«кто виновен в гибели вишневого сада? (по пьесе а. п. чехова «вишневый сад»)»

История создания

Из письма Чехова к своей жене известно, что работу над своей новой пьесой автор начал в 1901 году. Стимулом к созданию этого произведения послужила личная семейная трагедия писателя. Жизненные обстоятельства сложились так, что отцу Антона Павловича пришлось продавать свое родовое поместье, чтобы выпутаться из долгов.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Пьеса Островского «Бесприданница» — анализ

Писателю были близки и понятны те чувства, которыми он наделил героев пьесы. И такое случалось не только в его семье. Повсюду, по всей великой России шло вырождение дворянства как класса. Разорялись зажиточные крепкие хозяйства, огромное количество бывших когда-то богатейших имений шло с молотка. Так начиналась новая веха в истории страны.

Весь этот разрушительный процесс не мог оставить в стороне гения русского писателя, и из-под пера автора вышла его последняя пьеса, ставшая вершиной творчества драматурга. Во время создания этого шедевра русской классики писатель был уже тяжело болен, работа двигалась не так быстро, как хотелось, и была завершена только в 1903 году.

Главные герои и их характеристика

Для лучшего понимания пьесы важно проанализировать образы главных персонажей. Герои могут быть разделены на три группы: прошлое, настоящее и будущее. Люди прошлого поколения образованны, но эгоистичны и бездейственны — это Раневская, Гаев, Фирс

Люди настоящего — новое поколение богачей, но несчастное из-за своего происхождения и в то же время практичное — Лопахин. Люди будущего хотят уничтожить старое и создать новое — Аня, Петя, Варя.

Каждый персонаж имеет свой образ и свою правду, и нет явно выраженных отрицательных или положительных героев.

Ниже представлена таблица с кратким описанием главных действующих лиц пьесы:

Персонаж Описание
Любовь Андреевна Раневская Бедная аристократка, чувствительная и мечтательная. Потеряв сына и мужа, она отправляется к своему любовнику за границу, оставив за собой долги и мало денег.
Леонид Андреевич Гаев Брат Раневской, умный и заботливый, но не нашедший свое место в жизни.
Ермолай Алексеевич Лопахин Молодой мужчина из крестьянской семьи, который благодаря своему предприимчивому уму становится миллионером. Он душевный и чуткий человек, но бизнес интересы всегда важнее.
Петя Трофимов Учитель погибшего сына Раневской, мечтатель, полный иллюзий о счастье, богатстве и любви. Он прроисходит из дворянской семьи, но ни на что не претендует.
Аня Дочь Любови Раневской, наивная и романтичная. Она влюблена в Петю Трофимова и разделяет его мечты о счастье.
Варя Приемная дочь Любови Андреевны, практичная и реалистичная девушка, управляющая имением. Лопахин не интересуется ею как возможной женой.
Симеонов-Пищик Бедный помещик, радостно сдающий свою землю в аренду.
Яша Лакей, высокомерный и непочтительный по отношению к мать и хозяевам. Он мечтает об отъезде за границу.
Дуняша Горничная, легкомысленная и юная девушка, которая пародирует образ Раневской.
Семен Пантелеевич Епиходов Конторщик, неудачник, который постоянно разбивает и падает. Влюблен в Дуняшу и в какой-то мере является двойником Гаева.
Фирс Старый и глухой лакей в доме Раневской, который очень любит своих хозяев, имение и вишневый сад. Символизирует прошедшие времена.
Шарлотта Ивановна Гувернантка и циркачка, добавляет элемент комического в сюжет. Её присутствие приводит к ещё большему разрушению уже сложившихся судеб персонажей, в то время как она сама продолжает выступать как жонглёр, перекидывая из руки в руку различные предметы.

Кто виноват в гибели вишнёвого сада (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»)

В гибели сада так или иначе виноваты все герои.

Для Раневской и Гаева гибель вишневого сада стано­вится настоящей трагедией — ведь они выросли здесь, лю­бовались красотой сада с детства, с ним была связана вся их жизнь. Вишневый сад, как и все родовое имение, ста­новится олицетворением не только детства и юности этих героев, но также и их мечтаний, надежд, переживаний.

Помещица Раневская и ее брат Гаев очень любят свой дом, который выставлен на продажу за долги. Во время всего действия пьесы они только и говорили о том, что нужно спасти вишневый сад, на деле же – пальцем не пошевелили, чтобы этого добиться.

Раневская легкомысленна и беспомощна в житейских делах. Она все пускает на самотек либо полагается в решении бытовых вопросов на других. Героиня понимает, что поступает неправильно: грешит, сорит деньгами. Она привыкла жить роскошно, ни в чем себе не отказывая, и теперь не может и не хочет что-либо изменить. Вишневый сад дорог Раневской как воспоминание о детстве и молодости, как символ Родины, символ дворянства. Она не хочет понимать всей серьезности происходящих перемен. Раневская не верит, что может лишиться сада. Из сентиментальности она не слушает советов Лопахина сдать сад в аренду дачникам: «Дачи и дачники – это так пошло». Героине кажется, что все образуется само собой…

В то же время представители мо­лодого поколения, изображенные в пьесе, — Аня и «веч­ный студент» Петя Трофимов — переживают прощание с вишневым садом куда как проще и легче: для них он не является настолько весомым символом, как для предста­вителей старшего поколения. Они более энергичны, про­ще смотрят на жизнь, устремлены в будущее — поэтому расставание с прошлым для них не становится трагедией. Ермолай Лопахин рассматривает вишневый сад всего-на­всего как торговый объект. Он создал себе образ человека, не склонного к сантиментам, и в его сознании вишневый сад не ассоциируется с чем-либо метафизическим.

Наступает момент торжества героя: он, сын мужика, «малограмотный Ермолай», становится владельцем дворянского имения, где его «отец и дед были рабами»! В этот момент Лопахин уже не задумывается о чувствах бывших хозяев вишневого сада, он счастлив, он смеется и радуется…

Никто из персонажей пьесы так и не предпринимает того решительного шага, который смог бы изменить судь­бу вишневого сада и спасти его от гибели. Может быть, в существующих условиях такой исход дела был бы прос­то невозможен? Автор считает иначе. И мы понимаем, что можно было спасти вишневый сад. Но никто из пер­сонажей пьесы не смог этого сделать — по разным при­чинам. Раневская, Гаев — они больше всех переживают о судьбе сада, но неспособны заставить себя предпринять практические шаги для его спасения. Аня, Трофимов и Лопахин не считают, что за жизнь вишневого сада во­обще следует бороться. Именно поэтому в гибели сада так или иначе виноваты все герои.

19.05.2016, 4544 просмотра.

http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/chekhov-a-p/vishnevyj-sad/9555-kto-vinoven-v-gibeli-vishnevogo-sadahttp://l2sharya.3dn.ru/forum/11-310-1http://myfilology.ru/russian_literature/shkolnoe/kto-vinovat-v-gibeli-vishnyovogo-sada-po-pese-ap-chexova-vishnyovyj-sad/

голоса

Рейтинг статьи

Значение произведения «Вишнёвый сад»

Пьеса является иллюстрацией заката российского дворянства и выхода купечества на первый план. Кроме того, автор касается социального неравенства и политического уклада Российской империи того времени. Образ сада, являющегося метафорой России, трагически и фатально приближается к краху 1917 года. Чехов, как будто предчувствуя катастрофу, отразил её на страницах своего произведения.

Концовка книги выражает мнение автора о том, что в схватке дворянства и купечества победит последнее, настало время перемен в социальном устройстве.

Вот что писал Чехов в одном из писем:«После лета должна быть зима, после молодости старость, за счастьем несчастье и наоборот; человек не может быть всю жизнь здоров и весел, его всегда ожидают потери, он не может уберечься от смерти, хотя бы был Александром Македонским, — и надо быть ко всему готовым и ко всему относиться как к неизбежно необходимому, как это ни грустно. Надо только по мере сил выполнить свой долг – и больше ничего».

Тема произведения

В своей пьесе Антон Чехов использует много символов, которые несвойственны для реалистического жанра.

К их числу можно отнести:

  1. Счастье. Все герои пьесы стремятся стать счастливыми, но в итоге не достигают этого и остаются несчастными людьми. В основном все переживания героев связаны с самим садом, который по-разному волнует каждого.
  2. Тема времени. Персонажи пытаются бороться не друг против друга, а против времени. Раневская с Гаевым пытаются противостоять будущему, а Лопахин, наоборот, старается стереть всё, что связано с прошлым. В итоге никто не становится победителем.
  3. Прошлое. Герои предаются воспоминаниям, прошлое казалось им идеальным, наполненным гармонией и любовью. Даже Лопахин, старающийся искоренить былое, поддаётся ностальгии.
  4. Настоящее. Персонажи очень негативно отзываются о реальности, в которой живут. Все разочарованы в настоящем, а будущее пугает и вызывает смешанные чувства.
  5. Будущее. Герои питают себя надеждами на то, что совсем скоро наступит время, когда все станут счастливыми.
  6. Вишнёвый сад. Его образ символизирует уходящую эпоху дворянства. Для Раневской он был напоминанием о счастливом прошлом, а Лопахину говорил о том, что когда-то его родные были рабами хозяев этого поместья.
  7. Дворянство. В произведении Антон Чехов изобразил дворянство, которое из-за своих недостатков потеряло родную страну. Дворяне были умны и образованы, но их глупость, инфантильность и безответственность порой пугали их самих.
  8. Семья. Отношения между членами семьи вызывают лишь смешанные чувства. Любовь Андреевна очень трепетно относится к своим близким, но при этом её совершенно не интересует их материальное благополучие. Гаев всегда становится лишним, его просят замолчать.

История создания

История создания “Вишнёвого сада” началась в городе Таганроге, где находилось родовое имение Чехова. Отец писателя вынужден был продать своё “дворянское гнездо” ради того, чтобы расплатиться с долгами. Чехов лично испытал всю гамму чувств, связанных с потерей своего имения, поэтому ему с легкостью удалось создать образ Раневской. Антон Павлович также был знаком и с прототипом героя Гаева – Киселевым А. С., которому также пришлось продать усадьбу, чтобы поправить материальное положение.

И если изначально драматург хотел создать легкую и смешную пьесу, где главным действием должна была стать продажа имения с молотка (этими идеями Чехов поделился в письме к своей жене в 1901 – ом году), то впоследствии ему пришлось отказаться от этого замысла. Наблюдая за процессом обнищания и вырождения дворянства как класса, Чехов не мог игнорировать явный трагизм происходящего и вместо весёлой комедии на свет появилось произведение, созданное на основе жизненного опыта и потому правдивое и грустное.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Вишнёвый сад»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Вишневый сад»

для самых компанейских —

Главные герои «Вишневый сад»

для самых занятых —

Читательский дневник «Вишнёвый сад»

для самых крутых —

Читать «Вишневый сад» полностью

Пример 2

«Вишнёвый сад» — это прощальная песня по дворянской России, с её родовыми усадьбами, огромными наделами земли, с вековыми устоями быта.

С началом XX века в мире происходят необратимые перемены. Машины заменяют ручной труд, поезда — почтовых лошадей, прагматичные дельцы приходят на смену расточительным помещикам.

Примером уходящей эпохи становится цветущий вишнёвый сад. Брат и сестра, Любовь Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев, приезжают в родной дом, чтобы попытаться спасти его от продажи с аукциона за долги. Они совершенно не приспособлены к решению таких проблем. Она ужасно расточительна и ветрена, мы знаем, что не так давно её обобрал любовник. Брат образован и интеллигентен, но в современных реалиях так и не прижился: живет в долг, играет в бильярд, беседует с половыми в ресторане об декадентстве завести. Эти люди — символы уходящей России. Они порядочные, воспитанные, утонченные. У них высокие нравственные идеалы. Но они никогда не работали, они беспечны, не умеют задумываться о будущем, не могут позаботиться ни о своих детях, ни о себе. Все что у них есть из материального — родовое имение, с содержанием которого не справились, и иссякшее наследство. Раздобыть денег, по их мнению, можно, выдав Аню замуж или получив помощь от тетушки из Ярославля.

С вишневым садом связана вся жизнь Раевской: воспоминания о детстве, о маме, о маленьком сыне. Когда-то и доход с сада был хороший. Теперь его выставили на аукцион за долги. Рядом проложили железную дорогу, а значит вместо сада можно разбить сотни дачных участков. О таком кощунство Раневская и слышать не хочет, а Гаев дачные участки называет пошлостью. Это обеспечило бы всей семье стабильный доход, но для Раневской это неприемлемо. Вырубить прекрасный цветущий сад — значит лишить ее лучших воспоминаний, всей жизни!

Символично, что выкупает сад купец Лопахин. Его дед и отец были крепостными в этом поместье, а теперь их потомок поверить не может в такое счастье: «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню…»

Мне кажется, что Чехов сочувствует своим растерянным героям. Они оказались на разломе жизни, они не знают, что делать дальше. Любовь автора к родному, исконному, фамильному переносится и на персонажей. Он видит их недостатки и знает, что уход дворянской России в прошлое неизбежен. Вряд ли кто-то из бывших приспособится, как-то доживут свой век, потому что не так стары, как Фирс. Старого и немощного слугу просто забыли в имении.

Композиция

Композиционно пьеса состоит из пяти частей.

Первое действие пьесы – это экспозиция. В доме все ожидают приезда из Парижа хозяйки имения Раневской с дочерью. Домочадцы говорят и думают каждый о своем, совершенно не слушая друг друга. Именно поэтому многие реплики героев брошены невпопад. Эта разобщенность очень напоминает разноголосую Россию, в которой также живут такие же непохожие друг на друга люди, которым сложно достичь взаимопонимания.

В первом же действии читатель наблюдает и завязку. Любовь Андреевна с дочерью появляются в доме. Постепенно домочадцы узнают, что Раневской грозит разорение, но ни сама хозяйка имения, ни ее брат Гаев не могут предотвратить неминуемого банкротства. Только у Лопахина появляется план спасения: вырубить старые вишни и построить на месте вишнёвого сада дачи. Это помогло бы выжить имению, но спесивые хозяева отвергают его предложение.

Во втором действии герои возвращаются к обсуждению судьбы поместья с садом. Раневская вновь с презрением отказывается от помощи Лопахина в решении этого вопроса и предпочитает предаваться воспоминаниям о былом. Ей намного проще бездействовать, нежась в своих страданиях. Гаев и купец постоянно ругаются.

Третье действие является кульминацией пьесы. Старые владельцы, словно ничего страшного не происходит, решают устроить бал, и пока они веселятся, проходят торги и их усадьба уходит с молотка. Её приобретает бывший крепостной Раневской – Лопахин.

Четвертое действие – это развязка произведения. Раневская возвращается в Париж, чтобы продолжать проматывать своё состояние. После её отъезда все герои расходятся кто куда. В доме остаётся лишь старый слуга Фирс, о котором попросту забыли и оставили в заколоченном доме.

Сочинение на тему: Герои пьесы «Вишневый сад».

2 вариант

Антон Павлович Чехов является автором произведения Вишневый сад. В своём произведении, он описывает сложный период в российском обществе. Именно в это время разрушаются старые устои общества, а зарождаются неизведанные, новые. Главным олицетворением российского общества в те времена, служил Вишневый сад, он показывал, какие люди были в те времена. Но главный вопрос который должен возникнуть у каждого читателя, это вопрос, что же привело к гибели Вишневый сад.

Самой главной героиней произведения является Любовь Раневская. После многих лет проживания в Париже, она возвращается на свою историческую родину. Также у неё есть брат по фамилии Гаев. Двое этих персонажей являются представителями старшего поколения, они считают что сад в котором они выросли, необходимо чтить и любить. Однако несмотря на всё это, именно они виноваты в том что их родное имение, забрали за долги. Представители старшего поколения сильно виноваты в том что совершенно не принимали, никаких действий для того, чтобы спасти их родной и любимый сад. Например, Раневская, любила на протяжении всей своей жизни совершать абсолютно ненужные, пустые траты денег.

Отказывать себе в удовольствии купить ту или иную ненужную вещь, она не привыкла.  И даже, для того чтобы спасти свою фамильное гнездо, в котором она родилась, прожила и воспитала своих детей, а позже именно здесь она потеряла своего единственного сына, даже это не заставило её, чем-то пожертвовать ради того, чтобы спасти свой любимый дом. Несмотря на свою слабость, она очень глубоко переживала из-за потери этого имения, а когда знакомым купец предложил ей снести весь Вишневый сад, а после сдать свободные участки земли под аренду земледельцам, она была искренне удивлена и расстроена. Так как она понимала что не способна изменить себя и свое будущее.

Брат главной героини является большим мечтателем. Спустя какое-то время, Он придумывает гениальный план, как спасти Вишневый сад, в котором вырос и в котором он провел всю свою жизнь. Однако всего лишь вымышленный план, который не даст никаких результатов, так как у него не хватит силы воли для того чтобы его осуществить. Он мало чем отличается от своей нерешительной сестры, он, как и она, боится принимать что-то новое и менять свою жизнь.

В то же самое время для молодого поколения, продажа Вишневого сада не является концом жизни. Наоборот, они считают что продажа сада, откроет для них двери, для новой жизни.

Тема и композиция

Анализ пьесы Чехова “Вишневый сад” стоит начинать с разбора главной темы. Так, основной мыслью является далеко не новая для литераторов тема смены эпох. Перемены всегда происходят неожиданно и стремительно, не давая времени на приспособление к новым реалиям. Не каждому человеку дано принять новое устройство мира, а тем более найти в нем свое место.

В пьесе поднимается проблема конфликта поколений: автор мастерки использует образы главных героев, чтобы создать символы прошлого поколения, настоящего и будущего. Непонимание, которое возникает между героями-представителями разных эпох, приводит читателей к основной мысли произведения о необходимости следовать за временем, успевать за всеми изменениями.

Примечательно, что за образом вишневого сада стоит образ всей России. Через призму отношения к нему главных героев, автор показывает отношение к стране: Анна и Петр мечтают о новом, стремятся забыть прошлое, Раневская и Гаев испытывают любовь к старому саду, но ничего не предпринимают для его спасения. Чехов проводит параллель для читателей, показывая неизбежность “смерти” прежней России после ухода старого поколения, но выражает надежды на построение нового государства поколением, которое установит иной уклад жизни. 

Пьеса включает пять частей. Первая — экспозиция — ожидание возвращения хозяйки имения Раневской с дочерью Аней из Парижа. Обитатели дома не взаимодействуют между собой, не слышат друг друга, поэтому зачастую их реплики звучат невпопад. Подобное разобщенное многоголосье идентично положению в стране, объединяющей под своей сенью множество непохожих друг на друга людей, с разными взглядами. В первой же части читатель узнает об угрозе неминуемого разорения имения, но видит, что ни хозяйкой, ни ее братом не предпринимаются попытки остановить банкротство. Когда Лопахин предлагает план спасения: вырубить вишневый сад для строительства дач, хозяева с негодованием отвергают его.

Второе действие показывает читателю полное бездействие Раневской, которая купается в собственных страданиях, предпочитая постоянно возвращаться к воспоминаниям о былой жизни, ничего не предпринимая для спасения себя, семьи, имения. Кульминация, третья часть произведения, показывает бал, организованный старыми владельцами сада в параллель проходящим торгам. Усадьба продана с молотка, новый владелец — сын бывшего крепостного семьи — Лопахин.

Четвертая часть, развязка, рассказывает о возвращении на круги своя жизни Раневской: дама опять в Париже, с бывшим любовником, где, наверняка, промотает остатки состояния. Остальные герои разбредаются кто куда, кроме старого слуги Фирса, которого забывают в пустом доме.

Кто спасет сад?

Как мы уже отмечали, является символом красоты. Спасти ее могут только люди, способные не просто ее ценить, но и бороться за нее. Деятельные и энергичные люди, приходящие на смену дворянству, относятся к красоте только как к источнику наживы. Что же будет с ней, кто же ее спасет?

В пьесе словно встретились три эпохи: прошлое, настоящее и будущее. Одни герои живут вчерашним днем, лелея теплые воспоминания о прошлом, другие знают цену времени, заняты повседневными делами и готовы извлечь выгоду и пользу из любого дела, третьи же уверенно смотрят в завтрашний день, заглядывая в будущее еще далекое и неизведанное.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Вишневый сад.

Год написания – 1903 г.

История создания – Отец Чехова вынужден был продать свою усадьбу. Это событие подтолкнуло автора на написание “Вишнёвого сада”.

Тема – Основные темы, которые поднимаются в произведении “Вишнёвый сад”, – это: тема невозможности приспособиться к “новому времени”, конфликт отцов и детей, потерянное поколение, размышления о судьбе России.

Композиция – Пьеса состоит из пяти частей. Первое действие пьесы – экспозиция. Второе действие – завязка, разделённая на две условные части. третье действие – это кульминация произведения и четвертое действие – развязка.

Жанр – Чехов называл пьесу “Вишнёвый сад” комедией, критики – трагикомедией и драмой.

Почему чеховский вишневый сад называют пьесой предупреждением. Сочинение на тему «Почему чеховский «Вишневый сад» часто называли пьесой-предупреждением

Почему чеховский “Вишневый сад” часто называли пьесой-предупреждением?

“Вишнёвый сад”- пьеса, написанная Антоном Павловичем Чеховым в 1903 году , вышедшая в свет в 1904 на кануне первой русской революции. Автор мастерски показал возможное будущее страны через образ вишнёвого сада. В произведении представлены люди разных поколений : старшего ( Раневская, Гаев) и младшего (Лопахин) . Их противоположные взгляды на жизнь олицетворяют грядущие перемены в России.

Старшее поколение, так называемые “отцы” , не готовы что-либо менять в своей жизни. Вишневый сад – место , где герои выросли, дорог их сердцам. В воспоминаниях Раневской- это светлое место, вызывающее теплые эмоции. Однако хозяйка имения не умеет вести дела, она способна только на бессмысленную растрату средств. Героиня никогда не задумывается над будущим, что приводит к банкротству и продаже имения. Брат Раневской-Гаев- неспособный на труд человек. Он любит говорить высокими словами, но сам не воспринимает их всерьёз : обещая сестре , что сад не будет продан( “Честью моей, чем хочешь,клянусь, имение не будет продано!”) , герой “кладет в рот леденец”,

Вы видите только 30% текста. Оплатите один раз, чтобы читать целиком более 5000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

  • 2 из 3 К1 Соответствие сочинения теме и её раскрытие
  • 2 из 3 К2 Привлечение текста произведения для аргументации
  • 2 из 2 К3 Опора на теоретико-литературные понятия
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность
  • 3 из 3 К5 Соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 12 из 14

Вариант 2

Драматургия Чехова глубока и полна образных олицетворений. За счет них автор постарался в своем произведении показать в сравнении прошлое, настоящее и будущее. Для этого все герои произведения поделены им условно на три соответствующих лагеря.

Первыми перед читателем предстают герои прошедшего времени: Раневская, Гаев, слуга Фирс. Их разговоры полны ностальгии о былом, они говорят с нежностью и радостью о прошлых временах. Для каждого из них важную роль играют старые вещи, предметы быта, являющиеся немыми свидетелями минувших дней. В самом начале пьесы читатель узнает о комнате, именуемой «Детской», столетнем шкафе и, конечно же, вишневом саде – главном герое пьесы.

Гаев и Раневская – типичные представители русской аристократии. Это проявляется в их речи, манерах и образе жизни. Они привыкли жить на широкую ногу, не считая собственных расходов, принимать многочисленных гостей в имении, устраивать праздники и гуляния. Даже в не лучшие времена денежные траты их неизменны, тем более, что всегда можно написать письмо богатой родственнице и попросить еще денег на текущие расходы. Раневской невыносимо слышать о необходимости врубки вишневого сада и сдачи в аренду участков земли под дачи. По ее мнению, остаться без сада невозможно, не потому что от него есть какая-то выгода, а потому что каждое дерево в нем напоминает ей о счастливом времени из далекого прошлого.

 Фирс – это потомственный слуга семейства, глубоко пожилой человек. Для него смысл жизни заключается в служении господам. Его забота и любовь к ним безгранична, он опекает Раневскую и Гаева словно малых беспомощных детей. Но ведь они и в правду совершенно не приспособлены к практической жизни, не хотят признавать грядущих перемен. Хлопотливость Фирса выглядит чудачеством, но он сам убежден, что только в заботе о господах заключается его жизненное предназначение.

Героев настоящего времени в произведении представляет Лопахин. По мысли автора именно такие люди должны «творить» настоящее. Они деятельные, целеустремленные, разумные. Они не строят иллюзий, что проблемы в жизни должны решиться сами собой.  Судьба Лопахина – это пример того, как человек сам добивается всего в своей жизни, не уповая на отцовское наследство.

Будущее в финале произведения обозначено весьма туманно. Кто будут его герои? Автор показывает Петю и Аню как людей нового времени. Однако, молодой человек тоже мало приспособлен к жизни, больше его занимают бесконечные размышления о переменах, мечты о светлом будущем. Аню увлекают идеи Пети, она готова действовать – посадить новый вишневый сад «еще краше прежнего».

Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Роль символики и подтекста в чеховской драматургии

Глубокие философские основы чеховских размышлений о вишневом саде и его судьбе ведут к главному в этой пьесе – к мысли о людях, их жизни в прошлом, настоящем и будущем. История вишневого сада, отношение к нему героев выявляет и объясняет их характеры и психологию.

Прошлое и настоящее – весьма значительные категории в «Вишневом саде». Философское содержание пьесы заключено в прощании новой, молодой, завтрашней страны с прошлой, отживающей Россией. Можно сказать, что вся пьеса «Вишневый сад» устремлена к будущему родины.

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе олицетворяют персонажи «Вишневого сада». Каждый из них живет в настоящем, но для одних это – завершающий этап жизненного пути (пути, по которому идет Россия). Таковыми являются Раневская, ее брат Гаев, их преданный старый слуга Фирс. Для этих героев все самое лучшее осталось в прошлом. Для других (Аня, Петя Трофимов) это — только начало прекрасного будущего, новой жизни, с новыми целями, новым счастьем, новой страной.

В пьесе возвращение от настоящего к прошлому связывается не только с некоторыми героями, но и со многими деталями произведения. О седой старине нам напоминают старые камни, столетний шкаф, вишня, с которой сейчас не знают, что делать, а вот сорок-пятьдесят лет назад она приносила большой доход. Кроме того, в пьесе упоминается, что шесть лет назад умер муж и утонул сын Раневской, уже три года бормочет слепой Фирс и т. д. От настоящего в будущее в «Вишневом саде» открывается дорога только для Ани, Вари, Пети и Лопахина. «Да, время идет», – замечает сам Лопахин.

Итак, «Вишневый сад» – пьеса о прошлом, настоящем и будущем России. Будущее предстает перед нами в образе прекрасного сада. «Вся Россия наш сад», – говорит Трофимов во втором действии, а в финальном акте Аня произносит: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…»

Вообще, образ вишневого сада играет в пьесе большую, многостороннюю роль. Прежде всего, это символ уходящей старой жизни, уходящей дворянской культуры, уходящей России: «Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих… Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним…» – произносит в своем монологе Петя Трофимов. Именно в этих словах заключается идея пьесы. Конец прошлому – вот ее основной смысл. С этим в «Вишневом саде» связан мотив близости счастья. Обращаясь к Ане, Трофимов зовет ее к красоте будущего: «Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его… Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!»

Вообще, символика и подтекст играют в пьесах Чехова огромную роль. Этим произведения Чехова близок такому направлению искусства, как модернизм. Именно символика и подтекст выражают авторскую позицию, «предсказывают» развитие сюжета, создают определенную атмосферу. Так, на протяжении всей пьесы за сценой раздается стук топора, символизирующий неминуемую гибель старой России. Кроме того, о невозможности возврата прошлого говорит то, что в конце пьесы в заколоченном доме забывают старика Фирса, который там и умирает. Символично, что вишневый сад продают именно на торгах, с молотка. Это говорит об отношении противоречивом отношении автора к новому времени.

Все герои в «Вишневом саде» четко делятся на две группы, которые как будто не слышат друг друга, не могут найти общий язык. Неудивительно: ведь одни из них остались в прошлом, другие шагают в будущее. Неумолимое время разделяет их. На самом деле, время – еще одно действующее лицо, может быть, самое главное в пьесе. Оно незримо, но тем больше его значение. Время не стоит на одном месте, ему свойственно движение. Движение свойственно и историческому процессу, жизни. Это значит, что Россия пойдет вперед. Во всяком случае, вера в это очевидна в пьесе. Очевидно, поскольку сам А. П. Чехов осознавал, что «все давно состарилось, отжило» и все только ждет «начала чего-то молодого, свежего».

2 вариант

Антон Павлович Чехов является автором произведения Вишневый сад. В своём произведении, он описывает сложный период в российском обществе. Именно в это время разрушаются старые устои общества, а зарождаются неизведанные, новые. Главным олицетворением российского общества в те времена, служил Вишневый сад, он показывал, какие люди были в те времена. Но главный вопрос который должен возникнуть у каждого читателя, это вопрос, что же привело к гибели Вишневый сад.

Самой главной героиней произведения является Любовь Раневская. После многих лет проживания в Париже, она возвращается на свою историческую родину. Также у неё есть брат по фамилии Гаев. Двое этих персонажей являются представителями старшего поколения, они считают что сад в котором они выросли, необходимо чтить и любить. Однако несмотря на всё это, именно они виноваты в том что их родное имение, забрали за долги. Представители старшего поколения сильно виноваты в том что совершенно не принимали, никаких действий для того, чтобы спасти их родной и любимый сад. Например, Раневская, любила на протяжении всей своей жизни совершать абсолютно ненужные, пустые траты денег.

Отказывать себе в удовольствии купить ту или иную ненужную вещь, она не привыкла. И даже, для того чтобы спасти свою фамильное гнездо, в котором она родилась, прожила и воспитала своих детей, а позже именно здесь она потеряла своего единственного сына, даже это не заставило её, чем-то пожертвовать ради того, чтобы спасти свой любимый дом. Несмотря на свою слабость, она очень глубоко переживала из-за потери этого имения, а когда знакомым купец предложил ей снести весь Вишневый сад, а после сдать свободные участки земли под аренду земледельцам, она была искренне удивлена и расстроена. Так как она понимала что не способна изменить себя и свое будущее.

Брат главной героини является большим мечтателем. Спустя какое-то время, Он придумывает гениальный план, как спасти Вишневый сад, в котором вырос и в котором он провел всю свою жизнь. Однако всего лишь вымышленный план, который не даст никаких результатов, так как у него не хватит силы воли для того чтобы его осуществить. Он мало чем отличается от своей нерешительной сестры, он, как и она, боится принимать что-то новое и менять свою жизнь.

В то же самое время для молодого поколения, продажа Вишневого сада не является концом жизни. Наоборот, они считают что продажа сада, откроет для них двери, для новой жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: