В. короленко: «парадокс». краткое содержание, художественный анализ произведения

Краткое содержание и анализ произведения «парадокс»

Сказочный мир игр

Два брата десяти и восьми лет жили в доме, крыльцо которого выходило на большой двор с множеством других домов, жилых флигелей и сараев. Их любимым местом был уголок двора между сараями, куда почти никто не заходил. В его центре возвышалась мусорная куча, которую венчал кузов от старинной кареты. В этом кузове братья проводили большую часть времени, путешествуя в воображаемые страны и переживая невероятные приключения.

Продолжение после рекламы:

В углу этого закоулка под раскидистым тополем стояла большая бочка, полная подгнившей воды, в которой уже завелась странная живность. Всю последнюю неделю мальчики провели, сидя над этой бочкой с самодельными удочками. Подсознательно они надеялись, что когда-нибудь случится чудо и на удочку клюнет рыбка.

Тема любви в рассказе А. П. Чехова «О любви»

А. П. Чехов — один из величайших мастеров короткого рассказа. Никто не мог так искусно, как он, продолжить тему “маленького человека”, его мелких проблем, быта, показать глобальную проблему человеческого бытия.

Серость, мелочность, мещанство, “футлярная жизнь” — все то, что так ненавидел Чехов, непримиримым врагом чего являлся, поглотили общество конца XIX века, проникли во все стороны человеческой жизни. Именно этому посвящена трилогия, состоящая из рассказов “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”.

В последнем рассказе Чеховым ставится вечный вопрос: что важнее для человека — личное счастье или устоявшаяся, привычная, порой бессмысленная жизнь. Выбор, сделанный героями рассказа Алехиным и Анной Алексеевной, их отказ от любви ради повседневной жизни, характеризуют взгляды всего общества того времени.

То, что Алехин и Анна Алексеевна полюбили друг друга, не вызывает удивления. Два образованных добрых человека, одинаково неудовлетворенных сложившейся жизнью, не могли не увидеть друг в друге близкого человека. Но ни у Алехина, ни у Анны Алексеевны не хватило мужества отказаться от привычного уклада, что-то изменить в себе. Алехин, человек городской, привычный к общению с образованными людьми, к умственному труду, живет в деревне, занимается сельским хозяйством работает в поле вместе с мужиками, у него не остается времени даже на чтение газет. Сначала он вынужден заниматься имением, чтобы расплатиться с долгами отца, но потом такая жизнь становится для него привычной и Алехин не хочет ее менять. Поэтому он отказывается от любви Анны Алексеевны, и в то же время оправдывает этот отказ своей рутинной жизнью: “Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь, если б я, например, боролся за освобождение родины или был знаменитым ученым, артистом, художником, а то ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную”. Но никаких попыток изменить свою “футлярную жизнь” Алехин не предпринимает.

Анна Алексеевна несчастна по-своему: нелюбимый, духовно неразвитый муж, серая будничная жизнь, которая не оставляет никаких впечатлений, угасающая, никем не признанная красота. В лице Алехина она находит духовно близкое, понимающее ее существо, но признаться ему в любви, а тем более быть с ним, она не может: ее так же не пускает “футляр”.

О ничтожности человека перед условностями общества Алехин говорит еще в начале рассказа, когда передает историю любви повара Никанора и Пелагеи.

Пелагея любит Никанора, но не хочет выходить за него замуж, потому что он пьяница и “буйного нрава”, она предпочитает “жить так”. Но Никанор, ссылаясь на “набожность” и “религиозные убеждения”, хочет жениться на Пелагее. На самом деле он боится идти против устоев общества и “набожность” его — это страх не перед Богом, а перед людским судом.

Человек загнан обществом в “футляр”. И особенно хорошо Чехов демонстрирует это на примере Алехина, который, казалось бы, хочет изменить свою однообразную жизнь, вырваться из “футляра”, но в то же время не решается расстаться со спокойствием и удобствами устоявшейся жизни.

Анна Алексеевна тоже предпочитает “футлярное” существование и не решается на перемены. Она хочет любви, но серая, привычная жизнь с мужем и детьми ближе и понятнее ей, чем новая, в которой, скорее всего, она будет отвергнута обществом, не прощающим любых попыток разрушить существующие порядки. Анна Алексеевна злиться из-за нерешительности и на себя и на Алехина. Она становится раздражительной и, наконец, вынуждена лечиться от нервной болезни. Лишь предстоящая разлука заставляет Анну Алексеевну и Алехина признаться друг другу в любви, но делают они это, понимая, что их признания уже не смогут ничего изменить.

После отъезда Анны Алексеевны Алехин продолжает жить по-прежнему, и ему остается лишь сожалеть о несостоявшемся счастье.

Герои Чехова часто вызывают у читателей двоякое чувство: негодования и жалости. В этом раскрывается умение писателя изображать человека во всех его проявлениях. Алехина и Анну Алексеевну нельзя однозначно определить как положительных или отрицательных героев. Сложность характеров свойственна почти всем чеховским персонажам.

Тема “футлярной жизни” является одной из основных в творчестве А. П. Чехова.

Рассказы А” П. Чехова до сих пор не потеряли своей остроты и актуальности. Многие из нас живут в своем “футляре” и редко пытаются что-то изменить. Произведения А. П. Чехова заставляют задуматься: правильно ли мы живем и действительно ли нам нужна такая жизнь.

Но счастье не дано человеку…

Единственным взрослым человеком, который проникся к калеке состраданием, была мать мальчиков. После выступления она пригласила Залуского и его друга в дом поужинать. А после братья видели, как они удалялись, переговариваясь друг с другом. И их разговор так сильно заинтересовал детей, что они решили проследить за необычными артистами.

Напоминает философскую притчу рассказ, написанный Владимиром Короленко. «Парадокс», главные герои которого встретились в первый и последний раз, представляет собой историю о мудром страннике. Своим внезапным посещением он преподал детям важный урок в жизни.

Счастье – понятие относительное. Человек рожден для него, как птица для полета. Но позже в разговоре Залуского со своим сопровождающим мальчики услышали продолжение высказанной им фразы: «Но счастье, увы, дано не всем». И без этого дополнения к афоризму Залуского был бы не оконченным сюжет Короленко. Парадокс человеческой души заключается в том, что она тянется к гармонии и равновесию, но абсолютное счастье ей неведомо.

Основные события жизни и творчества А.П. Чехова

Антон Чехов родился 17 июля 1860 г. в Таганроге. Он был третьим ребенком в многодетном купеческой семействе, у него было 4 брата и сестра. Дед его был крепостным, откупившимся от помещика и получившим вольную, отец имел лавку с бакалейными товарами, в которой ему помогали с детства сыновья. Глава семьи был набожным, и дети по его настоянию занимались хоровым церковным пением.

Антон пошел в 1868 г. в греческую школу, после перевелся в городскую гимназию. В годы учебы он начал пробовать сочинять, выпускал юмористический журнал, увлекался чтением и с 13 лет театральными постановками, нарушая запреты посещать театр гимназистам, под их влиянием написал свою первую драму в 18 лет.

В 1876 г. разорившийся отец, спасаясь от кредиторов, уехал в Москву. Антон остался в Таганроге, чтобы распродать оставшуюся домашнюю утварь и окончить учебу, подрабатывал частными уроками, часть заработанных денег отправлял семье. После окончания гимназии в 1879 г. уехал в Москву, где успешно сдал экзамены на медицинский факультет университета. В годы учебы уже с первого курса начал подрабатывать написанием небольших рассказов в юмористических изданиях«Будильник», «Осколки», «Стрекоза» и др., подписываясь многочисленными псевдонимами, среди которых были «Человек без селезенки», «Дон Антонио», «Антоша Чехонте» и др.Первым опубликованным рассказом было «Письмо ученому соседу». Причем Антон Чехов был прилежным студентом, не пропускал занятия, литературным творчеством занимался по ночам.

С 1883 г. к Чехову пришла популярность, когда он «ради куска хлеба» сотрудничал одновременно с 6-7 грошовыми изданиями, получая по 8 коп. за строчку. Иллюстрировал его рассказы брат Николай, учившийся на художника. За время учебы в университете написано более 200 рассказов, фельетонов и сцен. «Кроме романа, стихов и доносов я все перепробовал», — напишет Чехов. Все написанное в эти годы он будет называть «мелочишками». Произведения Чехова впервые вышли в 1884 г. отдельным сборником «Сказки Мельпомены».

Еще студентом Чехов практиковал в Воскресенской больнице под Москвой, где после завершения обучения в 1884 г. работал земским врачом, после возглавлял больницу в Звенигороде. Постепенно Чехов отходит от сотрудничества с юмористическими журналами, его произведения становятся более серьезными. В 1885 г. 25-летний Чехов познакомился с А. Сувориным, издателем крупнейшей газеты «Новое Время», который предложил высокие гонорары с условием, что все произведения будут подписаны подлинным именем. С этого времени к Чехову пришла настоящая слава. Для литературного толстого журнала «Северный вестник»он написал в 1888 г. повесть «Степь», в 1889 г. «Скучную историю». В 1888 г. получил Пушкинскую премию за сборник «В сумерках».

В 1890 г. Чехов, несмотря за то, что был болен туберкулезом, предпринял длительную поездку на «остров-тюрьму» Сахалин, отправился добровольно туда, куда отправляли преступников на каторгу. Пробыл в пути 2 месяца и 22 дня, сначала по железной дороге до Тюмени, далее на конных повозках по бездорожью и распутице. На Сахалине он изучал жизнь каторжан и ссыльных, провел почти полную перепись населения острова, опросив лично более 10 тыс. человек. Свои впечатления Чехов отразил в книге «Остров Сахалин» и других произведениях. Обратный путь совершил из Владивостока до Одессы на пароходе «Петербург», побывал в Сингапуре, Гонконге, на Цейлоне, в Константинополе.

В 1892 г. Чехов приобрел имение Мелихово, где проявил себя в общественной деятельности: построил три школы, организовал бесплатный медицинский пункт, хлопотал о строительстве железной дороги. Во время эпидемии холеры выполнял обязанности земского врача в 26 деревнях, на 4 фабриках и монастыре. В Мелихово Чеховым написано множество произведений, в том числе «Маленькая трилогия», пьесы «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» и др. С 1989 г. начал сотрудничать с Московским художественным театром.

В 1899 г.купил дом в Ялте, чтобы жить в благоприятном для лечения туберкулеза климате. В 1899 г. и 1903 г. выходят в двух томах произведения Чехова. В 1900 г. был удостоен звания почетного академика, от которого отказался в 1902 г. в знак протеста против аннулирования указом Николая II этого звания у М. Горького. В 1901 г. женился на Ольге Книппер, ведущей актрисе МХАТа. В 1904 г. из-за обострения туберкулеза уехал лечиться в Германию, где умер 2 июля. Погребен Антон Павлович Чехов на Новодевичьем кладбище.

Подробный литературный анализ

Произведение является поэтическим соединением исторической и социальной проблематики, несущим определенное философское значение.

Композиционная структура поэмы выстраивается в форме весомой вступительной части, предполагаемой как отдельное произведение, а также следующих за ним двух глав, повествующих о событиях, происходящих с главным героем поэмы, Евгением. Отличительной особенностью композиции произведения является его нестандартная конструкция, выражающаяся в отсутствии традиционного эпилога, но при этом при помощи композиционных параллелизмов создающая впечатление о целостности поэмы.

Жанровым литературным направлением поэмы является реализм, заключающийся в описании действительных исторических событий, с применением художественных средств выразительности в форме олицетворений и аллегорий.

Основной тематикой поэмы является взаимоотношения маленького человека с всемогущей властью, результатом которых становится гибель обычного гражданина, не справившегося с государственной машиной. С темой произведения тесно связано и название поэмы, демонстрирующее мощь государства, отличающегося безразличием к проблемам маленьких людей, которые страдают от самодержавной власти.

Основным персонажами поэмы представляются Евгений, изображенный в образе обычного русского человека, довольно бедного, но имеющего светлые и высокие мечты о создании семьи с любимой девушкой, а также фигура Петра Первого, образ которого раскрывается поэтом на всем протяжении повествования произведения, подчеркивая не только его незаурядные способности и отличный ум, но деспотические характерные черты тирана и властителя

Образ Петра демонстрируется автором не только в качестве разносторонней и многогранной личности, способного реформировать государственные устои, но и в виде великого самодержца, не обращающего внимание на душевные и физические страдания собственного простого народа, который представляется в поэме на примере трагической судьбы Евгения

Сюжетная линия произведения сталкивает основных героев поэмы, раскрывая многочисленные проблемы современного общества в виде противоречий между государством и личностью, а также проблемы равнодушия и одиночества, проиллюстрированные включением в содержание произведения описания городского наводнения, унесшие жизни многих людей, в том числе и возлюбленной главного героя.

Странное представление

Безрукий маленький человек имел острый язык и чувство юмора. К тому же был не лишен определенного цинизма. Он всячески подшучивал над своей физической неполноценностью, но при этом не забывал напомнить, что достаточно умен, а потому требует денежного вознаграждения. Гвоздем его программы стал философский афоризм, который он попросил прочитать смущенного мальчика.

Образ необычного «счастливца» создал в этом произведении Короленко. Парадокс этого персонажа был в том, что, не обладая тем, что необходимо для нормального существования, он проповедовал философию счастья. И делал это довольно правдиво и убедительно.

II

Однажды, когда мы сидели таким образом, погруженные в созерцание неподвижных поплавков, с глазами, прикованными к зеленой глубине бадьи, – из действительного мира, то есть со стороны нашего дома, проник в наш фантастический уголок неприятный и резкий голос лакея Павла. Он, очевидно, приближался к нам и кричал:

– Панычи, панычи, э-эй! Идить бо до покою!

«Идти до покою», – значило идти в комнаты, что нас на этот раз несколько озадачило. Во-первых, почему это просто «до покою», а не к обеду, который в этот день действительно должен был происходить ранее обыкновенного, так как отец не уезжал на службу. Во-вторых, почему зовет именно Павел, которого посылал только отец в экстренных случаях, – тогда как обыкновенно от имени матери звала нас служанка Килимка. В-третьих, все это было нам очень неприятно, как будто именно этот несвоевременный призыв должен вспугнуть волшебную рыбу, которая как раз в эту минуту, казалось, уже плывет в невидимой глубине к нашим удочкам. Наконец Павел и вообще был человек слишком трезвый, отчасти даже насмешливый, и его излишне серьезные замечания разрушили не одну нашу иллюзию.

Но счастье не дано человеку…

Единственным взрослым человеком, который проникся к калеке состраданием, была мать мальчиков. После выступления она пригласила Залуского и его друга в дом поужинать. А после братья видели, как они удалялись, переговариваясь друг с другом. И их разговор так сильно заинтересовал детей, что они решили проследить за необычными артистами.

  • Почему жители италии и провинций стремились побывать в риме история 5 класс кратко

      

  • Что называется полями и записями в бд кратко

      

  • Бесплодие как социальная и медицинская проблема кратко

      

  • Из чего складывается и какова функция стабилизационного фонда кратко

      

  • Что такое продукт труда предмет труда средства труда 5 класс кратко

Михаил Гершензон: Робин Гуд

Каждый из рассказов книги Гешензона «Робин Гуд» пересказывает содержание отдельной английской баллады. Этот пересказ сделан легко, простым языком и, главное, очень увлекательно. В каждом рассказе есть интрига: до самого конца не понятно как выпутаются из той или другой передряги Робин Гуд и его друзья. Благодаря ловкости, смелости, хитрости и смекалке Робин всегда побеждает своих врагов. Даже самого могущественного и богатого своего врага шерифа Ноттингемского. Кроме того, Робин Гуд обладает фантастической меткостью при стрельбе из лука. В обращении с боевым луком у него нет равных, он может попасть стрелой с большого расстояния в самую крошечную мишень.

Многие из рассказов полны юмора, остроумные шутки и чудачества Маленького Джона и монаха Тука вызывают искренний смех.

Шервудский лес, в котором живет благородный «разбойник» Робин Гуд и его товарищи показан, как настоящая территория свободы, где не важна знатность и происхождение, а каждый ценится по уму и способностям.

Шервудский лес— это народная мечта о справедливом обществе, а главный судья и хозяин в нём справедливый и добрый Робин Гуд.

Книга Михаила Гершензона «Робин Гуд» вышла в Издательском Доме Мещерякова в серии классики для детей «101 книга». Издания Мещерякова всегда выделяются качественным и красивым оформлением книг. «Робин Гуд» не стал исключением.

Издание в красивой твердой обложке с цветным рисунком, качественная матовая бумага с бежевым оттенком, печать офсетная, название глав напечатано шрифтом, имитирующим готическую вязь старинных фолиантов. Иллюстрации известного английского художника-прерафаэлита Уолтера Крейна и американского классика иллюстрации Говарда Пайла.

Цветные рисунки имитируют средневековые гравюры и гобелены, что придаёт книги дополнительную прелесть.

Книга рекомендована для детей среднего школьного возраста (маркировка на обложке 12+), хотя я лично считаю, что её можно читать лет с 10, и всем поклонникам классики в красивом и качественном издании.

Дмитрий Мацюк

Михаил Гершензон: Робин Гуд. Художники: Уолтер Крейн, Говард Пайл. Издательство: ИД Мещерякова, 2020 г.

Рассуждение

Пьеса Антон Павловича Чехова «Вишневый сад» является последним творческим произведением. По своему сюжету и композиции эта пьеса довольно самобытна и своеобразна, так как «Сад» здесь играет несколько ролей. Это и так сказать романтический фон, на котором происходят события, и можно предположить, что автор выводит иногда его на главную роль, действующее лицо, которое проходит всю пьесу, и даже играет роль прошлого, отжившего свой век и предполагаемого будущего.

События происходят в имении Любовь Андреевны Раневской и ее брата Гаева и здесь Вишневый сад играет роль их современника. Когда хозяева были молоды, счастливы, полные жизненных сил и надежд и мечтаний, сад тоже был таким же юным и робко и несмело рос и набирался сил и в этом была его неотразимая прелесть. Когда этот сад был в расцвете сил – это был предмет зависти всех соседей и знакомых помещиков. Но годы шли , состарились хозяева, их неизменных слуга Фире, сад тоже заметно приобрел весьма унылый вид и годился разве что, только для прогулок, так как плоды этого сада уже были никому не нужны. И здесь автор проводит параллель с хозяевами – помещиками. Они для России уже как ненужный нарост , необходимы реформы, на замену бездействующим, и бесполезно праздным помещикам приходят предприниматели, коммерсанты, которые поднимут Русь-матушку на новый экономический уровень. В пьесе они представлены предпринимателем Лопахиным, который хочет купить усадьбу у разорившихся Раневской и Гаевым имения.

Его не прельщает старинный реликтовый сад, он его намерен вырубить, а территорию сдавать в аренду под дачи. С точки зрения Любови Андреевны он меркантильный человек, всюду ищущий выгоду. Для нее Вишневый Сад – это вся ее прожитая жизнь, она даже в минуты вдохновения разговаривает с ним, как с близком по духу существом. Но автор в таких как Лопахин видит будущее и показывает его как человека практичного и не глупого, которым в свою очередь печется о благосостоянии государства.

Чехов намеренно в свою пьесу вводит как бы бесполезных персонажей в лице проживалки Шарлотты, которая всем своим видом, повадками и рассуждениями похожа на Раневскую. Епиходов комбинация-личность, совмещающая в себе соседа помещика и Гаева. От них ровным счетом, кроме мышиной возни, никакого толку.

Молодежь, которая идет на смену старой гвардии-это Аня, дочь Раневской и бессмысленный студент Трофимов. Петя Трофимов представляется, не как главное звено новшеств в России, а скорее, как попутчик в революции и ему еще предстоит расти и зреть, а вот Аня – яркий представитель нового продвинутого поколения, и она не испытывает ностальгии по обреченному саду.

Судьба Вишневого сада, как и отжившего старого предрешена и хозяева усадьбы с этим смиряются и дальше у каждого из них свой путь. Раневская едет за границу, брат остается прожигать остатки своего состояния, сад будет вырублен и на его месте будет зреть и расти что-то другое, новое и очень нужное.

Рассуждение

Антон Павлович Чехов является автором произведения Вишневый сад, данная пьеса является самой известной в России. Это было последнее произведение написанное автором незадолго до его кончины.

Главная героиня данного произведения является Раневской Любови Андреевна, Она вернулась в своё имение, на родину, спустя много лет проживание во Франции. Самым главным достоянием этого дома приходится Вишневый сад. Он является достоянием всего российского общества того времени. Публикация произведения произошла в сложный момент в стране, когда старые устои были разрушены, а новые, ещё не укоренились у общества. Многие люди испытывали опасения перед будущим, так как не знали что их ждет впереди.

Все герои данного произведения относятся к разным возрастным поколениям, из-за чего к новым переменам в жизни относятся совершенно по-разному, для кого-то это новый шаг в светлое будущее, а кто-то боится сделать этот шаг и относится с опаской. Благодаря описанию Антона Павловича, как именно относится каждый из главных героев к саду, автор показывает характер главных героев.

Вишневый сад, который принадлежал хозяйки дома, показывает какие ждут перемены всё общество, ведь спустя какое-то время хозяйка имения расстается со своим любимым садом, так как его забирают за долги. Единственным самым главным условием продажи дома, является вырубка целого Вишневого сада,  для того чтобы в последующем, этот участок, можно было сдавать в аренду другим людям. Знакомый купец рассказывает хозяйке имения, что лишь подобным способом можно помочь ей выбраться из долгов. Любовь Андреевна была глубоко поражена предложением купца, ведь в этом доме она провела всю свою жизнь, а также в последующем она потеряла именно здесь своего сына.

Однако несмотря на слёзы и расстройства хозяйки, купец Лопахин, твёрдо сказал что это единственный способ спасти её от бедности, на самом же деле, единственное что его волновало, это обогащение своего собственного кармана. Следующим героем, которым предстает перед читателем, является Петя Трофимов, который весьма неоднозначно относится самому к имению и саду. С одной стороны он восхищен красотой сада, но с другой, считает что сад, это пережиток прошлого и его необходимо уничтожить.

БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ Д.П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»

Герои рассказа

Рассказчик вспоминает о событиях своего детства. Как это часто случалось в семьях помещиков, герой играет с младшим братом (а всего в семье 6 детей). Дети были предоставлены сами себе, уходили в мир собственных фантазий, когда им «приедались впечатления реальной жизни».

Когда феномен вызывает мальчиков к себе, чтобы написать им афоризм, они чувствуют себя так, будто они наказаны и должны войти в тёмную комнату. Столкновение с несчастным калекой знакомит мальчиков с жизненной мудростью и противоречиями.

Лакей Павел – реалист и прагматик, он поступает с фантастическим миром детства так, как поступает большинство взрослых – показывает его несостоятельность, «игрушечность», объясняя, как делаются настоящие удочки, колебля «в самих устоях» волшебный мир зелёной бадьи и пиная «золотую карету». Он единственный смеётся, глядя на инвалида. Его прагматизм граничит с жестокосердием.

Феномен, или чудо натуры, как называет его родственник Матвей, — шляхтич из Заславского повета Ян Криштоф Залуский. Рассказчик сравнивает феномена с пауком: тоненькие ноги, большая голова и маленькое, как у ребёнка, туловище. Чёрные глаза феномена внимательны.

Ян Залуский относится к своему уродству только как к средству зарабатывания денег. Он слишком часто заставляет своего помощника собирать деньги и цинично их пересчитывает. По словам Матвея, Ян знает прошлое, настоящее и будущее, а человека видит насквозь. Он с видимым усилием совершает обычные для здорового человека действия: встаёт на ноги, причёсывает ногами бороду, принимает ногами пищу, вдевает нитку в иголку и пересчитывает деньги. Он с трудом крестится ногой.

Этот поступок не восхищает окружающих, а вызывает у женщин истерику, воспринимается как надругательство над Богом.

Глаза калеки становятся всё более злыми: все его трюки унижают человеческое достоинство. Он оправдывается перед матерью мальчиков, что каждый зарабатывает как умеет. Это один из афоризмов, произнесённых калекой. Взгляд калеки смягчается только при общении с детьми.

Бедный калека гораздо гуманнее, чем многие здоровые люди. Он обещает отдать самую крупную монету первому встречному нищему и обещание своё сдерживает, чем вызывает возмущение Матвея.

Столкновение с калекой меняет всех присутствующих. Его появление вызывает у зрителей ужас, они молятся. При первом обходе Матвея подают в основном господа. Но провожатый калеки вынуждает подать каждого. Простые люди тяжело переживают «представление», по наблюдению рассказчика, «простые сердца менее чутки к кощунству».

По тому, как люди подают калеке, можно судить об их нравственном состоянии. Уляниций подаёт медные монеты с видимым неудовольствием и сожалением, а доктор среди прочих бросает и серебряную монету.

Долгоусый родственник-провожатый феномена, Матвей, ведёт себя так, будто ему досадно или он стыдится.

Глава 1. Сказочный мир игр

Два брата десяти и восьми лет жили в доме, крыльцо которого выходило на большой двор с множеством других домов, жилых флигелей и сараев. Их любимым местом был уголок двора между сараями, куда почти никто не заходил. В его центре возвышалась мусорная куча, которую венчал кузов от старинной кареты. В этом кузове братья проводили большую часть времени, путешествуя в воображаемые страны и переживая невероятные приключения.

В углу этого закоулка под раскидистым тополем стояла большая бочка, полная подгнившей воды, в которой уже завелась странная живность. Всю последнюю неделю мальчики провели, сидя над этой бочкой с самодельными удочками. Подсознательно они надеялись, что когда-нибудь случится чудо и на удочку клюнет рыбка.

Герои рассказа

Рассказчик вспоминает о событиях своего детства. Как это часто случалось в семьях помещиков, герой играет с младшим братом (а всего в семье 6 детей). Дети были предоставлены сами себе, уходили в мир собственных фантазий, когда им «приедались впечатления реальной жизни».

Когда феномен вызывает мальчиков к себе, чтобы написать им афоризм, они чувствуют себя так, будто они наказаны и должны войти в тёмную комнату. Столкновение с несчастным калекой знакомит мальчиков с жизненной мудростью и противоречиями.

Лакей Павел – реалист и прагматик, он поступает с фантастическим миром детства так, как поступает большинство взрослых – показывает его несостоятельность, «игрушечность», объясняя, как делаются настоящие удочки, колебля «в самих устоях» волшебный мир зелёной бадьи и пиная «золотую карету». Он единственный смеётся, глядя на инвалида. Его прагматизм граничит с жестокосердием.

Феномен, или чудо натуры, как называет его родственник Матвей, — шляхтич из Заславского повета Ян Криштоф Залуский. Рассказчик сравнивает феномена с пауком: тоненькие ноги, большая голова и маленькое, как у ребёнка, туловище. Чёрные глаза феномена внимательны.

Ян Залуский относится к своему уродству только как к средству зарабатывания денег. Он слишком часто заставляет своего помощника собирать деньги и цинично их пересчитывает. По словам Матвея, Ян знает прошлое, настоящее и будущее, а человека видит насквозь. Он с видимым усилием совершает обычные для здорового человека действия: встаёт на ноги, причёсывает ногами бороду, принимает ногами пищу, вдевает нитку в иголку и пересчитывает деньги. Он с трудом крестится ногой.

Этот поступок не восхищает окружающих, а вызывает у женщин истерику, воспринимается как надругательство над Богом.

Глаза калеки становятся всё более злыми: все его трюки унижают человеческое достоинство. Он оправдывается перед матерью мальчиков, что каждый зарабатывает как умеет. Это один из афоризмов, произнесённых калекой. Взгляд калеки смягчается только при общении с детьми.

Бедный калека гораздо гуманнее, чем многие здоровые люди. Он обещает отдать самую крупную монету первому встречному нищему и обещание своё сдерживает, чем вызывает возмущение Матвея.

Столкновение с калекой меняет всех присутствующих. Его появление вызывает у зрителей ужас, они молятся. При первом обходе Матвея подают в основном господа. Но провожатый калеки вынуждает подать каждого. Простые люди тяжело переживают «представление», по наблюдению рассказчика, «простые сердца менее чутки к кощунству».

По тому, как люди подают калеке, можно судить об их нравственном состоянии. Уляниций подаёт медные монеты с видимым неудовольствием и сожалением, а доктор среди прочих бросает и серебряную монету.

Долгоусый родственник-провожатый феномена, Матвей, ведёт себя так, будто ему досадно или он стыдится.

Персонажи рассказа и их характеристика

Вывод

О чем заставляет задуматься произведение А.П. Чехова? Небольшой рассказ выносит на поверхность проблемы недостижимости счастья, человеческие слабости и философию любви. Произведение противоречиво, неоднозначно, как неоднозначны его персонажи. Двойственность характеров и обстоятельств заставляет читателя размышлять над образами и действиями героев, давая им свою субъективную оценку.
Авторская позиция здесь остается необозначенной. Можно предположить, что слова автора вложены в уста Алехина, и тогда можно приблизительно судить об отношении А.П. Чехова к своим персонажам.  И все же, финал произведения остается открытым, представляя читателю возможность подвести собственный итог.

С точностью можно утверждать об одном: «О любви» — это рассказ-предостережение читателя о том, что любовь никаким законам подчиняться не может.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: