Владимир солоухин: каравай заварного хлеба

Каравай заварного хлеба (солоухин владимир) - слушать аудиокнигу онлайн

Каменный цветок краткое содержание

Сказка «Каменный цветок» Бажова была написана в 1937 году. Произведение вошло в сборник сказок писателя под названием «Малахитовая шкатулка». В основу рассказа легли старинные легенды и сказания горнорабочих Урала. Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 5 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Каменный цветок».

Главные герои Прокопьич – старый мастер малахитных дел, суровый, но добрый мужчина. Данилка Недокормыш – сирота, ученик Прокопьича, мечтавший познать красоту камня. Хозяйка – волшебница, обитающая в Змеиной горе, владычица самоцветов. Другие персонажи Барин – богатый хозяин, которому принадлежали крупные залежи малахита. Приказчик – злобный и недалекий, но исполнительный помощник барина. Катя Летемина – невеста Данилки, милая, любящая девушка. Краткое содержание

Старик Прокопьич имел славу самого лучшего, самого опытного мастера – резчика по малахиту. Ему присылали «парнишек на выучку», но по какой-то причине Прокопьич «учил шибко худо» – то ли ему было жаль расставаться со своим мастерством, то ли не видел он в своих учениках способностей к этому деликатному делу. Одного за другим отправлял он их обратно с коротким пояснением: «Не гож этот…».

Так и оставался Прокопьич без ученика, пока не «дошло дело до Данилки Недокормыша». Сиротке было лет двенадцать, не больше. Из жалости его «взяли сперва в казачки при господском доме: табакерку, платок подать, сбегать куда и протча». Однако парнишка оказался не приспособлен к этому делу – с куда большим удовольствием он рассматривал картины или различные драгоценные поделки в барском доме. Не смог он работать и подпаском – из-за его невнимательности коровы разбредались, куда хотели. В результате было решено отдать мальчика на обучение Прокопьичу. Узнав о горькой судьбе Данилушки, Прокопьич пожалел его, а вскоре так привязался, что «прямо сказать, за сына держал». Поначалу старик давал парнишке много свободы, но как узнал об это приказчик, так стал сам контролировать обучение Данилки. Но это было лишним – мальчик был на удивление толковый и быстро учился всем премудростям малахитного дела. Вырос Данилушка высоким, сильным, красивым парнем – «однем словом, сухота девичья». Прокопьич стал с ним и за невест разговоры вести, но парень мечтал стать настоящим мастером, а потом уж думать о семье.

Однажды барин, чтобы определить уровень мастерства Данилки, приказал ему сделать малахитовую чашу на ножке. Увидев его работу, барин был доволен – он сразу смекнул, что Прокопьич взрастил отличного мастера себе на смену. Он передал Данилке новые чертежи, по которым он должен был вырезать новую чашу со сложными, затейливыми узорами.

После этой проверки Данилка понял, что способен на многое. Вот тогда он и задумал самостоятельно, не по барским чертежам, вырезать редкой красоты чашу, «чтобы камень полную силу имел». Мысли о ней не давали ему покоя ни днем, ни ночью. Видя, что парень сам не свой, старик решил его женить – «лишняя дурь из головы вылетит, как семьей обзаведется». У Данилки уже была на примете славная девушка – Катя Летемина, на которой он собирался жениться, как только выполнит заказ барина.

Чаша по барским чертежам вышла у Данилки знатная. По этому случаю позвал Прокопьич старых мастеров, и те одобрили работу Данилки. Вот только сам он был не очень доволен чашей, в которой не видел ни особой красоты, ни жизни. Тогда самый старый мастер сказал, что тот, кто увидит каменный цветок, постигнет красоту камня и попадет «к Хозяйке в горные мастера». Услышав это, загорелся Данилка увидеть тот самый каменный цветок. Однажды, перед самой свадьбой, отправился он на Змеиную гору за малахитом – тут ему Хозяйка и явилась. Данилка принялся умолять Хозяйку показать ему каменный цветок. Та долго отговаривала от этого – после не будет уж прежней жизни. Вот только Данилка настаивал на своем, и Хозяйка повела парня в свой сад, где он увидел неземной красоты каменный цветок.

Вернулся Данилка домой сам не свой. Он грустил весь вечер, а ночью убежал неизвестно куда. Одни говорили, «что он ума решился, в лесу загинул», а другие не сомневались, что Данилу взяла к себе в горные мастера сама Хозяйка…

Заключение Главная мысль произведения – истинное мастерство невозможно без полного самоотречения. Однако в погоне за идеалом не стоит забывать о любимых людях и приносить в жертву собственную жизнь. После ознакомления с кратким пересказом «Каменный цветок» рекомендуем прочесть сказку в полной версии.

Сочинение 2

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», написанная в 1969 году, рассказывает о девушках, которые хотели жить, любить, иметь детей. А им пришлось стать солдатами, чтобы защитить себя и своих близких. Автор показал нам войну необычной гранью: женщина и война.

Борис Васильев – фронтовик, защищал родную землю от захватчиков. Все его произведения о войне основаны на личном восприятии автором событий, его оценке происходящего.

Повесть уносит нас в далекий 1942 год на один из разъездов северного края. Война гремела уже повсюду, а здесь был тыл. Когда в этих краях неожиданно появились немецкие диверсанты, пять девушек вместе со старшиной Васковым пошли навстречу фашистам. Преследуя врагов в лесу, они вступили с ними в неравный бой – шестеро против шестнадцати. Девушки погибли, но не пропустили врага к Беломоро-Балтийскому каналу.

Героини повести – девушки-зенитчицы: Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина и Соня Гурвич. До войны они учились, влюблялись, мечтали. Война исковеркала их судьбы.

Все девушки и разные, и похожие. Рита Осянина – строгая, волевая, сдержанная. Женя Комелькова – отчаянная, храбрая, рерзкая и красивая. Лиза Бричкина – молчаливая, трудолюбивая. Галя Четвертак – смешная и мечтательная. Соня Гурвич – отличница и поэтическая натура. Автор так ненавязчиво знакомит с каждой девушкой, что мы успеваем полюбить их всех, проникнуться их переживаниями, чувствами. В этом помогает и описание природы тех мест, где развивались события. Глухие, не тронутые войной леса, пение птиц, густой, пряный воздух – разве можно умирать среди этой красоты?

Девушки погибли, и не вернуть их. Соня Гурвич умерла от удара ножа в грудь. Погибла Галя Четвертак. Лиза Бричкина увязла в болоте. До последнего мгновения она боролась с липкой трясиной и все тянулась, и тянулась к солнцу, как к последней своей надежде. Женя Комелькова вложила в свой последний выстрел всю ненависть к фашистам. А Рита Осянина покончила с собой, будучи смертельно раненной, и никогда ее маленький сын не увидит свою мать.

Остался в живых только старшина Васков, один со своей болью и яростью. И такая ненависть к врагу обуяла его, словно именно он был сейчас последним защитником Родины. Он желал только одного – отомстить. Старшина казнил себя мыслями о том, что не уберег, положил всех пятерых за десяток фрицев.

Автор довел свою повесть до логического конца: зло должно быть наказано. Васков расправился с немцами, он победил. И девушки тоже победили. Они погибли, но враг, матерый, сильный, беспощадный, не прошел.

Подвиг этих девушек, как и подвиг всех на войне, учит нас верить, что смерти нет, а есть и должна быть только Жизнь!

Драматургия

Драматические произведения К. Симонова, Л. Леонова, А. Корнейчука демонстрируют душевное благородство русских людей, их нравственную чистоту и духовную силу. Истоки их героизма отображены в пьесах «Русские люди» К. Симонова и «Нашествие» Л. Леонова. История противоборства двух типов военных руководителей полемически обыгрывается в пьесе «Фронт» А. Корнейчука. Драматургия в период Великой Отечественной войны – это очень эмоциональная литература, наполненная героическим пафосом, свойственным эпохе. Она вырывается из рамок соцреализма, становится ближе и понятнее зрителю. Актеры уже не играют, они изображают свои же будни на сцене, переживают свои же трагедии заново, чтобы люди внутренне вознегодовали и продолжили мужественное сопротивление.

Всех сплотила литература военных лет: в каждой пьесе главной идеей становился призыв к единению всех общественных сил перед лицом внешней угрозы. Например, в пьесе Симонова «Русские люди» главный герой – интеллигент, казалось бы, чуждый пролетарской идеологии. Панин – поэт и очеркист – становится военкором, как когда-то сам автор. Однако его героизм не уступает отваге комбата Сафонова, который искренне любит женщину, но все равно посылает ее на боевые задания, ведь его чувства по отношению к родине не менее значимы и сильны.

Рассказы о Великой Отечественной войне для младших школьников 1-4 класса

Владимир Богомолов «В городе на Волге — тишина»

Немного правее батальона капитана Беньяша стояла минометная батарея старшего лейтенанта Бездидько.

Минометчики этой батареи прославились тем, что били по врагу без промаха.

Чего только не предпринимали фашисты, чтобы уничтожить наши минометы: бомбили с самолетов, пытались накрыть позиции смельчаков артиллерией, посылали автоматчиков… Но батарейцы Бездидько все выдержали, выстояли!

А когда в январе 1943 года был дан приказ перейти в наступление, минометчики Бездидько открыли по врагу ураганный огонь.

Залпы гвардейцев были меткими — через полчаса после обстрела противника в позициях была пробита широкая брешь, куда устремились наши танки и пехота.

Фашисты не выдержали и стали стремительно отступать. Нашим бойцам было тяжело преследовать по глубокому снегу быстро отступавшего врага.

Вдруг видят бойцы — впереди рвутся снаряды…

Слышат — гремят танки и катится над степью громкое и грозное «ура!»

«Свои!» — пронеслось радостно по рядам бойцов. — «Свои!» И через час за ложбиной у Мамаева кургана встретили бойцы первый танк, который шел на помощь защитникам города. А вслед за ним двигались и остальные боевые машины армии генерала Чистякова.

За машинами с громким «ура!» наступали пехотинцы — войска 21-й армии. Они соединились с 62-й армией.

Бойцы на радостях обнимали друг друга, прыгали и кувыркались на снегу. Откуда-то появилась гармошка, гармонист растянул меха, заиграл звонко, и пошла по кругу веселая пляска победителей.

Выстояли! Победили! В город на Волге пришла победа. Это произошло 2 февраля 1943 года.

* * *

330 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, которыми командовал фельдмаршал Паулюс, оказались в кольце и не могли выйти из окружения. Наше командование предложило окруженным сдаться в плен.

И фельдмаршал Паулюс 31 января, сознавая, что сопротивление бесполезно, несмотря на приказ Гитлера: драться, драться, драться во что бы то ни стало, — капитулировал вместе со своим штабом.

Окруженные дивизии врага сдались в плен.

Еще с утра 2 февраля 1943 года на окраинах города у заводов «Баррикады», тракторного и «Красный Октябрь» отдельные группы гитлеровцев пытались сопротивляться нашим бойцам, но в четыре часа дня в городе на Волге наступила тишина.

* * *

Через развалины разрушенного во время боев города, по его окраинам тянулись и тянулись колонны пленных гитлеровских солдат. Их вели наши бойцы, их вели победители.

А во всем мире стало ясно, что Советский народ, его героическая армия нанесли самое сокрушительное поражение фашистским войскам и в состоянии покончить с гитлеровскими захватчиками.

По всей фашистской Германии был объявлен трехдневный траур.

* * *

Как только наступила в городе тишина, сталинградцы принялись восстанавливать свой почти полностью разрушенный врагом город.

А солдаты-победители продолжали развивать наступление, освобождая от врагов другие города и села нашей Родины.

Путь советских солдат-победителей был в одном направлении — на Берлин!

* * *

На Мамаевом кургане тишина.

Неторопливо поднимаются люди по гранитной лестнице. Людей много.

Идут воины такие же седые, как Ванин дедушка. На солдатских гимнастерках и военных кителях ордена и медали.

Идут молодые — юноши и девушки.

Идут мальчики и девочки с пионерскими галстуками, октябрятскими звездочками…

Идут граждане страны Советов поклониться памяти героев.

* * *

Мамаев курган и его ансамбль-памятник знает весь мир. И нет такого человека на земле, который бы не слышал о Сталинграде, об этой героической высоте — Мамаевом кургане.

Поэзия

Поэзия становится голосом Родины Матери, которая взывала к сынам с плакатов. Наиболее музыкальные стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были незаменимы, как лекарства или оружие. Литература периода великой отечественной войны (1941-1945) для большинства советских людей – это стихи, ведь они в формате песен облетали даже самые удаленные уголки фронта, возвещая о стойкости духа и непримиримости воинов. Кроме того, их было легче декларировать по радио, разбавляя фронтовые сводки. Их же печатали в центральной и фронтовой прессе в период Великой Отечественной войны.

По сей день любима народом песенная лирика М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, К. Симонова, О. Берггольц, Н. Тихонова, М. Алигер, П. Когана, Вс. Багрицкого, Н. Тихонова, А. Твардовского. Проникновенное национальное чувство звучит в их стихах. У поэтов обострилось чутье, взгляд на родные широты стал сыновьим, почтительным, нежным. Образ Родины – конкретный, понятный символ, который перестал нуждаться в красочных описаниях. Героический пафос проник и в интимную лирику.

Мелодическая поэзия с присущей ей эмоциональностью и декларационно-ораторской речью очень скоро распространяется на фронтах и в тылу. Расцвет жанра логически обусловлен: было необходимо эпически отразить картины героической борьбы. Военная литература переросла стихотворения и вылилась в национальный эпос. В качестве примера можно прочитать А. Твардовского «Василий Теркин», М. Алигер «Зоя», П. Антокольского «Сын». Поэма «Василий Теркин», знакомая нам со школьных времен, выражает всю тяжесть военного быта и неукротимо веселый нрав советского солдата. Таким образом, поэзия в период ВОВ приобрела огромное значение в культурной жизни народа.

Основные жанровые группы военных стихов
:

  1. Лирическая (ода, элегия, песня)
  2. Сатирическая
  3. Лирико-эпическая (баллады, поэмы)

Самые известные поэты военного времени
:

  1. Николай Тихонов
  2. Александр Твардовский
  3. Алексей Сурков
  4. Ольга Берггольц
  5. Михаил Исаковский
  6. Константин Симонов

Краткий анализ

Год написания – 1969 год.

История создания – Первоначально текст был задуман как рассказ о семи героях, отстоявших железнодорожную станцию ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, автор изменил подход – появились пять зенитчиц и их командир старшина Васков.

Тема – подвиг защитников Родины, женщина и война.

Композиция – В повести 14 глав. Повествование ведётся от лица автора, но взгляд на события во многом дан глазами его героя – старшины Васкова. Воспоминания, картины из прошлого (ретроспектива) – этот приём Б. Васильев использует довольно часто, так он рассказывает нам о прошлом своих героев, у каждого из которых была своя судьба до встречи на войне.

Жанр – повесть.

Смысл рассказа Павла Бажова «Каменный цветок»

«Каменный цветок» Павла Бажова – это очень непростая сказка.

Что ни говори, а жанр сказки уверенно сохраняет свои позиции в мировой литературе. Но в то же время это один из тех слоёв человеческого творчества, который с течением времён претерпел, возможно, наибольшие изменения.

На сегодняшний день у сказок есть вполне конкретная задача: учить детей добру, отзывчивости, терпимости к другим людям, заботе — лучшим качествам, которые может собрать в себе человек. Что же до сказок прошлых лет, тут всё не так однозначно…

Чему учит произведение Бажова, по стилистике больше похожее на басни старого дедушки, который решил приукрасить свою молодость?

Рассказ не огораживает юного читателя от неприглядной правды: в поселении рядом с малахитовыми каменоломнями, в котором родился и вырос главный герой Данила, вовсю процветало крепостное право. Жестокому наказанию плёткой могли подвергнуть даже ребёнка, не говоря уже о взрослом. Читатель узнаёт о текущем положении вещей исподволь, но в то же время крепостное право — это одна из всемогущих сил рассказа, своеобразный антагонист, который предстаёт в лице Приказчика.

Приказчик управлял поселением, следил за тем, чтобы каждый житель приносил пользу своему владельцу, который в это время жил вдали от каменоломен и наслаждался лишь плодами трудов своих крепостных.

Приказчик в полной мере распоряжался судьбой талантливого резчика по камню, и он был волен погубить творческую жилку Данилы безвкусными заданиями, монотонной работой и надуманными придирками.

А по ту сторону этой серой, беспросветной жизни стояла… Хозяйка Медной Горы. Неведомая, природная, незыблемая сила камня, с которым работал Данила. Хотя в сказке она предстаёт прекрасной женщиной, Хозяйка несёт в себе образ самой природы, до конца постичь которую практически невозможно

Хозяйка может одарить богатствами и знаниями, но в то же время она своенравна и может погубить неосторожного человека

Вся беда мастера Данилы оказалась в том, что он и сам оказался своенравен и свободолюбив, а ещё достаточно талантлив и любознателен, чтобы вопреки всему попытаться постичь тайну Хозяйки Медной Горы. Стремление изготовить каменный цветок невиданной красоты стало для Данилы возможностью превзойти самого себя, а ещё сбежать от тесных оков Приказчика. Даже сильный духом человек может сломаться под гнётом обстоятельств, а ведь Данилу с юных лет пытались «загнать в тиски»: сначала скучной, монотонной работой, а затем и барскими прихотями, которые не давали таланту Данилы раскрыться в полную силу.

Юный мастер погрузился в себя. Желание сотворить нечто настолько прекрасное, что вознесёт его талант выше житейских проблем, захватило разум Данилы. Не спасла его даже женитьба на хорошей и доброй девушке Кате, которая в этом произведении стала олицетворением всех людей, которые окружали Данилу.

В муках творчества молодой мастер отрывается от людей. Он забывает о близких, которые нуждаются в нём, поддерживают его. Данила оставляет их на растерзание реальности с её Приказчиком, неволей и постоянной работой. И в конце концов неконтролируемая страсть достичь совершенства иссушает душу Данилы и едва не сводит его с ума.

Вместо того, чтобы пытаться противостоять злу в реальности, главный герой сказки предпочёл пуститься в бегство, хоть Бажов и представил это, как уход от мира в поисках самого себя и недостижимого идеала.

У сказки «Каменный Цветок» совсем недетский смысл: стремясь к совершенству, не обрывай все связи с людьми, не сжигай мосты позади себя, не пытайся сбежать от реальных трудностей здесь и сейчас. Потому что в погоне за совершенством, ты можешь оказаться у разбитой малахитовой чаши, а вокруг – никого, кто бы смог поддержать.

Роль литературы в годы войны

Литература периода Великой Отечественной войны (1941-1945) отличается целенаправленностью: все писатели, как один, стремятся помочь своему народу выстоять под тяжелым бременем оккупации. Это книги о Родине, самопожертвовании, трагической любви к своей стране и долге, которым она обязывает каждого гражданина защищать отечество любой ценой. Безумная, трагическая, беспощадная любовь открывала в людях потаенные сокровища души, а писатели, как живописцы, точь-в-точь отображали то, что видели собственными глазами. По словам Алексея Николаевича Толстого, «литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа».

Писатели не отделялись от фронтовиков и тружеников тыла, они стали понятны и близки всем, поскольку война объединила нацию. Авторы мерзли и голодали на фронтах в качестве военных корреспондентов, культработников и умирали с бойцами и медсестрами. Интеллигент, рабочий или колхозник – все были заодно. В первые годы борьбы шедевры рождались за один день и оставались в русской литературе навсегда. Главная задача этих произведений – патетика обороны, пафос патриотизма, поднятие и поддержание воинского духа в рядах Советской армии. То, что сейчас называется «на информационном фронте», тогда было действительно нужно. Причем, литература военных годов – не государственный заказ. Писатели вроде Симонова, Твардовского, Эренбурга получались сами собой, впитывая впечатления на передовой и перенося их в записные книжки под звуки разрывающихся снарядов. Поэтому этим книгам действительно веришь. Их авторы выстрадали написанное и рисковали жизнью, чтобы передать эту боль потомкам, в руках которых должен был быть мир завтрашнего дня.

Укорененные в родной земле

«Каменный цветок» Бажова входит в сборник «Малахитовая шкатулка», опубликованный в 1939 году. Это рассказ, адаптированный для детского восприятия. Сборник включает лучшие произведения писателя. Герои многих сказок состоят в родственных отношениях. Например, Танюшка из «Малахитовой шкатулки» – дочь Степана и Насти (героев «Медной горы Хозяйки»). А персонаж «Хрупкой веточки» Митюнька – сын Данилы и Кати («Каменный цветок», «Горный мастер»). Легко представить, что все герои уральских сказов – соседи, живущие в одной деревне. Однако их прототипы явно из разных эпох.

«Каменный цветок» – произведение уникальное. Его персонажи настолько колоритны, что не раз становились объектами творческой переработки. В них есть красота и правда. Герои Бажова – простые, искренние люди, сохраняющие связь с родной землей. В уральских сказах присутствуют приметы конкретной исторической эпохи. Это проявляется в описании домашней утвари, посуды, а также способов обработки камня, типичных для того или иного времени. Привлекает читателей и колоритная речь персонажей, пересыпанная характерными словечками и ласковыми прозвищами.

Дурман-чаша

Женитьбу он отложил, потому что стал размышлять над чашей второй, задуманной в манере, имитирующей дурман-траву. Любящая невеста Катерина плакать стала… Какое краткое содержание «Каменного цветка»? Пожалуй, оно заключается в том, что неисповедимы пути высокого творчества. Вот Данилка, например, черпал мотивы своих поделок в природе. Бродил по лесам да лугам и находил то, что его вдохновляло, спускался в медный рудник в Гумешках. А искал он обломок малахита, годящийся для изготовления чаши.

И вот однажды, когда парень, внимательно изучив очередной камень, разочарованно отошел в сторону, услышал он голос, советующий искать в другом месте – у Змеиной горки. Дважды был повторен мастеру этот совет. А когда оглянулся Данила назад, то увидел прозрачные, едва заметные, мимолетные очертания женщины какой-то.

Пошел на следующий день туда мастер и увидел «малахитину вывороченную». Идеально подходил для чаши камень этот — и темнее цвет его книзу, и прожилки в нужных местах. Сразу и принялся истово за работу. Чудесно у него получилось отделать низ чаши. Получился на вид – природный куст дурмана. А вот когда чашку цветка точил, потеряла красоту чаша. Данилушко тут совсем сна лишился. «Как исправить?» — думает. Да взглянул на слезы Катюши и решил – жениться!

Публицистика

Выдающиеся публицисты военного времени: А. Толстой («Что мы защищаем», «Москве угрожает враг», «Родина»), М. Шолохов («На Дону», «Казаки», рассказ-очерк «Наука ненависти»), И. Эренбург («Выстоять!»), Л. Леонов («Слава России», «Размышления у Киева», «Ярость»). Все это статьи, опубликованные в тех газетах, которые солдаты получали в окопах фронта и читали перед боем. Изможденные непосильным трудом люди жадно сверлили усталыми глазами эти же строки. Публицистика тех лет имеет огромную литературную, художественную и историческую ценность. Например, статьи Бориса Васильева, призывающие к установлению приоритета национальной культуры над политикой (пример чему подал сам Васильев, выйдя в 1989 из КПСС, в которой состоял с 1952, а с начала 1990-х отойдя и от участия в «перестроечных» политических акциях). Его журналистские материалы о войне отличаются здравой оценкой и максимально возможной объективностью.

Основные публицистические жанры военного времени
:

  1. статьи
  2. очерки
  3. фельетоны
  4. воззвания
  5. письма
  6. листовки

Самые известные публицисты
:

  1. Алексей Толстой
  2. Михаил Шолохов
  3. Всеволод Вишневский
  4. Николай Тихонов
  5. Илья Эренбург
  6. Мариетта Шагинян

Самое главное оружие публицистики тех лет – факты насилия немецко-фашистских оккупантов над мирным населением. Именно журналисты отыскивали и систематизировали документальные доказательства того, что вражеская пропаганда во всем расходится с правдой. Именно они убедительно аргументировали сомневающимся патриотическую позицию, ведь только в ней заключалось спасение. Никакие сделки с врагом не могли гарантировать недовольным свободу и благоденствие. Народ должен был осознать это, узнавая чудовищные подробности расправы над детьми, женщинами и ранеными, которые практиковали солдаты Третьего рейха.

Композиция

В повести 14 глав и эпилог. Повествование ведётся от лица автора, но взгляд на события старшины Васкова очень важен для писателя. Через его, мужское, восприятие даются образы нежных, трогательных девушек-зенитчиц, раскрываются мотивы, по которым они оказываются на фронте. Повествование чередуется с лирическими отступлениями, отрывками из детства героев, из воспоминаний разных лет, которые всплывают в памяти командира и его бойцов.

Чтобы познакомить читателей с очередной героиней, автор переносит действие в её прошлое, прокручивая самые яркие моменты из жизни персонажа – его детства, начала взрослой жизни. Так мы узнаём о семье героя, характере, событиях, которые сформировали взгляд на жизнь. Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог.

Человек, который выжил

Советские читатели красноречиво называли Василя Владимировича Быкова (1924—2003) «человеком, который выжил». Во время Великой Отечественной войны Василь Владимирович был участником множества боёв — сначала в Белоруссии, а затем в Австрии, Болгарии, Венгрии, Румынии и Югославии. Он прошёл путь от рядового до командира артиллерии; в ходе одной из операций был тяжело ранен, три месяца провел в госпитале — и все эти месяцы считался погибшим. Однако, несмотря на тяжелейшие испытания, он сумел выстоять — и даже продолжил службу в армии в 1949—55 гг. Уж тут-то, казалось бы, можно было дать себе передышку; но Быков всегда был человеком деятельным — и нашел себе применение в лице сотрудника газеты «Гродненская правда». Впоследствии он активно участвовал в политической деятельности страны: в 1980-х гг. его десять раз избирали депутатом Верховного Совета БССР (Белорусской Советской Социалистической Республики). Но в 1991 г. Советский Союз распался, и Быков переехал в Европу. Преклонный возраст оказался не помехой для кочевой жизни: Василь Владимирович успел пожить в Финляндии, ФРГ (Федеративной Республике Германии) и Чехии. Вернулся на родину он аж в 2003 году — и через месяц умер в больнице под Минском; ему было 79 лет.

Удивительно, как при такой насыщенной жизни Быков успевал писать рассказы, повести и романы, но факт остаётся фактом: Василь Владимирович стал известным автором уже в 1960-е гг. и к концу жизни был обладателем множества почетных премий (в том числе Ленинской и Государственной премии СССР), а также звания «Народный писатель Беларуси». В 1963 г. его произведение впервые экранизировали; фильмы и сериалы по мотивам работ Быкова снимают до сих пор. А еще повести Василя Владимировича проходят в школе — но это мы и так уже поняли.

Проза

Крупные произведения появились только в конце войны, после перелома. Никто уже не сомневался в победе, а советское правительство обеспечило писателям условия для творчества. Военная литература, а именно проза, стала одним из ключевых направлений информационной политики страны. Народ нуждался в поддержке, ему необходимо было осознать величие того подвига, цена которому – человеческие жизни. В качестве примеров прозы времен ВОВ можно назвать роман В. Гроссмана «Народ бессмертен», роман А. Бека «Волоколамское шоссе», эпопею Б. Горбатова «Непокоренные».

Известные прозаики времен войны
:

  1. А. Гайдар
  2. Е. Петров
  3. Ю. Крымов
  4. М. Джалиль,
  5. М. Кульчицкий
  6. В. Багрицкий
  7. П. Коган
  8. М. Шолохов
  9. К. Симонов

Чему учит?

Чехов воспитывает в своём читателе самостоятельность, волю и ум. Больше всего его беспокоит внутренняя слабость человеческого духа. Он говорит: «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу». Главным мерилом поступков должна стать совесть. Всё надо делать по совести: «Хоть и высеки, но чтоб за дело». Вот мораль произведения.

Писатель хотел, чтобы стилем жизни каждого стала весёлость, потому что именно она является условием и верным знаком духовного здоровья нации.

Истинными злоумышленниками являются те «хозяева жизни», которые не заботятся об общественном порядке, а удовлетворяют только свои прихоти и желания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: