Краткое содержание повести распутина “пожар”

9 глава сон обломова почему в начале главы звучит выпад против моря

Популярные сегодня темы

Главный герой одного из самых известных произведений Антона Чехова, рассказа Человек в футляре, — учитель греческого языка Беликов. Его неизменный атрибут — плащ, застегнутый на все пуговицы, в котором он ходит даже летом

Весь мир состоит из звуков. Музыка окружает человека каждое мгновение жизни. Колыбельная, которую поёт мама, детские песенки, звучащие в мультфильмах детства, старые народные и застольные композиции, которые любила иногда петь бабушка.

Произведение построено на описании экстремальной ситуации, в которой обычные люди проявляют свои лучшие или худшие качества. В повести «Пожар» автор показал состояние общества в российской глубинке в послевоенные годы.

Как известно, Чехов очень часто создаёт героев, которых довольно сложно представить. Примером подобной личности можно назвать героя рассказа «Человек в футляре», Беликова

Каждый человек, не важно, взрослый или ребенок, с нетерпением ждет наступления лета. Так как это прекрасная пора для отдыха, каникул и отпусков

Каждый старается как можно больше времени уделить своей семье

Развязка повести

Со временем огонь усиливается. Муку в основном спасают. Но при этом практически все участники сильно напиваются. Кладовщица жалуется, что склады сильно разграблены. И не так много сгорело, сколько разошлось по рукам. Иван Петрович в полном бессилии теряет сознания.

Между пьяными архаровцами завязывается драка, результатом которой становятся два трупа. Наутро пепелище оцеплено. Все ждут приезда комиссии из центра, которая должна оценить ущерб и установить причины пожара. В растерянности Иван Петрович спрашивает у соседа Афони, что они будут делать дальше. На что тот его обнадеживает — остается только жить.

В финале повести Иван Петрович отправляется в весенний лес, там он ищет отдых и успокоение. Он чувствует, что природа вокруг просыпается. Он ждет, что именно она укажет ему путь, поможет заблудившемуся человеку.

Очень краткий пересказ повести «Пожар»

Иван Петрович Егоров приходит с работы. Его встречает жена — Алёна. Они слышат крики о пожаре на ОРСовских складах. Вместе бегут его тушить. Там встречают множество персонажей: Михаила Хампо, Сашу Девятого, Валю, Семёна Кольцова, Афоню Бронникова, Бориса Тимофеевича Водникова. Помимо этого, происходит знакомство читателя с антагонистами повести — архаровцами. Вместе они тушат пожар. По ходу повести Иван Петрович постоянно говорит с разными людьми, а также окунается в философские размышления о сущности нынешней жизни. В это время архаровцы вместо тушения пожара растаскивают имущество и подключаются к работе только после того, как огонь подбирается к водке.

Спасая алкоголь, они действуют слажено, передают по бутылке из рук в руки, попутно выпивая часть содержимого. Ближе к концу повести пьяные Архаровцы забивают Михаила Хампо, но тот смог задавить одного из них — Соню.

Повесть заканчивается описанием уходящего из деревни Ивана Петровича. Он чувствует в душе пустоту и одиночество, но шагалось ему легко и свободно, ведь он понимал, что наконец нашел свой путь.

Вариант 2

Произведение является одним из ключевых литературных творений, созданных писателем, и представляет собой условно философское продолжение повести «Прощание с Матерой», рассказывающей о жителях затопленного российского острова.

Повествование в произведении ведется от имени третьего лица и наполняется многочисленными авторскими отступлениями, напоминающими публицистические очерки. Действие повести происходит в небольшой сельской глубинке под названием Сосновка.

Главным героем повести писатель представляет Ивана Петровича Егорова, изображенный в образе добропорядочного, трудолюбивого, честного человека, придерживающего нравственных моральных принципов и считающего главным смыслом человеческой жизни наличие четырех подпорок в виде дома с семьей, работы, близких людей, а также родной земли, на которой располагается дом. При этом герой является скромным сельским жителем, не обладающим выдающимися способностями и не имеющим магического средства воздействия на окружающих людей.

Антиподом главному герою произведения в повести выступает группа организованного набора, называемая в простонародье архаровцами, участники которой отличаются отсутствием совести, бандитскими замашками, держа в страхе население села.

Сюжетная линия повести выстраивается вокруг ночного происшествия в виде пожара, заставляющего героев произведения переосмыслить собственные жизни и отношение к окружающей действительности, а также наглядно демонстрирующего трагедию разорения человеком своей родной земли.

Сцены описания пожара, в огне которого уничтожаются складские помещения с продуктовыми и промышленными товарами для населения, являются сюжетным приемом, усиливающим драматизм повести и представляющимся в качестве метафорического образа, поскольку с древних времен огненной силе люди противостоят объединившись. Однако в повести писатель изображает прямо противоположную ситуацию, в которой объединившиеся члены архаровской шайки не участвуют в тушении пожара и спасении имущества, а, используя паническое настроение окружающих и занятость людей чрезвычайным событием, растаскивают добротные вещи, а также спиртные напитки.

Повесть акцентирует читательское внимание авторскими размышлениями о духовном и физическом истощении русской земли, подчеркивая надежду на их восстановление в будущем. Образ огня в повести имеет символический оттенок, олицетворяя собой не только процесс разрушения, но и передающий очищающую силу

Смысловая нагрузка произведения демонстрирует авторский призыв, выраженный путем использования метафор, заключающийся в необходимости общественных перемен в стране

Образ огня в повести имеет символический оттенок, олицетворяя собой не только процесс разрушения, но и передающий очищающую силу. Смысловая нагрузка произведения демонстрирует авторский призыв, выраженный путем использования метафор, заключающийся в необходимости общественных перемен в стране.

Анализ произведения

В 1985 году написал свою повесть Валентин Распутин. «Пожар» (краткое содержание повести только резюмирует общую идею произведения, до конца не раскрывая его сути), «Прощание с матёрой» и некоторые другие повести писателя посвящены борьбе двух миров – нового и уходящего. «Прощание с Матёрой» – это противостояние между маленькой, наполненной традициями и приданиями, вселенной старшего, дореволюционного поколения и новой атеистической реальностью молодого поколения. В повести «Пожар» друг другу противопоставлены две системы ценностей.

Описанные в произведении населённые пункты и сам пожар несут символический смысл, став миниатюрой целой страны и происходящих в ней событий. Егоровка – это мир, в котором родились и были воспитаны некоторые жители Сосновки. Здесь выросли Иван Петрович и Афоня – честные труженики, привыкшие работать на «голом энтузиазме», не желающие ничего для себя. Эти люди привыкли делиться последним. Им чужды эгоизм и жажда наживы. Как и в некоторых других своих произведения, автор противопоставляет жизнь в деревне жизни в городе. Иван Петрович уверен, только в деревне человек способен сохранить нравственную чистоту и духовные ценности, привитые в детстве. Город портит даже очень хороших людей. В огромном населённом пункте, где люди не знают другу друга, можно, почувствовав свободу, забыть те правила и традиции, несоблюдение которых так заметно в деревне.

Егоровка была уничтожена. Жители разъехались. Иван Петрович и некоторые его земляки переехали в Сосновку, которая некоторое время напоминает затопленный населённый пункт. Однако очень скоро, после приезда носителей иной системы ценностей, которые Иван Петрович считает антиценностями, посёлок начинает перерождаться. Архаровцы устанавливают свои собственные порядки. Их пример становится более заразительным, чем пример Егорова. Работать ради лучшей жизни для следующих поколений – слишком абстрактное счастье. Жители Сосновки быстро переходят на новую систему идеалов.

Пожар символизирует окончательный переход на новую ступень развития. Распутин приписывает ему антропоморфные качества: огонь с жадностью набрасывается на вещи, ненасытно пожирая их одну за другой. Чрезвычайное происшествие как будто подталкивает людей к преступной деятельности. Огонь согласен списать воровство. Немногочисленные борцы за социалистические ценности продолжают сопротивляться новому. Ни автор, ни его герои не подозревают о том, что всего через несколько лет в стране разразится ещё больший пожар. Он заставит сделать окончательный выбор: признать новые идеалы и жить дальше, или отстаивать старые принципы и погибнуть.

4.7
(93.33%) 3
votes

Краткое содержание «Пожара» Распутина должен знать каждый знаток отечественной литературы. Это одно из ключевых произведений автора. В нем остро ставятся проблемы современности. За счет этого роман вызвал большой интерес у читателей.

Сочинение 3

Главным героем одной из легенд, рассказанных старушкой по имени Изергиль, является Данко. В его образе автор попытался показать воплощение силы, мужества, а также доброты. Проанализировав то, почему же Данко отличается от остальных людей, стоит отметить тот факт, что большинство людей не понимало главного героя, так как они не разделяли его мировоззрения, и жили лишь по меркантильным принципам, которые считали за идеал.

Писатель называет данного героя весьма необычным и непохожим на остальных людей. Внешне он был описан красивым и весьма интересным человеком, который выделялся из толпы. Однако, все же некоторым людям удалось увидеть его образ ярким и героическим. В нем было заложено много энергии, которую он старался направлять во благо человечества. Он был уверен в своих силах, и стремился делать все, чтобы отвечать за свои поступки и дела. Можно сказать и про его духовную силу, которую он проносит через свои решения. Данко воплощает и реализовывает свои цели, так как твердо верит в то, что поступать нужно во благо других людей. Он был готов идти на самопожертвование во благо остальных, ведь в его убеждения входил и данный фактор. Ему жаль окружающих, несмотря на то, что они не всегда отвечают герою тем же.

Когда люди почувствовали собственное бессилие, то начали терять веру в то, что их ждет хороший конец, ведь идя по пути большинства, они приняли решение найти того, кто может быть виноват в этих бедах. Когда они поняли, что сами проявили слабость, то не решились признаться в этом, и обвинили Данко во всех их бедах. Люди начали его упрекать в том, что он не исполнил своего обещания. Автор в данной сцене очень отчетливо и ярко показал, как то, что делал герой, не было оценено окружающими, и они осудили его доброту. Главный персонаж, увидев такую неблагодарность, вначале расстроился и затаил на них обиду, однако, поняв, что любит их, решил простить людей. Он показал, что любит свой народ, и поэтому совершил самопожертвование, и, вытащив из груди свое сердце, он начал освещать им путь. Герой выполнил обещанное сполна, а люди даже не были ему благодарны за такой невероятный поступок. Произведение получилось очень ярким, интересным и поучительным. Оно учит тому, что нужно ценить окружающих людей и их доброту, ведь такое решение поможет сделать этот мир намного лучше.

8 стр., 3555 слов

А.М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко

… человека и общества, героя является отшельником, так как непохож на других, его внутренние порывы устремлены на благородные поступки. Сочинение о Данко … смерти Данко Тема противостояния добра и зла вечна. Если бы люди … людей. Герой обладает харизмой, он хороший оратор: именно поэтому люди верят ему и следуют за ним. Будучи представителем древнего племени, Данко … В жизни, знаешь ли ты, всегда есть …

Сочинение про Сон Обломова

Илья Ильич Обломов остался в памяти читателей как совершенно апатичный тип героя. Он решает вечный вопрос «быть или не быть» ответом: «Только не теперь». Этот персонаж часто рисуется Гончаровым в ироничном ключе и вызывает у читателя добрую улыбку.

Но иногда Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. Противоречивость и становится главным признаком национальной принадлежности героя. Он русский, и этим сказано всё.

Характер Обломова – результат воздействия на него всей окружающей жизни. В романе есть один эпизод, который как нельзя лучше доказывает это утверждение – глава «Сон Обломова».

Жанр сна нередко используется авторами для раскрытия внутреннего мира персонажа. Но Гончаров применяет его не только для этого, для писателя главное – показать истоки характера героя. В этой главе автор даёт подробное описание детства Обломова. Гончаров показывает, что обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое.

Глава «Сон Обломова» несёт в романе ещё и дополнительную символическую нагрузку. Он обозначает привычное состояние героя: «Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего человека».

По композиции «Сон Обломова» является вставным эпизодом, то есть внесюжетным элементом. Эта глава хотя и обладает известной законченностью и самостоятельностью, но не влияет на развитие сюжета. Она призвана лишь чётче обрисовать характер главного героя.

На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Все люди, от барина до последнего крепостного мужика, похожи друг на друга. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть.

Мужик оправдывается: «Я и то не брал. На что, мол, нам письмо-то – нам не надо. Нам, мол, не наказывали писем брать – я не смею: подите вы, с письмом-то! Да пошел больно ругаться солдат-то: хотел начальству жаловаться; я и взял».

И так всегда – всё, что выбивается из привычного уклада жизни, из режима «поел-поспал», пугало обломовцев. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».

Обломов видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг, он хочет узнать о мире больше. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку – будет болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт!»

И только время дневного сна давало Илюше свободу. Засыпали все, даже его няня. И вот тогда начиналась самостоятельная жизнь маленького барина.

Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати или тринадцати. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить.

Он не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать из родного дома к соседу Штольцу, а во-вторых, он не понимает, для чего нужно учиться. Главное, за чем следила его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.

Ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому, а тут вдруг отец и мать, да три тётки в пять голосов и закричат: «Зачем?». Так все его благие начинания и заканчивались.

Интересна интонация, с которой автор рассказывает о «благословенном уголке земли» — Обломовке. Он как бы встаёт на место самого героя, дышит его воспоминаниями, полностью сливается с ним: «Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека… Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны».

Даже язык, которым написана эта глава, создаёт ощущение старинного, деревенского быта. В каждой строчке слышится народный говор, заунывная песня, и вообще всё происходящее похоже на сказку, даже избы: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом».

В Обломовке всё живое, одухотворённое: «Небо там, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью»; «Солнце там ярко и жарко светит… и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место»; «Река бежит весело, шаля и играя».

И Обломов продолжает видеть свои сладкие сны, перенося их в реальную жизнь.

Анализ 2

Эта глава представляет собой воспоминания Обломова – о детстве и юности. Тут показана его семья, имение, образ жизни, которые и повлияли на формирование Ильи.

По-моему, эта глава вполне могла бы быть в виде просто воспоминания. Вот, детство героя было таким-то. А тут спит Илья Ильич и видит… Думаю, что это сделано потому, что он почти всё время спит! А ещё потому, что сон – это почти мечта, вот возвращение в детство и могло быть мечтой Ильи.

Как было не стать Обломову таким, как его все знают (в плохом смысле), если он стал воплощением всей лени и ограниченности тех мест. И ведь показывается, что и малыш, и подросток Илюша любил озорничать… Побежать в лес одному, поиграть с ребятами в снежки. Но маменьки так опекали его, что у них истерика случалась от поведения этого «бесенка». И ещё не разрешали ему ничего делать, даже нельзя чулки самому надеть или какую вещь поднять, на то есть слуги! И поощряли его нелюбовь к учёбе, то есть помогали ему отлынивать от занятий. А ещё вселяли в него страх к миру сказками и любовь к «волшебной халяве».

Вообще, родные и сами ничего особо не делали, и другим не давали. Барин всё собирался: почитать, написать другу, починить галерею и крыльцо… Точней, распорядиться починить. Зато обряды все соблюдали точно (особенно в отношении еды), но не очень интересовались самими людьми. Сонное царство! И очень боялись нового. Письмо если принесли, так не бери! Чужой в канаву упал, выбраться не может, так не помогай! Мало ли что…

И сама природа в Обломовке подходящая. Без гор и морей, которые могли бы взволновать, но и без лишней красоты, которая могла бы вдохновить поэта. Например, луну автор сравнивает с деревенской глупой девкой, которая наивно и прямо смотрит на художника. Не хочется и рисовать её, а послать только… за квасом. Кстати, жители деревни ленились даже мух из кваса вытащить, просто сдували их.

Разговоров почти не было в этом доме, так как никаких мыслей не было у людей, а нового они боялись. Вот и сидели в тишине, а то и спать шли с закатом, ведь на свечах (да и на всём экономили). Деньги прятали в сундуки, так спокойней.

Единственным выходом был для Ильи пансион Штольца, дружба с энергичным сыном немца – Андреем. Но и тут всё как-то не так, юный Штольц делал за друга переводы, помогал ему лениться дальше.

В общем, не стал Илья Ильич революционером – не изменил жизнь в Обломовке, а увяз в ней, поддался. Всё, конечно, доведено до высшей степени.

Анализ Сна Обломова — 9 главы романа Гончарова Обломов

В 9 главе произведения, в форме сна главного героя, автор описывает причины, приведшие того к деградации.

Во сне Обломов видит деревню, принадлежавшую ранее его родителям, а теперь ему самому, в которой он провел детство. Жизнь в Обломовке течет медленно и размеренно, отношения между людьми подчеркнуто патриархальные. Маленький Илья Обломов с самого начала видит гипертрофированную заботу родителей и приставленных к нему слуг.

Родители главного героя романа изображены добрыми людьми. Они не притесняют своих крепостных, а просто живут за их счет. Однако отсутствие проблем, вызовов со стороны окружающей среды, сделало их ленивыми людьми, проводящими жизнь как-бы в полусне. Здесь писатель, возможно и в несколько гипертрофированной форме, говорит о среде, в которой вырос он сам. Однако Гончаров, в отличие от своего героя, смог вырваться из того болота, поэтому хорошо представлял себе его и смог описать опасности, которые оно таит.

Илья Обломов изображен любознательным, живым и подвижным ребенком, но все его естественные попытки познавать окружающий мир, которые должны были сформировать личность, давятся на корню родителями и приставленными ими воспитателями из крепостных.

Писатель показывает, что к его герою не проявлялось никакого насилия, а давление на него было сдобрено огромным количеством проявленной заботы и любви. Главная опасность видится именно в этом: суровые наказания могли или сломать Илью, превратив его в безвольную куклу, или же, наоборот, воспитать в нем твердый характер, умение противостоять давлению. Однако отвечать злом на доброту и заботу не принято, что и сформировало безволие главного героя.

Существенную роль в формировании характера Обломова сыграл и сам распорядок жизни в деревне. Если бы все ограничивалось просто запретами уходить далеко от усадьбы или играть в определенные игры, то, возможно, Илья нашел бы себе другое поле для развития своей любознательности. Однако жизнь в Обломовке была наполнена большим число ритуалов, в том числе медленным поглощением пищи и обязательным послеобеденным сном. У главного героя оставалось не так много свободного времени.

Другой причиной, приведшей Обломова к «диванному существованию» стали, по мнению автора, сказки няни. Илья обладал живым умом, который ему настойчиво не давали развивать, обращаясь к внешнему миру или школьным занятиями. Однако сказки, порождающие мечты и размышления о выдуманном фантастическом мире, дали выход энергии Обломова, и он замкнулся в себе.

В сне Обломова фигурирует и Андрей Штольц, являющийся одновременно другом и антиподом главного героя. Он влияет на Илью в другом направлении, помогает ему в освоении школьных уроков, пропущенных по вине родителей, но влияние сонной Обломовки перевешивает.

В целом, данная глава показывает роль воспитания и опасность чрезмерной заботы для формирования личности.

Анализ повести Распутина

Многие исследователи отмечают, что Распутин в «Пожаре», анализ есть в этой статье, продолжает тему изучения жизни людей, ставших вынужденными переселенцами. Впервые он поднимает ее в повести «Прощание с Матерой». Это произведение, в каком-то роде, является его продолжением.

Персонажи этой повести переезжают из деревни в поселок городского типа. В нем они оказываются замкнутыми. Как в могиле живем, признается главный герой Иван Петрович.

Пожар позволяет автору и читателю наглядно увидеть, кто чего стоит. Помогает исследовать прошлое и настоящее героев произведения. Во время пожара люди выясняют, что в огне оказываются товары, которых они никогда не видели. И даже не подозревали, что они есть на их складах. Это дефицитные продукты питания, зарубежный трикотаж. Воспользовавшись неразберихой, некоторые начинают не спасать ценности из огня, а занимаются настоящим мародерством.

Эссе на тему «Бездушие сегодня: актуальность темы» (по произведению В.Распутина «Пожар»)

Организация: ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одарённых детей»

Населенный пункт: Республика Крым, г. Симферополь

Что такое бездушие? Это не отсутствие души как таковой, но отсутствие ценностей, внутренних ориентиров, отождествление понятий добра и зла. Когда люди стали бездушными? Или они были таковыми всегда?

В повести В. Распутина «Пожар» на примере людей Сосновки показывается проблема современного общества: жители спасают водку, а не муку и сахар. Ценность в спиртном, как до пожара, так и во время. Ценность в воровстве, тунеядстве, отстаивания силой своего мнения. И даже честный дядя Миша Хампо вынужден смириться со сложившейся ситуацией, «даже самому совестливому пришлось привыкать». Иван Петрович мудро хотел подметить, что Егоровка – в каждом из нас. Дни сменяют друг друга, и мы, общество, выбираем, как поступить: по совести или смолчать, увидев что-то неправильное. Я с уверенностью могу сказать, что большинство современников выбирают стиль жизни дяди Миши. Мы вроде бы и видим, что кто-то поступает неправильно, но «отстаивать» своё мнение, идти против системы, делать замечание кому-то не смеем. По сути, смиряемся с ситуацией. Делаем вид, что не замечаем того, что происходит вокруг. Что это, если не бездушие? Или, сидя на кухне за чашкой чая (или чего покрепче, как архаровцы в повести «Пожар»), комментируем истории из Тик-Тока, но дальше этих комментариев дело не доходит, выйдя за пределы кухни, вновь превращаемся в Хампо. А ведь давно известна истина: хочешь менять мир вокруг, начни с себя.

Ещё один пример бездушия – ничтожность человеческой жизни. В повести архаровцы в пьяном угаре убивают Хампо, он, падая, успевает задавить Соню. Лежат два трупа. Никому до них нет дела. Но, на мой взгляд, страшно не это. А последующий диалог Ивана Петровича и Афони. На вопрос: «Что делать будем?» Афоня буднично говорит: «Жить дальше будем». И у всех вокруг нет ни капли сопереживания, жалости к умершим. Как будто так и должно быть. Перенесёмся в современный мир: информация о том, что мать выбросила ребёнка из окна, сосед задушил сожительницу, стала обыденным явлением. И дела нет никому до того, что оборвалась чья-то жизнь, посудачат пару минут и перестанут. И лежат они так же, как Хампо и Соня, а мы жить дальше будем.

Мне кажется, с каждым годом количество сопереживающих людей уменьшается. Всё больше «бездушных архаровцев». Духовные ценности перестают быть ценностями, в почёте материальные. Чья-то жизнь уходит на второй план. Конечно, у каждого человека он сам должен быть на первом месте, но при этом мы не должны забывать и о том, что другие люди так же важны. Пока люди будут «спасать водку вместо муки» бездушие будет процветать.

Приложения:

  1. file0.docx.. 16,3 КБ

Опубликовано: 29.06.2021

История Ивана Петровича

При этом сам Иван Петрович простой и искренний человек. Он родился в деревеньке Егоровка. В Великую Отечественную войну был танкистом.

Уже в мирное время стало известно о скором затоплении деревни. Здесь прослеживается прямая связь с другой повестью Распутина — «Прощание с Матерой». Об этом знает и Иван Петрович. Но в отличие от остальных не спешит уезжать. Только в крайности он переезжает в Сосновку, в которой и разворачиваются события повести.

Главный герой самоотверженно забегает в один из продовольственных складов. При этом замечает, как много здесь припасов, хотя всем всегда рассказывали, что провианта не хватает. Тут герой в кратком содержании рассказа «Пожар» Распутина начинает рассуждать, когда жизнь пошла наперекос. Он приходит к выводу, что все изменилось, когда начали вырубать лес. Это тупая работа, которая разрушает и природу вокруг, и самого человека.

Из-за нее в Сосновку приходит все больше легкомысленных людей, которые гонятся только за легкими деньгами. При этом растет преступность на селе. С подозрением начинают относиться ко всем добросовестным и честным людям.

Главными для Ивана Петровича остаются абсолютные ценности, которые он готов активно отстаивать.

Социальная катастрофа

У Распутина пожар — очевидный символ социальной катастрофы, которая надвигается на Сосновку. Автор ищет объяснения этому явлению.

Одной из причин морального разложения общества является то, что в Сосновке никто не занят земледелием. Люди только заготавливают лес. То есть забирают у природы, ничего не предоставляя взамен. В поселке много приезжих, прибывших ненадолго на заработки. Поэтому он не развивается, выглядит неопрятно и неуютно. Повесть представляет собой психологию перерождения крестьянина-земледельца в иждивенца, который только уничтожает окружающую его природу.

Читателю передается острое беспокойство от того безжалостного уничтожения природы, которое происходит на страницах повести. Из-за большого объема работ, которые необходимо выполнить, требуется много рабочих рук. Поэтому набирают всех подряд, часто кого попало.

В Сосновке перемешиваются социальные слои. Слаженное общество распадается на глазах. Всего за два десятилетия в поселке меняется понятие нравственности. Приемлемым становится то, что раньше было не положено и не принято.

Яркая деталь — в Сосновке при домах даже нет палисадников. Все осознают, что это только временное жилье. Только главный герой Иван Петрович остается верен своим жизненным принципам. У него свои понятия о добре и зле. Он не только честно работает, но и переживает за упадок нравов и стремится изменить эту ситуацию. Но не находит практически никакой поддержки среди окружающих.

Он пытается помешать архаровцам установить власть, но они ему мстят, прокалывая шины у автомобиля. Постоянно делают мелкие пакости. То песок в карбюратор засыпят, то повредят тормозные шланги у прицепа, то балку, которая чуть не убивает главного героя.

В конце концов, Иван Петрович с супругой решают уезжать. Они хотят направиться на Дальний Восток. Там живет один из их сыновей. Но и тут главный герой не может покинуть Сосновку. Его начинает укорять Афоня, спрашивая, кто же останется, если уедут такие, как они. Иван Петрович не решается на этот шаг.

При этом стоит отметить, что в повести достаточно положительных персонажей. Это и супруга главного героя Алена, и старый дядя Хампо, и противоречивый начальник участка Борис Тимофеевич Водников.

Ключевым для понимания сути произведения остается символическое описание природы. Если в самом начале повести, когда на дворе март, она будто в оцепенении. То к концу произведения затихает перед грядущим расцветом. Шагая по весенней земле, Иван Петрович ожидает, что она выведет его на верный путь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: