Анализ произведений
Лучше понять, что значит дружба для Пушкина, поможет анализ отдельных произведений великого поэта. Темы товарищества подаются в них с разных ракурсов, что отражает изменение взглядов поэта по мере его взросления и набора опыта. Его произведения — это практически «дружеская переписка» с отделёнными от него судьбой товарищами.
Стих К Батюшковому
Одно из первых дружеских посланий Пушкина — это стихотворение «К Батюшковому», написанное в 1814 году. Произведение интересно тем, что Александр Сергеевич обращается к нему не только как к другу, но и как к коллеге, проявляя беспокойство по поводу его длительного молчания и пытаясь дать совет относительно творчества.
Текст произведения щедр на комплименты. Лирический герой — это безвестный, но смелый поэт, пытающий побудить своего знаменитого коллегу вернуться к творчеству и научить радоваться жизни. По тексту раскиданы многочисленные призывы к действию, направленные на то, чтобы побудить «любимца муз» вернуться к активной деятельности и не тратить свой талант на «мирские печали».
Послание к Галичу
Произведение «Послание к Галичу» было написано в 1815 году. Его адресат — преподаватель русского и латинского языков в Царскосельском лицее, где учился Пушкин. Известно, что студенты очень любили его. Александр Иванович Галич был одним из тех учителей, кого уважали за характер, ум и навыки — он общался со студентами на равных и побуждал к учёбе интересом и рвением, а не наказаниями.
В произведении чётко видно отношение Пушкина к дружбе. В отличие от остальных стихотворений лицейской поры, прославляющих пиршества, пьянки и беззаботность, здесь он признаёт, что товарищество — это не просто «обмен тщеславья и веселья». Писатель осознаёт, что только беззаботного времяпрепровождения и общих интересов для дружбы недостаточно — нужно ещё и единство помыслов, благородство, желание поддерживать и совершенствовать друг друга
Тема возвышенности и важности товарищества проходит через весь текст.
Пирующие студенты
«Пирующие студенты» — необычное произведение. Оно было напечатано Пушкиным во времена его учёбы в лицее, но опубликовано только посмертно, что делает его особенно личным и значимым для друзей поэта. Сюжет стиха описывает тайную пирушку лицеистов. В образах персонажей можно легко узнать тогдашних друзей Александра Сергеевича, среди которых:
- Антон Антонович Дельвиг;
- Иван Васильевич Малиновский;
- Александр Михайлович Горчаков;
- Вильгельм Карлович Кюхельбекер.
https://youtube.com/watch?v=1XD1flt80Hs
При почтении стиха бросается в глаза то, с какой нежностью лирический герой обращается к своим друзьям: «красавец молодой», «товарищ милый», «приятель задушевный». Даже их недостатки он описывает с теплотой и душевностью: «ленивец сонный», «остряк любезный». Одновременно с этим он признаёт, что между ними нередки ссоры и несогласия, но они носят временный характер и быстро забываются.
Стихотворение К Пущину
Послание «К Пущину» было написано Александром Сергеевичем в дни его ссылки в Михайловском. Там он страдал от одиночества, отсутствия связей с внешним миром, недостатка развлечений, из которых остались только книги и поэзия. В один день его посетил старый товарищ Пущин, что сильно обрадовало и растрогало поэта. Это и послужило его вдохновением для стиха.
Произведение написано как поздравление на день рождения. Благодарность, теплота и восхищение, с которыми Пушкин описывает своего друга, позволяют назвать его одним из самых ярких стихов-посланий. Но по-настоящему особенным его делает история написания — Пушкин в открытую написал дружеское письмо декабристу, находящемуся на пожизненной каторге, что показывает его храбрость и самоотверженность.
Дружба занимала особое место в лирике Пушкина с лицейских годов и до самой смерти писателя. Мотивы братства в его произведениях носят автобиографический характер — немало стихов поэт посвятил своим товарищам, преподавателям и коллегам. Эволюция взглядов творца хорошо прослеживается в его работах — от студенческой наивности и желания беззаботной жизни до горечи разлуки и надежды вернуть былые времена.
Тема дружбы в лирике, в творчестве, поэзии Пушкина
В великом литературном наследии Александра Сергеевича Пушкина тема дружбы занимает важное место. Соответственно, львиная доля произведений великого классика «золотого века» — это тексты на эту тему
Александр Сергеевич считал, что дружба подобна «живой воде» тем, что способна спасти человека от беды, и является мощной силой, объединяющей все человечество.
Годы учебы поэта в Царскосельском лицее оставили на нем неизгладимый след. Во время учебы у Александра Сергеевича появились новые друзья, с которыми он поддерживал связь на протяжении всей своей короткой, но безмятежной жизни.
После женитьбы на первой даме Петербурга Александр Сергеевич был вынужден посещать различные светские приемы, которые, однако, ему наскучили. Он предпочитал встречи с друзьями светским раутам. Он написал следующие строки об этом типе общения: «… Я свободен в своих мыслях, (…) я спорю вслух, (…) мы все большие друзья (…)».
Школьные друзья Пушкина — замечательные люди, которые мыслят свободно, самобытно и искренне любят искусство. Благодаря этому общению с ними у поэта родились яркие стихи, полные любви и дружбы.
Анализируя мотив дружбы в лирических стихотворениях Пушкина, мы можем отметить следующие особенности.
Во-первых, в ранней лирике дружба рассматривается как застолье в тесном кругу друзей. В круг друзей Александра Сергеевича входят Горчаков, Галич, Дельвиг, Ильичевский, Пушкин, Малиновский и Кюхельбекер. Всем им посвящено стихотворение «Ученикам», написанное в 1814 году.
Анализируя вышеупомянутое стихотворение, важно отметить положительные эмоции, которые наполняют и пронизывают текст. Она источает жизнь и радость
Если мы обратимся к стихотворению «Элегия», относящемуся более или менее к тому же периоду его творчества, то нетрудно заметить, что наряду с мотивом дружбы здесь присутствуют мотивы грусти и одиночества. Это типично для романтизма.
Во-вторых, стихи среднего периода посвящены близким друзьям. Текст «К Чаадаеву», известный всем со школьных лет, по праву можно назвать лучшим. Почему Пушкин посвящает текст Петру Чаадаеву? Ответ прост — Питер был его лучшим другом и оказал большое влияние на поэта.
В-третьих, говоря о теме дружбы, нельзя не упомянуть одноименный цикл стихов «19 октября». Это важная веха в жизни поэта — годовщина окончания им средней школы.
Стихотворение «19 октября», написанное в 1925 году, можно считать лучшим с позиции темы дружбы. Именно в ней Пушкин вспоминает имена всех своих товарищей и рассказывает о судьбе каждого из них. Это можно выразить знакомыми словами: «Мы все одинаковы: весь мир нам чужд; наша родина — Царское Село».
В заключение следует отметить, что мотив дружбы занимает ключевое место в лирике поэта. Она опирается как на романтические традиции творчества поэта, так и имеет реальную историческую основу.
Период взросления
Избавление поэта от наивных иллюзий и переход ко взрослой жизни хорошо виден в его известном стихотворении «К Чаадаеву», написанному через год после выпуска из лицея. Крах былых надежд особенно хорошо передаётся в этих коротких строках:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
Но Пушкин не теряет веры в дружбу. Наивные мечты рушатся, но на смену им приходит более трезвый, широкий и ответственный взгляд на мир вместе с желанием изменить его к лучшему. Следующие стихотворения Александра Сергеевича обращаются не только к его персональным товарищам, но и ко всей российской молодёжи — он считает способность людей сохранить единство в трудные времена одной из форм братства в совместно прожитой жизни.
В период ссылки лирика писателя смещается в сторону романтики. Мотивы дружбы в его произведениях того времени редкие и довольно своеобразные — поэт больше не ищет утешения у друзей и мирится со своим прошлым. Примером этого служит прощальное стихотворение «К морю», в котором новыми товарищами поэта становятся волны и горы.
Позже романтическое рвение Пушкина стихает, сменяясь покоем и желание найти душевную гармонию. В этот период творец не забывает друзей и остаётся верен им, поддерживая их в трудные времена. Этого хорошо видно в стихотворении «Во глубине сибирских руд…» — оно игнорирует все политические события, оставляя только сочувствие и дружеское участие.
Тема дружбы в лирике Пушкина сочинение 10 класс
Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт 19 века, автор многих литературных шедевров, признанный во всем мире и почитаемый по сей день. Особое место в творчестве поэта занимают лирические произведения.
Огромный пласт лирических произведений поэта посвящен теме дружбы. Поэт придавал этим стихам большое значение и вкладывал в них большой смысл. Дружба, зародившаяся во время учебы в Царскосельском лицее, ставшая надежной опорой в дальнейшей жизни поэта, легла в основу его творчества.
Свои первые стихи на тему дружбы поэт написал еще будучи школьником и посвятил их своим друзьям, с которыми учился.
Пушкин относился к своим друзьям с большим почтением и посвящал им поэтические стихи. На протяжении многих лет поэт посылал лирические послания своим друзьям своими стихами. Молодой поэт посвятил несколько стихотворений своим одноклассникам. Все эти стихи стали классикой поэзии и были посвящены Кюхельбекеру, Пушкину, Дельвигу.
С годами Пушкин не переставал писать о дружбе, стихи приобретали иной оттенок. В некоторых работах речь шла о коллегиальных отношениях, о товариществе. У других дружба приобретает огромные масштабы и может превратиться в самопожертвование, взаимопомощь. В этих стихотворениях поэт сосредоточен на чувстве братства и неделимого единства.
Свои чувства дружбы к товарищам он выразил в стихах, которые хранил всю жизнь. Он поблагодарил их за взаимную дружбу, за то, что они всегда оставались настоящими друзьями, несмотря на все невзгоды и годы, прошедшие с момента их расставания.
В 1830-х годах Пушкин написал стихотворение «Чем чаще празднует Лицей» к юбилею Лицея в Царском Селе, которое по праву считается одним из лучших произведений поэта о дружбе. Стихи поэмы пронизаны грустью по ушедшим дням дружеского веселья, по ушедшему другу, по товарищам в сибирской ссылке.
Незадолго до своей трагической смерти от пули Дантеса великий поэт посвятил лицею еще одно стихотворение — «Это было время». Это произведение стало эпилогом к мотиву дружбы в лирике Пушкина и воспоминанием о всех его друзьях, которые вместе прошли через трудности и испытания, но остались молоды душой.
Стили и жанры
Свои сочинения Пушкин писал в самых разных жанрах и классах: среди них можно найти поэмы, оды, элегии, романсы. Многие из его первых стихов о дружбе выпускались в форме послания — личного обращения или письма, адресованного конкретному человеку. Среди адресатов были его коллеги-поэты, учителя, друзья. Целью послания было не только донести мысль или просьбу, но и выразить добрую волю, обрести союзника и единомышленника.
Любовь Пушкина к этому жанру во многом обусловлена тем, что он давал ему небывалую свободу самовыражения. Он не сковывал поэта литературными канонами, влияниями и традициями, позволяя выражать мысли и чувства наиболее удобным для себя путём. Кроме того, этот жанр был одним из наиболее лирических — в нём поэт раскрывал наиболее глубокие и скрытые позывы своей души, на равных «разговаривая» с читателем, которому были посвящены написанные стихи.
Значение дружбы для великого поэта
Дружба в жизни Александра Сергеевича Пушкина играла огромную роль. Его друзья были для него не только источником вдохновения, но и поддерживали его в трудные моменты, помогали в творчестве и в повседневной жизни. Эти отношения имели особое значение для самого поэта.
Один из ближайших и самых значимых друзей Пушкина был Петр Андреевич Вяземский. Они познакомились в 1813 году и сразу нашли общий язык. Вяземский был для Пушкина мудрым советником, критиком и поддержкой в сложные моменты. Он всегда был готов выслушать своего друга и дать дельные советы. В свою очередь, Пушкин тоже ценил эти отношения и всегда был готов помочь Вяземскому, как в личных делах, так и в профессиональной деятельности.
Еще одним важным другом Пушкина был Василий Андреевич Жуковский. Они познакомились еще в юности и просто не могли обойтись друг без друга. Жуковский был одним из первых, кто оценил поэтический талант Пушкина и поддерживал его в начале карьеры. Он вдохновлял поэта, помогал с созданием идеи и структуры произведений. Благодаря такой поддержке от Жуковского Пушкин вышел на новый уровень в своем творчестве.
- Друзья были для Пушкина источником вдохновения.
- Важнейшим другом и советником был Петр Андреевич Вяземский.
- Василий Андреевич Жуковский был первым, кто оценил талант Пушкина и поддерживал его.
Кроме того, Пушкин ценил дружбу как таковую и стремился создать сильные и верные отношения. В его произведениях многочисленные персонажи дружат и помогают друг другу. В поэтическом цикле «Евгений Онегин» мы видим дружбу главного героя с Ленским и Ольгой. Именно эти отношения дают Онегину возможность чувствовать некоторое счастье и доброту в своей жизни.
Таким образом, дружба играла не только большую роль в личной жизни Пушкина, но и стала важной составляющей его творчества. Своих друзей поэт ценил и благодарил за поддержку и вдохновение, которые он получал от них
Именно благодаря таким отношениям Пушкин смог создать такие шедевры, которые стали бессмертными в мировой литературе.
Лицейские друзья
Особую роль занимала в жизни Пушкина лицейская дружба. Будучи студентом в Царскосельском лицее, поэт не только открыл свой литературный талант, но и впервые обрёл настоящих друзей — И. Пущина, А. Дельвига, В. Кюхельбекера. Его ранее творчество восславляло дружбу как радостное, весёлое общение, полное шуток и освобождённое от гнетущего влияния «холодных мертвецов» и «учёных дураков». Он прославляет беззаботность, лёгкость жизни.
Своих друзей в своих ранних текстах Пушкин обрисовывает шутливо, акцентируя внимание на их смешных чертах и характеристиках. Он даже не стеснялся подтрунивать над ними, причём не всегда легко и безобидно
Позже поэт будет вспоминать беззаботные дни и студенческие выходы с ноткой грусти и ностальгии. При прочтении некоторых произведений становится ясно, что именно воспоминания о лицейских днях определили дальнейшее значение и роль дружбы в жизни Пушкина.
Сочинения по русской литературе
-
«Герой нашего времени» — главные герои
(752)Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…
-
«Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
(728)Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…
-
«Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
(703)Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…
-
«Маленький человек» в произведениях Гоголя
(691)Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…
-
«Судьба человека» главные герои
(795)Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…
-
1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
(583)Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…
-
Silentium Тютчев анализ стихотворения
(619)Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются…
-
«БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ…» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2)
(717)«Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал…
-
«БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА
(520)Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом…
-
«ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ
(550)Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у…
Трактовка темы поэтом
Для гениального поэта темы дружбы и любви были ключевыми во всём его творчестве и жизни. Он называл эти чувства своей «отрадной звездой», а группу друзей считал «святым братством» единомышленников. Проведя анализ произведений писателя, можно легко понять, что товарищеские и партнёрские отношения были для него одной из важнейших жизненных ценностей. Они помогали ему преодолеть самые тёмные моменты жизни и вдохновляли на свершения в лучшие времена.
Некоторые стихи Пушкина касаются тематики дружбы мимоходом, в то время как в других она цельно раскрывается. Основными мотивами его произведений являются:
- Жертвенность и самоотверженность. По мнению поэта, главное в дружбе — это готовность отдавать больше, чем получаешь, поддерживать друзей в любые времена и сохранять верность вне зависимости от обстоятельств.
- Вечность нерушимых связей. Лирику Пушкина насквозь пронизывает желание навечно остаться со своими лицейскими друзьями — он считает, что их узы не способно разрушить ни время, ни расстояние. Тематика того, что дружба — это больше, чем просто беззаботные и весёлые дни и по-настоящему проверяется в моменты горечи и тягот, также рассматривается нескольких произведениях.
- Ценность дружбы и братства. Пушкин верил, что иметь настоящих товарищей — одна из высших радостей жизни. Ни один из поэтов-современников не воспевал их так, как Александр Сергеевич. Он считал жизнь без дружбы неполноценной, а человека без друзей — неспособным к созданию и великим свершениям.
- Отсутствие идеализации. Настоящий друг видит в товарище недостатки и помогает ему бороться с ними. Ссоры неизбежны, но временны и быстро разрешаются.
Большинство стихотворений Пушкина о дружбе происходят из его собственной биографии. Многие из работ он посвятил настоящим товарищам, среди которых И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, К. Н. Батюшков, П. Я. Чаадаев. Образы друзей поэта легко узнать в его лирических героях и второстепенных персонажах.
Поздняя лирика
В список поздних стихов Александра Сергеевича о дружбе вошли такие произведения, как «Была пора: наш праздник молодой…», «Южная ссылка», «Петербург», «19 октября». Среди них особенно выделяется «Чем чаще празднует лицей», написанный в 1831 году. Причин создания этого поэтического шедевра было несколько:
- годовщина открытия Царскосельского лицея, где учился поэт;
- ссылка Пущина и Кюхельбекера в Сибирь;
- смерть третьего товарища — Дельвига.
Поздняя лирика Пушкина о дружбе наполнена ностальгией, тоской по былым временам, горечью разлуки. Но поэзия не лишена и ноток счастья — воспоминания о дорогих людях наполняют душу поэта радостью, помогают ему отвлечься от горечей ссылки, дают надежду на будущее воссоединение. Поэт продолжает твёрдо верить, что ничто не в состоянии разрушить связь между ним и его старыми товарищами.
В 1836 году Пушкин написал последнее стихотворение в честь годовщины лицея — «Была пора». Оно стало своего рода кратким итогом, который суммировал в себе все мотивы товарищества и дружбы из всех прошлых произведений. Его лейтмотивом стали слова «Вы помните» — они показывали, что Александр Сергеевич не забыл ни одного тёплого момента, проведённого вместе с дорогими друзьями. Одновременно с этим стихотворение расширило понятие товарищества — в нём он обращался не только лично к друзьям, но и ко всему поколению, вместе прошедшему через испытания и трудности.
«Пущину»
Это стихотворение было написано Пушкиным во время его ссылки в Михайловское. Поэт был одинок, у него не было контактов с внешним миром, его единственным развлечением было чтение и поэзия. И вот однажды Пушкин пришел к нему в гости. Александр Сергеевич был неописуемо счастлив и тронут визитом. А позже он создал величайшую поэму о верной и преданной дружбе. Нужно было быть по-настоящему смелым и самоотверженным другом, чтобы открыто написать такое послание декабристу. В этом произведении Пушкин вспоминает визит Пушкина к нему в Михайловское (1825). Вторая строфа — это мольба поэта о том, чтобы его голос помог и его другу, приговоренному к пожизненному заключению, как когда-то помог ему приезд Пушкина.
Пушкину было посвящено много стихотворений. Одним из самых красивых является так называемый — «К Пущуку». Это поэтическое поздравление с днем рождения, в котором Пушкин наделяет своего друга такими яркими эпитетами, как «добрый именинник», «теплый друг». Здесь поэт говорит о том, что настоящим друзьям не нужно принимать этикет, никаких условностей, потому что они и так знают, как относиться друг к другу.
Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина
Дружба занимает одно из главных мест в жизни Александра Сергеевича Пушкина. Причиной тому стало то, что поэт был очень общительным, страстным, благородным человеком. Он умел быть настоящим другом, который всегда поддержит и придет на помощь при необходимости. Поэту не удалось построить доверительные отношения со своей семьей, поэтому он компенсировал это, найдя товарищей в лицее.
Обучение в Царскосельском лицее сыграло огромную роль в жизни поэта, поскольку именно в это время он формировался как личность. Там он впервые и понял, что значат настоящие друзья. Именно те люди, которых автор сумел назвать своими настоящими друзьями во время обучения, и прошли с ним через всю жизнь.
Будучи лицеистом, поэт пишет большое количество стихотворений, посвященных дружбе. Для него этот союз становится священным. Он считает, что друзьями становятся люди, которые в первую очередь имеют духовную связь. Их связывают одинаковые идеалы, стремления, а мысли их схожи. Дружба – это не просто совместное времяпровождение, когда нечем заняться. Нет. Для Александра Сергеевича это часть его жизни. Например, в произведении «Разлука», которое поэт пишет в 1817 году и посвящает его Вильгельму Кюхельбекеру, присутствуют такие слова:
Если обратиться к дружеской лирике пота, то тема дружбы присутствует в каждом произведении. Когда прошло много лет после окончания лицея, Александр Сергеевич не смог приехать на ежегодную встречу, но он передал свое произведение «19 октября 1827 года», в котором передал все свои чувства, которые испытывал к лицейским товарищам.
Ещё одним ярким примером дружеской лирики можно назвать поэтическое послание «К Чаадаеву». Здесь автор раскрывает сразу несколько тем: дружбы и любви. Здесь он показывает дружественную связь, которая основывается на одинаковых политических взглядах. Поэт старается подбодрить своего товарища, показать ему, что он не одинок в своей политической позиции, и Александр Сергеевич полностью её поддерживает. Он старается поддержать боевой дух товарища, чтобы тот не сдавался и не падал духом.
Благодаря данному произведению, Александру Сергеевичу удается поднять тему дружбу до невероятных высот. До этого это не удавалось ни одному поэту. Автору удалось через любовную лирику выразить тему служения родному государству. Он воедино соединяет тему дружбы и патриотизма.
И.И. Пущину, который принимал участие в декабрьских событиях 1825 года, за что и был сослан в Сибирь на каторгу, пот посвящает строки, которые наполнены теплом, сочувствием и нежностью. Для Александра Сергеевича Пущин являлся одним из самых верных и преданных друзей. Именно он приехал к Пушкину, когда тот находился в ссылке. На тот момент Пушкину была очень важна поддержка товарища, поэтому он надеялся, что данное послание хоть немного облегчит участь его друга.
Стихотворения, которые автор посвящал празднованию годовщины образования лицея, приходившейся на 19 октября, занимают особенное место в дружеской лирике поэта.
Когда он написал свое послание товарищам в 1825 году, то постарался вложить в него все. Он рассказывает о застолье, чем еще больше подчеркивает свое одиночество. Пушкину очень нелегко было пережить данное время, когда рядом с ним нет его верных товарищей, с которыми он так любил проводить время.
Хоть он и представляет своих товарищей рядом, но они находятся далеко от поэта, а некоторых уже даже нет в живых. В своем произведении «Пирующие студенты» Александр Сергеевич перечисляет столь дорогих для него товарищей. Он выражает им слова благодарности, за то, что они остались верными и преданными друзьями. В этом стихотворении автор как нельзя лучше передает свои чувства и отношение к близким друзьям:
Особенности трактовки темы дружбы
Мотивы дружбы в лирических стихотворениях Пушкина приобретали различную окраску в зависимости от периода создания стихотворения, темы посвящения. Таким образом, в стихах гениального поэта мы можем найти только упоминание о дружбе, поддержке. В некоторых произведениях, однако, дружба достигает огромных масштабов и перерастает в самоотверженность, преданность, чувство братства и неразрывного единства. Большая часть лирических стихов поэта-лицеиста посвящена теме дружбы. Пушкин искренне любил мечтательного Дельвига, порой смешного Кюхельбекера, решительного А. Чаадаева и других своих сверстников. Верность своим друзьям он пронес через всю жизнь и был благодарен за то, что они не отвернулись от него, невзирая на невзгоды. Это отличает Пушкина от других поэтов 19 века. Товарищество не было таким знаменитым, как любовь, и не было таким поэтичным, как у Пушкина.