Краткое содержание
Образованная дворянка Екатерина по велению родителей выходит замуж за грубого Тихона, принадлежавшего к зажиточной купеческой семье. Его мать терроризирует невестку и навязывает глупые порядки Домостроя: плакать напоказ перед отъездом супруга, унижаться перед ним при людях.
Юная девушка нашла поддержку у дочки Кабанихи, Варвары, последняя ее учит скрывать собственные чувства, тайно получая радости жизни. После отъезда супруга Екатерина влюбляется и встречается с племянником Дикого, Борисом. Однако эти встречи завершаются расставанием, поскольку Катерина не скрывает, что она хочет сбежать с возлюбленным в Сибирь.
Но герой не хочет рисковать, взяв девушку с собой. После этого она рассказывает вернувшемуся супругу и свекрови о своем грехе. Кабаниха ее серьезно наказывает. Осознавая, что совесть и тирания дома не позволяют ей жить в дальнейшем, она бросилась в реку. После ее гибели молодое поколение взбунтовалось: Варвара уходит с Кудряшом, Тихон во всем винит мать.
Рассуждение 2
Пьеса «Гроза», написанная Александром Николаевичем Островским, это отражение действительности того времени
Автор обращает внимание читателя на темную сторону, которая убивает положительные отношения между людьми и чистейшие сердечные порывы. Все действия происходят в период реформаций
Островский был сторонником реалистичного метода, и использовал его в своих произведениях. Очень сложно однозначно определить жанр пьесы. В самом начале создания драмы, автор предполагал, что напишет ее как «комедию», но непредсказуемая развязка, сложный сюжет повлияли на жанр произведения. Из-за этого начальную задумку пришлось изменить. Ключевой идеей драмы выступает личная жизнь человека.
Название пьесы содержит трагические нотки. По смысловой нагрузке, гроза у Островского — это не только природное явление, а еще и состояние души главных героев. Для кого-то гроза — это предвестник счастливых перемен, а для кого-то предстоящие неприятности.
Образ главной героини – Екатерины сочетает в себе необычные черты. Она бескомпромиссная и незаурядная личность. Образ девушки, отличается от всех других действующих лиц. Екатерина не может договориться с совестью, так как она не такая, как все, она не может лгать. В противовес девушке демонстрируется образ Кабанихи, она выступает с позиции старого уклада жизни. Детальное описание персонажей, житейская сюжетная линия легки в представлении. Из-за того, что конец произведения трагичен, многие критики утверждают, что по жанру эта пьеса – трагедия. Отчасти это так, ведь жизнь главной героини обрывается. Но для трагедии не свойственно детальное описание жизни и быта людей.
Социально-бытовая драма – жанр, определенный автором. Нельзя не согласиться с драматургом. Ведь все присущие драматические элементы присутствуют: не разрешенный конфликт в конце произведения, трудные взаимоотношения с Борисом, пренебрежительное отношение Кабанихи к людям.
До сих пор вопрос о жанре этой пьесы не решен, но я полностью солидарен с мнением автора и считаю, что это социально-бытовая драма. Доступность и простота персонажей заставляют сопереживать им как настоящим людям. А. Н. Островский безусловно смог передать весь реализм произведения, а применение литературных приемов позволяет раскрывать всю полноту пьесы. «Гроза» — непревзойденное произведение, в которое заложена душа самого автора.
Композиция
В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.
В экспозиции
произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.
Далее следует завязка
, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.
Развитие действий
пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.
Кульминация
представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.
Развязка
пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.
Композиция
В основе сюжета лежит классический любовный треугольник. Композиция пьесы вполне традиционна, и делится на нижеследующие элементы:
- Экспозиция: перед нами предстают основные действующие лица (действие 1, сцена 1-2);
- Завязка, в которой обозначается конфликт. Тихон уезжает, а его мать наставляет и поучает невестку (действие 2);
- Развитие действия: Варвара организует свидание Бориса и Катерины (действие 3, сцена 1-2)
- Кульминация, в которой конфликт достигает своей высшей точки. На небе собираются тучи, гремит гром, и все горожане ожидают кары с небес. После разговора о геенне огненной Катерина осознала вину и покаялась перед всеми (действие 4).
- Финал, подводящий все сюжетные линии к логичному завершению: Катерина остается одна и бросается в омут, Варвара сбегает, Тихон во всем обвиняет мать (действие 5).
Огромную роль в развитии сюжета играет природа, в частности гроза, усиливающаяся по мере приближения к кульминации.
Суть
Воспитанная в лучших традициях аристократизма, дворянка Катерина по настоянию родителей вышла замуж за неотесанного и мягкотелого пьяницу Тихона, который принадлежал к богатому купеческому роду. Его мать притесняет невестку, навязывая той фальшивые и нелепые порядки Домостроя: рыдать напоказ перед отъездом мужа, унижаться перед нам на людях и т.д. Молодая героиня находит сочувствия у дочери Кабанихи, Варвары, которая учит новую родственницу скрывать свои мысли и чувства, тайком приобретая радости жизни. Во время отъезда мужа Катерина влюбляется и начинает встречаться с племянником Дикого, Борисом. Но их свидания заканчиваются разлукой, ведь женщина не хочет скрываться, ей хочется сбежать с любимым в Сибирь. Но герой не может рисковать, взяв ее с собой. В результате она все равно кается приехавшему мужу и свекрови в грехах, получает суровое наказание от Кабанихи. Понимая, что совесть и домашний гнёт не позволяют ей жить дальше, она бросается в Волгу. После ее смерти молодое поколение бунтует: Тихон упрекает мать, Варвара сбегает с Кудряшом и т.д.
В пьесе Островского соединены особенности и противоречия, все плюсы и минусы крепостнической России XIX века. Городок Калинов — это собирательный образ, упрощенная модель российского общества, подробно описанная . Смотря на эту модель, мы видим «необходимую потребность в людях деятельных и энергичных». Автор показывает, что устаревшее мировоззрение только мешает. Оно портит сначала взаимоотношения в семье, а позже и не дает городам и всей стране развиваться.
Адаптации
- Гроза (фильм, 1912) — фильм режиссёра Кая Ганзена
- Гроза (фильм, 1933) — фильм режиссёра Владимира Петрова
- Гроза (телеспектакль, 1977) — фильм-спектакль режиссёров Феликса Глямшина и Бориса Бабочкина
- Гроза (фильм, 2019) — фильм Григория Константинопольского по мотивам пьесы
На сюжет пьесы «Гроза» написаны ряд опер (см. Гроза (значения)): в 1867 году композитором В. Н. Кашперовым на либретто собственного сочинения (опера поставлена в том же году в Москве и Санкт-Петербурге), затем — наиболее известная — Леошем Яначеком («Катя Кабанова», постановка 1921, Брно), в 1940 году Б. В. Асафьевым на собственное либретто, В. Н. Трамбицким на либретто И. И. Келлера, итальянским композитором Лодовико Рокка (итал. L’Uragano, 1952).
Вариант 1
Смысл названия
Если обратиться к смысловой нагрузке драмы, то ее название отражает основное состояние главных героев. Весь город Калинов живет в напряжении, которое случается также и при ожидании грозы как природного явления: везде царит духота, не хватает свежего воздуха. Настолько же мучительна жизнь городских обывателей: многие находятся в подавленном состоянии, под гнетом домашней тирании. Гроза должна принести облегчение и освобождение. Герои ищут выход из сложной ситуации, но не умеют действовать самостоятельно, слушать голос собственного сердца. В изображении таких характеров настоящим мастером оказался А.Н. Островский («Гроза»). История драмы максимально подчеркивает невозможность решить проблему мирным путем и тщетность таких попыток.
История создания «Грозы» Островского
И. С. Тургенев отзывался об этом произведении весьма положительно, с особенным трепетом и восторгом подчеркивал огромный писательский талант А.Н.Островского. История создания «Грозы» Островского восходит к общественно-политической ситуации в стране в период пятидесятых — шестидесятых годов XIX века. Это был переломный момент в истории и общественной мысли. В тот период стало появляться все больше литературы обличительного характера, и творчество А.Н. Островского пришлось ко времени. Темы, которые тогда пользовались популярностью и вызывали значительные споры: крепостное право, положение женщины в обществе и разночинная интеллигенция. А.Н. Островский в «Грозе» поднимает не менее актуальную тему — домашней тирании, господства денег над жизнью и значением человека.
Годом написания драмы считается 1859-й, тогда же появились первые постановки пьесы в лучших и Петербурга. В печати произведение появилось годом позже (1860). История создания «Грозы» Островского показывает, что произведение максимально полно отразило общественно-политическую мысль того времени.
Композиционно-идейная составляющая
Драма состоит из пяти действий, причем между третьим и четвертым действиями проходит десять дней. Всю пьесу условно можно разделить на четыре части: мучительное ожидание, сопровождаемое томлением и страданием, подготовка к развязка. Множество споров у исследователей вызывает гибель Катерины. Смогла бы она жить дальше в том обществе, которое ее окружало, или нет? История создания «Грозы» Островского доказывает, что автор хотел показать сильную личность, способную подняться над обстоятельствами собственной жизни, потому он и наделяет главную героиню цельностью натуры, несгибаемой волей и
Действительно, гибель Катерины предрешена. Если бы она не погибла по собственному решению, то ее задавили бы жестокие нравы, царящие в городе Калинове. Ей пришлось бы сломать свою свободолюбивую натуру и подстроиться под порядки общества. Все ее внутреннее существо, душа противились этим порядкам. Поэтому смерть для нее становится выходом, избавлением от гнетущих страданий и страха. Сердце Катерины — вольная птица, которую она отпускает на волю.
2 вариант
Пьеса «Гроза» написана Александром Николаевичем Островским в 1859 году. Несмотря на то, что действие произведения разворачивается в вымышленном городе, пьеса неразрывно связана с личной драмой писателя. Именно так и определяется автором жанровая направленность «Грозы».
Островский мастерски отражает в тексте жизнь провинциального городка того времени. В пьесе автор раскрывает суть «темного царства» людей и «светлого царства». Александр Николаевич смог составить словесную картину бытовой драмы, при этом, автор создал такую героиню, которая смогла оттенить всех остальных персонажей своим исключительно «светлым» характером.
В пьесе разворачиваются простые и понятные события. Читатель сразу понимает мировоззрение и характер каждого из героев. Но все же ключевой линией остается описание личной жизни героев. Даже название произведение определяет не только природное явление, но и отображает душевное состояние и переживания главной героини Катерины. Автор строит произведение таким образом, что сложно четко определить его жанр. Островский легко сочетает в одной пьесе драму и трагедию, при этом вся композиция построена на реализме.
Сделать произведение трагичным – не являлось первоначальной задумкой автора, изначально Островский хотел написать комедийную пьесу. Но по мере того, как разворачивалась сюжетная линия, текст все больше наполнялся неразрешимыми жизненными противоречиями, конфликтами и переживаниями главных персонажей. Опять же, даже название пьесы заявляет о трагичности ее содержания. Для кого-то гроза является началом новой жизни, а для кого-то неспокойное природное явление становится вестником негативных перемен.
Но сам автор больше позиционирует свое произведение, как бытовая драма с социально-психологической проблематикой. Ведь именно этот жанр предполагает наличие в пьесе недосказанности и неразрешенности финального конфликта. Определяющим фактором драмы стало самоубийство Катерины. Но смерть девушки не привела к глобальным положительным изменениям, городской уклад остался прежним – в Калинине правили люди из «темного царства». Еще большие нотки драматизма тексту добавляют отношения Катерины и Бориса.
Александр Николаевич смог передать на страницах произведения весь реализм быта и нравы людей того времени. Автор «нарисовал» понятный читателю сюжет и сам определил свою пьесу, как драматическую.
10 класс
История создания
На создание пьесы «Гроза» Островский вдохновился после своей поездки по Волге. Увидев патриархальный уклад провинциальных городов Центральной России и Поволжья во всей его красе, писатель захотел, чтобы и жители крупных городов увидели этот мир, скрытый внутри России. Он начал и закончил написание пьесы в 1859 году.
Прототипом главной героини пьесы, Катерины, была актриса Косицкая, с которой драматург состоял в очень близких отношениях. Женщина была замужем, да и сам драматург имел жену. Несмотря на это, они любили друг друга, и первой исполнительницей роли Катерины стала именно Косицкая.
Реалистичность пьесы была доказана самой жизнью: буквально через месяц после того, как писатель закончил работу, в Костроме разыгралось «клыковское дело». Мещанка Александра Павловна Клыкова бросилась в Волгу из-за притеснений свекрови и тайной любви к местному почтовому служащему. Муж, слабовольный и бесхарактерный, не заступался за жену, а его мать была недовольна недоимкой приданного и во всем винила невестку.
Чему учит?
Пьеса Островского может затронуть не только глухую провинцию Российской империи девятнадцатого века. Образы, созданные писателем, остаются актуальными и для жителей больших городов в наши дни. «Гроза» может помочь каждому из нас взглянуть на свою жизнь, взвесить свои поступки и слова и определить, кто же мы такие: лицемерные калининцы или высоконравственная Катерина.
Авторская позиция в пьесе «Гроза» однозначна. Островский явно симпатизировал своей героине и оправдывал её поступок деградацией общественного устройства, при котором человек вынужден скрывать свои чувства, и порочностью озлобленных друг на друга людей.
Смысл названия
Гроза – это не только разгул стихии, но и символ краха и очищения застойной атмосферы провинциального городка, где правили средневековые порядки Кабанихи и Дикого. Таков смысл заглавия пьесы. Со смертью Катерины, произошедшей во время грозы, терпение многих людей исчерпывается: Тихон восстает против тирании матери, Варвара сбегает, Кулигин открыто винит обитателей города в случившемся.
Впервые о грозе заговорил Тихон во время церемонии прощания: “…Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Под этим словом он подразумевал гнетущую атмосферу своего дома, где правит бал деспотичная мать. “Гроза нам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. Самодур понимает это явление, как кару за свои грехи, он боится поплатиться за несправедливое отношение к людям. Кабаниха солидарна с ним. Наказание за грех в громе и молниях видит и Катерина, совесть которой тоже не чиста. Праведный Божий гнев – такова еще одна роль грозы в пьесе Островского. И только Кулигин понимает, что в данном природном явлении можно найти лишь вспышку электричества, но его передовым взглядам пока не ужиться в городе, нуждающемся в очищении. Если вам понадобится больше информации о роли и значении грозы, можете прочитать на эту тему.
Особенное сословие. Жанр произведения
В своей пьесе Александр Николаевич продолжил ту тему, знатоком которой он зарекомендовал себя еще в Московские годы. русского купечества — сословия со своими особенными традициями. Это люди, которые не склонны к изменениям в своей жизни. Они живут достаточно простой жизнью, а главное для них — соблюдение традиций. И за этим кроется целая философия, которую очень хорошо знал Александр Николаевич.
Островский обозначил жанр пьесы «Гроза» как драму. Читатели знают, что в конце произведения главная героиня Екатерина погибает, не преодолев сложных обстоятельств личной жизни. Но тогда эта пьеса должна относиться к жанру трагедии. Как же правильно определить принадлежность произведения, опираясь на сюжетную линию и проблемы в драме «Гроза»?
Основная идея
В чем смысл пьесы «Гроза»? Автор хотел показать, что даже самые авторитетные патриархальные устои нуждаются в развитии и переоценке, иначе они застаиваются и только мешают людям. Порядки Домостроя безнадежно устарели, поэтому жители отставшего от времени Калинова становятся заложниками лицемерия, чтобы им соответствовать хотя бы внешне. Они уже не могут жить так, как было прежде, но и изменить старые порядки им не хватает смелости и силы. Одна Катерина объявила бунт против условностей старого мира и пала жертвой в неравном бою.
Главная мысль в пьесе «Гроза» выражается в необходимости прогресса и просвещения, как научного, так и нравственного. Их он уподобляет свежему воздуху, который дарит миру гроза. Перед этим явлением мир окутывает духота, сушит зной, и только гром может освободить землю от этого бремени и дать ей свежести, необходимой для обновления. То же самое произошло в Калинове: гибель Катерины и ее смелый бунт встряхнули застоявшийся город.
История создания
Пьеса была начата Александром Островским в июле 1859 года. Окончив «Грозу» 9 октября, он 14 октября уже отправил её в цензуру в Петербург. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке.
С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. — это актриса Любовь Павловна Косицкая, с которой у молодого драматурга были очень непростые личные отношения: она состояла в браке, да и он был несвободен. Мужем актрисы был артист Малого театра И. М. Никулин. А Александр Николаевич сожительствовал с простолюдинкой Агафьей Ивановной, у них были общие дети (все они умерли в раннем возрасте). С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет.
Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.
Описание героев
В пьесе находится четкая система главных героев. Это угнетатели и их жертвы. Краткое описание персонажей:
- Катерина. Дворянка, супруга купца, основная героиня повествования. Образованная, возвышенная и добродушная женщина. Презирает подлость и мелочность городских жителей. Хочет вырваться из сложившейся атмосферы. Принципиальна, а поэтому не скрыла измену мужу, но в результате была не готова к общественному противостоянию, не выдержав тирании, покончила жизнь самоубийством.
- Кабаниха. Богатая вдова, глава семейства, суеверна, не имеет образования, ворчлива, но совершенно уверена в своей мудрости. Установила в доме тиранию. Издевается над Катериной, безраздельно управляет Тихоном, ограничивает везде свою дочку Варвару.
- Борис. Является племянником Дикого, пытается вернуть наследство. Относится к прогрессивной молодежи. Пытаясь вернуть деньги, положенные ему на законом основании, попадает в кабалу к Дикому. Как и Екатерина, презирает невежественных горожан Калинина, но тоже не может выдержать общественного противостояния и бросает Катерину.
- Кулигин. Помещик, изобретатель, сторонник прогресса. Один из достойнейших городских жителей, но вынужден смириться с порочностью горожан. Хочет собрать деньги на сооружение громоотводов, однако терпит в этом поражение.
- Дикой. Зажиточный дворянин, жадный купец, важный человек в городе. Грубый самодовольный самодур. Постоянно обворовывает собственных работников. Тиранит и унижает людей, которые бедней и слабей его, в том числе племянника Бориса.
- Тихон. Сын Кабанихи, очень боится мать, а поэтому не решается защитить от нее даже супругу. Основная мечта — уехать из дома на несколько недель, чтобы избавиться от тирании. В это время он пьет и гуляет. Признался Кулигину, что в отъездах также изменял Екатерине. Лишь ее смерть вдохновляет Тихона на бунт с матерью.
- Варвара. Сестра Тихона не чувствует ужаса перед матерью. Увидев отношения между Екатериной и Борисом, она тайно организует им свидание, привнося определенную лепту в смерть главного персонажа.
История написания пьесы
Драма «Гроза» множеством нитей связана с прошлыми творческими периодами автора. Писателя привлекает такая же проблема, как и в «москвитянинских» рассказах, однако образ семьи в этом произведении получил иное толкование (драматическим новшеством являлось отрицание бремени Домостроя и застоя патриархата). Описание естественной, доброй и светлой героини — новаторство в литературе и непосредственно в творчестве Александра Николаевича.
Первые идеи возникли еще летом 1859 г., а уже в конце сентября у автора появилось четкое представление общего повествования. На пьесу значительное влияние оказала экспедиция по Волге. Министерство России организовало этнографическое путешествие для изучения обычаев местных жителей. В нем принимал участие и Островский.
Город Калинов является собирательным образом различных волжских пригородов, которые похожи между собой, однако все-таки имеют некоторые особенности. Писатель все наблюдения о провинции записывал в дневник, на основе этого создавались главные персонажи «Грозы» Островского.
Конфликт
Главный социальный конфликт пьесы – противостояние старого мира в лице Кабанихи и Дикого и нового, представленного Катериной и другими молодыми героями. Также есть противостояние отцов и детей, купечества (Кабановы) и дворянства (Катерина), богатства (Дикой и Кабанова) и бедности (Кудряш, Борис). Любовный (Катерина, Борис и Тихон) и бытовой (свекровь и невестка) конфликты тоже имеют место в тексте.
Несмотря на то, что внешне этот конфликт представляет собой классическую семейную ссору, становится понятным, что Островский прежде всего осуждает не отдельных личностей, но общество, которое создало их и поощряет их образ жизни.
Главные герои и их характеристика
Главной героиней является девушка по имени Катерина. Она красивая и молодая женщина, которая привыкла жить по совести, прислушиваться к Богу и уважительно относится к людям. Катерина находится замужем за мягкотелым мужчиной, а также постоянно терпит нападки от деспотичной свекрови. Однажды героиня изменяет супругу, так как сложившаяся ситуация словно душит и уничтожает ее изнутри. В дальнейшем она сильно жалеет о совершенном поступке и признается семье, ведь совесть не позволяет утаивать подобные вещи.
Марфа Кабанова по прозвищу Кабаниха является антагонистом произведения «Гроза». Она очень жестокая, грубая, властная и лицемерная барышня, которая безостановочно тиранит и унижает несчастную невестку.
Муж Катерины Тихон страшится и боится своей матери. Он беспрекословно выполняет все ее приказы, не смея ослушаться или возразить, хотя на самом деле не питает к ней теплых чувств, но годы эмоционального насилия и давления превратили его в бесхарактерную личность.
Именно из-за создавшейся обстановки Катерина решается на измену. Ей нравится веселый, интеллигентный и заботливый Борис, проявляющий свои чувства в ответ, вот только время расставляет все по своим местам. Парень оказывается не готов отвечать за свои поступки, и посчитав роман с Катериной ошибкой, оставляет ее с разбитым сердцем.
Смысл названия
Название «Гроза» могло быть дано произведению по той причине, что это слово лучше всего передаёт произошедшее в тихом провинциальном городе – после долгого нагнетающего напряжения происходит неизбежный слом, взрыв, который навсегда меняет судьбу многих персонажей. Смысл заглавия передает идею самого произведения: застойному и душному городу нужна была свежесть и встряска грозы. Они явились в образе Катерины.
Сама же гроза, как природное явление, играет важную роль в пьесе, символизируя собой неизбежность кары — рок, нависший над героями. Тучи сгущались над Катериной после измены, и вот ее признание и, наконец, самоубийство, совпавшее с громовым явлением природы, стали своеобразными стихийными бедствиями в судьбе семьи Кабановых и самого Калинова. Роль грозы в пьесе — это метафора происходящих там событий, природное выражение социального конфликта.
Чему учит?
Пьеса Островского может затронуть не только глухую провинцию Российской империи девятнадцатого века. Образы, созданные писателем, остаются актуальными и для жителей больших городов в наши дни. «Гроза» может помочь каждому из нас взглянуть на свою жизнь, взвесить свои поступки и слова и определить, кто же мы такие: лицемерные калининцы или высоконравственная Катерина.
Авторская позиция в пьесе «Гроза» однозначна. Островский явно симпатизировал своей героине и оправдывал её поступок деградацией общественного устройства, при котором человек вынужден скрывать свои чувства, и порочностью озлобленных друг на друга людей.