В. М. Шукшин Срезал краткое содержание
В деревню к Агафье Журавлевой приехал с женой и дочкой средний сын, ученый и богатый. Подъехали на такси, выгружали чемоданы всей семьей.
К вечеру в деревне всем было известно, что он и жена – кандидаты наук, дочка учится в школе, привезли старухе Агафье подарки.
У дома Глеба Капустина стали собираться вечером мужики. Деревня была небольшой, но много вышло отсюда знатных людей: один стал полковником, двое летчиками, были корреспондент и врач, а теперь появился еще и кандидат.
И когда кто-нибудь из таких земляков приезжал погостить, к нему приходили поговорить и посмотреть, как Глеб срежет гостя. Ему это не раз удавалось.
Однажды срезал полковника на том, что тот забыл фамилию графа, велевшего поджечь Москву в 1812 году. Спорили, посылали спрашивать к учительнице. Глеб призывал полковника к спокойствию, насмехаясь, что они не в Филях, мстительно прищуриваясь. Теперь настала очередь кандидата Журавлева.
Мужики дождались Глеба после работы, завели разговор про гостей Агафьи и повели проведать кандидатов. Константин Иванович обрадовался гостям, предложил угощение. Вспоминали годы детства, а Глеб присматривался и прислушивался. Затем наехал на кандидата с вопросами.
Поинтересовался, в какой области Журавлев работает. Услышав, что на филфаке, Глеб, перепутав философию с филологией, затевает спор о первичности духа и материи. Кандидат, сначала улыбаясь, отвечает. Но дальнейшие нелепые вопросы и суждения ставят его в тупик.
Глеб несет полную ахинею про понятие невесомости и стратегическую философию, о проблемах шаманизма у народов Севера, о Луне, созданной руками разума, о разумных существах, живущих в лунном пространстве, и что необходимо для общения с ними.
Константин Иванович многозначительно переглянулся с женой, но Глеб, уловив насмешку, нанес удар по кандидату, заметив, что прежде чем смеяться, неплохо бы газеты почитать, а то приехали удивлять такси и чемоданами, а нужно быть попроще и поскромнее.
Недоумевающий Журавлев запросто говорит, что Глеб катит на него бочку и словно с цепи сорвался, и тут же все узнал о своем кандидатском бескультурье, недалекости и нескромности. Ведь в деревне газеты и книги тоже почитывают, и телевизор смотрят, но не приходят в восторг от КВН и других развлекательных программ, как городские. При этом много говорят и пишут про народ, от которого так далеки.
Расходившиеся из гостей мужики восхищались мастерством Глеба, который не переставал их удивлять. Но не любили его за жестокость, а Константина Ивановича искренне жалели и сочувствовали ему.
Главные герои и их характеристика
Система образов отражена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:
Тематика произведения «Судьба человека» отражает все тяготы и лишения войны, но еще больше в ней героизма и силы духа советского народа:
Человечность — основная тема рассказа «Судьба человека». Несмотря на трудности и потери, Соколов не ожесточается сердцем. Он жалеет сироту и находит в себе силы вновь начать трудиться в мирной жизни. Герой не хочет мести, ему важна судьба его страны.
Любовь – любовь у Шолохова представлена прежде всего, как любовь внутри семьи. Писатель показывает, что только в семье, испытав все трудности быта, люди проявляют истинные чувства, которые не разрушит даже смерть
Соколов никогда не забудет свою семью.
Семья – семья в рассказе представлена, как наивысшая человеческая ценность, которая служит человеку важной опорой. Соколов, лишившись семьи, потерял цель существования, но, найдя новую, снова обрёл цель в жизни. Только тот, кто имеет близких людей и несет за них ответственность, может искренне любить родину, ведь она — тоже часть семьи
Только тот, кто имеет близких людей и несет за них ответственность, может искренне любить родину, ведь она — тоже часть семьи.
Взаимовыручка – рассказывая о судьбе советских военнопленных, Шолохов подчёркивает важность взаимовыручки между советскими людьми, попавшими в немецкий плен. Несмотря на то, что некоторые проявляют свою гнилую сущность, большая часть сохраняет в себе человечность
Подвиг – рассказ Шолохова избавлен от пафоса и патетичности, однако в нём есть место настоящему подвигу, который, по мнению Шолохова, заключается в выполнении своего долга перед страной и близкими людьми. Андрей — не сказочный богатырь, но он постарался и принес родине пользу на полях сражений и даже в плену.
Жизненные ценности – писатель превозносит такие человеческие ценности, как верность, честность и гордость, умение сохранить их в самой ужасной ситуации. Но главной ценностью его герой читает любовь: к семье, к родине, к товарищам.
Преданность – по мнению Шолохова, преданность родине и семье является одним из самых больших достоинств человека. Именно она является гарантом стойкости в испытаниях и лишениях.
Доброта – особенно важно, по мнению писателя, с добротой относиться к другим людям. Именно такое отношение может дать достаточную силу, чтобы победить зло
Счастье – автор показывает, что человек обретает счастье только в кругу семьи. Но оно невозможно без своего места — то есть страны, где народ живет свободно испокон веков. Советский народ воевал не за землю, а за свое счастье.
Понимание ключевых моментов
Идея вины и наказания
Основная идея рассказа заключается в вопросе вины и наказания. Главный герой, рассказывая свою историю, не оправдывает свои действия, а наоборот, принимает наказание за убийство. Однако, автор хочет показать читателю, что жизнь не всегда справедлива и люди иногда вынуждены брать на себя ответственность за судьбу других.
Критика современного общества
Автор также критикует современное общество, показывая его лицемерие и жесткость. Коростель, например, был жестоко обращен с героем, и вместе с тем, сам был жертвой системы. Астафьев показывает, что система не всегда справедлива и люди иногда становятся жертвами обстоятельств.
Несправедливость налагаемых стандартов
Еще один важный момент в рассказе — это несправедливость налагаемых стандартов, связанных с экономическим положением, образованием и т.д. Герой рассказа, например, был представлен как человек из маленького городка, из бедной семьи и без образования. В то же время, Коростель был образованным и прошел путь в начальствующие должности.
- Идея вины и наказания является основной идеей рассказа
- Автор критикует современное общество и его жесткость
- Рассказывает о несправедливости налагаемых стандартов
чернышевский.docx
- Функция снов в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
Сны в романе Чернышевского играют очень важную роль, они несут на себе определенную функциональную нагрузку. Первые три сна Веры Павловны играют сюжетообразующую роль.
В первом сне она видит, как выходит из подвала, как излечивается от паралича. Таким образом, автор наталкивает читателя на мысль о том, что жизнь Верочки в доме у матери равносильна жизни в подвале и болезни, которая являет собой паралич. Но затем девушка выходит из подвала и выздоравливает, что также наталкивает читателя на мысль о том, что вскоре Верочка вырвется из-под опеки матери, а именно выйдет замуж.
Во втором сне Веры Павловны прослеживается мысль автора о том, что люди делятся на две категории по критерию злости. Есть люди, которые истинно являются злыми и ничто их не изменит, они злы от природы. Но есть и второй тип людей, такие как, Марья Алексеевна – мать Верочки. Таких людей обстоятельства заставляют быть злыми, и при других обстоятельствах жизни, такие люди не были бы злыми, а были бы добрыми и несли бы радость в окружающий мир. Этот сон также выполняет сюжетообразующую функцию. Именно через «Второй сон Веры Павловны» читатель узнает о спорах в лопуховском кружке по поводу естественнонаучных трудов немецкого химика Либиха, о философских дискуссиях, о реальных и фантастических желаниях людей, о законах исторического прогресса и гражданской войне в Америке. В домашнем молодежном «университете», усвоив мысль о том, что «жизнь имеет главным своим элементом труд», Вера Павловна приняла решение организовать трудовое товарищество нового типа.
Третий сон Веры Павловны также выполняет сюжетообразующую роль. В данном сне а втор подводит читателя к тому, что Верочка влюблена в Александра Кирсанова и этот факт должен как-то повлиять на ее судьбу.
Четвертый сон Веры Павловны несколько отличается по своей смысловой нагрузке, потому что несет в себе не сюжетообразующую роль, а наполнен идейно-философским содержанием, которое отражает взгляды самого Чернышевского. Таким образом, Чернышевский выбрал удобную форму, чтобы рассказать о социальном составе русского общества, которое резко разделяется на богатых и бедных. Получается такое сравнение: хорошая почва («реальная грязь») — это здоровая жизнь людей труда («. жизнь имеет главным своим элементом труд, а потому главный элемент реальности — труд, и самый верный признак реальности — дельность»). Как на хорошей почве («грязи») при соответствующих условиях (тепле, солнце, орошении) может вырасти хороший колос пшеницы, так и условия трудовой жизни обеспечивают прочную основу нормального развития общества и высокие морально-психологические качества человека. И наоборот, отсутствие труда в жизни людей — явление нездоровое, ненатуральное, фантастическое.
«Гнилая», «фантастическая грязь» — это жизнь господствующих классов. Паразитизм подтачивает основы общества, искажает морально-этический облик людей. Как же возвращать здоровье таким полянам, которые имеют гнилую почву, «фантастическую грязь»? Как добиться уничтожения общественного неравенства? Ответ на первый вопрос в романе один: необходимо провести дренаж, то есть механическими средствами обработать землю и отвести лишнюю воду с заболоченных мест. Ответ на второй вопрос дан иносказательно: необходима революция. Таков художественный смысл сновидений Веры Павловны. Примером сна, в котором выражено утопическое светлое будущее, служит последний сон героини. Она видит совершенно иной мир, в котором всё подчинено общим интересам. В этом мире не существует семьи и собственности. Вера Павловна видит перед собой громадное здание, стоящее «на фоне нив и лугов, садов и рощ, с широкими галереями, громаднейшими, великолепнейшими залами, способными вместить тысячи посетителей и в часы обеда и во время вечернего отдыха». Кругом фонтаны, оранжереи, стекло, оркестр, хор, певцы, разнообразные и богатые костюмы гостей, великолепная сервировка обеденного стола. Все эти праздничные детали в картине будущей жизни простых людей, умеющих работать и отдыхать после трудового дня сегодня, кажутся странными, идиллическими, невозможными. Но писатель верил в возможность этого будущего и всеми силами старался его приблизить.
Направление и жанр
«Судьба человека» была создана в рамках литературного направления реализма. Автор стремится к как можно более натуральному изображению действительности. Его персонажи, их слова и действия прописаны максимально реалистично. Читатель может поверить, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.
Жанр произведения можно определить, как рассказ. Повествование охватывает относительно короткий промежуток времени. Количество действующих лиц ограничено. Созданные писателем образы размыты и неконкретны, что только подчёркивает типичность рассказанной истории.
Анализ произведения
Этот рассказ написан начинающим в те времена автором Виктором Астафьевым, который в последующем включил его в свой сборник произведений о природе. Считается, что писатель описывал свои детские впечатления о неприятном случае, произошедшем на его родине в Сибири.
В этом произведении автор рассказывает о любви к природе, которая всегда прекрасна, но при этом крайне беззащитна перед человеком. Красота коростеля противопоставляется безжизненности убитой птицы. Уже будучи взрослым, главный герой неизменно испытывал чувство вины за содеянное, пытался его как-то загладить, неизменно ухаживая за дикими животными.
Основными темами и проблемами этого произведения являются:
- ответственность человека за свои поступки;
- доброта, любовь и забота о природе;
- красота окружающего мира и его совершенство.
Важную роль в произведении играет прекрасная русская природа Сибири. Автор, который всё своё детство и юность провел в глухой тайге, не понаслышке знает, как прекрасны озёра, реки и леса. Виктор Астафьев утверждает, что, несмотря на суровые условия в Сибири вне зависимости от поры года, природа неизменно прекрасна, и поэтому человеку необходимо постараться жить в полной гармонии с окружающим миром. Автор живым языком описывает не только коростелей, но и других животных, которые являются полноправными хозяевами русского леса.
-
Почему россия не америка сочинение
-
Сочинение на тему ландыши 6 класс
-
Сочинение на тему тропинка и дорога
-
Чем воля отличается от свободы сочинение
- Сочинение что меня привлекает в лирике пушкина
Анализ произведения
В композиции рассказа можно выделить двух героев. Большая часть произведения ведется от лица ребенка и только в конце появляется взрослый. Именно выросший главный герой смотрит на фото и размышляет над тем, кто вернулся с войны, а кто нет. В тексте нет упоминаний о боевых действиях, но трагедия Великой Отечественной войны незримо чувствуется. После прожитых лет герой иначе относится к старым фото — они хранят память о людях.
Одна из ключевых мыслей произведения Астафьева — ради дружбы можно пойти на все. Витя сильно переживал из-за того, что не может пойти фотографироваться. Тогда Санька решил его поддержать и тоже не ходить. Именно этот поступок позволил показать, насколько важна для него дружба. Витя не просил такого самопожертвования, это была инициатива Саньки.
Имеет значение и образ учителя. Он вырос и учился в городе, но это не помешало ему отправиться в деревню. Там он самоотверженно учил детей. Жители очень уважают его:
- приносят угощения;
- подшивают ему валенки;
- помогают колоть дрова и т. п.
В рассказе Астафьев постарался донести важную мысль — нужно всегда помнить о прошлом, чтить его, иначе невозможно наступление будущего.
Роль снов Веры Павловны в раскрытии замысла автора
Николай Гаврилович Чернышевский – создатель произведения особого жанра – художественно-публицистического романа “Что делать?”. В нем писатель постарался ответить на вечные вопросы русской литературы. Раскрытию замысла писателя способствуют сны героини – Веры Павловны, так как роман из-за цензурных соображений написан в иносказательной форме. Писатель в многочисленных публицистических отступлениях объясняет свои взгляды на окружающих, роль литературы в формировании общественного мнения. Чернышевский своей деятельностью старался приблизить построение справедливого, разумного строя, в условиях которого бы каждый человек мог развивать свои способности, работая на себя и на государство. Не вина писателя, что на протяжении веков многие стремились к этой утопии. Николай Гаврилович дает конкретные рецепты: что необходимо делать, чтобы стать счастливым и богатым, построить ту общественную формацию, которая была бы универсально приемлемой для всех. В снах героини автор показывает путь мыслящей девушки к вершинам профессионализма. Надо учесть, что роман писался в то время, когда в России не было системы женского образования. Женщинам отводилась второстепенная роль: хранительниц очага, воспитательниц детей, которым дано будет жить в новом мире, но матери, жены, сестры и дочери не могли рассчитывать на более широкий круг общественной деятельности. Лишь “крохи с барского стола” могла поднять женщина. Герои Чернышевского – новые люди. Они по-иному смотрят на женщину и ее роль в общественной жизни. Не случайно Лопухов предоставляет Вере Павловне полную свободу после замужества. Он “выпустил ее из подвала” жизни, теперь она вправе сама выбирать свой путь. Она становится создательницей женской артельной мастерской. Но вскоре Вера Павловна понимает, что это не то дело, которому бы она хотела посвятить жизнь. Дела в швейной мастерской налажены, она дает стабильный доход и хозяевам и работницам, участвующим в доле прибылей, а Вера Павловна становится ассистенткой своего второго мужа – врача Кирсанова. Это ли не свободный выбор женщины?! В снах Веры Павловны писатель объясняет или предсказывает то, что последует потом в жизни героев или России в целом. Четвертый сон Веры Павловны – это утопическое видение Чернышевским будущего справедливого общественного устройства страны. Своего рода это классическое описание коммунистического устройства страны, к которому впоследствии шла Россия на протяжении ряда лет. Не вина писателя, что мечтам и планам его не дано было сбыться. Художник имеет право на вымысел, а Чернышевский завоевал это право той подвижнической деятельностью и жизнью, которую положил на алтарь прекрасного будущего. Сейчас, с высоты XXI века, легко давать оценки, судить прошлое и предков, тем более, что оппоненты не могут ответить. Их легко обвинить во всех грехах, даже своих собственных. Но история хранит неопровержимые доказательства, что свою деятельность Чернышевский подчинял не корысти, собственническим интересам, карьере, будущей славе, а высокому служению России. Он не столько великий писатель, сколько самоотверженный и честный человек, сумевший прожить в ладу с собой, а это очень не просто и заслуживает уважения потомков.
Вариант 2
Рассказ “Зачем я убил коростеля” Астафьева – это история о том, как главный герой, молодой парень, убивает птицу, которую он считает вредителем. Однако, после этого он начинает осознавать, что его поступок был необдуманным и жестоким.
В рассказе присутствует мотив животного мира, который является символом природы и ее бесконечной красоты. Коростель, как и любое другое животное, имеет свое место в экосистеме, и его убийство может привести к нарушению баланса. Автор подчеркивает, что каждое живое существо на земле имеет свою ценность и не должно быть убито без необходимости.
Главный герой, осознавая свою ошибку, начинает испытывать чувство вины и стыда. Он понимает, что не имеет права жестоко обращаться с животными и что каждое существо на земле имеет свою ценность. Он начинает задумываться о том, как он может изменить свое отношение к природе и стать более ответственным человеком.
Рассказ Астафьева также поднимает вопрос о том, как человек взаимодействует с природой. Мы должны уважать и беречь ее, а не использовать для своих корыстных целей. Автор показывает, что наша жизнь тесно связана с природой, и что мы должны уважать ее, чтобы сохранить ее красоту и богатство.
Одним из ключевых моментов рассказа является осознание главным героем своей ошибки. Он понимает, что его поступок был необдуманным и жестоким, и что он должен изменить свое отношение к животным и природе в целом. Это показывает, что каждый человек может стать лучше, если он готов признать свои ошибки и работать над собой.
Рассказ Астафьева напоминает нам о том, что мы должны уважать и беречь природу, а не уничтожать ее. Он подчеркивает, что каждое живое существо на земле имеет свою ценность и что мы должны уважать и беречь его
Это важное напоминание о том, что мы должны быть ответственными за свои поступки и заботиться о мире, в котором мы живем
В целом, рассказ “Зачем я убил коростеля” является прекрасным примером того, как литература может помочь нам осознать наши ошибки и стать лучше. Он напоминает нам о том, что мы должны уважать и беречь природу, а не использовать ее для своих корыстных целей
Это важное сообщение, которое должно быть услышано каждым из нас
Сочинение по литературе на тему: Роль снов Веры Павловны в раскрытии замысла автора
Другие сочинения:
Сны Веры Павловны в романе Чернышквского Чернышевский был настоящим революционером, борцом за счастье народа. Он верил в революционный переворот, после которого, по его мнению, могла измениться жизнь народа к лучшему. И именно этой верой в революцию и в светлое будущее народа проникнуто его произведение – роман Read More .
Пейзаж в раскрытии замысла автора Введение “Старуха Изергиль” Максима Горького заставляет поверить в существование сказки, в нечто необычное, Необузданное, неизученное. Мы попадаем в мир песен, тихого моря, в мир неизбежной красоты и приятного Спокойствия. Нечто неописуемое происходит с воображением, оно начинает чувствовать малейшие перемены Природы, Read More .
Сны Веры Павловны (по роману Н. Г. Чернышевского “Что делать?”) Роман Г. Н. Чернышевского “Что делать?” своеобразен не только в идейно-тематическом плане, но и в композиционном отношении. В этом произведении писатель выразил свои идеалы светлого будущего, противопоставив их суровому и несправедливому настоящему. Свои заветные мысли, идеалы Чернышевский выразил в снах Read More .
Пейзаж в раскрытии замысла автора (по произведению Горького “Старуха Изергиль”) “Старуха Изергиль” Максима Горького заставляет поверить в существование сказки, в нечто необычное, необузданное, неизученное. Мы попадаем в мир песен, тихого моря, в мир неизбежной красоты и приятного спокойствия. Нечто неописуемое происходит с воображением, оно начинает чувствовать малейшие перемены природы, старается Read More .
Общество будущего в четвертом сне Веры Павловны Общество будущего показано в романе в четвертом сне Веры Павловны. Человек будущего, предсказывает Чернышевский, переделает природу при помощи чудесных машин. Он заставит природу служить себе, навеки освободится от “власти земли” над собой, сбросит с себя зависимость от стихийных сил природы. Read More .
Какова роль художественных деталей в раскрытии авторского замысла (По рассказу А. П. Чехова. “Человек в футляре”) С помощью художественных деталей А. П. Чехов проясняет внутренний мир героев и свое отношение к персонажам. Описывая детали одежды, поведения, автор создает портрет героев. На примере Беликова можно проследить важную роль, которую играют художественные детали. Безусловно, замыслом автора было показать Read More .
По рассказу В. Пелевина “Девятый сон Веры Павловны” Произведения, изучаемые в школе, часто кажутся скучными, неинтересными. Намного интереснее, чем философские романы (“Война и мир” Л. Н. Толстого, “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского и другие), читать детективы и фантастические романы, например Чейза или Стивена Кинга. Случайно мне в Read More .
Краткое содержание Девятый сон Веры Павловны Пелевин Девятый сон Веры Павловны Непростое время перестройки. Главная героиня произведения – Вера Павловна. Работает она уборщицей в общественном туалете, к своим обязанностям относится очень ответственно, должностью дорожит. Женщина она активная, всерьез увлекается философской системой солипсизма. Вера Павловна дружит с уборщицей Read More .
Несколько интересных сочинений
«Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма. Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей.
Одной из главных героинь в произведении «Гроза» является Марфа Игнатьевна Кабанова. В народе все ее называли Кабанихой.
В поэзии Пушкина большое место занимает образ самого поэта, его предназначение. В 1814 году, на самом раннем этапе своего творческого пути, он пишет стихотворение «К другу стихотворцу». Там он утверждает, что не каждый человек создан для того
Жизненный путь Чичикова весьма богат на разнообразные события и по-своему не повторим. Павел Иванович – личность безнравственная, но, однако образованная и воспитанная, мошенник, но довольно догадливый и настойчивы
Преданность является одним из основных положительных человеческих качеств. Она характеризуется верностью, которая основана на любви и имеет свойство проявлять себя даже в сложных жизненных ситуациях.
2 вариант
Прочитав данное произведение, можно наверняка отметить тот факт, что оно получилось довольно ярким, интересным, и содержит в себе массу поучительных мыслей, которые доносит автор в самых разнообразных формах и вариациях. Для того, чтобы полностью разобраться в сокрытом смысле, который автор решил завуалировать в образах сновидений, которые видятся главной героине произведения, следует понимать их философское значение.
В своем первом сне, она видит, будто кто-то ее запер в подвале, но ей удалось выбраться весьма удачно, и женщина оказалась на поле, полном колосьев. Также, ей привиделось, что она была больной, и ей удалось стать здоровой, поборов такой тяжелый недуг, как паралич конечностей. Затем она отправилась гулять по улицам города, где могла и хотела помогать окружающим людям, которые были больны, и желали стать здоровыми. Чтобы разобраться в смысле данного сновидения, следует включить фантазию и воображение. Автор здесь хочет показать, что в реальной жизни, Вера смогла вырваться из той среды, где жили люди, чьи взгляды были устаревшими и однотипными. Когда она уходит из семьи, места, где она чувствует себя некомфортно и нехорошо, то героиня понимает, что она не ненавидит людей, ведь среди них есть масса интересных и ярких личностей.
Также, стоит отметить и тот факт, что она находит новых друзей, которые считают свободу слова и мысли – одной из главных благодетелей современного мира. Родители девушки навязывали ей такую идеологию, при которой она должна была стать корыстной и расчетливой девушкой. Ей была не мила такая жизнь, и поэтому она приняла решение стать свободной, уйдя из родительского дома.
Во втором сне, героиня видит, как Мерцалов вместе с Лопуховым ведут рассуждения о видах грязи, которые существуют в природе. Первым видом являлась мистическая грязь, а вторым – реальная. Данный сон можно интерпретировать как некую аллегорию в которой говорится о том, что девушка когда-то вела образ жизни, связанный с общением с людьми, с которыми ей приходилось общаться. Ее новая жизнь была полна друзьями и знакомыми, с которыми она сама захотела вести беседы. Благодаря данным сновидениям, автор знакомит читателей с миром героини, и рассказывает о том, что даже среди снов и видений, можно искать сокрытый смысл, который аллегорическими категориями выводит читателя на путь понимания того, что происходит с человеком в реальном мире. В этом заключается большое мастерство и талант писателя.
Третий сон
О чем? Певица Бозио берет в руки несуществующий в реальности дневник Веры и читает его вместе с ней. Там изложены подробности отношений героини с Лопуховым. Из последней страницы, которую девушка боится открывать, становится ясно, что она хочет, но не может любить супруга. Она уважает и ценит его, но их чувства – всего лишь дружеская привязанность. Вера любит Кирсанова.
Смысл. В этом сновидении героиня постигает истинную природу своих чувств и приходит к выводу, что должна свободно распоряжаться собой, несмотря на узы брака. Главное – это сердечная склонность, и если она изменилась, нужно следовать за ней, а не блюсти формальные приличия из-за боязни общественного порицания. Это один из важнейших элементов эмансипации, который делает женщину полноправной хозяйкой своего тела и своей души. Она вправе решать, с кем ей быть.
Основная мысль и проблематика
Произведение учит внимательно относиться ко всему живому: к животным, птицам, насекомым и даже растениям. Порой человек может просто так сорвать красивый цветок, а затем выбросить его на дорогу, не подумав, что он мог бы продолжать расти и цвести. Ситуация же с загубленным коростелем ещё более трагичная. Мальчик, охваченный игрой и азартом, в полной мере осознаёт это, когда держит в руках мёртвое тельце птички.
Тогда мир будто останавливается, а в душе мальчика незаметно что-то меняется. Возможно, если бы этого происшествия не случилось, он вырос бы более жестоким охотником и уж точно не стал интересоваться дикой природой и жизнью коростелей. Однако эта ситуация многому его научила, преподав суровый урок на всю жизнь.
Бессмысленность детского поступка ещё более отчётливо видна на фоне рассказа о том, что в небольшом старинном городе на юге Франции коростель считается священной птицей. Там он изображён на гербе города, люди с уважением и почтительностью относятся к этой маленькой, но самоотверженной птичке. Если бы мальчик жил там в давние годы, за убийство этой птицы его приговорили бы к смертной казни.
Однако он живёт далеко от Франции и сам мысленно казнит себя за совершённый поступок каждый раз, когда слышит скрип коростеля за речкой. Даже ужасы войны, на которой он побывал, меркнут перед мучительным детским воспоминанием.
Дети изучают и анализируют этот рассказ в школе. Для сочинения на ЕГЭ по произведению можно выделить следующие темы и проблемы:
- необходимость оберегать братьев наших меньших;
- проблемы бессмысленной детской жестокости;
- детские впечатления и их влияние на становление личности;
- вопросы совести;
- чувство ответственности за каждый совершённый поступок;
- ошибки детства и необходимость отвечать за них, став взрослым.
В названии произведения звучит вопрос, ответить на который автор не может всю жизнь. Возможно, он много раз думал, что хотел бы вернуться в тот роковой момент и не убивать птицу, но это невозможно: коростеля не вернёшь. Остаётся только надеяться на прощение, которое рассказчик и пытается услышать в звуках коростелей, возвращающихся из тёплых краёв. В конце произведения настойчиво повторяется тот же вопрос, в который автор вкладывает всю свою боль и раскаяние.
Четвертый сон
О чем? Вера видит всевозможных богинь в хронологическом порядке: языческую Астарту, древнегреческую Афродиту, «Непорочность», как отражение Богоматери и т.д. Сквозь парад богинь ее ведет красавица, в которой Вера узнает себя – раскрепощенную и независимую повелительницу нового времени. Также перед ней появляется своеобразный райский сад, где труд доброволен, все равны, свободны, никто никого и ни к чему не принуждает.
Смысл. В этом сне автор изобразил общество будущего, где главенствуют социалистический принципы «свободы, равенства и братства». Все богини отражают социальную роль женщины, которая меняется со временем: от предмета наслаждения и восхищения до вполне логичного финала – эмансипации, когда дамы становятся полноправными членами общества и носительницами многообразных социальных ролей. Если Афродита – лишь развлечение для мужчин, а Непорочность – их собственность и репродуктивный орган, то сама Вера – это независимая, умная и развитая дама, которая равна сильному полу, а не принижена и использована им.
Если первый сон представляет собой символическую картину: не только героиня покидает старый мир, но и все девушки «из подвала», наконец, вырываются на свободу, то эмансипированными они становятся уже в четвёртом сне – такой же символической картине. Обновляется всё человечество, пережитки прошлого умирают. Мы понимаем, что писатель верил в вероятность наступления светлого будущего, и что каждый, кто мог видеть такие сны, каким-то образом приближал миг всеобщего счастья и свободы.
Жанр, композиция и художественные средства
Жанр произведения — рассказ, поскольку он небольшой по объёму, в нем присутствует ограниченное число действующих лиц, и рассматривается один важный эпизод из жизни главного героя. Направление — реализм. Повествование линейное и динамичное. Композиция произведения:
- Экспозиция: мальчик возвращается с рыбалки.
- Завязка: герой видит в траве птицу.
- Развитие действия: он гонится за ней.
- Кульминация: он убивает птицу.
- Развязка: он хоронит её, выкопав в земле ямку.
Во время погони за птицей автор сравнивает себя с гончей собакой. Это говорит, что в тот момент он утратил всё человеческое, оно уступило место животным охотничьим инстинктам.
https://youtube.com/watch?v=VWCJxCIJEAo
История создания
Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, её населяющих, о своём детстве.
Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. В рассказе описываются главные герои – бабушка и внук, их тёплые, родственные отношения, что показывает преемственность поколений. Именно бабушка даёт понятия внуку о доброте и дружбе, о сострадании и заботе о ближнем, она учит его жизни.
Писать большую книгу автор начал в 1956 году с небольших рассказов о своём детстве. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», был опубликован в сборнике Астафьева «Далёкая и близкая сказка», год написания – 1968.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых компанейских — Главные герои «Фотография, на которой меня нет»
- для самых занятых — Читательский дневник «Фотография, на которой меня нет»