Литература, 8 класс: список произведений на лето
Историческая основа
В 1773 году на юго-востоке Российской империи развернулась крестьянская война, продлившаяся два года. Главными участниками этого исторического события стали заводские и крепостные крестьяне, уральские казаки, представители национальных меньшинств (башкиры, киргизы). Все они были глубоко возмущены тем, что закрепощение простого народа с каждым годом все усиливалось, а правящая элита думала лишь о том, чтобы набить свою мошну золотом. Не желая мириться с горькой участью рабов, многие люди убегали на окраины большой страны, формируя вооруженные банды. Беглецы считались вне закона, и им не оставалось ничего другого, как встать на разбойничий путь и заниматься грабежами. Их трагическая судьба глубоко волновала Александра Сергеевича, который изобразил предводителя восстания весьма противоречивой натурой. Это был не сугубо отрицательный персонаж, но живой человек, наделенный такими качествами как неукротимая сила воли, внутренне благородство, отвага, собственное представление о справедливости и чести.
В свою очередь, в этой непростой ситуации императрица Екатерина Вторая проявила себя весьма жестким, решительным правителем. Обладая крутым, волевым нравом, она считала, что ее сила заключается в ближайшем окружении – дворянстве, и всячески благодетельствовала привилегированным слоям общества, совершенно забывая о простом народе. Царский двор купался в роскоши, в то время как остальные люди влачили жалкое существование. Неудивительно, что при таком режиме правления в стране с каждым годом росло социальное недовольство, которое в итоге вылилось в народное восстание. Этому как нельзя способствовали и слухи, которые настойчиво ходили в народе: крестьяне верили, что Петр Третий, супруг Екатерины Второй и сверженный ею законный правитель России, намеревался освободить крепостных от опостылевшего рабства. Ненависть к императрице была очень сильной, и этим решил воспользоваться донкой казак Емельян Пугачев, объявивший себя царем, чудом спасшимся от смерти. Вдохновив казаков и крестьян своими страстными речами о долгожданной свободе, он возглавил народное восстание.
Тема
Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.
Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринёва, ради неё он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гринёвым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте со Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить её жизнь.
Пугачёв, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринёва, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.
Благодаря проснувшемуся в нём чувству любви Гринев смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачёву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.
Швабрин же с его бездуховностью и мелочным подлым характером не сумел выдержать испытания и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.
2 вариант
Капитанская дочка — исторический роман, написанный Александром Пушкиным. Сюжет произведения охватывает большой промежуток времени. В нём показан бунт Емельяна Пугачёва, происходивший во времена Екатерины Великой. Показана вся жестокость этого события, безысходность русского народа, угнетённого правящим дворянством. Угнетённость самих разбойников, понимающих, что никакого хорошего исхода для них не может быть. Какой вывод можно сделать? В этой войне нет ни выйгравших, ни проигравших. Есть только трагедия.
Только Пугачёв является реальным персонажем романа. Все остальные вымышленные. Автор наделил его противоречивым характером. Он мог быть жестоким и добрым. Например, когда он спасает Гринёва от смерти, или когда помогает ему спасти его возлюбленную, он проявляет свои положительные качества. Однако, в реальности, ни о какой мягкости характера и добросердечности речи не было.
Другой герой романа -Пётр Гринёв. Герой описан без особых характеристик. Судить о нём нам предстоит по его поступкам. За весь период романа он успевает повзрослеть. На службу его отправляет отец в шестнадцать лет. Юноша весьма беспечный и может спокойно проиграть большую сумму денег. Легковерный и добродушный он не может устоять перед соблазнами. Он желает только беззаботно служить. Однако, в конце романа его образ совершенно другой. Это уже повзрослевший мужчина. У которого слова не расходятся с делом, он готов и за отечество постоять и любимую спасти.
Вообще, любовная история занимает важное место в романе. По сути она является его движущей силой
Так взросление Петра наступает только после его влюблённости в дочь капитана крепости. Чем же примечательна эта девушка? Нежная милая, она обладает какой-то внутренней силой. В сложных обстоятельствах её характер проявляется наиболее полно. Она не имеет приданого, однако категорически отказывается выйти замуж за Швабрина, считая его человеком безнравственным, хотя это могло значительно улучшить её материальное положение.
Она ценит настоящие чувства, умеет любить и бороться за свои отношения. Она влюбляется в Петра, но не может пойти против воли своих родителей, поскольку очень их уважает. Мария делает свой нравственный выбор и сохраняет свою честь. Особенно удивительна её встреча с императрицей. Девушка рискнула всем, что бы спасти любимого. За такую дерзость она и сама могла угодить в тюрьму, но такие опасения её не остановили, а её искренность тронула великую правительницу России.
В итоге Мария получила награду за все свои страдания — спасение любимого.
Вариант 4
Проблемы, затронутые А. С. Пушкиным в романе «Капитанская дочка», важны в любое время. Человек всегда оказывается перед нравственным выбором – поступить плохо, но получить свое, или не осрамить свое достоинство и поступить по совести, но не обрести тех благ, которые могли бы быть.
В произведении, кроме нравственных проблем: воспитания, долга, чести, совести и морали, поднимаются общественно-исторические – неравенство социальное, несоответствие требований власти и возможностей народа, любовь и верность Родине.
Автор начинает свой роман эпиграфом: «Береги честь смолоду». Уже в первых словах заключены нравственные понятия: человек должен сохранить честь, быть честным по отношению к себе и окружающим, выполнить долг перед Отечеством. И он должен это сделать, даже несмотря на те жизненные трудности, с которыми ему придется столкнуться.
Судьба каждого человека ставит в трудные ситуации. Это необходимо для того, чтобы закалить силу и дух каждого из нас, укрепить характер. И уже от того, как человек решит эту проблему и попытается выйти из нее, будет зависеть, что о нем будут думать окружающие. Петр Гринев остался верным своим идеалам, не предал наставлений отца и присягу, которую он дал императрице. Даже не дрогнул перед Пугачевым, когда тот поставил его перед выбором – смерть или предательство Отчизне и переход на его сторону. Гринев четко дал понять, что он не оступится своих принципов. За такой самоотверженный поступок он вырос в глазах Пугачева и тот помиловал его.
Когда герои попадают в сложные жизненные ситуации, проблема нравственного выбора значительно обостряется. Мироновы не готовы оступиться своих убеждений и пойти вместе с пугачевцами, поэтому им лучше умереть, чем изменить самим себе. Разногласия между властью и народом были всегда.
На примере взаимоотношений Гринева и его отца показаны проблемы воспитания. Несмотря на некоторые неувязки, Петр получил хорошее воспитание, он – высоконравственный человек. Отец привил ему любовь к Отечеству, уважение к родителям, к семейным традициям. Благодаря отцу, Гринев научился держать слово. Именно отец заложил в нем ту моральную основу, которая и руководила его поступками.
Вариант 3
Проблемы, поднятые А. С. Пушкиным в произведении «Капитанская дочка» будут актуальными в любую историческую эпоху. Автор показал нам, как разные по характеру люди, решают практически одинаковые проблемы – кто-то из них остается верным своим идеалам, кто-то – предателем. На примере взаимоотношений читатель видит понятие «добра» и «зла». Нашему поколению близки проблемы героев романа, поэтому мы близко к сердцу принимаем их и переживаем вместе с персонажами.
События, описанные в романе, происходили в конце восемнадцатого века, когда бунтовал Пугачев. В те времена особо остро поднимались проблемы: чести и достоинства, любви и долга, совести, взаимоотношения детей и родителей, воспитания и насилия, высшей власти и простого народа, войны и мира, неравенства, патриотизма, верности Родине.
Автор ставит своих героев в определенные жизненные обстоятельства, показывая нам, как каждый из них находит выход из сложившейся ситуации. Моральный выбор, который нужно сделать, затрагивает вопрос жизни или здоровья человека. Не каждый герой выходит из экстремальных ситуаций чистым и незапятнанным, некоторые предают свои идеалы, перешагивают через принципы, чтобы сохранить себе жизнь.
Когда был бунт, Мироновы предпочли погибнуть, но они не сдались пугачевцам. Гринев был помилован, хотя и он мог бы лишиться жизни.
Проблемы отношений между родителями и детьми показаны на примере взаимоотношений Петра с его отцом. Между ними проскальзывает недопонимание. Но Гринев благодарен отцу за его воспитание. Если бы не он, главный герой навряд ли смог бы стать таким, каким он есть – сильным духом, высоконравственным человеком, для которого честь и достоинство превыше личных благ. Перед отправкой на службу отец дал сыну наказ, чтобы тот берег честь смолоду. И Петр помнил слова родного человека, и не предал его наставлений.
Смысл произведения
Пушкин полагал, что в основе всех поступков человека лежат его убеждения. Так, Петр Гринев был воспитан глубоко порядочным человеком, в то время как Швабрин имел совсем иные жизненные ценности и стремился оказаться в выигрыше любой ценой. Автор хотел показать, как сложно в этом мире противостоять искушениям, и единственным способом уберечь молодые неопытные души от соблазнов является правильное родительское воспитание.
Взросление человека, становление личности неизбежно связано со всевозможными испытаниями, которые показывают, насколько зрелым является человек. Не стоит их бояться — в борьбе с трудностями закаляется характер, выкристаллизовываются жизненные ценности и приоритеты. Если бы не служба в Белогорской крепости, Петр стал бы заурядным чиновником в Петербурге, чьи способности заключались бы только в хорошем знании охотничьих собак. Вряд ли бы он понял, насколько сложной и вместе с тем интересной является настоящая жизнь, он не научился бы забираться в людях, ценить любовь и дружбу.
Пример 2
В историческом романе «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин поднимает проблему нравственности. Но что это такое? На мой взгляд, нравственность — внутреннее благородство души, крайне чёткое понимание добра и зла и стремление поступать правильно в любых ситуациях. Автор раскрывает её наиболее полно на примере таких персонажей, как Пётр Гринев и Маша Миронова.
Перед тем как отправить сына на службу в Белогорскую крепость, отец даёт наставление главному герою: «Береги честь смолоду!». Этим правилом Пётр Гринев руководствуется на протяжении всего романа. Как бы ни было тяжело, главный герой ни разу не прельщается на легкое, но неправильное решение. Поэтому, например, Пётр не перешёл на сторону Емельяна Пугачёва, ответив ему, что уже дал присягу государыне и обязан служить только ей. Высокие нравственные принципы главного героя также проявляются в том, что он был готов сделать всё ради спасения Маши, даже договориться с предводителем бунтовщиков.
Однако наиболее полно тема нравственности раскрывается на примере судьбы Маши Мироновой. Эта благородная девушка ставила честь и долг превыше всего на свете. Главная героиня романа Александра Сергеевича не вышла замуж за Алексея Швабрина, хотя до приезда Гринева иных кандидатур не было. Но истинное благородство души Маши показывается наиболее полно во время захвата крепости и в течение событий после. Главная героиня не слушается родителей и остается с ними в осаждаемой крепости. Это доказывает её смелость и стремление исполнить долг перед родителями и Отечеством. После захвата Белогорской крепости Машу Миронову выдают за племянницу попадьи. Если правда раскроется, это означает, что главную героиню, как дочь убитого коменданта, наверняка ждёт смерть. Тем не менее, отважная девушка под страхом смерти отказывается выходить за нелюбимого человека, потому что держит обещание, данное жениху. Этот высоконравственный поступок не может не вызывать уважения. Такое чувство долга, осознания собственного достоинства, желания поступать правильно, по совести, как бы ни было тяжело – всё это выдаёт в Маше Мироновой невероятно благородную и сильную личность.
Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин в романе «Капитанская дочка» раскрывает тему нравственности на примере главных героев. Оба являются невероятно сильными, добрыми и благородными людьми. Возможно, автор, описывая героев, хотел, чтобы кто-либо из читателей романа задумался, взял с персонажей пример и таким образом изменил свою жизнь к лучшему.
Вариант 5: Смысл названия романа «Капитанская дочка»
Пушкин очень умело смог вплести в роман главную героиню так, чтобы читателю не сразу было понятно, что именно она является стержнем сюжета. И даже название «Капитанская дочка», казалось бы, говорящее само за себя, скрывается за яркий повествованием о Петре Гриневе и Емельяне Пугачеве. Первое впечатление, что именно они ключевые герои. Но почему же тогда такое название? Что хотел сказать этим Александр Сергеевич?
Первое упоминание о Маше звучит из уст неприятного персонажа Швабрина. Мы слышим о ней как о «совершенной дурочке». Гринев также не заметил в девушке ничего особенного при первой встрече: тихая и скромная, она не обладала какими-то притягательными чертами. Марию хочется больше пожалеть, чем восхититься ею.
Но по мере развития сюжета Мария начинает все больше раскрываться как личность, наделенная положительными и сильными качествами. Мы узнаем о ее любви к родителям, об ее искренности и радушии, о некоторой доле наивности.
Далее по мере нарастания трудностей Мария начинает показывать скрытую силу своего характера, непокорность тому, что может отнять у нее честь и достоинство. Она даже готова умереть, лишь бы не отказаться от своих идеалов.
Полюбив Петра, Мария раскрывалась как преданная и верная спутница. Она даже готова отказаться от отношений с возлюбленным, лишь бы дать ему возможность быть счастливым, хоть и не с ней.
Поездка в Петербург окончательно показывает, какая сильная личность прячется за столь неприметной внешностью и простотой. Неподдельная любовь, искренние чувства и настойчивость в борьбе за счастье любимого человека — все это побуждает Марию отправиться к самой императрице и добиться помилования для Гринева.
И, как мы догадываемся лишь только к концу романа, эпиграф к произведению «Береги честь смолоду» на самом деле в первую очередь отнятия именно к этой героине, а вовсе не к Петру Гринёву, как это могло показаться на первый взгляд.
Мастерство писателя проявилось в том, что автор вывел главного персонажа постепенно и как-то незаметно, преподав важные уроки своим читателям. Дочь капитана Миронова — вот о ком произведение. Вот человек, которого хотел показать нам А.С. Пушкин.
Мне нравится2.4 k.Не нравится1.4 k.
Жанр: роман или повесть?
Многие читатели думают, что «Капитанская дочка» — это всего лишь рассказ, однако они ошибаются: не может произведение такого объема принадлежать к малой прозе. А вот повесть это или роман – вопрос открытый.
Сам писатель жил во времена, когда к полноценным крупным эпическим жанрам относили лишь те многотомные труды, которые по объему сопоставимы с «Анной Карениной», например, или с «Дворянским гнездом», поэтому он без сомнений называл свое творение повестью. В советском литературоведении тоже так считалось.
Однако произведение обладает всеми признаками романа: действие охватывает длинный промежуток времени из жизни героев, в книге множество второстепенных персонажей, описанных в подробностях и напрямую не относящихся к главной сюжетной линии, на протяжении повествования действующие лица переживают духовную эволюцию. Кроме того, автор показывает все стадии взросления Гринева, что тоже недвусмысленно указывает на жанр. То есть, перед нами типичный исторический роман, так как писатель во время работы над ним взял за основу факты из прошлого и то научное исследование, которое предпринял, чтобы понять феномен крестьянской войны и донести его до потомков в форме объективного знания.
Но на этом загадки не закончились, предстоит определиться, что за направление стоит у истоков произведения «Капитанская дочка»: реализм или романтизм? Коллеги Пушкина, в частности, Гоголь и Одоевский утверждали, что его книга больше всех прочих повлияла на развитие реализма в России. Однако в пользу романтизма говорит тот факт, что за основу взят исторический материал, а в центре внимания читателя находится противоречивая и трагическая личность бунтовщика Пугачева – точь-в-точь романтический герой. Поэтому оба ответа будут верны, ведь вслед за успешным литературным открытием солнца русской поэзии Россию захлестнула мода на прозу, причем реалистическую.
Смысл названия
Произведение, как ни странно, озаглавлено не в честь Гринева или Пугачева, поэтому сразу и не скажешь, о чем же оно. Роман называется «Капитанская дочка» в честь Марии Мировой, главной героини книги. Пушкин, таким образом, отдает дань отваге девушки, которой никто от нее не ожидал. Она дерзнула просить за изменника у самой императрицы! И вымолила прощение для своего спасителя.
Кроме того, данная история так называется еще и потому, что Марья была движущей силой повествования. Из любви к ней юноша всегда выбирал подвиг. Пока она не заняла все его мысли, он был жалок: не хотел служить, проигрывал большие суммы в карты, высокомерно вел себя со слугой. Как только искреннее чувство пробудило в нем мужество, благородство и смелость, читатель не узнал Петрушу: он превратился из недоросля в ответственного и храброго мужчину, к которому патриотизм и осознание собственного «я» пришли через сильные эмоции, обращенные к женщине.
Вариант 1
Почему Александр Сергеевич Пушкин назвал свой роман «Капитанская дочка»? Попробую порассуждать на эту тему. Автор в своем произведение отразил время народных восстаний. Он дал ему символическое название, связанное с временами восстания Пугачева, где одним из главных героев является капитанская дочка – Маша Миронова, которая стала олицетворением доблести, чести и патриотизма. Каждый трактует название «Капитанская дочка» по-своему, но я считаю, что оно напрямую связано с Марьей Мироновой, ведь ее история и сила характера заслуживают внимания.
Повествование происходит из пера Петра Андреевича Гринева, который рассказывает о своей удивительной жизни. Его путь привел его к службе в линейной Белогорской крепости, где он был возведен в звание прапорщика. Здесь он встречает Марию Ивановну Миронову, дочь капитана и коменданта крепости. Сначала Маша казалась неприметной для Петра, но совсем скоро между ними возникает какая-то особенная связь. Он находит в ней разумную и чувственную девушку, и их любовь быстро укрепляется. Однако их счастье омрачается серьезной ситуацией. Петр участвует в дуэли со Швабриным, и Маша очень переживает из-за его ранения. Но она не отступает и стоит рядом с ним, демонстрируя свою преданность и любовь. Когда Петр собирается сделать Марии предложение, она готова принять его, но родители не дают им благословения. Однако Маша не падает духом и принимает свою судьбу. Она становится сильной и решительной, принимает на себя всю ответственность за свои решения.
Внезапно их жизни переворачиваются вверх дном. Белогорская крепость оказывается под штурмом пугачевцев, и родители Маши казнены практически на глазах у дочери. Она оказывается во власти Швабрина, который обращается с ней жестоко и вынуждает выйти за него замуж. В этот момент она оказывается на грани отчаяния, но все еще держится силой своей воли. Освобождение Маши наступает, когда Пугачев и Петр Гринев находят ее в ужасном состоянии. Петр предлагает ей покинуть это место и поехать к его родителям, и Маша с радостью соглашается. В их отношениях проявляется настоящая любовь, которая преодолевает все трудности и испытания.
Вариант 2
Изображение народного восстания. Образ Пугачева
Гринев и Пугачев. Отношение автора к Пугачевскому восстанию. Тема русского бунта. Фольклорные мотивы. Роль эпиграфа «Капитанской дочки»
В сюжете повести «Капитанская дочка» важен символический план повествования. Не случайно первая встреча с Пугачевым связана с картиной снежного бурана. Странным показалось ямщику его появление, он привиделся словно оборотень, как «то ли волк, то ли человек», свалившийся ниоткуда, «как снег на голову». Пушкиным народный бунт уподобляется никому неподвластной смертоносной стихии, от которой Пугачев неотделим, он ее возглавляет, но ей же и подчиняется.
Наружность встреченного в пути человека показалась Гринёву после бурана уже не мистической, а «замечательною». Он был лет сорока, среднего роста, худощавого и широкоплечего телосложения, приятным лицом с черной бородой, живыми глазами с бегающим взглядом, с плутовской улыбкой.
В образе Пугачева представлена личность во многом противоречивая. Он человек со смекалкой, умный авантюрист, но может казаться простачком. Он мог проявить себя как беспощадный палач по отношению к дворянам и офицерам, но быть великодушным к Гриневу, проявляя благодарность и милосердие. Капитана Миронова и офицеров крепости хладнокровно обрекает на казнь, но, проявив благородство, оказывает помощь Петру в спасении капитанской дочери Маши. Гринев искренне благодарен человеку Пугачеву за помощь, пообещав каждый день поминать в молитвах о спасении его грешной души.Но в словах Гринева звучит авторская оценка трагических событий, связанных с деяниями Пугачева: «Не приведи Бог увидеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный».
Пугачев умело играет роль самозванца царя, принимая важный вид, может лгать и дурачить людей. Но в отношениях с Гриневым Пугачев честен и искренен, доверяя ему больше, чем своему окружению. Он осознает свою обреченность и готов к предательству своих сподвижников, понимая, что они «свои шеи» выкупят «ценой его головы». Пугачев ограничен в своем волеизъявлении, сам говорит, что «улица моя тесна, все ребята мои воры», которые дают «воли мало». При встрече Гринева с Пугачевым в его «дворце»очевидно, какое огромное влияние имеют на «царя» его «генералы», беглые каторжники Белобородов и Хлопуша, настаивающие на пытках и казни дворянина. Несмотря на двойственность натуры Пугачева, его поступки продиктованы собственными, хоть и разбойничьими, представлениями о чести и морали.
Каждая глава «Капитанской дочки» начинается с эпиграфа, который можно считать небольшим намеком на дальнейшее развитие повествования. Эпиграф – краткая фраза, цитата, помещаемая перед последующим текстом с целью указать его идейное содержание, выразить отношение автора к описанным далее событиям.Это пословицы, строчки из народных песен и стихотворений поэтов екатерининской эпохи. Эпиграфом всей повести стала пословица: «Береги честь смолоду». Этим Пушкин определил основную идею, показав, что с юности свои поступки нужно соотносить с понятием чести.