Гражданский пафос стихотворений некрасова

Социальные и гражданские мотивы в лирике н.а.некрасова («о погоде», «поэт и гражданин», «рыцарь на час», «пророк», «элегия»). русский язык и литература. литература

Некрасовская женщина

женских страданияхвнутреннюю силу

С сочувствием и пониманием он описывает жизнь простой крестьянки в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…» написанное в 1862 году, сразу ставя читателя перед фактом:

Доля ты!- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.


И тут же, как гимн русской женщине, в поэме «Мороз, Красный нос» в 1863 году Николай Алексеевич пишет:

Есть женщины в русских селеньяхС спокойною важностью лиц,С красивою силой в движеньях,С походкой, со взглядом цариц…


Вот настоящий образ, который пронесен через десятилетия, и сейчас с удовольствием цитируемый, когда нужно описать сильную духом и физическим здоровьем женщину, способную справится с жизненными трудностями самостоятельно, и обойтись без помощи мужчины.

Некрасовская женщина не спасует, не подведёт:

В беде не сробеет — спасет:Коня на скаку остановит,В горящую избу войдет!

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Григория Муромского в повести Барышня-крестьянка Пушкина сочинение Григорий Иванович Муромский — это зажиточный помещик, жена которого умерла. Он бездарно и необдуманно тратит деньги, сыпет ими налево и направо.
  • Образ и характеристика Вронского в рассказе Анна Каренина Толстого сочинение Алексей Кириллович Вронский – один из центральных героев романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Молодой, бравый офицер Вронский получил хорошее образование, воспитан, привык вращаться в обществе. Это спокойный, дружелюбный, честный и благородный человек
  • Сочинение по картине Борисова-Мусатова Осенняя песня (описание)
  • Сочинение на тему Цветущий луг 3 класс Когда начинается лето, очень хочется уехать из города. Как весело бывает побегать по луговым просторам, поваляться в траве, сплести венок из васильков и ромашек…
  • Смысл названия романа Герой нашего времени Лермонтова В романе «Герой нашего времени» дается полная психологическая характеристика целому поколению, живущему в середине XIX века. Главный герой, Георгий Печорин, выполняет роль своеобразного зеркала

Новая лирика

разных точек

Вот голос старушки: «Вот приедет барин – барин нас рассудит». За ней подаёт голос обманутый крестьянин: «Скажет барин слово – И землицу нашу отдадут нам снова». Следом молодой землепашец, желающий получить барское разрешение на брак, и его избранница Наташа, в ожидании бабьего счастья, подаёт голос.

Наконец однажды середи дороги Шестернею цугом показались дроги: На дрогах высокий гроб стоит дубовый, А в гробу-то барин; а за гробом — новый. Старого отпели, новый слезы вытер, Сел в свою карету — и уехал в Питер.

Эти хорошо отработанные приёмы многоголосья, писатель потом будет использовать и в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Противопоставление — вот фундаментальная точка в лирике Некрасова.

В столицах шум, гремят витии,Кипит словесная война,А там, во глубине России,-Там вековая тишина.


Он всё сумел отразить в своих произведениях. И увиденная под разными углами зрения жизнь, и противопоставление жителей города деревне, и противопоставление шума городов и деревенской тишины. Можно сказать, что литератор открыл в русской лирике новую, городскую реальность.

Очень ярко показаны особенность лирики Некрасова, сочетающие в себе не сочетаемое, в многослойном стихотворении «Балет», написанном в 1866 году.

В дикую стужу знать съезжается с театр, на премьеру, на бенефис. Добрая половина из приехавших ничего не понимает ни в музыке, ни в балете. И цель поездки у большинства, показать себя и друг друга. Автор с осуждением, достаточно жёстко и категорично описывает общество.

Есть в России еще миллионы,Стоит только на ложи взглянуть,Где уселись банкирские жены, -Сотня тысяч рублей, что ни грудь!В жемчуге лебединые шеи,Бриллиант по ореху в ушах!

Как не любить балета?Здесь мирный гражданинПозабывает лета,Позабывает чин…


И вот он переходит к тому, что параллельно балетному действию, у кого-то по нужде и необходимости зарабатывать копейку, сейчас в самую стужу обозный рейс. Поэт делает небольшой экскурс в это путешествие, и описывает, как идут крестьяне, что они думают, что поют.

Подстрекаемый лютым морозом,Совершая дневной переход,Пляшет он за скрипучим обозом,Пляшет он — даже песни поет!..

Эти песенные мотивы, как альтернатива тому искусству, которое только что было описано в начале произведения, яркий пример того, как Николай Алексеевич мог в одном стихотворении соединить и лирику, и сатиру, и гражданскую позицию.

Вариант 2

Гражданский пафос и лирика Некрасова – это две стороны одной медали. В своих стихах он не только описывал красоту природы, но и выражал свои социальные взгляды. Он был одним из первых поэтов, кто начал говорить о проблемах народа и бедняков. Некрасов стал символом борьбы за социальную справедливость и любви к родной земле.

В стихотворении “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов описывает жизнь крестьян и их бедность. Он говорит о том, что на Руси жить хорошо только богатым, а беднякам приходится тяжело работать и жить в нищете. Это стихотворение стало символом борьбы за социальную справедливость. Некрасов призывает к борьбе за равные права и возможности для всех людей.

В другом стихотворении “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов описывает красоту природы и ее влияние на человека. Он говорит о том, что природа может помочь человеку забыть о своих проблемах и насладиться жизнью. Это стихотворение стало символом любви к родной земле. Некрасов призывает к сохранению природы и ее красоты.

Гражданский пафос и лирика Некрасова объединены в его стихотворении “Кому на Руси жить хорошо”. Он говорит о том, что жизнь на Руси может быть хорошей только тогда, когда все люди будут жить в равных условиях. Он призывает к борьбе за социальную справедливость и к любви к родной земле. Некрасов говорит о том, что каждый человек должен иметь право на достойную жизнь и свободу.

Некрасов был не только поэтом, но и общественным деятелем. Он был одним из основателей журнала “Современник”, который стал символом русской литературы 19 века. В своих стихах он говорил о проблемах народа и бедняков, и призывал к борьбе за социальную справедливость. Некрасов был активным участником общественной жизни и борьбы за права народа.

В стихотворении “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов говорит о том, что жизнь на Руси может быть хорошей только тогда, когда все люди будут жить в равных условиях. Он призывает к борьбе за социальную справедливость и к любви к родной земле. Некрасов говорит о том, что каждый человек должен иметь право на достойную жизнь и свободу. Он призывает к борьбе за права народа и за создание справедливого общества.

Гражданский пафос и лирика Некрасова – это две стороны одной медали. Он был одним из первых поэтов, кто начал говорить о проблемах народа и бедняков. В своих стихах он не только описывал красоту природы, но и выражал свои социальные взгляды. Некрасов стал символом борьбы за социальную справедливость и любви к родной земле. Он призывал к борьбе за равные права и возможности для всех людей.

Некрасов был не только поэтом, но и общественным деятелем. Он был одним из основателей журнала “Современник”, который стал символом русской литературы 19 века. В своих стихах он говорил о проблемах народа и бедняков, и призывал к борьбе за социальную справедливость. Некрасов был активным участником общественной жизни и борьбы за права народа. Он говорил о том, что каждый человек должен иметь право на свободу и достойную жизнь.

В стихотворении “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов говорит о том, что жизнь на Руси может быть хорошей только тогда, когда все люди будут жить в равных условиях. Он призывает к борьбе за социальную справедливость и к любви к родной земле. Некрасов говорит о том, что каждый человек должен иметь право на достойную жизнь и свободу. Он призывает к борьбе за права народа и за создание справедливого общества. Некрасов стал символом борьбы за социальную справедливость и любви к родной земле.

Анализ стихотворения

Вот что нашлось на YouTube по этому запросу

Ничего не понимаю в стихах 49.63%

Сам(а) бы сделал(а), но нет нормальной инструкции 20.3%

Нет времени, нужно другим заниматься 30.06%

Максим Горький Стихи Калерии

Из пьесы «Дачники»Осени дыханием гонимы, Медленно с холодной высоты Падают красивые снежинки, Маленькие, мертвые цветы…Кружатся снежинки над землею, Грязной, утомленной …

Максим Горький Не браните вы музу мою

Максим Горький Солнце всходит и заходит

Песня волжских босяков, записанная М. Горьким Из пьесы «На дне»Солнце всходит и заходит, А в тюрьме моей темно. Дни и ночи …

Максим Горький А кто там идет

Максим Горький Стихи Винченцо

Из «Сказок об Италии»На берег пустынный, на старые серые камни Осеннее солнце прощально и нежно упало. На темные камни бросаются …

Максим Горький Прощай

Прощай! Душа — тоской полна. Я вновь, как прежде, одинок, И снова жизнь моя темна, Прощай, мой ясный огонек!.. Прощай!Прощай! …

Максим Горький Из дневника

Максим Горький Монолог Васьки Буслаева

Максим Горький Стихи Лизы (Орел поднимается в небо)

Максим Горький Песни из очерка На Чангуле

Маргарита Агашина На Мамаевом кургане

Яков Княжнин Попугай

Роберт Рождественский Ровесникам

Михаил Лермонтов К… (Простите мне, что я решился к вам)

Михаил Зенкевич Все прошлое нам кажется лишь сном

Эдуард Асадов Я мелкой злости в жизни не испытывал

Тимофей Белозеров Карасик

Николай Оцуп Концерт

Константин Бальмонт Утомленное солнце, стыдясь своего утомленья

Леонид Мартынов Вдохновенье

Образ матери

знаменитое стихотворениереальных событиях

Плачет бедная женщина, рассказывая свою историю. Всё произведение пропитано болью и страданием. Из стихотворения мы узнаём, что всего лишь перед самой смертью, когда померещилось Ванюшке облегчение, падая, произнёс он «Ваше благородие», и становится понятно, что забит был солдат, пострадал не в бою, пришёл изувеченным от армейского беспредела того времени.

Мало слов, а горя реченька, Горя реченька бездонная!..

В произведениях Некрасова, старухи и возрастные героини, вообще, живут полной жизнью. Вот хотя бы стих «О чём думает старуха, когда ей не спится».

В произведении образ старухи рисуется в перечислении её грехов. Перебирая собственные грехи, с самой молодости, пожилой человек корит себя, бичует: раз ушла с крестного хода на свидание, в другой раз взяла из-под соседской курочки пару яиц, из-за желания встретить мужа, в самую страду притворилась больной, да и перед праздником спала с ним, а один раз чуть не изменила с солдатом Федькой, молока попила в пост.

То-то я грешница! то-то преступница!С горя валялась пьяна…Божия матерь! Святая заступница!Вся-то грешна я, грешна!..


Роль Н.А.Некрасова в развитии поэзии для детей

Николай Алексеевич Некрасов как поэт и организатор литературного процесса составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия продолжила русло, проложенное Лермонтовым и Кольцовым. Она являлась непосредственным отражением самосознания народа, с которым Некрасов отождествлял свою музу. Поэт говорил от имени народа и его языком.

Сын богатого помещика, Некрасов предпочел самостоятельно зарабатывать на хлеб, нежели жить за счет рабского труда крестьян. Представления о жизни сложились у поэта в те ранние его годы, когда он столкнулся с суровыми сторонами российской действительности, на себе изведав их тяготы.

В духовном развитии Некрасова решающую роль сыграло общение с Белинским, первым угадавшим его истинное призвание. И.И.Панаев вспоминал, что Белинский полюбил молодого поэта за его «резкий, несколько ожесточенный ум, за те страдания, которые он испытал так рано, добиваясь куска насущного хлеба, и за тот смелый практический взгляд не по летам, который вынес он из своей труженической и страдальческой жизни». По своим взглядам Некрасов был близок к Чернышевскому и Добролюбову — именно их он сделал идейными руководителями журнала, который он стал редактировать с 1847 года, — это был основанный еще Пушкиным «Современник».

Как и его друзья-демократы, Некрасов придавал большое значение воспитанию детей в духе гуманистических идеалов и служения народу. С 1864 по 1873 год он написал семь стихотворений для детей, которые предполагал издать отдельной книгой.

Неизгладимый след в русской поэзии оставил Николай Алексеевич Некрасов. Его пламенные слова, переходя от поколения к поколению, зажигали юные умы и сердца. Поэзия Некрасова, исполненная страстной любви к Родине, звала идти «в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь», утверждала веру в прекрасную, свободную жизнь.

Рисуя скорбные картины крестьянского пореформенного быта («Кому на Руси жить хорошо», «Орина — мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.), горюя о тяжелой доле своего народа, Некрасов вместе с тем глубоко верил в его могучие силы. Он был убежден, что русский народ

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

(«Железная дорога».)

«Необъятно-безмерная любовь» (Чернышевский) поэта к родному народу, уверенность в светлом будущем Родины стали причиной особого внимания Некрасова к юному поколению.

Называя Белинского своим учителем, Некрасов полностью разделял взгляды революционных демократов на воспитание детей, их отношение к детскому чтению, к детской книге как могучему средству воспитания.

В журнале «Современник» он систематически публиковал отзывы Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина о детских книгах и собственные критические заметки о них.

С удивительной глубиной воплотил Некрасов в своем творчестве идеи революционных демократов о воспитании подрастающего поколения. В его поэме «Дедушка» вернувшийся из ссылки декабрист учит своего маленького внука Сашу, как стать достойным гражданином своего Отечества, стойким и самоотверженным борцом за волю и счастье народа. Для этого необходимо с детских лет проникаться ненавистью к общественному злу, усвоить высокие человеческие стремления, вырабатывать в себе привычку наблюдать и самостоятельно оценивать явления окружающей жизни. «Пособерись-ка ты с силой, зорче кругом погляди», — советует дедушка внуку.

Воспитание ребенка правдой Некрасов страстно пропагандирует и в посвященной детям поэме «Железная дорога». Пытливый и «умный Ваня» задает отцу генералу вопрос: «кто строил эту дорогу?» Высокопоставленный царский сановник называет в качестве ее строителя графа Клейнмихеля.

Отвергая лживые утверждения генерала, поэт рассказывает мальчику о подлинных строителях дороги, — о народе, который в муках и страданиях, своим «страшно громадным трудом» воззвал к жизни «эти дебри бесплодные». И Некрасов призывает детей любить мужика и перенять у него «эту привычку к труду благородную». Картины «бедствий народных» в «Железной дороге» порождали у молодого поколения страстный протест против существующего строя и жажду борьбы с ним.

Дети — герои многих произведений Некрасова. Это не только маленькие роботы, лишенные радостей детства, изнемогающие от непосильного фабричного труда («Плач детей»). Дети из среды народа появляются на страницах произведений поэта и как герои, которые тянуться к свету и знаниям. Одного из них Некрасов изображает в стихотворении «Школьник» — в лохмотьях, с «едва прикрытой грудью», но с книжкой в котомке. Поэт предсказывает ему такой же славный путь, какой прошел «разумный и великий» «архангельский мужик» Ломоносов.

Вариант 2

Целая буря разыгрывается в строках «Песни о буревестнике» М. Горького. Они полны эмоций и чувств. А главное – в них автор представляется смелого и независимого лирического героя. Его образ воплощен в птице буревестнике. Она летает над волнами и жаждет этой бури, в то время, как другие начинают искать укрытия.

Образы, представленные писателем в этом произведении, можно наблюдать и в обычной повседневной жизни. Чайки, гагры и пингвины – это большая часть людей, привыкшая вести размеренный образ жизни и не приветствующая перемен, особенно – грандиозных. Как и в песне, в жизни такие люди, почуяв приближение чего-то такого, что может все кардинально изменить, стараются избежать этих событий и просто спрятаться от них. Они никогда сами не будут способствовать переменам. Ведь им и так хорошо.

Совсем иначе ведет себя буревестник. Он рад надвигающейся буре, которая обещает перемены. Он жаждет ее всем своим смелым сердцем. В образе этой птицы воплотил Горький идеал настоящего революционера, способного бесстрашно сражаться за свою идею и вести за собой народ. Это – настоящий герой.

Именно революционный настрой звучит в песне. Главный герой ее силен и смел. Не зря в образе этой птицы, изобразил автор бесстрашных борцов за свободу, верой и правдой служащих идее. Он подчеркивает в каждой строке эмоциональный настрой буревестника. Он давно ждал этой бури. И вот, теперь она, наконец, надвигается. Он хочет лишь, чтобы она разразилась сильнее. В этом его полете над волнами выражено долгое ожидание и восторг от того, что давно задуманное вот-вот грянет.

Но, все это перепугало других обывателей. В их образе запечатлел писатель противников революционных действий, которые были довольны сполна своей сытой и беззаботной жизнью. А предстоящая буря, переворот, пугают их.

Противопоставил им в песне Горький не только буревестника, олицетворяющего ярких деятелей революции. Эта птица – предводитель. А за ним стоит простой народ. Его изобразил здесь писатель в образе волн. С приближением бури все сильнее и сильнее поднимаются они на встречу грозному врагу.

Присутствует здесь и сам противник. В образе грозных туч предстает царская власть. Они гневны и готовы уничтожить непокорных. Грохочет гром все сильнее. Но бесстрашен перед этой грозой буревестник, за спиной которого бьется целая стихия – народ.

Очень красочно и эмоционально изобразил М. Горький эти события. Передано и напряжение, витавшее накануне событий, и настрои его участников.

Женский образ

Ждет тебя много попреков жестоких, Дней трудовых, вечеров одиноких: Будешь ребенка больного качать, Буйного мужа домой поджидать, Плакать, работать — да думать уныло, Что тебе жизнь молодая сулила, Чем подарила, что даст впереди… Бедная! лучше вперед не гляди!

Все эти выводы и обращения к девушке, идущей под венец, поэт делает на основании того, что много общался с более старшими женщинами, со старухами, крестьянками, видел реальность их будней.

Прекрасно знал Николай Алексеевич быт не только деревенский. Он легко окунулся в городской помещичий быт. И то, что страдали у него все женщины по-разному хорошо проанализировать по стихотворению «Дешёвая покупка или Петербургская драма».

Распродаётся имущество. Барину всё равно какие цены будут выручены, а барыня мучительно торгуется. Автору интересно, что стоит за этой скрупулёзностью.

Только у няни глаза заслезилися:«Вот и с приданым своим мы простилися!» -Молвила няня… «Какое приданое?»- «всё это взял он за барышней нашею…


Вот и отгадка всей скрупулёзности и печали барыни. Молодая женщина прощается со своими мечтами, со своим образом жизни, с торга продаются её желания и мечты.

Няня меж тем заунывные жалобыШепчет мне в ухо: «Распродали дешево -Лишь до деревни доехать достало бы.Что уж там будет? Не жду я хорошего!

Таких стихотворений о неприглядной городской жизни у Некрасова достаточно. Сюжеты между матерью и дочерью, когда именно мать толкает дочь или замуж либо просто на распутную дорогу, встречаются часто и вызывают негодование.

Панаевский цикл

любовная лирика

Авдотья Панаева писательница и мемуаристка была 20 лет гражданской женой Николая Алексеевича. Публиковалась самостоятельно и в соавторстве с Некрасовым, под псевдонимом Станицкий.

Поэта в этой женщине привлекало всё. Её красота, загадочность, роковая страсть, ум, литературный талант. Это сплетение достоинств прелестной молодой женщины влюбило писателя в неё всерьёз и надолго. Не смутило даже то, что Авдотья была замужем.

Некоторые критики уверяют, что часть стихотворений бала слишком интимной, и её писатель не публиковал. Другая часть стихов, которые были отправлены в письмах, попросту была сожжена Авдотьей.

Поэзия отношений двух литераторов опирается только на чувства и очень биографична. Это талантливо и выразительно. Сам цикл, писался десятилетиями, и не удивительно, что стихи, написанные в разное время, имеют различное настроение.

Начинался цикл вот с этого светлого и нежного стихотворения, написанного в 1847 году:

Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; ………………………………………Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед — в это темное море — Без обычного страха гляжу…


Так воспетый образ любимой женщины, несмотря на непонимание, непринятие и осуждения общества, вошёл в классику русской литературы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: