к которому она относилась с огромным трепетом, уважением и обоготворением. Этим человеком был Александр Александрович Блок. Их не связывали абсолютно никакие отношения. Даже друзьями нельзя было назвать Марину и Александра. Все дело в том, что для Марины Ивановны Александр Блок был неким неземным божеством, который попал в этот мир случайно. Она восхищалась поэтом-символистом, считая его идеальным.

Поэтесса посвящает Блоку цикл своих произведений, самым ярким из которых можно назвать стихотворение «Имя твое – птица в руке…», которое она написала в 1916 году. Это стихотворение состоит практически из одних эпитетов, которые Марина Ивановна связывает с фамилией Блока. В каждом из которых Марина Ивановна старается показать всю нереальность поэта, его индивидуальность и непревзойденность. Марина Ивановна не называет фамилию Блока прямо, она мастерски рассказывает о ней, сравнивая её со всевозможными предметами.

Лишь в самом конце произведения фразой «С именем твоим – сон глубок», поэтесса признается читателям, что неоднократно засыпала, читая произведения любимого автора.

Любовь в жизни Марины Цветаевой

Марина Ивановна, как и многие другие представительницы прекрасного пола, считала любовь одной из самых важных составляющих жизни человека. Её лирическая героиня всегда наполнена любовью. Для неё любовь – это главная составляющая жизни. В лирике Марины Ивановны можно увидеть любовь в различных её проявлениях: ожидание, трепет, тревога, грусть, разочарование, боль. Именно этими качествами поэтесса наделяет столь прекрасное чувство, которое, к сожалению, бывает очень многогранно. Так же поэтесса наделяет любовь различными обликами. В её лирике она предстает и нежной и трепетной, а так же стихийной, буйной, неистовой. Это чувство всегда является драмой, которую поэтесса переживает сама, а так же помогает пережить читателю.

Её юная лирическая героиня смотрит на мир глазами ребенка. Она наивна, доверчива и не перестает верить в чудо. Она полностью раскрывается в своих чувствах, не пряча их и не скрывая. Она открыта перед большим чувством и всем миром. Для неё не свойственны такие чувства как расчет, дальновидность. Эти чувства далеки от любви, поэтому совершенно не приемлемы для поэтессы. Марина Ивановна уверена в том, что любви нужно отдаваться полностью, рискуя абсолютно всем. Только так возможно любить по-настоящему и никак иначе. Это Марина Ивановна считает законом любви, которому полностью старается соответствовать. Она не пытается добиваться расположения или любви возлюбленного. Ей достаточно того, чтобы он просто знал о её чувстве, позволяя себя любить.

Её лирическая героиня считает, что главное её предназначение – это восхищение любимым человеком, его воспевание. Она настолько растворяется в своих чувствах, что читатель невольно начинает их переживать вместе с ней. Даже в описаниях природы Марина Ивановна пыталась передать образ любимого человека.

Пушкинская тема в творчестве Марины Цветаевой

Пушкинскую рукуЖму, а не лижу…

Пушкин — вечный спутник русской литературы. На протяжении почти двух столетий он был советчиком, другом, современником для многих русских поэтов от Тютчева до Вознесенского. И для Марины Цветаевой Пушкин был первой и неизменной поэтической любовью. Она говорила о Пушкине и в стихах, и в прозе.

Критики часто упрекали Цветаеву в излишней усложненности стиха, ставя в пример классическую, в том числе и пушкинскую, поэзию. Но она считала, что великий новатор Пушкин — ее союзник в деле обновления поэтического языка:

Здесь Цветаева касается вопроса о правде жизни и правде искусства.

Очерки Цветаевой проникают в самую глубь пушкинского творчества, его художественного мышления. Они написаны совершенно свободным, естественным, раскованным языком.

При этом речь ее точна, афористично сжата, полна иронии и сарказма, играет всеми оттенками смысловых значений. Мысль и речь в ее прозе — нерасторжимы. И притом это — проза поэта, где дышит лирическая стихия.

Слайд 15ТРАГЕДИЯ В ЖИЗНИ ЛИРИЧЕСКОЙ ГЕРОИНИВосьмого августа Цветаева с Муром уехала

пароходом из Москвы в эвакуацию; восемнадцатого прибыла, вместе с несколькими

писателями, в городок Елабугу на Каме. Навис ужас остаться без работы. Надеясь получить что-нибудь в Чистополе, — где, в основном, находились эвакуированные московские литераторы, — Марина Ивановна съездила туда, получила согласие на прописку и оставила заявление: «В Совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26-го августа 1941г.» А 31-го в воскресенье, когда все ушли из дому, повесилась. И оставила три записки: Асеевым в Чистополь – чтобы взяли к себе Мура, людям, которых просила помочь ему уехать – и сыну: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».

Начало творческого пути

Первый сборник стихотворений Цветаевой был опубликован в 1910 году («Вечерний альбом»)

Уже тогда на творчество Цветаевой обратили внимание знаменитые — Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин и Николай Гумилёв. Их творчество и произведения Николая Некрасова значительно повлияли на раннее творчество поэтессы

В 1912 году она выпустила второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». В эти два сборника Цветаевой вошли также стихотворения для детей: «Так», «В классе», «В субботу». В 1913 году выходит третий сборник поэтессы под названием «Из двух книг».

Во время Гражданской войны (1917–1922 гг.) для Цветаевой стихи являются средством выразить сочувствие. Кроме поэзии она занимается написанием пьес.

Популярные сегодня темы

Поэма «Мцыри» была написана в 1839 года, а это на заре его жизненного пути бессмертным писателем, любителем гражданской, философской, духовной тематики Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, который прожил довольно короткую

Михаил Александрович Шолохов посвятил свой роман «Тихий Дон» жизни российского казачества в переломный момент отечественной истории — в годы Гражданской войны. Одно из важнейших мест в романе занимают женские образы

Сборник «Миргород» принято считать продолжением «Вечеров на хуторе близь Диканьки», но чувство пустоты, которую пытаются скрыть за шумом, становится глубже и хроничнее.

Люди постоянно думали о том, что ждет нас у звезд. Есть художественные произведения, посвященные освоению космоса, но есть произведения, задающиеся вопросом: кто проживает на вселенских просторах?

Настолько простая и милая картина! Она похожа даже просто на упражнение в художественной школе, но настолько симпатично всё. Плюс – очень натурально. Так и кажется, что эти одуванчики настоящие, а ещё кувшин…

Слайд 2ЦЕЛИ И ЗАДАЧИПо моему мнению, Марина Ивановна Цветаева – это

поэтесса, которая не может остаться незамеченной. Это поразительный феномен не

только русской поэзии, но прежде всего русской культуры, богатства которой столь неисчерпаемы. Самобытность Цветаевой, ее необыкновенный талант, чувство Родины и любви, эпатаж, максимализм, свойственный юности — все это привлекает молодежь. Я выбрала для своего экзаменационного реферата именно Марину Цветаеву и поставила себе цель глубже познакомиться с ее творчеством и узнать больше о ее судьбе, как оказалось, очень тяжелой и трагичной. При подготовке реферата мною были определены следующие задачи: обзор монографической литературы по теме, составление плана реферата, составление библиографии, содержащей материалы по теме моего реферата.

Нет, бил барабан перед смутным полком

Нет, бил барабан перед смутным полком, Когда мы вождя хоронили: То зубы царёвы над мёртвым певцом Почётную дробь выводили.

Такой уж почёт, что ближайшим друзьям — Нет места. В изглавьи, в изножьи, И справа, и слева — ручищи по швам — Жандармские груди и рожи.

Не диво ли — и на тишайшем из лож Пребыть поднадзорным мальчишкой? На что-то, на что-то, на что-то похож Почёт сей, почётно — да слишком!

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки, Монарх о поэте печётся! Почётно — почётно — почётно — архи- Почётно, — почётно — до чёрту!

Кого ж это так — точно воры вора́ Пристреленного — выносили? Изменника? Нет. С проходного двора — Умнейшего мужа России.

Наверное, у каждого человека в мире есть своя тайна — живительный источник силы, откуда он черпает уверен­ность и спокойствие, радость и восхищение или печаль и грусть.

Для меня этим источником является Александр Сергеевич Пушкин. Я помню, как в детстве перед сном мама тихо читала мне чудесные волшебные сказки, волну­ющие чувства и воображение.

А потом томик стихов ве­ликого поэта на долгие годы стал моей настольной кни­гой.

Редеет облаков летучая гряда;Звезда печальная, вечерняя звезда,Твой луч осеребрил увядшие равнины,И дремлющий залив, и черных скал вершины…

Кто, как не Пушкин, заронил в нас зерно любви к род­ной природе, заставил посмотреть на мир внимательнее, доверительнее.

Простые и понятные стихи великого мас­тера слова проникают в наши сердца, и вот уже осень — любимое время года поэта — раскрывает перед нами таин­ственные уголки своего золотисто-праздничного дворца:

Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.

При кажущейся простоте пушкинский слог полон гар­монии и глубокого смысла. Удивительное чувствование прекрасного Пушкин облекает в сочные и яркие образы, проникновенные и точные слова, которые делают нас ду­шевно богаче и нравственно чище.

Вариант №2

Марина Цветаева (26.09.1892 г. – 31.08.1941 г.) – одна из известных русских поэтесс Серебряного века. Её творчество внесло большой вклад в развитие русской литературы. Говорят, что Цветаева – женщина со сложной судьбой.

Появилась на свет Марина Ивановна Цветаева в Москве 26 сентября 1892 года. Она была третьим ребёнком в семье. Её отец был учёным, а мать пианисткой, поэтому с детства она обучалась музыке. Значительную часть своего детства Марина провела за границей. Вследствие этого, она знала немецкий и французские языки. Уже первые её стихи были написаны на трёх языках.

Вступила в свою творческую деятельность Марина Цветаева в 1910 году, когда вышел её первый сборник стихотворений «Вечерний альбом». В этот сборник входили и её детские стихи. Выпустив это собрание стихов, его сразу заметили известные поэты того периода: В.Брюсов, М.Волошин и Н.Гумилёв. После этого успеха русская поэтесса написала свою первую статью «Волшебство в стихах Брюсова».

Через пару лет Марина Цветаева выпустила еще один сборник – «Волшебный фонарь», а следом еще одно её произведение «Из двух книг». До начала Октябрьской революции поэтесса приехала в город Александров. В это время все её произведения были посвящены любимому городу и близким людям. В дальнейшем этот период прозвали «Александровское лето Цветаевой». Тем же летом написаны циклы «К Ахматовой» и «Стихи о Москве».

Наступила гражданская война и пришли тяжёлые времена для Цветаевой. Для неё было непозволительно деление на «белых» и «красных», она не могла принять того, что творилось в стране. В этот период она пишет стихотворения для своего еще одного сборника «Лебединый стан». Она стала автором нескольких пьес романтического характера, а также поэм «Егорушка», «На красном коне» и «Царь – девица».

Через некоторое время она уезжает за границу и пишет две большие работы: «Поэма конца», «Поэма горы». Они оставили большой отпечаток в её творчестве. Большинство её стихов даже не были опубликованы. Последний сборник, который она написала, назывался «После России». Туда входили стихи поэтессы, которые она написала до 20-х гг.

Марина Цветаева также издала «Мой Пушкин», «Дом у Старого Пимена» и написала статьи о творчестве некоторых писателей. За границей её произведения не пользовались большой популярностью и богатым спросом, хотя тогда вышли в свет поэзии «Маяковскому».

Читая стихи Цветаевой, можно проникнуться всеми её чувствами, эмоциями и переживаниями. Многие стихи поэтессы положены на музыку в качестве романсов. За свою хоть и не долгую жизнь она оставила свой яркий след в литературе. До сих пор мы изучаем её творчество и поражаемся талантом.

Слайд 8Печальные события – кончины поэтов, которых Цветаева любила и чтила,

— служили другими поводами, вдохновлявшими поэтессу на очерки-реквиемы. Особняком стояла

«пушкиниана» Цветаевой – очерки «Мой Пушкин (1936) , Пушкин и Пугачев» (1937). Они тоже автобиографичны, особенно первый, — но, конечно, главный их герой – вечно современный, живой, неотразимый, цветаевский и всемирный Пушкин…В стихотворении «Встреча с Пушкиным» она воображает встречу с великим поэтом. По-человечески она ощущает его таким же, вполне реальным существом, как и она сама; ему можно распахнуть свою душу, что она и делает: «Встреча с Пушкиным» — стихотворение — исповедь, оно не о Пушкине, а о себе.Русские поэты еще много раз будут открывать для себя нового Пушкина, но мне более по душе цветаевский Пушкин — воплощение красоты, мужества, ума и бесконечности.

Поэтика

Жанры

Знакомясь с творчеством Марины Цветаевой, можно почувствовать, что она искала и пыталась создать свой собственный жанр, ответвляющийся от общепризнанных канонов. Тема любви-страсти нашла яркое отражение и в стихотворениях, и в поэмах Цветаевой. Таким образом, жанры лиро-эпической поэмы и элегии неслучайно проходят сквозь всю лирику поэтессы. Это стремление к романтизму она буквально впитала с молоком матери, которая очень хотела увлечь дочь тем, что считала женственным, прекрасным и полезным, будь то игра на музыкальных инструментах или любовь к постижению иностранных языков.

В поэмах Цветаевой всегда присутствовал свой лирический субъект, который зачастую выступал как образ ее самой. Героиня нередко совмещала в себе несколько ролей, позволяя тем самым разрастаться своей личности. То же самое происходило и с поэтессой. Она всегда стремилась познать всю существующую глубину отношений человека и окружающего мира, грани человеческой души, тем самым доведя до максимума отражение этих наблюдений в своей лирике.

Стихотворные размеры

Размер стиха — это его ритм. Цветаева, как и многие современные ей поэты 20 века, в своем творчестве часто использовала трехсложный размер, дактиль. Например, в стихотворении «Бабушке». Дактиль напоминает разговорную речь, а стихи поэтессы — яркие монологи. Бабушку по линии матери Цветаева, увы, не знала, но с детства помнила ее портрет, висевший в доме семьи. В стихах она пыталась мысленно выйти на диалог с бабушкой с целью узнать источник своего бунтарского нрава.

В стихотворении «Моим стихам, написанным так рано» использован ямб с перекрестной рифмой, что подчеркивает твердость интонации. Те же размер и рифма характерны и для стихотворений «Книги в красном переплете», «Тоска по Родине! Давно. .. «. Последнее создано в годы эмиграции, а потому пропитано бытовой неустроенностью, бедностью и растерянностью в чужом мире.

«Кто создан из камня, кто создан из глины» — белый стих, где использован амфибрахий с перекрестной рифмовкой. Это стихотворение было опубликовано в сборнике «Версты». Свое мятежное настроение Цветаева выражает в строках о морской пене, сообщая, что она бросается в морскую стихию жизни.

Средства выразительности

В цикле стихов, посвященных Александру Блоку, использовано много знаков препинания, которые передают запретность и трепетность чувств Цветаевой, ведь с Блоком она не была знакома лично, но восхищалась им безмерно. Поэтесса применяла массу эпитетов, метафор, олицетворений, будто обнажающих ее душевную стихию. А интонационные паузы только усиливают этот эффект.

В той же «Тоске по Родине» чувствуется сильное эмоциональное напряжение автора, передаваемое за счет метафорического отождествления родной страны с кустом рябины и обилия восклицательных знаков.

Стихотворение «Книги в красном переплете» передает тоску поэтессы по рано умершей матери, по ушедшему детству. Проникновенному чтению способствуют риторические вопросы, эпитеты, олицетворения, метафоры, восклицания и перифразы.

В стихотворении «Бабушке» также много эпитетов, повторов и оксюморонов. Цветаева мысленно ощущает родство душ со своей бабушкой.

На примере нескольких стихотворений нетрудно заметить, что в лирике Марины Цветаевой преобладали восклицания. Это свидетельствует о ее динамичной натуре, возвышенности чувств и о некой предельности душевного состояния.

Слайд 9ЛЮБОВЬ – СВЯТАЯ ТЕМА В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ В Коктебеле, живя

у Волошина, старшего, верного друга, благословителя ее на путь поэзии,

она встретилась с Сергеем Эфроном; он был круглым сиротой, сыном революционных деятелей, близким к народническим кругам, — на год моложе ее. С этого момента кончилось «трагическое отрочество» и началась «блаженная юность». В январе 1912 года Цветаева вышла за Эфрона замуж. «Писала я на аспидной доске…» — так называется стихотворение, посвященное мужу. В нем Цветаева признается в любви: четырехкратный повтор слова «любим» говорит о желании этого чувства, о радости, о счастье.Огромная человеческая преданность и восхищение выражены в стихотворении «Я с вызовом ношу его кольцо!»

Основные темы и мотивы лирики. Черты личности поэта, отраженные в поэзии

В 20 лет Цветаева создает стихотворение «Моим стихам, написанным так рано», в котором дает оценку своим искрометным творениям, сравнивая с «фонтанными брызгами», «искрами ракет», «чертенятами», врывающимися в поэтическое «святилище», в котором «сон и фимиам», «драгоценными винами», для которых настанет свое время. Поэт верит, что не нужные никому сейчас, валяющиеся в пыльных магазинах, ее стихи будут востребованы будущими поколениями. Строчки стихотворения стали пророческими.

Особое место отведено русским поэтам в лирике Цветаевой. Темой творчества проникнуты стихотворения, посвященные Блоку, Ахматовой, Маяковскому и многим другим. С 1916 г. создается цикл «Стихи к Блоку», открывающийся стихотворением «Имя твое – птица в руке». Блок ни разу не назван по имени, оно обыгрывается в образах птицы, льдинки, мячика, пойманного на лету, серебряного бубенца. Имя осязаемо, его можно услышать в окружающих звуках, увидеть в движении губ, попробовать на вкус. В этих образах переданы особенности поэзии Блока: трепетность, восторженность, звонкость звучания, полет мысли. Весь цикл — это преклонение перед «святым сердцем» рыцаря Прекрасной Дамы, «Божьего праведника», «нежного призрака», «светоносного ангела», чья душа и талант несовместимы со «страшным миром». Последние стихотворения будут написаны после смерти поэта в 1921 г.

Во многом перекликается с темой творчества «Кто создан из камня, кто создан из глины» (1920 г.). Но это и философская лирика: поэт через самопознание, сравнивая себя с другими, осознает свое творческое начало как морскую стихию, свободную и неподвластную законам времени и человеческого бытия.

Философское и жизнеутверждающее размышление «Уж сколько их упало в эту бездну»(1913 г.) хотя начинается с воспоминания об ушедших из жизни и осознания своего неизбежного ухода, переходит к призывам веры и просьбам любви к «живым и настоящим». Смерть – напоминание о том, как нужно любить жизнь. Самих слов «смерть», «умру» нет в тексте, вместо этого – «упали в бездну», «исчезну с поверхности земли», но все равно «будет жизнь».

Уникальна любовная лирика Цветаевой, вершиной которой стала «Поэма горы». Любовь передана в образе горы, как символа огромного, высокого и чистого чувства. Цветаева часто обожествляла предмет своей влюбленности, о котором пишет с восторженным любованием, торжественно, упоительно, открыто и искренне. Одним из шедевров ее любовной лирики, ставшим романсом, является «Мне нравится, что вы больны …» (1915г.), в котором даже нелюбовь может стать выражением любви. Истинные чувства героини выражены одним словом — «увы».

Своеобразие лирики Цветаевой состоит в том, что она умела сочетать в поэзии «старомодную учтивость и бунтарство», архаизм и новаторство, ее творчество соткано из внутренних противоречий, содержит многоплановые смыслы. Она виртуозно обращалась со звукописью, звучание всегда согласуется с настроением текста и его содержанием. Используя особый синтаксис фраз — обилие тире, резких переносов, дробление слов на части создает музыкальность текстов смысловыми паузами. Ее поэзия афористична, одной фразой поэту удавалось выразить глубокий философский смысл.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: