Преступление и наказание
◄ Предыдущая: Антиподы Раскольникова Следующая: Вопросы ►
«Двойники» Раскольникова. Ближе всего к Раскольникову стоит Свидригайлов, который сам замечает: «Мы одного поля ягоды», «…между нами есть какая-то точка общая». У Свидригайлова есть всё то, к чему так стремится герой: деньги, свобода, полное спокойствие и хладнокровие, богатый жизненный опыт, незаурядный ум
Свидригайлову приписывают три убийства (глухонемая девочка-сирота, слуга Филька, жена Марфа Петровна), но он не испытывает мук совести, чем и привлекает внимание Раскольникова. Герои одинаково мыслят: оба испытывают отвращение к Петербургу, ценят самопожертвование в женщине, угадывают друг друга
Но Свидригайлов смелее, практичнее, развращённее Раскольникова, что Достоевский объясняет его «барским» происхождением. Он живёт по принципу «всё дозволено», но именно он хоронит Катерину Ивановну, устраивает её детей, дарит приданое своей невесте, даёт Соне деньги и возможность отправиться с Раскольниковым в Сибирь. Свидригайлов от добрых и злых поступков испытывает одинаковые чувства, в его сознании нет грани между добром и злом. Он понимает, что может позволить себе всё. Но от этой абсолютной свободы теряется смысл жизни, поэтому вечность представляется ему комнатой с пауками. Поскольку искупление для него уже невозможно, он никогда не обратится к Богу, Свидригайлов решается на самоубийство, словно показывая Раскольникову возможный вариант его судьбы.
Пётр Петрович Лужин, новоявленный приобретатель, «осовремененный» Чичиков, является олицетворением «разумного эгоизма», который лежит в основе «арифметики» Раскольникова. Лужин — юрист, хочет открыть в Петербурге адвокатскую контору, считая, что ему помогут его ум и способности, а также «обаяние прелестной, добродетельной и образованной» жены. Наслушавшись Лебезятникова (у него Лужин поселился, чтобы сэкономить на жилье и быть в курсе новых идей), Пётр Петрович утверждает, что забота о собственном благосостоянии и есть забота о всеобщем благополучии. В основе действий Лужина лежит чёткий расчёт, будь то выбор жены, окружения или карьеры. Лужин и Раскольников примерно одинаково рассуждают при выборе жертвы. Старуха всё равно умрёт — пусть это произойдёт быстрее и с пользой для кого-нибудь. У Лужина логика не менее жестокая: Соня рано или поздно будет вынуждена украсть, поэтому ей можно подложить сто рублей, а потом обвинить в воровстве, чтобы унизить в глазах Раскольникова и его семьи. Они оба дают себе право решать участь других, и, хотя Лужин никого не убивал, Раскольников утверждает: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…» Пётр Петрович не испытывает угрызений совести. Разрыв с Дуней вызывает раздражение, так как его мечта о жене, которая будет «рабски благодарна ему всю жизнь» и над которой он собирался безмерно «владычествовать», не осуществилась.
Вариант 4
Главный герой Достоевского в романе «Преступление и наказание» не единственный, кем овладела мысль о возможности использовать других людей для достижения своих целей. Лучше или хуже они Раскольникова, можно проследить по тому, как они пришли к этой идее и как осуществляют её своих действиях.
Явными двойниками Родиона Раскольникова являются Лужин и Свидригайлов. А следователь Порфирий Петрович признаётся, что идеей сверхчеловека, которому всё дозволено, переболел и он в юности, но отрёкся от неё и встал на путь прямо противоположный – борьбы с преступниками.
Ведь за каждым преступлением стоит человек, решивший, что он имеет право поступать как ему заблагорассудится и не ограничивать себя рамками выработанных человечеством законов и нравственных устоев.
При этом Раскольников, как умный и наблюдательный человек, видит себя со своей «умственной теорией» отражённым и в Лужине, и в Свидригайлове, как в кривых зеркалах.
Лужин представляет, образно говоря, выпуклое зеркало. Он как человек во сто крат хуже главного героя и является законченным подлецом и нравственным уродом.
Те выводы, к которым Родион Раскольников пришёл ценой изматывающих душу размышлений о судьбах человечества и его вождей, сочинив при этом целую теорию о крови по совести, Лужин имел готовыми, как паук, не сомневающийся в том, что имеет право заполучить жертву в хитро сплетённую паутину.
Как он распорядится ею – всё зависит от ближайших задач. Например, Дуню, сестру Родиона, он рассчитывал использовать как средство для вхождения в общество. Такая жена из бедного сословия ничего не будет ему стоить, но её красота и образованность принесут дивиденды. А ещё слаще Лужину было представлять, как безраздельно он будет владычествовать над беззащитной женщиной.
Соню Мармеладову он планировал сделать средством для мщения Раскольникову за несостоявшееся сватовство. Цинично подбросив ей деньги и объявив воровкой, он готов был походя растоптать человеческое достоинство невинной девушки.
Ни на секунду в душе Петра Лужина не возникло сомнений, сожалений по поводу личного права выбирать жертвы для своих целей. Это ли не теория Раскольникова в действии?
В Аркадия Свидригайлова главный герой может смотреться как в своё отражение в зеркале с вогнутой, уходящей вглубь перспективой. На его дне отражено то, что уже состоялось.
Если Раскольников только размышляет, имеет ли он право убить человека и после этого нормально существовать, то Свидригайлов «проверил» это на деле, и не один раз. На его совести забитый до смерти работник, повесившаяся девочка, смерть жены Марфы Петровны. Главному герою Аркадий Иванович внушает, что они одного поля ягоды. Только моральные страдания Раскольникова ему не ведомы.
Казалось бы, безнаказанный господин продолжает наслаждаться жизнью, посещает рестораны. Но что стало с его душой? Ему мерещатся призраки его жертв, за ним с того света «приходит» Марфа Петровна. Он боится оставаться один и по сути психически болен.
Его надежда на спасение – соединить жизнь с чистым существом, у которого душа не затуманена греховными помыслами. Такую душу он нашёл в Дуне Раскольниковой. Но ответить на его чувство девушка не может. Глубина нравственного падения так безнадёжна, что возврата в мир нормальных человеческих отношений у Свидригайлова нет. Остаётся только пустить пулю в лоб.
Таким образом, Раскольников и его двойники убеждают, что к жизни нужно относиться очень ответственно. Стремление вложить её в рамки какой-то теории несостоятельны и неразумны. За заблуждения и ошибки человек несёт ответственность и получает уроки ценой не только личных испытаний и наказаний, но страданий близких ему людей.
Сочинение 2
Читающие «Преступление и наказание» впервые, не замечают всех тонкостей произведения. Казалось бы, зачем автор создал того или иного героя, ведь его история никак не связана с судьбой Раскольникова? Но каждый персонаж по-своему важен. Все действующие лица со своими характерами и особенностями помогают раскрыть личность главного героя – Родиона Раскольникова.
Образ мрачного Раскольникова является центром произведения. Неслучайно у героя столь говорящая фамилия – молодой человек весьма противоречив, его личностные качества словно разрозненные кусочки мозаики. Каждый персонаж в романе олицетворяет какой-то из этих кусочков. Кого можно назвать двойниками главного героя?
Дмитрий Разумихин – активный, жизнерадостный, стойко сносящий любые испытания, единственный друг главного героя. Родион же – полная противоположность. Он апатичен и не умеет справляться с проблемами. Оптимизм Разумихина остро контрастирует с мрачностью Раскольникова. У друзей есть и сходства. Молодые и благородные, они мечтают о светлом будущем. Но у героев разные пути достижения цели. Разумихин трудится, пытаясь выбраться из нищеты, а Раскольников ради идеи совершает убийство.
Петр Петрович Лужин – подлый лицемер под маской благородства. Сходство его с главным героем в том, что на пути к цели оба не брезгуют ничем. Образ Лужина оттеняет эгоистичность Раскольникова.
Свидригайлов – человек, лишенный нравственности, способный на все, на любые ужасные поступки, вплоть до убийства. Родион совершает преступление и нисколько не раскаивается. Оба героя полны противоречий, каждый из них способен на благородные поступки, но это не умаляет их вины за совершенные деяния.
Лебезятников Андрей Семёнович – глупый, но добрый безобидный человек, не выносит подлостей и словно становится карикатурой на Раскольникова, который одержим своей теорией.
Следователь Порфирий Петрович – в какой-то мере относится к двойникам Раскольникова. Он тоже был молод и одержим модными тогда теориями, но вовремя остановился, и теперь понимает студента, сошедшего с пути, сочувствует ему и старается помочь.
Среди женских образов романа тоже есть двойники Раскольникова. Например, его сестра, внешне похожа на него, родственная душа главного героя
Автор в описании Авдотьи Романовны обращает внимание на ее ум, гордость и независимость. Но, в отличие от Раскольникова, девушка становится на правильный путь и не совершает ужасных ошибок
И, конечно, Соня Мармеладова. Она добрая, верующая, но, как и Раскольников, она является преступницей, отверженной. Но, в отличие от Родиона, Соня раскаивается и жаждет искупить вину. Образ Сони развенчивает ужасную теорию Раскольникова.
Двойники позволяют раскрыть сложную личность Родиона Раскольникова, каждая черта характера раскрывается в ком-то из героев. Благодаря такому приему приходит понимание совершенных поступков и неизбежного наказания за совершенное преступление.
Сравнение ключевых персонажей
Мы рассмотрели, почему Лужин — двойник Раскольникова. Этот герой специально используется автором, чтобы наглядно показать, до какой глубины нравственного падения может довести увлечение антигуманными идеями, положенными в основу постулатов теории. Этот человек только на первый взгляд чист, поскольку руки его не запачканы кровью, но на самом же деле мысли его черны.
Второй двойник Раскольникова, Свидригайлов, — человек преступный, он знаком с тяжестями тюремного быта, познал обе стороны жизни — и роскошь, и нищету, в ходе своих исканий пришел к выводу, что может позволить себе все. Даже сама внешность его отталкивает, а взгляд голубых глаз кажется тяжелым и мрачным. Вспомним, что несчастная Соня, воплощение жертвенности и духовности, также является обладательницей голубых глаз, но ее взгляд легок и светел. Свидригайлов с первого своего появления предстает некой загадочной фигурой, в прошлом его очень много темных пятен.
Кажется сперва, что этот герой гораздо хуже другого двойника Раскольникова, Лужина, но постепенно читателю открывается идея Достоевского — этот страшный человек, преступник, сумел найти в своей душе искорку доброты, он способен на благородные поступки. Но увы, бездуховность его зашла слишком далеко, ему уже нет места среди живых.
Эти два героя помогают понять суть идеи главного персонажа более глубоко и явственно, они оба переступили черту, но не производят впечатления сильных личностей, которыми можно было бы восхититься.
Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова сочинение
В романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» три персонажа имеют схожие черты, пусть это сравнение и неявно. Речь идет про Лужина, Свидригайлова и Раскольникова.
Первое, что объединяет этих героев, — это создание ими различных теорий, которые очень похожи. Лужин считал, что человек должен любить лишь себя и заботиться только о собственном благополучии. Его теория пропагандировала индивидуализм, но она была очень радикальной, ведь Лужин полагал, что ради личной выгоды можно делать что угодно, в том числе и совершать преступления. Свидригайлов полагал, что любое преступление может быть оправдано, если создано ради благой цели. С теорией Раскольникова о простых людях и «наполеонах» эти теории имеют много общего. По сути это одна и та же мысль, только в разном изложении.
Второе — все эти три героя являются преступниками. Лужин обвинил Соню Мармеладову в краже, которую она не совершала. Свидригайлов и вовсе был замешан в нескольких преступлениях, а также был заподозрен в отравлении своей жены, но никогда не попадался и проходил по делам свидетелем. Преступление Раскольникова понятно — он убил процентщицу Алену Ивановну и ее сестру Лизавету.
А третье, что делает этих героев двойниками, — это то, что все они являются людьми непорядочными. В обществе Лужина и Свидригайлова называют подлецами, а Раскольников сам считает себя таковым.
Какова же роль этого приема, использованного автором? Лужин воплощает то, кем мог бы стать Раскольников. Конечно, их теории очень похожи, но возникли они в разных обстоятельствах. Лужин создал свое мировоззрение, чтобы оправдать свой образ жизни, свой эгоизм и свое тщеславие. Раскольников создал свою теорию в определенных социально-экономических условиях — бедности, одиночестве, тяжелой жизни. Свидригайлов тоже является возможным вариантом будущего героя. Задача этого приема состоит в том, что главный герой в реальной для него жизни видит варианты развития его жизненного сценария в реальных людях, которые окружают его, и, наблюдая за ними, выбирает, как ему поступить, чтобы не пожалеть. Такой выбор стоит и перед читателем, который тоже принимает решение каким нужно быть, а каким нельзя.
В романе «Преступление и наказание» Федор Достоевский использовал особенный прием — он ввел в повествование двойников главного героя, чтобы тот смог принять правильное решение и исправиться.
Свидригайлов и Лужин как двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Лужина и Свидригайлова можно назвать двойниками Раскольникова по нескольким причинам:
- каждый их троих героев имеет свою теорию, эти теории похожи между собой;
- все трое — преступники;
- все трое — подлецы.
1. Три похожих теории
Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются носителями своих собственных теорий. При этом у этих теорий есть нечто, их объединяющее. Теория Раскольникова
Теория Раскольникова об обыкновенных людях и «Наполеонах» говорит о том, что люди в целом якобы делятся на обыкновенных людей (людей-«материал») и людей гениальных, выдающихся («Наполеоны»). Согласно теории Раскольникова, «Наполеоны» идут к своей цели ради блага общества, не задумываясь о средствах и жертвах. Теория Раскольникова становится главной причиной его страшного преступления:
Теория Лужина
Экономическая теория Лужина о целом кафтане гласит о том, что каждый человек должен заботиться прежде всего о себе, а не об окружающих. Согласно теории Лужина, личный интерес и индивидуализм — это залог счастливого общества. Однако эта теория не так безобидна, как кажется на первый взгляд. Так, Раскольников приходит к выводу, что теория Лужина по сути оправдывает любые, даже самые страшные преступления во имя личного блага:
Теория Свидригайлова
Теория Свидригайлова гласит о том, что зло может быть оправдано, если оно делается ради какой-то важной личной цели (даже если цель не самая благая). Именно этой теорией и руководствуется Свидригайлов, совершая свои преступления (см
Преступления Свидригайлова). Теория Свидригайлова по своей сути мало отличается от теорий Лужина и Раскольникова:
Очевидно, что теории Лужина, Свидригайлова и Раскольникова имеют много общего. На этом основании Свидригайлова и Лужина можно назвать двойниками Раскольникова.
2. Все трое — преступники
Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются двойниками еще и потому, что все они так или иначе совершают преступления.
Из этих троих персонажей Лужин является самым «мелким» преступником. Лужин подбрасывает Соне Мармеладовой 100 рублей, а затем публично обвиняет ее в воровстве. Таким образом он совершает по сути два преступления — мошенничество (подбрасывание денег с целью извлечь выгоду) и публичное распространение клеветы о Соне:
В свою очередь, господин Свидригайлов является преступником, во-первых, потому что он в прошлом был шулером (карточным мошенником), то есть обманывал людей во время игры в карты. Во-вторых, Свидригайлов также был замешан в «темных» уголовных делах со смертельным исходом. Кроме того, есть подозрения, что Свидригайлов мог отравить свою жену Марфу Петровну:
Раскольников же становится преступником, когда совершает страшное убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы:
3. Все трое — подлецы
Герои романа называют Свидригайлова и Лужина подлецами за их аморальные поступки. Самого Раскольникова никто не называет подлецом, он сам себя считает подлецом.
О подлеце Лужине:
Это были материалы о Свидригайлове и Лужине как двойниках Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского. Смотрите: — Все материалы по «Преступлению и наказанию» — Все статьи о Раскольникове
В чем заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Выяснив сущность взглядов Лужина и Свидригайлова, доводящих до крайности одно из направлений теории Раскольникова, мы сможем понять авторское отношение к ним, обнажить противоестественность, нежизнеспособность теории Раскольникова.
Во-вторых, Раскольникова можно сравнивать со Свидригайловым. Они оба совершили убийство и были терзаемы со-знанием того, что преступление не привело к желаемому результату. Для Раскольникова это стало крахом его теории о том, что он принадлежит к особенным людям, которым многое позволено. Свидригайлов напрасно отравил жену, так как Дуня его отвергла. Оба размышляли о самоубийстве, но
В начале встречи героев кажется, что образы их не сопоставимы. Но уже к концу разговора в каморке Раскольникова, становится видно, что между идеями нищего студента и богатого дельца наблюдается некая схожесть. Главная черта, которая объединяет героев – стремление возвыситься над другими. Это видит и сам Раскольников, несмотря на то, что Лужин ненавистен ему. Родион Романович, опираясь на свою теорию, считает, что ему можно вершить преступления, так как он решил, что он избранный. Лужин откровенных преступлений не совершает, но сама суть его личности – прогнившая и чрезмерно эгоистичная. Преступления Лужина – моральные, в то время как преступление Раскольникова – физическое.
Свидригайлов
Вторым двойником Раскольникова является Аркадий Иванович Свидригайлов, мужчина пятидесяти лет, дворянин, некогда служивший в кавалерии. Любопытно то, что его фамилия является говорящей – созвучная с немецким «geil» (сладострастный), она чётко дополняет портрет героя. В данном персонаже словно уживаются два человека – спокойный и здравомыслящий и злой и циничный. Будучи насильником, в отличие от Раскольникова не склонным к мукам совести, он жертвует деньги и Сонечке Мармеладовой, и Катерине Михайловне. Этот факт дополняет противоречивый и неоднозначный образ Аркадия Ивановича. В свою очередь, деталь в виде суеверности Свидригайлова поселяет в душу сомнение о том, действительно ли он так сух и циничен, каким хочет казаться многим людям.
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?.
Я считаю, что Родион Раскольников и Петр Лужин -полные противоположности.Сразу же видны различия:Раскольников-бедный студент, живущий в долг и мечущийся в поисках себя, а Лужин-самодостаточный адвокат.Несмотря на то, что Родион совершил преступление, как и Лужин, он мне больше симпатизирует хотя бы за то, что испытывает муки совести из-за совершенного убийства, что не лицемерит и не считает, что можно привязать к себе человека финансово, как это хотел сделать Петр Петрович с Дуней.Ведь он мечтал найти себе благородную, образованную молодую бедную девушку, «чрезвычайно много испытавшую несчастий», чтобы она считала его своим спасителем и благодетелем, не смея перечить.
Но с другой стороны, они очень даже схожи.Их связывает гордыня, стремление поставить себя выше других.Если подумать зачем же они так делают, то можно прийти к выводу, что Лужин, прежде всего, возлюбил и живет только для себя, а Раскольников просто не разобрался в «дебрях» своей души и кидается из крайности в крайность.
Что же касается Свидригайлова и Раскольникова, то и они тоже похоже.Они не принимают окружающую действительность, каждый справляется по-своему:Родион начинает разрабатывать теорию, Аркадий же распутничает, гуляет.Также они оба считают себя уникальными.Раскольников ищет подтверждение своей теории, а Аркадий по убежден в своей неповторимости.
Таким образом, Достоевский сопоставляет Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым, чтобы показать читателям, что все трое похожи, ведь каждый из них имеет свою теорию, и у них есть кое-что общее.
-
Проект правила поведения в детском саду
-
Свояченица это кто по родственным связям в россии кратко и понятно
-
Анализ театральной постановки в детском саду
-
Объясните почему птицы не падают с ветки во время сна кратко
- Сущность и структура обучения детей в целостном педагогическом процессе доу
Муки совести в романе
Мы рассмотрели, почему Свидригайлов — двойник Раскольникова, но между этими персонажами есть не только общее, но и отличия. Так, Аркадий Иванович не терзается муками совести, он совершает неблаговидные поступки, порой — даже преступления, но себя виноватым не считает, живет по принципу вседозволенности. Раскольников же совершил серьезное деяние, лишил жизни старуху, пусть вредную и «бесполезную», поэтому Достоевский мастерски демонстрирует его моральные страдания.
А Лужин? Он также не знает, что такое совесть, искренне доволен собой, полагая, что все делает правильно. Правильно с точки зрения Лужина, ведь в его интерпретации весь мир вращается вокруг его персоны, а интересы иных людей, будь то Дуня или ее брат, или кто-то иной, совершенно не волнуют этого человека. Он пропитан эгоизмом и себялюбием до мозга костей и не может не вызывать отвращения.
Этим герои отличаются друг от друга: черные «двойники» делают то, что хотят, и не испытывают раскаяния, а вот главный персонаж не смог так поступить, этим он и ценен и автору, и читателям — очень хорошо для души Родиона то, что он остался «за чертой». Его болезнь и дальнейшая каторга символизируют духовное очищение через страдание.
Двойники Раскольникова и их роль в романе Преступление и наказание
План
1.Тема «двойничества» в романах Достоевского
2.Образ двойников Раскольникова в романе
а)Разумихин
б)Лужин
в)Свидригайлов
г)Соня Мармеладова
3.Значение двойников для понимания внутреннего мира героя
Тема «двойничества» в романах Достоевского Тема раздвоения личности всегда занимала особое место в мировой литературе. Ее истоки прослеживаются еще у представителей западного романтизма конца восемнадцатого века. В русской литературе тему двойничества активно развивали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский. Особая заслуга в раскрытии данной темы принадлежит Достоевскому.
Еще в своей ранней повести «Двойник» Достоевский изображает мелкого чиновника Голядкина, сталкивающегося со своей точной копией. В романе «Преступление и наказание» читатель знакомится с бедным студентом Родионом Раскольниковым, загорающимся идеей доказать правильность своей теории. Раскольников, считающий, что «люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда», решается на убийство старухи-процентщицы, которая, согласно его теории, относится к низшим людям.
Одинокая старуха, доживающая остаток своей жизни, обладает некоторым состоянием, которое больше пригодилось бы бедному студенту, за которым стоит будущее. Раскольников настолько убежден в силе своей теории, что ставит целью непременно осуществить ее. Несмотря на уникальность Раскольникова как персонажа, на протяжении всего романа читатель знакомится с двойниками главного героя.
Иногда они напоминают Раскольникова внутренними качествами (например, Соню и Родиона объединяет склонность к самопожертвованию во благо других). В ином случае, в них в полной мере выражается та негативная черта, тень которой едва заметна у Раскольникова (Свидригайлов, в отличие от Раскольникова, не раскаивается в своих грехах, совершив преступление, ведь ради хорошей цели, по его мнению, можно пренебречь моралью).
Студент Разумихин – друг Раскольникова. Именно он предлагает Раскольникову статьи для перевода, чтобы заработать на жизнь. В противовес главному герою Разумихин очень деятелен. В нем еще не угасла надежда, и он пытается поправить свое материальное положение, чтобы продолжить учебу в университете. Однако отчаявшийся Раскольников не ищет способа вернуться в университет. Несмотря на такую разительную непохожесть характеров, у Раскольникова и Разумихина есть объединяющая черта – оба они готовы на все ради помощи ближнему.
Лужин, являющийся женихом сестры Родиона Дуни, тоже становится двойником Родиона. Раскольников и Лужин схожи в своем желании достигнуть намеченной цели. Лужин, как и Раскольников, создает теорию. Теория «целого кафтана», согласно которой каждый человек должен руководствоваться лишь собственными интересами, не похожа на теорию Раскольникова, которая высшей ценностью ставит благо общества. Таким образом, Лужин являет собой версию Раскольникова, показанную в негативном свете.
И Свидригайлов, и Раскольников совершают преступления. Раскольников испытывает раскаяние после содеянного, а Свидригайлов, напротив, не испытывает ничего. Свидригайлов – бесчестный человек, и на протяжении всего романа читатель видит только темную сторону героя. Однако в конце романа Свидригайлов совершает благородный поступок, подарив Соне три тысячи рублей. Раскольников также помогает семье Мармеладовых, отдав им часть своих денег.
Как и Родион, Соня готова принести себя в жертву. Оба героя в своем желании доходят до преступления. Раскольников убивает старуху-процентщицу, так как ее деньги нужнее бедным студентам, а Сонечка решается на «нравственное преступление» — идет по желтому билету, чтобы накормить детей мачехи.
В романе Достоевского каждый персонаж играет важную роль, важную в том числе и для понимания природы сил, движущих главным героем. Многочисленные двойники, с которыми читатель сталкивается на протяжении романа, являют собой отражение чувств и мыслей героя в определенный момент времени.
По мнению М. Бахтина, Раскольников должен преодолеть в себе какую-то слабость (наиболее выраженную в образе его двойника), для того чтобы «возродиться», очиститься от своих грехов и ступить на праведный путь.
Краткая характеристика Аркадия Ивановича
Этот человек умен, проницателен, в нем есть своя особая «тонкость». Он обладает способностью прекрасно разбираться в людях. Благодаря этому своему умению он сразу смог определить, что собой представляет Лужин. Аркадий Иванович решает предотвратить женитьбу Петра Петровича на Авдотье. По мнению некоторых авторов, Свидригайлов потенциально представляется человеком большой силы и совести. Однако все эти его задатки губятся общественными российскими устоями, образом жизни. У героя отсутствуют какие-либо идеалы, нет четкого нравственного ориентира. Кроме всего прочего, Аркадий Иванович от природы обладает пороком, бороться с которым он не только не может, но и не хочет. Речь в данном случае идет о его склонности к разврату. Жизнь героя протекает в подчинении собственным страстям.
Несколько интересных сочинений
Прекрасный живописец и портретист. Внебрачный сын прокурора Г.К. Криденера, родом из Тобольска. После болезни, перенесенной в детстве, у Перова ослабло зрение.
Одним из смыслов человеческой жизни является труд. Не даром говорят – «Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда». Только в труде человек проявляет себя во всём величии и красоте. Труд – незаменимый показатель мощности человека
Мне кажется, что этот образ противоречив во всём! С самого начала говорится, что этот герой мерз, когда на улице было жарка, а когда холодно – наоборот. Вот уже противоречие! Но самые большие проблемы в его чувствах и разуме.
Главная героиня повести – Вера Николаевна Шеина – супруга Василия Львовича Шеина. Княжна, светская дама, Вера Николаевна была женщиной красивой и утончённой. Всё в ней было прекрасно: и стать, и лицо. Внешне немного холодная и высокомерная
На этот вопрос невозможно ответить однозначно. Что представляла собой Россия в 17 веке? Типично патриархальное государство. Она как бы застыла в своём развитии. Ей нужен был для дальнейшего развития толчок
2 вариант
Главный герой романа Раскольников создает свою теорию и пытается проверить ее на практике. Все его тайные чувства, искушения, желания находят отражение в окружающих людях. В романе практически все персонажи являются двойниками Раскольникова, потому что признают допустимость переступить через жизнь другого человека. Катерина Ивановна при молчаливом соучастии Мармеладова переступает через Соню, спасая своих детей. Милейшая Пульхерия Александровна готова отдать за заклание жизнь дочери, спасая любимого первенца. И у остальных в той или иной мере проявляется эта способность пожертвовать другим. Исключение составляют лишь Соня и Дуня, которые способны жертвовать только собой.
Но более всего идея Раскольникова об возможности принести в жертву жизнь другого человека ради чьего-нибудь блага проявляется в образах Лужина и Свидригайлова, о которых мы узнаем впервые из письма матери к Родиону. Лужин представляется женихом Дуни, который облагодетельствовал ее после того, как она, опозоренная и оболганная после грязных домогательств старого развратника Свидригайлова, пребывала вместе с матерью в совершенно бедственном и отчаянном положении.
Лужин благообразный и респектабельный господин. Всем своим внешним видом и брезгливой физиономией демонстрирует свое превосходство. Одет во все слишком уж новенькое, даже перчатки новые и дорогие в руках держит лишь «для параду». Он хочет обновить свою жизнь в Петербурге, занявшись адвокатской практикой и женившись, устроить свою жизнь согласно мировоззрению рационального эгоизма, следуя своей теории целого кафтана, в основе которой «альтруистическая» идея, замешанная на обогащении самого себя. Он собирается заключить брак с бедной девушкой с выгодой для себя.
Он не очень молод, красив и образован, но смог сколотить капитал, служа в двух местах. Заключая брачную сделку, он получает то, чего ему не хватает: молодость, красоту, ум и целомудренность Дуни. А ее безденежье и беспомощность позволят иметь над ней власть. Лужин возводит себя сам на определенный социальный пьедестал, ему нужно, чтобы все смотрели на него снизу. Ради достижения своих целей готов пойти на все. В основе его поступков холодный расчет и никаких моральных устоев. Можно использовать беззащитность Дуни, чтобы властвовать над ней, можно оклеветать и опозорить Соню, чтобы вернуть расположение Авдотьи Романовны.
Свидригайлов с Раскольниковым тоже «одного поля ягоды». Оба ненавидят Лужина. Даже такому отпетому негодяю омерзителен этот расчетливый делец. У Свидригайлова в прошлом много темного, почти криминального. Хотя проблем у него с законом нет. О нем ходят какие-то слухи, обвиняющие его в причастности к смерти жены, дворового лакея и девочки, которая удавилась после надругательства. Но он пренебрежительно относится к сплетням. Хотя о себе сам откровенно рассказывает много нелицеприятного. Он уже давно не ценит того положения, к которому так рвется Лужин. Он богат, у него неплохое имение, связи и положение, а его почему-то тянет посещать самые отвратительные клоаки Петербурга, потому что разврат он воспринимает как доставляющее наслаждение времяпрепровождение. Он иронически и цинично говорит о своих пороках. Хотя прекрасно осознает гнусность своих поступков. В отличие от Лужина, к Дуне он испытывает страстные чувства, готов на многое ради нее. Аркадий Иванович, как и Раскольников помогает деньгами семье Мармеладовых, как бы искупая свои грехи. Не вынеся приговора совести, кончает жизнь самоубийством.
Так, бесчеловечность идеи Раскольникова проявилась в жизни этих героев.