ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современной России особенно актуально стоят вопросы патриотического воспитания и формирования концепции национальной идеи. В рассматриваемых памятниках древнерусской культуры — «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет» идея патриотизма представлена наиболее ярко. Древнерусская литература в лучших своих произведениях стремилась к разрешению важных, насущных задач народной жизни и государственного строительства. Оборона родины, объединение Руси – именно эти идеи пронизывают данные произведения литературы. Образы защитников Отечества, их речи и поступки не менее актуальны и для наших современников.
Целью настоящего исследования является рассмотрение образа князей и и их дружин на основе исследований памятников древнерусской культуры – «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет».
Цитатная характеристика
В «Слове о полку Игореве» автор дает достаточно скудную характеристику всех второстепенных персонажей, в том числе и Всеволода. Однако несколько цитат из поэмы позволяют читателю составить общий образ князя Трубчевского и Курского:
- «…Молодых настало время славить нам:Слава князю Игорю,Буй-тур Всеволоду…».
- «…Славный яр-тур Всеволод! С полками В обороне крепко ты стоишь…».
- «…Игорь-князь с могучею дружиной Мила-брата Всеволода ждет…».
- «…Славный яр-тур Всеволод!..».
Таким образом, рассказчик намеренно делает акцент на грозном прозвище Всеволода, его молодом возрасте и близким отношениям с братом. Если обратиться к истории, то также можно увидеть, что Игорь и Всеволод никогда не враждовали между собой, а наоборот – поддерживали друг друга и сражались плечом к плечу не один раз.
Характеристика героев
Социально-экономическое положение Руси в XII веке
В XII веке Русь находилась в периоде политической и экономической нестабильности. После распада Киевской Руси на множество мелких княжеств, власть была разделена между князьями, что привело к постоянным войнам и конфликтам. Экономически же, Русь была в основном аграрной страной, где основным занятием населения было земледелие и скотоводство. Торговля и ремесло развивались медленно, но уже начали играть важную роль в экономике Руси. В целом, социально-экономическое положение Руси в XII веке можно охарактеризовать как нестабильное и развивающееся, но с большим потенциалом для будущего роста и процветания.
Сочинение Жертвы темного царства в пьесе Гроза
Социальная несправедливость описывалась Островским и в прочих его творениях, однако в «Грозе» существует целый перечень жертв времени и обстоятельств. Кто же к ним относится? Конечно же, главная героиня – Катерина Кабанова.
Автор описывает ее как добрую, покладистую, честную молодую женщину. Муж ей антипатичен, но она старается свыкнуться с той мыслью, что живет с ним, пытается отыскать в нелюбимом мужчине что-то хорошее. Противопоставлена ей скверная баба Кабаниха, которая ненавидит Катерину и всегда готова вывести ее из себя. Можно сказать, что она всякий раз пытается морально сломить невестку.
И если Катерине «темное царство» чуждо, то Кабанихе, напротив, в нем комфортно и привычно. Мало того, она чувствует в таких условиях свое превосходство. Однако Кабаниха – не главный создатель так называемого «темного царства». В нем имеет вес тот, у кого есть статус и состояние. Это различные купцы, богачи с низкой моралью и устоями.
Кстати, муж героини, Тихон – тоже жертва. Он очень зависит от своей деспотичной матери и не может поступать вразрез с ее мнением. Вполне вероятно, что он от этого и сам страдает, но ничего не может с собою поделать. Мало того, мужчина даже не способен в полной мере понять конфликта между его женой и родительницей. Вместо этого он выпивает с Диким и считает, что ничего страшного не происходит.
Изобретатель Кулигин – жертва иного плана. Он не борется с «темным царством», как Катерина, не игнорирует его, как Тихон, а просто абстрагируется от опасности. И живет своей жизнью – восхищается природой, читает, повышает свой уровень образованности. Возможно, он знает, как улучшить жизнь города, но ничего не делает – просто – напросто потому, что никому это не нужно.
Кстати, жертвой можно назвать и Бориса. С одной стороны, он находится на чужбине и не знает всех порядков и негласных законов. А с другой, он жертва общества и времени, которое делает людей лживыми, двуличными, непорядочными. Мало того, герой малодушен. Видя, что почти все поселение против Катерины, он не встает на сторону меньшинства, а просто убегает, как трусливый мальчишка. Но, возможно, кто знает… Если бы он проявил характер, то смог бы осчастливить свою возлюбленную. Вместо этого он обрек ее на верную гибель. Ведь сознание Катерины уже рисовало счастливые картины будущего и отказывалось принимать тот факт, что все может пойти прахом.
Впрочем, в отличие от Катерины и того же Кулигина, жалеть Бориса и Тихона почему-то совсем не хочется.
Жертвы тёмного царства по пьесе Гроза Островского
Островский является автором произведения Гроза. В данном произведении автор описывает действующих персонажей в большинстве своём, как тёмных людей. А место где они проживали он называет темным царством.
Главными персонажами которых являются жертвами темного царства предстают:
Катерина — это девушка, которая выросла в родительском доме не зная горести. Её воспитала её матушка и отдавала ей всю свою любовь. Но семья была вынуждена отдать девушку замуж в раннем возрасте. После этого она вынуждена была стать, по воле судьбы заложницей мужа и его матери. Возможно если бы Кабаниха не занималась тиранией, то её сын смог бы полюбить девушку, и они начали жить счастливо. Но он слишком труслив, для того чтобы противостоять воли матери.
Тихон является вторым персонажем, который предстаёт жертвой темного царства, он является сыном Кабанихи, а также он является очень трусливым человеком. На это есть своя причина. Его всю свою жизнь его не любила его мать и постоянно его ругала и попрекала. Чтобы он не совершил, он всегда был виноватым.
Варвара является третьей жертвой темного царства, она влюблена в одного парня и в конце произведения бросает всё и сбегает вместе с ним. Она является полной противоположностью главной героини, по имени Катерина. С самого детства, она научилась врать и лгать своей матери. Она не выпускала ни одной возможности, для того чтобы воспользоваться шансом соврать.
Кулигин — начинающий изобретатель, который мечтает обрести известность и достичь просветления в своём увлечении. Главное что его интересует это развитие города и создание новых уникальных изобретений. Но с другой стороны ему становится понятно, но никто из горожан не способен разделять его мнения и увлечения. Возможно у него есть большой талант, но к сожалению он является бедным человеком.
Основными действующими персонажами являющимися главами темного царства являются:
— Кабаниха — эта жестокая и очень жадная женщина. У неё есть двое детей сын и дочь. Но она считает что они не способны прожить свою жизнь без её нравоучений. Именно поэтому она каждый день старается воспитывать и ухаживать своим детьми, и учит их как необходимо жить правильно. Она не знает и не понимает ничего в светлых и чистых чувствах. Каждый день она издевается над своей невесткой по имени Катерина. Ей не составляет труда обидеть своего сына. А её дочь Варвара, всегда старается прислуживать своей матери.
— Следующим персонажем, который является представителем темного царства является Дикой. Это человек, который всю свою жизнь прожил в сплетнях и различных спорах. Он вечно пытается заработать лишние деньги на несчастье других людей.
Несколько интересных тем
-
Свидание
К сожалению, в детстве человек не осознаёт ценность времени. Отведённое человеку время – молния, показавшееся на мгновение. Но мы настолько погружены в заботы, что не замечаем радостей жизни
-
Тема повести Тарас Бульба
Произведение Гоголя «Тарас Бульба» пропитано светлыми чувствами и долгом перед Родиной. Автор смог отразить все эти трудности, описав их в великих произведениях.
-
Народный характер войны 1812 года (Война и мир)
Уникальный по своей содержательности роман Л.Н. Толстого раскрывает множество тем связанных с войной, акцентируя внимания на темах чести и долга. Война, изображенная Толстым
-
Анализ рассказа Крыжовник
Антон Павлович Чехов создавал великолепные произведения в русской литературе. Такими произведениями являются рассказы, вошедшие в «маленькую трилогию», которые показывают сущность «футлярных людей».
-
Журавли летят Степанова
Весна ‒ самая любимая пора года для миллионов людей. Ведь в это время душа словно оживает после долгой зимней спячки. Человек пробуждается вместе с природой. А особенно сильно весну ждут дети.
Образы русских князей в поэме Слово о полку Игореве
Образы древнерусских князей в произведении проработаны достаточно тщательно: молодые и лихие Игорь и Всеволод, умудренный опытом Святослав, который защищает общерусские интересы и.т.д. Можно сказать, что разбитная молодость конкурирует со «старой закалкой» и рождает некий конфликт. Однако невооруженным глазом видно, что автор более тяготеет к точке зрения Святослава.
Игорь представляется отважным в бою. Ему не чужды патриотизм и любовь к своему народу. Чувствуется в князе и целеустремленность – ведь даже дурное предзнаменование в виде затмения не смогло остановить его, заставить пересмотреть свои планы. Что же касается корысти, нельзя сказать, что герой к ней тяготеет – если в нем и есть некая доля тщеславия, то его скорее интересуют военные подвиги, нежели золото.
Но нельзя сказать, что в князе Игоре нет отрицательных черт – он честолюбив, эгоистичен – потому, порой не замечает, что его личные решения могут приносить не только пользу, но и весомый вред государству.
Тем не менее, Игорь – не отрицательный герой. Да, он ошибается в своих действиях главы государства, но имеющиеся в нем положительные качества все же вселяют веру в то, что это неплохой человек со своим уникальным мировоззрением, по своему старающийся привести Киевскую Русь к счастливой жизни.
Что же касается Всеволода, он изображен великим воеводой, основной интерес которого – дружина. В бою ему равных нет – князь с легкостью расправляется с любым противником, источает героизм и бесстрашие. Он чем-то напоминает былинного богатыря. Но, тем не менее, Всеволод также может быть верным товарищем, любящим братом, ему не чуждо ничто человеческое. Хоть война и закалила его тело и душу, он не потерял главного, что должно быть у человека – души, умения любить и ценить близких.
Однако видно, что автору куда ближе князь Святослав — он изображен как рассудительный зрелый мужчина, опытный и справедливый правитель всего государства, который ставит интересы державы выше своих собственных. В отличие от молодого, своевольного Игоря, данный герой умеет различать пользу и вред своих поступков, не лишен способности к анализу, умеет разработать правильные стратегию и тактику.
Стоит отметить, что Святослав защищает интересы государства бескорыстно. Бояре очень уважают его. Вполне вероятно, что автору хотелось бы, чтобы и молодые князья, по прошествии лет, остепенились и стали похожими на этого героя. Опытный князь предлагает всем объединиться в интересах земли Русской – он видит ошибки правления Игоря, но не серчает на него – главное, спасти ситуацию.
Святослав – неплохой дипломат. Его можно назвать умом Руси того времени. Его поступки, как правило, логичны и последовательны. В речах всегда присутствует рациональное зерно. Хотя, нетрудно догадаться, что так происходит ввиду его опытности – ведь возраст также играет большую роль. Молодость, как правило, слепа и немного глупа. И лишь только жизненный опыт способен правильно расставить приоритеты, заставляет многое переосмыслить и понять.
Сочинение 3
Было у отца три дочери. Вот как-то раз собрался отец в дальние страны за товарами. Отец был купец, занимался торговлей. И спрашивает у дочерей, что им привести из заморских стран. Старшая попросила зеркальце, средняя – гребешок. А младшая, любимая, Настенька – аленький цветочек. Старшие сёстры посмеялись над ней из-за такого подарка.
Вот отец накупил товаров заморских, купил подарки старшей и средней дочери. Только вот про цветочек аленький никто не слышал и не знал, где его можно найти. Однажды его корабль принесло к странному берегу. Там стоял красивый дворец, красивый сад, пели диковинные птицы.
4 стр., 1766 слов
, «Мой любимый сказочный герой» — Золушка, Садко, Дюймовочка, …
… сочинение «Мой любимый сказочный герой», выбирают Настеньку, дочку купца, которая попросила привезти ей Аленький цветок. Настенька из сказки «Аленький цветочек» является олицетворением добра. Эта девушка … и трудолюбие всегда вознаграждаются. Ведь мачеха с дочерьми так и остались ни с чем, а … к чудищу, а когда узнали, что там много богатств, то зависть ослепила их. Сказка «Аленький цветочек» учит …
Но не было ни одно живой души. Все пожелания купца тут же исполнялись. Гуляя по дивному саду, он, наконец, увидел этот цветочек аленький. Руки сами потянулись к нему, уж так он хотел порадовать младшую дочку, и он сорвал цветочек. В мгновенье ока всё изменилось, появилось огромное мохнатое чудище и злобно стало ругаться человеческим голосом.
Купец рассказал чудищу, что сорвал цветочек для младшей дочери, Настеньки. Чудище разрешило купцу вернуться домой, но с условием, что он взамен пришлёт одну из дочерей. Дочки обрадовались отцовским гостинцам. Но только Настенька заметила, что отец не весёлый. Он и рассказал про уговор с чудищем.
Старшие сёстры наотрез отказались ехать во дворец к чудищу. Они сказали, что цветочек просила Настенька, вот пусть теперь и расплачивается. Девушка надела на палец перстень и оказалась в таинственном дворце. Чудище разговаривало с девушкой, но не показывалось. Настенька ни в чём не знала отказа. Он выполнял все её прихоти.
Но девушка постоянно просила чудище показаться. Наконец, он согласился. Сначала девушка испугалась, но совладала с собой. Они стали дружить. Но девушка тосковала по отцу и сёстрам. Чудище согласилось отпустить её домой в гости, но с заходом солнца она должна была вернуться назад. Он дал ей подарки для отца и сестёр.
Родные обрадовались приезду Настеньки. Но коварные сестры решили не отпускать больше девушку к чудищу. Они перевели часы назад, и закрыли все ставни, чтобы было не видно, когда солнце зайдёт за горизонт. Но Настенька почувствовала неладное. Она распахнула ставни и увидела, что солнце вот-вот сядет. Девушка быстро надела колечко на палец и оказалась во дворце чудища.
Но как тут всё изменилось! Природа умирала, а вместе с ней умерло и чудище, зажав в лапах аленький цветочек. Настенька упала возле него на колени и стала плакать, говорить, что она его любит, как жениха желанного. В этот момент спали чары злой колдуньи, и чудище стало прекрасным принцем.
Любовь Настеньки расколдовала его. Она полюбила его не за внешность, а за доброе к ней отношение. Сказка ложь, но намёк понятен, только любовь может расколдовать любые злые чары.
Князь Владимир: соперник Игоря и его амбиции
Князь Владимир, сын Святослава Игоревича, был одним из главных соперников князя Игоря в борьбе за власть в Киевской Руси. В «Слове о полку Игореве» он упоминается как «враг Игорев» и «злой князь».
Однако, несмотря на негативный образ в эпосе, Владимир был одним из наиболее амбициозных князей своего времени. Он стремился к расширению своей власти и территории, что привело к множеству конфликтов с другими князьями.
Владимир был также известен своими военными успехами. Он смог победить половцев и укрепить свою власть на юге Руси. Однако, его амбиции и стремление к власти привели к тому, что он стал одним из главных врагов Игоря.
Таким образом, образ князя Владимира в «Слове о полку Игореве» является примером того, как исторические личности могут быть представлены в эпосе с определенной степенью искажения. Несмотря на это, его амбиции и военные успехи остаются важными элементами истории Киевской Руси.
История возникновения памятников древнерусской культуры «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет»
Один из замечательных древних памятников русской письменности, является поэма «Слово о полку Игореве». История находки рукописи тоже весьма примечательна: найденная А.И. Мусиным-Пушкиным рукопись в списке XVI века была преподнесена Екатерине II, но во время пожара Москвы в 1812 г. сгорела. До настоящего времени дошел не подлинник, а список с оригинала, найденного Мусиным-Пушкиным, сделанный в XVIII веке. Авторство текста до сих пор не установлено. Несомненно, наиболее основательную попытку установить авторство «Слова» предпринял академик Б.А. Рыбаков. Проанализировав в своей двухтомной работе колоссальный летописный материал, он высказал догадку, что этим автором мог быть Петр Бориславич, киевский боярин и – предположительно – летописец великого князя киевского Изяслава Мстиславича и его сына Мстислава Изяславича.
Авторами «Повести временных лет» исследователи называют двух исторических персонажей – Нестора и Никона Печерского.
Не́стор (ок. 1056 – 1114) – древнерусский летописец, агиограф конца XI – начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря.
Никон Печерский (? — 23 марта 1088) — древнерусский церковный деятель XI века, игумен Киево-Печерского монастыря в 1078—1088, учёный-летописец, был канонизирован.
Оригинала рукописи не сохранилось, первая редакция «Повести временных лет» считается в настоящее время утраченной. Вторая редакция присутствует в составе Лаврентьевской летописи (вторая половина XIV века), третья содержится в составе Ипатьевской летописи (Ипатьевский и Хлебниковский списки – XV-XVI век соответственно)
Сочинение Главные герои Слова о полку Игореве
Тихон и темное царство
В условиях «темного царства» под гнетом силы глупцов уничтожаются самые лучшие чувства человека. У него слабеет воля, разрушается разум. Люди, живущие в этом мире, приспосабливаются к обстоятельствам. И даже если они наделены умом и энергией, то начинают хитрить, изворачиваться и лгать. Темные силы ломают каждого человека по-своему.
Их первыми жертвами стали:
- Тихон;
- Варвара.
Тихон — жалкий и подавленный человек. Но, несмотря на это, в нем теплятся светлые чувства. Одно из них — любовь к своей жене Катерине. Но мужчина не проявляет своих эмоций, ему чужда душа супруги. Под гнетом окружающих и Кабанихи он готов бросить все и оставить любимую.
В душе Тихона теплится огонек, который можно было разжечь ветром ответных чувств жены. Но этого не произошло, поэтому мужчина сломался. После измены супруги он подавлен и растерян, но все равно прощает ее.
Воля Тихона парализована настолько, что он даже боится помочь Катерине. Человек в нем пробуждается только в последней части пьесы, после смерти жены. Над ее трупом он впервые обвиняет мать и проклинает ее. Его слова звучат страшно не потому, что вырвались во время горя, а из-за того, что исходили от самого забитого и слабого персонажа.
Роль и значение Александра Невского в истории России
Александр Невский – князь Новгородский и Владимирский, знаменитый правитель России XIII века. Его имя стало символом защиты Руси от внешней угрозы.
В истории России Александр Невский воспринимается как герой, который смог удержать нашу страну от полного разрушения. В его правление пришлось много войн и кровопролитий, но он умело управлял своими владениями, добиваясь уважения со стороны других князей и международного сообщества.
Одним из значимых достижений Александра Невского стала битва на Чудском озере с немецкими рыцарями в 1242 году
Победа в этой кровопролитной войне подтвердила важность единства и братства всех русских земель в сопротивлении иностранной агрессии. Благодаря умению Александра Невского укрепить связи с другими княжескими родами и заключить союзы с Европейскими монархами, Русь стала более сильной политической силой
Александр Невский – яркий пример того, как правильное управление Россией, правильное национальное мышление и умелая дипломатия могут привести к процветанию страны. Его историческое значение невозможно переоценить – он остается одним из самых выдающихся правителей по всей истории России.
Образы князей в «Слове о полку Игореве»
Скачать сочинение | ||
Тип: Характеристика героев |
Одно из самых талантливых произведений древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» было написано на рубеже 12-13 веков, незадолго до татаро-монгольского нашествия. Страна, которая на тот момент была разрознена, являлась легкой добычей для воинствующих кочевников: Сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить И сами на себя крамолу ковать. Автор рассказывает в своем произведении о неудачном походе на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославича с немногими союзниками. Если говорить о месте этого Игоря в русской истории, то в политической жизни Руси он занимал третьестепенное место по сравнению с другими князьями. Однако автор «Слова о полку…» придает огромное значение описываемым событиям. Это настоящий богатырь, который не боится половецких сил. И даже когда происходит затмение, он говорит своей дружине: Князь промолвил: «Братья и дружина! Лучше быть убиту от мечей, Чем от рук поганых полонян! Сядем, братья, на лихих коней Да посмотрим синего мы Дону». Это очень сильный, любящий свою родину человек. Несмотря на то, что русское войско было разбито, а сам Игорь попал в плен, он остается героем, так как не отделяет свою жизнь от жизней других русичей, не мыслит своего существования без родного края. Уж погасли зори. Игорь спит. Дремлет Игорь, но не засыпает. Игорь к Дону мыслями лежит. Еще один персонаж в произведении, князь Всеволод, на мой взгляд, очень схож с образами былинных богатырей: Славный яр-тур Всеволод! С полками В обороне крепко ты стоишь. Описывая один из самых трагических моментов сражения, когда Всеволод был ранен, и его дружина потерпела поражение, автор внезапно прерывает повествование. Его мучает вопрос: в чем причина неудач славного смелого Игоря? На мой взгляд, создатель «Слова о полку Игореве» не только талантливый поэт, но и мудрый человек. Он понимает, что причиной поражения Игоря является раздробленность государства. Вина лежит на всех русских князьях, которые своими раздорами и междоусобицами разоряли русскую землю: И куют крамолу брат на брата А враги на Русь несутся тучей, И повсюду бедствие и горе. В это время в Киеве князь Святослав видит страшный сон, из которого он узнает о поражении Игоря. И говорит Святослав свое «золотое слово», в котором призывает князей постоять за «землю Русскую», отомстить половцам за «раны Игоревы» и прекратить междоусобицы
По моему мнению, «золотое слово» Святослава занимает важное место в произведении. Автор изображает его как человека мудрого и понимающего причины всех неудач родной земли
Святослав – настоящий патриот, он гордится землей Русской. Я думаю, что через образ Святослава автор призывает всех князей к объединению, ибо только так государство русское будет неуязвимым: Ярослава все внуки и Всеслава, Склоните стяги свои, Вложите в ножны свои мечи поврежденные, Ибо лишились вы славы дедов. Князья были слишком увлечены властью и стремлением во что бы то ни стало оказаться в Киеве, каждый заботился о своем благополучии, об обогащении, и именно поэтому государство начало слабеть. По мнению автора, именно князья могут спасти русскую землю от бедствия. Они изображены как русские богатыри, истинные патриоты, люди сильные и мужественные. Они не отступят перед надвигающейся бедой. Их бесстрашие может быть примером для людей других поколений и для нас в том числе. Только вместе, только общим стремлением к могуществу и процветанию русской земли можно было достичь истинных успехов.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Историческая эпоха, описываемая в «Слове о полку Игореве» и «Повести временных лет»
«Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет» созданы в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. Множество мелких феодальных «полугосударств» — княжеств — враждуют между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство, втягиваясь в братоубийственные войны во имя эгоистических княжеских интересов. Падает значение Киева как центра Русской земли.
Обособление отдельных земель как наследственных княжеских владений было признано при Владимире Мономахе на Любечском съезде князей в 1097 г., одно из решений которого гласило: «кождо да держить отчину свою» («пусть каждый владеет землею отца»).
«…Распадение Руси на уделы было чисто следствием дележа между князьями… но не следствием стремлений самого русского народа, — писал Н. Г. Чернышевский. — Удельная разрозненность не оставила никаких следов в понятиях народа, потому что никогда не имела корней в его сердце: народ только подчинялся семейным распоряжениям князей».
Главные феодальные усобицы XII в. были связаны с враждою потомства Мономаха и потомства его противника — Олега Святославича (Олега Гориславича «Слова о полку Игореве»). И Мономаховичи, и Ольговичи постоянно пользовались половецкою помощью в своих походах на соседние русские княжества, но особенно часто прибегали к помощи половцев именно черниговские Ольговичи.
Междоусобная борьба князей была трагически осложнена нависшей над Русью половецкой опасностью. Кыпчаки, а по-русски половцы, народ тюркского происхождения, заняли степи между Волгой и Днепром еще в середине XI в. Они представляли собой такую мощную военную силу, что не раз грозили самому существованию Византийской империи. Последняя (Византийская империя) постоянно обращалась за помощью против половцев к русским князьям. Русским князьям в начале XII в. удается одержать крупные победы над половцами, однако внезапные набеги половцев разоряли мирное население русских сел и городов. Половцы уничтожали сельское хозяйство, грабили города, избивали и угоняли в рабство жителей. Особенно усилилось половецкое давление на русские земли в 70-е годы.
В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты.
«Повесть временных лет» с ее всемирно-историческим введением, с ее широким стремлением обосновать место русского народа среди других народов мира, с ее особым вниманием к героическому, к военным подвигам, к славе русского оружия вводит нас в атмосферу эпического народно-песенного отношения к русской истории. Перед нами в «Повести временных лет» в значительной мере эпическое, поэтическое отношение к родной истории
Исследователи, в частности академик Б. А. Рыбаков, отмечали, что «Повесть временных лет» отражает в своем содержании победу феодального общественного уклада над дофеодальным — патриархально-общинным. Она создана в эпоху, когда феодальная культура была явлением прогрессивным, молодым. Летописцы, соединившие свои усилия в создании «Повести временных лет», несмотря на всю свою грусть по утрате былого единства Руси, несмотря на весь свой гнев на начавшиеся раздоры князей, полны оптимизма, они гордятся Русью — ее прошлым и будущим. Это достаточно отчетливо видно на одном примере. Под 1093 г. летописец рассказывает об одном из самых ужасных последствий феодальной раздробленности: нашествии половцев. Он дает яркую картину страданий русских людей, угоняемых в плен половцами: «стражюще, печальни, мучими, зимою оцепляеми, в алчи и в жажи и в беде, опустневше лици, почерневше телесы; незнаемою страною, языком испаленым, нази (нагие) ходяще и боси, ноги имуще сбодены тернием».
Летописец сравнил книги с реками: «Се бо суть рекы, напаяюще вселеную» («Повесть временных лет» под 1037 г.). Это сравнение летописца как нельзя более подходит и к самой летописи.
Вариант 2
Пьеса Островского «Гроза» никого не сможет оставить равнодушным. Это действительно, трагическое произведение в котором читатель легко может проследить за ходом событий и всеми вытекающими последствиями.
Тёмное царство — это, по сути, царство злобной Кабанихи, которая не даёт жизни никому из членов семьи. Это свод беспрекословных правил, установок. Её дети: Тихон и Варвара всю жизнь живут под этим ужасным гнётом. Они выросли в страхе.
Тихон стал мужчиной, который не может постоять не за себя не за жену. Он жалок, бесхребетен. Да, он по — настоящему любит свою жену Катерину, однако при матери не смеет показать эту любовь. Персонаж старается, как можно чаще исчезать из дома. Это своего рода отдых от домашней тирании много обожаемой мамочки. Этот небольшой отпуск спасает и даёт новые силы, чтобы выдерживать ту домашнюю атмосферу, что уже давно поселилась. Это своего рода психологическая реакция на происходящие вещи.
Однако, читатель видит, что в последней сцене над телом обожаемой жены в Тихоне, как будто что-то просыпается. Эта воля и характер. Ведь именно тогда он обвиняет мать во всех грехах, а главное в смерти Катерины. Эта беда расковала его, сняла цепи с его бедной души и сознания.
Сестра Тихона, Варвара не может смерится с жизнью в не воле. Она давно любит одного молодого человека и мечтает убежать на край земли от неразумной матери, чтобы так никогда её не нашла. Варвара как никто понимает жену брата и всячески старается её поддержать. За годы ада Варя научилась искусно хитрить и изворачиваться. Она делает всё так легко и непринуждённо будто играет во что-то детское. Она не боится быть пойманной с поличным.
Ещё одной жертвой Тёмного царства стала Катерина, жена Тихона. Она совсем зачахла в этой семье. Есть момент где она с радостью вспоминает, как они с мамой занимались домашними делами, ходили в церковь, принимали гостей. Это была беззаботная и спокойная жизнь. А что теперь? Даже родной муж не может постоят за неё. Она обязана придерживаться правил Кабанихи и слушать её вечные недовольства. Когда Катерина влюбляется в Бориса, она чувствует себя грешницей, однако эта любовь даёт силы, чтобы жить. И наконец, она решает изменить свою судьбу, но только менять что-то не входило в планы Бориса. Это стало последней каплей и позором для замужней женщины. От горя Катерина топится.
Нежелание менять что-то в лучшую сторону, этот постоянный гнёт старых, строгих, а порой жестоких правил может убить человека изнутри. Жизнь идёт и всё постепенно меняется, модернизируется. Кабаниха боялась потерять власть над семьей и в итоге это привело к трагедии и расколу этой семьи.
Истинный луч света
Наиболее здравомыслящим персонажем в этой драме можно назвать Кулигина. Его автор изображает антиподом Кабанихи и Дикого. Молодой человек вышел из народа. Он обладает:
- светлым умом;
- широкой душой;
- недюжинными талантами.
Кулигин не терпит собственнического отношения купеческого общества. Он осуждает мелочность, невежество и жестокое отношение к людям. Особенно выразительно показывается это противопоставление при общении с Диким, когда умелец просит у него денег на изготовление солнечных часов.
Молодой человек рассказывает, что эта поделка будет полезна обществу, а Дикий даже не понимает, о чем с ним разговаривают. Когда же Кулигин начинает цитировать своих любимых поэтов XVIII века, купец начинает требовать не хамить ему, ведь он даже не знает, о чем говорит молодой человек, ему чуждо все прекрасное, а о поэзии он не имеет ни малейшего представления.
Но Кулигин, как и все остальные персонажи, бессилен перед Кабанихой и ее мужем. Персонаж не может с ними бороться, потому что слаб и беспомощен в своем протесте. Он склоняет голову перед купчихой и ее самодурством. Характеристика этого героя показывает, что автор не считал его лучом света. Кулигин смог начать протестовать только после смерти Катерины, именно в этот момент в нем проснулся дух противоречия.
Истинным лучом света в этом «темном царстве» была Катерина — светлая, чистая, нежная. Все персонажи пьесы, описания которых ученики могут кратко изложить в сравнительной таблице, постарались сделать так, чтобы ее не стало. Но когда девушка умерла, дух воспрянул в большинстве из них.