Бажов павел «медной горы хозяйка»

Презентация, доклад по литературе 5 класс п.п.бажов медной горы хозяйка

Главные герои

Многие дети знают сказки «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Горный мастер». Эти произведения реалистичны. Они подробно описывают быт уральских горных рабочих. Образы Степана, Настасьи, Данилы-мастера, Кати и других персонажей разработаны с глубокой психологической достоверностью. Однако в рассказах действуют и фантастические существа:

  • Малахитница, или Хозяйка Медной горы.
  • Великий Полоз.
  • Голубая змейка.
  • Земляная кошка.
  • Серебряное копытце.
  • Бабка Синюшка.
  • Огневушка-поскакушка.

Писатель старается передать не только подлинный быт, но и живую речь своих героев. Прототипами персонажей были люди, которых Бажов знал с детства. Многие из них считались легендарными личностями своего времени. Их имена обессмертили народные предания.

Нечаянная встреча

Сказка П. П. Бажова начинается с того, что два крепостных крестьянина — один весь «изробленный», то есть подорвавший здоровье на тяжёлой работе, а второй молодой, добывавший для барина драгоценные камни, — в праздничный день пошли куда-то далеко на луг: посмотреть, выросла ли уже трава и можно ли её косить, чтобы заготовить сено на корм домашним животным. (В статье о произведении Н. А. Некрасова «Железная дорога» мы уже обсуждали, что выходных дней у крестьян практически не было, а если они и случались, то их приходилось посвящать хозяйственным делам.) Однако по дороге крестьяне забрели в лес и уснули, а проснувшись, главный герой — молодой Степан — увидел удивительную девушку:

  • Коса ссиза-чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.
  • Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперёд наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. <…> Слыхать — лопочет что-то, а по-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком всё. Весело, видно, ей.
  • Степан залюбовался красавицей, но потом понял, что это не просто девушка, а сама Хозяйка Медной горы, владычица подземного царства, полного драгоценных камней — корольковой меди, малахита, алмазов, — и ей не очень-то нравится, что люди забирают её сокровища. Поэтому встреча с Хозяйкой всегда сулила простым смертным горести и испытания. Вот и Степан не ушёл от незнакомки просто так: та дала ему непростое задание:
  • — Ты не пужайся. Худого тебе не сделаю.
  • Парню забедно стало, что девка над ним насмехается <…>. Сильно он осердился, закричал даже:
  • — Кого мне бояться, коли я в горе роблю !
  • — Вот и ладно, — отвечает малахитница. — Мне как раз такого и надо, который никого не боится. Завтра, как в гору спускаться, будет тут ваш заводской приказчик, ты ему скажи, да смотри не забудь слов-то: «Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели ещё будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак её не добыть».

Степану было нелегко решиться на такую дерзость. Разве крепостной крестьянин может спорить с приказчиком, да ещё и назвать его «душным козлом»? Однако пойти против воли самой Хозяйки было ещё страшнее. Так что Степан решился-таки исполнить её поручение, не зная, что за первым испытанием последуют новые…

Навязчивая идея Данилы

Об этом пишет Бажов. «Каменный цветок», главная мысль которого заключается в преданности семье и призванию, рассказывает простым и понятным языком о великих человеческих ценностях. Но как же быть с идеей о разрушительной силе красоты? Смогут ли ее понять школьники? Возможно, навязчивые мысли Данилы о каменном цветке вызваны колдовством Хозяйки Медной горы. Но недовольство собственной работой появилось раньше знакомства с волшебницей.

Анализ «Каменного цветка» Бажова не позволяет ответить на этот вопрос однозначно. Можно трактовать проблему по-разному. Многое будет зависеть от возраста ребенка. Лучше сделать акцент на положительных качествах главных героев. Педагогическое значение произведения очень велико

А замысловатый сюжет, интрига и прием «продолжение следует» помогут привлечь внимание ребенка

Уральские сказы в свое время получили много позитивных рецензий и положительный отзыв. «Каменный цветок», Бажов – эти слова должны быть знакомы каждому школьнику.

Характер героя

Главный герой, Степан, не очень-то похож на крепостного крестьянина, которых с малолетства приучали быть покорными. Здесь стоит вспомнить рассказ И. С. Тургенева «Муму», который пятиклассники проходили пару месяцев назад: главный герой, несмотря на всю жестокость приказа, который дала ему барыня, всё-таки выполнил его. Ещё больше крестьян с изломанными судьбами описано в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», которую проходят намного позже — в десятом классе. Там простые работяги тоже не смели сказать ни слова против воли хозяина, даже если приказ был совсем нелепым. Тех же немногочисленных героев, которые всё-таки начинали бунтовать, жестоко наказывали: били, сажали в тюрьму, отправляли на каторгу, а иногда непослушание приводило и к смерти крепостного. Поэтому перечить хозяину было себе дороже. А теперь вспомним, как разговаривает с барином Степан:

  • — Вот что, — говорит , — даю тебе своё дворянское слово отпустить тебя на волю, ежели ты мне найдёшь такие малахитовые камни, чтобы, значит, из их вырубить столбы не меньше пяти сажен длиной.
  • Степан отвечает:
  • — Меня уж раз оплели. Ученый я ноне. Сперва вольную пиши, потом стараться буду, а что выйдет — увидим.
  • Барин, конечно, закричал, ногами затопал, а Степан одно своё:
  • — Чуть было не забыл — невесте моей тоже вольную пропиши, а то что это за порядок — сам буду вольный, а жена в крепости.

Уроки, которые дает сказка

Сказка «Хозяйка медной горы» Бажова учит нас многому. В первую очередь, она демонстрирует, что доброта и сострадание могут преобразить даже самое жестокое сердце. Главная мораль этой сказки заключается в том, что медь и блеск материальных богатств не могут заменить человеческую доброту и любовь к ближнему. Хозяйка медной горы, прежде жестока и жадна, преобразилась, узнав тепло и заботу людей из соседней деревни.

Эта сказка также учит нас о ценности взаимопомощи и солидарности. Жители деревни, объединившись и преодолевая трудности, смогли победить медную гору и спасти своего брата. Урок состоит в том, что только объединившись и помогая друг другу, мы можем преодолеть любые трудности.

В сказке «Хозяйка медной горы» также затрагивается тема самопожертвования и жертвенности. Один из героев сказки, Иван Петрович, рискует своей жизнью, чтобы спасти своего друга. Это показывает, что настоящая дружба и любовь могут быть безграничными и готовыми пожертвовать всем ради другого.

Выводы:
Мораль сказки Хозяйка медной горы учит нас:

— Доброте и состраданию;

— Значению взаимопомощи и солидарности;

— Важности самопожертвования и жертвенности.

Значение духовности над материальным

Главная героиня этой сказки – Хозяйка медной горы, обладает огромными богатствами и великой властью, но она несчастна. Она понимает, что никаких материальных благ не сравниться с настоящей любовью и добротой. Вместо того, чтобы наслаждаться своим богатством, она живет в изоляции и одиночестве.

Сказка Бажова показывает нам, что истинное богатство заключается в духовности и моральных ценностях. Материальные достижения могут приносить временную радость, но только душевное благополучие и гармония способны принести истинное счастье.

Мы должны строить наши отношения на основе доброты, справедливости и сострадания

Важно помнить, что добрые поступки и душевное богатство превыше всего. Именно на этой основе строится наше счастье и благополучие

Таким образом, мораль этой сказки Бажова «Хозяйка медной горы» заключается в том, что надо ценить духовность и моральные ценности больше, чем материальные богатства. И лишь в этом случае мы сможем настоящее счастье и гармонию в своей жизни.

Справедливость как нравственное понятие

Мораль этой сказки заключается в том, что справедливость должна быть основой наших поступков и отношений с другими людьми. Будучи справедливыми, мы проявляем уважение к правам и интересам других людей, не обманываем и не ущемляем их.

Справедливость является важной нравственной ценностью, которую нужно учить с детства. Она позволяет нам жить в гармонии с другими и преуспевать во всех сферах жизни

Способность к справедливости проявляется в наших поступках, решениях и нашем отношении к другим людям.

Сказка Бажова «Хозяйка медной горы» напоминает нам о важности справедливости как нравственного понятия. Она показывает нам, что только придерживаясь справедливости и уважая права других, мы можем обрести счастье и успех в жизни

Смысл самоотверженности и жертвы ради блага общества

Хозяйка медной горы, согласно сказке Бажова, имеет возможность управлять природными богатствами и распоряжаться ими во благо людей. Однако, она осознает, что она одна не сможет правильно распорядиться этими богатствами и решает отдать их обществу. В этом акте самоотверженности Хозяйка горы демонстрирует, что готова пожертвовать своим благополучием ради блага всех людей.

Смысл самоотверженности и жертвы ради блага общества заключается в осознании, что наше благополучие не должно строиться на ущемлении и страданиях других людей. Хозяйка медной горы в сказке Бажова становится символом этого понимания и учит нас, что настоящее счастье и процветание могут быть достигнуты только через солидарность и заботу о других людях.

Таким образом, сказка Бажова «Хозяйка медной горы» передает глубокий моральный смысл, который заключается в значении самоотверженности и жертвы ради блага общества. Она направлена на воспитание у читателей понимания значимости этих ценностей и учить нас действовать не только ради своей выгоды, но и ради блага всех людей.

Биография[]

Бажов Павел «Медной горы хозяйка»

Именно об этом вы должны были подготовить рассказ. Ученик: Сказ ведется от первого лица. Поэтому и язык сказа напоминает устную разговорную речь. Бажов допускал просторечные элементы в сказы, но такие, которые не создавали бы впечатления языковых грубостей: видать видно , слыш-ко, малость, даровщина, своротить повернуть в сторону, цельный целый , , хворый, обробеть, зазорно, вдосталь. Повествователем и героями сказа являются рабочие люди, горные мастера, поэтому много слов, обозначающие горные породы: малахит, медь , алмаз. Но среди названий камней есть и русские разговорные слова: слюдка, желтяка, серебряка,змеевик, королёк, лазоревка.

К середине XX века был выработан. Образ Хозяйки Медной горы Найдите описание Хозяйки в тексте

На что обращает внимание герой? Замужние женщины носили две На девичнике подруженьки переплетали одну косу в две

Анализ №2

Сказочное произведение Павла Баженова о загадочной и прекрасной Хозяйке медной горы и мастеровом Степане.

За основу произведения взяты легенды и предания горняков уральского рудника. Согласно легендам Хозяйка, является хранительницей богатств и сокровищ на рудниках.

Она редко кому показывалась, а если кому и посчастливилось ее увидеть, то в образе ящерицы с человеческой головой, то в образе прекрасной зеленоглазой девицы в красивом убранстве.

Основная цель автора показать, насколько люди подвержены искушению, что может в одночасье погубить не только самого человека, но и его близких.

Первым искушением стала проверка на смелость, и обещание выйти за него замуж. Для этого нужно было сказать приказчику, чтобы он уходил с рудника, и выдержать наказание.

Степан исполняет ее просьбу, но от женитьбы отказывается, поскольку у него есть невеста Настя. Здесь Степан проявляет смелость не только перед приказчиком, но и перед Хозяйкой опасаясь ее гнева как рабочий рудника. А также остается верным невесте, пройдя испытание красотой Хозяйки.

Тогда она назначает ему второе испытание – богатством. Но Степан также стойко проходит и его, сохраняя тайну медной горы.

За это она благодарит мастера за его крепость духа и стойкость каменьями и самоцветами, а также приданым для его невесты.

Став свободными, Степан вместе со своей женой строит новый дом, обзаводится хозяйством, и жизнь стала налаживаться. Да только счастье в их дом так и не приходит.

Перед уходом Хозяйка велит забыть ее навсегда и дарит Степану свои слезы — чистые изумруды, ставшие в итоге напоминанием о ней. Обещание он выполнить не смог, непосильным оно стало для него. Каждый день он ходил в тайгу, и мечтал о ней, чтобы только вновь ее увидеть. Да так и нашли его мертвым на холме, а рядом плакала ящерка.

Мораль сказки

Детям очень интересно читать сказы Бажова. «Каменный цветок» – талантливое произведение. Могучая сила (Хозяйка Медной горы) вознаградила одаренного мастера и его верную невесту. Не помешали их счастью пересуды односельчан, сплетни и злопыхательство. Писатель воссоздал настоящее народное предание. В нем есть место доброй волшебной силе и чистым человеческим чувствам. Идея произведения сложна для детского восприятия. Ребенку трудно понять, почему и как красота может завладеть человеческим сердцем.

Но все же каждого школьника стоит познакомить с таким автором, как Бажов. «Каменный цветок» – чему учит эта книга? У сказки есть мораль. Добрые, искренние и верные своим идеалам люди, несмотря на свои ошибки, будут вознаграждены. Об этом позаботятся силы природы, которых наши предки очеловечили в легендах. Бажов – единственный известный писатель советской России, который художественно обработал уральские сказания. Они связаны с рудниками, шахтами, горючими газами, тяжелой работой крепостных крестьян и чудесными драгоценностями, которые можно извлечь прямо из земли.

Медной горы хозяйка

Не менее интересны и фантастические персонажи уральских сказов. Один из них – Хозяйка Медной горы. Под внешностью прекрасной черноволосой женщины в зеленом платье с малахитовым узором скрывается могучая волшебница. Она – хранительница Уральских гор и рудников. Малахитница помогает настоящим профессионалам и творческим людям. Она освободила Степана от цепей, одарила его невесту Настю и дочь Танюшку, обучила Данилу секретам мастерства.

Хозяйка Медной горы заботится о своих подопечных и защищает их от злых людей. Она превратила жестокого приказчика Северьяна в глыбу камня. Могучая волшебница показана автором и как обычная женщина – благородная, любящая и страдающая. Она привязывается к Степану, но отпускает его к невесте.

Бажов — Медной горы хозяйка (Ответы на вопросы, 5 класс. Коровина, 2 часть)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Павел Петрович Бажов

1. Какие фольклорные произведения стали источниками сюжетов сказов П. Бажова и образов в них? Где и когда писатель познакомился с этими произведениями?Источниками сюжетов сказов П. Бажова и образов в них стали сказки, предания и легенды, рассказанные уральскими рабочими. С этими произведениями писатель знакомится в деревне Шайдурихе, где он работал учителем после окончании духовного училища в Екатеринбурге и семинарии в Перми.

2. В чём, по мнению уральских мастеровых, разница между сказом и сказкой?Разница между сказом и сказкой, по мнению уральских мастеровых, заключается в том, что «рассказчик сказа искренне верил в реальную достоверность того, о чём рассказывал».

Бажов — Медной горы Хозяйка

1. Чем интересен был для вас сказ П. Бажова «Медной горы Хозяйка»?Сказ написан необычным стилизованным языком, Бажов использует в произведении много диалектных слов, особый интерес вызывает образ самой Хозяйки и ее описание.

3. Как исполнила Хозяйка Медной горы свои обещания?Хозяйка Медной горы, как и обещала Степану, помогала добывать ему малахит в таком количестве, чтобы это вызвало интерес у его барина, который впоследствии выписал вольную ему и его невесте Настеньке за добычу малахита в особо крупных размерах.Было еще одно обещание Хозяйки, которое она готова была выполнить – стать женой Степана, — однако он отказывается от этого предложения, так как у него уже была невеста.

4. Как закончилась жизнь Степана?Степан умирает при загадочных обстоятельствах на охоте, находят его на Красногорском руднике у высоко камня, с зажатыми в кулаке изумрудами, однако, когда люди попытались достать изумруды из кулака, они рассыпались, так были это слезы самой Хозяйки, подаренные Степану.

5. Что в сказе волшебного и что реального? Похож ли сказ на сказку?Реальны в сказе большинство персонажей: Степан, другие рабочие, приказчик, барин, Настенька. Также в сказе описываются реальные места – рудники и горы, различные горные породы и их разновидности. Волшебство привносит в сказ образ Хозяйки Медной горы и все, что с ним связано: сказочное превращение Хозяйки из девушки в ящерицу с человеческой головой, ящерки-помощницы, дом Хозяйки внутри горы и многое другое. Данный сказ похож на сказку тем, что в нем присутствуют сказочные элементы, такие как: превращение в ящерицу, раздвигающиеся горы, дающие проход главному герою, слезы Хозяйки Медной горы, превратившиеся в изумруды, а в конце сказа – в пыль.

6. Подготовьте пересказ текста целиком или рассказ о героях (на выбор).Степан – порядочный и трудолюбивый молодой человек, чья смелость и открытость привлекли Хозяйку Медной горы. Степан очень гордый, ему не нравится насмешливый тон Хозяйки, однако ведет он себя сдержанно и не выдает своих эмоций, кроме единственного раза: «Парню забедно стало, что девка над ним насмехается да ещё слова такие говорит. Сильно он осердился, закричал даже…».Хозяйка Медной горы – молодая красивая своенравная девушка. В ее характере сочетаются одновременно легкость юной особы (насмешливый тон в общении со Степаном) и суровость Хозяйки, наделенной большой властью

Для нее, так же как и для Степана, важно сдерживать обещания, которые она дает

7. Выпишите определения сказа и сказки, сопоставьте, сделайте выводы.Сказку и сказ объединяет вымысел, однако в сказке он является основополагающим, а в сказе – сопутствующим. В сказе органично переплетаются сказочный мир фольклора и окружающая действительность.Поскольку сказ основан на народных преданиях и легендах, то никто не сомневался в реальности описываемых в нем событий, в отличие от событий сказки, которые всегда воспринимались народом исключительно как вымысел.

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Сказ «Медной горы Хозяйка» Бажова: анализ, характеристика героев

Медной горы хозяйка в произведениях Бажова, предстает в образе красивой девушки в малахитовом платье. Сказки Бажова основаны на народном уральском фольклоре, и имеют интерес для читателей всех возрастов. Сильный, смелый, прямолинейный человек. Встретил хозяйку Медной горы, которая дала ему задание сказать приказчику, чтобы тот прекратил работать на Красногорке. Степан не испугался наказания приказчика, и выполнил просьбу хозяйки.

Облик Хозяйка Медной горы на почтовых марках две левых иллюстрации. Внешность Хозяйки представлена антропоморфной , нулевоморфной и гибридной ипостасями . Она является в обликах: Необычная прекрасная девушка. Бажов описывал её так: Девка небольшого росту… Из себя ладная…Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно как прилипла к спине.

Нравственные ценности, которые пропагандирует сказка

В этой сказке гора является метафорой для человеческого сердца

Благодаря меди, гора сияет и притягивает внимание окружающих. Это напоминает нам о том, что внутренняя красота и добрые поступки делают людей особенными и привлекательными

Сказка о Хозяйке медной горы также учит нас ценить природу и обращаться с ней бережно. Гоняткины, которые пытались вырвать металл из горы, понесли за это суровое наказание. Это урок о том, что не стоит жаждать только материального богатства, но и думать о последствиях своих действий.

Еще одно важное урок, который пропагандирует сказка, — это урок о том, что человек должен быть справедливым и уметь отстаивать свое мнение. Хозяйка медной горы наказывает тех, кто хочет использовать медь только в своих интересах, и помогает тем, кто действительно нуждается

Таким образом, сказка «Хозяйка медной горы» А. П. Бажова пропагандирует такие нравственные ценности, как доброта, мудрость, бережное отношение к природе и справедливость

Она напоминает нам о важности этих качеств и учит правильно оценивать их в себе и в других людях

Ценность мудрости и жизненного опыта

Главная героиня этой сказки, Хозяйка медной горы, обладает не только огромным сокровищем, но и невероятной мудростью. Ее глаза «просвещены» и она видит глубже обычных людей. Она знает, каким образом действуют греши и воришки, ибо имеет опыт взаимодействия с ними.

Сказка Бажова нам говорит, что мудрость и жизненный опыт приобретаются через годы, и что они несравнимо ценнее материальных богатств. Хозяйка медной горы, со своими мудрыми и добрыми советами, помогает героям безвыходных ситуаций, и самое главное, она учит их, как правильно использовать свои сокровища.

Также, сказка Бажова «Хозяйка медной горы» учит нас уважать особое мудрое место в нашей жизни. Она намекает, что у каждого из нас есть что-то такое, что делает нас особенными и ценными, и мы должны беречь это.

Все эти уроки и нравственные ценности делают сказку Бажова «Хозяйка медной горы» не только увлекательной и интересной, но и особенно достойной внимания и изучения.

Важность коллективизма и солидарности

Сказка Бажова «Хозяйка медной горы» учит нас о важности коллективизма и солидарности. В этой сказке гора Медной становится символом богатства и силы

Хозяйка этой горы, горничная Марья, обладает необыкновенными способностями и силой, но она не использует их для своего личного обогащения. Напротив, Марья всегда помогает людям, которые приходят к ней с просьбой. Она дарит им чудодейственные медные колокольчики, которые приносят удачу и богатство.

В этой сказке мы видим, что Марья действует не в одиночку, а вместе с двумя работниками горного завода — Кузей и Петко. Они вместе не только управляют и развивают гору Медной, но и вместе помогают людям, которые ищут счастье и удачу. Только благодаря их солидарности и коллективной работе, гора Медной способна принести счастье и богатство всем, кто приходит к ней.

Из этой сказки мы узнаем, что только солидарность и сотрудничество могут привести к общему процветанию и счастью. Когда мы объединяемся и работаем вместе, мы можем достичь больших целей и преодолеть любые трудности. Коллективизм и солидарность не только приносят нам успех и богатство, но и формируют наши моральные ценности, учат нас быть добрыми и отзывчивыми людьми.

Любовь и доброта как основа человеческих отношений

Сказка Бажова «Хозяйка медной горы» учит нас ценить и признавать важность любви и доброты в человеческих отношениях. Мораль этой сказки заключается в том, что именно эти два качества позволяют нам создавать гармоничные и счастливые связи с другими людьми

Главная героиня сказки, хозяйка медной горы, является воплощением любви и доброты. Она открыта к людям и всегда готова помочь тем, кто обращается к ней. Ее доброта выражается не только в материальной помощи, но и в том, что она внимательно выслушивает и понимает проблемы других людей.

Герои сказки, которые осознают ценность любви и доброты, получают награду и благоволение хозяйки медной горы

Они счастливы и уделяют важность своим отношениям с другими людьми. В то же время, герои, которые позволяют эгоизму и жадности взять верх над любовью и добротой, получают наказание

Таким образом, сказка Бажова «Хозяйка медной горы» учит нас, что именно любовь и доброта являются основой любых отношений. Они способны преобразовывать нашу жизнь и делать ее более счастливой. Будучи добрыми и любящими, мы создаем гармонию вокруг себя и вносим свой вклад в построение лучшего мира.

Творчество и красота

«Каменный цветок» – не только кладезь народных характеров и ярких фантастических образов. Герои уральских сказов – люди великодушные и благородные. Их стремления чисты. И за это, как всегда происходит в сказках, они получают награду – богатство, семейное счастье и уважение окружающих.

Многие положительные герои Бажова – люди творческие. Они умеют ценить красоту и стремятся к совершенству. Яркий пример – Данила-мастер. Его восхищение красотой камня привело к попытке создать произведение искусства – чашу в форме цветка. Но мастер остался недоволен своей работой. Ведь в ней не было чуда Божьего творения – настоящего цветка, от которого сердце замирает и стремится ввысь. В поисках совершенства Данила отправился к Хозяйке Медной горы.

Об этом рассказывает П. П. Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого необходимо знать школьникам, стал основой для творческого понимания труда. Но Данила готов забыть свое мастерство, которому принес много жертв, ради счастья с любимой Катей.

Хозяйка Медной горы

Я в горе роблю — работаю в горе Каёлка — кирка — Как вы думаете, для чего П. Бажов использует столько уральских слов? Интеграция по предмету природоведение Итак, действия в сказе происходят на Урале. Уральские — Чем богат этот край? Почему Урал называют сокровищницей России? Урал — сокровищница нашей страны — Об этом удивительном крае нам расскажут географы.

Ильменский государственный минералогический заповедник История изучения Ильмен началась более 200 лет назад, и история эта захватывающе интересна и порой напоминает хороший детектив, с головокружительным сюжетом.

Здесь искали одно, а находили другое; открывали минералы, которые затем «исчезали» на десятилетия и не всегда «появлялись» вновь; на одном и том же материале создавали взаимоисключающие научные теории. Камень оказался топазом, одним из самых дорогих и модных в то время самоцветов.

Началась «каменная лихорадка». За короткий срок в Ильменах были обнаружены берилл, аквамарин, амазонит, фенакит; налажена интенсивная добыча топазов. Добывали на Урале и малахит. Особенно известен Гумешевский рудник ныне оставленный , из которого добыта огромная глыба малахита весом почти в полторы тонны, находящаяся в Горном институте. В настоящее время разработка уральского малахита полностью прекращена. По мнению крупного ученого-минералога Г.

Вертушкова, на Урале возможно открытие новых месторождений малахита. Колонны внутри Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге облицованы тонкими пластинками малахита.

Со времен Древнего Египта малахитовую руду использовали для получения меди. Степан, Медной горы хозяйка — Найдите в тексте описание героини? Работа с иллюстрациями Павел Петрович Бажов написал много подобных произведений. Работал он долго и кропотливо, делая многочисленные поправки в черновиках. Современные издания книг Бажова выглядят красочно и привлекательно. Перед вами обложки и иллюстрации к сказам Бажова. Домашнее задание, оценки — Подготовьте пересказ понравившегося эпизода, выполните к нему иллюстрацию.

На урок природоведения — подготовьте сообщение о других достопримечательностях Урала.

Читательский дневник «Медной горы Хозяйка» Павла Бажова

Название произведения: «Медной горы Хозяйка».

Число страниц: 121.

Жанр произведения: сказание.

Главные герои: крепостной Степан, Хозяйка медной горы.

Второстепенные герои: приказчик.

Характеристика главных героев:

Хозяйка Медной горы — гордая, требовательная и могучая.

Любит порядок и честность.

Степан Петрович — рабочий.

Трудолюбивый и честный.

Стал непохож сам на себя после встречи с ящерицей.

Характеристика второстепенных героев:

Приказчик — душный козёл, жадный, хитрый, жестокий.

Краткое содержание сказа «Медной горы Хозяйка»

Как-то на покосах молодой рабочий Степан увидел красивую девушку, которая поманили его за собой.

Девушка оказалось Хозяйкой и велела Степану обругать приказчика и передать запрет на добычу камня.

Степан так и сделал.

Приказчик в наказание послал его в самый мокрый и пустой забой.

Там его снова нашла Хозяйка и отвела к себе.

Она показала подземные красоты и предложила жениться на ней.

Степан отказался, и Хозяйка дала ему малахитовую шкатулку.

После этого Степану стало везти.

Приказчик велел ему найти стопудовую глыбу малахита, и Степан сделал это.

Потом он нашёл малахитовые столбы и получил вольную.

Степан женился, но счастья не обрёл.

Часто его видели грустным.

А потом нашли мёртвым в лесу, а рядом плакала ящерка.

План произведения:

  1. Встреча на покосах.
  2. Первое испытание.
  3. Обида приказчика.
  4. Сырой забой.
  5. Второе испытание.
  6. Малахитовая шкатулка.
  7. Сто пудов малахита.
  8. Малахитовые столбы.
  9. Свадьба.
  10. Смерть Степана.

Основная мысль сказа «Медной горы Хозяйка»

Главная мысль произведения заключается в том, что только смелым и честным судьба преподносит подарки.

Основная идея рассказа состоит в том, что человек должен быть доволен своей жизнью и не искать сказочного, божественного.

Чему учит произведение

Рассказ учит быть честным, порядочным и справедливым.

Учит уметь держать своё слово.

Учит ценить то, что имеешь, не мечтать о несбыточном.

Учит не поддаваться искушениям, быть твёрдыми в своих решениях.

Краткий отзыв о произведении «Медной горы Хозяйка» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я была тронута её неожиданно грустным концом.

Главный герой Степан вроде бы выполнил все поручения, прошёл все испытания, женился и получил вольную.

Но не обрёл покоя и погиб.

Он не мог забыть сказочные красоты подземного дворца, они мучили его и не давали быть счастливым.

Это очень интересная, но печально закончившаяся история.

Автору удалось убедительно описать условия труда уральских рабочих.

Описать их быт, манеру говорить, обычаи.

Писатель создал увлекательную историю, в которой тесно переплелись волшебное и реальное.

Мне нравится прямой и честный Степан.

Он показал твёрдость духа, умение хранить верность, держать слово, не поддаваться искушениям.

Степан был смелым и сильным человеком, который заслужил счастья, но не обрёл его.

Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, всегда ли мы поступаем честно со своими друзьями и близкими.

Умеем ли держать своё слово так, как это делал Степан.

Пословицы к произведению:

  • Честность всего дороже.
  • Воля и труд дивные всходы дают.
  • Любовь не пожар, а загорится — не потушишь.
  • Жить в разлуке — жить в муке.
  • Старая любовь не забывается.

Ещё читательские дневники по произведениям Павла Бажова:

  • Сборник Уральских сказов «Малахитовая шкатулка»
  • «Голубая змейка»
  • «Горный мастер»
  • «Две ящерки»
  • «Каменный цветок»
  • «Малахитовая шкатулка»
  • «Огневушка-Поскакушка»
  • «Серебряное копытце»
  • «Синюшкин колодец»
  • «Таюткино зеркальце»
  • «Хрупкая веточка»
  • Краткая биография Павла Бажова и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Опытный ремесленник и его юный ученик

Начинается сказка «Каменный цветок» с описания старого мастера Прокопьича. Великолепный знаток своего дела, он оказался плохим педагогом. Мальчишек, которых по приказу барина приводил к Прокопьичу приказчик, мастер бил и наказывал. Но результата добиться не мог. Возможно, что и не хотел. О причинах этого писатель умалчивает. Очередного ученика Прокопьич возвращал приказчику. Все мальчики, по словам старого мастера, оказались неспособными постичь ремесло.

О тонкостях работы с малахитом пишет П. П.Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого излагается в статье, непосредственно связан с тонкостями камнерезной работы. Ремесло это считалось в народе нездоровым из-за малахитовой пыли.

И вот привели к Прокопьичу Данилку Недокормыша. Паренек он был видный. Высокий и лицом ладный. Да только худой очень. Вот и прозвали его Недокормышем. Сиротой был Данила. Сначала определили его в барские покои. Но не вышло из Данилы прислужника. Он часто засматривался на красивые вещи – картины или драгоценности. И как будто не слышал барских приказов. По причине слабого здоровья не стал он и рудокопом.

Герой сказа Бажова «Каменный цветок» Данила отличался странной особенностью. Он мог долго смотреть на какой-нибудь предмет, например, травинку. Еще обладал он немалым терпением. Приказчик заметил это, когда парень молча сносил удары кнута. Поэтому Данилку отдали учиться к Прокопьичу.

Подробности

В сказках, которые действительно передавались из поколения в поколение, обычно не упоминаются конкретные города или области. Дело происходило в «тридевятом государстве», и это было логично, тем более что некоторые места, куда попадали герои, никогда и не существовали на карте мира. Например, в русской народной сказке «Три царства» описана чудесная страна, где есть кисельные реки и молочные берега: попробуйте-ка найдите такую!

Но в «Хозяйке Медной горы» автор сразу объясняет, где живут герои, — а именно в деревне, расположенной «за Северушкой где-то», около Красногорского рудника. Посёлок под названием Красная Горка, основанный триста лет назад, легко найти на карте, и более того: сейчас там расположено Объединение художественной обработки камня.

Великий Полоз, Бабка Синюшка и Огневушка-поскакушка

“Каменный цветок” Бажова наполнен фантастическими образами. Один из них – Великий Полоз. Он – владелец всего золота в округе. Образ могучего змея есть в мифах и сказаниях многих народов. В уральских сказах фигурируют и дочери Великого Полоза – Медяницы.

Бабка Синюшка – персонаж с многочисленными истоками. Она – «родственница» Бабы-Яги из славянского фольклора. Синюшка – персонаж, стоящий на грани реального и потустороннего миров. Она предстает перед героем-человеком в двух обличиях – как молодая красавица и как старуха в синей одежде. Подобный персонаж есть в легендах народа манси, в старину населявшего Урал. Бабка Синюшка – важный образ местного фольклора. Ее появление связано с болотным газом, который издали наблюдали рудокопы. Загадочная синяя дымка будила воображение, вызывая появление нового фольклорного персонажа.

“Каменный цветок” Бажова связан с антропоморфными фантастическими образами. Один из них – Огневушка-поскакушка. Этот персонаж выглядит как веселая маленькая девочка. Она танцует в том месте, где есть залежи золота. Огневушка-поскакушка появляется перед старателями неожиданно. Ее танец восхищает присутствующих. Этот образ исследователи связывают с Золотой Бабой – древним божеством манси.

Укорененные в родной земле

«Каменный цветок» Бажова входит в сборник «Малахитовая шкатулка», опубликованный в 1939 году. Это рассказ, адаптированный для детского восприятия. Сборник включает лучшие произведения писателя. Герои многих сказок состоят в родственных отношениях. Например, Танюшка из «Малахитовой шкатулки» – дочь Степана и Насти (героев «Медной горы Хозяйки»). А персонаж «Хрупкой веточки» Митюнька – сын Данилы и Кати («Каменный цветок», «Горный мастер»). Легко представить, что все герои уральских сказов – соседи, живущие в одной деревне. Однако их прототипы явно из разных эпох.

«Каменный цветок» – произведение уникальное. Его персонажи настолько колоритны, что не раз становились объектами творческой переработки. В них есть красота и правда. Герои Бажова – простые, искренние люди, сохраняющие связь с родной землей. В уральских сказах присутствуют приметы конкретной исторической эпохи. Это проявляется в описании домашней утвари, посуды, а также способов обработки камня, типичных для того или иного времени. Привлекает читателей и колоритная речь персонажей, пересыпанная характерными словечками и ласковыми прозвищами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: