«петька на даче» краткое содержание рассказа леонида андреева, анализ произведения, описание главных героев, сюжет, основная тема и смысл

«петька на даче»  краткое содержание рассказа леонида андреева, анализ произведения, описание главных героев, сюжет, основная тема и смысл

Читать краткое содержание Андреев Петька на даче

На даче Петька никогда не был.Сколько потрясений перенес Петька. Сначала он первый раз ехал на поезде через поля и лес. Затем он, наконец, приехал на дачу, которая окружена природой. Лес, речка, поля и тропинки — все это на первых порах испугало мальчика, и он стал тихим, слегка задумчивым и робким. Но прошло всего лишь два дня и Петька, подружившись с соседским мальчишкой, стал исследовать окружающий мир.Однако все хорошее имеет свойство заканчиваться.

Так и однажды матери мальчика пришло письмо от парикмахера, с указанием того, что Петька должен вернуться и приступить к своим обязанностям. И хоть умом мальчик понимал, что возвращаться необходимо, что отдых на даче не будет бесконечным, детское сердце не хотело этого. Петька держался, как мог, но не справился и разрыдался на глазах у взрослых. И слезы его говорили, о нежелании вновь становится взрослым, вновь приступать к работе.

Слезы эти были всплеском душевных страдание, от горя разлуки с окружающей природой, о незаконченных детских проделках.Мальчик вернулся в городок, но в память о счастливых каникулах Петька привез с собой самодельную удочку, которую попросил сохранить свою маму, та в свою очередь согласилась это сделать.

Ведь мама Петьки хоть с виду и совсем не очень уж нежная женщина и не привыкшая пестовать своего дитя, на самом деле очень любит Петьку, но в силу обстоятельств не может прекратить его работу, не может дать ему то, что называлось бы счастливым детством.А в городе все те же пьяные женщины, обозленные мужчины и парикмахерская. Уныние, тоска и взрослая жизнь маленького мальчика Петьки.

Краткое содержание для читательского дневника

Петька, 10-летний мальчик, уже 3 года жил у парикмахера Осипа Абрамовича и прислуживал в парикмахерской ему и подмастерью. Те на него часто кричали, потому что он был вялый, сонный, нерасторопный, неловкий.

Николке, тоже служащему в парикмахерской, было 13 лет, и он вёл себя как взрослый: курил, ругался скверными словами. К Петьке Николка относился хорошо, объяснял ему, как делать стрижки. Николку хозяин скоро хотел сделать подмастерьем.

Когда не было посетителей, мальчики смотрели в окно. На скамейках бульвара сидели грязно одетые люди, а рядом расхаживал сторож и смотрел, чтобы никто не ложился на скамейку или траву. Завсегдатаи бульвара были грубы, пьяны. Часто какой-нибудь пьяный мужчина был пьяную женщину, а окружающие смеялись. Дни тянулись скучно и однообразно, Петьке очень хотелось куда-нибудь в другое место.

Однажды приехала Петькина мать, кухарка Надежда. Она попросила Осипа Абрамовича отпустить Петьку на время на дачу, где живут её господа. Когда ехали в поезде, Петька всё время смотрел в окно и удивлялся, что в поле видна даль, а небо широкое и ясное. Мальчик был очень оживлён, и глаза его уже были не сонные.

На даче Петька первое время был ошеломлён новыми впечатлениями от леса, пруда, огромного неба. Но через некоторое время он освоился. С ним подружился гимназист Митя. Они купались в пруду, лазили по развалинам дворца.

Мальчик уже совсем забыл о парикмахерской и Осипе Абрамовиче. Но однажды барин привёз из города письмо для Надежды. Осип Абрамович писал, чтобы Петька возвращался, так как один подмастерье заболел.

Когда об этом сказали Петьке, он закричал от горя и стал кататься по земле. Но всё же на следующее утро ему пришлось ехать в Москву. В вагоне поезда мальчик сидел тихо, в окно почти не смотрел, глаза его снова стали сонными.

Когда мать довела сына до парикмахерской, он попросил её, чтобы спрятала удочку, которую сам вырезал из орешника. Надежда обещала это сделать и сказала, что Петька, может быть, ещё приедет на дачу.

И снова с утра до вечера стал мальчик прислуживать в душной и грязной парикмахерской. Снова на него кричали за то, что путает приказания или разливает воду, снова слышались за окном крики пьяных. А по ночам Петька рассказывал о даче Николке, который нигде, кроме города, не бывал.

Вариант 2 краткое содержание Петька на даче

Герой рассказа – Петька работает в парикмахерской на побегушках. Бедному ребенку ничего больше не остаётся, иначе умрёт от голода. И вот хозяин отпускает ребенка на дачу, где его мама работает кухаркой. Жизнь на лоне природы напоминает ребёнку рай. И возвращение в город он воспринимает с ужасом.

В рассказе говорится об оторванности городских людей от природы, о радости возвращения к ней. Также важна социальная тема судьбы бедных детей.

Начинается рассказ со сцены в отвратительной парикмахерской. Здесь грязно, воняет, звучат ругательства, люди ведут себя нехорошо. И ребенку приходится тяжело трудиться, день за днём – безо всякой надежды на улучшение.

Из этого городского ада Петьке посчастливилось попасть на дачу с мамой. Естественно, несколько дней он привыкает к окружающей обстановке. Но вскоре ребенок снова становится собой – радостным, любопытным, бодрым мальчиком. Он играет, бегает, рыбачит, просто радуется жизни. Всё для него сказочно, даже облака кажутся похожими на ангелов.

И вот скоро ему объявляют, что пора опять возвращаться в тот серый грубый мир. Ребенок кричит и плачет, будто у него отнимают детство. Барин и барыня видят его страдания, даже сочувствуют ему. Но кому легко? И они, забыв о несчастном, которому могли бы легко помочь, идут развлекаться.

А Петька возвращается служить в парикмахерскую. Там есть его старший коллега – уже почти подросток. Так он рассказывает грязные истории о посетителях, ведёт себя отвратительно. Петька понимает, что ему самому грозит стать вот таким.

У ребенка нет сил противиться окружающей атмосфере, что-то поменять в ней, хотя бы, набравшись сил на даче, сохранить в себе детскую чистоту. Чувствуется, что здесь герой обречен «пополнить ряды» унылых горожан.

В основе рассказа о Петьке реальная история, которая произошла с однофамильцем писателя – модным парикмахером.

Оцените произведение:

3.35

Голосов: 139 Читать краткое содержание Петька на даче. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание

Парикмахерская, в которой трудился Петя, находилась рядом с кварталом разврата. Её посетители не предъявляли особых требований. Чаще всего клиентами парикмахерской были торговые служащие и швейцары, иногда сюда приходили трудяги и мелкие чиновники.

У Осипа Абрамовича всегда в помощниках был кто-то из подмастерьев — Прокопий или Михайла. Кроме того, у него работали два мальчика. Николке было тринадцать лет, он готовился занять должность подмастерья и очень радовался этому. Мальчик старался вести себя по-взрослому — курил сигары и употреблял в речи нецензурные слова.

Пете было десять, он исполнял лёгкие поручения Осипа Абрамовича, Прокопия или Михайлы. Когда не было клиентов, он любил разговаривать с Николкой. Мальчик разъяснял ему, что обозначают стрижки. Герои часто проводили время возле окна, разглядывая проходящих мимо людей. Местные дамы одевались не по моде, часто ругались матом и прямо на улице распивали спиртное.

Нередко этих женщин избивали выпившие мужчины, но никто не вставал на их защиту. Николка многих знал по именам и рассказывал Петьке истории их жизни.

Будни Петьки

Жизнь Пети не была наполнена яркими событиями, он очень часто скучал. Новый день мало чем отличался от предыдущего. Обычно он с утра до вечера подавал людям воду, стараясь сделать это как можно быстрее, чтобы хозяин не наказал его.

Петька никогда не высыпался, а всё происходящее вокруг казалось ему страшным сном. Он вызывал неприязнь у клиентов парикмахерской из-за невысокого роста, чрезмерной худобы и обильно усыпанного веснушками лица. Кроме того, его руки и шея всегда были в грязи. Странное впечатление о нём создавали и небольшие морщины вокруг глаз — с ними он был похож на постаревшего карлика.

https://youtube.com/watch?v=CgReQBXR2kw

Приятный сюрприз

Один раз судьба преподнесла главному герою сюрприз. Надежда попросила Осипа Абрамовича отпустить Петю с ней на дачу в Царицыно. После этого его скучная и однообразная жизнь заиграла яркими красками.

Мальчик ещё не знал, что такое дача, но в глубине души понимал — это то место, куда он так давно хотел. В ту секунду Петьке позавидовал его товарищ Николка. У него не было мамы и он ни разу не был на даче.

Когда Петя попал на шумный вокзал, его переполнило чувство нетерпения. Оказавшись в поезде, мальчик прилип к окну и стал разглядывать мелькающие пейзажи. Для него всё это было новым, ведь раньше он никогда не был на природе. Мальчик бегал с одной стороны вагона в другую, пытаясь увидеть все картинки. Надежде даже пришлось извиниться перед пассажирами за чрезмерную активность своего сына.

За время короткого путешествия у мальчика пропали морщины под глазами, и он уже не казался таким сонным. Приехав на дачу, Петька почувствовал себя настоящим дикарём. Он понимал свою беспомощность перед природой. Целыми днями мальчик гулял возле пруда, лежал на мягкой траве и смотрел на голубое небо.

Полностью ощутить все прелести природы Петя смог после знакомства с гимназистом Митей. Вместе с ним главный герой первый раз искупался в речке. Мальчики ходили на рыбалку и гуляли по заброшенному дворцу.

Популярные сегодня темы

  • 3 апреля 1886 — рождение Гумилева Николая Степановича в Кронштадте, в семье флотского врача. Через год чета Гумилевых переехала в Царское село, где с 1894 учился мальчик, но слабое здоровье мешало ему полностью усваивать учебную программу.

  • С приходом двадцатого века, приходит, популярное в то время, течение в литературе. Это был символизм. Одним из его лидеров стал В. Я. Брюсов. Этот человек занимался поэзией

  • Повесть «В людях» Максима Горького является одной из частей известной автобиографической трилогии писателя. Повесть была опубликована в 1916 году. Произведение повествует читателю о нелёгком отрочестве тве будущего великого писателя.

  • Автор сказки «Attalea princeps» — Всеволод Михайлович Гаршин. На его счету множество сказок «для взрослых». Только он смог придать сказкам особенный, глубокий посыл.

    9 стр., 4280 слов

    Привитие любви к природе через произведения русских поэтов и …

    … на благо природы, делятся своими соображениями и достижениями со сверстниками, наставляют младших товарищей. Взрослые любят природу … писателя к природе рождается из его любви к человеку, и все его произведения … Сочинение Любовь к природе Природой можно назвать всё окружающее нас. Почвы, водоёмы, растения, животные относятся к нашему пониманию «природы» и составляют его. Каждому с детства известно, что …

  • Главный герой рассказа – десятилетний мальчик Петька. Он младший помощник в парикмахерской. Ему не особо нравится однообразная, «грязная» жизнь в городе, где он рано начинает видеть всю неприглядную сторону мира,

Сюжет рассказа

Десятилетний Петька рано начал привыкать ко взрослой жизни. Родители пристроили его к местному парикмахеру Осипу Абрамовичу. Петькину жизнь в это время можно охарактеризовать как сон, а не реальность. Он как будто заставляет себя не видеть, что происходит вокруг. Вся его жизнь один сплошной страх. Он боится каждого взгляда и слова своего наставника.

По большому счету для Осипа Абрамовича Петька был не ученик, а, скорее, слуга. От тяжелой работы, которую он выполнял у парикмахера, у Петьки не оставалось сил. Его постоянно тянуло в сон.

Единственной мечтой мальчика был отдых на даче в Царицыно, где его мать работала у господ. Наконец, его мечта сбылась. Мать взяла его с собой. Сколько впечатлений мальчик получил еще по дороге, когда ехал в поезде. Пейзаж за окном произвел на него неизгладимое впечатление. Сколько радости у него было на душе, сколько счастья от ощущения того, что он уезжает от ненавистного Осипа Абрамовича.

Приехав на дачу, Петька познакомился с гимназистом Митей. Как много интересного рассказал и показал ему Митя, мальчик-гимназист, который тоже отдыхал в деревне. Наконец Петя мог почувствовать радость детства. С Митей они рыбачили, разговаривали, резвились. Деревенский воздух и полноценный отдых придали здоровья мальчику. С его лица исчезли морщины, взгляд стал веселым и игривым.

Но вся его радость сошла на нет, когда мама сказала ему, что пора возвращаться домой. У Пети случилась истерика, он плакал до изнеможения. Но делать нечего, нужно ехать.

На обратном пути он даже не видел красоты пейзажей, которыми восхищался по дороге на дачу. Прибыв в город, он снова вернулся в парикмахерскую, услышал те же окрики своего хозяина. Жизнь вернулась в старое русло.

Детальная настройка и улучшения связи Wi-Fi

  1. В разделе «Беспроводная сеть» перейдите во вкладку «Профессионально».
  2. Если у вас маленькая квартира и вам большой диапазон не нужен. Установите в «Частотный диапазон» 5 ГГц. Но помните, что данный тип подключения быстрее затухает, но имеет более высокую скорость и чистые каналы.
  3. Для 2,4 поставьте на вкладке «Общие» в поле «Каналы» самый последний канал. Включите «Режим беспроводной сети» в «N» формат.

Для общих рекомендаций установите антенны под углом 45 градусов. Если их три или более, то центральные надо установить под углом 90, а боковые под 45 градусов. Уберите микроволновые печи, радиоприемники, телефоны, которые излучают радиоволны. Установите аппарат так, чтобы на пути следования волны было как можно меньше препятствий. Железо и зеркала полностью убивают волну.

Аксинья

Центральным женским образом является – Аксинья. Она замужем, но любит другого – Григория Мелехова, когда же её муж – Степан Астахов, спрашивает её о правдивости слухов, Аксинья не обманывает и признаётся. Этот эпизод раскрывает её как сильную личность, готовую нести ответственность за свои поступки. Ведь она не побоялась раскрыть правду, не побоялась мужа и общественного порицания. Она готова пожертвовать собой ради настоящей любви и чувств. Аксинья – это прототип русской женщины, как говорится и огонь, и воду, и медные трубы готова пройти ради этих чувств, ради своего мужчины. Она живет, так как велит ей сердце. Но эти порывы страсти причиняют немало горя и ей самой, и окружающим. Аксинью не остановило то, что у Григория появились дети. Даже факт её измены с Листницким – это показатель чувств, насколько ей было больно и на что она пошла, чтобы заглушить эту любовную боль. Страсть и любовь Аксиньи губительна для их отношений. Она стремится полностью занять жизнь и мысли Григория, не оставляя свободного места ни для кого. Дети Аксиньи и Григория не смогли выжить, они являются неким олицетворением их союза и его несостоятельности, губительности такой самоотверженной любви.

Дневник читателя Клюхина по повести «Петька-микроб» Григория Бенционовича Остера

Выпиши из текста слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы:

Кто? – микроб, муравей, ученые, друг, сотрудник, директор, школьник.

Что? – голос, микроскоп, бинокль, язык, игрушки, молоко, бидон, кефир, реактор.

От кого Петька спас свою семью? Запиши свой ответ, опираясь на содержание текста.

Петька спас семью от муравья: «И побежал своей дорогой. А микробы всё хвалили маленького Петьку и радовались, что он спас родную каплю от гибели».

Выпиши из текста 5 слов, разделив их на слоги. Поставь ударения.

2 слога – би-но́кль;

3 слога – ми-кро́-бы;

4 слога – пра-де́-ду-шка;

5 слогов – ди-ссер-та́-ци-ю;

6 слогов – ла-бо-ра-то́-ри-я.

План-конспект урока по сказке С.Маршака “Двенадцать месяцев” методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Разработка урока литературы по сказке С.Маршака “Двенадцать месяцев

Предварительный просмотр:

Тема . «Двенадцать месяцев» : проблемы и герои.

Цель: развивать навык анализа драматического произведения, составления кластера; учить пониманию реального в сказке; акцентировать внимание на добрых чувствах людей. Тип урока: комбинированный

Тип урока: комбинированный

  1. Опрос по домашнему заданию.

II. Актуализация опорных знаний. Беседа по содержанию.

Первое действие, картина 1

– Кто герои этой сказки?

– Напоминают ли они народных героев?

– Какие герои этой пьесы часто встречаются в народных сказках?

– Какие герои явно литературные, не фольклорные?

– Каково отношение месяцев к людям? Как они отзываются о людях? Почему?

Первое действие, картина 2

– Почему королева выбирает написание слова казнить , а не помиловать ?

– Почему профессор говорит о грубой ошибке, ведь эта жизненная проблема не касается предмета, который он преподает?

– Докажите цитатой, что королева – не образованный человек и ей нужно еще много учиться?

Первое действие, картина 3

– Составьте план этой картины.

Второе действие, картина 1

– Почему девочка понравилась месяцам?

Второе действие, картина 2

– Почему сестра и мачеха обманули падчерицу?

III. Постановка цели и задач урока.

IV. Работа над темой урока

1. «Давайте разберемся». Чтение по ролям диалога старухи и дочки со слов «А что, мама, в ту корзину много золота войдет? до слов «Ужинать пора»

2. Ответьте на вопросы .

– О чем мечтают старуха и дочка?

– Как они относятся друг к другу?

– К падчерице? Приведите примеры из текста.

– Какие жизненные ценности они считают главными в жизни? Приведите примеры из текста.

– Почему этих героинь мы называем отрицательными?

– Каково отношение автора к героиням? Как можно обнаружить авторское отношение к персонажам в пьесе?

– Почему падчерицу не любит мачеха и сестра?

– В чем выражается забота мачехи о падчерице?

– Можно ли это назвать истинной заботой?

3. Сравните двух сестер. Напишите их черты характера (составьте кластеры)

добрая отважная

веселая щедрая

злая хитрая

ленивая завистливая

4. Добавьте в предложение пропущенные слова. Запишите его в тетрадь. Пьеса С. Я. Маршака «Двенадцать Месяцев» рассказывает о том, что добро всегда __________ _______ , что силы природы помогают только ______и ________ людям.

5. Проверить, как вы усвоили произведение, помогут вопросы-загадки.

– Самая капризная и легкомысленная?

– Самая сварливая и жадная?

– Самая завистливая и ленивая?

– Самый вежливый и уступчивый?

– Самая терпеливая и добрая?

А теперь распределите названных героев в группы (Положительные герои –

Отрицательные герои-) и запишите в тетрадь.

V. Домашние задание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться .

Разработка практического урока с презентацией по теме:”Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста”.Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д.

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами.

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” – 5-6 кл. UNIT 9. Учитель – Багдасарян Сусанна Гео.

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” – 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель – Багдасарян Сусанна.

План-конспект к уроку музыки в 5 классе на тему: “Мифы и сказки о музыке”.

План – конспект внеклассного мероприятия – интерактивная сказка о народных игрушках. Выполнение народжной куклы их ткани методом перетяжек.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Барин  – хозяин кухарки Надежды, Петькиной матери. Сердобольный и добрый человек, жалеющий мальчика.
  •  Прокопий и Михайла  – ленивые подмастерья Осипа Абрамовича. В отсутствие хозяина они посылают Николку принимать посетителя и смеются над мальчиком за неудачную стрижку. Прокопий часто пропадает ночью, а днем спит за перегородкой. Михайло читает газеты в поисках знакомых посетителей среди криминальных хроник.
  •  Митя  – гимназист из деревни Царицыно, дружелюбный и веселый мальчик, который показал Пете свои игры.
  •  Надежда  – Петина мама. Добрая, бедная и одинокая кухарка. Она искренне любит сына, и пытается заботиться о его благополучии. Отдает  Петю на службу Осипу Абрамовичу в надежде, что он поставит его на ноги.
  •  Осип Абрамович  – строгий попечитель Пети, равнодушный и черствый человек, требующий от мальчика мгновенного выполнения приказаний и часто наказывающий его без повода.
  •  Николка  – дерзкий подросток с плохими манерами поведения. Он давно работает у Осипа Абрамовича, и вот-вот должен стать подмастерьем. Николка хвастается Пете пошлыми историями о посетителях парикмахерской, курит и пьет водку. Слушая его, Петя делает вывод, что Николка разочарованный в жизни человек, в душе которого живет больной ребенок. Когда к мальчику приходит мама, Николка чувствует обиду и тоску, потому что у него нет матери.

Действующие лица

Автор своим произведением учит тому, что каждый ребенок должен радоваться и веселиться, а ни в коем случае работать. Кроме этого, писатель учит ценить каждый счастливый момент в жизни. Для передачи своих мыслей Андреев использует такие образы:

  1. Петька — маленький мальчик, неустанно трудившийся в парикмахерской наравне со взрослыми. Это бойкий и жизнерадостный ребенок, который со временем превращается в жалкого и запуганного мальчишку.
  2. Надежда — мама главного героя, работающая кухаркой. Добрая, милая и отзывчивая женщина. Она сильно любила своего сына, и каждый раз жалела его после тяжелого рабочего дня.
  3. Осип Абрамович — жестокий мужчина, черствый работодатель Петьки.
  4. Николка — тринадцатилетний паренек. Злой, грубый мальчик, лишенный детства. Он работал подмастерье и иногда забывал, что такое детская радость.
  5. Митя — веселый, озорной мальчик. Друг Петьки, который постоянно фантазировал.

Жанр и литературное направление

В ранних рассказах Леонида Андреева (как не раз отмечали критики и как заявлял и он сам) очевидны традиции Диккенса и Достоевского. Именно в этих реалистических традициях в целом выдержано повествование о маленьком обитателе городского дна (тема для реализма ХІХ века отнюдь не новая).

Однако уже и в этом незатейливом рассказе Леонид Андреев обнаруживает то свойство своего таланта – современность поворачивать к читателю гранями и гримасами обречённого мира, – за которое при жизни писателя его причисляли то к «декадентам», то к «символистам», а посмертно даже пытались объявить отцом русского экспрессионизма.

Темы

Тематика рассказа «Петька на даче» поможет аргументировать свою точку зрения в любом эссе, родственном по содержанию:

  • Основная тема в рассказе «Петька на даче» — детство. Что чувствует ребёнок, попавший в совсем не детскую обстановку? Он превращается в маленького старичка с тонкими морщинами, становится беспомощным и запуганным, не видит ничего, кроме грязной парикмахерской, не чувствует ничего, кроме грубости Осипа Абрамовича. Ребёнок – это ещё не сформировавшаяся личность. То, что заложат в него взрослые, может остаться с ним на всю жизнь. Мальчик может просто потерять детство, находясь в бесконечно повторяющихся днях, не наполненных новыми впечатлениями, не дающих ему ничего, кроме муки. Герой всё время хочет спать, потому что чувствует в этом отдушину и бегство от реальности. Его постоянное ощущение бесконечного сна становится верой в то, что когда-нибудь он проснётся. И он, действительно, просыпается, когда поезд несёт его в новый и чистый мир. Такой контраст заставляет читателя увидеть состояние ребёнка.
  • Противопоставление бедности и богатства, города и деревни также заставляет нас задуматься над тем, как глубока пропасть между этими крайностями. Николка — как раз тот человек, который наверняка пронесёт в себе те злобные и грязные чувства, впитав их в себя в детском возрасте, ведь он брошен в городской среде на произвол судьбы. Он перестал сопротивляться, поэтому от его взгляда всегда исходит некое презрение к окружающему миру, дерзость и ухмылка, посланная нелёгкой действительности. Митя, в противовес мальчикам, вырос на воле, где он предоставлен природе и свету. В весь как бы пропитан солнцем: он весёлый, смелый, общительный и открытый. Он занимается тем, что любит: изучает вместе с Петей развалины старинного дворца, рыбачит и придумывает различные игры.
  • Также в рассказе основной темой является любовь. Она исходит от матери Пети, которая всеми силами пытается улучшить жизнь ребёнка, но пока ей это мало удаётся. Она уговорила барина разрешить привезти своего ребёнка к ним на время. Когда Надежда с сыном едет в поезде, она не пытается его остановить или отругать за то, что он бегает от окна к окну и наблюдает за голубым небом. Напротив, она защищает его от господина, нахмуренно глядящего на мешающего ему ребёнка. В конце своего путешествия Петя шепчет маме, чтобы она спрятала удочку, с которой он ходил на рыбалку. Она в ответ обещает выполнить его просьбу, говоря о том, что, может быть, Петя сможет снова посетить дачу. Надежда радуется тому, что ребёнок окреп на воле. Также тема любви звучит в новых детских ощущениях Пети: он любит цветы, которые растут на полянке, он следит за красотой неба, по которому плывут маленькие белые облачка. В нём просыпается привязанность к природе. Всё пережитое он вряд ли забудет по приезде в город. Такие впечатления останутся в маленьком сердце и будут жить в нём до новой поездки за город.
  • Тема бедности – одна из острых тем, затронутых автором в рассказе «Петька на даче». Немытый Петька, грустная и одинокая Надежда, которая не может содержать своего сына – это первый план. А на заднем плане, как декорации к страшной обстановке, читатель видит грязную парикмахерскую. На стене висит картина с изображением нагих женщин, пыльная и засиженная мухами. Перед нами предстаёт и бедный духовно квартал, где расположены неподалёку от парикмахерской дома «дешёвого разврата». В окрестностях бесконечно слышится ругань, жители и прохожие постоянно наблюдают драки и пьянство. Л.Н. Андреев описывает, как муж бьёт свою пьяную жену на улице, и она лежит на земле с растрёпанными волосами. И на этом фоне находится ребёнок, чьё сознание ещё не сформировано. Все неясные ему ужасы происходят на его глазах. Он растёт в безобразной среде, день за днём проживая одинаково и серо, поэтому иссушается его душа.
  • Среди этого хаоса духовной и материальной нищеты можно разглядеть еле-еле проглядывающуюся, но такую важную тему, на которую хочется уповать ежедневно – это надежда. В Пете, бесспорно, останется надежда на возвращение в Царицыно, на встречу с Митей. Светлая надежда звучит в словах матери: «Может, ещё приедешь». Ведь на даче осталась удочка, ведь жизнь не заканчивается одной парикмахерской, ведь где-то она всё-таки есть, и Петя её нашёл! Не зря его мать зовут Надеждой, ведь именно она повезла его в мечту, она показала ему новый чудесный мир.

Сюжетная линия

История начинается с описания женщины Надежды, которая сама воспитывала сына по имени Петька. Она не скрывала, что ей было очень тяжело в одиночестве прокормить мальчика. Когда ребенку исполнилось 10 лет, она договорилась с владельцем парикмахерской Осипом Абрамовичем, чтобы он принял ее сына к себе на работу. Тот, в свою очередь, пообещал сделать из него настоящего человека. Однако в работу мальчика входило только подметание пола, где полно́ всяких микробов и мусора.

Единственным другом несчастного мальчика был Николка. На самом деле он был ровесником Петьки, но считал себя гораздо старше. Он много курил, неприлично выражался и не стеснялся рассказывать неприличные истории о женщинах.

Жизнь несчастного мальчика Пети была невыносимой. Каждый день он слышал только ругань и крики от хозяина и клиентов парикмахерской. Ему приходилось ежедневно выполнять всю грязную работу. Окна этого здания выходи́ли на убогую улицу, где всегда валялись пьяницы и бездомные. У Пети никогда не было выходных и праздничных дней. Вся его жизнь казалась ему мрачным сном, который никак не заканчивался.

За все это время тяжкой работы мальчик сильно похудел, на его лице появились мелкие морщинки. Петька каждый день мечтал покинуть это жуткое место работы и просил об этом свою мать. Но бедная женщина не могла себе этого позволить. Однажды она пришла к хозяину парикмахерской и попросила отпустить ее сына на дачу, где она подрабатывает кухаркой. Именно так Петя впервые покатался на поезде, и это маленькое путешествие поразило его воображение.

На даче мальчик быстро освоился, он бегал босиком, валялся на траве и даже завел себе друга, который показал ему самые красивые места и научил ловить рыбу. В этом месте Петьку как будто подменили, он снова стал веселым, его морщинки исчезли и мальчик чувствовал себя счастливым.

Но совсем скоро счастливые моменты закончились. Надежда получила письмо от Осипа Абрамовича, в котором он требовал вернуть маленького помощника на работу. Узнав об этом, Петька долго плакал, но понял, что это его участь. Мальчик снова вернулся в злорадную парикмахерскую и зажил прежней жизнью.

Автор в произведении описал душевные переживания и томления маленького человечка, который лишен всех радостей жизни. Писатель своим произведением хотел сказать, что каждый ребенок имеет право на счастливое и беззаботное детство.

Характеристика текста

Чтобы понять основную мысль и главный замысел автора, необходимо сделать подробный анализ. «Петька на даче» — произведение, которое относится к жанру остросоциальной прозы. Главным героем является десятилетний мальчик по имени Петя. Автор представил на суд читателям его, как исхудавшего мальчишку, который родился в бедной семье и теперь вынужден работать, чтобы хоть как-то прокормиться.

Композиционное построение текста имеет кольцевую структуру, так как начинается и заканчивается рассказ одним и тем же эпизодом, когда мальчик трудится в парикмахерской.

Главной отличительной чертой произведения является сопоставление двух миров, а именно:

  1. Мрачного квартала города.
  2. Описание дачи.

Нахождение за городом мальчик воспринимает как подарок из детства. Ярким художественным аспектом в рассказе является ранее появление морщин на лице ребенка. Работая без праздников и выходных, мальчишка превращается в состарившегося карлика, и только приезд на дачу меняет его жизнь в другую сторону. Там он чувствует себя полноценным ребенком, который радуется каждому моменту.

После публикации произведения критики были в восторге, давали только положительные оценки и писали отзывы. «Петька на даче» — это рассказ о социальной несправедливости существующего общества, когда ребенок лишен всякой возможности наслаждаться своим положением, и вынужден работать.

Заключение

Образ Петьки из рассказа Леонида Николаевича Андреева заставляет задуматься о том, что однообразный труд на протяжении многих дней очень тяжёл для людей, и особенно для детей. Для того чтобы дети были здоровые и счастливые, им надо часто быть на природе и много играть. Трудиться детям полезно, но в меру, чтобы работа была им в радость. Взрослые, обучая детей ремеслу, должны относиться к ним по-доброму. Условия труда должны быть полезными для здоровья детей. Работать нужно на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении, а не в «парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи». Как только ребёнок устал и потерял интерес к работе ему нужно хорошо отдохнуть — например, поиграть, погулять, послушать сказки, поесть, поспать. Вновь приступать к работе нужно только после того, как у ребёнка появится желание трудиться.

Вам также будет интересно почитать:

Иешуа Га-Ноцри из романа «Мастер и Маргарита»

Тихон Щербатый из романа-эпопеи «Война и мир»

Дон Кихот из романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Краткое содержание рассказа А. П. Чехова «Беглец»

Характеристики героев пьесы А. Н. Островского «Гроза»

Краткое содержание рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: