Краткое содержание произведения «Борис Годунов»
Мне нравится5Не нравится1
После многих лет правления, Борис Годунов стал царём России. Его возведение на престол было несколько необычным, так как сам он изначально не стремился к власти. Его шурин, царь Фёдор, умер, а младенец Дмитрий, являвшийся его наследником, был жестоко убит. Князья Воротынский и Шуйский предполагали, что единственный претендент на трон – Борис Годунов, брат вдовствующей царицы Ирины Фёдоровны. Но Годунов не желал власти и временно ушёл в монастырь.
Однако, под давлением народа, Годунов согласился стать царём. В течение шести лет своего правления, он проявил себя как заботливый и мудрый правитель, нацеленный на благо и процветание народа. Он укрепил связи с другими странами, стимулировал развитие культуры, обеспечивал достойные условия для учёных, военных и промышленников. Годунов также строил много жилищ и промышленных сооружений, и разрешал раздавать хлеб бедным в годы голода.
Но несмотря на все его старания, народ начал обвинять его за несчастья и трагедии, произошедшие в стране. Он сам испытывал муки совести из-за трагической судьбы младенца Дмитрия, и казалось, что душа мёртвого ребёнка требует отмщения.
Появление Лжедмитрия
Мне нравится5Не нравится1
После того, как Пимен рассказал Гришке Отрепьеву о смерти настоящего царевича Дмитрия и предстоящем царствовании Бориса Годунова, молодой юноша подумал о заманчивой идеи: представиться умершим наследником престола. Он решил соврать о своей истинной личности и попытаться править Россией под чужим именем.
Сбежав из монастыря, Гришка пересек польско-литовскую границу, но его обман был раскрыт стражниками. Несмотря на это, самозванцу удалось избежать ареста и вернуться в Москву. Там в скором времени распространилась молва о появлении Лжедмитрия, и князья Шуйский и Воротынский обсудили возможные последствия возможного переворота. Это подтолкнуло Годунова к тревоге и страху.
Тем временем Лжедмитрий собирал вокруг себя приверженцев для свержения Бориса Годунова и захвата власти. Его сторонниками стали украинские казаки, поляки и донские селяне, которые считали, что поддерживая самозванца, они получат награду от “москалей”. Гришка, влюбленный в Марину Мнишек, рассказал ей об истинной сущности своего происхождения, но расчётливая женщина оказалась несколько безразличной к его признанию. Она настаивала на том, что выйдет замуж только за настоящего царя, а обманывающий монах не представляет интереса для неё.
Завершение истории
Мне нравится5Не нравится1
Ситуация в Москве становилась всё более напряженной и нестабильной с переходом Отрепьева и его войска через границу. Слухи о чудесах, происходящих у могилы настоящего царевича, усилили волнения в столице. Патриарх предложил Борису Годунову способ разоблачить Лжедмитрия: явиться у могилы наследника и доказать свою правоту.
К тому времени, когда юродивый Николка открыто обвинил царя в убийстве Дмитрия, народ уже слышал об этом обвинении. Неудовлетворенные правлением Годунова, войска Лжедмитрия и войска царя вступили в сражение у Новгорода-Северского. В результате, армия царя была разгромлена. Гришка и его сторонники пытались продолжить наступление, но внезапно Борис Годунов заболел и умер, вызвав разнообразные версии о причинах его смерти.
После смерти Годунова, князь Шумский организовал бунт, в ходе которого дети и жена Годунова были убиты, а народу было сообщено, будто они покончили с собой, употребив яд. Лжедмитрий был провозглашен царём. Однако, когда бояре приказали народу чествовать нового правителя, их призыв был встречен молчанием.
Хронологическая таблица жизни и творчества Салтыкова-Щедрина
27.01.1826 – Михаил Евграфович Салтыков (печатался как Николай Щедрин). родился в Тверская губерния (село Спас-Угол) в семье дворян.
1836 – Начал обучение в дворянском институте в Москве.
1838 – Как успешный ученик, переведен в лицей в Царском селе. Начало литературного творчества – писал стихи.
1841 – 1842 – В журнале «Библиотека для чтения» вышло несколько стихотворений.
1844 – Окончание учебы.
1844 – 1845 – Стихотворения напечатаны в журнале «Современник». Из-за грустного и меланхоличного содержания стихов получил прозвище «мрачного лицеиста». Позже стихотворений не писал.
Август 1845 – Начало службы чиновником, работа в канцелярии военного министерства.
1847 – Получил место штатного секретаря.
1847 – 1848 – В «Отечественных записках» вышла первая проза. Ужесточение цензуры в России после революции во Франции.
28 апреля 1848 год – Ссылка за вольнодумие (повесть «Запутанное дело») в Вятку (современное название – Киров).
3 июля 1848 – Определен на службу чиновником канцелярии. Не брал взяток и имел безупречную репутацию.
Ноябрь 1855 – Получил разрешение уехать из Вятки.
Февраль 1856 – Продолжение службы в Петербурге. Зачисление в Министерство внутренних дел.
Июнь 1856 – Продвижение в карьере. Назначение на должность чиновника особых поручений.
1856 – Женитьба на 16-летней Е.А. Болтиной, с которой познакомился в Вятке. Она была дочерью вице-губернатора. Брак, заключенный по любви, не стал счастливым, в том числе из-за ревности писателя. В семье писателя было 2 детей, сын и дочь.
1856 – 1858 – Возобновление литературной деятельности. «Губернские очерки».
Март 1858 – Назначение вице-губернатором сначала в Рязань, позже переведен на эту же должность в Тверь
1858 – 1862 – Сборники «Невинные рассказы», «Сатира в прозе».
Февраль 1862 – Вышел в отставку. Переезд в Петербург.
1863 – Начало сотрудничества с журналом «Современник».
1864 – 1866 – Возвращение на государственную службу в качестве управляющего (главы) казенной палатой. Занимал эту должность сначала в Пензе, затем в Туле и Рязани.
1868 – Окончательный уход с государственной службы.
1868 – 1884 – Активно печатается в «Отечественных записках». Выходят «Помпадуры и помпадурши», «Господа Головлевы», сказки и другие произведения.
1884 – Закрывается журнал «Отечественные записки». Резкое ухудшение здоровья.
1887 – 1889 – Работа над романом «Пошехонская старина».
10 мая 1889 (по нов. ст.) – Умер в Санкт-Петербурге. Согласно его желанию, похоронен на Волховском кладбище рядом с И.С. Тургеневым.
Критика
Анализ повести Карамзина «Марфа Посадница, или покорение Новгорода»
«Марфа Посадница, или покорение Новгорода» — лучший образец карамзинской исторической повести. Действие ее происходит в XVI в. В повести сталкиваются два начала: объединительные устремления Ивана III и защита новгородской вольности, главной представительницей которой и является Марфа Борецкая. Оба этих начала в равной мере могут вызвать симпатию автора; первое — выражением идеи единой, сильной, самодержавной Руси, второе — героической защитой свободы и независимости. Марфа изображается Карамзиным как «чудная женщина», энергичная, решительная, героическая, всеми средствами и жертвенно защищающая свободу своего города. Иван III, сломив сопротивление Новгорода и жестоко расправившись с его жителями, присоединил Новгородскую землю к Московской Руси. Таким образом, в историческом плане торжество монархии приветствуется автором и соответствует его социально-политическому мировоззрению. Но автор исполнен самых высоких чувств к трагической и героической судьбе Марфы, которая в повести является идейным противником князя Холмского, посла московского царя. Марфа обращается к памяти легендарного борца за вольность и независимость Новгорода — Вадима, смело выступившего против Рюрика: «Вадим! Вадим! Здесь лилась священная кровь твоя; здесь призываю небо и тебя во свидетели, что сердце мое любит славу отечества и благо граждан».
Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. — Воронеж: «Родная речь», 1995
Сюжет и тема
Также затрагивается тема искупления греха. Когда разъярённые крестьяне начали сметать всё на своём пути, то комендант Тесленко и Игнат Бодягин начали бежать от «людского правосудия» и повстречали мальчишку. Полностью оборванного, голого и бессильного и чтобы ему также не досталось как и героям, они решаются его спасти. Продкомиссар отдаёт ему свою шубу, усаживает на лошадь и отправляет её галопом поодаль от них. Принимая истязания, словно за убийство своего отца, он всё спасает мальчонку и последней картиной перед читателем предстаёт изображение Прометея — главные герои со вспорытыми животами полными ячменя.
Анализ повести Карамзина «Остров Борнгольм»
Среди повестей Карамзина, написанных уже под влиянием романтизма, наиболее значителен «Остров Борнгольм» (1793). Действие этой стройно и занимательно рассказанной повести полно тайн и ужасов: молодой изгнанник тоскует по утраченной любви, молодая девица томится в подземной тюрьме, куда, как можно предположить, отец заключил ее за то, что они — брат и сестра — влюбились друг в друга. Выразительным фоном этой романтической истории о непреодолимой силе любви, сталкивающейся с законами общества и природы, и о страшном наказании служит мрачная природа Скандинавии и средневековая атмосфера: древний готический замок и царящие в нем суровые, неумолимые нравы. Своей зловещей и мистически окрашенной романтикой, дотоле неведомой в русской литературе, повесть эта не менее «Бедной Лизы» поразила современников.
Популярные сегодня темы
Легко ли… Вообще-то я думаю, что очень сложно. Все считают по-другому. Все практически завидуют молодым. По крайней мере, все взрослые сожалеют о юности, когда трава была, конечно, зеленей
Жанровая направленность произведения представляет собой историческую повесть, основной темой которой является рассмотрение вопросов свободолюбия, справедливости, чести в отношении своего народа.
Абадонна появился тут же из стены. Это был худой и очень бледный человек в темных очках. Маргарита при его появлении почувствовала что-то жуткое, что даже вскрикнула и уткнулась лицом в ногу Воланда
Шолохов в своем романе «Тихий Дон» подробно описал каждого героя. В романе особая роль отводится Дарье Мелеховой.
Иван Сергеевич Тургенев выделяется среди русских писателей тем, что ему особенно хорошо удавалось создавать образы своих героинь
Сорок первый
«Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал…»
Забавно, что, желая прославить «красных» в борьбе против «белых», Борис Лавренев создал убедительнейший гимн именно в защиту «врагов». Вот уж не знаю, как это у него получилось. Если верить биографической справке после повести (а не верить ей нет причин), то служил Борис Лавренев именно в Красной Армии. Писал обычно по заказу, очень правильно, получал Сталинские премии. А с «Сорок первым» такая история приключилась. Название, кажется, намекает, что речь пойдет о Великой Отечественной. Но нет – повесть была написана в 1924 г., события развиваются где-то в Средней Азии (всё пески и верблюды) этак в 1919 г.
К слову, читать было очень тяжело. Не текст, а пытка какая-то. Странный, изломанный язык, неестественно составленные предложения. Текст не течет. Я чувствовала себя героиней ранее прочитанного «Чтеца», честное слово. Спотыкалась чуть ли не через слово, настолько это странно, настолько… неправильно. Отдохнуть, впрочем, можно на диалогах, несмотря на обилие устаревших слов в них.
Поначалу «Сорок первый» очень банален. Есть девушка из необразованных, но зато с большим сердцем и любовью к прекрасному. Мария Филатовна звать, можно просто Марютка. Полюбила девица красная революцию, поверила в Ленина и в то, что вот-вот коммунизм захватит весь мир. И пошла в снайперы. Наивная она, эта Марютка, но тянется к творчеству, стихи пишет, правда, все о революции выходит. Пишет стихи и мечтает о славе поэта. Говорят ей в редакциях, что ей поучиться бы, почитать что-то, но Марютка этого не понимает. Какое учение, какие книги, если тут судьба революции решается?
Главное ее достоинство в глазах товарищей – меткость. Ни разу она не промахивалась. И вот, пожалуйста, – случился с ней этот «сорок первый», поручик. Промазала. А потом этого поручика в плен взяли. И велели товарищи Марютке его в штаб отвести, дабы там его допросили – важный «белый», аж от Колчака. Открытая, с душой нараспашку, она и полюбила поручика за голубые глаза (серьезно, полюбила именно за голубые глаза, так в тексте). А общего у них, как вы понимаете, ничего нет.
Поручик из образованных. Это не его вина (а Марютка считает, что он и в этом виноват). До войны учился, по образованию филолог, очень книги любит, сам красноречив, умеет истории рассказывать. Пошел к «белым», потому что в «красных» увидел угрозу для многовековой культуры страны. Но война с революцией его потрепали. 27 лет парню, а он мечтает уже только о покое, о тихой жизни с любовью, с простыми занятиями.
Марютке, несмотря на всю нежность ее души, эти размышления непонятны. Она не понимает, как можно любить себя, дорожить близкими так, чтобы хотеть во что бы то ни стало сберечь их; она не знает книг, не знает мыслей, кроме самых примитивных. И в этом ее несчастье – она поступает жестоко не от душевной грубости, а от своего незнания. Автор, наверное, хотел противопоставить ее пылкость здравомыслию поручика, но получилось, что героиня у него вышла не сильной, а потерянной, способной лишь повторять мысли Ленина и знакомых комиссаров.
Но, сколько бы слов ни было сказано, какой бы пламенной коммунисткой ни выставлялась главная героиня, финал закономерен: жесткую в своей коммунистической правде Марютку раздавила ее же идеология, сделав ее несчастной в осознании вины – и бессмысленности совершенного поступка.
Потому что меняются времена, появляются и забываются идеи, уничтожаются режимы и на их обломках выстраивается новое – но никогда не устареют человеческие отношения.
Особенности жанра романа «Война и мир»
Роман-эпопея повествует о знаменательных, грандиозных событиях из истории страны, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоёв общества. Оценка исторических событий в романе-эпопее даётся с точки зрения всего народа.
Л. Н. Толстой и сам говорил, что жанр «Войны и мира» невозможно отнести к какому-то определенному существующему литературному термину. Замысел автора касательно своей эпопеи заключался в попытке переплести реалии рассказа с художественными инструментами, таким образом указывая на полную картину жизни героев того времени. Как результат, жанровое своеобразие «Войны и мира» вышло сложным для определения по литературным стилистикам.
Профессионализм Толстого не просто так вызывал восторг у многих писателей и литературоведов: его популярное произведение стало самым трудным во всей мировой литературе. Лев Толстой переплетал некоторое количество различных жанров воедино.
Автор уделял внимание историческим аспектам своего произведения, стараясь воспроизвести их максимально точно, но при этом у него не было цели создавать исторические мемуары. По словам Толстого, ему хотелось принципиально воспользоваться художественными инструментами, чтобы продемонстрировать точную ситуацию, но под определённым ракурсом, который бы отвечал идее произведения
Говоря о том, что Толстой создал роман-эпопею, следует вынести основные черты романа как жанра:
- На первом месте изображается человек в сложных жизненных ситуациях;
- Сюжет состоит из различных переплетающихся линий, охватывающих судьбы ряда других персонажей;
- Объём произведения намного больше в сравнении с другими эпическими формами.
Признаки исторического романа
Л. Н. Толстой уделял большое значение исторической справке событий прошлого (войны 1805−1807 и 1812 годов). Автор собирал различные документы, общался с участниками войны и использовал собственный опыт и знания для написания подлинно исторического фона. Описания реальных исторических личностей (Александр 1, Наполеон и так далее) и войны могли бы подтолкнуть к мысли о том, что произведение с этой точки зрения можно назвать историческим романом.
Тем не менее, события эпопеи не акцентируются на истории, а скорее используют реальные ссылки для создания интересного и знакомого фонового сопровождения. Подлинность исторических событий создаёт лишь базу для раскрытия человечески нравов в эпоху больших государственных потрясений, передачи философских рассуждений автора о масштабных вопросах населения — вопросы войны и мира, роли личности в стрессовых ситуациях, закономерности истории как таковой.
Семейно-бытовые черты
Автор также акцентирует внимание на судьбы нескольких поколений семей (Ростовых, Безуховых и других). Но назвать произведение семейной сагой невозможно, потому читателем не прослеживается четкая смена поколений
Скорее, Л. Н. Толстой кратко описывает дворянские семьи для предоставления более глубокой для понимания картины тех событий. Таким образом, судьбы тех людей являются скорее толчком для раскрытия исторических аспектов произведения.
Философская сторона произведения
Л. Н. Толстой известен не только как писатель, но и как выдающийся философ. Практически все страницы его произведения пропитаны общечеловеческими философскими вопросами. Автор намеренно вводит личные рассуждения, проводя с читателем немой разговор: а уместны ли те или иные действия на фоне конкретных исторических событий?
Несмотря на то, что произведение идёт от третьего лица, складывается стойкое ощущение присутствия Толстого на страницах произведения. Он комментирует сложившиеся ситуации со своей точки зрения. Так, можно заметить, что автор не считает решение одного человека достаточно влиятельным для смены будущего, но воля большого количества людей является разрушительной силой.
Кроме того, следует обратить внимание на размышление Толстого по поводу войны в целом. Несмотря на то, что тема войны и мира является главной идейной проблематикой всего произведения, автор высказывает недовольство о решении конфликта таким способом
Он гуманист, поэтому отторгает войну, осуждая борьбу как таковую.
Анализ 2
В рассказе Андреева «Кусака» рассказывается о том, что если человек кого-то приручил, то является ответственным за него в будущем. Именно здесь автор заставляет каждого читателя почувствовать всю боль, которую испытывает собака, которую бросили.
Как только начинаешь читать данное произведение, то сразу же становится понятно, что в мире существует, не только добро, но и зло. В последнее время зла больше в человеке. Где-то живет собака, у которой нет дома и хозяев. Ей приходится ходить по улицам и выпрашивать у других и чужих людей кусочек хлеба. Но, не смотря на это, она все равно надеется, что совсем скоро у нее найдется хозяин, который будет не только его любить, но и кормить.
В этот день девочка по имени Леля решила прогуляться по городу. Она уже давно решила завести у себя дома собаку, вот только родители были против этого. И когда она увидела нашего главного героя, то не стала проходить мимо. Она решилась подойти к ней и погладить и приласкать. Но собаку уже много раз подзывали, а потом обижали, что она теперь не знает, кто к ней и как относится. И поэтому сначала она подходит к девочке, а потом резко кусает ее и разрывает одежду. Конечно же, девочка не ожидала этого, но на собаку не обиделась. Она наоборот решила уговорить родителей забрать собаку к себе домой и ухаживать за ней.
После того как собака попала к девочке ее жизнь в корне меняется. Она больше не шарится по городу и ни у кого не просит еду. А все потому, что за ней ухаживает девочка и не только кормит ее, но и играет с ней. Теперь у собаки есть имя Кусака. Не проходит и дня, чтобы Лиля с ней не поиграла и не приласкала ее. И такая жизнь больше всего нравится собаке.
Но всегда все очень хорошо не бывает и наступает такой момент, когда семье нужно возвращается назад в город, потому что совсем скоро Лиля пойдет в школу, а родители выйдут на работу. Вот только собаку они не собираются брать с собой.
Как же безжалостны люди, ведь они так и не поняли того, что собака привязалась очень сильно к ним и теперь без них ей не выжить в таких условиях, в которых она будет опять находиться. Собака доверилась им, а они использовали ее для развлечения, а когда время закончилось, просто взяли и уехали, а про Кусаку никто и не вспомнил.
Автор специально сделал финал таким трогательным для того чтобы люди поняли, что так поступать нельзя. Этим он пытается донести до всех людей, что нужно относиться ко всему живому с жалостью и состраданием.
Полный текст стихотворения А. С. Пушкина «Ода Вольность»
Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру…
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Открой мне благородный след
Того возвышенного галла,
Кому сама средь славных бед
Ты гимны смелые внушала.
Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит
И преступленье свысока
Сражает праведным размахом;
Где не подкупна их рука
Ни алчной скупостью, ни страхом.
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!
Тебя в свидетели зову,
О мученик ошибок славных,
За предков в шуме бурь недавных
Сложивший царскую главу.
Восходит к смерти Людовик
В виду безмолвного потомства,
Главой развенчанной приник
К кровавой плахе Вероломства.
Молчит Закон — народ молчит,
Падет преступная секира…
И се — злодейская порфира
На галлах скованных лежит.
Самовластительный Злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле.
Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец —
И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами,
Калигулы последний час
Он видит живо пред очами,
Он видит — в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.
Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной…
О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары!..
Падут бесславные удары…
Погиб увенчанный злодей.
И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Список использованных источников
- Богданова О.Ю. Теория и методика обучения
литературе. – М: Издательский центр «Академия», 2008. - Бабанский Ю.К. Педагогика. – М: Просвещение, 1983.
- Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. – М: Просвещение, 1992.
- Васильева Т.И. Методика преподавания литературы. – Магнитогорск: МаГУ,
2009. - Голубков В.В. Методика преподавания
литературы. – М: Просвещение, 1962. - Данилов М.А. Проблемы методологии педагогики и методики
исследований – М: Просвещение, 1971. - Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного
произведения. Учебное пособие для студентов
и преподавателей филологических факультетов,
учителей-словесников. – М: Просвещение, 2000. - Ибрагимов Г.И. Развитие теории урока
как целостной системы в работах М.И. Махмутова/Г.И.Ибрагимов//Формирование
интеллектуального потенциала в системе
общего и профессионального образования:
Первые махмутовские чтения. – Казань:
РИЦ «Школа», 2006. - Кадашникова Н.Ю., Савина Л.М. Уроки литературы:
организация контроля и творческая работа. 5 – 11 классы. – Волгоград: Учитель, 2009. - Качурин М.Г. Организация исследовательской
деятельности учащихся на уроках литературы.
– М: Просвещение, 1988. - Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках
литературы. – М: Просвещение, 1981. - Кудряшев Н.И. Изучение художественного текста. – 3-е изд. – М: Просвещение, 2011.
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения.
– Казань: Таткнигоиздат, 1972. - Никольский В.А. Методика преподавания
литературы в средней школе. — М.: Просвещение, 1971. - Нигматуллина Ю.Г. Методология комплексного
изучения художественного произведения.
Казань: Издательство Казанского университета, 1976, часть I. - Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М: Русский язык,
1988. - Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного
чтения. – М: Учпедгиз, 1988. - Скаткин М.А. Дидактика средней школы.
– 3-е изд. – М: Просвещение, 2002. - Стрезикозин В.И. Место урока в системе
развивающего обучения. – М: Просвещение,
2003. - Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. – СПб: Специальная литература, 2010.
- Губарева, А. А. Многоаспектный анализ текста //Преподаватель. – 2005. — №4. – С. 41 – 45.
- Иванова, Л. Развитие познавательной
деятельности на уроках литературы //Учитель. – 2007. — №3. – С. 48 – 51. - Комлева, Н. П. Творческие формы уроков литературы //Искусство и образование. – 2003. — №3. – С. 4 – 11.
Структура сборника
Сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание будет представлено далее) состоит из девятнадцати произведений. Начинается этот сборник рассказом «Родинка», который является эпиграфом ко всему произведению. Вторым по счёту автор поместил свое произведение «Пастух», где показывает, как может быть беспомощен человек. Мир коров, пораженный чумой. Пастух и те, кто приезжает, чтобы помочь, остановить эпидемию не в силах.
Третий рассказ – «Продкомиссар», который обычно читатели чаще всего выбирают для прочтения. Последующие произведения обычно известны читателям: «Шибалково семя», «Алешкино сердце», «Бахчевник», «Путь – дороженька», «Нахаленок» и другие. В рассказе «Коловерть» автор показывает, как сложно и трудно складывается судьба крестьянская.
В сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание по главам и частям будет представлено далее), вошли и такие произведения: «Семейный человек», «Председатель Реввоенсовета республики», «Кривая стежка», «Обида», «Смертный враг», «Жеребенок», «Галоши», «Червоточина» и «Лазоревая степь». Последним в этом шолоховском цикле стал рассказ «Батраки». В нем рассказывается о судьбе Федора, который сначала был в батраках, а затем решил уйти от хозяина.
Значение трагедии «Борис Годунов» А.С. Пушкина
Трагедия “Борис Годунов” Александра Сергеевича Пушкина проливает свет на сложные вопросы власти и стремления людей к правлению. Произведение насыщено событиями, где одни теряют жизни из-за своих внутренних противоречий, других убивают в погоне за властью, а третьих, как Лжедмитрия, ждет неизбежная гибель. Пушкин ярко демонстрирует, что человек, достигший власти кровавым путем, обречен на наказание, и его потомки несут ответственность за его поступки.
В процессе анализа произведения становится ясным простой вывод — цель не всегда оправдывает средства. Пушкин предостерегает нас от заблуждений, что достижение власти любой ценой может привести к успеху и счастью. Борьба с несправедливостью и желание к позитивным изменениям должны сопровождаться благородством и честью, иначе зло, которое посеяли, вернется к нам с удвоенной силой.
КНИГА ТРЕТЬЯ
Мирославу удалось прорваться к князю, несмотря на то, что он был крепко окружен знаменитыми витязями. Его промедление могло стоить ему жизни. Оруженосец Иоанна ударил его в голову. Шлем распался на две части. Второй удар мог оказаться смертельным, но Иоанн прикрыл его щитом.
Победа могла быть на их стороне, если бы новгородцам не изменил князь Холмский. Такой подлости от него не ожидали. Мирослав, увидев Димитрия среди московской дружины, отомстил ему, нанеся по изменнику удар и сам пал от руки Холмского. Рассказав все это, Михаил ослаб. Нанесенная ему рана оказалась смертельной. Он в последний раз взглянул на образ Вадимов и отдал господу душу. Его тело положили рядом с телом убиенного Мирослава.
Оба сына Марфы тоже пали в этом сражении, как большинство других воинов. Новгородцы решили бороться за свою свободу до конца. В город возвращается пустынник Феодосий. Народ вновь избирает его посадником. По этому поводу закатили шикарное пиршество. Счастливое забвение было последним радостным событием в жизни новогородцев.
Решающая битва с войском Иоанна продолжалась три часа. Новогородцы потерпели поражение. Народу пришлось принять тот факт, что князь Московский станет новым государем Новаграда. Иоанн простил всех, кроме непокорной Марфы. Она и ее дочь Ксения были казнены. Вечевой колокол был снят и отвезен в Москву.
Сражение с московским войском
Пришло известие о приближении войска Иоанна, и ополчение выступило ему навстречу. Город опустел, торговля закрылась, и лишь в храмах непрерывно шло богослужение. Несколько раз прибывал гонец от войска, чтобы сообщить о ходе битвы. Последней вестью от Мирослава было слово «Сражаемся». Вечером Марфа увидела приближающееся облако пыли и поняла, что Мирослав убит, а сражение проиграно.
К городу подъехали колесницы, покрытые знамёнами. На них лежали тела убитых полководцев. Уцелевшие воины рассказали, что они храбро сражались, но из-за неосмотрительности Дмитрия Сильного их окружило московское войско. В ходе битвы погибли два сына Марфы Борецкой.
Жители города попросили пустынника Феодосия походатайствовать о них перед московским царем. Старец отдал Иоанну ключи от города, и царь объявил прощение всем его жителям.
Боярин Холмский стал допрашивать Марфу Борецкую о ее связях с литовцами и поляками. Мужественная женщина предложила казнить её, чтобы не опасаться Казимира и мятежей новгородцев. На следующее утро был воздвигнут эшафот, на котором казнили Марфу-Посадницу. Её дочь Ксения также умерла. Старец Феодосий похоронил обеих на берегу Ильмень-озера. Оставшиеся в живых 50 немецких граждан вернулись на родину. Вечевой колокол, символ вольности республики, сняли и увезли в Москву.
Автор повести «Марфа-Посадница, или Покорение Новагорода» одобряет действия царя Иоанна III, объединяющего Русь для защиты от врагов, но в то же время он сочувствует вольным гражданам республики. Карамзин не был поклонником самодержавия, но он понимал, что оно было необходимо для освобождения страны от власти Золотой Орды. Чтобы узнать, о чем произведение «Марфа-Посадница», можно прочитать его пересказ в сокращении для читательского дневника.
Взятие Миасса
Председатель исполкома Совета рабочих депутатов Н.Свиридов пытался организовать отпор мятежникам, но силы были неравные. Началась жестокая расправа: белочехи расстреляли Н.Свиридова, Гермака, В.Петровского, на станции Миасс после жестоких пыток зарубили А.Винокурова, П.Гарина, Е. Елоримова и Т.Елоримова, П.Желнина, А.Сабурова. Были убиты председатель ревкома Н.Романенко и председатель Совета солдатских депутатов Н.Горелов.
1 июня (по другим данным – 31 мая) произошёл бой у горы Моховой – Миасский отряд Красной гвардии возвращался из Златоуста и попал в засаду. Погибли в бою, а также попали в плен и были расстреляны В.Балдин, К.Лейман, Н.Дёмин, В.Жебрун и Н.Жебрун, В.Озолинь, П.Печёнкин, И.Силкин, С.Спрогис, А.Унгур, М.Червяков и другие.
Житель города Александр Кузнецов свидетельствовал: «28 мая на ст. Миасс прибыли чехословаки. После двух часового боя части РККА отступили. Взятых в плен в бою рабочих напилочного завода Яунзема и Бродиса чехи увели в лес и убили. Повешен попавший в плен Горелов Федор Яковлевич (17 лет), он казнен взводом чехов за грубость обращения с конвоем, грозил отомстить за убитых в бою товарищей».
Жанр
Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.
Некоторые из них пришли к выводу, что автор в своем художественном произведении, смог придать достоверную историческую окраску, приводя непоправимые факты событий той эпохи.
Современники поэта были убеждены, что его книга, отображающая реальные события, относится к направлению реализм, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачёв, придают ему характеристику романтизма.
И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.
Раскол Америки
В 1860 году президентом Соединённых Штатов стал Авраам Линкольн. Он баллотировался от Республиканской партии, которая выступала за отмену рабства и поддержку внутреннего рынка страны. Приход к власти Линкольна спровоцировал Южные штаты на решительные действия.
20 декабря 1860 года Южная Каролина заявила о выходе из состава США. В течение нескольких месяцев к ней присоединились Северная Каролина, Миссисипи, Алабама, Джорджия, Луизиана, Теннесси, Аризона, Техас, Вирджиния, Арканзас и Флорида.
Эти штаты организовали новое государство — Конфедеративные Штаты Америки (КША) со столицей в Ричмонде. Они приняли новую конституцию и избрали президентом Джефферсона Дэвиса, объявившего, что в КША «рабство будет существовать вечно». Все предложения Линкольна обсудить ситуацию за столом переговоров были встречены отказом. Страна оказалась расколота надвое. Назревал вооружённый конфликт.
Тема
Народный эпос отличается тем, что его тематика не зависит от страны, в которой он создавался. В большинстве приданий старины глубокой поднимаются одни и те же вопросы с минимальными расхождениями.
В «Слове о полку Игореве» главная тема – это патриотизм. Все усилия автора направлены на то, чтобы воспитать в читателе деятельную любовь к отечеству. Особенно выделяется «Золотое слово» Святослава, где герой призывает князей объединить земли и жить одним духом, дабы уберечься от врагов.
Тема природы тоже является одной из основных тем, затронутых в произведении. Она вторит действиям и чувствам героев, а также сама играет важную роль, помогая русскому войску или отворачиваясь от него. Также вам может показаться интересным сочинение: Значение природы в Слове о полку Игореве.
Родина в поэме – не только образ, но и основная тема. Русь изображена в книге совокупностью родственных друг другу сил и явлений, взаимосвязанных любовью к своему народу. Ярославна недаром обращается к стихиям: она знает, что родная земля выручит своего правителя, как когда-то предостерегала его от похода. Женский образ – продолжение темы родины, ведь жена Игоря – это олицетворение его княжества, которое без него овдовеет и погибнет. Плачу княжны сопутствуют стенания отчизны, Родины-матери, что болеет душой за защитника.
Любовь и верность – воплощение лирической стороны произведения. Супруга преданно ждет своего любимого, молит природу вступиться за него, не жалея сил. Она искренне переживает за судьбу князя и не держит обиды за его уход, кротко и терпеливо снося нелегкую женскую долю.
Героизм и смелость воплотились в образе главного героя. Он храбро идет в атаку, как и вся его дружина
Их победили хитростью и коварством, но не в честном бою, где каждый дрался отважно, отстаивая честь родины. В поединке с половцами раскрывается также тема чести и бесчестья: одни идут напролом, по всем правилам поединка, другие вероломно нападают под покровом ночи, обрекая себя на позорную победу.
Опыт и ошибки
Опытным воеводой и руководителем выступает Святослав, поучающий самолюбивого и тщеславного двоюродного брата, который допустил промах, ведь был очень молод и горяч.