Краткое содержание произведения
Действие сюжета разворачивается вокруг жизни юного Григория Печорина, офицера, прибывшего на пограничную службу. На службе герой заводит дружбу с интеллигентным и добрым пожилым офицером Максим Максимычем, который становится невольным свидетелем не только любовных приключений Печорина, но и его жизненных неурядиц.
Однажды Григорий со своим товарищем Максим Максимычем попадают на свадебное торжество одной из дочерей черкесского князя. Там герой поддаётся чарам молодой красавицы Бэлы — младшей дочери князя. Печорин, привыкший всегда получать то, что хочет, крадёт Бэлу с торжества.
Пылкая и страстная натура девушки очень быстро наскучивает Григорию. Он охладевает к ней. В это время, оскорблённый поступком Бэлы, её пытается похитить жених. Преследование заканчивается трагедией, девушка погибает от рук жениха и гаснет на руках у Печорина.
По долгу службы, Григорию приходится часто путешествовать. В одной из таких поездок он, остановившись в Пятигорске, встречает своего старого товарища, юнкера Грушницкого. Там же он знакомится и с возлюбленной приятеля, княжной Мери, которую решает соблазнить забавы ради и чтобы потешить своё самолюбие. Своим поступком он вызывает гнев Грушницкого. Это становится причиной дуэли, где юнкер погибает от рук Печорина.
Во время поездки в Пятигорск Григорий встречает свою бывшую возлюбленную Веру — девушку, к которой он всё ещё испытывал романтические чувства. Девушка, несмотря на свой брак с богатым и знатным пожилым мужчиной, вновь связывается с Печориным. Обманутый муж, узнав о её измене, увозит девушку из Пятигорска.
Природная красота
Все события романа разворачиваются в разных местах, но происходят на фоне кавказской природы — излюбленного места действий произведений М. Ю. Лермонтова и других авторов.
Кавказ не зря выбран эпицентром событий, здесь слились воедино:
- свобода высоких гор;
- буйство красок;
- сильная энергия моря.
С самых первых глав создается необычная, таинственная атмосфера. Признаки его повсюду. В главе «Тамань» на первый план выходит образ моря, которое задает особый лирический фон. Постоянно доносится плеск волн о берег, из окна мелькает образ моря, тихого или бушующего, в зависимости от внутреннего состояния героев. Очень важным моментом является его изображение как буйной, стремительной стихии.
С помощью этого элемента передается характер контрабандистов, неподвластных закону точно так же, как и море не поддается законам природы. Показательным является, что видеть красоту природы могут не все персонажи. Для опустошенных личностей с нищей душой природа проходит лишь серым обыденным фоном и не несет в себе никакого скрытого смысла и романтизма. Главный герой видит в природе спасение: он бежит в горы от проблем, ищет в ней место, где можно выплеснуть свою излишнюю эмоциональность, агрессию, желание битвы.
Она выступает не только фоном, но и содержит в себе другие немаловажные функции: характеризует внутренний мир героев через их отношение к окружающей обстановке, готовит читателя к следующей сцене, задает определенное настроение, динамику
Образ Григория Печорина
Молодой и привлекательный офицер Григорий Печорин стал одним из символов и ярких образов юноши XIX века. Лермонтов вложил в этот образ не только настроение того времени, но и черты характера, которые частично были свойственными и самому поэту.
В произведении отмечена следующая характеристика героя:
- возраст Григория на момент основных действий романа примерно 25 лет.
- внешне он был весьма недурен собой, обладал ослепительно белоснежной улыбкой, стан его был тонкий, а плечи широкие и мужественные, весь его образ выражал стать и благородство. Был кареглазым блондином с «улыбающимися» глазами и широкой улыбкой.
- интеллигентный, богатый и образованный, он мигом влюблял в себя женщин.
- Печорин вырос в высшем свете, был очень образованным, складно разговаривал, но при этом учёбу и чтение он считал скучными.
- герою быстро надоедает любое новое дело, он очень непостоянный и ветреный.
- храбрый и смелый, он при этом признаёт себя абсолютно лишённым нравственности, язвительным и острым на язык.
- злопамятный и эгоистичный, он живёт разумом, а не чувствами, являясь истинным реалистом. Его сложно назвать романтиком, так как собственную свободу он ценит превыше всего.
Образ Печорина в произведении «Герой нашего времени» — по сути, характеризует всё поколение того времени. Основной чертой этого поколения являлась скука. Какой была молодёжь можно судить и по высказываниям автора, что «много есть людей, говорящих то же самое» и что «нынче те, которые… скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок».
Печорину невдомёк, что его поступки рушат судьбы других людей, что по его вине погибает и Бэла, и её отец. Он испытывает чувство жалости к девочке, но не раскаивается. Ещё до трагедии он делится с приятелем, что ему с ней скучно. Точно так же он пытался побороть скуку, играя с чувствами княжны Мери.
Черты романтизма в романе
Казалось бы, у главного героя романа неоткуда было проявиться романтическим чертам, ведь весь образ Печорина говорит о том, что он устоявшийся в своих взглядах реалист. Но всё же, даже в нём проснулись пылкие чувства, которые, хотя и закончились окончательной трансформацией героя в сторону фатализма, всё же сыграли немалую роль в формировании его образа.
Изначально, не углубляясь в содержание произведения, сложно определить жанр, к которому относится роман «Герой нашего времени». Романтизм это или реализм, ведь оба жанра здесь идут «рука об руку».
Произведения в жанре романтизма стремятся как бы заново сотворить жизнь в соответствии с идеалами автора, изображая её такой, какой он хочет её видеть и показать читателю. Реализм же, наоборот, отражает реальность и жизненность, правду, иногда ярко показывая негативные аспекты жизни, автор доносит до читателя свой критический взгляд на многие события.
Но всё же, один из этих жанров выражается в произведении наиболее заметно:
- несложно заметить, что даже несмотря на то, что характеристика Григория Печорина и не показывает его как героя-романтика, а автор не может до конца определиться, является ли тот злодеем или же, наоборот, «героем», он всё равно соответствует устоявшемуся типажу персонажа романтического произведения.
- герой не может найти себе применение в жизни, мается от скуки, образ его печален, он держится обособленно и не пытается влиться в окружающее его общество.
- помимо всего прочего, немалая часть сюжета произведения отведена размышлениям автора о судьбе и предназначении человека, о том, что человеку не стоит противиться течению жизни, а нужно принять события как данность.
Именно поэтому произведение «Герой нашего времени» всё-таки относится в первую очередь к жанру романтизм.
Образы романа «Герой нашего времени»
Образ Печорина является спором с образом Онегина: это два разных героя разных эпох. В пушкинскую эпоху, когда жил Онегин, у героя было гораздо больше возможностей для самосовершенствования и реализации, и в том, что Онегин чувствует себя лишним и скучающим, виноват лишь он сам. С Печорина же автор снимает вину за его неудачную жизнь, в ней виновато общество, поколение и весь свет: у Печорина выбор невелик — либо служба, либо отставка.
Хотя в случае Печорина и отставка невозможна — он штрафной, разжалованный из-за дуэли прапорщик 28 лет. Именно этот факт и усугубляет юнкер Грушницкий. В разговорах с девушками он не хочет признаваться, что еще слишком молод, что он юнкер, поэтому говорит всем, что он разжалован. Таким образом, получается, что Грушницкий хвастается тем фактом, который для Печорина является стыдным и оскорбительным.
Грушницкий — это пародийный двойник Печорина, следовательно, его необходимо уничтожить. Это и происходит на их с Печориным дуэли. Здесь Лермонтов опять позволяет себе отсылку к Евгению Онегину Пушина, однако параллель неточная: Грушницкий никогда не был другом Печорина, а смерть его — вовсе не случайность, как это было с Ленским, а закономерность. Таким образом Печорин сам творит свою судьбу, уничтожая помехи.
Главный герой — романтик в произведении
Главного персонажа автор представляет читателю особенным и многоликим человеком. Он неподражаем в своих действиях. Печорин ничего не делает, как должно быть. Для героя рационализм на первом плане, а это и есть его трагическая безысходность. Лирика — первооснова его стремлений.
Признаки романтизма в произведении «Герой нашего времени» проявляются во всех главах. Григорий с бывшими приятелями решает спорные вопросы посредством поединка. Проверяя Грушницкого на наличие остатков совести, Печорин испытывает и его, и свою судьбу, что не может не проявиться на настроении читателя.
Григорий знает, что ему подают разряженное ружье, но ждет от противника правды. Печорина не пугает смерть, он стремится отыскать свое место в жизни, идет против судьбы. Лирический романтизм гибнет под натиском реальности, апатии и рассудительности.
Романтизм в героях
Образ Бэлы имеет особые черты. Романтичность натуры героини читатель видит в яркости и живости красок при отражении природы, которая ее окружает. Автор описал ее очень красивым языком.
Девушка гор, выросшая в гармонии с природой, сочетает в себе чувство гордости и собственного достоинства, тягу к свободе, природную чувственность и непосредственность любви. Насильно помещенная в чуждую среду, она раскрывает свой истинный характер и красоту внутреннего мира.
Девушка-контрабандистка Ундина неразрывно связана с романтикой разбойничьей жизни. Независимость, свободолюбие, опасность придают особый шарм, который так и манит главного героя, вызывая в нем повышенный интерес. Умение радоваться мелким победам, жить одним днем — это все то, что так притягательно и вместе с тем недоступно Печорину.
Главный персонаж имеет очень сложный, во многом противоречивый характер. Сквозь его наигранный реализм прокрадываются черты романтики. Полностью характер героя раскрывается в его дневнике. Там можно увидеть натуру с горячим сердцем, не обделенную нежными чувствами, способностью переживать. Равнодушие, холодная расчетливость и черствость — маска, которой прикрывается Печорин.
Своей многогранностью главный герой и привлекателен для читателя. Он настолько же индивидуален и мечтателен, насколько и реалистичен. Но к сожалению, победа практичности и реальности над романтичностью приносит некоторое разочарование, оставляет некий осадок после произведения и дает задуматься о многих вещах и реалиях жизни.
Таким образом, в романе к реализму можно отнести характер героя, поступки, его поведение, но его мысли, внутренние переживания — все это воплощение романтизма, который открывает в нем нежного юношу, еще способного к чутким эмоциям, любви, сопереживанию.
Романтизм пронизывает произведение на всем его протяжении, наиболее яркие акценты писатель расставил на природе, романтических сценах и характере героев.
Конфликт романтического и реалистического
Он способен переживать счастливые и умиротворенные мгновения, когда вспоминает высокое, звездное небо и когда ощущает величие окружающей его природы. Когда повествование идет от самого Печорина, читатель может ощутить, насколько плотно связаны романтическое и реалистическое начало в жизни самого героя – именно это и обуславливает его противоречия, и те противоречия, которое вызывает само произведение.
Печорин беспощаден по отношению к самому себе, он смотрит на себя и свои поступки с излишней трезвостью и прямолинейностью, он желает принимать только действительность и не желает обманывать самого себя. Печорин – невероятно активный и деятельный человек, он не чувствует надобности в спокойном и постоянном счастье. Но все равно он чувствует себя безмерно одиноким и лишним в этом мире. Внутри Печорина постоянно происходит борьба, одна часть его личности жаждет обновлений и приключений, а другая – жестко и уничтожающее критикует первую.
Последняя глава
В главе «Фаталист» описано соперничество между жизнью и смертью, фатумом и долей человека, cтремление к индивидуальному своеобразию, вера в судьбу или рок. Верить в неизбежность событий или не покоряться судьбе — каждый выбирает сам.
Роман написан на основе реальных событий — это случай из жизни самого автора произведения. Главный фаталист — Печорин, предопределивший свою судьбу сам, а не только полковник Вулич. М. Лермонтов душу центрального персонажа раскрывает постепенно, вырисовывает сложный и экстенсивный образ. В последней главе «Фаталист» автор резюмирует глубокомысленными рассуждениями облик Печорина.