Содержание
Маршак переработал фольклорную сказку в пьесу с сюжетом, который в тот момент казался ему особенно важным. Он написал новую сказку, адресованную «новому», советскому читателю-ребёнку.
Накануне Нового года юная королева отдала приказ: того, кто принесёт корзину подснежников, она наградит золотом. Королева не просто желает подснежников, она хочет нарушить ход времени по своей личной прихоти. Снежной зимней ночью жадная мачеха с её родной дочерью прогнали падчерицу из дома в лес, чтобы она нашла подснежники, которые цветут только в апреле. Падчерица была в отчаянии, но ей посчастливилось встретить двенадцать братьев, каждый из которых отвечал за свой месяц. Они согласились помочь девочке и по очереди читали заклинания, чтобы наступил январь, потом февраль, март и, наконец, апрель. Падчерица вернулась домой и корзиной подснежников и колечком, подаренным ей Апрелем.
Памятная монета «Дванаццаць месяцаў» («Двенадцать месяцев»)
Пока падчерица спала, её сводная сестра украла колечко и отнесла подснежники во дворец вместе с матерью. Однако жадная и эгоистичная юная королева захотела сама посмотреть место, где зимой растут подснежники, поэтому падчерицу заставляют снова идти в лес. Падчерица пожаловалась королеве, что у неё забрали колечко. Но королева, взяв его у мачехи, бросила в прорубь. Падчерица успела произнести волшебные слова. Из-за этого начали меняться сезоны. Почти все придворные бросили королеву и убежали. Появился Январь и предложил всем загадать по желанию. Королева пожелала вернуться домой, профессор — чтобы времена года были на своих местах, мачеха с дочкой — шубы. Получив шубы, они начали ругаться друг друга, «лаяться», и превратились в собак.
Падчерице месяцы дали сани, запряжённые лошадьми, на которых все смогли уехать из леса. Месяцы помогли добрым людям, которым нужно помочь, и наказали тех, кто этого заслуживал.
Краткое содержание сказки
Анализ сказки невозможно представить без краткого содержания «Двенадцать месяцев». Рассмотрим сюжет. Как-то раз молодая королева, тоже сирота, в зимнюю пору захотела получить подснежники. Но как известно, в это время года цветов просто не бывает, поэтому достать их не представлялось возможным. Чтобы те, кто будут вести поиски, старались лучше, королевой был издан указ, согласно которому в случае успешного выполнения задания человек должен был получить в награду золото. И не просто кусочек, но до верха наполненную корзину. Нетрудно догадаться, какая мысль пришла на ум злой мачехе несмотря на лютые лесные морозы — она быстро отправила за цветами свою падчерицу.
Далее, продолжая краткое содержание «Двенадцать месяцев», увидим, что произошло с бедной падчерицей. Девочка была честной — мы это уже отметили, и ей в голову не могла придти мысль прибегнуть к обману и не ходить в холодный лес. Отправившись на поиски, главная героиня потеряла дорогу и ее ждала гибель от холода, однако случилось чудо. Встретив на лесной поляне двенадцать месяцев, которые были братьями, она была спасена. Братья не только согрели ее, но и сделали драгоценный подарок — корзину с подснежниками. Однако было одно условие — девочка должна была пообещать, что будет молчать об этом чуде и не расскажет о существовании братьев-месяцев.
Во время проведения анализа сказки «Двенадцать месяцев» обратите внимание на реакцию королевы. Ее удивлению не было предела, и она потребовала объяснить, откуда взялись цветы
Но падчерица не выдала тайны, после чего королева отдала указ утопить непокорную девочку.
Завершая краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев», скажем, что в итоге с братьями-месяцами повстречались и молодая королева, и мачеха со своей дочкой. Эта встреча сильно повлияла на королеву, и она изменилась, к тому же изменилось и ее отношение к окружающим.
Развязка. Вот вам и подснежники
А потом по опустевшему лесу она побежала домой. И братцев-месяцев больше не встретила.
Дома она высыпала подснежники из фартука на лавку, поставила наполненную корзину перед изумленными мачехой и сестрой, и рассказала им все, как было.
— Почему же тебе братцы-месяцы больше ничего не подарили? — спросили они, когда девочка закончила.
— Так ведь я и не просила ничего, — пожала она плечами.
— Дура ты, дура! — ответила ей сестра. — А вот я бы так просто не ушла, я бы сообразила. Меня бы один месяц земляникой одарил, другой — грушами да яблоками, третий бы грибочков насобирал…
— А мы бы потом все продали и обогатились, — подхватила мачеха. — Какая ты умная, дочка! А что подснежники? Подумаешь, цветы… Сходи-ка ты, дорогая, сама в лес и разберись с этими месяцами.
Схватила та шубку, платок, рукавицы, да и за порог.
Прошла немного, а мороз трещит, лес вокруг совсем дремучим стал, и снег все глубже. Вдруг видит — все, как рассказывала насобиравшая подснежников сестра. Вот и поляна, горит на ней жаркий костер, а вокруг сидят двенадцать братьев-месяцев и о чем-то разговаривают.
Не стала замерзшая сестра здороваться с ними и церемонии разводить, сразу подошла к костру, чтобы согреться.
— Это кто ж такая? — воскликнул Январь, ударив посохом по земле. — Откуда?
Девочка и ответила ему, что она сестра той, которой здесь подснежников позволили набрать. А ей самой, мол, нужны подарки. Значит так. От Июня — земляники, от Июля — огурчиков, Август пусть даст яблок и груш, Сентябрь — орехов побольше…
— Не бывать лету посреди зимы! — рассердился Январь. — Уходи, мы тебя не знаем!
— Да я и не к тебе пришла, — возразила жадина. — Мне летние месяцы нужны. А с зимнего месяца и взять нечего — снег да лед.
Взмахнул старик своими рукавами, и загудел такой ветер, началась такая метель, что снежной пеленой заволокло все — от неба до земли. Перепугалась мачехина дочка:
— Эй! — кричит. — Уймись! Я не хочу!
Да где там! Совсем замело ее снегом, и провалилась она в сугроб.
А мачеха не дождалась ее, побежала в лес искать. Никого не нашла, только сама замерзла и пропала.
Такова история этих героев «Двенадцати месяцев» Маршака.
Анализ 2
Сказку «Двенадцать месяцев» знают не только дети, но и взрослые, это любимая сказка многих людей. После прочтения остается ощущение того, что добро всегда побеждает зло и справедливость восторжествовала, не смотря на интриги злых людей.
В этом произведении на стороне добра выступает Падчерица, она умна, проста, послушна и всегда готова помочь. Мачеха и ее дочь, совсем злые и ненавистные люди, они не любят никого на этой земле кроме себя.
Поэтому всю самую грязную и тяжелую работу они поручают Падчерице, которая в свою очередь все выполняет и ни разу не пожаловалась на свою судьбу. Однажды зимой в самый лютый мороз, мачеха послала падчерицу идти в лес за подснежниками.
Девушка думала, что мачеха шутит, но когда поняла, что нет, очень расстроилась, ведь понимала, что цветов зимой в лесу нет. Но послушав задание, одела свое тонкое пальто и шапку, взяла корзину и пошла лес.
Погода была настолько суровая, что не видно было ничего, только снег и метель. Так бродила девушка по лесу, ужасно замерзла, но не нашла никаких цветов. Когда девушка уже стала почти замерзать, она увидела среди деревьев огонь, пошла на этот свет и встретила 12 месяцев.
Они сидели возле огня и просто разговаривали друг с другом, когда пришла к ним девочка они сразу ее узнали. Так как в любую погоду и зимой и летом, девочка всегда работала и все месяцы ее хорошо знали.
Они спросили девочку, зачем та пришла лес, она им и рассказала о своей беде. Вот после долгого совещания месяцы решили на несколько минут дать апрелю прийти, чтобы девочка собрала на поляне подснежников.
Вот когда один месяц сменялся другим, вскоре пришла весна, снег растаял, и расцвели цветы, девочка набрала полную корзину подснежников. Месяцы предлагали забрать ее мачеху и сестру, но девочка не согласилась, сказала, что ей нужно отнести домой цветы и жить дальше.
Но вскоре вернувшись, домой, девочка опять оказалась в немилости у семьи. Ведь королева написала приказ, кто принесет корзину подснежников тому и даст много денег, вот корзину во дворец понесли мачеха и ее дочь.
После того как королева получила цветов, она предложила всем вместе поехать в лес, и рассказать на какой поляне есть такие цветы. Но мачеха с дочкой тут же признались, что это падчерица их принесла. Вскоре ее опять заставили идти в лес, только в сопровождении стражи и королевы.
В итоге добро победило зло, 12 месяцев проучили мачеху, королеву и сестру, в сказке восторжествовала справедливость, а злые мачеха и сестра были превращены в собак.
Встреча с месяцами
Огромный костер горит посреди поляны — яркий, жаркий. А вокруг него сидят люди и тихо переговариваются.
«Вот, странно, — думает путешественница. – И не охотники вроде, а и на дровосеков не похожи. Одежда вон какая нарядная, богатая — все из материи золотой, серебряной да из бархата зеленого».
Троих стариков среди сидящих насчитала она, троих среднего возраста, трех юношей. А вон у самого огня и еще три — те совсем мальчишки. Кто же эти люди?
Тут старик, ближе всех находящийся к ней, вдруг обернулся. А до чего грозен, бородат, броваст! Испугалась девочка, хотела убежать, да спросил ее дед: кто ты, откуда и зачем пришла?
Девочка рассказала ему свою историю: подснежники, дескать, нужны. И пустую корзинку показала. А тот рассмеялся недоверчиво: ну и выдумщица!
Девочка ответила, что не пустят ее домой, если вернется она с пустой корзинкой. Мачеха злее, чем мороз. Придется ей остаться в лесу и замерзнуть. И горько заплакала.
Тут заговорили между собой мужчины, зашумели. Поднялся вдруг один из них — это был молодой парень с шубкой, накинутой на одно плечо, и обратился к старику: «А уступи-ка мне свое место, братец Январь!»
«Так ведь еще Февраль между нами!» — возразил Январь, показывая на лохматого старика с растрепанной бородой.
А Февраль, тоже девочку хорошо знавший, заметил:
Урок литературы в 5 классе Тема: С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Пьеса-сказка и её народная основа
Организация: Филиал МБОУ «Большеокуловская СШ» — «Поздняковская ОШ»
Населенный пункт: Нижегородская область, г. Навашино, с. Поздняково
Пьеса-сказка и её народная основа.
Цель: расширить круг наших нравственных представлений на основе сказки С. Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
Задачи:
-прочитать и проанализировать сказки С. Я.Маршака «Двенадцать месяцев»;
-определить особенности пьесы как жанра;
-помочь увидеть философский смысл произведения на основе сказки «Двенадцать месяцев».
РЕБЯТА!!!!!ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ЗАПИСИ ПО УРОКУ ВЫПОЛНЯТЬ В
РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ!!!
(ЭТО ВАША КЛАССНАЯ РАБОТА НА ОЦЕНКУ)
- 1 Задание: Пройди по ссылке https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16097118302109641899&from=tabbar&parent-reqid=1616223164707428-328857333127071976400129-production-app-host-vla-web-yp-372&text=с.я.маршак+биография+5+класс
- посмотри видео
- на основе данного видео запишите основные биографические сведения о писателе.
Для того, чтобы выполнить задания и проверить результат, НЕОБХОДИМО зарегистрироваться на сайте: «РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА» https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/?lesson=7402
как «УЧЕНИК» !!!
2 Задание: открой раздел « НАЧНЁМ УРОК»
-Ознакомьтесь с целями и задачами урока
-Установите соответствие между изображением персонажа и названием произведения.
- 3 ЗаданиеДалее нажимаем кнопку ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ,
- смотрим видео и выполняем
«ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ» ( 1-14)
« КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ» В1 ( 1-3)
« КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ» В2 (1-3)
4 Задание: закрепи изученный материал по учебнику «ЛИТЕРАТУРА 5 класс» под ред. В.Я.Коровиной: ОНЛАЙН-
https://s.11klasov.ru/429-literatura-5-klass-uchebnik-v-1-2-kniga-i-broshyura-fonohrestomatiya-korovina-vya-i-dr.html
стр. 90-91;
стр.108-111
5 Задание: Выписать в тетрадь определения
Пьеса-сказка – это один из литературных жанров, который объединил в себе народную сказку и уличное представление.
Пьеса – произведение драматургического характера, предназначенное для театральных постановок.
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Пословица – это изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме.
Идиома – это лингвистический термин, обозначающий выражение (оборот речи), употребляющееся как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей.
Список литературы
Обязательная литература:
- В. Я. Коровина. Литература. 5 класс: в 2-х частях: ч.2 // Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Москва : Просвещение, 2018. 292 с.
Дополнительная литература:
- Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: практическая методика: книга для учителя. Москва : Просвещение, 2007.
- Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. Москва : Дрофа, 2007.
Открытые электронные ресурсы:
- Толковый словарь Ожегова / https://slovarozhegova.ru/letter.php?charkod=207
- Самуил Яковлевич Маршак – https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16097118302109641899&from=tabbar&parent-reqid=1616223164707428-328857333127071976400129-production-app-host-vla-web-yp-372&text=с.я.маршак+биография+5+класс
3.Школьный словарик «Писатели в учебной литературе» / Самуил Яковлевич Маршак / https://static.my-shop.ru/product/pdf/45/444638.pdf
4. https://resh.edu.ru/
6 Задание:
ОЦЕНОЧКИ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ ВАМ ВЫСТАВИТ ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛАТФОРМА РЭШ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ВСЕХ ЗАДАНИЙ!
2)ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Подготовить инсценированное чтение текста « Двенадцать месяцев».
(сделать аудиозапись и прислать на почту)
2. Сделать афишу к сказке.(сделать фото и прислать на почту)
Приложения:
-
file0.docx.. 130,3 КБ
Опубликовано: 24.03.2021
Развитие событий
Бредет бедняжка, еле ноги в валенках из сугробов вытаскивает, платок на голове удерживает, да глаза прикрывает от снега колючего и ветра ледяного. А ночь стоит черная — ни звезд на небе, ни луны. Лишь снег под ногами светел.
Дошла наша героиня до поваленного дерева: если все равно замерзать, так почему не здесь? Села на ствол и сидит.
И вдруг видит — засветился далеко-далеко, в лесной чаще огонек, словно звездочка.
Обрадовалась горемыка. «Только бы не погас!» — подумала. И пошла, полезла через бурелом и чащу, раздвигая снежные ветви и спотыкаясь.
«Гори, гори, огонек!». А он не только не гаснет, а все ярче становится. Вот уже и дымком потянуло, и слышно стало, как хворост в огне потрескивает. Из последних сил дошла девочка до той полянки. Да и замерла от удивления.
Умные вещи
Сказка-комедия «Умные вещи» повествует о торговой лавке, где старик продавал диковинные предметы: скатерть-самобранку, шапку-невидимку, сапоги-скороходы и прочее. Однажды доброму и честному музыканту приглянулись дудка и зеркальце, но денег у него не было. Продавец диковинной лавки отдал ему предметы даром с условием возврата через год. Однако музыканта обманул алчный купец и завладел его вещами, а самого отправил в тюрьму. Однако умные предметы не стали служить новому владельцу и не принесли ему пользы. Добро побеждает зло: музыканта освободили, а жадный купец был наказан.
Дуальность мира
Наш мир, дуальный мир, как бы разделен на два народа. И вся история человечества отслеживает постоянные войны: между государственными системами, между государствами, внутри государств тоже неоднородно (отсюда революции). Даже в семьях одни дети ближе и родней матери, другие – отцу. И много бывает обид на то, что одного ребенка больше любят, а другого меньше. То есть разделение идет по всем планам бытия (что наверху, то и внизу; что в малом, то и в большом).
Конечно же само разделение это плохо, но у него есть и свои положительные стороны (как у любого явления в нашей жизни): мы быстрее развиваемся и получаем много опыта именно во время серьезных испытаний. Много передач смотрела по телевизору, да и книги читала о жизни великих людей. Столько труда и невзгод, что диву даешься: как они выжили, откуда бралось столько жизненной силы? А сколько для людей сделали! Это и Святые всех времен и народов, великие ученые, поэты, музыканты, воины! Невольно сравниваешь их судьбы с судьбой падчерицы из сказки.
Театральная версия произведения
Во дворце молодая неумная Королева издала указ о том, чтобы во дворец к Новому Году доставили корзину подснежников. Обещана щедрая награда тому, кто выполнит высочайшее пожелание.
А тем временем в одной деревенской избушке сидят Дочь и ее Мать, которым очень хочется во дворец и получить награду, но искать подснежники зимой не хочется. И тогда они отправляют в лес за подснежниками Падчерицу.
В чудесном зимнем лесу живут говорящие звери. Белки с зайцем играют в горелки и болтают со старым вороном.
Падчерица бредет по лесу и понимает, что скоро просто замерзнет. Она забирается на ветку дерева, чтобы не стать добычей волка и дремлет.
Ей снится сон, что умершая мать идет ей навстречу с горящей лампой. Просыпается, глядь — а впереди, среди чащи, и в самом деле сверкает огонек.
Падчерица слезает с дерева и выходит к костру, у которого разговаривают братья-месяцы. Тронутый ее историей, Апрель просит час у своих братьев, чтобы девушка успела набрать цветов и вернулась домой, не замерзнув в лесу.
Они помогают девушке, а Апрель преподносит ей свое кольцо, которое, случись трудная ситуация, поможет из нее выбраться. Месяцы строго-настрого наказывают девушке никому не говорить о встрече с ними. Она клянется.
Падчерица приносит домой корзину с цветами и тут же засыпает, уставшая. Родная дочь старухи крадет у нее кольцо. Затем они отправляются во дворец с подснежниками. Проснувшаяся Падчерица умоляет мачеху с сестрой вернуть ей кольцо, но ее не слушают.
Во дворце королеве очень хочется узнать, где же эти двое — женщина и девочка — умудрились отыскать цветы в зимнем лесу. Те сочиняют историю о чудесном месте, где прямо на снегу можно собирать и грибы, и ягоды, и подснежники.
— Отправляемся туда все вместе! — решает Королева. Испуганные неминуемым разоблачением, старуха и ее дочь признаются, что цветы принесла из лесу Падчерица.
Но Королева не меняет своего решения и вместе с придворными отправляется в лес, приказав Мачехе, ее родной Дочери и Падчерице сопровождать их.
В лесу Королева требует у Падчерицы показать, где она собирала подснежники. Та отказывается. Тогда разгневанная, она отбирает у Падчерицы шубку, угрожает казнить и швыряет ее кольцо в прорубь. Девушка успевает лишь произнести волшебные слова и тут же исчезает.
И сразу приходит весна, а следом — лето. На Королеву вдруг выходит из лесу медведь. Придворные разбегаются, только Старый Солдат и Профессор, ее учитель, защищают ее.
Далее наступает осень, льет дождь, налетает холодный ветер. Придворные, бросив Королеву и забрав лошадей, возвращаются во дворец. С ней остаются только Профессор, Старый Солдат да Мачеха с Дочкой. И вновь приходит зима со снегом и стужей. Можно бы ехать домой на санях, но лошадей-то нет. Королева мерзнет.
Экранизации
- Мультфильм «Двенадцать месяцев» (1956 год, студия «Союзмультфильм») принёс всесоюзную популярность пьесе С. Маршака. Сценарий для него написал Самуил Маршак в соавторстве с драматургом Николаем Эрдманом.
- Двухсерийный фильм «Двенадцать месяцев» (1972 год, студия «Ленфильм») создавался, когда Самуила Маршака уже не было в живых. Консультантом на площадке выступал его сын — Иммануэль Маршак. Благодаря его поддержке фильм всё-таки был выпущен на экран. Премьера состоялась 1 января 1973 года.
- Мультфильм «Двенадцать месяцев» (1980 год, японская анимационная студия «Toei Animation» совместно с «Союзмультфильм») снят в стиле аниме и был показан 31 декабря 1980.
- Фильм «12 месяцев. Новая сказка» (2015 год) создан по мотивам пьесы Маршака. Современная девочка Лиза случайно попадает в волшебный мир, в котором не наступит Новый год, пока кто-то не принесёт принцессе Анне корзину подснежников. В картине множество дополнительных персонажей и линий, но основа заимствована из оригинальной пьесы Маршака.
Анализ волшебного произведения
Сказка учить детей совершать лишь только хорошие и добрые поступки. Главная героиня постоянно терпит унижения и обиды, но не становится злой, поэтому ее и награждают богатыми подарками в конце.
Другое дело ее сестра и мачеха, которые злые и жадные, поэтому они в сказке и превращаются в собак.
Интересным фактом является и то, что в этой сказке для детей есть фольклорные элементы. В тексте очень много живых фраз и народный говор
В речи зверей очень много эпитетов, но особенно интересна речь главной героини, которую читатель не знает, как звать, но это оказывается совсем неважно. Речь падчерицы льётся, словно речка, она идеальная, мелодичная и плавная
Когда читал эпизод про шубы, смеялся до слёз. Так им и надо злым и жалким!
Да, сложно поверить, что девочка столь капризна, что придумала такой приказ. А ведь королева должна быть рассудительной и мудрой!
Запоминающийся эпизод про братьев-месяцев. Никогда не представлял, как могут они выглядеть!
В замечательной зимней сказке С.Маршака рассказывается о чуде, случившемся с маленькой девочкой на исходе года. Данная волшебная история позволяет проникнуться очарованием зимнего леса и почувствовать новогоднюю атмосферу, а также убедиться в том, что плохих людей неминуемо постигнет наказание, а счастливы будут лишь те, чья душа наполнена любовью и светом. Кроме того это поучительный рассказ о трудолюбии: сама природа помогает тем, кто работает с удовольствием и не требует награды.
Сказочная история начинается с неисполнимого каприза вздорной королевы, пожелавшей получить подснежники в обмен на золото. Всем понятно, что цветы зимой не растут, но злая мачеха все равно гонит нелюбимую падчерицу в лес на верную погибель. Доброй и ласковой героине суждено замерзнуть в лютую стужу, но ее спасает чудесная встреча с таинственными братьями-месяцами, которые одаривают ее редкими для декабря цветами.
Девочка не знает своих спасителей, но они хорошо с ней знакомы: встречали ее то набирающую воду, то таскающую дрова, то склонившуюся над грядками. Братьям известно, что кроткая и трудолюбивая девочка вынуждена терпеть злобные придирки мачехи, оставаясь при этом доброй и приветливой.
Братьев-месяцев – главных позитивных героев сказки – писатель показывает справедливыми и честными. И это естественно для природных сил. В их власти карать за злые намерения. Доказательства этому легко встретить не только в сказке, но и в реальной действительности.
Персонажи сказки не наделены именами. Ни падчерица, ни королева, ни мачеха не имеют собственного имени. Подобным приемом автор показывает целостное общество, без разделения на личности. В каждом герое воплощена собственная прослойка. Сирота явилась олицетворением бедного и трудолюбивого народа, в королеве нашли отражение безжалостность и глупость, свойственные правителям, в советниках легко заметить подхалимство и трусость чиновников.
В сказке только месяцы имеют имена. В собирательном образе братьев заключено все могущество природы, дающей человеку возможность дышать, добывать пищу, продолжать род. Не всегда люди умеют ценить то, что их окружает. Как и недалекая сказочная королева хотят лета, а не зимы, ругают осадки. А ведь в природе любая погода является звеном обязательной цепи, обеспечивающей существование жизни.
Сказка о двенадцати месяцах учит тому, как важно быть добрым и отзывчивым, уважать труд и всегда сохранять человеческий облик
Горя бояться — счастья не видать
Произведение «Горя бояться — счастья не видать» рассказывает о Горе-Злосчастье, которое путешествовало по свету, обманным путем переходя от человека к человеку. Дойдя до царя и разорив государство, Злосчастье попадает к солдату, который отказывается обманывать людей и передавать несчастья дальше. Горе пытается запугать служивого различными бедами, но тот не поддается страхам. Обманом служивый запирает Злосчастье в табакерке и возвращается к невесте Насте. Табакерка впоследствии остается у жадных царя, дровосека и купца, и Горе забирает их в тартарары. Солдат и Настя женятся.
Персонажи пьесы
В пьесе участвует довольно много действующих лиц. Словесный портрет героев произведения отражает их характеристики:
- Падчерица. Главная героиня, скромная, трудолюбивая сирота.
- Старуха. Злая мачеха, которая не жалеет приёмную дочь.
- Дочь старухи. Ленивая, жадная, и этим похожа на свою мать.
- Королева. Капризная девушка, которая не слушает советы взрослых.
- Профессор. Внешне он похож на астролога, старается учить Королеву, несмотря на её капризы.
- Солдат. Немолодой, старый служака.
- Двенадцать братьев. Каждый из них олицетворяет собой один из месяцев природного года.
- Придворные. Они трусливые и соглашаются со всеми капризами Королевы.