Краткое содержание произведения «Песнь о вещем Олеге»
Начинается произведение с описания исторической ситуации и военных походов главного героя.
На своём пути князь встречает кудесника
В беседе тот упоминает о взятии Олегом Константинополя – важном военном достижении князя. Олег просит кудесника предсказать его судьбу, спрашивает о том, где его ждет гибель
Олег просит кудесника предсказать его судьбу, спрашивает о том, где его ждет гибель.
Кудесник говорит, что смерть князю принесет его конь. Олег решает расстаться со своим верным спутником, велит ухаживать за ним, хорошо кормить.
Через время Олег интересуется, как поживает его любимец, и узнает, что его конь умер. Князь гневается на кудесника, называет его «лживым, безумным стариком». «Мой конь и доныне носил бы меня», — говорит Олег и «хочет увидеть он кости коня».
Отправляясь на место, где покоится животное, князь встает головой на череп и беседует с ним. «Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!», — с горькой, по-видимому, усмешкой произносит он. Внезапный укус змеи оборвал его жизнь. Кудесник оказался прав.
Факт смерти князя Олега от змеиного укуса отражен в «Повести временных лет».
Стихотворение заканчивается красочным описанием поминок по Олегу
Популярные сегодня темы
В основе данной картины мы видим людей, в число которых включены и старики, и женщины, и даже дети. Они стоят у стен белокаменного города и отправляют своих родных и любимых людей на опасный и кровопролитный поход.
Карл Великий — центральный персонаж произведения «Песнь о Роланде». Герой является реальным историческим лицом, повелителем, который сколотил огромную империю.
Самое дорогое, что у нас есть — наше здоровье. Человек поистине счастлив, когда у него отличное здоровье и рядом любимая семья. Но в жизни порой происходят случаи, которые наносят вред здоровью человека
Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» повествует нам о столкновении двух совершенно разных поколений, существовавших в российском обществе незадолго до времени «Великих реформ» Александра Второго
Сказка «Ворон-челобитчик» была написана в 1886 году. Тема этого произведения – тяжелое положение крестьян в России. Прошло 25 лет после отмены крепостного права, но жизнь людей оставалась по-прежнему трудной.
2 вариант
Александр Сергеевич Пушкин является достоянием классической литературы. Его творчество бессмертно и люди разных возрастов наслаждаются его произведениями.
Его цитируют критики, учат наизусть строки студенты учебных заведений, экранизируют произведения режиссеры кинолент.
Анализировать его творчество интересно и полезно для развития личности. Можно проследить переживания и отношения между героями, и автора к героям.
Смерть старшего Дубровского стала общим горем для всей деревни.
Владимир Дубровский проходит через тернии испытаний. И все же он смог сохранить человечность и благородство.
Владимир не осуществляет месть за отца. Он уважает и защищает свой народ. Для него любовь – благородное и высокое чувство. Воля возлюбленной – священна. Владимир готов на любое самопожертвование ради любви. Автор подчеркивает уважение и симпатию к своему герою
Александр Сергеевич не идеализирует Дубровского, нет. Он показывает, что разбойник и мститель может быть более человечнее, чем бояре и вышестоящие люди
Хотя важно понимать, что Владимир Дубровский всего лишь несчастный, одинокий и глубокий человек
Через различные характеристики главного героя одноименного романа раскрывается авторское отношение к Дубровскому. Наделяя образ положительными чертами, А. С. Пушкин демонстрирует то, что уважает своего героя.
Главный герой романа подобен Робин Гуду, ведь мстит он только богатым и знатным людям, которые отличаются своим жестоким отношением к крепостным.
Даже став разбойником, Дубровский не потерял своего благородства. Честь и достоинство, смелость и решительность, справедливость и сила духа – вот что является основой характера Дубровского.
Авторское отношение к Онегину
Автор видит все достоинства и недостатки Евгения Онегина. Он дает ему характеристику молодого «пылкого» повесы. Фраза «Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь» относится к главному герою. Автор иронично описывает Онегина как «театра злого законодателя, непостоянного обожателя очаровательных актрис, почетного гражданина кулис». Онегин – типичный dendy, «модный тиран», как называет его автор. Он был франтом и педантом в одежде, потому что учитывал общественное мнение, что высмеивается автором. Иронично автор описывает и то, в чем одет Онегин, потому что все эти слова иноязычного происхождения.
Когда же Онегин отказался от наскучившей ему праздной жизни, автор меняет тон своей оценки персонажа. Теперь он называет «отступника бурных наслаждений» так: «добрый мой приятель», «мой Онегин», «друг мой». Фразы «наш герой», «наш приятель» говорят о том, что автор пытается сблизить главного героя и с читателем.
Автор говорит о том, что подружился со своим героем, ему нравились его черты: преданность мечтам, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум. Автор на протяжении всего повествования доказывает, что он «сердечно любит» своего героя, хотя он и остался «неисправленным чудаком».
Другие образы
Особый интерес представляет авторское отношение к героям повести «Дубровский» — к Маше, Троекурову, Дубровскому-старшему. Андрей Гаврилович, пожалуй, тот персонаж, которым Пушкин восхищается. Он лишен аристократического лоска, вышел на пенсию простым поручиком, не сделав блестящей военной карьеры. Его гордость — не горделивое самовозвеличивание, а самоуважение.
Именно поэтому такого простого и скромного человека чтит вся округа. Даже самодур Троекуров не рискует относиться к нему свысока. Это сильный образ, хотя он и лишен гиперболизированных черт.
Кирила Троекуров, напротив, вызывает у Пушкина недовольство. Это совершенно другой типаж русского барина, выражение и воплощение негативных черт дворянского сословия. Троекуров самоуверен до крайности, держит в страхе всю округу, забавляется весьма жестоким образом. Его, в отличие от Андрея Гавриловича, не уважают, а боятся. Автор не может относиться к этому человеку иначе, чем с осуждением. Однако он справедлив, поэтому показывает Троекурова любящим отцом, искренне переживающим за будущее своей дочери.
Барин решает выдать Машу за старика не из вредности или своенравия, как может показаться на первый взгляд, а лишь для того, чтобы обеспечить ей достойную жизнь после собственной смерти. Подобные мезальянсы, в которых о любви не могло быть и речи, характерны для тех времен, поэтому Троекуров — лишь классический представитель своей эпохи, за что осуждать его не следует.
Отношение Пушкина к Маше очевидно — писатель искреннее сочувствует молодой красавице, которая всю свою молодость провела рядом с деспотичным и суровым отцом, а потом его же руками была отдана в супруги такому же мужу — старому, нелюбимому и жестокому. Автор рисует образ Марии с нескрываемой добротой и сопереживанием.
Таковы основные моменты, касающиеся отношения Пушкина к героям романа «Дубровский». Однако произведение не было закончено.
Похожие вопросы
Литература 01.02.2020 05:52 93 Рим Лера
Помогите, ПЖ Контрольная работа по повести «Дубровский» 6 класс ТЕСТ 1. Как звали отца Владимира
Ответов: 2
Литература 25.11.2020 03:05 53 Соколенко Данил
Какое положение было у Ивана Кузмича Миронова в Белогорской крепости? а) капитан-майор; в)
Ответов: 1
Литература 20.01.2020 17:10 19 Голуб Дмитрий
Помогите пожалуйста с сочинением! План сочинения по теме » Владимир Дубровский и Маша Троекурова»:
Ответов: 2
Литература 20.06.2023 12:50 Игнатьева Александра
СРОЧНО!!!!!! 1. какое место дубровский имеет в произведение «Дубровский»? 2. есть ли прототип
Ответов: 3
Литература 08.04.2020 06:12 35 Коростин Олег
1. Какие исторические события нашли отражение в Повести о Петре и Февронии Муромских? 2.
Ответов: 1
Авторское отношение к героям повести Дубровский 6 класс
Александром Пушкиным непросто было написано данное великолепное произведение. Он постарался показать свое личное отношение к каждому описанному персонажу, а также дал собственную оценку их действиям и поступкам. Например, при помощи раскрытия таких персонажей, как Троекуров или Верейский, писатель показывает тенденцию поведения дворян. Мастер пера показывает их откровенно слабыми людьми, которые действуют лишь ради собственных интересов и желаний. Автор хочет указать на то, что такое поведение и выставление данных идеалов являются ошибочными решениями, так как благодаря ним, человек становится корыстным и меркантильным.
Шабашкин и Спицын раскрыты в произведении как люди, которые являются крайне продажными. Ведь ради того, чтобы получить временную выгоду, они готовы продать даже собственные жизни.
Совершенно по-другому воспринимаются такие персонажи, как Дубровский вместе со своим отцом, а также Мария. Они показаны как люди, которые не способны нормально существовать в столь безнравственном мире. Их истории наполнены трагичностью, и у читателей возникает желание сопереживать им. Будучи благородным и искренним человеком, который верит в справедливость и порядочность людей, оказывается жертвой своих принципов. Он верит в то, что может выиграть судебный процесс, однако, после того, как понимает, что ему это не удастся, то начинает сильно переживать, из-за чего в последствии серьезно заболевает. Это приводит к большой трагедии – его гибели от столь сильных переживаний.
Владимира Дубровского автор показывает очень достойным и порядочным человеком, которому приходится встать на путь разбойничества. Ведь это случается не из-за того, что герой хочет встать на данный путь, а только из-за того, что он хочет восстановить хоть немного справедливости в мире, который погряз во лжи, коррупции и чинопочитании. Даже тогда, когда он промышляет в своем деле в амплуа преступника, читатель не начинает уважать его меньше, ведь он все также в первую очередь думает о простом народе, и его интересах. Он совершает ограбления только тех людей, которых считает незаслуженно разбогатевшими. Таким образом, он показывает свое отношение ко всем тем, кто является коррумпированным и нечестным человеком. Также, он осуждает и всю судебную систему, которая выдает несправедливые решения, которые также покупаются и продаются. Героя можно назвать благородным и по той причине, что он отказывается от идеи мести, вставая на путь добродетели.
Экранизации
В 1952 году киностудия имени Горького выпустила фильм-спектакль «Горе от ума». В основу сюжета легло одноименное произведение Александра Сергеевича Грибоедова. Роль секретаря Фамусова досталась актеру Михаилу Садовскому.
В 1975 году состоялась премьера той же пьесы с новым составом. Запись фильма-спектакля вышла на экраны в 1977 году. Кинокартина представляет собой классическую постановку произведения. Роль секретаря исполнил Борис Клюев.
В 2000 году вышла видеоверсия «Горе от ума», режиссером которой выступил Олег Меньшиков. Пьеса вошла в 5 самых дорогих сценических проектов Москвы. Образ Молчалина воплотил актер Алексей Завьялов.
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/griboedov/obraz-i-harakteristika-molchalinahttp://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/harakteristika-molchalina.htmlhttp://24smi.org/person/4307-molchalin.html
голоса
Рейтинг статьи
Симпатия к героям
В 6 классе на уроках литературы мы изучаем произведение «Дубровский» Александра Сергеевича Пушкина. Одним из главных героев этой замечательной повести является Андрей Дубровский.
Андрей Дубровский — молодой, смелый и неотразимый герой, который борется за справедливость и защиту своей семьи. Он неустанно сражается с богатыми и влиятельными людьми, которые гнобят и унижают простых людей. Классам автора невозможно не отдать дань уважения Андрею Дубровскому за его мужество и стойкость.
Еще одним выдающимся персонажем произведения является Троекуров — старина-друг Дубровского. Этот персонаж также вызывает симпатию у автора и нашего класса. Троекуров — мудрый и преданный друг, который всегда готов помочь своему товарищу в беде. Он обладает огромным жизненным опытом и всегда советует Дубровскому правильное решение проблемы.
Симпатия автора и нашего класса к героям «Дубровского» обуславливается их героическими поступками, справедливостью и силой духа. Мы восхищаемся тем, как Андрей Дубровский и Троекуров борются с несправедливостью и защищают свою честь и достоинство. Они являются примером для нас и показывают, что даже в сложных ситуациях нужно идти вперед и отстаивать свои права.
Итак, наше отношение к Дубровскому и Троекурову можно охарактеризовать как симпатию и восхищение. Мы считаем, что эти герои заслуживают нашего восхищения и внимания, их пример учит нас быть смелыми и решительными в жизни.
Положительное восприятие
Автор относится к Андрею Дубровскому и его действиям с положительной стороны. Андрей Дубровский – главный герой романа «Дубровский» Александра Сергеевича Пушкина. Он изображен как юноша с благородными идеалами, борющийся за справедливость и добро.
В романе, идущему на пользу воспитательному процессу учащихся 6 класса, главный герой предстает перед нами как образец героизма и человечности. Андрей Дубровский отличается мужеством, решительностью и готовностью прийти на помощь нуждающимся.
Автор акцентирует внимание на том, что Андрей Дубровский стоит на защите простых людей, борется с несправедливостью и злом. История Андрея Дубровского, его борьба за справедливость и любовь к Розе, вызывают восхищение и симпатию у автора
Он подчеркивает, что такие герои как Андрей Дубровский должны быть образцом для подражания. Их сила характера и моральные ценности – ценные уроки для читателей
История Андрея Дубровского, его борьба за справедливость и любовь к Розе, вызывают восхищение и симпатию у автора. Он подчеркивает, что такие герои как Андрей Дубровский должны быть образцом для подражания. Их сила характера и моральные ценности – ценные уроки для читателей.
Таким образом, автор воспринимает Андрея Дубровского как положительный образ, высоко оценивая его поступки и человеческие качества.
Анализ позитивных черт
- Андрей Дубровский – главный герой произведения «Троекуров»
- Автор проявляет к Андрею Дубровскому положительное отношение, подчеркивая некоторые его привлекательные качества:
- Мужество: В различных ситуациях Андрей Дубровский проявляет храбрость и отвагу.
- Чувство справедливости: Он всегда выступает на защиту слабых и несправедливо обиженных.
- Патриотизм: Андрей глубоко искренне любит свою Родину и готов бороться за нее.
- Верность: Он всегда остается преданным своим идеалам и друзьям.
- Андрей Дубровский является положительным образом, воспеваемым автором в произведении «Троекуров».
Полный текст стихотворения
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Итоговая таблица рейтинга
Краткий анализ стихотворения «Анчар»
2
Анализ стиха Пушкина Анчар
2
Стихотворение А. С . Пушкина «Анчар» — сочинение
1
Анализ Анчара с цитатами
«Анчар» — анализ стихотворения по плану
-1
В чем проявляется отношение автора к герою и его жизненной философии? (Премудрый пискарь)
Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» сложна, и вопросы, с ней связанные, нередко бросают абитуриентов в жар. Однако Алена ответила на вопрос «В чем проявляется отношение автора к герою и его жизненной философии?» четко и лаконично. Используйте ее тезисы, чтобы зафиксировать важные детали произведения в своей памяти.
Отношение автора к главному герою сказки «Премудрый пискарь» и его философии проявляется в иронии, с которой М. Е. Салтыков-Щедрин описывает его жизнь.
Всю свою жизнь пескарь прятался в норе и «дрожал». Его жизненной философией было «так прожить, чтоб никто не заметил». Постоянный страх не давал герою жить полноценно, и лишь во снах он видел радостные события. Автор осмеивает такой образ жизни, с помощью иронии показывает огромную трусость пискаря:» ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться».
Ирония, с которой автор рассказывает о жизни пискаря, помогает понять его отношение к герою.
Топ вопросов за вчера в категории Литература
Литература 28.06.2023 07:26 3155 На Миша
Внешний облик братьев Остапа и Андрия написать цитатами кратко!!!
Ответов: 2
Литература 15.07.2023 14:27 4370 Зайцева Анна
Интересные факты о Лермонтове, фактов 15
Ответов: 2
Литература 18.06.2023 13:33 298 Иванов Саша
Какие произведения других видов искусства можно сопоставить с поэмой Мцыри?
Ответов: 2
Литература 30.04.2023 23:15 196 Чкаловская Милана
Решите тест по произведению Евгений Онегин пожалуйста!!! Приложение №2 Тест по 4 главе 1.О ком
Ответов: 2
Литература 18.06.2023 19:47 104 Дусенов Диас
Срочно помогите, дам много Дайте письменный ответ на один из проблемных вопросов в объёме не
Ответов: 2
Литература 30.04.2023 05:05 1072 Борисова Оксана
2. Запиши синонимы к словам и сочетани- ям слов, поставь ударения. Работушка кипела- Ходом-водом
Ответов: 2
Литература 25.11.2023 14:39 52 Житникова Юлия
Пейзаж в произведении Кавказский пленник
Ответов: 2
Литература 18.05.2023 19:13 113 Mameshov Nurti
Вопросы к повести Н.М.Карамзина «Евгений и Юлия» 1. Кем приходилась Юлия госпоже Л? 2. Как жила
Ответов: 2
Литература 01.07.2023 04:08 408 Девятова Екатерина
Что видел царь Пётр, стоя на берегу Невы, в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»?
Ответов: 2
Литература 21.11.2023 04:45 116 Андреев Дмитрий
Стихотворение Н.Майорова «Мы». Найдите в тексте детали которые говорят об умении людей
Ответов: 2
«Горе от ума»
Сюжет комедии Александра Грибоедова развивается на территории имения помещика Фамусова. Хозяйство пожилого человека давно налажено, в рабочих моментах мужчине помогает секретарь, полное имя которого Алексей Степанович Молчалин.
Мужчина живет в доме работодателя, поэтому с легкостью завязывает отношения с Софьей Фамусовой. Молодые люди много времени проводят наедине, общаясь на личные темы. Биография Молчалина подвергается крутым переменам, когда на родину возвращается Чацкий.
Мужчины с первых минут невзлюбили друг друга. Чацкий намерен разобраться в причинах странного поведения возлюбленной. Молчалин напуган, что тайный роман раскроется. Секретарь не желает терять выгодное место, но возможность стать зятем обеспеченного аристократа слишком соблазнительна.
Сама же девушка давно потеряла интерес к Чацкому и с трудом сдерживается, чтобы не раскрыть свою тайну. Когда Молчалин падает с лошади, младшая Фамусова не справляется с эмоциями. Окружающие начинают подозревать, что между героями существует тайная связь.
Высмеяв взгляды секретаря на жизнь, Чацкий навлекает на себя гнев девушки. Взаимоотношения людей окружают сплетни, интриги и классовые предрассудки. Сытая жизнь Молчалина заканчивается в момент, когда поддавшись чувству, секретарь распускает руки и признается в коварных планах служанке Лизе.
Интимный разговор и неприятные высказывания слышат сама Софья и рассерженный Чацкий. В этот момент социальные проблемы российских чиновников и любовная драма смешиваются воедино. Молчалин изгнан из богатого дома, а его соперник с горечью заключает:
«Молчалины блаженствуют на свете!»
Анализ произведения
Тематика
- Тема рока и судьбы считается основной в произведении, исторический сюжет о князе Олеге стал для Пушкина поводом для размышления о предопределенности, неотвратимости человеческой судьбы. Автор показывает естественное желание человека знать свою участь, какой бы она ни была.
- Поднимается проблема жизни и смерти. Князь Олег славно жил, вошел в историю как герой, но погиб нелепо. Важным мотивом произведения является тема «пророчества», которая раскрывается через образ кудесника, в нём соединяются черты пророка и поэта, недаром старец назван «вдохновенным».
- Тема дружбы и воинского братства – второстепенные, но значимые вопросы. Дружба показана через отношение князя к своему коню, животное представляется самым близким ему существом и фактически очеловечивается. Братство и воинская доблесть показаны в контексте общения с воинами.
- Патриотизм и историзм – темы, раскрывающиеся через упоминания и описания битв, заслуг Олега, деталей и особенностей времени.
- Также в «Песне о Вещем Олеге» просматривается тема предательства, пусть и невольного. Олег отказался от своего друга-коня, фактически предал его, и кара настигла правителя.
Композиция
Для произведения характерная традиционная линейная композиция. Первая и последняя главы – пролог и эпилог. В основной части можно выделить завязку – встреча с кудесником, кульминацию – новость о гибели коня и развязку – смерть Олега.
Образы
Для стихотворения характерен яркий образный ряд. Образ смерти, например, предстает в обличии змеи, что не только соответствует исторической действительности, но и придает метафоричности и многослойности стихотворным строкам, ведь образ змеи в славянской культуре очень многогранен. Взяв за основу исторический сюжет, автор в поэтических строках образно отражает уклад того времени. .
Средства выразительности
Текст «Песни о Вещем Олеге» преисполнен метафорами и эпитетами, Пушкин дает яркие характеристики персонажам и явлениям. Змея-смерть описывается как «черная лента». Пример метафоры, то есть образа, созданного при помощи переносного значения слов – «обманчивый вал» синего моря.
Автор прибегает к приёмам сравнения: «кудри их белы, как утренний снег».
Погружая читателей в эпоху, когда происходили описываемые события, автор использует язык, характерный для того времени – старорусские слова и устаревшие словоформы. Сбирается, а не собирается, «бранное поле» — поле боя, «тризна» — поминки, рубились в значении «сражались», чело – лоб. Подобных примеров стилизации в тексте можно найти очень много.
Основная идея
Даже сильные мира сего не властны перед ударами судьбы. Выдающиеся личности меняют ход истории, но не могут изменить ход собственной жизни и предотвратить печальную участь. Героизированные в общественном сознании правители были людьми своего времени, способными к проявлению слабости, испытывали чувство страха перед смертью – эти мысли доносит до нас Пушкин через красочные строки своего стихотворения.
Сочинение Характеристика и образ Молчалина
После выхода в свет комедии Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” имя героя Молчалина стало нарицательным, а фраза Чацкого “Молчалины блаженствуют на свет ” крылатой, эта фраза отображает весь образ Молчалина, Попробуем это доказать .
Прежде всего, нужно разобраться кто такой Молчалин. Это герой комедии «Горе от ума», представленный в не лучшем виде, а именно в лице подхалима. Доказывает нам это его фраза – «Мнения чужие только святы». Он готов забыть своё Я, чтобы добиться цели. Так же Молчалин обладает расчётливостью, например, случай произошедший в начале пьесы. Молчалин, находясь в спальне Софьи, взял с собой предварительно бумаги, чтобы у него было оправдание перед Фамусовым почему он тут находится.
По мнению Чацкого, Молчалин добьётся больших высот в жизни, так как «обладает умеренностью и аккуратностью» . Доказательством служат всё тот же случай с бумагами, а так же то, что он влюбил в себя дочь своего начальника – Софью, отвечал ей взаимностью, но заявлял служанке, что он делает это только из-за служебного положение, так как зависит от других в своей службе. Он должен быть в курсе всех дел в доме, а это не возможно, если он не будет вести дружбу со всеми его жителями. Молчалин, нужно заметить, очень хорошо играет свою роль, ведь по словам Софьи «дружбу всех он в доме приобрёл».
Читая комедию «Горе от ума» мы можем узнать, что такую Жизнь Молчалину завещал отец – «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья – Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избегания зла, Собаке дворника, чтобы ласкова была.» Даже в его финальной сцене, когда Софья узнала о том, что Молчалин на самом деле её не любит, он пытается оправдаться и просит прощение всеми возможными способами.
Александр Сергеевич Грибоедов написал свою комедию, чтобы показать проблемы общества, живущего в России в первой половине XIX века. Он разделяет людей на два поколения– « век нынешний» и « век минувший» . Для века нынешнего характерно равноправие, и мир без подхалимства, представителем этого века является Чацкий . Но полное противоположен Чацкому Молчалин – представитель века минувшего – готов приклонить колена для лучшей жизни.
Если проанализировать всё выше сказанное, можно сделать вывод, что Молчалин отражает сущность всех подхалимов, он вызывает у меня отвращение. Фразу Чацкого « Молчалины блаженствуют на свете» можно отнести и к современным людям.
Действующие лица и их краткая характеристика
В стихотворении персонажей немного, ряд действующих лиц и исторических деятелей упоминается вскользь, характеризуются герои через яркие образы и метафоры.
Главные герои
Олег Вещий – князь, правитель древней Руси. Историчность князя Олега подтверждается известными источниками, в частности «Повестью временных лет».
Олег Вещий — Новгородский и Киевский князь. Вошел на княжение в Новгороде после смерти Рюрика, объединил новгородские и киевские земли под своим началом. Согласно историческим данным был Великим князем в Киеве с 882 по 912 год.
Князь Олег известен своими завоеваниями и военными победами. Пушкин упоминает о них, представляя князя храбрым воином и рассудительным правителем. В тексте он называет князя «мудрым», «могучим владыкой». При этом Александр Сергеевич показывает мирскую сторону легендарной исторической персоны. «Могучий владыка», воин изображается человеком со своими чувствами, привязанностями, предрассудками. Воссозданный под пером Пушкина Олег – суеверен, он доверяет предсказаниям старца, скрепя сердце расстается со своим конём.
Через образ князя и его поступки автор также отражает особенности мировоззрения человека периода Древней Руси.
Пушкинский образ князя Олега стал основой для восприятия личности этого правителя, хотя князь Олег в «Песни» — литературный персонаж. Автор создал его, опираясь на «Историю» Н. М. Карамзина и другие источники, дающие представление об этой исторической фигуре.
Личность Олега в истории оценивается по-разному. Некоторые ученые ставят под сомнение его смелость и воинскую доблесть, указывая, что князь был скорее хитер, чем храбр, и хитростью объясняются его военные победы. Такую версию озвучивает, например, С.М. Соловьев.
Конь Олега – любимец князя, его постоянный спутник, князь относится к коню как к другу, называет его «мой верный товарищ», «мой верный слуга».
Кудесник или волхв – старец, предсказавший Олегу гибель от коня. Волхвы занимали особое место в древнерусском обществе, были уважаемы, и даже наделенные властью и могуществом люди почитали их. «Волхвы не боятся могучих владык».
Пушкин использует имена языческих божеств для отражения мировоззрения древних славян. «Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник».
Второстепенные персонажи
В «Песни о Вещем Олеге» упоминаются Игорь и Ольга.
Князь Игорь – древнерусский князь, вошел на княжение после гибели Олега. Считается, что Рюрик оставил после себя княжить Олега при малолетстве Игоря.
Ольга – супруга Игоря, княжила в Киеве после смерти мужа.
В эпизоде «тризны» Игорь назван «князем», показана преемственность власти, движение истории вперед.
Дружина князя Олега – коллективное действующее лицо, спутники князя, иллюстрирует древнерусское воинское братство, войны вместе с князем воюют и пируют. «Они вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они», — эта фраза повторяется дважды, ею заканчивается произведение.
Образ автора
Автор в романе «Евгений Онегин» – герой значимый, именно с его точки зрения ведется повествование. Он не просто повествует события жизни главного героя, но и выражает свое отношение к ним. Он оценивает персонажей и их поступки, и эту оценку выражает различными лексическими средствами. Автор не старается дать характеристику персонажу деталями или отношением других персонажей к нему, он выражает собственное отношение к герою.
Образ автора присутствует в повествовании постоянно, с помощью своих лирических отступлений он как бы вторгается в историю Онегина. Автор рассказывает про себя, повествует свои жизненные истории, показывает свое отношение по поводу различных сфер жизни. С начала повествования автор говорит, что Онегин родился на берегах Невы, где когда-то бывал он сам. Автор связывает повествование с реальностью.
Троекуров или Верейский, Шабашкин и Спицын, Дубровский вместе со своим отцом, а также Мария, Владимира Дубровского
Урок литературы в 6-м классе «Отношение автора к героям романа «Дубровский»»
4
Урок литературы в 6-м классе «Отношение автора к героям романа «Дубровский»» (на примере Владимира Дубровского)
«…он рожден был для иного назначения…»
Цели:
- продолжать обучению анализу художественного произведения, самостоятельной работе с текстом, обобщению анализируемого материала, выявлению авторской оценки героев, выразительному чтению.
- развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость, эстетический вкус.
- продолжать воспитание у учащихся нравственной чистоты, творческого осознания жизни, интереса к классическим произведениям.
Ход урока
Отношение автора к Ленскому – цитаты
Отношение Пушкина к Онегину и Ленскому читатель может определить как неоднозначное. Оба героя вызывают у него добрые чувства, наделяют их хорошими качествами, некоторыми недостатками. Если говорить о том, как автор относится к Ленскому, следует подчеркнуть, что писатель всегда изображает персонажа ярким, веселым и красивым молодым человеком.
В нем он воплощает свои юношеские идеалы, тщательно изображая его внешность, характер, повадки. Пример: автор противостоит Ленскому, который, в отличие от него, мог писать стихи, будучи влюбленным.
Отношение автора к Ленскому не совсем положительное. Это также подчеркивает в нем отрицательные качества. Пушкин не видит будущего персонажа, считая его статичным, не занимающимся развитием. Он жил в своем мире романтическими иллюзиями. Литературный деятель характеризовал Ленского:
«Дух пламенный и довольно странный,
Всегда восторженная речь
И черные локоны до плеч».
После гибели героя на дуэли поэт сожалеет о его безвременной кончине. Он передает смерть персонажа следующими словами:
«Теперь, как в заброшенном доме,
Все в нем тихо и темно,
он молчал вечно».
Отношение Пушкина к Ленскому основано на идеалистических принципах, но он понимает, что поддерживать идеал на протяжении всего произведения не удастся. После смерти юноши жизнь героев продолжается, о нем быстро забывают.
Отношение автора к героям Онегину и Ленскому
Позиция Пушкина по каждому персонажу ярко выражена во многих эпизодах. Он не скрывает своего видения героев, он делится им с читателями. Если сравнить точку зрения автора на двух мужчин, можно отметить некоторые особенности. Лентиский:
- Романтичная и легкая природа;
- Спокойный человек;
- Тонкая и ранимая душа;
- В описании автор использует добрые и мягкие слова. По его мнению, такой человек не может выжить в жестокой реальности. Писатель убивает своего героя.
Отношение поэта к Онегину можно назвать снисходительным, слегка ироничным. Он описывает его как любимого и известного человека. Вдумчивый и трезвый Евгений борется с окружающим миром, считая людей глупыми.
История создания
Молчалин – колоритный и яркий персонаж, с помощью которого Александр Сергеевич Грибоедов обличил типичное светское общество времен крепостного права. Первые наброски комедии «Горе от ума» писатель создал еще в 1820 году.
Результаты работы, продолжавшейся в течение четырех лет, не удовлетворили автора. В 1824 году Грибоедов во время редакции получившегося произведения частично переписывает характер Молчалина. Писатель добавляет в комедию финальные сцены, тем самым изобличая секретаря перед остальными персонажами.
Первые попытки опубликовать «Горе от ума» состоялись в декабре того же года. Увы, цензура смягчила реплики героев, пригладив остросоциальные вопросы, которые затронул Грибоедов. К примеру, фразу Молчалина «Ведь надобно зависеть от других» заменили на «Ведь надобно других иметь в виду».
Комедию, не отягощенную правками цензора, выпустили в печать только в 1831 году, при этом пьеса специально переводилась на немецкий язык. Русскоязычный вариант стихотворного произведения появился в Москве в 1833 году.
Критические замечания о пьесе, в основном, затрагивали противостояние Чацкого и Молчалина. Несмотря на многочисленные порицания секретаря, жизненные ценности героя понятны и соответствуют духу времени. Это тонко подметил Вяземский:
«Чацкий говорит о Молчалине, что он прежде был так глуп, что он жалчайшее созданье. Молчалин принял себе за правило: умеренность и аккуратность. Давайте спросим: что же тут глупого и смешного?»