Кто изображён на картине?
Грузная фигура испанского короля Карла IV в чёрном камзоле, усеянном орденами, парике и белых чулках сдвинута немного вправо от центра картины. В самом же центре изображена королева, его жена Мария Луиза, что и неудивительно: именно ей, властной, сластолюбивой и жестокой и её фавориту Мануэлю Годою, а вовсе не мягкотелому, безвольному Карлу, принадлежала фактическая власть в стране. Рядом с монархами – их младшие дети, 6-летний инфант Франсиско де Паула и 11-летняя инфанта Мария Изабелла. Слева – 16-летний принц Астурии, будущий король Фердинанд VII (в дальнейшем постаревший Гойя застанет и его правление тоже, а от его жестокости сбежит во французский Бордо, где встретит смерть). Принц одет в тёмно-синий камзол и выглядит на картине значительно более самоуверенным, чем его отец, как, собственно, и было в действительности. За левым плечом инфанта из темноты фона, подобно кошмару из офортов Гойи, возникает лицо пожилой инфанты Марии Хосефы, сестры королевы, с крючковатым носом и запавшим ртом. Кроме того, слева на картине есть 12-летний инфант Карлос Мария де Исидро, второй в очереди престолонаследования после Фердинанда. Так он и изображён: позади наследника № 1. Кем является женщина, стоящая рядом с инфантами и отвернувшаяся от зрителей, – загадка. На сайте музея Прадо её обозначают как «неизвестную молодую женщину».
Позади короля изображён 45-летний инфант Антонио Паскуаль де Бурбон, брат Карла IV, в профиль рядом с ним – старшая дочь монархов Карлота Хоакина, королева Португалии. Правее – 18-летняя инфанта Мария Луиза, её сын, младенец Карл Луис и её муж Луис де Бурбон, будущий король Этрурии.
Что нужно знать о визуальном искусстве?**
Искусство, безусловно, влияет на каждого. Оно заставляет нас чувствовать радость, печаль или отвращение, искусство часто высказывает идеи, которые выходят за рамки рационального мышления и языка. Искусство передает эмоции не только посредством вдохновения художника, но также при помощи художественных методов визуальной коммуникации, именно поэтому письменный анализ картины требует базового понимания методов визуальной коммуникации.
Вот несколько пунктов, которые вы можете проанализировать в ходе работы над сочинением-описанием картины.
- Узнайте размеры картины в оригинале. Подумайте, почему автор выбрал тот или иной размер. Большие картины, как правило, призваны передавать масштаб, а маленькие – концентрировать идею.
- Оцените четкость изображения. Элементы имеют четкие линии и границы, и тем самым представляют реальный объект, либо же предметы не имеют определенной формы ввиду некой авторской задумки. Что это за задумка?
- Запомните, любое произведение искусства направлено на зрителя, поэтому задумайтесь над:
- целью художника,
- его предполагаемой аудитории,
- как целевая аудитория повлияла на выбор техники и цвета,
- историческим контекстом, в котором было создано произведение искусства.
Если ребенок увлекается художественным искусством и хорошо разбирается в применении палитры красок, то эти знания могут ему помочь. В основной части сочинения (цветовая гамма или детали) можно сделать акцент на правильном применении тени или цвета. В полной мере раскрывая то, как он влияет на общее настроение картины или описываемого в ней периода.
В случае описания картины батального жанра всегда необходимо давать историческую справку о происходящих событиях. Также стоит приглядеться к любым незначительным деталям персонажей, будь то лицо или поза, ведь в них заложена авторская идея, способствующая раскрытию всего сюжета.
Описание портрета точно так же требует детального осмотра. Автор передает отношение к портрету посредством деталей в гардеробе персонажа, оттенков, взгляда и других частях тела. Всматриваясь в картину необходимо чувствовать настроение и характер личности
Также не стоит забывать и об окружающей среде главного героя, учесть на что сделан акцент.
Если в начальной школе уделить внимание тому, как тщательно ребенок подходит к описанию картины, то в будущем это поможет ему легче замечать важные детали. Поэтому при описании стоит уделить внимание тому, какие мазки использовал художник (легкие или твердые), тон красок (холодный или теплый), как использовал пространство (расположение объектов в центре, по бокам и т.д.)
Подсказкой для правильной оценки пространства может стать горизонт, где его расположение снизу говорит об акценте художника на небо, а вверху – на землю. В начальной школе достаточно лишь легкого упоминания об этом, чтобы со временем в сочинениях старшей школы это появлялось чаще.
В описании картины также может помочь ее форма. Если произведение выполнено на широком горизонтальном холсте, то автор, скорее всего, хочет передать протяженность и величие происходящего. Картина, вытянутая вертикально говорит о стремлении вверх и возвышенности чувств, она может не вызывать таких ярких эмоций, как панорамная, характеризуя собой спокойствие и тишину.
Описание картины
Вообще портреты в творчестве Валерия Хабарова — это основной формат работ. Этот современный портретист старается отражать привычные сюжеты и обычные образы. Такие, которые он сам видит рядом с собой каждый день. В немногочисленных интервью художник заявлял, что портрет помогает ему связывать настоящее и прошлое. Сохранять момент. Именно это известный тамбовский портретист считает своей основной миссией в искусстве.
История создания
Моделью Валерия Иосифовича Хабарова выступила маленькая девочка с книгой, которая позировала ему как раз в год написания картины, в 1974 году. Зовут ее Мила Холдевич. Мила была дочерью друзей Валерия Хабарова, вообще именно их в большинстве случаев художник просил участвовать в создании картин
В случае с детским портретом это было особенно важно — посторонние дети с трудом выдерживали часы позирования, а Мила была знакома с работой друга семьи
- Экспериментировал с распределением контрастов на картине;
- Делал наброски читающей девочки;
- Пробовал расставлять рефлексы цветом, отличным от основного;
- Много менял положение источника света.
Все эти действия в совокупности позволили Валерию Хабарову создать довольно естественный, живой портрет ребенка
Важно отметить, что он отошел от привычного соцреализма: изображение довольно реалистичное, но целью художника не было приближать его к фото или изображать традиционное для этого стиля бесконечное счастье. Это довольно высоко оценили коллеги Хабарова
Но, в то же время, из-за этого же в семидесятые картина не стала очень популярной.
Сюжет
Главной героиней полотна является светловолосая девочка, которая сосредоточенно читает книгу. Мила — на имя указывает название картины — полностью погружена в чтение. Ее глаза опущены в книгу, а рот слегка приоткрыт от волнения за судьбы персонажей. По одежде видно, что девочка находится у себя дома — она в футболке, домашних штанах и мокасинах с забавным орнаментом.
Фигура Милы сильно выделяется на фоне кресла. Кресло обшито плотной тканью насыщенного синего цвета. Этот контраст придает Миле особую трогательность. Вообще кресло выглядит довольно современным. То же можно сказать про настенную лампу, которая висит за спиной главной героини. В таком решении отражается основная задумка художника — Мила, окруженная современностью, все равно тянется к воображаемому миру, который дает ей художественная литература.
Под креслом, немного в стороне, валяются коньки. Эта деталь несет такой же смысл: физическая активность недостаточно привлекательна для героини полотна. Именно на этом наблюдении можно строить сочинение по картине Валерия Иосифовича Хабарова “Портрет Милы”. Но есть и другие варианты написания сочинения. Стоит поговорить о них подробнее.
Вариант 3
Портреты у Пушкина и Лермонтова
В первой половине XIX века в русской живописи и литературе сложилась жанровая система. Реалистичное лидерство стало преобладать все больше. Появились новые приемы создания художественных образов. Описание внешнего вида помогло писателям создать первое впечатление о персонажах, раскрыть их внутренний мир.
Пушкин и Лермонтов уже наполнили эскизы портретов сравнениями, метафорами и эпитетами. Оба поэта собрали прекрасную портретную галерею. На развитие их портретной живописи повлияли новые представления о смысле человеческой личности. Герои их произведений выдуманы и подлинны.
Описания персонажей есть в повести Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова была молодой девушкой, хрупкой и смелой одновременно.
Создается впечатление, что Маша — застенчивая девушка с послушным характером. Также в рассказе Пушкина есть портрет Швабрина, представителя офицерства. Мы видим в нем дуэлянта, предателя, не имеющего духовных убеждений:
Исторический герой романа — сам Емельян Пугачев. Пушкин пишет просто, правда, «по-домашнему». Из описания видно, что он смелый и остроумный человек из народа и полностью принадлежащий народу:
Многие полюбили пушкинский образ Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин». Вернее, поэт в произведении дает не свой внешний облик, а внутренний портрет.
Этот нетипичный образ благородной русской девушки завораживает кротостью, задумчивостью, обаянием и необычностью. Для более яркого восприятия образа Татьяны Пушкин дает описание внешности ее сестры Ольги:
В Ольге Лариной читатель видит воплощение женственности и изящества. Образ полон радости. Девушка поднимает настроение окружающей жизни и дарит ласку и тепло. Своей женственностью она покоряет Ленского. Только во многом героиня уступает Татьяне своим внутренним миром чувствами и размышлениями.
Вариант 3
Картина «Портрет Милы» В. И. Хабарова открывает философский взгляд на природу человеческой индивидуальности. Она подталкивает зрителей к размышлению о сути человеческой натуры, его стремлениях и тайнах, скрытых за внешней оболочкой.
При взгляде на картину возникают философские вопросы о природе истинной личности. На картине можно увидеть изображение Милы с ее выразительными глазами, загадочным взглядом, который словно уносит зрителя в неизведанные просторы ее внутреннего мира. Это напоминает каждому из нас, что человек имеет внутри себя собственные глубины и тайны, которые невозможно полностью раскрыть или понять.
История каждого человека, его переживания и мысли, уникальны и неповторимы. Мы можем лишь наблюдать внешнюю оболочку, но истинная сущность человека остается скрытой. Это наталкивает на вопрос о том, насколько мы можем по-настоящему понять других людей и их внутренний мир. Индивидуальность каждого человека так сложна и глубока, что невозможно полностью осмыслить ее без взаимодействия с другими.
Картина также затрагивает вопрос неясности и неопределенности человеческой души. Глаза Милы на картинах Хабарова отражают много эмоций и чувств. Они наводят нас на мысль о том, что жизнь сама по себе не является четкой и однозначной. Мы все живем в мире, где чувства, эмоции и решения часто неоднозначны и имеют различные интерпретации. Искусство может быть способом исследования этой неопределенности и попыткой разгадать ее тайны.
«Портрет Милы» также затрагивает тему времени и преходящего бытия. Художник создал изображение, которое оставляет нас остановиться в определенный момент времени. Однако, как и все в жизни, этот момент пройдет и не повторится больше никогда. Картина говорит нам: все на свете имеет временный и изменчивый характер. Она призывает ценить и восхищаться красотой, которая царит вокруг нас прямо сейчас. Картина также напоминает нам о преходящей и непостоянной природе всего сущего.
Сочинение
Удача
Я глубоко убеждён, что искусство в принципе одноразово и в нём ничего нельзя повторить. Если что‑то раз получилось, на этом месте ничего второй раз не возникнет. Удачная находка всегда связана с определённым моментом времени и определённым пространством, где всё произошло. Единственный способ с этим справиться — это всё время работать и быть готовым, что тебе что‑то покажется.
Часто художники, чтобы заработать на жизнь, создают серийные вещи. В современном искусстве это сплошь и рядом происходит, когда человек делает какое‑то открытие, а затем размножает его в сотнях экземпляров. Но тираж не имеет значения, это всё равно одна и та же вещь. Ничем подобным я не занимаюсь — никогда не создаю повторов и не тиражирую того, что делаю. У меня много похожих вещей, но на самом деле я точно знаю, что все они очень разные.
Эрик Булатов. Эскиз к работе «Картина и зрители», 2010
Карандаш, бумага, цветные карандаши
С другой стороны, думаю, что у меня есть возможность ничего не тиражировать, потому что моя финансовая ситуация сложилась очень удачно. Нынешнее положение даёт мне спокойствие, и я не должен волноваться о завтрашнем дне. Я не завишу ни от кого и ни от чего, я чувствую полную свободу. Кроме того, у меня не возникает комплексов, а в художниках, которые не востребованы, такие комплексы обязательно присутствуют. У меня их нет. Что я ещё могу сказать? Ну, слава богу.
Случилось ли это благодаря конкретным людям или благодаря случаю, судьбе? Не знаю. Например, я совершенно уверен, что моя выставка в Третьяковской галерее состоялась только благодаря Владимиру Семенихину; если бы не он, у меня ретроспективы в Москве, наверное, никогда бы и не было. Однако наибольшую роль, как мне кажется, в моей жизни сыграло то, что многие годы я просто работал, совершенно не думая о том, что кто‑то вообще мою живопись когда‑нибудь увидит, что будут выставки, что мои картины будут продаваться. Хотя, конечно, мне хотелось, чтобы они были оценены.
Эрик Булатов. Эскиз к работе «Картина и зрители», 2011
Карандаш, бумага, цветные карандаши
В жизни порой случаются странные вещи. В 1969 или 1970 году, когда-то, что я делал, ещё никому не было интересно, вдруг вышел номер французского журнала L’Art Vivant, посвящённый СССР. Каждый выпуск этого журнала рассказывал об искусстве какой‑то определённой страны — не только изобразительном, но и театральном и киноискусстве. И вот в советском номере было только четыре художника, представителя московского андеграунда: Кабаков, Янкилевский, Яковлев и я — четыре портрета. Это притом, что мы с Олегом Васильевым всегда были в стороне от художественной жизни, ни в какие компании не входили, нигде не были своими. Поэтому я был совершенно поражён, что меня так выделили. У материала не было подписи, и до сих пор я не знаю автора. Эта статья сыграла очень большую роль в моей жизни, потому что она попалась на глаза парижской галеристке Дине Верни, и та приехала в Москву и купила мою картину. С этого момента моё положение в культурном пространстве совершенно изменилось, и я неожиданно для себя оказался в художественной элите. Потом возникли швейцарцы, которые занялись в основном Кабаковым, но и мной тоже. Причём организация моей выставки в Кунстхалле Цюриха была сложным и рискованным предприятием, поскольку картины были уже проданы в разные страны Европы и Америку, их нужно было собрать, привезти. Но они, кажется, знали, что делают, потому что выставка имела большой успех и потом много ездила по Европе. Тогда началась совершенно другая моя жизнь, когда можно было оставить детские книжки и заняться непосредственно своим делом.
Всё это мне кажется редким везением и счастливым случаем, именно потому что я не умею ничего делать для своего успеха. Для этого нужно быть совсем другим человеком или хотя бы очень стараться. Здесь меня выручает Наташа: она взяла дела в свои руки. Она большая умница, поскольку умеет мягко и тепло общаться с людьми, и при этом налаживать какие‑то контакты, о чём‑то договариваться. Я же не умею договариваться совершенно: либо всё покорно принимаю и терплю, либо в конце концов взрываюсь и устраиваю скандал, а Наташа умеет отказать и не обидеть человека, потому она стала для меня и музой, и арт-директором. Главное моё счастье, моя судьба — Наташа.
Эрик Булатов, 2014
Вариант 3
Валерий Иосифович Хабаров – известный художник – портретист нашего времени.
Почти всю площадь картины занимает мягкое уютное кресло, изображённое сочными синими красками. Это старинное кресло удачно вписывается в угол комнаты, создавая совершенное место для того, чтобы отрешиться от окружающего мира. В нём приятно расслабиться, помечтать или окунуться с головой в чудесный мир книжных героев.
В глубине кресла сидит девочка лет двенадцати, с неподдельным интересом погрузившаяся в чтение захватившей всё её внимание книги. Под креслом лежат небрежно брошенные коньки, видимо, девочка недавно пришла с катка
Её лицо, обрамлённое светлыми волосами, горит румянцем от мороза
Под креслом лежат небрежно брошенные коньки, видимо, девочка недавно пришла с катка. Её лицо, обрамлённое светлыми волосами, горит румянцем от мороза.
Интерьер изображённой на картине комнаты выполнен в серо – голубых тонах. Простой рисунок обоев подчёркивает красоту большого круглого кресла, в котором так уютно устроилась девочка, забравшись в него с ногами. В тех же тонах выполнена настенная лампа, находящаяся за спиной девочки. Лампа придаёт дополнительный уют обстановке этой милой комнаты.
Глядя на эту спокойную славную девочку, занятую чтением, так и представляешь себе, что вот сгустятся сумерки, девочка щёлкнет выключателем, и комната погрузится в мягкий тёплый свет, и комната станет ещё уютнее.
Девочка Мила одета в беленькую футболку, и белый цвет сразу притягивает взгляд, обращая внимание зрителя на главную фигуру этой картины. Выразительность картине придаёт сосредоточенное лицо девочки, которая полностью поглощена чтением книги
По потрёпанной обложке книги видно, что она одна из любимых, и прочитана уже множество раз
Выразительность картине придаёт сосредоточенное лицо девочки, которая полностью поглощена чтением книги. По потрёпанной обложке книги видно, что она одна из любимых, и прочитана уже множество раз.
Глядя на эту девочку, можно с уверенностью сказать, что в её семье царят мир и покой. Вся картина в целом вызывает добрые чувства, она просто дышит теплом и уютом, умиротворением и ощущением счастья.
Картина написана с любовью и искренностью, видно, что художник вложил в это трогательное произведение всю теплоту своего сердца и частичку души.
Я думаю, что такой незабываемый портрет мог создать только человек, всем сердцем любящий детей.
Загадки и тайны
«Менины» была предназначена для короля и сначала висела в его личном кабинете.
Но дата картины усложняет то, что именно Веласкес намеревался сделать с этой массивной работой.
В ранней описи королевской коллекции, составленной после смерти короля Филиппа IV в 1666 году, упоминается произведение Веласкеса 1656 года, изображающее Маргариту с ее фрейлинами и женщиной-карликом.
Описание подходило — и, поскольку принцесса родилась в 1651 году, а ей, судя по всему, было пять или шесть лет на полотне, даты совпадали. Но эта интерпретация осложняется орденом Сантьяго, нарисованным на груди портретиста: известно, что автор не был посвящен в рыцари до ноября 1659 года.
Начиная с Паломино, различные ученые предполагали, что красный крест был добавлен к картине позже, по указанию короля. Паломино считал, что эта работа изначально была частью кампании Веласкеса по достижению рыцарского звания.
Сам живописец
Он рассматривал монументальное полотно как пример стремления художника к вечной славе, средство сохранения собственного имени и связи с королевской семьей. «Имя Веласкеса будет жить из века в век так же долго, как и имя прекрасной Маргариты, в тени которой увековечен его образ», — писал историк.
Полотно хранилось в королевском дворце до 1819 года, когда его перевезли в Прадо. Но даже до этого немногие привилегированные люди, видевшие его, отмечали новизну изображения художника рядом с членами королевской семьи.
«Эта картина больше похожа на портрет Веласкеса, чем на портрет императрицы», — сказал португальский писатель Феликс да Коста, увидевший полотно в 1696 году. Хотя первоначально она была названа как «Семья Филиппа IV», в 1843 году ей дали название «Менины» в попытке признать ее статус гораздо больше, чем традиционный семейный портрет.
В наше время реставраторы, исследовавшие произведение, уверяют, что на не нет двух различных слоев краски. Таким образом, крест был частью оригинала — свидетельства, которые привели к новым теориям.
Хотя большинство ученых продолжают датировать подлинник 1656 годом, Браун предложил скорректированную временную шкалу — между 28 ноября 1659 года, когда Веласкес был посвящен в рыцари, и апрелем 1660 года, когда он помогал королю в экспедиции в Пиренеи для встречи с французами.
Учитывая это, автор создал величайшее произведение искусства всего за четыре месяца. Браун утверждает, что «Менины» была благодарственным подарком для короля, после того как Веласкес был награжден орденом Сантьяго — высшей честью. Диего дважды пытался вступить в элитный Орден, но ему отказали из-за его статуса художника, несмотря на поддержку Папы и Филиппа.
Мастиф
В Испании XVII века художники были на том же социальном уровне, что и кузнецы или портные, так как им платили за труд, который они делали своими руками. Большую часть своей карьеры Веласкес боролся за то, чтобы поднять статус искусства в Испании до такого же уровня уважения и восхищения, как и в Италии.
Недавно была выдвинута новая интерпретация, предполагающая, что портрет мог быть заказан в свете некоторых очень специфических обстоятельств. В то время, когда была написана «Менины», наследный принц Бальдассаре Кастильоне погиб в результате несчастного случая на верховой езде, и инфанта Маргарита стала единственным оставшимся в живых ребенком короля.
Есть предположение, что до рождения Карлоса II монархия рассматривала возможность подготовки принцессы к управлению страной, как королева Кристина Шведская.
Еще одно изображение Маргариты
Широко распространено мнение, что сценарий, который мы видим, воображаемый. Веласкес, конечно, видел каждую из частей полотна своими глазами, но он создал их вместе, сплетая повествование в соответствии со своими собственными целями. «Факты превращаются в вымысел», — пишет Браун. Произведение это «чисто продукт воображения художника».
Зеркало — это одна из многих давних тайн. Ученые не уверены, отражает ли он реального короля и королеву или нарисованный портрет пары, который появляется на холсте, над которым работает Веласкес. Из-за того, как художник играл с перспективой, можно было бы привести аргументы в пользу любого сценария.
Описание для 8 класса
Внимательно посмотрев на картину Левитана, можно заметить стройную женщину, идущую вдоль парковой тропинки. Справа и слева растут молодые клёны, их стволы тонко прогнулись, а хрупкие ветки украшены золотистыми листочками. За ними возвышаются огромные, старые деревья – могучие, задумчивые, неподвижные сосны. Сильного ветра нет. И заметно, что на ней запечатлена середина октября. Мы видим аллею парка, но он не украшен клумбами.
Дорожка убегает вдаль, разделяя картину на две части. Справа стоит небольшая скамейка. По краю дорожки лежит опавшая жёлтая листва. Небо серого, хмурого оттенка. Создаёт унылое настроение. Нет лучей, играющего золотистого солнца. Деревья не на главном фоне тоже в тёмных тонах. Кажется, собирается дождь или недавно намочил всё вокруг. Чувствуется сырой воздух, но всё же, это лучшее время, по – сравнению с пустой, холодной зимой.
Походка таинственной женщины быстрая, возможно, она спешит, чтобы не промокнуть под дождём. Женская фигура как бы приближается к нам. Одинокая дама, почему-то в чёрном наряде? Может быть, это модное платье или траурный наряд?
Одной рукой она придерживает подол платья, чтобы не испачкать. А другую белую руку, прислонила к своему лицу. Наверно, что – то тревожит её. Но, всё же она прекрасна, как сама природа.
Художник хотел подчеркнуть, что в каждом времени года есть своя неповторимая красота. И запечатлеть на полотне ещё не совсем облетевшие листья и красоту золотой осенней поры.
В сочетании красок заметно тревожность в чувствах художника, вынужденного покинуть Москву. Краски тёмные и серые, а тропинка уходит вдаль, в неизвестность. Оттенки неба серовато — голубые. Как бы продолжая вопрос, а что будет дальше? Настроение сравнивается с данным осенним днём, когда лежат спокойно листья, а деревья роняют, постепенно, свой драгоценный наряд.
Задумчивость незнакомки сопоставлена озадаченности природы – красавицы, тоже в тёмном, мрачном, холодном наряде. Она задумалась и молчит. Давая повод, задуматься и нам о предстоящем наступлении холодов, после прекрасного, яркого, знойного, тёплого лета.
Левитан – художник, любящий передавать красоту русской природы, поразил всех красотой данной работы, создав её ещё в студенческие годы! Это было начало его плодотворной творческой жизни.