Обида м в шукшин

Анализ произведения «обида» шукшина.

Популярные сегодня темы

В анализируемом произведении «Мещерская сторона» писатель Паустовский затрагивает тему любви к природе родной земли. Создатель повести пытается показать читателям всю многогранность, величие удивительного окружающего мира

Рассказ написан в характерном для Василия Макаровича жанре «рассказ – анекдот». Только если в большинстве произведений это казалось противостояние города и села, то в данном случае все герои горожане.

Каждый человек в жизни хоть раз был в ситуации, в которой ему приходилось рисковать. А это могло привести к совершенно разному результату. Именно поэтому этот риск мог быть как оправданным

Сегодня мы поговорим о роли отца в семье и в жизни детей. Семья как маленькая государство и этим государством надо управлять умно и грамотно, поэтому, когда в семье не бывает отца, говорят семья «без главы»

В рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» идет речь о нравственном явлении, которое принято называть «хамелеонством»

Автор пытается привлечь внимание читателя к проблеме чинопочитания

Софья Павловна

Дочь Фамусова, долгие годы воспитывавшаяся вместе с Чацким, тем не менее полностью принадлежит к консервативному московскому лагерю. Да, может показаться, что она бросает вызов обществу, в котором воспитана, когда встречается с незнатным секретарём Молчалиным. Однако все их встречи носят тайный характер, Софья не намерена отстаивать собственные взгляды или менять заведённые порядки. Это не является сознательным идейным протестом, который может привести к переменам. Для Софьи любовь к Молчалину — это лишь юношеское увлечение, вызванное чтением романтической и сентиментальной прозы, которое будет подавлено в ней с годами.

Дальнейшая жизнь Софьи очевидна: замужество за знатным дворянином, который будет носить мундир, номинально числиться на службе и кем можно будет спокойно управлять. Похожее описание читатели видят в сценах на балу, где некогда активный сослуживец Чацкого Платон Михайлович Горич превратился в безынициативного, скучающего мужа-слугу для своей светской супруги Натальи Дмитриевны. Софья обладает незаурядным умом, однако высказывания Чацкого о современной Москве и её представителях оскорбляют её слух, ведь и она сама неотъемлемая часть так едко осуждаемого Чацким общества.

Вариант 2

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов хотел отразить нравы и образ мысли дворянства в первые годы 19 века, и у него это получилось. Автор смог выявить и показать читателям устаревшие, изжившие себя взгляды на важные проблемы общества, описав вечное противоборство всего старого с новым.

Фамусовское общество в комедии представляет век прошедший. Представителями этого непросвещенного общества является Фамусов, его близкие друзья и родные. Все эти люди объединены общей целью жизни и единственным интересом – тягой к богатству. Они положительно относятся к крепостничеству, а высшей наградой человека считает чин. И, по сути, мнение представителей фамусовского общества таково – человек без чина – не человек. Богатство и статус – вот что может по-настоящему украсить.

Люди, входящие в состав этого общества, безразличны и к работе и совершенно безответственны в своих действиях. Они подписывают серьезные документы, даже не глядя на них. К работе приступают неохотно и очень редко. По своей натуре каждый из членов фамусовского общества не образован и очень глуп. Эти люди боятся книг как огня, считая образованность за болезнь. Фамусов же горит желанием сжечь все книги.

Непросвещенное фамусовское общество видит идеал в Западе, а именно во Франции. Совершенно бездарно, неумело, каждый из круга Фамусова пытается позаимствовать культуру и обычаи этой страны, и даже язык.

Пренебрегая работой, фамусовское общество проводит время на светских балах, развлекаясь и тратя время. Разумеется, на званых ужинах они находят повод посплетничать.

Люди круга Фамусова эгоистичны, жестоки, глупы и необразованны. Они любят чины, жаждут власти и богатства. Цель их жизни – выслужиться как можно лучше, чтобы продвинуться по карьерной лестнице и заслужить незаслуженный рубль. Эти люди – ярые консерваторы, отстаивающие идеалы рабовладельцев, эксплуатирующих крепостной народ. Права простого человека для них ничего не значат. Качество образования имеют для них такое же значение, как и жизнь простого крепостного. Фамусов и его приближенные не видят пользу даже в достойном образовании и просвещении.

К сожалению, представители Фамусовского общества находятся даже в наше время. Но, конечно, в эпоху Грибоедова таких людей было значительно больше, а их взгляды представляли настоящую опасность в большом масштабе. Писателю удалось передать консервативные взгляды дворянского народа того времени. Комедия «Горе от ума» – бесценный памятник русской письменности.

Над чем заставляет задуматься рассказ В. М. Шукшина «Обида»?

Люди, что с
нами происходит? Надо человеком быть… В. Шукшин

В рассказе
Василия Макаровича Шукшина «Обида» речь идет об обыкновенном
житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из
нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом учреждении. Это, к
сожалению, стало обыденной реальностью. Речь идет о… хамстве, обыкновенном
хамстве.

Сашке Ермолаеву
нахамила продавщица, ее поддержала очередь. И все это в присутствии
крохотули-дочки, которая еще в силу своего возраста не может понять, что
случилось, но сердцем чувствует, что эти тети и дяди «плохие», они
обидели ее папу. И Сашке стыдно перед дочерью за этих людей. Как поступить ему?
Может, промолчать, повернуться и уйти? Как говорится, лбом стену не прошибешь,
только шишки себе набьешь. А этих людей словом не переубедишь. И
грубиянку-продавщицу, и людей из очереди, поддержавших ее, особенно
Плаща-Чукалова.

Но ведь далеко
не каждый человек сможет хотя бы внешне спокойно перенести обиду. Просто не
сможет. Тогда, может быть, проще на грубость ответить грубостью, отвести душу и
тут же забыть о случившемся? Как говорят в народе, когда не хватает слов,
помогают выражения. Но опять-таки не каждый человек может опуститься до
грубости и хамства. По своему складу он не может этого.

Но есть еще
один аргумент — сила, к которому и решил обратиться Сашка Ермолаев. В данном
случае этот аргумент — молоток. И только счастливая случайность, только
вмешательство жены предотвратило катастрофу, иначе могло произойти
непоправимое. В состоянии аффекта, не рассчитав силы, Сашка мог бы убить
человека… А это уже самое страшное. Как потом жить дальше, зная, что ты лишил
жизни пусть и плохого, но человека.

Убить кого-то —
это убить и большую часть своей души, самого себя. Это однозначно. Что может
быть труднее и страшнее жизни с постоянным ощущением своей вины, вечными
угрызениями совести? Об этом страшно даже подумать. Так как же быть? Сам автор
не дает однозначного ответа, но как бы между прочим говорит: «…

Ведь мы сами
расплодили хамов, сами… Никто нам их на парашютах не забросил… «.
Значит, он оставляет решение на совести каждого из нас. Я лично в подобной
ситуации просто бы расплакалась и долго не могла забыть происшедшего.

А между тем
беззаконие, произвол и хамство все умножаются. Мы живем среди обозленных,
агрессивно настроенных, грубых людей. И грубость, к несчастью, становится как
бы нормой поведения и общения. Если тебе спокойно, доброжелательно ответили, то
ты воспринимаешь это не как норму, а как редкое и приятное исключение. . И в
этом мире зла все труднее жить каждому из нас и всем вместе.

Поневоле
задаешь тот же вопрос, что и Василий Макарович Шукшин: «Люди, что с нами
происходит?» Да, что с нами происходит? К чему мы идем? В этом быстром
ритме жизни, наверное, обязательно нужно найти минуту и вспомнить истину:
«Надо человеком быть». Быть человеком…

Роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»

Среди представителей фамусовского общества должны обязательно присутствовать дворяне не слишком высоких чинов, но стремящиеся к ним, которые будут выражать подобострастное отношение к старшему поколению, стараться выслужиться перед ним. Такова роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»

В начале пьесы этот герой предстает перед читателем как молчаливый и скромный возлюбленный Софьи. Но как только девушке не удается сдержать на публике свои чувства к Молчалину, начинает открываться его истинное лицо. Он, как и Фамусов, очень опасается людской молвы: «Злые языки страшнее пистолета». Чувств к Софье он не имеет, а изображает ее любовника, чтобы угодить дочери «такого человека». Молчалина с детства учили «угождать… хозяину, где доведется жить», «начальнику», у которого он будет состоять на службе.

Безмолвен и услужлив Молчалин только потому, что пока не имеет высокого чина. Он вынужден «зависеть от других». Такие люди «блаженствуют на свете», ведь аристократическое общество только и ждет преклонения и услужливости в свой адрес.

Жизненные ценности и идеалы фамусовского общества: описание

Грибоедов написал известное произведение «Горе от ума» в 1812 году. Страна только пережила Великую Отечественную войну. Комедия повествует о столкновении двух противоречий между представителями разных взглядов. Общество прогрессивных людей стремилось к декабризму, инновациям, переменам. Они хотели внести нечто новое, улучшить жизнь простых людей.

Жизненные ценности фамусовского общества – полная противоположность. Дворяне, проживающие свой век, заботятся исключительно о собственных благах, комфорте. Они боятся любых изменений, прогрессивных взглядов. В приоритете – богатый дом, привычные устои, веселое времяпровождение.

Жизненные идеалы фамусовского общества основываются на консерватизме, необразованности. Люди всячески стараются сохранить свой жизненный уклад, опасаясь любых перемен.

Алексей Степанович Молчалин

Ещё один представитель московского лагеря — секретарь в доме Фамусова Молчалин. Казалось бы, аристократы не должны принимать в свой круг незнатного юношу из Твери, им куда ближе должен быть родовитый Чацкий. Однако Молчалин обладает всеми качествами, позволяющими ему приблизиться к высшим кругам: умение спрятать собственное мнение, любезничать с вышестоящими чиновниками, делать за них работу и быть полезным, говорить кратко и тихо, поддакивать знатным дворянам, ухаживать за одинокими дамами на балах, быть учтивым и незаметным.

Консервативное общество ненавидит, когда ему противятся, пытаются изменить его уклад. Молчалин же идеально подстраивается к тем нравам и обычаям, которые сложились и остаются в высшем свете. Он служит в доме Фамусова, при этом официально числится в архивах, где растёт в чинах. Молчалин уже получил чин коллежского асессора, чиновника восьмого класса, что позволяет ему получить потомственное дворянство. Вполне возможно, что через десяток лет Молчалин сам выгодно женится и станет «московским тузом».

Сочинение на тему Фамусовское общество

Содержательный смысл произведения и отраженный там конфликт, с точностью показывают расстановку политических сил в историческом разногласии своего времени. Именно актуальность и сделала комедию успешной в обществе.

В фамусовском обществе считалось, что надо уничтожать вольнодумство и беспрекословно подчиняться старшим по званию, обязательно жить в роскоши. Чацкий же мыслил совсем по-другому. И поэтому словесная стычка Чацкого с Фамусовым превращается в войну. Юноша вел спор особенно остро по поводу образа жизни, но он был совсем один в своих доводах.

Одним из членов фамусовского общества насыщенно показан Павел Андреевич Фамусов, имевший дочь на выданье. Рядом с ним всегда находится Молчалин, не противоречащий своему руководству никогда, чтобы тот не сказал. Перед будущим тестем он всегда робкий, лживый, без своего мнения. Он лебезит по отношению к тем людям, кто стоит выше него. Не испытывает Молчалин и высокие чувства по отношению к Софье, однако девушка не знает об этом. Он оказывает ей знаки внимания, так как ей это нравится.

Самым близким товарищем Фамусова был Скалозуб, который всеми силами достигает наград, и с нетерпением ожидает момента, когда освободится очередное место после отставки или кто-то погибнет на полях военных сражений. В комедии нас ожидает знакомство и с другими приятелями Фамусова. Так, например, знаменитый Загорецкий, который вечно всем угождает и врет на каждом шагу, князь Тугоуховский, ищущий состоятельных супругов дочкам. Главное для этих людей было организация торжественных приемов и обедов. Они вечно ищут людей со связями, которые помогут сделать карьеру. Они считают, что продвижение по службе – это легкая возможность. Ради очередного ордена они готовы на любое унижение

Для родителей важно выгодно совершить удачный брак своих дитяток. И в этом жалком обществе вдруг появляется великодушный Чацкий, который отличался честностью и прямотой

Яркими представителями московского общества были вышеназванные Молчалин и Скалозуб, где один из них обладал молчаливостью, чему соответствовала его фамилия. Скалозуб же оказывает себя важным господином, однако под своей формой он скрывает слабохарактерность и бедность. Он только и говорит о том, как бы занять пост выше и стать богатым. И если Чацкий, обвинив общество во лжи, наговоре, вскоре вынужден уехать, то все текому он высказал аргументы против их, остались. Однако, это не говорит, что Чацкий был сломлен. Он остается выше всех.

Каковы жизненные идеалы фамусовского общества – основные аспекты

Пьеса открывает все недостатки дворянства. Многие ситуации, описанные Грибоедовым, напоминали современникам сцены из их собственной жизни. Автор не старался приукрасить общество девятнадцатого века. Важные аспекты пьесы:

В диалогах между персонажами четко прослеживаются нравственные идеалы. Достаточно изучить второе действие, приезд гостей на бал. Загорецкий – ярко характеризует дворянский класс, Молчалин – пример типичного стремления к родству с элитой. Писатель откровенно рассказывает об отсутствии человеческих, моральных ценностей. Суть произведения заключается в желании людей продолжать привычное существование, построенное на лести, обмане, сплетнях. Новый взгляд Чацкого пугает, настораживает представителей дворянства. Это объясняется страхом потерять власть, значимость, статус.

Павел Афанасьевич

Фамусов является главой влиятельного московского дома, он предстаёт московским «тузом» — аристократом, к мнению которого прислушиваются. Он служит, точнее числится управляющим в московском учреждении. Без него не проходит ни один бал, ни одни крестины или поминки. Несмотря на то что сам он богат и принадлежит к знатному роду, Фамусов сильно зависит от мнения остального общества. «Что же станет говорить княгиня Марья Алексеевна!», — цитата из финала пьесы однозначно показывает, о чём больше всего волнуется Фамусов, узнавший о тайных свиданиях Софьи.

Как и других членов общества, Фамусова отличает боязнь всего нового, нелюбовь ко всему иностранному. Прогрессивные идеи дворян, принесённые из-за рубежа, кажутся ему непозволительным вольнодумством, диким революционным протестом. Главной причиной появления таких высказываний Фамусов считает образование. Источником же заражающих умы идей он называет книги, которые, по его мнению, не приносят никакой пользы тому, кто их читает. «Собрать все книги, да и сжечь», — таков девиз Фамусова.

Отношение к службе

Получение чинов – вот на что направлена вся деятельность фамусовского общества. Всеми представителями «века минувшего» ценится Скалозуб, так как он «и золотой мешок, и метит в генералы». Стремлением получить чины, а с ними и высокое положение в обществе обладает Молчалин, который ради своих корыстных целей делает все: притворяется влюбленным в дочь Фамусова Софью, угождает всем подряд, включая и собаку дворника. Сам Молчалин придерживается мнения о том, что в его годы нельзя иметь свои суждения. Такие люди, по мнению представителя «века нынешнего» Чацкого, «блаженствуют на свете». Эту мысль подчеркивает не только образ Молчалина, но и внесценический персонаж – дядя Фамусова Максим Петрович, который готов «подслужиться», чтобы получить ордена и чины. Максим Петрович, а также Кузьма Петрович, который был «богат и на богатой был женат», являются идеалами для фамусовского общества.

При этом автор комедии отмечает, что на службу поступают только родственники или знакомые тех, кто уже имеет какое-то положение в обществе. Это выражается с помощью слов Фамусова: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки». «Многие каналы» – вот что помогает фамусовскому обществу получать чины.

Все представители «минувшего века» не понимают тех людей, которые не хотят получить чины. Сумасшедшим называется Чацкий, двоюродный брат Скалозуба.

Внесценические персонажи комедии

Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» довольно многочисленно. Кроме того его границы расширяются и за счет введение в пьесу внесценических персонажей. Примечательным в этом отношении является образ Максима Петровича, дяди Фамусова, который вызывает восхищение у помещиков-крепостников своим умением «подслужиться». Его желание повеселить императорский двор, выставив себя на посмешище, Фамусов не считает унижением. Для него это проявление смышлености. Зато Максим Петрович был «весь в орденах» и имел «сто человек к услугам». Также Фамусов вспоминает покойного Кузьму Петровича. Его главная характеристика – «богат и на богатой был женат».

Упоминается в пьесе влиятельная Татьяна Юрьевна. С ней очень выгодно состоять в хороших отношениях, потому что «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные». Внесценические персонажи помогли Грибоедову дать более яркую и запоминающуюся характеристику фамусовскому обществу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: