Сочинение по повести белый пароход айтматова

Краткое содержание белый пароход айтматова для читательского дневника

Краткое содержание

Маленький заповедный кордон состоит всего из трех дворов. Единственный мальчишка в этом месте — семилетний сирота, у которого даже нет имени. Он растет и узнает мир по окружающей природе, с утра до вечера пропадая на улице. Друзьями ребенок воображает вещи, например, «верблюд» — большой камень, наполовину ушедший в землю.

Воспитанием кое-как занимается дед по матери. Момун не обучает ребенка наукам, но рассказывает тому сказку и заботится, как может. Запруда, которая спасает мальчика от бурных речных вод, сделана руками деда.

На кордоне было всего 3 женщины:

  • бабка;
  • тетка Бекей;
  • жена лесника Гульджамал.

Бекей бездетна, поэтому муж Орозкул, когда выпьет, поднимает на нее руку. Орозкул занимает пост начальника, но предпочитает труду разъезды по знакомым. Его тестя Момуна, напротив, звали расторопным за умение успеть с любой работой. Старик ухаживает за скотом и пасекой, всегда приветлив с людьми, но уважения все равно не добился.

Мальчик любит забраться на гору, прихватить бинокль и ждать, пока по озеру пойдет белый пароход. Корабль большой и красивый с трубами в ряд. У ребенка есть план: превратиться в рыбу, голова при этом останется человеческой, шея истончится, а уши оттопырятся. Когда это случится, мальчик подплывет к своему отцу-матросу и скажет: «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет о своем самом лучшем дедушке, над которым все посмеиваются.

Дедова сказка

По вечерам Момун рассказывает внуку свою сказку. Давным-давно на берегу реки Энесай поселилось племя киргизов, но пришли враги и убили почти всех. В живых остались двое: мальчик и девочка, которых убийцы взяли с собой. Хан отдал детей Рябой Хромой Старухе, чтобы та избавилась от киргизов. Старуха повела сирот к берегу Энесая, но не успела утопить. Из леса выскочила маралуха и попросила ей отдать ребят. Старую отдала мальчика и девочку оленихе, но предупредила: «Они вырастут и убьют твоих оленят… Они и друг друга не жалеют».

Маралуха привела детей к Иссык-Кулю, они выросли и поженились. Прежняя девочка, а теперь уже женщина, понесла и начала рожать. Роды были очень тяжелыми, муж перепугался и стал просить мать-олениху о помощи.

В ответ на зов издалека послышался звон, из лесу вышла мать-олениха и на рогах своих принесла бешик — колыбель. Звон раздавался от колокольчика, который весел на дужке колыбели. Женщина родила сына. Родители стали звать его Бугубаем — именем маралухи. С этого начался род Бугу.

Много позже умер богатый киргиз. На его могиле установили большие маральи рога. После этого маралы в иссык-кульских лесах жили в страхе. Их истребляли, пока не найти стало ни одного оленя в местных горах. Ушла и мать-олениха, сказав, что никогда больше не вернется.

Дальнейшие события

Наступила осень. Орозкул с Момуном тащили по склону два сосновых бревна. Начальник кордона был настолько зол, что хотел избить жену, но возвращаться домой было далеко. Момун увидел маралов и обрадовался до слез, чем еще больше разозлил Орозкула.

Уже у самого кордона мужчины поссорились: дед отпрашивался с работы, чтобы встретить мальчика из школы. Орозкул был против, пару раз огрел старика по голове, но тот все равно бросил в реке бревна и умчался за внуком.

Вернувшись из школы, Момун и Мальчик узнали, что начальник избил жену и выгнал из дома, а деду велел передать — увольняет. Бекей плакала и ругала отца, а бабка велела просить у зятя прощения.

Мальчик порывался рассказать деду о маралах, которых видел в лесу, но взрослым было некогда слушать детские восторги. Тогда ребенок вспомнил сказку и стал просить маралуху, чтобы принесла тетке Бекей на рогах колыбель.

На кордон приехали леди за бревнами. Пока вытаскивали лес из реки, Момун ходил за Орузкулом, как преданный пес. Приезжие тоже видели маралов, олени не испугались людей, значит, пришли с заповедных земель.

Вечером мальчик вернулся на кордон и увидел на огне казан, от которого пахло мясом. У костра стоял пьяный Момун, раньше внук никогда деда таким не видел. Орузкул и один неместный сидели у сарая и делили тушу. Поодаль лежала рогатая маралья голова. Мальчик оцепенел. Он хотел сбежать, но не мог сделать и шага. Все стоял и смотрел на голову матери-маралухи.

Скоро накрыли на стол. Мальчика тошнило. Он слышал, как пьяные люди, чавкая, ели оленину. Сайдахмат, лесник, стал рассказывать, что заставил Момуна стрелять в маралуху.

Орозкул работает с Момуном

В горах вновь наступила осень. Для Орозкула вместе с летом отходила пора визитов к табунщикам и чабанам — наступило время расплачиваться за подношения. Они тащили вместе с Момуном два сосновых бревна по горам, и поэтому был зол на весь свет Орозкул. Он хотел пристроиться в городе, где уважают человека, живут культурные люди. Там не приходится потом таскать бревна за то, что получил подарок. А в совхоз наведывается инспекция, милиция — вдруг спросят они, откуда лес. В Орозкуле при этой мысли вскипела злоба. Ему захотелось избить свою супругу, но дом был далеко. К тому же дед заметил маралов и едва не дошел до слез, как будто встретил родных братьев.

Русский язык на родине Чингиза Айтматова

«Когда спрашивают, на каком языке я думаю, то даже не знаю, что ответить. Оба этих языка (русский и киргизский. – Ред.) для меня – как правая и левая рука – это дар истории, дар судьбы» (Чингиз Айтматов).

19 ноября в г. Кант (Кыргызстан) состоялся методический семинар для преподавателей русского языка как неродного и иностранного. Организаторами семинара выступили Фонд «Русский мир» и Центр международного образования МГУ. Семинар проходил в Русском центре, который был открыт в этом году Фондом «Русский мир» на базе Чуйской областной библиотеки. Огромную работу по подготовке семинара проделала директор библиотеки  Тамила Сергеевна Каджиева.

Семинар открылся выступлением театральной детской студии «Светоч эпохи» (школа № 1 города Кант), художественный руководитель Гилас Нуриевна Асадова. Юные артисты подготовили литературно-музыкальную композицию «Легенда о Матери-Оленихе» по повести «Белый пароход» Чингиза Айтматова. 2008 год объявлен в Киргизии Годом Чингиза Айтматова, восьмидесятилетие со дня рождения писателя будет отмечаться в декабре этого года во всем мире.

Участники семинара – 50 школьных и вузовских преподавателей русского языка как неродного и иностранного из разных городов и районных центров Кыргызстана (Бишкек, Джалалабад, Ош и др.) – давно ждали встречи с российскими коллегами. Доклады преподавателей ЦМО МГУ были посвящены вопросам современного состояния русского языка, новым направлениям в методике преподавания русского языка и литературы, проблемам тестирования, а также образовательным интернет-ресурсам и радиопередачам о русском языке. Была организована выставка новых учебных и методических материалов (по окончании семинара все учебники были переданы в дар Русскому центру при библиотеке).

Все участники получили сборник методических материалов, аудиодиски с выпусками радиопередачи «Русский устный», журналы «Русский мир». Завершился семинар вручением сертификатов. «Получен огромный стимул для дальнейшей работы и жизни в наших условиях!» – таково мнение участников семинара.

Город Кант, Чуйская областная библиотека               Памятник «Солдатёнок»
Юные артисты: студия «Светоч эпохи», школа № 1 города Кант           Легенда о Матери–Оленихе
                 «Мать-Олениха» Выставка учебно-методической литературы
Доцент Ю. А. Сафонова. «Грамота.Ру» для преподавателей Доцент В. А. Степаненко. «Новые направления в методике преподавания русского языка»
Профессор В. С. Елистратов. «Русский язык в современном мире» Доцент Н. В. Громова. «Уроки русской литературы в современной школе»
Кант. Русский центр. Участники семинара Доцент И. В. Курлова (справа). «Мультимедийный курс  “Время говорить по–русски”»
Вера Александровна Степаненко с участниками семинара Доцент В. А. Нахабина рассказывает о российской государственной системе тестирования

Кант. Русский центр. Участники семинара. Сертификаты вручены

Автолавка

Появление магазина на колесиках — настоящее событие в этом богом забытом селении. Мальчик имеет обыкновение купаться в запруде, которую соорудил дед. Если б не эта запруда, он, вероятно, давно бы уже утонул. Река, как сказала его бабка, давно вынесла бы его кости прямо в Иссык-Куль. Вряд ли кто-нибудь кинулся бы спасать его. Бабка мальчику была неродной.

И вот однажды, когда мальчик купался в своей запруде, он увидел автолавку, приближающуюся к аулу. За передвижным магазинчиком, спускавшемся с горы, клубилась следом пыль. Мальчик обрадовался — надеялся, что ему купят портфель. Он выскочил из холодной воды, поспешно оделся и побежал возвестить всех о приезде автолавки. Он бежал, обегая валуны и перепрыгивая через кусты, нигде не останавливался ни на секунду.

Сочинение белый пароход чингиз айтматов

Сочинения > Список сочинений > Айтматов > Сочинение «»Повести гор и степей» (по ранним повестям «Джамиля», «Тополек в красной косынке»)» «»Повести гор и степей» (по ранним повестям «Джамиля», «Тополек в красной косынке»)» Айтматов — все сочинения

Страница: 2 3

Всемирно известный писатель Чингиз Торекулович Айтматов не нуждается в том, чтобы его представляли читателям — миллионы его почитателей живут по всему миру. Если же это все же нужно — обращайтесь к его книгам. Есть писатели, каждое произведение которых становится событием в культурной жизни страны, предметом горячих споров и глубоких раздумий. Творчество Чингиза Айтматова убедительное свидетельство тому. Появление в 1958 году в журнале “Новый мир” повести “Джамиля”, небольшой по объему, но значительной по содержанию, яркой по образному мышлению и мастерству исполнения, было сигналом о том, что из киргизских степей пришел в литературу человек удивительно самобытного таланта. Чехов писал: “Что талантливо, то ново”. Эти слова полностью можно отнести к повестям Ч.Айтматова “Джамиля”, “Белый пароход”, “Прощай, Гюльсары!”, “Тополек в красной косынке” и другим. Только исключительно одаренная натура может сочетать в себе истинно фольклорное начало и новаторское восприятие современной жизни. Уже повесть “Джами-ля”, спетая писателем свободно, на одном широком дыхании, стала явлением новаторским. Джамиля — образ женщины, никем до Ч. Айтматова так не раскрытый в прозе восточных литератур. Она живой человек, рожденный самой землей Киргизии. До появления Дани-яра Джамиля жила как ручеек, скованный льдом. Ни свекрови, ни мужу Джамили Садыку в силу вековых традиций “большого и малого дворов” и в голову не приходит, что в весеннюю пору солнце может разбудить и этот невидимый взору ручеек. И он может заклокотать, забурлить, закипеть и ринуться на поиски выхода и, не найдя его, не остановится ни перед чем, устремится вперед к вольной жизни. В повести “Джамиля” по-новому, тонко и с большим внутренним тактом Ч. Айтматов решает проблему столкновения нового со старым, патриархального и социалистического уклада в жизни, быту. Проблема эта сложная, и когда ее старались решить прямолинейно, то герои получались схематичными, отсутствовала психологическая убедительность. Ч. Айтматов счастливо избежал этого недостатка. Сеит, от имени которого ведется повествование, с почтением относится к своей матери — опоре семьи. Когда все мужчины “большого и малого дворов” уходят на фронт, мать требует от оставшихся “терпения вместе с народом”. Она в своем понимании вещей опирается на большой жизненный опыт и эпические традиции. В ее адрес автор не бросает ни единого упрека. А патриархальные устои, косность, обывательщина, покрытая плесенью благополучия, подтекстно высвечиваются автором, и в конечном счете читателю становится ясно, что все это давит на личность, лишает ее красоты, свободы и силы.

Информация о книге

Название и автор книги Тема, идея книги Главные герои Сюжет Дата чтения
Айтматов Ч.Т.

«Белый пароход»

Главная тема произведения – противостояние добра и зла. Семилетний мальчик — главный герой, дедушка Момун, родная тётка Бекей (сестра матери мальчика, дочь Момуна) с мужем Орозкулом («самым главным человеком на кордоне, объездчиком»), Гульджамал и Сейдахмат (подсобный рабочий) с дочерью. Действие происходит на глухом лесном кордоне, высоко в горах, далеко от обжитых мест. Семилетний мальчишка, внучек старика Момуна, живет один среди взрослых, без друзей, без матери и отца; он «брошенный». Любит и жалеет его только дед Момун – добрый, но слабохарактерный, безвольный. А вот пьяница, драчун и деспот всего поселка Орозкул ненавидит и презирает беззащитного малыша. Он издевается и над дедом, и над своей женой… Мало хорошего мальчик видит в жизни. Его друзьями и собеседниками часто становятся неодушевленные предметы — бинокль, портфель или камень. Каждый вечер он взбирается на гору, берет дедов бинокль и смотрит на Иссык-Куль. В это время на озере появляется большой и красивый белый пароход. Мальчик верит, что именно там и служит отец. Он мечтает превратиться в рыбу и поплыть к нему, рассказать о своей жизни. Верит он и в «Сказку о маралах», которую часто рассказывает ему дед. Печальная история об одиночестве, непонимании, жестокости. 2009 г.

Отец

Герой повести Айтматова «Белый пароход» разговаривал не только с камнями, цветами и новеньким портфелем. Он часто в мыслях обращался к отцу, которого он совсем не помнил. Как-то мальчик услышал, что тот бы моряком. С тех пор, глядя в бинокль на корабль, он представлял, что где-то там, на палубе, стоит его отец.

Мальчик мечтал стать рыбой, доплыть до белого парохода и встретиться с этим человеком. Он непременно рассказал бы ему о старике Момуне — добром человеке, которого никто не ценит. Мальчик поведал бы своему отцу о злой старухе, которая пришла в их дом после смерти родной бабушки. Он рассказал бы ему обо всех обитателей кордона, даже об Орозкуле — злом человеке, которого непременно нужно бросить в холодную реку.

Вариант 2

Как писатель Бунин известен тем, что он всегда старался показать жизнь, особенно крестьянскую, с её самых неприятных сторон. Подчёркивая эти стороны в своих произведениях, он старался показать, насколько бедна эта жизнь, и что надо что-то менять. Это что-то менялось от произведения к произведению.

Произведение “Деревня” повествует нам о судьбе двух братьев Красовых Кузьме и Тихоне, проживающих в деревне Дурновка. Но из-за чего то, их дороги разошлись. Кузьма пошёл работать по найму, а его брат арендовал постоялый двор, и открыл кабак, он даже выкупил барскую усадьбу у обнищавшего владельца, но это приносило ему мало счастья, так как он давно хотел детей, но его жена рожала всех детей мёртвыми, что очень сказалось на нём.

Вскоре он начал выпивать в том же кабаке. Достигнув преклонных лет, он понял, что нечего ему вспомнить о его жизни, нечего рассказать кому либо, он остался совсем один. Размышляя над этим, он вспоминает о своём брате и решает помириться с ним.

Кузьма же по характеру совершенно другой человек. Он старается развиваться как личность, совершенствуясь в литературе и прочих науках. Но увидев всю несправедливость жизни, он разочаровывается во всём, начинает пить, и опускается всё ниже и ниже. Его находит Тихон и предлагает ему жить в его усадьбе, на что-то с радостью соглашается. Однако спустя время в усадьбе ему становиться скучно, и он отправляется к брату, с просьбой помочь ему устроить свадьбу одного из деревенских жителей. Брат помогает ему с этим, на чём и заканчивается рассказ.

В рассказе автор показывает нам жизнь такой какая она есть. Жестокой, несправедливой, бедной на хорошие вещи, именно такой, какой её видят люди далёкие от заблуждений. За это и принято ценить данного автора. Он старается донести нам эту мысль, мысль бедности населения страны в то время. Я считаю, что именно это пытался донести до нас автор.

Мать

Мальчик рос сиротой, но родители его были живы. Отец-матрос давно обзавелся новой семьей. Мальчик даже слышал как-то, что на палубе, когда он возвращается на своем белом пароходе, его всегда встречают жена и двое детей. Мать давным-давно уехала в большой город и тоже обзавелась новой семьей. Однажды Момун ездил к ней, и дочь обещала ему, что заберет мальчика, когда встанет на ноги. Но когда это произойдет, неизвестно. Впрочем, старик тогда сказал ей: » Пока я жив, буду заботиться о мальчишке».

В повесть «Белый пароход» Айтматов включил несколько легенд. Это старинные сказания, которые рассказывает Момун своему внуку. Мальчик же представляет, что когда-нибудь перескажет их отцу. Одна из легенд, которые поведал старик, — легенда о Рогатой матери-оленихе. Ниже представлено ее краткое содержание. В «Белом пароходе» Чингиз Айтматов отвел этому сказанию целую главу.

Легенда о Рогатой матери-оленихе

Эта история случилась давным-давно, когда киргизское племя окружало много врагов. Да и сами киргизы нередко нападали на соседей. Люди жили тогда грабежами. Умным считался тот, кто умел застигнуть врасплох, захватить богатства врага. Люди убивали друг друга, беспрерывно лилась кровь.

Однажды враги напали на киргизское племя, убили почти всех. Остались лишь мальчик и девочка, которые в день набега ушли далеко к реке. Вернувшись, они увидели пепелище, изуродованные тела близких. Как ни странно, дети отправились в тот аул, где жили люди, убившие их родственников. Хан приказал уничтожить «недобитое вражеское семя». От гибели детей спасла олениха. Она выкормила их, согрела, воспитала. Когда мальчик и девочка выросли, они поженились, и у них появились дети. Но потомки спасенных оленихой стали убивать своих братьев — маралов.

Киргизы теперь украшали могилы своих родственников рогами благородного животного. Опустели горы. Не стало маралов. На свет появились люди, которые за всю жизнь ни разу не видели этого грациозного животного. Мать-олениха обиделась на людей. Она поднялась на самую высокую горную вершину, попрощалась с озером Иссык-Куль и ушла далеко-далеко.

Краткий пересказ «Белого парохода»

В первых главах повести много внимания уделяется описанию повседневной жизни главного героя. Автор подробно описывает окружающих мальчика людей, их характеры, взаимоотношения. Читатель узнает, что дедушка отзывчивый, проводит много времени с внуком, много трудится, хорошо справляется со своими обязанностями лесника. Он знает местный фольклор и рассказывает внуку сказки. При этом он не противостоит вспыльчивым вспышкам в поведении мужа своей дочери Бекей Озоркула, который нередко указывает дедушке.

У женщины Бекей нет детей, и она хочет родить ребенка. Супруг нередко упрекает ее, иногда резко обращается с ней. Сам Озоркул представлен автором как вспыльчивый, иногда резкий, грубый. Он принимает подарки от местных жителей, за которые потом расплачивается некоторыми зависящими от него как местного начальника ресурсами. Жена дедушки обычно повторяет, что нужно слушаться Озоркула. В целом автор рисует картину быта, в которой главной герой периодически чувствует себя без взаимопонимания со стороны окружающих.

Его родители живут не с ним. Мама развелась с отцом и уехала в другой населенный пункт. Папа мальчика работает на морском транспортном средстве. Главный герой часто приходит на вершину одной горы, с которой видно озеро Иссык куль. Ему нравится рассматривать озеро, нередко он пользуется для этого биноклем. Обычно ближе к закату там появляется корабль белого цвета, который производит сильное впечатление на наблюдателя и очень ему нравится. Мальчик воображает, как там работает его папа, и хочет плавать рядом с этим пароходом и наблюдать за ним. Главный герой часто много мечтает и погружается в свои мысли.

Исследователи произведения отмечают, что в нем автор рисует повседневную действительность, окружающую героя, и картину его мечтаний, представлений. Ему нравится одна из сказок дедушки. В ней рассказывается, как в древнее время местное племя подверглось набегу захватчиков, после чего одной старушке завоеватели приказали избавиться от оставшихся двоих детей этого племени. Но самка оленя стала вскармливать их своим молоком. Потом, повзрослев, эти парень и девушка стали мужем и женой. Черед некоторое время у них должен был родиться ребенок. Во время родов женщина кричала, и ее муж испугался и стал звать олениху. Она прибежала с колыбелькой, на которой находился колокольчик. Потом в этих местах началась охота на оленей и олениха ушла далеко в леса.

Возвращение к литературной деятельности и новые произведения

В начале 90-х годов, после десятилетнего перерыва, Чингиз Айтматов начал вновь писать. Однако, его творчество несколько изменилось, теперь он больше не создавал светлых идиллических образов, а стал глубже копаться в проблемах человеческой души.

Одними из самых ярких произведений последних лет стали:

  • Душекечен — роман о нелегкой судьбе одного киргизского семейства, отражающий социальные и нравственные проблемы того времени;
  • Последний клондайк — рассказ о стремительной эмиграции киргизов вместе с наступлением капитализма;
  • Ак бургут — повесть о великой дружбе между мальчиком и раненым соколом, в котором многие увидели символические оттенки.

Чингиз Айтматов не останавливался на достигнутом и продолжал работать над новыми текстами. В его последних произведениях можно увидеть обращение к традиционной культуре и истории Киргизии, а также глубокий анализ проблем национальной и мировой политики. Так, например, в последний период творчества Чингиз Айтматовом были написаны следующие произведения:

  1. Бродяга-щенок и его другие друзья — сборник рассказов для детей, которые рассказывают об искренней любви и верности;
  2. Арсалан — роман, в котором автор возвращает читателя в средневековую Киргизию, описывая битвы и сражения;
  3. Комедия души — прозаическая композиция, представляющая собой своего рода монолог автора обо всех главных проблемах жизни и смерти.

Таким образом, Чингиз Айтматов продолжал удивлять своих читателей своей многогранностью и постоянными поисками в своей литературе. Его произведения стали классикой не только киргизской, но и мировой литературы, удостоившись самых престижных наград и признаний.

Значение легенды

Предание о манкурте тесно связано с основной темой повествования романа «И дольше века длится день». В нем описываются современные манкурты. Чингиз Айтматов стремился донести до своих читателей идею о том, что человек, лишенный исторической памяти, становится марионеткой, рабом навязанных ему понятий и представлений. Он не помнит наставлений отца и матери, забывает свое настоящее имя, утрачивает связь с национальной культурой своего племени и теряет свою самобытность. Особое значение в легенде придается тому, что несчастный манкурт, утративший информацию о своей человеческой сущности, сохранил память о том, как стрелять из лука, а значит — убивать. И когда поработители настроили юношу против матери, он уничтожил ее собственными руками. — основа человеческой души, прививка от безнравственности и аморализма. Найман-Ана — символ этой памяти, без устали напоминающий людям об уроках прошлого.

Старик Момун

Женщины купили товара «на грош» и разошлись. Остался только мальчишка. Продавец раздраженно собирал товары. Мальчик в тот день так бы и остался без портфеля, если б вовремя не подоспел старик Момун. Это дед главного героя повести Чингиза Айтматова «Белый пароход». Единственный человек, который любил мальчика, беседовавшего с камнями.

Старик Момун был очень добрым человеком. Он с готовностью помогал всем. Однако мало кто ценил доброту Момуна, как не ценили бы люди золото, если б вдруг его раздавали бесплатно. Все, что ни поручали старику, он делал легко и быстро. Никто всерьез не воспринимал безобидного Момуна, каждый готов был подшутить над ним. Но старик никогда не обижался. Он продолжал помогать каждому, за что и получил прозвище «Расторопный Момун».

Внешность деда была отнюдь не аксакальской

Не было в нем ни важности, ни степенности, ни суровости — ничего того, что присуще киргизским старикам. Но с первого взгляда становилось ясно, что человек это редкой доброты

А еще он обладал удивительной независимостью от мнения окружающих. Момун никогда не боялся сказать, ответить, улыбнуться не так. В этом смысле он был абсолютно счастливым человеком. Имелись у старика и горечи. Нередко он плакал по ночам. Но о том, что на душе у старого Момуна, знали только близкие.

Все же не зря ехал торговец в такую даль. Старый Момун купил портфель для своего внука — ведь скоро в школу. Мальчик и не думал, что его счастье будет настолько велико. Этот день, пожалуй, стал самым счастливым в его короткой жизни. С этой минуты он не расставался с портфелем.

Цветы и камни

Здесь стоит сделать некоторое отступление. Мальчик бежал, не останавливаясь, не сказав ни слово камням, которые лежали на земле. Каждому из них он уже давно дал имя. У героя повести «Белый пароход» нет ни друзей, ни родственников. Ему не с кем поговорить. Дети имеют обыкновение придумывают себе вымышленных друзей. Собеседниками главного героя повести Айтматова «Белый пароход» стали неодушевленные предметы — камни, бинокль, а потом и новенький портфель, купленный в автолавке.

Верблюд, Седло, Танк — таковы имена булыжников, с которыми общается одинокий семилетний мальчик. У мальчика мало радости в жизни. В кино он бывает редко — несколько раз дед возил его в соседнее урочище. Однажды мальчик посмотрел военный фильм и узнал о том, что такое танк. Отсюда и имя одного из «друзей».

У героя повести «Белый пароход» Айтматова необычное отношение и к растениям. Среди них есть и любимчики, и враги. Колючий бодяк — главный неприятель. С ним мальчик бился не раз. Но бодяк растет стремительно, и конца этой войне не видно. Любимые растения мальчика — полевые вьюнки. Эти цветы особенно прекрасны утром.

Мальчик любит забираться в заросли ширалджинов. Они самые верные его друзья. Здесь он укрывается от бабки, когда хочется поплакать. Он ложится на спину и смотрит на небо, которое становится почти неразличимым из-за слез. В такие минуты ему хочется стать рыбой и уплыть далеко-далеко, чтобы другие спрашивали: «А где же мальчик? Куда он пропал?».

Герой повести «Белый пароход» Чингиза Айтматова живет один, без друзей, и лишь автолавка заставляет его забыть о камнях, цветах и зарослях ширалджинов.

Мальчик добежал до аула, который состоял всего из трех домов, и радостно сообщил о приезде автолавки. Мужчины к тому времени уже разошлись

Остались только женщины, да их тех было всего три: бабка, тетка Бекей (сестра матер мальчика, жена самого важного человека на кордоне) и соседка. Женщины поспешно побежали к автофургону. Мальчишка был рад, что принес добрую весть в аул

Мальчишка был рад, что принес добрую весть в аул.

Даже строгая бабка похвалила своего внука, как будто это он привез сюда магазинчик на колесиках

Но внимание к нему быстро переключилась к товарам, который привез владелец автофургона. Несмотря на то что женщин было всего три, они умудрились устроить переполох рядом с импровизированным магазинчиком. Но их запал очень быстро иссяк, чему немало огорчился продавец

Но их запал очень быстро иссяк, чему немало огорчился продавец.

Бабка принялась жаловаться на отсутствие денег. Соседка не нашла среди товаров ничего интересного. Только тетка Бекей купила две бутылки водки, чем, по словам бабки, накликала на свою голову беду. Сестра матери главного героя была самой несчастной женщиной в мире — у нее не было детей, за что ее периодически избивал муж.

Об авторе

В 2013 году был составлен список «100 книг для школьников». В этот перечень вошла повесть «Белый пароход» Айтматова, краткое содержание которой представлено ниже. Этот писатель не раз был награжден государственными премиями, но его талант, конечно же, выражается прежде всего в любви читателей, количество которых с годами не сокращается.

Он вошел в литературу благодаря таким произведениям, как «Первый учитель», «Материнское поле», «Верблюжий глаз». Прославился в начале шестидесятых. Не одна кинолента была снята по произведениям Чингиза Айтматова. Фильм «Белый пароход» вышел на экраны в 1975 году. Другие известные произведения Айтматова: «Материнское поле», «Буранный полустанок», «Ранние журавли», «Плаха», «И дольше века длится день».

Сочинение по рассказу Бунина Деревня Анализ 5 класс

Рассказ Бунина «Деревня» отражает обреченность русской окраины, где жизнь течет по старым порядкам, в нищете и захолустье. Главная тема произведение: проблема патриархального строя в новом времени. Автор обнажает истинный образ русского человека, жестокие нравы и пассивность без идеализации.

На протяжении всего повествования читатель не раз задает вопрос, кто виноват во всех проблемах. Бунин этого и добивается. Мнения героев разделяются: Кузьма уверен, что народ ни при чем, а Тихон винит во всем самих крестьян.

Бунину удалось создать яркие образы героев. Тихона он изобразил новым деревенским хозяином, а Кузьму – народным интеллигентом.

Задумка и композиция

Композиция состоит из трех частей

Сначала внимание уделяется судьбе Тихона. Открыв постоялый двор, он открыл кабак и вскоре стал состоятельным хозяином, затем стал владельцем барской усадьбы

Но одно мучило его – не было детей, и оставить хозяйство было некому. Утешения в деревенской жизни нет, поэтому Тихон находит его в пьянстве.

Далее описывается судьба брата Тихона. Кузьма с детства стремился к грамоте и постоянно учился, приобщался к писательству. Он мечтал написать рассказ об обыденной и скучной жизни в деревне, но считал, что недостаточно грамотен, а его творения нелепы. К тому же это не приносило ни дохода, ни результата. Насмотревшись жестокостей, грубостей, людского равнодушия, Кузьма начал пить. Он стоял на распутье: самоубийство или монастырь.

В третьей части подводятся итоги жизни братьев, описывается их встреча. Но они по-прежнему остались одиноки, так как общих интересов у них нет, каждый озабочен своей проблемой.

Образы героев

У Кузьмы зарождаются мысли о бесчеловечности и лени русского народа. Виной тому и непростая ситуация, и они сами. Тихон – расчетливый и эгоистичный. Он преумножает доход, но все равно несчастен. Ни начитанность, ни нажитое богатство улучшили жизнь братьям, ведь они все равно остались в низшем сословии.

Изображение крестьянской жизни

Бунин изображает настоящую жизнь русских крестьян с избиением детей, рукоприкладства и принижением женского достоинства, вечным пьянством и неграмотностью. Пример лени можно проследить на примере мужика Серого. У него был большой дом, но он оставался самым нищим, потому что не хотел работать. Дом нужно было топить, поэтому он начал сжигать крышу. Когда жилище становится нечем топить, Серый продолжает сидеть без дела, а дети даже боятся лучины, поскольку привыкли к темноте.

В произведении «Деревня» Бунин показывает, что деревня – это вся Россия. Крестьяне не могут ничего изменить, лишь подняться на стихийный бунт, за который их ждет жестокое наказание.

Историческая достоверность

Шири — это крупного скота, из которой кочевые народы в древности изготавливали посуду. У киргизов также существовал погребальный обычай, связанный с использованием шири. Если из-за неблагоприятных обстоятельств приходилось отложить похороны умершего в другой местности, его тело с соблюдением всех положенных обрядов заворачивали в шири и вешали на высокое дерево. Весной покойника отвозили на родовое кладбище и хоронили там. Известно упоминание лексемы «шири» в значении «колпак из сыромятной кожи, надеваемый на голову наказуемого». Такой вид пытки широко применялся у кочевых народов. Высыхающая шкура животного сжималась, причиняя человеку невыносимую боль. Манкурт — это человек, потерявший память под воздействием такой пытки, по версии Айтматова. Если предположить, что термин «шири» монгольского происхождения, то его значение — «шкура, кожа, сыромять». В киргизском языке наряду с лексемой «шири» используются производные: «ширеш» — «срастаться, слипаться» и «шириле» — «надевать на голову шири».

Хороводные и лирические песни (Стр. 11)

1. Подумайте, к каким видам (обрядовые, хороводные, лирические, исторические) относится каждая из этих песен.

         «Зацветала у лозы лоза» — лирическая песня

         «И туда – гора, и сюда – гора» — хороводная песня.

2. Как вы думаете, почему в хороводной песне «И туда – гора, и сюда – гора» звучит сочетание сольного пения с хоровым много­голосием?

         Солист как бы начинает повествование песни, а хор поддерживает рассказ. При сольном исполнении слышно и понятно каждое слово, а когда вступает многоголосый хор, то становится важным не содержание, а настроение. И, конечно, хор – это объединение людей, которое состоит из личностей (солистов).

3. Песня «И туда – гора, и сюда – гора» записана фольклористами в Белгородской области. Какие особенности южнорусского говора (прежде всего в лексике) вы услышали в этой песне?

         Мы услышали, что привычное нам народное слово «дЕвица» здесь заменено словом «дивчина», вместо слова «встретила» употреблено «встрела», также в этой песне мы видим диалектное слово «крыница»(криница), что в данном случае означает «колодец».

4. Как вы считаете, в каких песнях, хороводных или исторических, бо­лее чётко доносится до слушателя текст, слова песни? Почему?

         Я думаю, что текст четко донести до слушателя важно в исторической песне, потому что для исторического произведения важны события и необходимо, чтобы слушатель понял их. А в хороводных песнях важно настроение, действия и интонации

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: