Очень краткое содержание “Грозы”
Главные герои «Грозы» Островского
- Кабаниха (она же Марфа Игнатьевна Кабанова). Купчиха, вдова, женщина излишне консервативная, беспардонная и грубая, с властными манерами. Воспитана в старомодном патриархальном укладе, которого строго придерживается. Верит, что все взаимоотношения в мире осуществляются с позиции силы. Искренне убеждена, что битьё мужем жены и детей, а начальником подчинённых – абсолютная норма.
- Тихон Иванович Кабанов. Сын Кабанихи, который оправдывает своё имя – это тихий и забитый молодой человек, живущий под постоянным прессом суровой матери, которая его всячески подавляет. При этом отрицательным героем «Грозы» Островского его назвать нельзя, Тихон – человек добрый, пусть и абсолютно безвольный. Терзаемый своей бедой (то есть жизнью под жесточайшим материнским контролем) он в силу слабохарактерности не предпринимает никаких попыток изменить ситуацию, вместо этого постепенно превращаясь в пьяницу.
- Катерина. Жена Тихона, также воспитанная в патриархальных традициях. Верит в то, что жена должна уважать и во всём слушаться мужа, и даже пытается полюбить супруга, хоть и терпит в этом неудачу – слабовольный Тихон вызывает у Катерины лишь жалость. Также она страдает из-за тирании Кабанихи. Позднее Катерина заводит роман на стороне, из-за чего её начинают терзать муки совести, что и приводит к трагедии и печальной развязке.
Кулигин и Борис
От купца Дикого больше всего достается его племяннику Борису. Этот молодой человек приехал из Москвы, чтобы получить наследство, которое им с сестрой завещала бабушка. Шансы получить деньги крайне невелики, но Борис не теряет надежды и терпит издевательства дяди.
Молодой человек влюбляется в Катерину, которую видит в церкви. Он встречается с ней, когда ее муж уезжает. Но когда об их связи становится известно, Борис отказывается от своей любви. Подобно другим обитателям Калинова, он оказывается лживым и двуличным, поэтому его нельзя считать жертвой темного царства.
Невежественным тиранам противопоставляется талантливый механик-самоучка Кулигин. Это человек, мечтающий благоустроить город и улучшить жизнь его обитателей. Но его идеи не находят отклика у жадных хищников-купцов и лишь вызывают у них непонимание и враждебность. Когда Кулигин пытается выпросить у Дикого небольшую сумму денег для установки солнечных часов и обращается к нему с почтительной речью, украшенной цитатами поэтов, тот кричит; «Ты мне грубить не смей!».
Кулигин осуждает алчность и грубость купечества, его жестокое отношение к простым людям, но он боится самодуров. Борису и Кудряшу он советует терпеть. Лишь видя гибель Катерины, Кулигин преодолевает свою робость и обращается с обвинениями к ее мучителям.
Варвара
Варвара, дочь Кабанихи, является полной противоположностью своему брату Тихону. Смелая, молодая девушка прекрасно научилась скрывать свое истинное лицо перед матерью, послушная и покорная перед нею, на самом деле она совершенно другой человек.
На примере Варвары Островский показывает, что неустанный контроль и бдительность матери — деспота, не в состоянии сберечь нравственных принципов дочери. Невзирая на тиранию матери, она ведёт довольно свободный образ жизни, напропалую гуляя по ночам с Иваном Кудряшом, она не печется о своей нравственности, и не боится уронить свое достоинство в глазах всего осуждающего общества, ей глубоко плевать на мнение окружающих
Даже Катерине, жене брата, она советует не обращать внимание на создавшиеся устои, а делать, что хочется душе. Добившись нравственного упадка Катерины, она потворствует той во встречах с Борисом
Когда Варваре надоело жить под деспотичным крылом матери, она просто убежала из дома со своим Кудряшом.
Главные герои:
- Кабаниха. Марфа Игнатьевна Кабанова – один из ярких центральных образов произведения. Это властная, грубая женщина, которая терроризирует все семейство. Будучи воспитанной по старинным обычаям, она тщательно придерживается их списка. По ее глубокому убеждению весь мир держится на страхе, и любые отношения построены на тирании. Так, муж должен непременно бить жену и детей, а хозяин – своих подчиненных. Это типичный образчик закостеневшего патриархального купечества, погрязшего в хамстве и невежестве.
- Тихон Кабанов. Сын Кабанихи – человек мягкий, добрый и безвольный, с ранних лет находящийся под полным влиянием жестокой матери. Обладая слабым характером, он не предпринимает никаких попыток избавиться от ненавистных оков материнской власти, несмотря на то, что они доставляют ему душевные муки. Не отыскав иного решения проблемы, Тихон с молчаливого одобрения Кабанихи с головой уходит в пьянство. В обществе этих людей разврат, чревоугодие и пьянство являются своеобразными привилегиями.
- Катерина. Супруга Тихона – молодая женщина с покладистым характером, воспитанная в строгих патриархальных правилах. Она искренне пытается полюбить своего слабовольного супруга, однако ничего, кроме жалости, к нему не испытывает. Катерина, привыкшая к совершенно иному укладу в семье, становится главной жертвой тирании свекрови, которая боится, что сын окажется под ее влиянием. Пытаясь вырваться из этого царства лжи и насилия, Катерина заводит роман на стороне, о чем впоследствии раскаивается и кончает жизнь самоубийством.
Второстепенные персонажи:
Главные герои
Перечень главных персонажей с кратким описанием:
- Катерина — молодая привлекательная женщина, замужем за слабохарактерным Тихоном. Детей у них нет. Это главное действующее лицо пьесы, вокруг нее строится весь сюжет. Представляет собой тонко чувствующую, мечтательную натуру. Особенно ярко характер Катерины проявляется в ее знаменитом монологе «Отчего люди не летают так, как птицы?» Катерина не вписывается в ту мещанскую среду, где ей приходится жить. Душа ее стремится к полету, радости, счастью, свободе. Она вступает в конфликт с патриархальным обществом, но не выдерживает этого противостояния и погибает, бросившись с обрыва в Волгу.
- Борис — возлюбленный Катерины. Молодой, образованный человек, который приехал в провинцию, чтобы получить часть причитающегося ему по закону наследства от умершей бабушки. Его дядя купец Дикой не только не отдает ему положенного, но и заставляет работать на себя. Борис, так же как Катерина, не вписывается в мещанскую среду провинциального города. Но он не в силах сопротивляться и плывет по течению.
- Кабаниха (Марфа Игнатьевна) — сварливая и деспотичная мать, третирующая всю свою семью. Свою злобу и эгоизм она пытается скрыть за ханжеской добродетелью. Она и купец Дикой олицетворяют собой образы старого патриархального мира.
- Дикой (Савел Прокофьич) — жадный и невежественный купец, который тиранит семью, обсчитывает работников, не возвращает долги. Он любит проявлять свою власть, но пасует перед теми, кто влиятельнее и богаче его. Прогоняет изобретателя Кулигина, когда тот приходит к нему со своими идеями. Издевается над своим родным племянником Борисом. Кабаниха и Дикой хорошо ладят между собой.
- Тихон — сын Кабанихи и муж Катерины. Слабовольный, мягкий, безответственный человек. Находится в полном подчинении по отношении к матери. Свою супругу любит, но боится заступиться за нее. После измены испытывает к жене больше жалости, чем ненависти. На робкий бунт против матери осмеливается только после гибели супруги.
- Варвара — сестра Тихона. Единственная в семье, кто не боится матери. Сама признается, что выучилась лгать, потому что иначе в доме Кабановых не прожить. Легко относится к отношениям и к жизни в целом. Устраивает свидания Катерины и Бориса. Сама тайно встречается с Кудряшом, который работает у купца Дикого. В конце пьесы сбегает с любовником из ненавистного ей родного дома.
- Кулигин — талантливый механик-самоучка, который верит в силу науки и общественный прогресс. Только он и Катерина замечают красоту Волги и окружающей природы. Кулигин пытается улучшить жизнь в городе с помощью своих изобретений. Он предлагает установить в центре Калинова часы и громоотводы, но его идеи не находят поддержки.
Агафон Кузьмич и его жена Катерина
Агафон Кузьмич – главный герой пьесы «Гроза» Островского. Он представлен как благочестивый и порядочный, но в то же время чрезмерно жестокий и деспотичный отец. Он не желает, чтобы его дочь Параша выходила замуж за Митрофана, т.к. последний не является зажиточным крестьянином, как он сам. В процессе действия пьесы Агафон Кузьмич сталкивается с многими проблемами, которые приводят его к изменению своего отношения к жизни и к людям.
Катерина, жена Агафона Кузьмича, является тихой и исполнительной женщиной, которая всегда старается выполнить все желания мужа. В пьесе она страдает от того, что не может повлиять на своего мужа и защитить свою дочь. Катерина – один из символов бедной и несчастной женщины в русской литературе.
Агафон Кузьмич и его жена Катерина играют очень важную роль в сюжете пьесы. Именно их отношение к Митрофану и Параше и определяет дальнейшее развитие событий. Агафон Кузьмич в конце концов осознает свои ошибки и принимает правильное решение, что приводит к разрешению кризиса и улажению семейных проблем.
Главные герои
Кабаниха
Купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, женщина средних лет.
Марфа Игнатьевна Кабанова – один из ярких центральных образов произведения. Это властная, грубая женщина, которая терроризирует всё семейство. Будучи воспитанной по старинным обычаям, она тщательно их придерживается. По её глубокому убеждению, весь мир держится на страхе, и любые отношения построены на подчинении. Так, муж должен непременно бить жену и детей, а хозяин – тиранить своих подчинённых. Это средневековые правила провинциального патриархального купечества, погрязшего в хамстве и невежестве.
Подробная характеристика Кабанихи.
Тихон Кабанов
Супруг Катерины, сын Кабанихи, молодой купец.
Сын Кабанихи – человек мягкий, добрый и безвольный, с ранних лет находящийся под влиянием жестокой матери. Обладая слабым характером, он не предпринимает никаких попыток избавиться от ненавистных оков материнской власти, несмотря на то что они доставляют ему душевные муки. Не отыскав иного решения проблемы, Тихон с молчаливого одобрения Кабанихи с головой уходит в пьянство.
Подробная характеристика Тихона.
Катерина
Жена Тихона, молодая красивая женщина.
Супруга Тихона – молодая женщина с покладистым характером, воспитанная в строгих патриархальных правилах. Она искренне пытается полюбить своего слабовольного супруга, однако ничего, кроме жалости, к нему не испытывает. Катерина, привыкшая к совершенно иному укладу в семье, становится главной жертвой тирании свекрови, которая боится, что сын выйдет из-под материнского влияния. Пытаясь вырваться из этого царства лжи и насилия, Катерина заводит роман на стороне, в чём впоследствии раскаивается и кончает жизнь самоубийством.
Подробная характеристика Катерины.
Почему странница Феклуша считает Калинов «обетованной землёй»?
В тексте упоминается Феклуша, которая является источником информации для «темных людей». Она представляет себя как знатока и рассказывает о далеких местах, куда никогда не путешествовала.
Феклуша врёт, что волшебные страны, обитатели которых обладают головами собак, и правители, несмотря на свои усилия, постоянно делают что-то неправильно. Однако, среди всех этих стран, есть один удивительный город по имени Калинов, который является идеальным примером преуспевающего общества. Здесь проживает семья Кабановых, которая с гордостью рассказывает о своем уютном городе и утверждает, что жителям Калинова здесь нравится жить.
Одна из главных проблем, описанных в тексте, — это вера в домостроевские законы и идеи. Возможно, в прошлом эти законы имели свое значение, но в современном мире они кажутся устаревшими и неэффективными.
Второстепенные герои «Грозы» Островского
- Савел Прокофьевич Дикой. Богатый купец с диковатыми манерами, что отражено в его «говорящей фамилии». Один из отрицательных героев «Грозы», хуже него, пожалуй, только Кабаниха. Савел Прокофьевич ненавидит доброту, прогресс и людей в целом, он не абсолютно эгоистичен и неспособен на бескорыстные проявления доброты. Пользуется своим значительным авторитетом для унижения и запугивания окружающих, получая от этого наслаждение.
- Борис. Племянник Савела Прокофьевича Дикого. Перед читателями он предстаёт образованным и интеллигентным молодым человеком, и в него даже влюбляется Катерина. Потом, однако, оказывается, что Борис под стать своему дяде, он трус и лицемер. Не желая связываться с последствиями серьёзных чувств, которые испытывает к нему Катерина, Борис позорно сбегает.
- Варвара. Дочь Кабанихи, родная сестра Тихона. На брата не похожа от слова «совсем». Обладает сильным и независимым характером, адаптируется к жизни со своей чрезмерно суровой и властной матерью, при этом ухитряется жить в своё удовольствие. Относится к положительным героям «Грозы» Островского.
- Кулигин. Небогатый мещанин, часовщик-самоучка, фамилия является иллюзией на фамилию реально существовавшего изобретателя Кулибина. Верит, что сможет изобрести вечный двигатель. Человек незнатного происхождения, но честный, благородный и добрый, готовый всегда прийти на помощь. Идеалист, мечтает о мире, в котором все бы друг друга уважали, а честный труд вознаграждался бы по достоинству.
- Кудряш. Приятель Варвары, можно сказать, бойфренд. В общении нагловат, развязен и хамоват. Любит считать себя амбициозным и честолюбивым, но на самом деле его жизнь ничем не отличается от скучной жизни остальных жителей провинциального города. Мечтает о богатстве и власти, но не умеет добиваться желаемого.
- Глаша. Крестьянка по происхождению, девка (помощница по хозяйству) в доме Кабанихи. На редкость глупая, невежественная и необразованная особа. Учиться ничему новому не желает категорически, отвергая всё новое. Глаша полностью удовлетворена тем, что уже знает, хотя по степени невежества с ней может поспорить разве что Феклуша, с которой они обе входят в число отрицательных героев «Грозы» Островского, олицетворяющих человеческие недостатки.
- Феклуша. Невежественная старуха, живёт за счёт Кабанихи в её доме. Умеет легко втираться в доверие к людям, используя их в собственных целях. Боится всего нового, мечтает о том, чтобы в мире никогда ничего не менялось. Может быть вежливой, когда ей это нужно, но в целом отличается полным отсутствием манер и культуры.
Михаил, бедный барин
Одним из главных героев пьесы «Гроза» Островского является Михаил, перед читателем предстающий как бедный барин. Он живет вместе со своей матерью, пытаясь выжить на пропитание за счет сдачи в аренду своей земли.
Михаил – это типичный представитель крепостного сословия, не имеющий возможности получить образование и хорошую работу. Вместо этого он вынужден заботиться о своей земле и постоянно бороться с темными силами, которые стремятся отнять у него его имущество.
Михаил – это символ бедности и безвыходности, с которыми сталкиваются многие люди того времени
Его история показывает, как важно не сдаваться в трудные моменты и бороться за то, что тебе принадлежит
Весьма заметно, что Михаил работает еще и на социальном уровне, так как его судьба отображает общие проблемы российского общества того времени. В этом смысле он является героем не только пьесы, но и спектакля жизни, в котором каждый человек может столкнуться с трудностями, подобными тем, что испытывает Михаил в пьесе.
Сообщение о порядках города Калинова
Городок Калинов, расположенный на берегу речки Волги, с первого взгляда кажется идиллическим местом с живописными пейзажами и обворожительной природой. Однако, в этом уголке России, человеческая рука сумела испортить все впечатление о городе. Калинов стал свидетелем жестокости и нравственного упадка, где деньги и власть заменили нравственные принципы и социальную справедливость.
В пьесе Н. Г. Островского, Калинов символизирует купечество и государство XIX века. Автор создал свое произведение на контрасте: жестокость человека – красота природы, убогость души – богатство пейзажей, нищета бедняков – жадность купцов. Калинов стал зеркалом общества, где нравственные законы уступили место деньгам и власти.
В этом городке богатые и влиятельные могут безнаказанно подавлять и оскорблять бедных. Заборы, высочайшие и крепчайшие, символизируют преграды, которые богатые ставят перед обычными людьми, отрезая их от свободы и возможностей. Дома, похожие друг на друга, отражают безликость и серость их обитателей, лишенных индивидуальности и самовыражения.
Городничий, представитель власти, сам не способен объяснить, почему так происходит. Его обращаются, как с неразумным человеком, потому что он стал марионеткой в руках богатых и влиятельных. Купцы, в свою очередь, оправдывают свою жестокость и невыплату денег рабочим личной выгодой. Они забыли о морали и стали жертвами своей жадности и корысти.
Калинов стал символом места, где обитатели отражают окружающую их среду. Город превратился в отражение душевного состояния его жителей — безликих и бездушных. Они забыли о человеческой сострадательности и превратились в плоды собственного окружения.
Однако, не все потеряно. Калинов может стать местом преображения, где люди проснутся и осознают свою ошибку. Этот город имеет потенциал стать символом перемен, где нравственные принципы восторжествуют над корыстью и жестокостью. Калинов должен стать местом, где купцы и городничий осознают свою ошибку и начинают строить новое будущее, основанное на справедливости, взаимопонимании и гармонии с природой.
Калинов, несмотря на свои недостатки, все еще обладает потенциалом стать прекрасным местом, где люди могут восстановить свою душевную гармонию и преодолеть нравственный упадок. Необходимо лишь найти внутри себя силы и волю, чтобы изменить свою судьбу и сделать Калинов местом, достойным восхищения и уважения.
М. А. Антонович
Г. Писарев решился исправлять Добролюбова, как г. Зайцев Сеченова, и разоблачать его ошибки, к которым он причисляет одну из самых лучших и глубокомысленнейших статей его «Луч света в темном царстве», написанную по поводу «Грозы» г. Островского. Эту-то поучительную, глубоко прочувствованную и продуманную статью г. Писарев силится залить мутною водою своих фраз и общих мест.
Г. Писареву почудилось, будто бы Добролюбов представляет себе Катерину женщиной с развитым умом и с развитым характером, которая будто бы и решилась на протест только вследствие образования и развития ума, потому будто бы и названа «лучом света». Навязавши таким образом Добролюбову свою собственную фантазию, г. Писарев и стал опровергать ее так, как бы она принадлежала Добролюбову. Как же можно, рассуждал про себя г. Писарев, назвать Катерину светлым лучом, когда она женщина простая, неразвитая; как она могла протестовать против самодурства, когда воспитание не развило ее ума, когда она вовсе не знала естественных наук, которые, по мнению великого историка Бокля, необходимы для прогресса, не имела таких реалистических идей, какие есть, например, у самого г. Писарева, даже была заражена предрассудками, боялась грома и картины адского пламени, нарисованной на стенах галлереи. Значит, умозаключил г. Писарев, Добролюбов ошибается и есть поборник искусства для искусства, когда называет Катерину протестанткой и лучом света. Удивительное доказательство!
Так-то вы, г. Писарев, внимательны к Добролюбову и так-то вы понимаете то, что хотите опровергать? Где ж это вы нашли, будто бы у Добролюбова Катерина представляется женщиной с развитым умом, будто протест ее вытекает из каких-нибудь определенных понятий и сознанных теоретических принципов, для понимания которых действительно требуется развитие ума? Мы уже видели выше, что, по взгляду Добролюбова, протест Катерины был такого рода, что для него не требовалось ни развитие ума, ни знание естественных наук и Бокля, ни понимание электричества, ни свобода от предрассудков, или чтение статей г. Писарева; это был протест непосредственный, так сказать, инстинктивный, протест цельной нормальной натуры в ее первобытном виде, как она вышла сама собою без всяких посредств искусственного воспитания.
Таким образом вся эта фанфаронада г. Писарева в сущности очень жалка. Оказывается, что он не понял Добролюбова, перетолковал его мысль и на основании своего непонимания обличил его в небывалых ошибках и в несуществующих противоречиях…
Катерина
Катерина, ещё одна героиня, всеми силами стремится оградить себя от притязаний свекрови. В ее семье было совершено по – другому: все относились друг к другу с уважением и любовью. Катерина жила весело и беззаботно, мать ее ходила и лелеяла, не принуждая к труду, она порхала по жизни, как бабочка. И тут такой контраст. Каторжная жизнь у свекрови толкает Катерину на измену мужу. Когда Тихон уехал в Москву, все ночи Катерина проводит с другим, полностью захватившее чувство любви толкнуло ее на безрассудные поступки. Глубоко переживая свою измену, молодая женщина бросается с обрыва в воду. (Подробная характеристика)
Критики о калиновцах
Описание быта и нравов города Калинова может быть основано на мнениях критиков о пьесе «Гроза». Большинство литературоведов увидело в местных жителях типичных представителей купечества и мещанства. Некоторые высказывания:
- А. Пальховский считал, что целью Н. Островского было показать семейный деспотизм, господствующий в быту у части загрубелого купечества, и роковой мистицизм, опутавший темные неразвитые души.
- Н. Ф. Павлов высказывал мнение, что нравы, показанные в произведении, были где-то увидены Островским, что говорит об авторской наблюдательности. Трагичность случившегося с Катериной заключается в том, что девушку, привыкшую к катаниям на лодочках, разговорам о поэзии и мечтам о любви, выдали замуж за дурака и поместили в глупое общество.
- E. Н. Эдельсон усмотрел в том, что задавило Катерину, народные черты, но и порадовался живым силам, которые автор смог заметить в той же народной жизни Калинова.
- П. И. Мельников-Печерский заметил, что в протестах жертв самодурства хозяев Калинова больше всего заметен голос Кулигина. Критик считает его признаком просвещения, уже начинающего проникать в калиновское темное царство.
- М. И. Писарев увидел в «Грозе» картину общества, написанную с натуры густыми, свежими, самоцветными красками, и обладающей величайшей правдивостью. Картина быта глухого купеческого городка с его обрядностью и спесью разбавлена пробуждением настоящего чувства.
Высказывал свое впечатление об особенностях образа жизни калиновцев и Ф. М. Достоевский. Писатель заметил раскрытие Н. Островским сторон русской жизни, которые не затрагивались до него, и даже попытку их анализа. Особенно он отмечает галерею совершенно разных женских образов от Катерины до Феклуши, которые украсили пьесу своей достоверностью. Н. А. Добролюбов увидел в главной героине цельный характер, действующий в среде «диких» и «кабаних» — типичных жителей Калинова.
Образы обитателей Калинова — срез разных характеров жителей небольших городков России в середине XIX века.
Марфа Игнатьевна Кабанова
Марфа Игнатьевна Кабанова – один из персонажей пьесы. Овдовевшая богатая купчиха, деспотичная и грубая, она терроризирует все свое семейство, и требует беспрекословного подчинения своей воле. Кабаниха воспитана в старинных нравах и обычаях, и все это варварство она старается воплотить в жизни. Для нее является неприемлемым, если муж будет любить и уважать свою жену. Она твердо уверена, что муж обязательно должен бить свою жену и господствовать над нею, а иначе он просто превратиться в тряпку. Жена, по ее мнению, в свою очередь должна быть рабыней для мужа, исполнять его требования, не показывая своих чувств. Кабаниха полностью поработила своего сына, подавила в нем всякую волю к самостоятельности, она и невестку свою всячески угнетает, выражает ей свое недовольство малейшими ее проступками, постоянно точит и пилит девушку. Но, однако, полностью подавить волю невестки Кабаниха не в силах.
Тихон Кабанов
Тихон Кабанов — сын Марфы Игнатьевны и муж Катерины. Тихон добрый и умный человек, горячо любит свою жену, но он полностью подчинён деспотизму матери, слепо подчиняется ее дикой воле. Все его поступки строго контролируемы, он и шагу не ступит без позволения матери. Бесхребетный по натуре, он даже и не помышляет освободиться от материнского ига, в нем нет стремления к освобождению своей воли. Единственную отдушину находит в пьянстве, и Кабаниха этому не противится, так как пьянство и разврат считаются одной из привилегий общества, в котором они живут, главное, чтобы все это происходило втайне от всех.
Узнав об измене жены, Тихон ее прощает, настолько велика любовь к ней. Когда узнает о гибели жены, он в какой — то мере завидует ей, ведь Катерина уже освободилась от всего, а ему предстоит и дальше существовать в этом мире, живя под одной крышей со своей властолюбивой матерью.