Цитатный план повести кавказский пленник толстого 5 класс

5 лучших сочинений на тему «кавказский пленник» (для 5 класса)

Анализ произведения

причина проникновенности и художественной ценности произведения кроется не только в действии, но и в том, насколько важные темы затрагивает автор. Краткий анализ произведения поможет понять его уникальность и ценность.

История создания рассказа

Почему повесть называется «Кавказская пленница»? Здесь можно увидеть аналогию с одноименной поэмой Пушкина, где главный герой романтизирован автором. Бедный офицер Иван Жилин Лев Толстой — простой, честный и справедливый. Литературовед Виктор Шкловский называет Жилина хорошим человеком, достойным сочувствия.

Произведение создано автором в 1872 году и содержит следующие автобиографические факты:

  • Лев Толстой едва не попал в плен на Кавказе в 1853 году, где прослужил четыре года, пишет Мариэтта Омаровна Чудакова, автор книги «Не для взрослых». Писателя и его друга Садо настигли чеченские солдаты, но Толстой отпугнул их незаряженным пистолетом. Мужество и смекалка позволили им отступить в крепость и укрыться под защитой казаков.
  • Толстой прочитал очерк «Воспоминания кавказского офицера» в «Русском вестнике». Автор, барон Федор Торнау, рассказал, как бежать из плена среди горцев ему помогла девушка по имени Аслан-Коз.
  • Прежде чем приступить к написанию рассказа, Лев Николаевич лично встретился с побывавшими в плену военными, чтобы узнать подробности их рассказов.

В результате родилась работа, которая впервые была опубликована в журнале «Заря».


Повесть Л.Н. Толстого «Кавказские пленники»

Жанр и композиция произведения

Рассказ написан реалистично. Лев Толстой предпочитал реалистическое письмо. Литературовед С.Я. Маршак считал, что это произведение представляет собой редкое сочетание романтического сюжета с глубокой, истинно толстовской правдивостью и точностью в изображении обстановки и характеров.

Произведение «Кавказская пленница» часто называют рассказом, но факты говорят о том, что текст вписывается в формат рассказа:

  • Относительно небольшой объем.
  • Ограниченное количество главных героев.
  • События укладываются в короткий промежуток времени.
  • одна главная история.

Офицер из произведения Александра Пушкина «Кавказский пленник» — романтический герой, тогда как у Толстого он прост и близок читателю. В состав работы входят шесть глав:

  1. Первая знакомит с персонажами и демонстрирует начало истории (пленение главного героя).
  2. Со второй по пятую главу развивается действие. Герой знакомится с Диной и предпринимает неудачную попытку побега из плена.
  3. Шестая глава – кульминация и развязка. В ней описывается побег и возвращение Жилина в строй.

Тема, сюжет, композиция

Поэма посвящена Н.Н.Раевскому, другу Пушкина, сыну героя войны 1812 г. Раевский поддержал Пушкина в 1820 г., когда поэту выдвигались обвинения, вследствие которых он был сослан на Юг.

Поэма состоит из двух частей и эпилога. Примечания к поэме составлял сам Пушкин. Они носят исторический или этнографический характер.

В первой части описано пленение русского, его жизнь в ауле и помощь молодой черкешенки. Во второй части между черкешенкой и пленником происходит объяснение. Черкешенка признаётся в любви, а пленник изливает свои страданья: «Ты видишь след любви несчастной…». Черкешенка помогла ему бежать, но сама не захотела уйти: «Ты любил другую!.. Найди её, люби её…» Девушка не видит смысла в жизни и топится в реке.

Тематика поэмы традиционная для романтиков: свобода внутренняя и внешняя, неразделённая любовь. Несвободными в каком-то смысле оказываются все герои. Черкешенку отец и брат хотят отдать замуж за нелюбимого в другой аул. Даже черкесы несвободны, испытывая давление русских, даже казак не может спокойно спать, а дева петь на берегу станицы, потому что «чеченец ходит за рекой».

Вариант 3

Костылин — герой, который противопоставляется главному герою рассказа «Кавказский пленник». Это достаточно грубый и плотный персонаж с плохим здоровьем.

Попав в плен, он полностью подчиняется своим новых хозяевам. Он даже не пытается сбежать, а ждет, когда родственники пришлют деньги, чтобы выкупить его. Этот мужчина слаб морально, а не только физически. Заботится только о собственном благополучии. Несмотря на то, что договорился с товарищем быть вместе, увидев татар, тут же бросился бежать один.

Побег полностью организовывает его товарищ Жилин. Костылеву ничего практически для этого не приходится делать и придумывать. Он начинает медлить, из-за чего хороший план товарища проваливается, и оба героя оказываются жестоко наказаны.

Второй раз от побега и вовсе отказывается. Вместо того, чтобы позаботиться о собственном спасении, Костылев ждет, когда же его выкупят родные.

Мне нравится3.3 k.Не нравится1.9 k.

Основная мысль

Главная мысль рассказа Л. Н. Толстого — показать людям, что ни в коем случае нельзя отчаиваться, нужно бороться за жизнь до конца. Автор прекрасно противопоставляет своих персонажей. Иван Жилин всеми силами пытается бежать, а его товарищ по несчастью, наоборот, опускает руки и мирится с судьбой, сдается. Многие читатели не понимают, почему в названии произведения фигурирует один пленник, если по сюжету их два. Дело в том, что Иван не просто желает освобождения, но и пытается действовать.

Что касается проблематики, то тут затрагивается несколько проблем. На первом месте здесь стоит предательство, так как друг главного героя не прикрыл его в трудный момент. Кроме этого, в произведении поднимается вопрос сословного неравенства. Богатый Костылин ждет помощи со стороны, он привык жить на всем готовом. Простому военному Жилину приходится для этого серьезно трудиться.

Не обошел писатель и тематику войны. Горные народы ополчились против русских после того, как император захотел подчинить себе горцев. Он хорошо описывает злого старца, который всей душой ненавидит солдат, так как потерял из-за них всю свою семью.

Львом Николаевичем была полностью раскрыта тема смелости. Отвага и бесстрашность помогают Ивану вырваться на свободу. Отдельная глава посвящена доброте. Девочка-подросток, которая все детство провела среди работорговцев, не растратила это чувство. Она ценит людей исключительно по личным качествам, а не по размеру кошелька или национальности. В этом и есть главная мысль рассказа Толстого «Кавказский пленник».

Глава 3: Жизнь в ауле

Заключенные живут в селе уже больше месяца. Костылин все время боится и страдает, пишет родственникам очередное письмо и просит денег. Жилин времени даром не теряет, смотрит на горцев, начинает обдумывать план побега. Он также начинает заниматься рукоделием.

Он делает глиняных кукол, одну из которых берет Дина. На следующий день старый татарин ломает игру. Жилин делает новую куклу, даже лучше первой. Благодарная Дина начинает приносить Жилину молоко и даже еду.

Другие татары тоже проникаются симпатией к русскому офицеру. Он чинит их замки, их часы, их оружие. Однажды ему посчастливилось вылечить старого уважаемого горца. Остальные татары привыкли к Жилину, а Абдул-Мурат даже привязался к пленнику и не хочет его отпускать. Один из немногих, кто ненавидит русского офицера и хочет его смерти, — его дед-татарин, потерявший на войне восемь сыновей.

Шчасце жыць у мiрнай краiне.

Радзіма ёсць ва ўсіх людзей на Зямлі, толькі значэнне яе для кожнага асаблівае. Для аднаго чалавека – гэта месца, дзе ён з’явіўся на святло, для іншага – дом, дзе ён жыве, а для мяне – гэта мая краіна, вялікая і выдатная. Бацькі заўсёды вучылі мяне любіць Радзіму так, як любяць яе самі.

У першую чаргу, для мяне шчасце – блізкія людзі побач, цікавыя заняткі, развіццё, магчымасць вучыцца новаму. Мне б хацелася, каб людзі не перашкаджалі быць шчаслівымі адзін аднаму – не былі падступнымі, не зайздросцілі, не падманвалі, таму што гэтым яны робяць вельмі балюча. Мне непрыемна, калі нехта побач са мной пакутуе. Я мару жыць у добрым свеце. Для кожнага чалавека слова шчасце мае сваё асаблівае значэнне, звязанае з тым, як складваецца яго жыццё. Для многіх шчасце – гэта матэрыяльныя каштоўнасць, забяспечанае жыццё. Для духоўна багатых людзей вялікую каштоўнасць мае магчымасць духоўнага развіцця і ўзбагачэння. Часам здараецца, што шчасце – гэта тое, чаго не хапае або і зусім няма ў жыцці. Тады чалавек спрабуе знайсці гэта, зрабіць так, каб спраўдзіліся яго мары, — і гэта ўжо для яго шчасце. Вот i я так сама хачу, каб у нашай краiне не было нiчога дрэннага. Хачу, каб кожны мог памарыць i зразумець, што для яго шчасце. Каб нiколi нашы дзецi не ведалi, што такое вайна.

Радзіма — не толькі родная краiна чалавека, дзе ён жыве, а гістарычная, культурная спадчына яго народа. Беларусь — зямля нашых продкаў, багатая на падзеі і імёны. Кожны чалавек непасрэдна звязаны з той зямлёю, на якой нарадзіўся. Так і мы, дзеці нашай мілай матулі-Беларусі, павінны ведаць, што краіна, у якой мы жывём, — гэта самы цудоўны падарунак.

Цяпер, ідучы па шумных пыльных гарадскіх вуліцах, узіраючыся ў бліскучыя вітрыны і неонавыя шыльды, ты ў думках вяртаешся туды, дзе лавіў матылькоў па раніцах і еў бабуліны чарнічныя пірагі. Для чалавека няма нічога бліжэй і даражэй роднага краю — месца, якое выгадавала цябе.

На мой погляд, у нашай краіне і ў свеце на сённяшні дзень актыўна вядзецца вайна з тэрарызмам. Жаль, што на дадзены момант засталося мала ветэранаў, якія служылі і ваявалі за тое, каб на цяперашні момант людзі жылі шчасліва, не мелі патрэбу ў ежы і цяпле. Але зараз наша дзяржава добра клапоціцца аб ветэранах.

Як па мне так гэта першае, што павiнен рабiць кожны жыхар нашай краiны: паважаць і шанаваць старэйшых. Бо калі б не ветэраны, якія ваявалі за наша жыццё, то нас бы і не было. Але не ý кожнай краiне цiха. Я прывяду вам прыклад, дзе і цяпер праводзяцца ваенныя дзеянні. Гэта Сірыя або Данбас.

Мне хацелася б, каб у жыцці кожнага з нас ніколі не надыходзіла тая сумная часіна, якая адарвала б нас ад роднай зямлі, каб радасць адзінства з Радзімай заўсёды жыла ў нашых душах. Любiце i шануйце сваiх блiзкiх, так сама i Радзiму. Не пакiдай яе.

I глава

На Кавказе служил господин Жилин. Однажды он получает письмо от матери, в которой она просит сына ненадолго вернуться домой, она плохо себя чувствует и наконец хочет увидеть сына. Она также сообщает, что ищет для него невесту.

В то время на Кавказе шла война, и дороги были небезопасны. Жилин вместе с конвоем солдат отправляется в путь. В дороге часто случались поломки, и Жилин решает идти вперед один, полагаясь на своего верного коня. К нему присоединился еще один офицер, Костылин.

Как только двое отъехали от конвоя, их тут же настигли татары. Костылин в ужасе бежал, Жилин не хотел, чтобы его отдали живым, потому что знал, как татары обращаются с русскими пленными. Его лошадь была расстреляна, а самого человека привезли в деревню, поставили на колоду и бросили в сарай.

Сочинение Образ и характеристика Катерины

Отношение критиков и читателей к главной героине пьесы А.Н. Островского «Гроза» сложилось весьма неоднозначное. Для одних этот образ олицетворяет решительность, сильную личность, «луч света в темном царстве». Для других, наоборот, Катерина предстает слабой женщиной, не умеющей себя защитить, и от собственного бессилия выбравшей самоубийство как выход из ситуации.

Можно с уверенностью утверждать, что обе точки зрения имеют право на существование, и каждая из них будет в определенной степени верна. Сказать же более конкретно, кто есть Катерина на самом деле – слабовольная женщина или героиня с решительным твердым характером, представляется непростой задачей.

На долю Катерина выпала несчастная судьба. Жизнь в семье мужа не приносила радости, несмотря на то, что героиня отдавала всю себя, чтобы наладить отношения с Тихоном, полюбить его, сделать их совместную жизнь хоть чуточку счастливее. Но как бы ни стремилась к этому Катерина, у нее ничего не получалось. Муж безоговорочно подчинялся своей матери – Марфе Игнатьевне Кабановой. Это была суровая женщина, которая держала окружающих ее людей в страхе.

Она яро отстаивает принципы патриархального уклада жизни, считая их единственно верными и правильными. Кроме того, для нее очень важным является мнение других людей о ее семье и о ней самой. Она боится выглядеть в глазах окружающих как-то неправильно (с ее точки зрения), а потому печется обо всем внешнем и напускном. Сохраняя патриархальные традиции, Марфа Игнатьевна заставляет своего сына бить супругу за ту или иную провинность, велит Катерине «выть», когда та провожает мужа в дорогу и т.д.

Катерина не может принять такое бессмысленное и притворное поведение, которое абсолютно противоречит ее искренней натуре, тем убеждениям, которых она придерживается в отношении семьи, ее представлениям о счастливой жизни. Для нее важнее всего было внутреннее, настоящее, нежели внешнее, наносное.

Катерина, воспитывалась в купеческой семье, где росла в любви и тепле. Также особое место в ее жизни занимала религия. Их семья часто давала приют многим странникам, в сердцах которых жила искренняя вера в Бога.

Катерина сама рассказывает о своей жизни, и в этом рассказе читатель как нельзя лучше видит ту самую светлую, добрую и свободная душу девушки.

Мечтам Катерины о любящей и крепкой семье, детях, счастливой жизни не суждено было сбыться. Та жизнь, которая ожидала девушку в будущем, стала полной противоположностью этим мечтаниям. Катерина понимала, что не выдержит условий такой жизни, и ей ничего не оставалось, как решиться на отчаянный поступок. Возможно, это было проявлением душевной слабости, и все же имеем ли мы право судить несчастную женщину? Думается, что нет.

Остается говорить о том, что поступок Катерины является противоречивым и неоднозначным. И все же с уверенностью можно утверждать, что героиня есть образец светлого и доброго человека, достойного лучшей судьбы.

Рассказ о жизни Толстого

Историческая основа рассказа «Кавказский пленник», история его написания

Лев Толстой появился на свет 28 августа 1828 г. в дворянской семье старинного и знатного рода в поместье Ясная Поляна Тульской губернии. Всего в семье родилось четыре мальчика и девочка. Когда Льву не исполнилось и трех лет, умерла мать. Воспитание детей взяла на себя троюродная тетушка Т.А. Ергольская. После смерти отца в 1837 г. опекуншей сирот стала сестра отца. В 1840 г. племянников забрала к себе в Казань другая тетя по отцу П.И. Юшкова. В Казани в 1844 г. Лев стал студентом университета. Сначала учился на факультете восточных языков, после на юридическом.

Но в 1847 г. молодой человек учебу бросил и уехал в Ясную Поляну, доставшуюся ему по наследству. Живя в имении, занимался хозяйственной деятельностью и самообразованием. В 1849 г. открыл школу для детей крестьян. Некоторое время проживал в Москве и Петербурге, это было время духовных поисков.В 1851 г. уехал к месту службы старшего брата Николая на Кавказ. Жизнь Толстого изменилась: он принял решение поступить в армию. Сдав экзамены, стал служить в артиллерийской бригаде. В течение двух с половиной лет кавказской службы Толстой участвовал в военных операциях, проявил себя как смелый офицер. Во время службы на Кавказе были написаны первые рассказы Толстого, многие имеют автобиографическую основу.

Кавказская война в XIX в. длилась 47 лет с 1817 г. по 1864 г. Русская армия не вела активных боевых действий. Командующий русской армией генерал А. Ермолов назвал Кавказ огромной крепостью, которую будет защищать полумиллионная армия горцев. Свою политику он озвучил так: «Штурм будет стоить дорого. Так поведем же осаду». Горцы часто организовывали засады, чтобы взять в плен русских офицеров и потребовать выкуп. Некоторым из плена удавалось сбежать.

О судьбе русских пленных на Кавказе создавали произведения и до Толстого. А.С. Пушкин написал в 1921 г.поэму «Кавказский пленник». В этом романтическом произведении была описана история молодого пленного русского офицера, которого спасла из рабства влюбленная черкесская девушка. Разочарованный в жизни молодой человек не смог ответить на ее чувства, и девушка в отчаянии бросилась в воду. Спустя семь лет к этому сюжету обратился М.Ю. Лермонтов и тоже написал романтическую поэму с таким же названием. В русского пленника влюбляется черкешенка, но во время их побега молодого человека убивает отец девушки, которая с горя утопилась.

В 1872 г.выходит «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого. Сюжет похож на поэмы Пушкина и Лермонтова. Но произведение было не романтическим, а реалистическим. В плен по сюжету попали два офицера, отсутствовала любовная история

Автор детально описывает условия содержания в плену, уделяет внимание описанию быта и обычаев татар. Главный герой занят не размышлениями и воспоминаниями, а выживанием, ремеслом, подготовкой к побегу. Язык рассказа отличается простотой изложения, множество фактов и событий переданы короткими предложениями, описания сведены к минимуму

Язык рассказа отличается простотой изложения, множество фактов и событий переданы короткими предложениями, описания сведены к минимуму.

Жанр произведения определен как рассказ-быль. Слово «быль» подчеркивает достоверность сюжета «Кавказского пленника», основой для которого послужили реальные события. Сопровождая в крепость Грозную обоз, Толстой и его друг чеченец Садо решили оторваться от основной группы и поехать побыстрее. Они нарвались на засаду и едва не попали в плен. Им чудом удалось спастись, добраться до русской крепости и поднять тревогу. Подоспевшие на помощь казаки заставили горцев прекратить преследование. В своем дневнике Толстой записал: «Едва не попался в плен, но в этом случае вел себя хорошо». Переживания, испытанные во время этого приключения, были использованы в сюжете рассказа «Кавказский пленник».

В 1872 г. Толстой в Ясной поляне, создавая для своей школы «Азбуку», пособие для обучения чтению, написал несколько небольших рассказов и сказок для этой книги. Одним из рассказов, написанных для «Азбуки» стал«Кавказский пленник».

Сочинение по рассказу Чехова Дама с собачкой

Многие рассказы А.П. Чехова посвящены теме любви. Автор, подобно исследователю, изучает тонкости взаимоотношений между людьми, чувственную сторону их жизни. От его внимания не ускользает ни одна малейшая деталь, благодаря этому читатель может почувствовать весь спектр эмоций и чувств, переживаемых героями.

Завязка сюжета произведения «Дама с собачкой» происходит, когда автор описывает размеренную жизнь курортной Ялты, где одни отдыхающие сменяют других, а улицы и заведения в сезон всегда наполнены публикой. Однажды в городе появляется незнакомка – дама со шпицем

Некий господин Гуров сразу обращает на нее внимание, находит повод для знакомства и начинает ухаживать за ней…

Чехов показывает, что Гуров поначалу не относился серьезно к тому, что произошло между ним и Анной Сергеевной. Для него это была очередная мимолетная интрижка. Каждый раз, когда он приезжал на отдых, ему не составляло труда сойтись с какой-нибудь привлекательной женщиной. Эти отношения всегда были короткими и заканчивались, когда Гурову или избранной даме нужно было уезжать домой. Общение с Анной Сергеевной происходило по привычному для него сценарию: они много гуляли, разговаривали, проводили вместе вечера и ночи. Для нее же эти отношения стали настоящей трагедией, потому что она впервые изменила мужу.

Рассказ условно разделен на две смысловые части. В первой описывается знакомство, начало отношений и расставание. А во второй части читатель узнает, что Гуров никак не может забыть Анну Сергеевну и начинает осознавать, что любит ее. Он приезжает в город С., чтобы снова встретится. Оказывается, что и она, как прежде, его любит. Но их отношения не могут быть открытыми, поскольку и он, и она имеют супругов и устоявшуюся стабильную жизнь.

Я думаю, что Чехов хотел показать, что даже мимолетный курортный роман может стать настоящей историей любви, в которой герои способны испытывать действительно глубокие чувства.

Автор сознательно делает финал рассказа открытым. Мы только можем догадываться, что влюбленные продолжат свои тайные встречи. Каждый из них в глубине души понимает, что у таких отношений нет как такового будущего. Их жизнь останется неизменной, такой же, как и была до встречи, но сами герои уже не будут прежними, ведь им посчастливилось по-настоящему полюбить. В этом, по сути, раскрывается реализм Чехова.

2 вариант

Это рассказ о несчастной любви. Любовь – прекрасное чувство, которое приходит к людям в любое время, в любом возрасте. Весь вопрос в том, как они им распорядятся, что будут делать дальше. Что-то изменят в своей жизни, хватит ли у них на это духу и сил? Или оставят всё без изменений?

Сюжет «Дамы с собачкой» очень простой. На курорте в Ялте встретились два семейных человека – он и она. Я так думаю, что если бы они были счастливы каждый в своей семье, они бы и не обратили внимания друг на друга. А тут их как будто тянет друг к другу какая-то неведомая сила.

Он, филолог Дмитрий Гуров, женат, трое детей. Жену не любит и не уважает, т.к. не верит в любовь. По всей видимости, она это знает и терпит, потому что спокойно отпускает его на очередной курорт. А он там заводит очередной курортный роман.

Ему уже не стыдно, нет никаких угрызений совести. Это вошло в привычку. Он считает, что женщины созданы для того, чтобы ублажать мужчин. Поэтому, он с лёгкостью заводит романы, и также легко бросает обманутых женщин.

Она, дама с собачкой, Анна, родом из Санкт-Петербурга. В браке не счастлива, мужа не любит, но ему не изменяет. Считает это смертным грехом. Тоже приезжает на курорт в поисках романа, чтобы отвести душу. Но ей от этого поступка стыдно, она мучается.

После встречи с Гуровым Анна осознает, что встретила настоящую любовь. Но она не может разорвать узы опостылевшего брака. Да и неизвестно, как сложится жизнь с Гуровым. Ведь у него трое детей. Да и розовые очки спали, и Анна видит у Гурова множество недостатков.

Он вдруг понял, что это не очередной курортный роман, который быстро забудется. Это нечто большее, это настоящая любовь. Но как быть с репутацией? Так страшно её потерять. Что скажут в обществе? Вот и вынуждены они встречаться тайком. И на людях скрывать свои чувства и отношения.

Но они теперь без этого не могут. Для них это как отдушина от реальной жизни, где они оба, каждый по-своему, глубоко несчастны. Чехов специально не заканчивает рассказ. Он даёт возможность читателю самому дописать его. Какой может быть тут конец? Либо счастливый, либо несчастный.

Но я думаю, что вероятность счастливого конца очень мала. Найдёт ли в себе силы Анна разорвать ненавистный брак? Вряд ли. В то время развестись было очень сложно. Муж может оставить её без содержания, да и позор перед друзьями и знакомыми. И она со статусом «разведёнка»? Нет, на такое она не решится.

Да и он не разведётся. Если бы хотел, то давно бы это сделал. Его устраивает такая жизнь. Мужчине всегда легче и проще, чем женщине. На его связи на стороне общество всегда смотрело сквозь пальцы. Другое дело женщина. Достаточно вспомнить Анну Каренину, чем закончился её уход от мужа.

Нет, так и будут они прятаться от людей, пока кому-нибудь из них это не надоест. И он или она найдут другую любовь и покончат с этими отношениями.

Глава 5: Неудавшийся побег

Костылин и Жилин, несмотря на все трудности, убегают из села. Им предстоит очень долгий путь. Жилин – невысокий, но очень сильный и выносливый мужчина – терпеливо преодолевает все препятствия. Переполнявший Костылин был совершенно измотан и промочил ноги в крови.

Он не готов драться и плачет от боли. Жилин не может оставить своего товарища и кладет его себе на спину. Однако горцы уже слышали стоны и охоту.

Жилин и Костылин взяты в плен и возвращены в деревню. Их бьют, приковывают к колодкам и сажают в глубокую яму. Под влиянием своего деда-татарина Абдул-Мурат пригрозил, что, если он не получит выкуп в течение двух недель, Жилин и Костылин будут убиты. Попытка побега снова будет караться жестокой смертью.

Образ и характеристика Катерины в пьесе Островского Гроза сочинение 10 класс

Катерина – главная героиня драмы Островского. Чтобы узнать черты характера героини, надо заглянуть в ее душу, увидеть прошлое.

Детство Кати протекало счастливо и безоблачно. Образование Катя не получила: знания черпала из рассказов странниц и богомолок. Всему рассказанному верила и восхищалась, как много интересного происходит на свете. Работой ее не обременяли: поливала цветы, немного работала по хозяйству.

Очень любила ходить в церковь. Церковь ей казалась большим светлым храмом, где она видела летающих ангелов. По ночам девочке являлись волшебные сны, и тогда она просыпалась счастливой.

Катерина была доброй и наивной девушкой, религиозной и покорной, так как не видела злобы в мире, в котором жила.

Вся жизнь изменилась, когда Катерина вышла замуж. Она попала в семью, где царила ненависть ко всем окружающим людям. Природа, посещение церкви, разговоры со странницами уже не радуют девушку, ангелы перестали прилетать. Катерина вышла замуж за Тихона без любви, просто еще не успела никого полюбить. Катерина думает, если полюбить Тихона, то мир изменится. Но ее одергивает Кабаниха, злая свекровь. Ни одного доброго слова не заслужила Катерина от этой женщины. Тихон, забитый своей матерью, может быть и полюбил бы Катерину, но он не знает этого чувства. В доме Кабанихи нет положительных персонажей.

Черная, давящая атмосфера дома толкает Катерину на бунт. Невыносимо больше обходиться без солнца, добра, любви. Любовь к Борису – вот что не дает ей окончательно погибнуть, зачахнуть. Зная, что поступает неправильно, она все же идет на греховное свидание с Борисом. Этот грех висит в ее душе тяжелым камнем. Она верит в бога, совесть – вот ее бог. Религиозность Катерины не позволяет ей спокойно жить с грехом. Она рассказывает все мужу и свекрови о своей измене.

Тихон прощает жену, но она сама не может простить себя. Признание не дает облегчения. Возможность вернуться домой, к мужу, для нее равносильно смерти. Катерина выбирает смерть как свою собственную свободу. Самоубийство тоже грех по учению церкви, но это не пугает молодую женщину. И церковный и людской суд она смогла преодолеть.

Даже Тихон, забитый матерью, обвиняет Кабаниху в смерти жены. Катерина показала всем, что можно бороться, пусть даже ценой собственной жизни.

Драма Островского, написанная в 1860 году, накануне отмены крепостного права, стала символом обновления российского общества. Гроза – природное явление, своей силой и мощью смывает всю грязь. «Гроза» – пьеса, олицетворение нового в купеческой жизни России.

Катерина – это образ русской женщины, способной любить, оставаться свободной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: