Популярные сочинения
- Сочинение-рассуждение Дружба Дружба — незаменимая часть жизни человека. Каждый строит дружбу ценой множества компромиссов, но в основе искренность, уважение и любовь к другому, принятие его таким, какой он есть — со всем своим
- Сочинение Костя из рассказа Бежин луг (Характеристика и образ) Бежин луг — рассказ об охотнике, который потерялся в лесу после охоты на тетерева. Через некоторое время охотник вышел на поляну, где мальчики сидели возле огне. Он попросился переночевать
- Опыт и ошибки — сочинение (11 класс) Человек ошибается — часто случается так, что ты не ошибаешься, если почти не предпринимаешь никаких действий в жизни. Нормально быть неправым и нет безгрешных людей, это факт
Чему учит басня «Мартышка и очки»: задачи
Басня «Мартышка и очки» Задачи автора басни — это показать на примере персонажей творения недостатки общества или отдельных людей. Вот чему учит басня «Мартышка и очки»:
На примере главной героини, Крылов показывает всю нелепость и комизм людского невежества и «темноты мысли» (которая, вполне возможно, царила и в обществе). Обезьяна в этой басне – лишь аллегория. Его очень забавляет стремление некоторых ничтожеств «выбиться в люди», не имея ни знаний, ни опыта, ни таланта, поверхностно судящих и совершающих глупые поступки. Точно так же, как очки не сделали мартышку красивее и умнее, так и государственный пост, высокий чин не сделает человека лучше, если он недалек. Мало того, свою натуру скрыть невозможно. Ведь умственные способности зачастую открываются в общении с людьми, в логических умозаключениях, воспитание отражается на поведении.
Соответственно, никакой картуз, мундир, пенсне и прочие предметы одежды не сделают личность многограннее, опытнее, не расширят ее кругозор, не сделают ее духовно богаче. Полагать иначе – значит, проявлять неимоверную глупость и невежество.
Но присутствует и еще один аспект, которому учит басня. Крылов призывает не делать поспешных выводов. А если не хватает ума сразу догадаться, в чем соль, то лучше подумать, прежде, чем сделать. Это видно даже на примере Мартышки. Если бы она в сердцах не разбила оправу о камень, а постаралась бы понять, что очки правда полезны, то узнала бы обо всех их преимуществах.
Однако героиня не хотела думать. Ей нужен был мгновенный результат при полном отсутствии знаний и практики. Кстати, очки могут бы аллегорией. Такой Мартышке подобен каждый человек, что начинает проявлять себя в определенной сфере деятельности, не имея даже понятия о сути явлений и процессов, о технике выполнения чего-либо, не обладающий даже базовыми для этого знаниями и перспективами развития.
Украинская сказка «Колосок»
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
— Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
— Нужно его обмолотить.
— А кто будет молотить? — спросил петушок.
— Только не я! — закричал один.
— Только не я! — закричал другой.
— Ладно, — сказал петушок, — я обмолочу.
И принялся за работу.
А мышата стали играть в лапту.
Кончил петушок молотить и крикнул:
— Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Прибежали мышата и запищали в один голос:
— Теперь нужно зерно на мельницу нести, муку намолоть.
— А кто понесёт? — спросил петушок.
— Только не я! — закричал Круть.
— Только не я! — закричал Верть.
— Ладно, — сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
— Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принёс. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
— Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
— Кто будет месить? — спросил петушок. А мышата опять своё:
— Только не я, — запищал Круть.
— Только не я, — запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
— Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги.
Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
— Ох, и проголодался я! — пищит Круть.
— Ох, и есть мне хочется! — пищит Верть.
Скорее сели за стол. А петушок им говорит:
— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашёл колосок?
— Ты нашёл! — громко закричали мышата.
— А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.
— Ты обмолотил! — потише сказали оба.
— А кто зерно на мельницу носил?
— Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.
— А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
— Всё ты. Всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.
— А вы что делали?
Что сказать в ответ! И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.
Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!
Вопросы по сказке
• О ком говорится в сказке? Почему мышат прозвали Круть и Верть? Что они делали целый день?
• А что делал петушок?
• Что однажды нашёл петушок?
• О чём он спросил мышат? Что ему ответили Круть и Верть?
• Кто обмолотил зерно и повёз его на мельницу?
• Расскажи, что нужно было сделать, чтобы из муки получились пироги.
• Кто всё это делал: тесто месил, дрова носил, печь топил, пироги пёк?
• А что в это время делали мышата?
• Поняли мышата, почему они не заслужили пирогов? Почему на вопросы петушка они сначала отвечают громко и радостно, а потом всё тише и тише? Как ты думаешь, им стыдно?
• На какой вопрос петушка мышата не смогли ответить?
• Чем закончилась сказка? Тебе жалко мышат? Почему?
• Какие слова сказки можно считать главными?
История создания и краткий пересказ
Точное время написания басни неизвестно, но впервые она была напечатана в сборнике «Басни» в 1815 году.
В ней говорится о том, как с наступлением старости у Мартышки начались проблемы со зрением. Узнав о том, что люди в таких случаях пользуются очками, она закупила сразу полдюжины и решила примерить, чтобы наверняка избавиться от своего недуга.
Но обезьяна не умела ими пользоваться. Она прижимала их к голове, пробовала прикрепить к хвосту, то облизывала их, то нюхала — ничего не получалось, зрение не восстанавливалось.
Мартышка разозлилась, начала ругать очки, что нет в них никакого проку, проклинать тех, кто ей их посоветовал. В порыве гнева она бросила их, ударив о камень так, что только брызги засверкали.
Автор пишет, что так же бывает и у людей: не зная правил пользования вещью, они ломают ее, а потом, не добившись нужного результата, ругают изготовителей.
Чтобы управлять машиной или прибором, вначале нужно изучить их строение и инструкцию применения.
Ответы
родился лунтик на луне, вылупившись там из таинственного яйца. собственно говоря, при рождении и некоторое время после у малыша не было имени. лунтиком он стал, свалившись на землю и повстречав около пруда своих будущих друзей. в общем-то, логично: если малыш с луны, значит, он – лунтик!
обитатели леса близ пруда решили, что лунтик является лунной пчелой и приходится родственникам семейству бабы капы и деда шера – пчелы и генерала-шершня в отставке.
лунтик – добрый, честный, отзывчивый, позитивный малыш. правда, ему не всегда хватает жизненного опыта, чтобы разобраться в той или иной, даже самой простой ситуации, но тут ему на приходят друзья.
хитрость, жадность, рвачество, желание эксплуатировать окружающих – это не про лунтика. иногда малышу не хватает жесткости и строгости в отношении тех, кто этого заслуживает, потому что лунтик стремится быть добрым со всеми и никого не обижать.
Источник статьи: http://0tvet.com/literatura/question7425100
Мораль басни Мартышка и очки:
Мораль басни заключается в том, что часто невежды, не удосуживаясь поинтересоваться ценностью какого-либо предмета, начинают высказываться о нем плохо. Так случается и в реальной жизни. К примеру, люди, не ценящие научно-технический прогресс, склонны высказываться о достижениях человечества в негативном ключе, забывая о том, что именно благодаря науке человек избавлен от изнуряющего физического труда, многочисленных заболеваний и т. д. Если человек не знает, как пользоваться какой-либо вещью – это не повод, чтобы высказываться о ней плохо, учит баснописец.
Мартышка и очки рисунок
Что высмеивает басня «Мартышка и очки»: объяснение
Литератор умел при помощи своих творений высмеивать невежество в обществе. Причем все догадываются, о чем идет речь и кого имеет в виду автор. Вот объяснение, что высмеивает басня «Мартышка и очки»:
Творение выделяет людей недалеких, невежественных. Небылица высмеивает бескультурье, необразованность. Тех, что начинают хаять какие-либо вещи не потому, что те плохи или недейственные. А только лишь по причине того, что человек не компетентен в вопросе, не понимает принцип действия того или иного предмета.
Крылов учит вникать в суть вещей, призывает мыслить, анализировать, сопоставлять факты, а не «рубить сплеча» по причине собственного незнания. Мало того, Мартышка символизирует научного недоросля. Такие люди ничего не смыслят в том, чем занимаются. Для них главное – не исследования, а сам факт того, что их именуют учеными, статус, престиж. Такие личности думают, что все их уважают, прислушиваются к их мнению.
На самом же деле, те, кто не имеет хоть какой-то ум, открыто потешаются. Ведь их неопытность и недальновидность видны невооруженным глазом. Мало того, если невежественны чиновники, то это отражается на окружающих, если политики – то на стране. Соответственно, одна «мартышка» (если ее вовремя не остановить), теоретически может сгубить целое государство.
Чему еще учит басня
Чтобы понять ценность какой-либо вещи, нужно научиться ее применять. Нежелание тратить время на то, чтобы учиться чему-то новому — признак глупости, которая высмеивается в басне. Иван Андреевич Крылов в очередной раз призывает подрастающее поколение не жалеть времени и сил на получение знаний.
Еще произведение предостерегает от привычки делать преждевременные выводы. Прежде чем критиковать совет, нужно как следует над ним поразмышлять, подумать, как он помогает другим. Не стоит заранее говорить, что ситуация особенная и никто не может помочь.
Другая распространенная ошибка — нежелание просить помощи. Мартышке никто не запрещал спросить других, что делать. Раз за короткий срок она нашла много очков, значит, она не из робкого десятка и при желании может многое. Если бы у нее возникло желание разобраться, она бы с легкостью нашла, у кого попросить помощи. Произведение Крылова учит быть благодарными за знания, опыт, который человек перенимает у других. Когда дают совет, вместо проявления упрямства нужно слушать каждое слово, чтоб потом его применять.
«Мартышка и очки» — басня, мораль которой понятна даже детям. Обезьяна — это аллегория, в которой некоторые узнают себя. В какой-то мере глупость присуща каждому человеку, ведь все ошибаются
Но важно учиться думать, приобретать знания и не выставлять глупость напоказ, а бороться с нею
Сюжетная линия
Жанр произведения Крылова — басня. Это короткий иносказательный рассказ, написанный в форме стихотворения. Он содержит в себе аллегорический смысл и напоминает образную пьесу, где за кадром кто-то комментирует действия главной героини. Читателям из сюжета становится понятно, чем занимается мартышка и какие манипуляции с очками она проделывает.
Комичность главного персонажа автор описывает, применяя однородные члены предложения, подчеркивая ее безграмотность и беспомощность. Включая в произведение, формы диалога, писатель делает свой рассказ более легким и увлекательным.
К басне очень хорошо подходит известная пословица: «Дело мастера боится». Это говорит о том, что прежде чем браться за что-то необходимо для начала обладать знаниями.
В произведении автор высмеивает конкретные пороки и недостатки человечества. Баснописец смеется не над героиней своего произведения, а над определенной категории людей, не проявляющих интерес к очевидным вещам.
Волки и овцы
Овечкам от Волков совсем житья не стало,И до того, что, наконец,Правительство зверей благие меры взялоВступиться в спасенье Овец,—И учрежден Совет на сей конец.Большая часть в нем, правда, были Волки;Но не о всех Волках ведь злые толки.Видали и таких Волков, и многократ.—Примеры эти не забыты,—Которые ходили близко стадСмирнехонько — когда бывали сыты.Так почему ж Волкам в Совете и не быть?Хоть надобно Овец оборонить,Но и Волков не вовсе ж притеснить.Вот заседание в глухом лесу открыли;Судили, думали, рядилиИ, наконец, придумали закон.Вот вам от слова в слово он:«Как скоро Волк у стада забуянит,И обижать он Овцу станет,То Волка тут властна Овца,Не разбираючи лица,Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,В соседний лес иль в бор».В законе нечего прибавить, ни убавить.Да только я видал: до этих пор, —Хоть говорят, Волкам и не спускают,—Что будь Овца ответчик иль истец,А только Волки все-таки ОвецВ леса таскают.
Анализ, суть и мораль басни «обезьяна и очки»
Произведение Ивана Крылова «Мартышка и очки» входит в школьную общеобразовательную программу и изучается в 3 классе.
История создания
Сказка была написана в 1815 году, на тот момент автор басни работал в Публичной библиотеке Санк-Петербурга.
Этот период жизни автора отмечается порывом написания лучших его басен, в которых прослеживается особенная мораль и смысл. Уже в 1815 году выходит сборник басен с иллюстрациями.
Размер — вольный ямб.
Лексика басни — разговорная, выразительная с устаревшими оборотами.
Главный герой – Мартышка, а также Очки.
- Обезьянка «к старости» в неволе приобрела недуг — близорукость. «Слаба глазами»: стала плохо видеть.
- «У людей слыхала»: считается, что Мартышка жила в дворянском доме с людьми как член семьи.
- «Зло не большой руки»: идиома, означающая, что дело поправимо. «Очков с полдюжины»: 6 пар очков.
- «Вертит и так и сяк»: прямой смысл.
- «Темя»: около затылка.
- Приставочные глаголы: прижмет, понюхает, нанижет, полижет.
- «Не действуют никак».
- Очки не «оживают», очки никак не открывают обезьяне искусство их ношения.
- «Тьфу пропасть!»: обезьяна начинает ругаться.
- Достается и людям за «враки», даже себя она величает «дураком» за то, что слушала небылицу про пользу очков.
- «О камень хватила»: обиженная Мартышка выходит во двор и разбивает очки, что «брызги засверкали» (это еще и метафора).
- «Познатней»: имеющий имя и вес в обществе.
Щука
На Щуку подан в суд донос,Что от нее житья в пруде не стало;Улик представлен целый воз,И виноватую, как надлежало,На суд в большой лохани принесли.Судьи невдалеке сбирались;На ближнем их лугу пасли;Однако ж имена в архиве их остались:То были два Осла,Две Клячи старые, да два иль три Козла;Для должного ж в порядке дел надзораИм придана была Лиса за Прокурора.И слух между народа шел,Что Щука Лисыньке снабжала рыбный стол;Со всем тем, не было в судьях лицеприязни,И то сказать, что Щукиных проказУдобства не было закрыть на этот раз.Так делать нечего: пришло писать указ,Чтоб виноватую предать позорной казниИ, в страх другим, повесить на суку.«Почтенные судьи!- Лиса тут приступила,-Повесить мало, я б ей казнь определила,Какой не видано у нас здесь на веку:Чтоб было впредь плутам и страшно, и опасно —Так утопить ее в реке».- «Прекрасно!» —Кричат судьи. На том решили все согласно,И Щуку бросили — в реку!
Последние заданные вопросы в категории Математика
Математика 15.12.2023 11:10 42 Гелашвили Теймураз
1. Знайди добуток: 1) 3/7·1 2/5 2) 2 11/12*1 1/5 2. Знайди частку: 1)3 3/8:3/4; 2)3 3/5:2 1/4
Ответов: 3
Математика 15.12.2023 11:05 53 Козырева Карина
529. Яка найменша кількість стільцiв є в залі, якщо їх можна розставити в ряди по 22 і 18 стільців.
Ответов: 2
Математика 15.12.2023 11:00 35 Аллерт Анна
Обчисли:НСК(204;306) -Нсд(204;305;510) срочно
Ответов: 2
Математика 15.12.2023 10:48 12 Тихомиров Дима
Укажіть число, яке становить 12% від числа 90. 10,8 0,108 1,08 108
Ответов: 3
Математика 15.12.2023 10:35 23 Biz Almazan
Ребро правильного октаедра дорівнює а. Знайдіть відстань від центра октаедра до ребра.
Ответов: 1
Математика 15.12.2023 10:18 26 Мороз Данила
6. Виконай вiднiмання: 1)7/12-3/8 2)3 4/9-1 2/3 будь ласка допоможіть
Ответов: 3
Математика 15.12.2023 09:45 18 Афтени Миша
виконай ділення 3/11 : 1/2, 4/7 : 3/5, 7/8 : 1/5, 1/11 : 1/13, 1/6 : 5/12, 1/9 : 7/18, 7/9 : 14/27,
Ответов: 2
Математика 15.12.2023 09:38 31 Лукичев Клим
Обчислити а) 514•305 б) 13300:700
Ответов: 2
Математика 15.12.2023 09:31 28 Цыденжапова Янжима
Бічна грань правильної трикутної піраміди е прямокутним трикутником з гіпо-тенузою 6 см. Визначте
Ответов: 1
Математика 15.12.2023 09:26 37 Кузнецова Вероника
Сколько будет 50-(1000•30+67-89-400)•40-50-60•3+55-345•67=?
Ответов: 2
Похожие вопросы
Математика 23.07.2018 00:17 16 Мацьків Наталя
В магазине проходит акция: при покупке на сумму свыше 15 000 рублей предоставляется купон, который
Ответов: 3
Математика 23.06.2023 18:59 161 Миклина Соня
С̠ о̠д̠н̠о̠г̠о̠ по̠л̠я̠ с̠о̠б̠р̠а̠л̠и̠ 9̠0̠ц̠ к̠а̠р̠т̠о̠ф̠е̠л̠я̠, с̠ д̠р̠у̠г̠о̠г̠о̠-н̠а̠ 1̠3̠2̠0̠
Ответов: 2
Математика 07.04.2019 16:03 81 Громова Аня
1.Найдите площадь поверхности куба, если его ребро равно 3 м. Ответ дайте в квадратных дециметрах.
Ответов: 1
Математика 26.02.2019 01:00 5 Шутеева Аня
Петр Петрович поехал на велосипеде в гости со скоростью 15км в час, а его жена Варвара побежала
Ответов: 2
Топ вопросов за вчера в категории Литература
Литература 28.06.2023 07:26 3142 На Миша
Внешний облик братьев Остапа и Андрия написать цитатами кратко!!!
Ответов: 2
Литература 15.07.2023 14:27 4370 Зайцева Анна
Интересные факты о Лермонтове, фактов 15
Ответов: 2
Литература 18.06.2023 13:33 296 Иванов Саша
Какие произведения других видов искусства можно сопоставить с поэмой Мцыри?
Ответов: 2
Литература 18.06.2023 19:47 104 Дусенов Диас
Срочно помогите, дам много Дайте письменный ответ на один из проблемных вопросов в объёме не
Ответов: 2
Литература 18.06.2023 14:48 589 Хасанов Дима
Несмотря на большой объем , «Тарас Бульба» считается повестью. Каковы особенности , отличающие ее
Ответов: 2
Литература 29.04.2023 14:03 1168 Лаврик Ульяна
на какую букву падает ударение поэмы тургенева \»стено\»
Ответов: 2
Литература 26.09.2023 05:22 15 Кечемайкин Дмитрий
Анализ стихотворения чуть зацветет иван чай.СРОЧНО!!!!!!!СРОЧНО!!!!!!!СРОЧНО!!!!!!
Ответов: 2
Литература 18.06.2023 03:33 126 Савостяник Альонка
Пж сделайте анализ стихотворение А.А. Фета «Христос Воскресе» «Христос воскресе!» — клик
Ответов: 2
Литература 30.04.2023 23:15 196 Чкаловская Милана
Решите тест по произведению Евгений Онегин пожалуйста!!! Приложение №2 Тест по 4 главе 1.О ком
Ответов: 2
Литература 01.12.2023 05:20 15 Степанова Екатерина
Придумай и нарисуй щнак, запрещающий вырубку леса
Ответов: 2
Мартышка и очки, басня Крылова
Отзыв к басне Ивана Крылова «Мартышка и очки»
Глубинные мысли в доступной форме – вот, что можно сказать о баснях талантливого русского поэта и публициста Ивана Андреевича Крылова. Витиеватый слог, малая форма, короткие строфы, герои-представители животного мира, хлёсткие фразы, которые впоследствии станут крылатыми и обязательная мораль, объясняющая всё то, что хотел донести до читателя автор. Эти басни переживут и Крылова, и его время, потому что пороки, осмеянные автором, до сих пор, к сожалению, царствуют и процветают в обществе, оттого и басни его актуальны и злободневны.
Несколько слов о сюжете и героях
«Мартышка и очки» является одной из самых известных басен у автора. Главная героиня произведения – предприимчивая мартышка. Годы берут своё, и в преклонном возрасте мартышка осознала, что глаза её хуже стали видеть. Однако отчаиваться она не стала, взяв пример с людей, раздобыла наша героиня очки, ведь давеча слыхала, что этот чудной «прибор» способен выручить ослабевшие глаза.
Но заиметь очки, как оказалось, это полдела – нужно знать, как ими пользоваться. И читатель понимает, что как раз этого мартышка не знала. Стала она импровизировать. Мартышка и лизала очки, и нюхала, и на хвост пристраивала каким-то образом, и крутила так-сяк, и к темечку прижимала, но ничего не выходило путного. В досаде и злости бросила мартышка очки о камень, разбив их на мерцающие осколки. Да ещё и молву обругала, мол, правды в россказнях про очки нет ни грамма, всё врут люди. Не помогли очки мартышкиным глазам.
Как водится в большинстве крыловских басней, в конце автор приводит мораль.
Мораль басни, или то как можно по-разному понимать произведение
Примечательно, что мораль, заложенная в басне, может восприниматься по-разному. В силу возраста, образования, знания истории. С героиней всё понятно — не случайно автор выбрал мартышку, которая олицетворяет глупость, гримасничанье, бескультурье. А вот с трактовкой будет сложнее.
Вариант на поверхности: всему надобно знать предназначение, иначе даже умная штука потеряет ценность, ежели не понимать, как ею пользоваться. Вариант похитрее, который, собственно, и приводит буквально дословно автор – полезная вещь, попадая в руки знатного невежды, может быть не только не принятой и не понятой, но и изгнанной из пользования. Сколько раз мы наблюдали в жизни, когда власть предержащие не разобравшись, отвергали полезные инициативы.
И, наконец, самый сложный подтекст. Нужно помнить в какие времена жил автор – это было славное время становления академической науки в России, начатое ещё Ломоносовым. К сожалению, не всегда «у руля» Императорской академии наук оказывались достойные люди. Часто возглавляли этот институт выслужившиеся чиновники. Об этом с ехидством писал не только Крылов, но и острый на словцо Пушкин.
Существует трактовка, согласно которой мартышка, как водится, символизирует невежество, а вот очки выступают как олицетворение науки и знаний. Попав в руки людей-мартышек, наука не только попадает под удар, но и попросту компрометирует тех, кто, не обладая нужными познаниями и культурой, пытаются ею руководить и применять. Выглядит это смешно и нелепо, а хуже всего – это губительно для науки.
Какую мораль принимать, какие именно мысли закладывал автор? Точно об этом судить трудно. Литература – это не только труд авторов, но и критиков. Наверное, правильно воспринимать моральную сторону в соответствии со своим личным пониманием. Ну а в народ навсегда ушла не только мораль сей басни, но и крылатые выражения, такие как «мартышка к старости слаба глазами стала» и менее цитируемое — «тот дурак, кто слушает людских всех врак».
Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Мартышка и очки» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.
Мартышка и очки
Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки, Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. «Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак, Кто слушает людских всех врак: Всё про Очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в них». Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их, Что только брызги засверкали. К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.
Тема, идея и проблема
Произведение И. А. Крылова «Мартышка и очки» — пример глубокомыслия, емко высмеивающего пороки общества. Путем раскрытия поведения и характера главной героини создается целостная картина изображаемых человеческих недостатков:
- Тема — неумение достойно применять собственные знания.
- Идея — показать, как глупо выглядят люди, критикующее то, что находится за гранью их познаний.
- Проблема — необразованность и примитивизм.
На примере Мартышки баснописец раскрывает такой злободневный вопрос, как неспособность человека использовать свои знания в правильном русле. Нелепо выглядит главная героиня, которая не смогла найти способ применения очкам, сетуя на то, что ее обманули. Часто встречаются люди, которые ругают и обвиняют в своих бедах кого-то другого, хотя у самих нет понимания как с пользой применить ту или иную вещь.
И. А. Крылов наводит на мысль о том, что со знаниями нужно обращаться бережно, толково, применять их, как требуется, и только тогда от них будет польза. Если не понимаешь — это повод учиться, но никак не ругать хорошие вещи или людей, которые якобы виноваты в сложившейся ситуации. Каков багаж знаний — таковы и плоды его. Критиканы выглядят глупо, а верить их словам на основе неудачного опыта не стоит.
В произведении раскрывается ряд общественных проблем, в том числе и проблема примитивного мышления, то есть ограниченного, простого, недалекого. Стоило бы Мартышке приложить чуть больше усилий, потратить немного больше времени, и выход обязательно бы нашелся.
Мораль и анализ
Мораль в басне — ее художественная и жанровая особенность. Так и в произведении она играет роль подытоживающего элемента рассказа.
Баснописец выводит мораль басни в конце повествования, которая заключается в том, что часто необразованные люди судят о какой-либо вещи, не осознавая принципа и сути ее применения. Невежды обесценивают значимость предмета, который не могут осмыслить.
Некоторые думают, что они умнее всех, хотя это не так. Басня наглядно иллюстрирует простую истину — чтобы чего-то добиться или в чем-то разобраться, нужно владеть определенными познаниями, а в случае отсутствия последних — стремиться к их получению.
Некоторые поэты, педагоги и исследователи творчества И. А. Крылова предлагают следующие толкования морали басни:
- И. И. Хемницер говорит о том, что очки и вправду полезны, однако же Мартышка «переколотила их как ни к чему не нужные», к тому же и возмущается, что все — сплошной обман. Такое происходит и между людьми: для кого-то определенный предмет приносит пользу, а другой схватится — и один убыток. Поэт приводит прекрасный пример для описания основной мысли басни: хоть какой топор не выбери, если рубить не умеешь, никакой не поможет.
- Д. И. Тихомиров считает, что в любом деле опасно невежество. «Губительна умственная темнота», смешны те самоуверенные люди, которые берутся за дело без соответствующих знаний. Педагог говорит о том, что страшен тот невежда, который худо отзывается о непонятной ему вещи.
- Авторы книги «50 басен И. А. Крылова» сравнивают очки со знаниями. Очки не виноваты, ими лишь нужно толково вооружиться, тогда и многое откроется взору. Авторы призывают людей идти путем просвещения, не слушая таких «мартышек», которые испытывали очки языком, хвостом, и говорят, будто от них нет пользы. Каждый должен иметь свою голову на плечах.
Приемы образности
Басня не представляется возможной без ее основного признака и компонента — аллегории. Иносказание здесь выражено в образе Мартышки, обозначающей невежд, берущихся за дело, которое они не могут выполнить.
- Слаба глазами — метафора, обозначающая нарушение зрения, при котором человек плохо и расплывчато видит мир.
- Завести очки — метафора в значении приобрести предмет, раздобыть, завладеть.
- Большой руки — метафора, обозначающая степень силы, серьезности проблемы. Одновременно играет роль сравнения.
- Проку на-волос нет — сравнение, которое образно иллюстрирует абсолютное отсутствие какой-либо пользы.
- Брызги засверкали — олицетворение. Этот троп придает образности действиям Мартышки, разбившей очки. Брызги олицетворяют осколки стекла, мимолетно разлетевшихся, то единственное, что теперь осталось у героини от прежнего предмета.
Ответы на вопрос
Отвечает Рожков Павел.
Ответ:
Ниже
Объяснение:
Первое дело» не помню. «Запретный плод» — в семье главного героя (Искандер пишет о себе) по религиозным мотивам нельзя было есть свинину. Рядом жили соседи, к которым любил наведываться главный герой, когда был ребенком, и его старшая сестра. Однажды соседи угостили салом, которое они умели вкусно готовить. Фазиль отказался, а сестра с удовольствием съела. Фазиль счел это предательством, его нутро горело и он только ждал убобного случая, чтобы отомстить ей. Случай не заставил себя долго ждать. Вечером, когда собралась семья, он «в тему» рассказал об этом всем. Но, вопреки ожиданиям, гнев отца был направлен на него самого. Отец крепко оттягал его за уши и, со словами «только предателя мне в доме не хватает» вышел, хлопнув дверью. Мальчик извлек для себя урок, что подлость не может быть оправдана какими бы то ни было мотивами.
«Рассказ о море» — потрясающий рассказ о мальчишке, влюбленном в море. Он думал, что на дне моря лежат монеты, и до бессилия нырял за ними. На деле это оказались пробки от бутылок. Так море пошутило над ним. В другой раз он переоценил свои силы, заплыл далеко и стал тонуть
До этого он видел на берегу девушку и парня, который тщетно силился обратить на себе ее внимание. Девушка была из гордых и демонстрировала парню свое безразличие
Парень был одет как дэнди. Увидев тонущего мальчику, парень бросился в море и спас его. Мальчик думал, что парень убъет его за промокшую одежду, но тот, наоборот, вел себя скромно, как будто ничего не произошло. Потом мальчик увидел, как с пляжа уходит тот парень, а рядом с ним идет девушка, с восторгом глядя ему в глаза и говоря что-то. По всему было видно, что парень ничуть не расстроен, что ему пришлось вымокнуть, что удивило мальчика. Это происшествие сблизило мальчика и море еще больше, а парня, судя по всему, сблизило с девушкой.
Невероятно теплый и добрый рассказ, как и все произведения Фазиля Искандера. ЧИТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!! Если нет такой возможности, то, хотя бы, скачайте его повесть «Сюжет существования» в АУДИО формате, куда входят эти рассказы, если нет времени читать, то послушайте.
Отвечает Kukurudza Maks.
Конечно, я могу написать краткое содержание рассказа «Первое дело» от Ильи Искандера.
«Первое дело» — это история о взрослении и поиске смысла жизни молодого героя, которого зовут Федя. Рассказ начинается с того, что Федя, будучи ребенком, влюбляется в девочку по имени Лиза. Однако, Лиза уезжает из города, и Федя остается один.
В дальнейшем, Федя становится юношей и вступает во взрослую жизнь. Он сталкивается с различными проблемами и сложностями, но его сердце все еще жаждет любви и счастья. Федя встречает разных людей, каждый из которых оставляет отпечаток в его жизни.
Однажды, Федя узнает, что Лиза вернулась в город. Он волнуется и решает навестить ее. Встреча с Лизой становится поворотным моментом в жизни Феди. Они разговаривают о прошлом, о своих мечтах и о том, как изменилась их жизнь. Федя осознает, что время не остановится, и они оба выросли и изменились.
Рассказ заканчивается тем, что Федя понимает, что важно принимать прошлое и двигаться вперед. Он осознает, что любовь и смысл жизни находятся не только в одном человеке, но и в самом себе
Таким образом, «Первое дело» — это история о взрослении, поиске себя и понимании, что смысл жизни не всегда заключается в одной любви, а может быть найден в самосовершенствовании и принятии прошлого.