Какая мораль в басне «волк и ягненок». анализ произведения басни «волк и ягненок»: восприятие, толкование, оценка

(решено) он не смог перехитрить только плутовку из басни и. а. крылова... | chatgpt в россии

Крылов, басня «Лжец» – краткое содержание

Любитель приврать, «из дальних странствий воротясь», рассказывал знакомому про чудеса заморских стран. Он уверял, что за границей не бывает ночи, а в Риме есть огурец размером с гору. Собеседник лжеца заметил, что чудес немало и в России. Например, мост, к которому они сейчас приближаются, особенный: ни один лжец не сможет по нему перейти реку – он обязательно упадёт в воду. Приехавший из-за границы обманщик тут же стал говорить, что римский огурец размером, может, и не с гору, а с дом, да и дома в Италии очень маленькие. Подойдя ещё ближе к реке, лжец предложил приятелю не ходить на мост, а лучше поискать броду.

Волк и ягненок: суть и содержание

Сюжет басни «Волк и ягненок» основан на противоречии действительности и лжи. В основе сюжета лежит конфликт между волком и ягненком. Волк, оправдывая свою жадность и агрессию, придумывает разные причины, почему он должен съесть ягненка.

Событие Смысл
Волк обвиняет ягненка в грязи Волк пытается найти оправдание для своего желания съесть ягненка, однако его обвинения являются ложными. Это символизирует ложь и желание превзойти других за счет предлогов, которые сами по себе являются необоснованными.
Волк обвиняет ягненка в потребности воды из одной реки Волк продолжает создавать ложные обвинения, чтобы оправдать свои действия. Это показывает его стремление к власти и желание использовать власть для подавления слабых.
Ягненок доказывает свою невиновность Ягненок пытается оправдать себя перед волком, но его доводы не принимаются волком, который все равно намерен съесть его. Это показывает, что правда и доводы могут быть бесполезными, когда сталкиваются с желанием власти и агрессии.
Волк съедает ягненка В конце концов, волк находит предлог для удовлетворения своей жадности и съедает ягненка. Это символизирует победу агрессии и жадности над слабыми и беззащитными.

Тема басни «Волк и ягненок» заключается в том, что правда и доказательства бесполезны, когда столкнутся с желанием власти и агрессии. Автор показывает, что ложь и вопросы силы превалируют над справедливостью и беспристрастностью

Басня напоминает нам о важности опасаться агрессивных и лживых людей и о необходимости защищать справедливость и право наличия собственного мнения

Мартышка и очки, басня Крылова

Отзыв к басне Ивана Крылова «Мартышка и очки»

Глубинные мысли в доступной форме – вот, что можно сказать о баснях талантливого русского поэта и публициста Ивана Андреевича Крылова. Витиеватый слог, малая форма, короткие строфы, герои-представители животного мира, хлёсткие фразы, которые впоследствии станут крылатыми и обязательная мораль, объясняющая всё то, что хотел донести до читателя автор. Эти басни переживут и Крылова, и его время, потому что пороки, осмеянные автором, до сих пор, к сожалению, царствуют и процветают в обществе, оттого и басни его актуальны и злободневны.

Несколько слов о сюжете и героях

«Мартышка и очки» является одной из самых известных басен у автора. Главная героиня произведения – предприимчивая мартышка. Годы берут своё, и в преклонном возрасте мартышка осознала, что глаза её хуже стали видеть. Однако отчаиваться она не стала, взяв пример с людей, раздобыла наша героиня очки, ведь давеча слыхала, что этот чудной «прибор» способен выручить ослабевшие глаза.

Но заиметь очки, как оказалось, это полдела – нужно знать, как ими пользоваться. И читатель понимает, что как раз этого мартышка не знала. Стала она импровизировать. Мартышка и лизала очки, и нюхала, и на хвост пристраивала каким-то образом, и крутила так-сяк, и к темечку прижимала, но ничего не выходило путного. В досаде и злости бросила мартышка очки о камень, разбив их на мерцающие осколки. Да ещё и молву обругала, мол, правды в россказнях про очки нет ни грамма, всё врут люди. Не помогли очки мартышкиным глазам.

Как водится в большинстве крыловских басней, в конце автор приводит мораль.

Мораль басни, или то как можно по-разному понимать произведение

Примечательно, что мораль, заложенная в басне, может восприниматься по-разному. В силу возраста, образования, знания истории. С героиней всё понятно — не случайно автор выбрал мартышку, которая олицетворяет глупость, гримасничанье, бескультурье. А вот с трактовкой будет сложнее.

Вариант на поверхности: всему надобно знать предназначение, иначе даже умная штука потеряет ценность, ежели не понимать, как ею пользоваться. Вариант похитрее, который, собственно, и приводит буквально дословно автор – полезная вещь, попадая в руки знатного невежды, может быть не только не принятой и не понятой, но и изгнанной из пользования. Сколько раз мы наблюдали в жизни, когда власть предержащие не разобравшись, отвергали полезные инициативы.

И, наконец, самый сложный подтекст. Нужно помнить в какие времена жил автор – это было славное время становления академической науки в России, начатое ещё Ломоносовым. К сожалению, не всегда «у руля» Императорской академии наук оказывались достойные люди. Часто возглавляли этот институт выслужившиеся чиновники. Об этом с ехидством писал не только Крылов, но и острый на словцо Пушкин.

Существует трактовка, согласно которой мартышка, как водится, символизирует невежество, а вот очки выступают как олицетворение науки и знаний. Попав в руки людей-мартышек, наука не только попадает под удар, но и попросту компрометирует тех, кто, не обладая нужными познаниями и культурой, пытаются ею руководить и применять. Выглядит это смешно и нелепо, а хуже всего – это губительно для науки.

Какую мораль принимать, какие именно мысли закладывал автор? Точно об этом судить трудно. Литература – это не только труд авторов, но и критиков. Наверное, правильно воспринимать моральную сторону в соответствии со своим личным пониманием. Ну а в народ навсегда ушла не только мораль сей басни, но и крылатые выражения, такие как «мартышка к старости слаба глазами стала» и менее цитируемое — «тот дурак, кто слушает людских всех врак».

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Мартышка и очки» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Мартышка и очки

Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки, Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. «Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак, Кто слушает людских всех врак: Всё про Очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в них». Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их, Что только брызги засверкали. К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.

Рисунок мартышка и очки, поэтапно карандашом 2 класс

По мотивам литературных произведений для развития воображения и творческого мышления детям в школе предлагают делать рисунки. Мы подобрали несколько вариантов, которые вы сможете использовать.

Вариант 1

  1. Сначала нарисуйте круг и овал. Это будет голова мартышки и ее туловище.
  2. На голове нарисуйте элементы мордочки мартышки.
  3. После этого на туловище прорисовывается шерсть, лапы и хвост.
  4. Последний этап — это прорисовка деталей. Наведите основные линии и раскрасьте мартышку.

Вариант 2

  1. Сначала нарисуйте круг и овал. Это будет голова мартышки и ее туловище.
  2. После этого рисуем передние лапы с пальцами.
  3. Затем переходим к прорисовке задних лапок, как показано в инструкции.
  4. На голове прорисовываем уши, детали мордочки (глаза, ноздри, рот), а затем хвост.
  5. Последний этап — раскрашивание рисунка.

После того, как ваш ребенок прочитает басню, выделит основную идею, мораль, нарисует то, что понял, он хорошо запомнит произведение и усвоит главный его смысл. Надеемся, что наши подсказки в статье вам помогут в школе.

Что такое файл cookie и другие похожие технологии

Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.

Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.

Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).

Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).

Анализ, мораль Крылова «Волк и Ягненок»

Басня, написанная в 1808 году, является редким примером, когда главный вывод автора предваряет самое произведение. Оно выступает доказательством тезиса, выдвинутого вначале, иллюстрацией авторского посыла.

По ходу развития сюжета этой басни на примере образов животных читатель осознает обреченность слабого и видит неуклюжие попытки сильного оправдать агрессию. То, что в животном мире является естественным, автор призывает исключить из человеческих отношений, он осуждает «право сильного», грубо попирающее не только справедливость, но и здравый смысл. Ведь по ходу беседы Ягненок приводит ясные доводы, доказывающие его невиновность.

В басне Волк символизирует силу и безнаказанность. Он оправдывает свои действия мнимыми проступками Ягненка, причем их тяжесть нарастает с каждой репликой Волка – он пытается представить себя судьей. Сначала ягненок обвинен в халатной неаккуратности, затем в грубости. Но следующая реплика Волка потребует особого внимания. Хищник упрекает в ненависти к себе не только Ягненка и весь овечий род, но и собак и пастухов. Таким образом, хищник демагогически пытается приписать себе роль жертвы, каковой не является на самом деле. А ведь причины неприязненного отношения к Волку общеизвестны, но Ягненок не успевает их озвучить, как и не имеет реальной возможности защитить себя.

Финальный довод Волка – это «момент истины», когда он, не маскируясь, говорит чистую правду. А Ягненок становится той самой искупительной жертвой «за всех» и, возможно, отсылкой к библейскому сюжету.

Авторская манера Крылова узнаваема и уникальна. Небольшая стихотворная форма включает гиперболу – «тьма примеров», яркие метафоры – «в истории … тьму…слышим», «сорвать голову», метонимию – «не пишем истории», «дать вид и толк», «мутить питье», «хотите зла», «разбирать вины». Антитеза – «у сильного… бессильный виноват», «нечистым рылом … чистое мутить питье» – помогает поэту емко выразить мысль.

Богатство и виртуозное владение поэта выразительными средствами поразительно. Например, словосочетание «светлейший Волк» наряду со словом «Светлость» одновременно являются контекстными синонимами и перифразами, поскольку Ягненок не смеет обратиться к Волку напрямую. Вдобавок словосочетание «светлейший Волк» включает яркий эпитет. Среди других эпитетов – «нечистое рыло», «темный лес», других синонимов – «зла хотите» и «всегда вредите».

Автор часто использует прием инверсии: она позволяет перенести акцент на последнее слово, подчеркнуть его значимость – «о том как в баснях говорят», «гневаться напрасно … изволит», «нет братьев у меня», «зашел к ручью напиться», «голодный рыскал Волк», «чистое мутить питье мое». В тексте можно найти анафору – «вы сами, ваши псы и ваши пастухи, вы все…» и услышать нотку иронии – это обращение «приятель».

Наличие разговорных слов и оборотов расцвечивает речь, делает ее доступной любому читателю, придает фольклорный оттенок – «надобно» «рыскал», «слыхана ль», «донесть», «запрошлое», «разведаюсь (рассчитаюсь)», «такова». Для характеристики героев автор использует форму диалога, включающего обилие риторических вопросов и восклицаний, что позволяет читателю рассмотреть ситуацию во всех ее аспектах.

В начале басни автор для доказательства своей мысли не зря ссылается на исторические источники и сожалеет, что история никого ничему не способна научить. А ведь именно в истории содержится масса примеров насилия и поглощения государств, не способных защитить себя силой оружия. Надо надеяться, что острый сюжет и удивительный басенный слог нашего великого поэта окажутся более поучительными.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Басни Крылова ✑
Басни

Ключевые моменты и их толкование

В басне «Волк и ягненок» присутствуют несколько ключевых моментов, которые помогают читателю понять основную мысль и смысл произведения.

Первый ключевой момент — встреча волка и ягненка у реки. Волк обвиняет ягненка в помутнении воды и пытается найти оправдание для своего намерения поедать его. Это символизирует несправедливость и оправдание насилия сильных над слабыми.

Второй ключевой момент — риторический вопрос ягненка о возможности его вреда волку. Это показывает, что иногда потерпевший не в состоянии защитить себя или свои права, независимо от вины или невиновности.

Третий ключевой момент — ответ волка на вопрос ягненка, которым он оправдывает свои действия. Волк использует принцип «сильный всегда прав» и пытается установить свою власть и превосходство над ягненком.

Четвёртый ключевой момент — шутка о справедливости в погоне за смертными. Вопреки здравому смыслу и здравому суждению, волк пытается обмануть всеобщую логику, чтобы добиться своих эгоистичных целей.

Пятый ключевой момент — наказание волка за его справедливо-видимую несправедливость. Автор показывает, что зло и насилие не остаются безнаказанными, и что рано или поздно справедливость будет восстановлена, даже если сильный поначалу уверен в своей неприкосновенности.

В басне «Волк и ягненок» Лафонтен не только раскрывает сущность насилия и несправедливости, но и призывает читателя критически мыслить, анализировать контекст и видеть скрытый подтекст в общении между людьми.

История появления басни

Басня «Волк и ягненок» была написана древнегреческим поэтом Аисопом, жившим в VI веке до нашей эры. Аисоп славился своими мудрыми и символичными баснями, которые передавали важные жизненные уроки и нравственные принципы.

В основе басни лежит мифологическая тема о бессмысленной и беззаконной жестокости, над которой побеждает разум. Волк и ягненок символизируют две противоположные силы: справедливость и жестокость.

Басня рассказывает о волке, который замечает ягненка, пасущегося у реки. Волк придумывает предлог для нападения и обвиняет ягненка в то, что тот мутит и испортил воду из реки. Хотя ягненок пытается оправдаться, волк все равно нападает и съедает его.

В этой басне поэт осуждает проявления жестокости, коварства и несправедливости в обществе. Аисоп призывает не доверять тем, кто использует свою силу, чтобы притеснять слабых и беззащитных.

Басня «Волк и ягненок» стала одной из самых известных и популярных произведений Аисопа и до сих пор считается произведением классики мировой литературы. Ее глубокий символизм и простой язык позволяют легко понять и примириться с основным образом и идеей басни.

Какая мораль в басне «Волк и ягненок»

Басня «Волк и ягненок» картинки

Затем начинает разворачиваться сам сюжет. Ягненок идет к ручью напиться и встречается с голодным Волком. Ягненок для него — желанная добыча. Но Волк стремится «делу дать… законный вид и толк», то сеть мотивировать свое поведение. Поэтому он начинает нападать на несчастного Ягненка, ставя ему в вину различные прегрешения. Причем эти обвинения представляют собой градацию, идущую по ослаблению смысловой значимости. Так, вначале волк обвиняет Ягненка в том, что тот мутит воду в ручье. Однако Ягненок умело парирует это обвинение, заметив, что он находится от Волка на расстоянии ста шагов и потому не может «питья мутить».

Мораль басня «Волк и ягненок» картинки

Следующее замечание Волка уже не относится к настоящему событию (оно якобы было н прошлом):

Однако и на этот довод у Ягненка находится неопровержимый аргумент собственной невиновности: «Помилуй, мне еще и отроду нет году». Тогда мысль Волка переключается на родственников Ягненка, первый обозначает свою враждебность по отношению к целому роду:

А затем это обобщение и вовсе расширяется: Волк противопоставляет себя овцам, псам и пастухам, объясняя это тем, что все они хотят ему зла. И это обвинение уже совсем безосновательно, пусто, логически не обоснованно. «Ах, я чем виноват?» — спрашивает Ягненок в финале, и в этом вопросе — моральная победа Ягненка в этом споре. Однако разрешение ситуации остается за Волком:

Крылов избегает в этой басне открытого морализирования. Но его авторская позиция выражена при этом очень определенно. Этот круг расширяющихся обобщений, который происходит в сознании Волка, переводит идейное содержание басни в иной план — мы видим в ней черты социальной сатиры.

«Пользуясь своим высоким положением в обществе, Волк нарушает естественные и простые моральные нормы, он пренебрегает истиной, как только она расходится с его интересами, но в той легкости, с которой каждый раз оправдывается Ягненок, заключена сила коренных и неисчезающих моральных устоев»

<…> «Нарушение моральных норм ведет к безнаказанному произволу… Место естественных, простых и справедливых отношений занимают ложные, извращенные, по сути своей аморальные и безнравственные», — отмечает В. Коровин.

Очень выразительна речь персонажей. Речь Волка очень груба, резка, он гневается, кричит, бранится. «Наглец», «негодный», «щенок» — так он обращается к Ягненку. Последний, напротив, разговаривает с Волком мирно, даже почтительно:

В речи волка присутствуют метафоры («голову с тебя сорву», «я с тобой за их разведаюсь грехи»), разговорные и бранные слова («нечистым рылом», «в позапрошлом лете»).

В речи Ягненка, напротив, присутствуют книжные выражения («гневаться напрасно он изволит»). Непосредственно в авторской речи находим эпитеты («в жаркий день», «голодный волк», «в темный лес»), фразеологический канцеляризм («делу дать хотя законный вид и толк») разговорные выражения («рыскал», «поволок»).

Перевод произведения французского автора

Известно, что русские сочинители басен черпали сюжеты в творчестве Относительно того, на основании какого первоисточника создана басня Дмитриева «Муха», существует несколько мнений. Однако авторов, творивших в этом жанре, объединяло то, что переводы их отличались вольным стилем. Если предположить, что произведение Дмитриева заимствовано из творчества французского поэта Лафонтена, то по содержанию «Муха» наиболее близка басне «Муха и дорожные».

Это произведение также переведено Иваном Крыловым. Но в исполнении Дмитриева муха не столь назойлива и активна. Она беспечно разместилась на рогах быка, возвращающегося с плуга после праведных трудов. Что хвастливая героиня стихотворения делала прежде, неизвестно. Но, встретив свою сестру, на вопрос о том, откуда путь держит, она небрежно бросает фразу: «Откуда? Мы пахали». В этих словах скрыта самоуверенность, желание приписать себе чужие заслуги. У персонажа Крылова характер более непоседлив. Здесь главные пороки — глупость и излишняя суета.

Анализ произведения басни «Волк и ягненок»: восприятие, толкование, оценка

Басня «Волк и ягненок» картинки

Басня «Волк и Ягненок» была написана И.А. Крыловым в 1808 г. и в этом же году опубликована в журнале «Драматический вестник».

К этому сюжету (встреча волка с ягненком) обращались все баснописцы, начиная с Эзопа: «Волк увидел ягненка, который пил воду из речки, и захотелось ему под благовидным предлогом ягненка сожрать.

Встал он выше по течению и начал попрекать ягненка, что тот мутит ему воду и не дает пить. Ответил ягненок, что воды он едва губами касается, да и не может мутить ему воду, потому что стоит ниже по течению. Видя, что не удалось обвинение, сказал волк: «Но в прошлом году ты бранными словами поносил отца моего!» Ответил ягненок, что его тогда еще и на свете не было. Сказал на это волк: «Хоть ты и ловок оправдываться, а все-таки я тебя съем!»

Басня показывает: кто заранее решился на злое дело, того и самые честные оправдания не остановят».

Басня «Волк и ягненок» картинки

Затем к этому сюжету обращались Федр, Лафонтен, в русской литературе — Тредиаковский, Державин и Сумароков. Каждый из этих авторов привносил свое видение в трактовку известного сюжета. Точно так же оригинален и И.А. Крылов в своей басне.

Зачином становится обозначение автором принятого в мире морального принципа: «У сильного всегда бессильный виноват». Затем Крылов сопоставляет Историю и Басню, «действительность проверяется вымыслом, абстрактная истина — конкретным эпизодом. Вымысел должен в чем-то подправить действительность и типизировать се».

Аллегория в басне «Волк и Ягнёнок»

Аллегория — это образное выражение, в котором под образом материальных предметов, явлений, действий и т.д. скрыт иной смысл, абстрактный, философский или моральный.

Басня «Волк и Ягнёнок» Крылова является ярким примером использования аллегории. На первый взгляд, она рассказывает историю о волке, который убивает ягнёнка. Однако, несмотря на привычную фабулу, басня имеет глубинный смысл.

Волк в этой басне символизирует властную власть, которая приходит в противоречие с порядком и подчинением, которые олицетворены ягнёнком и рекой, где он пасся. Таким образом, басня выражает идею того, что могущественные люди могут злоупотреблять своей властью и оправдывать свои действия на основе ложных обвинений и лжи.

В целом, басня «Волк и Ягнёнок» является характерным примером использования аллегорического метода в литературе. Благодаря его использованию, авторы могут передать свои философские и моральные взгляды, используя при этом достаточно простые и доступные образы.

Характеристики главных персонажей

Описать главных персонажей басен Крылова несложно. Они делятся на плохих и хороших. Характеристика героев Крылова «Волк и Ягненок»:

  1. Волк — подлый, бессовестный, бесстыдный, алчный. Это трус, поскольку обижает лишь слабых, а с соперником в таком же статусе, вероятно, не связывался бы. С овцой себя ведет смело и по хамски. Не проявляет уважение к собеседнику («тыкает ему»). Придирчив — все время мотивирует причины вины овцы. Это у волка выходит не самым лучшим образом. Однако жертва так сильно боится его, что потеряла возможность строить логические цепочки. Можно заметить, что главный герой практикует это поведение уже продолжительное время. Его действия происходят по четкой схеме. Это позволяет выдвинуть теорию, что этих овец в его жизни были и будут сотни.
  2. Овца — это аллегория. Ягненок является интеллигентным, воспитанным, скромным, обходительным. Помимо того, что он пытается оправдаться перед своим мучителем за то, что ни в чем не виноват, он еще и сделал это учтиво, общаясь с волком как к высшим существом. Но это и показывает взаимоотношение «народ-власть». Персонаж называет обидчика на «Вы», употребляет довольно сложные речевые обороты, которые характерны для официального разговора той эпохи. Этот слог вполне можно было использовать при общении с государем-императором.

Книжку «Басни» Крылова я знаю еще с самого детства. Помню, «Волк и Ягненок» нам задавали выучить наизусть, но многие я просто так прочла, когда уже стала взрослой. Все басни довольно интересные, при этом очень поучительные. И, наверное, почти всем известные.

Елена Анисимова, 35 лет, г. Самара

«Мартышка и очки», «Волк и Ягненок» и множество других — во всех баснях описывается мораль, некий вывод. Басни смогут нас многому научить. Особенность написания басен, как я считаю, заключается в очень простом языке, который легок для восприятия, можно читать как детям, так и взрослым. Читается приятно и легко. В некоторых ситуациях эти басни даже комичны. Но необходимо словить главное: смысл басни и мораль.

Екатерина Светлакова, 28 лет, г. Москва

Книжку Крылова нам подарили в садике на Новый год, точней, ее всем подарили — это решал родительский комитет, просто она очень универсальная, еще в дальнейшем в школе потребуется. Что относительно самих басен — это, естественно, на любителя. Читать их сложно, смысл понять детям трудно. Как-то она у меня больше вызывает ассоциации со школьным возрастом, маленькие дети ее не любят, потому читаем нечасто. Но все басни все равно очень поучительные. Виктория Дубцова, 32 года, г. Киев

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: