Авторское отношение к мцыри

Авторское отношение к мцыри

Как относится Лермонтов к Мцыри?

Автор поэмы не дает имени своему герою. Мцыри – это грузинское церковное слово, означавшее послушника, готовящегося стать монахом. Да и сам образ юноши романтически обобщенный. О его прошлом говорится вскользь, обобщенно. Первоначально поэт назвал свое произведение “Бэри”, что значило «монах». Но, очевидно, Лермонтов сам понял некорректность этого названия.

Монахи принимали обет монашества добровольно, и побег сразу после принятия обета с точки зрения христианства было бы аморальным действием юноши. А Лермонтов стремился показать высоконравственную свободолюбивую натуру. Юноша сбегает до принятия обета, выражая, таким образом, свое несогласие с чуждой ему верой. Северокавказские горцы – убежденные мусульмане. И мальчик, молясь в христианском храме, никогда не забывал о вере своих отцов. В образе Мцыри Лермонтов воплощает силу человеческого духа, стремление к свободе.

Весь рассказ, за исключением первых двух строф ведется от лица Мцыри. По сути, это предсмертная исповедь.

Лермонтов симпатизирует юноше, стремившемуся любой ценой вырваться из монастырского плена. Юноша никогда не покидал монастыря, не видел людей, не общался с женщинами. Но стремление к свободе жило в нем на генетическом уровне.

Еще критик Белинский писал о Мцыри так:

Лермонтов любил свое произведение, знал его наизусть, и охотно, с воодушевлением читал своим друзьям.

Вот как пишет об этом Н. Муравьев:

Ответы на вопрос

Отвечает Сургучёва Елизавета.

Ответ:

В поэме “Мцыри нет явного, прямого указания на отношение автора к главному герою. У А. С. Пушкина в поэме “Евгений Онегин” автор высказывает своё мнение относительно всех героев прямо в канве произведения. В поэме М. Ю. Лермонтова дело обстоит иначе: авторское отношение к Мцыри проявляется в самом образе героя, в его жизненной позиции. Сам романтический образ молодого монаха очень близок М. Ю. Лермонтову.

Отвечает Сеник Софія.

«Мцырь» — поэма Михаила Лермонтова, написанная в 1829 году. Отношение автора к главному герою, Мцыри, можно охарактеризовать через несколько цитат из текста.

1. Тоска и одиночество Мцыри:
— «Им омрачен весь мрак светил,
Средь ночи видит один Мцыри
В мире земном души не видеть.»

В этих строках выражается тоска и одиночество Мцыри, его чувство отчужденности от мира.

2. Бунтарство и отчаяние:
— «Так я ему, моему врагу,
Брошу последний вызов!»

Мцыри выражает своё бунтарство и отчаяние в этой цитате, готовясь к конфликту с миром.

3. Трагическая судьба:
— «И вот безумный упал в огненный
Пучок водов в неведомый край.»

Эти строки указывают на трагичную судьбу Мцыри, его стремление к чему-то высокому, но конечный результат оказывается неизвестным и трагическим.

4. Ощущение непонимания:
— «Он слышит света истолкованье,
Но свет не слышит глуховатый.»

Здесь Лермонтов описывает ощущение непонимания со стороны окружающего мира, что усиливает чувство одиночества Мцыри.

5. Стремление к свободе:
— «Пусть будет тьма, и только тьма!
Пусть век меня обручит.»

В этих строках можно уловить стремление Мцыри к свободе, даже если это означает встречу с тьмой и неизвестностью.

Отношение автора к главному герою «Мцыри» сложно и многогранно. Лермонтов изображает Мцыри как страдающего и бунтующего против общественных норм и ограничений. В его образе присутствует одиночество, трагизм и стремление к свободе, что делает героя проникновенным и глубоким.

Суть произведения

Действия разворачиваются в период правления Ивана Грозного. Молодой купец Степан Калашников в честном бою убивает царского опричника, опозорившего его семью. Это романтическое произведение, где каждый персонаж выступает носителем какого-то качества:

  1. Иван Грозный — власти и деспотизма.
  2. Калашников — чести и долга.
  3. Кирибеевич — страсти.

По стилю поэма приближена к русскому эпосу, а точнее, под «сказание». Лермонтов погружает читателей в атмосферу древности с начала работы, придавая заглавию старинный колорит. Содержание книги еще в Средние века авторы раскрывали в названии, никакой интриги не создавалось.

Михаил Юрьевич намеренно дал такое заглавие поэме, чтобы читатели сразу увидели намек на суть работы, окунувшись в глубокую старину.

Любимое произведение автора

Современники Лермонтова, его друзья и знакомые отмечали, что поэма “Мцыри” была одним из любимейших произведений автора. Он всегда с удовольствием читал её наизусть, выступал в кругу друзей, не отказывался продекламировать любимые сцены. Поэт-романтик был увлечён историей Кавказа, его традициями, культурой. Он питал глубокое уважение к горцам, их характеру, жизненному укладу и философии. Образ молодого свободолюбивого кавказца, обречённого на жизнь в заточении, тревожил воображение автора. Романтический конфликт, невозможность победить обстоятельства, безвыходность и печальная судьба – всё это слилось в прекрасное произведение, непохожее на другие.

Отношение автора к герою

Автор видит в образе Мцыри идеал свободного духа: юноша непокорен судьбе, пусть его протест и неоднозначен, однако герой стремится к мечте. Автор неподражаемо изображает борьбу с обстоятельствами, обречённую на провал. Он не жалеет Мцыри, но и не осуждает его. Лермонтов подчёркивает превосходство героя над участью, которую приготовила ему жизнь. Даже умирая, юноша никого не проклинает. Он счастлив, что его терзания закончены: Мцыри побеждает, несмотря на печальный конец. В этом особенность романтических поэм: торжество воли, духовного начала над материальным миром. Автор преклоняется перед созданным им же персонажем: его силой воли, духом и стремлением к мечте.

Статья раскрывает вопрос об отношении Лермонтова к Мцыри, освещает авторскую позицию в произведении.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Мцыри»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Мцыри»

для самых компанейских —

Главные герои «Мцыри»

для самых занятых —

Читательский дневник «Мцыри»

для самых любопытных —

Анализ «Мцыри» Лермонтова

для самых крутых —

Читать «Мцыри» полностью

Тест по произведению

  1. /18

    Вопрос 1 из 18

    Какое событие поспособствовало написанию поэмы «Мцыри»?

    • Лермонтов выдумал эту историю
    • Сюжет для «Мцыри» Лермонтов взял из грузинского эпоса.
    • На Военно-Грузинской дороге, в Мцхете, Лермонтов познакомился с монахом, рассказавшим ему историю своей жизни.
    • Сюжет для «Мцыри» рассказала Лермонтову его бабушка.

Самые популярные материалы декабря для 8 класса:

Характеристика Земляники (Ревизор)

Характеристика городничего

Обобщающий смысл образа Хлестакова, его актуальность в наши дни

Анализ стихотворения «Юбилейное» Маяковского

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»

Посетители Хлестакова

Характеристика Петра Гринева (Капитанская дочка)

Жанр «Мцыри»

Тема Родины в лирике Лермонтова

«Мцыри» главные герои

Характер Мцыри

Вероятно, ребенок стал свидетелем гибели родителей, и это надломило его психику настолько, что он сильно заболел. К основным чертам характера Мцыри можно причислить его впечатлительность, душевную мягкость. У юноши было доброе сердце. По его признанию, он людям никогда не причинил зла, и потому перед Богом и людьми его совесть чиста.

Делая характеристику главного героя, следует отметить его невероятную силу духа, развившуюся с младенческих лет. Он не разговаривал со своими поработителями, хотя те, скорее всего, и не обижали его. Мальчика угнетало то, что он был вынужден постоянно видеть перед собой убийцу своих родителей. Лермонтов, прекрасно знал, что значит, бороться с самим собой своей болезнью, и понимал этого ребенка.

Оставленный в монастыре мальчик перестал видеть своего врага. Он ничего не забыл, но боль душевная притупилась. Хотя на первых порах

Монахи как могли, заботились о ребенке. Они выходили мальчика, и стали воспитывать согласно своим монашеским правилам и уставам, которые противоречили свободолюбивому духу юноши. Мцыри научился скрывать свои мысли и чувства.

Он принял крещение, но в глубине души остался верен религии своих отцов. Он молился Богу в церкви и в свой келье, но ведь никто не знает, какой Бог жил в сердце юноши. Но мы можем предположить, что молился он о том, чтобы встретиться с родными. Он ничего не знал о судьбе сестер, и возможно, в молитвах он просил Бога об их благополучии.

Он был смелым юношей. Его не пугала ни гроза, ни вой шакала, ни даже барс, набросившийся на него. В этой битве с барсом Мцыри почувствовал себя мужчиной и понял, что среди односельчан он мог оказаться не в числе последних. Когда он покинул стены монастыря, сначала он бежал много часов, что лишний раз свидетельствует о том, что юноша, выросший в монастыре, совсем не был хилым и слабым. Доходяга не то, что бежать, пройти по много часов не способен.

Лермонтов наделил своего героя поэтическим взглядом на природу. Мцыри в своей исповеди с художественным мастерством описывает непроходимый мрачный лес, пышные поля,

У юноши было чувствительное, любящее сердце. Он мечтал любить своих родных, односельчан, готов был влюбиться в девушку-грузинку¸ и остаться с нею. Но мечта увидеть свой родной край, близких, была сильнее, она звала его вперед.

То, что он снова оказался на смертном одре, явилось следствием его глубоких переживаний последних дней, и не только. Мцыри сбежал в грозовую осеннюю ночь. Он выбрал именно такую ночь, потому что был уверен в том, что монахи не станут его искать в грозу, из-за страха перед силами природы. Юношу гроза не пугала.

Лил сильный дождь. Одежда была намокшей, но опьяненный свободой юноша ничего не замечал перед собой. Осенние ночи были прохладными. Юноша, который спал в мокрой одежде, пил ледяную воду из потока, и спал на прохладной земле, мог легко подхватить воспаление легких. Такова, увы, проза жизни. Пока он жил надеждой добраться до родного аула, его дух поддерживал в нем физические силы. Но когда он понял, что вернулся обратно к монастырю, отчаяние надломило его, и болезнь взяла над телом власть. Мцыри потерял сознание, где и нашли его монахи.

Лермонтов полюбил созданный им образ главного героя поэмы. Сохранилось воспоминание А. Н. Муравьева о его знакомстве с поэмой.

  • Цитаты про кожу лица

      

  • Цитата про третью мировую войну и палки

      

  • Ночь перед рождеством характеристика оксаны цитаты

      

  • Гейл форман всего один день цитаты

      

  • Цитаты из аниме торадора

Основная мысль

Главная идея произведения — необходимость защищать достоинство в любом случае. Причем абсолютно не играет роли, каким образом это будет сделано

Важно бороться за собственную свободу, иначе появится тот, кто сможет ее отнять

Деспотичность всегда ищет опору в рабстве, однако если люди будут восставать против тирании, она падет. Этот лозунг имеет прямое отношение к эпохе самого автора: Михаил Юрьевич призывает общество прекратить терпеть царский произвол и бесстрашно выступить против диктатуры, как главный персонаж произведения.

Смысл поступка Степана понятен: мужчина осознает, что его бездействие все воспримут как капитуляцию. Противник не отступит, а жалоба главе государства ничего не изменит. Рисковать семьей герой не может, поэтому он приносит себя в жертву, чтобы выйти из сложившейся ситуации с честью, обеспечив предварительно безбедное существование детей и супруги.

По сути, у героя не было другого выбора. Однако писатель критически относился к современникам и считал, что им необходим урок из прошлого. Только так, а не иначе, следует реагировать на произвол — это позиция Лермонтова. Михаил Юрьевич видел простой выход из круга тирании — бунт против системы.

Мораль произведения заключается в следующем: даже если все вокруг против, важно отстаивать собственную точку зрения и пытаться добиться справедливости. В противном случае человек лишится всего, что ему дорого

О чем произведение?

Действие поэмы разворачивается вблизи Мцхеты, древнейшей столицы и духовного центра Грузии. Над городом возвышается старинный монастырь Джвари.

Русский генерал, едущий в Тифлис, решает оставить монахам плененного шестилетнего мальчика, больного и слабого, опасаясь не довезти его до Тифлиса живым.

Чернецы принимают ребенка, окружают его заботой и воспитывают в истинно христианском духе. Мцыри – так теперь зовут мальчишку, не помнит своих родных, поначалу сторонится монахов, но постепенно свыкается с затворнической жизнью в монастыре.

Спустя годы, в один из дней накануне пострига в монахи, шестнадцатилетний юноша исчезает из монастыря.

Через три дня поисков беглеца, найденного неподалеку от Мцхеты, ослабленного и без чувств, приносят в обитель. Придя в себя, юноша не хочет отвечать на вопросы монахов и отказывается от еды. И только старому чернецу, который когда-то выходил его, Мцыри открывает истинную причину своего побега.

Юноша рассказывает о том, что стремился на свободу, в родной аул, в отчий дом.

На воле, в единении с первозданной природой он почувствовал себя счастливым, а дух воли воскресил в нем образы отца и сестер.

Мцыри рассказал старику о том, как прожил три дня вне стен древнего монастыря, который он считает местом своего заточения:

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Мцыри.

Год написания – 1838–1839 гг.

История создания – Есть предположения о том, что идею «Мцыри» поэт взял из предания монаха, с которым встретился на грузинских просторах. В истории создания были использованы и фольклорные мотивы.

Тема – Главенствующей темой «Мцыри» является свобода физическая и духовная. Тема одиночества: именно одиночество среди чуждых по духу людей вынудило героя совершить побег из ненавистных стен монастыря. На втором плане остаются темы войны и любви: сиротой он стал по вине войны, а встреча с молодой девушкой разбудила в нём незнакомые чувства.

Композиция – Поэма разделена на две части. В первых двух главах дана экспозиция – рассказ о том, как Мцыри попал в монастырь, его жизнь в тех стенах. Затем происходит завязка сюжета – побег из плена. Во второй, большей части поэмы, звучит исповедь беглеца о его свободной жизни, продолжавшейся всего лишь несколько дней.

Жанр – Жанр «Мцыри» – поэма.

Направление – Поведение и жизненная цель юноши, его желание приобрести свободу любой ценой – всё это относит его к романтическому герою, и направление поэмы – романтизм.

Тематика и проблематика

В произведении «Песня про купца Калашникова» автор затрагивает сразу несколько проблем. Некоторые из них:

  1. Вседозволенность власти. Царский опричник Кирибеевич был уверен в своей безнаказанности за любую провинность, ведь император поверит, что он ни в чем не виноват. Мужчина стал домогаться чужой жены, в результате завязалась драка, которая закончилась кровавым побоищем.
  2. Нравственность — выражается в поведении главы государства. В своем правлении царь не проявляет мудрости, позволяя верховенствовать произвольным желаниям над интересами страны и народа. Он не считает нужным казнить силача, поборовшего его лучшего опричника. Мужчина полагает, что такой человек пригодится стране. Свои интересы император ставит выше людских судеб.
  3. Несправедливость. Иван Грозный, объявляя бойцам правила игры, впоследствии сам не соблюдает их, когда принимает решение казнить купца, ведь он правитель и ему все можно.

Кроме того, много различных тем поднимает в поэме Лермонтов. Основная тематика — честь. Степан Калашников понимал, что его ждет после боя, однако мужчина считал своим долгом защитить достоинство и честь своей семьи. Позволить прислуге царя надругаться над своей женой и затем жить в позоре герой не мог. Другие аспекты:

Любовь. Часто люди не видят никаких препятствий из-за страсти

Так и царский опричник, вопреки тому, что Алена замужем, стал оказывать ей внимание, а после и вовсе перешел все границы. Вторая сторона светлого чувства — реакция мужа, который заботится о чести и репутации своей семьи

Герой жертвует собой, но перед этим обеспечивает супругу всем необходимым для дальнейшей полноценной жизни. Избранница Степана любит его всем сердцем, женщина верна ему.
Свобода. Степан — свободная личность, мужчина не сдается даже под давлением царя. Вопреки рабскому положению на Руси, герой открыто восстает против системы, защищая неприкосновенность семьи.

Образ Мцыри

Главным героем поэмы является Мцыри, молодой человек, с раннего детства оказавшийся в монастыре. Хотя Лермонтов ничего не говорит о его внешности, можно предположить, что это был красивый, физически развитый юноша. Во-первых, кавказские народности отличаются внешней красотой. Они преимущественно темноволосые, и смуглые, за исключением лезгин, среди которых встречаются люди со светлой кожей и голубыми глазами.

Ребенок принадлежал к одному из северокавказских племен, с которыми Россия вела войну, поэтому в образе Мцыри из поэмы Лермонтова видится темноволосый, слегка смуглый юноша с едва пробивающими усиками, не знающими бритвы.

По мере взросления Мцыри не сразу, но все же включился в монастырскую жизнь, вместе с монахами выполнял необходимую работу, и это развило его тело.

Персонажи поэмы

В произведении Михаила Лермонтова было несколько действующих лиц. Характеристика Калашникова Степана и других героев поможет читателям ближе познакомиться с каждым:

  1. Иван Грозный — строгий, жестокий правитель, которого окружающие уважают и боятся. Автор демонстрирует его, как справедливого человека, однако он вовсе не разбирается в людях. Свита царя неискренне относится к нему, мужчина не знает всю ситуацию главного героя, поэтому не разобравшись, отправляет Калашникова на плаху. Семейству купца император назначает пожизненное обеспечение. Это, безусловно, щедро с его стороны, но любимого супруга и отца он убивает. Если б государь знал истинную причину, по которой Степан вызвал на бой его опричника, он сохранил бы ему жизнь.
  2. Алена Дмитриевна — супруга Калашникова, красивая и очень добродушная женщина, которая невольно стала причиной смерти своего мужа.
  3. Степан Парамонович — купец, хороший хозяин, добропорядочный семьянин, честный человек, очень любит свою работу. У Калашникова большой дом, красавица супруга, дети. По сути, он счастливый человек. Вернувшись однажды домой, герой увидел, что жены нет. Вскоре Алена вернулась в слезах: к ней при людях приставал Кирибеевич, а все вокруг только смеялись. Утром мужчина отправился на кулачный бой, который проходил в присутствии императора. Там он убил обидчика своей избранницы.
  4. Кирибеевич — самодовольный человек, опричник Ивана Грозного. Он специально не рассказывает царю всю историю «сватанья», ведь объект его обожания — чужая жена. Он в открытую пристает к женщине, обещает ей достаток на всю жизнь. Встретив в бою Калашникова, он понял, что это будет смертельный поединок. Герой старался вести нечестную битву, но купец лишил его жизни ударом.
  5. Соседи Калашниковых. Увидев приставания Кирибеевича к жене Степана они, не разобравшись, показывают на женщину пальцем и насмехаются.

После анализа поэмы про жизнь купца Калашникова напрашивается вывод: мир требует справедливости, однако добиться ее способны только отдельные смельчаки. Именно поэтому не стоит ждать объективности из ниоткуда, нужно отстаивать правое дело. В противном случае в обществе будет царить хаос.

Темы и идея

Тематические линии произведения связаны между собой и образовывают единое художественное целое.

Стремление к свободе – это одна из двух ключевых тем произведения. Речь в поэме идет не столько о свободе физической, сколько о свободе духа и о возможности наслаждаться полнотой жизни:

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Любовь к родине, привязанность к родному дому и близким людям – вторая ключевая тема произведения. Маленький мальчик, с детства лишенный родительской любви и заботы, не имеющий возможности видеться со своим отцом и сестрами, всю недолгую жизнь мечтает вернуться в родительский дом

Он утверждает, что эта мечта заставила его бежать, покинуть монастырскую обитель, где к нему относятся с добром и вниманием:

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул;

Мне слышался вечерний гул

Домой бегущих табунов…

Одиночество среди людей – еще одна тема произведения. Мцыри –свободолюбивый бунтарь. Ни хорошее отношение к нему чернецов, ни строгие порядки монашеской крепости не могут удержать его от побега на волю. То, к чему издревле привыкли окружающие и воспитывающие юношу монахи, неприемлемо для него, как неприемлемо для монахов стремление Мцыри к свободе и непреодолимая тяга к родному краю.

Война. О ней в произведении автор упоминает косвенно. Но именно в связи с военными действиями Мцыри в шесть лет оказался у русского генерала, воспитывался в монастыре, бежал…

Тема любви к женщине не слишком развита в произведении. О ней читателю напоминает лишь сцена, где Мцыри с восторгом и удивлением рассматривает молодую грузинку, набирающую воду из ручья.

Идея произведения основывается на мысли о том, что стремление к свободе, желание жить в родном краю, любить своих близких нельзя отнять у человека, даже пребывающего на краю гибели.

В чем близки Лермонтов и Мцыри?

  • И литературный герой и его создатель отличаются смтрастной натурой и стремлением к свободе;
  • И Лермонтов, и Мцыри с ранних лет были оторваны от родных. Лермонтова забрала к себе бабушка сразу после смерти матери, а мцыри был увезен из отчего дома.
  • Сходна и среда, в которой оказались Лермонтов и главный персонаж его поэмы. Монастырем для Лермонтова стала реакционная среда, царившая в России и подавлявшая малейшие признаки свободолюбия и вольности.
  • Лермонтов, как и Мцыри, оказывается одиноким и непонятым обществом.
  • Для обоих Кавказ является обителью вольности и свободомыслия.

Не сумев встретить друга, равного себе в настоящей жизни, Лермонтов создает прекрасный образ, навсегда сохранившийся в литературе и сердцах читателей. Юноша также смотрит на мир сквозь поэтическую призму, как и сам поэт. Его рассказ наполнен образами и сравнениями.

Мцыри – любимый идеал поэта. Создав творческую личность, Лермонтов еще раз ставит Мцыри, на одну ступень рядом с собой. Об отношении Лермонтова к Мцыри свидетельствует и среда, в которую поэт поместил своего героя. Эта среда – Кавказ. Место, которое Лермонтов считал своей духовной родиной, где он мог дышать свободно, укрывшись от всевидящих глаз царской охранки.

История создания

Когда Лермонтов отбывал ссылку на Кавказе, однажды он столкнулся с монахом, который рассказал поэту историю своей жизни. Он поведал поэту, как в детстве был захвачен в плен генералом, как заболел и его оставили у монахов. Его не оставляла мысль о свободе, и пленённый горец делал неоднократные попытки убежать в горы. Есть вероятность того, что этот рассказ и взят за основу сюжета произведения.

В поэме использован и местный фольклор: в одном из эпизодов, где происходит схватка юноши с барсом, основой послужила грузинская песня, героями которой были молодой юноша и тигр.

Год написания поэмы – 1839, она претерпела много редакций, чтобы пройти через цензуру. Поэту пришлось убрать много фрагментов из глав, где особенно сильно воспевалась свобода, а также, где были ярко выраженные антиправославные эпизоды.

Название поэмы сначала было другим, так же, как и эпиграф, в поэтическом сборнике писателя поэма была издана под названием «Мцыри», это слово у грузин имеет два значения. Одно из них – «послушник», а другое – «чужеземец», и это название полностью отобразило суть поэмы. Первая публикация поэмы датируется 1840 годом, она вошла в прижизненный томик произведений поэта.

для самых рациональных —

для самых нетерпеливых —

для самых компанейских —

для самых занятых —

для самых крутых —

Анализ произведения «Мцыри» ясно показывает основную мысль поэмы, которая затрагивает проблему личностных отношений. Поэту были близки проблемы угнетения народа, когда власти действуют насильственными методами, стараясь подавить и уничтожить волю мирных жителей.

Тема свободы выражена в двух измерениях, в одном случае, затрагиваются проблемы Грузии, подчинённой империи России, а во втором – воля к свободе отдельного человека, в данной поэме – главного героя. Мцыри, воспитанный в неволе, чувствующий себя одиноким среди чуждых ему монахов, мечтает о свободной и вольной жизни, его тяготят монастырские стены, и он совершает побег. Он является жертвой военных действий, развязанных властью, по их вине мальчик остался сиротой, и оказался в плену у чужих людей. На три дня свободолюбивый и гордый Мцыри стал свободным человеком, вся беда его в том, что он не умеет жить самостоятельно и снова оказывается в плену монастыря.

Мцыри никогда не был любим родными людьми, не чувствовал заботы близких людей. Когда он встретил молодую девушку, то понял, что в жизни всё может быть по-другому, но судьба распорядилась иначе, юноша не в силах найти дорогу, и возврат в монастырь неизбежен.

Общая характеристика этой поэмы – открытый призыв к свободе, к борьбе против угнетателей. Поиски правильного пути, стремление к лучшей жизни – в этом заключается смысл произведения.

Самохарактеристика автора в «Евгении Онегине»

В романе очень явно присутствует автор, как рассказчик, старый друг Онегина, знакомый его отца. Он много философствует, высказывает своё мнение по поводу каждой значимой ситуации, наполняет эпизоды воспоминаниями и лирическими отступлениями.

Главного героя автор называет “верный мой приятель”, признаётся, что молодой человек хорошо знаком ему, они вместе пережили нелёгкий период разочарования в жизни, “сплин”.

Автор свыкся с привычкой Онегина язвить, подтрунивать, небезобидно шутить над приятелем. Они вместе даже собирались в путешествие, но у Онегина умер отец и дороги молодых людей разошлись на длительное время.

Очень трепетно относится автор к Татьяне Лариной, описывает её с особой любовью. Она искренне симпатична автору, он оправдывает её пылкость, неопытность, бережно хранит письмо, которое она написала Онегину. Оно по какой-то причине находится именно у автора, тот в свою очередь часто перечитывает его, наслаждаясь стилем, слогом, искренностью.

В конце романа автор “проговаривается”, что у Татьяны есть реальный прототип – женщина с нелёгкой судьбой. Рассказчик постоянно присутствует в тексте, мотивируя или объясняя некоторые поступки персонажей. Такая манера повествования, от лица знакомого, очень удачна, она придаёт всему происходящему реальность, живость, правдоподобие.

Автор сам упоминает в тексте, что его возраст – 30 лет. Этот возраст, по его мнению, пора утихнуть, оставить юношеские забавы, стать серьёзнее и мудрее. Между делом автор сообщает, что когда-то также жил в Петербурге, но ему не подходит климат (“но вреден север для меня”).

Из маленьких картинок-фраз складывается удивительно цельный образ повествователя. Судя по отступлениям от основного повествования он большой любитель красивых стройных женщин, сердцеед и ловелас. Знаток девичьих ужимок, кокетства, манер и лицемерия.

Автор прекрасно разбирается в названиях деталей женского туалета, обуви, он наблюдателен и хитер. Он прозрачно намекает, что множество раз примерял на себя роль искусителя. Также сквозь общее повествование прорывается самоирония.

Изящно, с юмором, без зазнайства и намёка на собственный талант повествователь даёт характеристику своему роману прямо в процессе его создания. Автор самокритичен и мнимо ленив, он сам себе хозяин, о чём с удовольствием сообщает в начале повествования: “Я кончил первую главу; пересмотрел всё это строго: противоречий очень много, но их исправить не хочу”.

В романе около 25 лирических отступлений, в которых рассказчик открывает свои личные тайны, творческие планы, приверженность старым устоям, традициям, обсуждает моду, современный театр, русскую природу, жизнь в провинции.

Особое внимание он уделяет вкусам высшего общества, описывая самые мелкие детали, ситуации, что создаёт невероятно ценную картину жизни современного Пушкину Петербурга и Москвы. Не понаслышке знает автор о жизни в глубинке (сам Пушкин многократно находился под домашним арестом, в ссылках, вдалеке от светского шума)

Знакомо также ему и о смертельной скуке, которая охватила главного персонажа, о усталости от жизни, роскоши, развлечений. Он осознаёт, что значительную часть жизни “загубил” на утехи, забавы, удовольствия, а мог бы быть полезным обществу, Отчизне.

Несколько раз повествователь упоминает о том, что ему ближе проза, чем лирика, в планах у автора всерьёз заняться прозаическим творчеством. В целом образ автора очень обаятелен, приятен: рассказчик остроумен, деликатен, имеет тончайшее чувство юмора и особый склад ума.

История создания

История создания

Работа над произведением длилась более 7 лет, черновик неоднократно переписывался. Александр Сергеевич работу над ним называл подвигом. По мнению некоторых критиков, творение можно отнести к «энциклопедии русской жизни». Подробно показана жизнь той эпохи: как питались люди, о чём могли мечтать, во что одевались, их интересы. Особенно подробно отражена жизнь, судьба и условия быта народа России, сложившаяся атмосфера того времени — благодаря тому, что автору посчастливилось родиться в то время.

Создавалось произведение, когда автор находился в ссылке, именно в этот период он перешёл к реалистическому направлению в написании. События происходят во время развития русского общества и во времена становления у власти Александра Первого. На фоне развития других событий показана любовная линия романа, переживания главных персонажей, влияние того общества на их судьбу, жизнь и мировоззрение.

Концовка романа выпала на период творческого расцвета Александра Сергеевича Пушкина как величайшего русского поэта современности. В произведении отчётливо отражается пик его гениального мастерства, творческого подъёма, всё это придало этому гениальному творению величайшую глубину содержания.

В чем близки Лермонтов и Мцыри?

Изображая романтического героя, Лермонтов в мальчике-послушнике невольно отразил себя. Литературные критики и читатели, близко знавшие Лермонтова, находят в  Мцыри много общего с Лермонтовым:

  • И литературный герой и его создатель отличаются смтрастной натурой и  стремлением к свободе;
  • И Лермонтов, и Мцыри с ранних лет были оторваны от родных. Лермонтова забрала к себе бабушка сразу после смерти матери, а мцыри был увезен из отчего дома.
  • Сходна и среда, в которой оказались Лермонтов и главный персонаж его поэмы. Монастырем для Лермонтова стала реакционная среда, царившая в России и подавлявшая малейшие признаки свободолюбия и вольности.
  • Лермонтов, как и Мцыри, оказывается одиноким и непонятым обществом.
  • Для обоих Кавказ является обителью вольности и свободомыслия.

Не сумев встретить друга, равного себе в настоящей жизни, Лермонтов создает прекрасный образ, навсегда сохранившийся в литературе и сердцах читателей. Юноша также смотрит на мир сквозь поэтическую призму, как и сам поэт.  Его рассказ наполнен  образами и сравнениями.

Мцыри – любимый идеал поэта.  Создав творческую личность, Лермонтов еще раз  ставит Мцыри, на одну ступень рядом с собой.  Об отношении Лермонтова к Мцыри свидетельствует и среда, в которую поэт поместил своего героя.  Эта среда – Кавказ. Место,  которое Лермонтов считал своей духовной родиной, где он мог дышать свободно, укрывшись от всевидящих глаз царской охранки.

Авторское отношение к Онегину

Автор видит все достоинства и недостатки Евгения Онегина. Он дает ему характеристику молодого «пылкого» повесы. Фраза «Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь» относится к главному герою. Автор иронично описывает Онегина как «театра злого законодателя, непостоянного обожателя очаровательных актрис, почетного гражданина кулис». Онегин – типичный dendy, «модный тиран», как называет его автор. Он был франтом и педантом в одежде, потому что учитывал общественное мнение, что высмеивается автором. Иронично автор описывает и то, в чем одет Онегин, потому что все эти слова иноязычного происхождения.

Когда же Онегин отказался от наскучившей ему праздной жизни, автор меняет тон своей оценки персонажа. Теперь он называет «отступника бурных наслаждений» так: «добрый мой приятель», «мой Онегин», «друг мой». Фразы «наш герой», «наш приятель» говорят о том, что автор пытается сблизить главного героя и с читателем.

Автор говорит о том, что подружился со своим героем, ему нравились его черты: преданность мечтам, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум. Автор на протяжении всего повествования доказывает, что он «сердечно любит» своего героя, хотя он и остался «неисправленным чудаком».

Герой и автор

Замысел написания поэт долго вынашивал, вдохновленный красотой, природной яркостью, национальной неординарностью Кавказа. Услышав историю — легенду одного из монахов кавказского монастыря, взяв его рассказ за основу произведения, он претворил свои идеи, замыслы, творческие планы о написании поэмы о Кавказе. Печальная история о маленьком мальчике, который вырос на чужбине в монастырском заточении тревожила Лермонтова.

Мцыри — главный герой произведения. Ребенком его силой увез из родных мест русский генерал. Умирающего ребенка оставил в монастыре, где тот и вырос: в неволе, с жаждой свободы. Романтический герой во многом похож на автора, поэтому Мцыри — любимый авторский герой, которого он:

  • ценит;
  • восхищается им;
  • преклоняется;
  • сочувствует.

В произведении нет прямых высказываний об авторском отношении к Мцыри. Но характеристики мальчика, затем юноши, показывают его восхищение несгибаемой волей к свободной жизни.

Мцыри — вольнолюбивый дух, бунтарь. Твердость души, «могучий дух его отцов» не покидал его с самого детства. Маленький мальчик описан Лермонтовым слабым и гибким, сравнивается с дикой и пугливой серной. Детские забавы чужды ему, тоской, жаждой свободы пропитана его душа и сердце. Мальчик страдает, и автор полон к нему сочувствия.

Поэт восхищается юношей, который не забывает свою заветную мечту, не желая оставаться пленником монастырским, убегает в неизвестность. Страсть к вольной жизни с каждым днем росла в душе юноши, он не желает жить по расписанию. Долгие годы жизни в обители не изменили вольнолюбивого характера молодого человека, он, как и Лермонтов, больше всего любит и ценит свободу. «Таких две жизни за одну» готов променять герой, но жизнь вольную, в родном краю.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: