Чернышевский Николай Гаврилович, роман “Что делать?”: краткое содержание, герои, история создания
Чтобы понять, зачем, почему и о чём был написан роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», надо знать о том, какая обстановка царила в общественной жизни Российской империи в начале второй половины XIX века. Дворянская революция «сверху» потерпела поражение, и на первые роли выходили представители так называемых «разночинцев». У этих людей были уже совсем другие идеалы и цели. Властителями дум становятся Белинский, Писарев, Добролюбов и люди их круга. Особое место среди них занимает Чернышевский.
Во многом утопические идеи Николая Гавриловича были основаны на идеализации общинного землевладения в российских деревнях при крепостном праве. Именно отсюда берут начало его мысли о возможности для России, где есть общественная собственность на землю, минуя буржуазный путь развития, прийти к социализму. А это считалось передовыми людьми того времени едва ли не конечной целью человечества. Но для этого нужны люди нового типа, которых Чернышевский и выводит в знаменитом романе. Характеристика героев романа “Что делать?”, его краткое содержание, история создания и суть – все это в статье.
Сюжет
Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Чтобы избежать замужества, навязываемого корыстной матерью, девушка заключает фиктивный брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым (учителем младшего брата Феди). Брак позволяет ей покинуть родительский дом и самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Вера учится, пытается найти свое место в жизни, наконец, открывает швейную мастерскую «нового типа» — это коммуна, где нет наёмных рабочих и хозяев, и все девушки одинаково заинтересованы в благополучии совместного предприятия.
Семейная жизнь Лопуховых также необычна для своего времени, основные её принципы — взаимное уважение, равноправие и личная свобода. Постепенно между Верой и Дмитрием возникает настоящее чувство, основанное на доверии и привязанности. Однако случается так, что Вера Павловна влюбляется в лучшего друга своего мужа, врача Александра Кирсанова, с которым у неё гораздо больше общего, чем с мужем. Эта любовь взаимна. Вера и Кирсанов начинают избегать друг друга, надеясь скрыть свои чувства, в первую очередь друг от друга. Однако Лопухов догадывается обо всем и вынуждает их признаться.
Чтобы дать жене свободу, Лопухов инсценирует самоубийство (эпизодом мнимого самоубийства начинается роман), сам же уезжает в Америку, чтобы на практике изучить промышленное производство. Через некоторое время Лопухов, под именем Чарльза Бьюмонта, возвращается в Россию. Он — агент английской фирмы и прибыл по её поручению, чтобы приобрести стеариновый завод у промышленника Полозова. Вникая в дела завода, Лопухов посещает дом Полозова, где знакомится с его дочерью Екатериной. Молодые люди влюбляются друг в друга и вскоре женятся, после чего Лопухов-Бьюмонт сообщает о своем возвращении Кирсановым. Между семьями завязывается тесная дружба, они поселяются в одном доме и вокруг них ширится общество «новых людей» — тех, что желают устроить «по-новому» свою и общественную жизнь.
Один из самых значимых героев романа — революционер Рахметов, друг Кирсанова и Лопухова, которого те когда-то познакомили с учением социалистов-утопистов. Рахметову посвящено короткое отступление в 29 главе («Особенный человек»). Это герой второго плана, лишь эпизодически связанный с основной сюжетной линией романа (приносит Вере Павловне письмо Дмитрия Лопухова с разъяснениями обстоятельств его мнимого самоубийства). Однако в идейной канве романа Рахметов играет особенную роль. В чём она заключается, Чернышевский подробно разъясняет в XXXI части 3 главы («Беседа с проницательным читателем и изгнание его»):
Смысл романа
Автор создал молодежи пример для подражания, чтобы показать, как нужно себя вести. Чернышевский дал России образ Рахметова, в коем и собрано большинство ответов на животрепещущие вопросы «что предпринять», «кем быть», «к чему стремиться» — Ленин увидел это и предпринял ряд действий, которые и привели к удачному перевороту, иначе бы он не отзывался о книге столь восторженно. То есть, главная мысль романа «Что делать» — это восторженный гимн новому типу деятельного человека, который сможет решить проблемы своего народа. Писатель не только критиковал современное ему общество, но и предлагал пути решения тех конфликтных ситуаций, которые его раздирали. По его мнению, нужно было делать так, как поступал Рахметов: отказываться от эгоизма и сословного высокомерия, помогать простым людям не только словом, а рублем, участвовать в больших и глобальных проектах, способных реально изменить положение.
Настоящий революционер, по мнению Чернышевского, обязан сам жить той жизнью, которой живет простой человек. Люди, стоящие у власти, не должны быть возведены в отдельную элитную касту, как это часто происходит. Они — слуги народа, который их назначил. Примерно так можно выразить позицию автора, которую он передал и своему «особенному» герою и которую хочет донести через него читателю. Рахметов — аккумуляция всех положительных качеств, можно сказать, «сверхчеловека», как у Ницше. С помощью него выражается идея романа «Что делать» — светлые идеалы и твердая решимость отстоять их.
Тем не менее, Чернышевский предупреждает читателя о том, что тернист и «скуден личными радостями путь» этих людей, «на который они зовут вас». Это люди, пытающиеся переродиться из человека в отвлеченную идею, лишенную личных чувств и страстей, без которых тяжела и безрадостна жизнь. Писатель предостерегает от восхищения такими Рахметовыми, называя их смешными и жалкими, потому что они пытаются объять необъятное, променять полную земных благ судьбу на долг и безответное служение обществу. Но между тем автор понимает, что без них жизнь совсем потеряла бы свой вкус и «прокисла». Рахметов — не романтический герой, а вполне реальный человек, которого творец рассматривает с разных сторон.
Роман Николая Чернышевского “Что делать?” современники восприняли неоднозначно. Одни считали его “мерзостью”, другие — “прелестью”. Это связано со сложной композицией, попытками спрятать основную мысль за снами главной героини и любовным треугольником и, наконец, с особенностями языкового оформления. Тем не менее, роман оказал серьезное влияние на русское общество ХIX века. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем краткий анализ произведения “Что делать?”, который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.
История создания романа Что делать Чернышевский
История создания романа Что делать Чернышевский
“Что делать?” – роман философа и критика Николая Гавриловича Чернышевского. Период работы над романом – с 14 декабря 1862 по 4 апреля 1863 года. Место написания – Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге, где Чернышевский находился под заключением.
Чернышевский сидел в одиночной камере. Между допросами и попытками выйти на свободу он работал над романом. Всего работа над произведением заняла 112 дней.
С января 1863 года роман Чернышевского начинают по частям передавать в следственную комиссию
За счет того, что роман анализировали по частям, комиссия не усмотрела его скрытый смысл, обратив внимание лишь на любовную линию. Но самом же деле в романе присутствуют революционные идеи, новое видение социальной жизни, экономики и политики
Так произведение избежало цензуры. Работа Чернышевского начала публиковаться в журнале “Современник”, которым на то время руководил поэт Николай Алексеевич Некрасов.
Оплошность цензоров стала заметна только после попадания романа в печать. Цензора Бекетова, который был ответственный за допуск рукописи в печать, уволили с должности.
Все номера “Современника”, в которых публиковался роман, тут же оказались под запретом. Но все попытки властей запретить произведение оказались тщетными. Роман переписывали от руки, он обрел чрезвычайную популярность среди читателей.
Работа Чернышевского бурно обсуждалась в обществе. Реакция на роман была неоднозначной. Одним произведение пришлось по душе, другие же критиковали автора. Но все равно “Что делать?” зацепил читателей и заставил их задуматься о жизни.
До 1905 года в России роман был под запретом. Его нельзя было пускать в печать. Однако известно, что в Швейцарии роман опубликовали еще в 1867 году. Сделали это русские эмигранты.
До 1917 года в печати было уже четыре издания “Что делать?” Подготовил их сын Чернышевского, Михаил Николаевич.
Одним из показателей популярности произведения можно считать наличие множества переводов “Что делать?” Так, роман доступен на голландском, польском, венгерском, английском, итальянском, французском, шведском и сербском языке.
Роман состоит из нескольких сюжетных линий. Главная героиня – Вера Павловна Розальская. Чернышевский не зря сделал центровым персонажем именно женщину. Женщинам было гораздо сложнее добиться значимого положения в обществе.
В основе романа – реальная история из жизни. Друг Чернышевского, доктор Петр Иванович Боков, фиктивно женился на своей студентке Марье Александровне Обручевой. Девушка стремилась к независимости и получению знаний.
Потом Марья Александровна влюбилась в физиолога Ивана Михайловича Сеченова. Видя, что между Сеченовым и Обручевой вспыхнуло настоящее чувство, Петр Иванович Боков не стал препятствовать их отношениям.
голоса
Рейтинг статьи
Высший человек
Сам Чернышевский писал, что знал только восемь человек, подобных главному, созданному им, литературному герою. Но в столицу империи он приезжает, ничем не выделяясь из массы таких же хорошо воспитанных молодых людей из аристократических семей. Изменения во внутреннем мире Рахметова происходят с непостижимой скоростью. Уже во время беседы с Кирсановым показательна его реакция на «несправедливости этого мира». Он негодует, плачет, говорит о необходимости немедленного изменения существующего порядка вещей. И начинает с себя. Рахметов не просто «уходит в народ», он не просвещает людей, а живёт с ними, работает бурлаком, заслуживая прозвище мифического Никитушки Ломова, плотником, нисколько не чураясь самого тяжёлого физического труда. Так что знаменитое лежание на гвоздях, это просто наиболее экстремальное проявление его стремления переделать свою натуру, подготовить психику и тело к тяжёлым испытаниям, которые неизбежны при подготовке революции.
Любовь во имя революции
Вера, дочь Марьи Алексеевны, против воли матери выходит замуж за Алексея Лопухова. Брак фиктивный, это единственный шанс девушки обрести свободу. Потом встречает Кирсанова, который становится её истинной любовью. И Алексей сам устраивает её счастье с тем, кто, вроде бы, стал его соперником. Делает он это не совсем обычным способом. Он разыгрывает своё самоубийство
Любовная линия в романе занимает важное место. Благодаря этому чувству Вера избавляется от мещанского существования, да и последующая любовь Лопухова и Кати Полозовой приносит им ощущение полноты жизни
Но это не то чувство, которое описывали тогда в традиционных романах. Оно подчинено самому важному делу в жизни человека, революции. Именно поэтому эти люди и являются для Чернышевского «новыми». Но они только переходной этап к людям «высшим», каковым является Рахметов.
Проблематика
Многие писатели и общественные деятели даже спустя время упоминали эту книгу. Чернышевский понял дух того времени и успешно развил эти мысли дальше, создав настоящую памятку русского революционера. Проблематика в романе «Что делать» оказалась болезненно актуальной и злободневной: автор затронул проблему социального и гендерного неравенства, злободневные политические проблемы и даже несовершенства менталитета.
- Женский вопрос. Проблемы в романе «Что делать», прежде всего, касаются женщин и их социальной неустроенности в реалиях царской России. Им некуда пойти на работу, нечем прокормить себя без унизительного брака по расчету или еще более унизительного заработка по желтому билету. Положение гувернантки немногим лучше: хозяину дома никто ничего не сделает за домогательства, если он знатный человек. Так и Вера пала бы жертвой похоти офицера, если бы ее не спас прогресс в лице Лопухова. Он по-другому относился к девушке, как к равной. Это отношение и является залогом процветания и независимости слабого пола. И дело тут не в оголтелом феминизме, а в банальной возможности обеспечить себя и семью на случай, если с замужеством не получилось или умер муж. На бесправие и беспомощность женщин сетует писатель, а не на недооцененное превосходство одного пола над другим.
- Кризис монархии. Еще со времен восстания на Сенатской площади 1825 года идеи о несостоятельности самодержавия зрели в умах декабристов, но народ тогда не был готов к переворотам такого масштаба. Впоследствии жажда революции только укреплялась и с каждым новым поколением становилась сильнее, чего нельзя было сказать о монархии, которая боролась с этим инакомыслием, как могла, но, как известно, к 1905 году пошатнулась сама, а в 17-ом уже добровольно сдала свои позиции Временному Правительству.
- Проблема нравственного выбора. Кирсанов сталкивается с ней, когда осознает свои чувства к жене друга. Вера постоянно ощущает ее, начиная с неудавшегося «выгодного брака» и заканчивая отношениями с Александром. Лопухов тоже стоит перед выбором: оставить все так, как есть, или же поступить по справедливости? Все герои романа «Что делать» выдерживают испытание и принимают безупречное решение.
- Проблема нищеты. Именно удручающее материальное положение приводит мать Веры к моральной деградации. Марья Алексеевна заботится о «реальной грязи», то есть думает, как выжить в стране, где ее ни во что не ставят без титула и богатства? Ее мысли обременяют не излишества, а заботы о хлебе насущном. Постоянная нужда свела ее духовные потребности до минимума, не оставив для них ни места, ни времени.
- Проблема социального неравенства. Мать Веры, не щадя чести дочери, заманивает офицера Сторешникова, чтобы сделать его своим зятем. В ней не осталось ни капли достоинства, ведь она родилась и жила в жесткой иерархии, где те, кто ниже, — бессловесные рабы для тех, кто выше. Она почтет за счастье, если хозяйский сын обесчестит ее дочь, только бы он женился после этого. Такое воспитание претит Чернышевскому, и он его едко высмеивает.
История публикации романа «Что делать»
Роман «Что делать» был написан Николаем Гавриловичем Чернышевским в период с 1862 по 1863 годы в крепостных условиях. Однако, из-за запрета на печать на территории Российской империи, первоначально публикация произведения была невозможна.
В 1863 году рукопись романа была передана из тюремного заключения Чернышевского карцерного помощника Николаю Полевому и его жене Марии Полевой, которые стали заниматься публикацией произведения за границей.
Первое издание романа «Что делать» было издано в 1863 году в Женеве, Швейцария, под ложным названием «Николай Иванович» и под псевдонимом Николая Чернова. Эта фальсификация была сделана, чтобы издание не привлекло нежелательного внимания цензуры.
Первоначальное издание романа было положительно встречено русскими эмигрантами и стало одной из ключевых книг русского революционного движения. Роман вызывал огромный интерес у студенческой молодежи, интеллигенции и прогрессивных слоев общества.
Впоследствии роман «Что делать» был издан в России, поскольку скацинастика рассчитана на широкую аудиторию и имела большой успех среди читателей. С тех пор произведение Чернышевского стало классическим и особенно популярным в Советском Союзе.
Тема
В романе отобразились мотивы, характерные для русской литературы XIX века. Их писатель реализовал в неординарном, запутанном сюжете. Он подал ситуации, которые должны подталкивают читателя к самостоятельным выводам.
Н. Чернышевский раскрыл несколько тем
, среди которых выделяются следующие: любовь, которая питается общими интересами, взаимоуважением; мечты о новой жизни. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблемы
“Что делать?”: брак без любви, дружба, равноправие мужчин и женщин, роль труда в человеческой жизни.
Значительная часть романа посвящена жизни Веры Павловны. Мать героини хотела выдать ее замуж за богатого мужчину. Выгодной партией она считала хозяйского сына. Мать даже не думала о том, что это ловелас, с которым ее дочь не обретет счастья. От неудачного замужества Верочку спас студент-медик Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, и они поженились. Вера стала владелицей швейной мастерской. Однако она не использовала наемный труд. Героиня сделала девушек, работавших у нее, совладелицами, доходы они делили поровну. В рассказе о мастерской Веры Павловны автор воплотил идею о равноправном труде.
Брак с Лопуховым вскоре распался: Верочка влюбилась в друга мужа, Кирсанова. Чтобы развязать любовный узел, Лопухов решил застрелиться. Оказывается, это он оставил записку, о которой шла речь в начале романа. В послании он заявил, что никто не виноват в его смерти, и Вера Павловна спокойно обвенчалась с Кирсановым.
Супружеская пара зажила счастливо. Вера Павловна была увлечена своим любимым делом — швейными мастерскими, начала изучать медицину, а муж всячески помогал ей. В описаниях семейной жизни этих людей проявляется идея равноправия мужчин и женщин. В конце романа узнаем, что Лопухов жив. Теперь взял фамилию Бьюмонт и женился на Полозовой Екатерине Васильевне. Семьи Кирсановых и Бюмонт начинают дружить и распространять идеи “новой” жизни.
Жизнь Чернышевского в эмиграции
В 1862 году, после издания его знаменитого романа «Что делать?», Николай Гаврилович Чернышевский был приговорен к ссылке на пожизненное заточение в Сибирь. Однако, после 21 года заключения, в 1883 году, ему было позволено переехать в Санкт-Петербург из-за его плохого здоровья.
Однако, Чернышевский не был свободен полностью. Он находился под постоянным наблюдением полиции и не имел права покидать город без специального разрешения. Из-за своего статуса «гражданского заключенного», он также получал отрицательные пресс-рецензии и ему была запрещена публикация его более радикальных работ.
Тем не менее, Чернышевский нашел утешение в литературной и интеллектуальной общественной деятельности. Он продолжал писать и публиковать статьи, работая в различных журналах и газетах. Он был одним из основных идейных лидеров народнического движения и пропагандировал идеи о социальной справедливости и равенстве.
Чернышевский также стал преподавателем в Женском классическом институте в Санкт-Петербурге, где он обучал студенток литературе и философии
Он уделял большое внимание просвещению и развитию женщин, считая их полноправными участниками общества
Таким образом, в эмиграции Чернышевский продолжал бороться за свои идеалы и просветительство, несмотря на ограничения и преследования. Его влияние на интеллектуальную и политическую жизнь России осталось значительным, и его роман «Что делать?» стал одним из культурных символов эпохи.
История создания и публикации
Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863-го. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже был опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3—5). Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.
«О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, — но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: „гадость“, „прелесть“, „мерзость“ и т. п. — все на разные тоны» .
«Для русской молодёжи того времени она была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем» .
В 1867 году роман был опубликован отдельной книгой в Женеве (на русском языке) русскими эмигрантами, затем был переведён на польский, сербский, венгерский, французский, английский, немецкий, итальянский, шведский, голландский языки.
Запрет на публикацию романа «Что делать?» был снят только в 1905 году. В 1906 году роман был впервые напечатан в России отдельным изданием.
Зачем помнить о Чернышевском
Произведение Чернышевского давно не изучают в школах, да и вообще, мало кому известно даже краткое содержание романа “Что делать?” Его можно отнести к «забытой» литературе. По своим художественным достоинствам он, действительно, несравним с книгами под авторством большинства современников Николая Гавриловича. Было время, когда Рахметова сравнивали с князем Мышкиным. Действительно, это имеет смысл. Два «идеальных» героя появились в читательском обиходе почти одновременно. Один олицетворял смирение и всепрощение, другой – непримиримую борьбу за лучшее будущее, которое должно облагородить каждого человека. Революционер взял верх над христианином, но пришло время осознания невозможности изменения сознания условиями жизни
Тем не менее, Чернышевскому удалось добиться своей цели, и важно знать, каким образом
Он показал в романе людей, которые независимы от правил и даже закономерностей жизни. Они, прежде всего Рахметов, меняют себя по собственной воле, но во имя блага других. Именно необходимость этого автор стремился донести до читателей. Поэтому много говорят о том, что главное в его сочинении – публицистика, а не художественность. Вряд ли сам Чернышевский стал бы это отрицать. Задача искусства – облагораживание человека. Примерно так звучало его утверждение в более ранних произведениях. Эффекта он добился, смешивая в романе самые разные стилистические и композиционные элементы. Как только не определяли жанр его главного произведения, но ни одно не признано окончательно верным. Оригинальность во многом была предопределена и необходимостью обойти цензуру. Иносказания, беседы с читателем, эзоповский язык. Он особенно используется в последней главе. Ведь заканчивается роман оптимистически. «Перемена декораций» означает победу революции. Все счастливы, в том числе и сам Рахметов, не считавший себя вправе даже мечтать о будущем для себя. Его танец на свадьбе означает, что пришло время, когда даже «железный» человек может задуматься о собственной жизни.
На этом мы окончим пересказывать краткое содержание романа “Что делать?” Единственно, что можно сказать с уверенностью, так это то, что произведение не должно быть забытым. Его нужно прочесть и задуматься над тем, что хотел сказать автор.
Влияние романа «Что делать» Чернышевского на русскую литературу
Роман «Что делать» Н.Г. Чернышевского, написанный в 1863 году, оказал огромное влияние на русскую литературу и общество в целом. Этот социально-политический роман стал одним из символов наступления на Запад нравственности, разумности и самоотверженности.
В своем произведении Чернышевский рассуждает о проблемах интеллигенции и ее роли в обществе
Он предлагает пути реформы и прогресса через интеллектуальное развитие и подчеркивает важность самообразования, труда и общественной полезности. Роман «Что делать» стал своеобразным руководством по построению новой жизни и стиля жизни
Важной чертой романа является активное использование диалогов и внутренней мысли героев. Чернышевский показывает противоречия и конфликты между различными социальными группами и личностями
Этот стиль повествования оказал влияние на последующих писателей и стал одной из основ реализма в русской литературе.
«Что делать» стал образцом идеализма и стремления к совершенству. Роман Чернышевского вдохновил многих писателей на создание своих произведений. Виктор Короленко, Максим Горький и Александр Блок ссылались на роман как на источник вдохновения и воздействия на свое творчество. Учение о нравственной ответственности, вере в силу разума и создании справедливого общества являлись для многих авторов главным вопросом.
Роман «Что делать» оказал продуктивное влияние на русскую литературу и стал одним из важнейших произведений своего времени. Его идеи и мотивы стали базой для развития дальнейшей литературы и философии в России.