Хлестаков

Хлестаков иван александрович - характеристика героя в комедии н.в. гоголя "ревизор"

Хлестаков – пустейший человек в комедии Гоголя

Читая комедию Гоголя «Ревизор», мы видим, что видные люди города N думают о Хлестакове, как о проверяющем. Испугавшийся вначале, молодой человек быстро сообразил, что эта ситуация может сыграть ему на руку.

Был момент, когда Хлестаков боялся городничего, потому что тот, по его мнению, хотел арестовать молодого человека. Но потом оказалось, что опасения эти пустые, и характеристика Хлестакова для нас, как для читателей, сразу явно обозначилась. Он понял, что городничий и другие боятся чинов, и заискивают перед теми, кто стоит по долгу службы выше, и Хлестаков буквально вымогает деньги из карманов этих людей, скрывшись после этого неизвестно где.

Вам в сочинении на тему характеристика Хлестакова пригодится следующий вывод: этот персонаж создан Гоголем, чтобы проявить сущность чиновников в городе N. Все их недостатки и нечистые поступки вылезли наружу. А как они стали вести себя по отношению друг к другу? Да, поначалу все они строили милые физиономии и растягивали лица в улыбках, как будто уважают друг друга и всё у них замечательно. Но после – эта «элита» города превратилась в непримиримых врагов, которые оскорбляют других и готовы окунуть кого угодно в грязь с головой.

Образ Хлестакова

Хлестаков — типичный столичный прожигатель жизни: пустой, самовлюблённый, развязный. Строгий отец так и не смог привить ему высокие моральные принципы, представления о чести и порядочности. Не имея крепкого внутреннего стержня, он с легкостью поддаётся столичным соблазнам, а в удовлетворении своих желаний видит смысл жизни.

У Хлестакова совершенно нет чувства собственного достоинства. Не имея силы воли сопротивляться своей главной слабости — карточным играм, он регулярно остаётся без средств к существованию. Чтобы прокормить себя, герой вынужден за гроши продавать свою модную дорогую одежду, недоплачивать за съёмное жилье, унижаться перед трактирщиками.

При этом Хлестаков — абсолютно безобидный, не злобный человек, способный очаровывать собеседников своими манерами и светским обхождением. Став жертвой обстоятельств, он лишь поддерживает иллюзию, созданную самими чиновниками. По сути, он лишь транслирует то, что от него хотят услышать.

К Хлестакову невозможно относиться серьёзно. Это пустой, ветреный, легкомысленный человек, не способный отвечать ни за свои слова, ни за свои поступки. Это обобщённый образ, в котором автор собрал слабости и пороки столичного светского общества того времени. Однако он не утрачивает своей актуальности и по сей день.

Новаторство комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Появление в 1836 году комедии «Ревизор» стало знаменательным событием в общественной жизни 19 века. Автор не только критиковал и высмеивал пороки царской России, но и призывал зрителей и читателей заглянуть в свою душу, задуматься об общечеловеческих ценностях.

Свою комедию Гоголь назвал пьесой, «задирающей общественные злоупотребления». Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», на мой взгляд, подчёркивает проблематику пьесы, обобщающий обличительный смысл «Ревизора». «Здесь досталось всем, а больше всех мне», – сказал однажды сам Николай I.

Говоря о новаторстве комедии, важно отметить, что характер Хлестакова был новым в литературе. Да, конечно, и до Н.В.Гоголя в комедиях осмеивались плуты и мошенники, лгуны и хвастуны, но характеристика таких персонажей обычно исчерпывалась какой–либо одной чертой

А Хлестаков становится героем более сложным, это обобщённый образ, включающий в себя многие пороки.

Герои Гоголя типичны, их можно встретить во все времена и эпохи. И в наши дни, спустя более полутора веков после написания пьесы, можно встретить городничих, ляпкиных – тяпкиных, земляник, хлоповых. Гоголь не наделяет своих героев какими-то исключительными чертами добродетельности или порочности, как это делалось раньше. Его герои реалистичны, и поэтому их нельзя разделить на «плохих» и «хороших». Каждый из них «болен» какой-либо социальной хворью… В пьесе нет ни одного положительного героя. «Зачем не выставлено сюда хотя бы одного возвышенного, благородного человека, на котором бы отдохнула дума? Затем, что бледен и ничтожен был бы здесь добрый человек» – говорил сам Гоголь.

Важно заметить и то, что речь одного и того же героя меняется в зависимости от обстоятельств, что создаёт комичность всей ситуации в целом. Городничий очень груб с подчинёнными, называя их архиплутами, самоварниками, аршинниками, надувалами

Но его лексика совсем иная в разговоре с Хлестаковым, которому он говорит: «позвольте мне предложить», «желаю здравствовать», «не делайте несчастным».

Таким образом, можно говорить о том, что появление ревизора имело огромное значение для русской литературы девятнадцатого века. Гоголь отказался от многих классических норм в создании своей комедии и внёс много новых принципов, характеризующих персонажей с новой стороны.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Морали нет, есть только выгода

Никаких моральных ограничений для Хлестакова нет. Он пустой и несерьезный человек, который озабочен лишь собственным благополучием. И когда к нему приходят чиновники, чтобы дать ему элементарную взятку, он принимает ее как должное. Вначале, когда деньги дают первый раз, он необыкновенно тушуется и даже роняет их от волнения. Но когда заходит почтмейстер, Хлестаков уже более уверенно принимает деньги. У Земляники он просто требует их с напором. Пока что он уверен в душе, что эти средства он берет взаймы и непременно их отдаст

Но как только он понимает, что его перепутали с важной персоной, Хлестаков мгновенно подстраивается под ситуацию и решает воспользоваться таким отличным шансом

Отношение к Петербургу

Иван очень любит Петербург. Здесь много различных развлечений и магазинов, никогда не бывает скучно. Все улочки и улицы стали для него родными. 

А постоянная активная светская жизнь приносит только радости и удовольствия ветреному герою. Всегда можно найти игроков в карты, вот только научиться бы ему самому выигрывать. Постоянно после игр в картишки остается ни с чем.

Хлестаков признается, что не сможет прожить без любимого города: «я не могу жить без Петербурга». Прибыв в городишко «ревизором», рассказывает жителями о любви к Петербургу: «кто же сравнит с Петербургом! Эх, Петербург! что за жизнь».

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.

Полное имя — Иван Александрович Хлестаков.

Возраст — 23–24 года.

Род занятий — чиновник.

Семья — не женат, из членов семьи указан лишь отец.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из дворянского семейства.

Воспитание — традиционное для дворянских семейств.

Образование — традиционное для дворянских семейств.

Внешность — невысокий худенький шатен с приятными чертами лица.

Характер — поверхностный, легкомысленный, красноречивый, азартный, способный увлекать за собой.

Положительные черты — воспитанный, обаятельный молодой человек с хорошими манерами, способен нравиться и мужчинам, и женщинам, красноречив, легкомысленно относится ко всяким жизненным трудностям.

Отрицательные черты — недалёкий, жадный, ветреный, беспечный, высокомерный, трусливый.

Автор — Николай Васильевич Гоголь.

Вариант 1

1. “Я не знаю, что это за человек, но он точно не из нашего города. Он говорит так, будто мы все дураки, а он один умный. И взгляд у него такой презрительный, словно мы ему ничего не стоим.”

2. “Этот чиновник – настоящий хитрец. Он умеет обманывать и манипулировать людьми, чтобы получить то, что ему нужно. Но я не думаю, что он сможет обмануть нас – мы не такие глупые, какими он нас считает.”

3. “Она такая кокетливая и притворная. Кажется, что она всегда играет роль, и никогда не показывает своих истинных чувств. Но я не думаю, что она такая умная, как она себя выдает.”

4. “Этот человек – настоящий лентяй. Он никогда не работает, а только ждет, что ему что-то достанется. Но я не думаю, что он сможет получить то, что хочет, если он не начнет работать.”

5. “Он такой жадный и алчный. Он готов пойти на любые меры, чтобы получить деньги и власть. Но я не думаю, что он сможет добиться своих целей, если он не научится быть более честным и справедливым.”

Характеристика Хлестакова другими героями

Городничий

При первом знакомстве городничий принимает Хлестакова за серьёзного и сердитого человека.

Городничий уверен, что Хлестаков — сложный, хитрый, расчётливый человек, с которым нужно быть особенно осторожным.

Городничий восхищается умением мнимого ревизора ловко и изворотливо врать.

Городничий считает Хлестакова умным, образованным человеком.

Городничий откровенно боится Хлестакова и очень хочет понять, до какой степени опасен столичный чиновник.

Городничий прекрасно понимает, что Хлестаков приукрасил своё положение в столичном обществе, однако он считает подобное поведение нормой.

После разоблачения Хлестакова городничий никак не может себе простить, что мог так обмануться и принять столичного франта за важного чиновника. Слуга Осип пренебрежительно относится к своему легкомысленному хозяину, который не может жить без того, чтобы не пускать пыль в глаза окружающим

Его пристрастие к азартным играм является причиной частого отсутствия денег

Слуга Осип пренебрежительно относится к своему легкомысленному хозяину, который не может жить без того, чтобы не пускать пыль в глаза окружающим. Его пристрастие к азартным играм является причиной частого отсутствия денег.

Осип недоволен тем, что его молодой хозяин ведет разгульный образ жизни и безответственно относится к службе.

Осип — верный и надежный слуга, который не выдаёт своего беспутного молодого барина и видит выгоду во лжи.

Осип, подыгрывая барину, описывает его привычки и требования.

Анна Андреевна

Анна Андреевна считает Хлестакова важным столичным гостем и пытается произвести на него впечатление при помощи нарядов.

Анна Андреевна впечатлена столичным обхождением Хлестакова, его галантными манерами. Она уверена, что смогла покорить его.

Анна Андреевна совершенно покорена Хлестаковым, она рада общению с молодым человеком со светским обхождением.

Анна Андреевна высоко ценит Хлестакова, считая его образцом молодого человека.

Марья Антоновна

Марья Антоновна в восторге от внешности Хлестакова.

Марья Антоновна отмечает безусловное превосходство столичного гостя, в обществе которого чувствует себя глупой провинциалкой.

Бобчинский и Добчинский

Городские помещики Бобчинский и Добчинский считают Хлестакова столь важной особой, что сравнивают его с генералиссимусом

Почтмейстер

Почтмейстер отмечает обхождение Хлестакова, который ведёт себя просто, не заносчиво.

Почтмейстер становится тем человеком, который первым разоблачает Хлестакова.

Второстепенные персонажи

Лука Лукич Хлопов

Смотритель училищ, титулярный советник.

Служит смотрителем училищ. Боится всего, старается быть тихим и незаметным. Очень робкий.
Подробная характеристика Хлопова.

Аммос Фёдорович Ляпкин – Тяпкин

Уездный судья в чине коллежского асессора.

Является судьёй, в соответствие со своей фамилией, службу несёт «тяп – ляп». Прочитал несколько книжек, теперь считает себя вольнодумцем. Заядлый охотник. Как и все, берёт взятки, но «борзыми щенками».
Подробная характеристика Ляпкина-Тяпкина.

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений, надворный советник.

Занимается богоугодными заведениями, строит свою карьеру, обличая и оговаривая своих друзей. Завистливый и льстивый, умеет подать себя в выгодном свете. Халатно относится к своим обязанностям по обеспечению больниц, и больные часто умирают, что Земляника считает в порядке вещей.
Подробная характеристика Земляники.

Иван Кузьмич Шпекин

Почтмейстер.

Работает на почте, любит вскрывать и читать чужие письма, а также забирать себе те, которые ему очень понравились. Как и остальные жители города, безответственно относится к своим обязанностям, поэтому почта работает из рук вон плохо. Именно он узнал из письма Хлестакова о том, как обманулись чиновники.
Подробная характеристика Ивана Кузьмича Шпекина.

Бобчинский и Добчинский

Мелкие помещики. Мужчины средних лет.

У этих помещиков не только похожие фамилии, но и одинаковые имена, да и внешне они похожи: толстенькие, кругленькие, мелкие сплетники. В характеристике героев нет ничего достойного: они ничтожные люди, никому не интересны.
Подробная характеристика Бобчинского и Добчинского.

Христиан Иванович Гибнер

Уездный лекарь. Иностранец.

Врач, который совершенно не говорит на русском языке, лечением пациентов не занимается, о чём можно догадаться и по говорящей фамилии.
Подробная характеристика Христиана Ивановича Гибнера.

Степан Ильич Уховертов

Частный пристав.

Начальник полиции, не имеет авторитета даже у подчиненных. Квартальные, вместо того чтобы наблюдать за порядком, сами являются его нарушителями.
Подробная характеристика Степана Ильича Уховертова.

Полицейские, подчинённые Уховертова.

Работают в полиции, выпивохи, первые правонарушители в городе.

Унтер-офицерская вдова Иванова

Женщина, которую по ошибке прилюдно высекли.

Вдова, которую незаконно высекли. Пришла к Хлестакову с жалобой на полицейских.

Слесарша Пошлепкина

Мещанка, жертва произвола власти.

Объясняет мнимому «ревизору», что городничий за взятку освободил сына купчихи от службы, а вместо него отправил на службу её мужа, просит о помощи.

Тряпичкин

Приятель Хлестакова, столичный литератор.

Товарищ Хлестакова, трудится на литературном поприще. Любитель сенсационных новостей. Именно ему пишет Хлестаков о случившемся, подкидывая ему тему для статьи о глупости чиновников.

Чиновники в отставке.

Городские служащие в отставке, исполняют минимальную роль.

Слуга Мишка

Слуга городничего, крепостной.

Играет роль «мальчика на побегушках», служит у городничего.

Комедия Гоголя и в наше время остаётся актуальной, так как типы его персонажей распространены и сейчас повсюду. В «Ревизоре» герои, чиновники-бюрократы, правдоподобны и узнаваемы. Характеристика героев, данная в таблице, может быть полезна для читательского дневника.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Ревизор»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Ревизор»

для самых компанейских —

Главные герои «Ревизор»

для самых занятых —

Читательский дневник «Ревизор»

для самых любопытных —

Анализ «Ревизор» Гоголь

для самых крутых —

Читать «Ревизор» полностью

Тест по произведению

  1. /17

    Вопрос 1 из 17

Самые популярные материалы декабря для 8 класса:

Образ Петербурга в комедии «Ревизор»

Манеры Хлестакова

Главная мысль «Ревизора»

Роль эпизода в «Ревизоре»

Роль немой сцены в «Ревизоре»

Смысл эпиграфа (Ревизор)

«Мцыри» главные герои

Почему Мцыри бежал из монастыря

Характеристика Гринёва

Сочинение «Образ Пугачева»

Рассуждение

Знаменитая комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», покорившая сердца читателей своей саркастической насмешкой и иронией в отношении общества первой половины XIX века. Образ одного из главных героев произведения необычайно ярок и многогранен.

Хлестаков Иван Александрович — молодой чиновник в возрасте 23 лет, родом из Петербурга, обладающий тонким и худощавым телосложением. Как описывает его сам Николай Васильевич, Хлестаков обладатель невысокого роста, беглых глаз и приятной внешности. Именно внешность в большей степени помогала ему в обольщении женщин. Как говорит автор, он никогда не страдал от недостатка женского внимания, являясь большим их любителем и почитателем.

Что касается внутреннего мира героя, то следует сделать вывод, что мужчина глуповат, и словами бросался намного быстрее, чем успевал думать. Про таких людей часто говорят «без царя в голове». Но, несмотря на свою недалекость, Иван Александрович умеет убедительно блефовать и лгать глядя в глаза окружающим. Именно этот фактор и сыграл важнейшую роль в обмане чиновников города N. На столько искусно было вранье, что местные жители приняли его за настоящего ревизора, всячески обхаживая обманщика и предлагая ему деньги.

А деньги Хлестакову действительно были нужны. Из-за привязанности к азартным играм, он постоянно проигрывал все свои деньги, которые ему присылал отец. Даже слуга главного героя в некоторой степени предвзято и небрежно относится к своему хозяину. Но не смотря ни на какие наставления и поучения, Иван Александрович все также продолжал безалаберно обращаться с деньгами. Порой ситуация доходила до того, что ему приходилось занимать деньги у других с полным осознанием, что не собирается возвращать долги.

Самого себя Хлестаков позиционирует как человека маленького, незначительного, отлично понимающего свой статус в обществе. Тем не менее обладает огромной самовлюбленностью. Он не стесняется называть себя генералом, прославленным писателем или великим общественным деятелем. Причем мужчина и сам был глубоко убежденным в своих собственных выдумках. Еще одним качеством, которым чиновник обладал — это любовь к дорогим костюмам. Он обожал следовать моде, что также повлияло на благоприятное расположение к нему местных чиновников и прекрасных дам. В то время как это вновь приводило к необдуманным тратам денег.

Изучив комедию Гоголя, можно смело сделать вывод о том, что образ Хлестакова И.А. представляет собой самодура с пустой душой, умеющего своевременно притворится тем, кем нужно и воспользоваться ситуацией себе во благо.

Цитаты Хлестакова

Ведь это, говорят, новое счастье, когда новенькими бумажками.
Я отчаянный человек, я решусь на всё: когда застрелюсь, вас под суд отдадут.
А очень не дурна, да и матушка такая, что еще можно бы…
Я не беру совсем никаких взяток. Вот если бы вы, например, предложили мне взаймы рублей триста — ну, тогда совсем дело другое: взаймы я могу взять.

Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия.
Легкость в мыслях необыкновенная!
Это топор, зажаренный вместо говядины.
Ах, какой мошенник! Да за это просто в Сибирь.
Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку.
Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» — «Да так, брат, — отвечает, бывало, — так как-то все…» Большой оригинал.
Так немножко прошёлся, думал, не пройдёт ли аппетит — нет, чёрт возьми, не проходит.
Со мной престранный случай: в дороге совершенно издержался. Нет ли у вас денег взаймы, рублей четыреста?
Хорошие заведения. Мне нравится, что у вас показывают проезжающим всё в городе. В других городах мне ничего не показывали.
Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста, — я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, — так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот.
Я, кажется, всхрапнул порядком. Откуда они набрали таких тюфяков и перин? Даже вспотел.
Осмелюсь ли быть так счастлив, чтобы предложить вам стул? Но нет, вам должно не стул, а трон…
Если вы не согласитесь отдать руки , то я чёрт знает что готов…
Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я.
Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш…
Я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, — думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги.— из письма

Городничий глуп, как сивый мерин.— из письма

Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста, — я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, — так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот. 
Ведь мой отец упрям и глуп, старый хрен, как бревно. Я ему прямо скажу: как хотите, я не могу жить без Петербурга. За что ж, в самом деле, я должен погубить жизнь с мужиками? Теперь не те потребности; душа моя жаждет просвещения.
Чай такой странный: воняет рыбой, а не чаем.
Ну, ну, ну… оставь, дурак! Ты привык там обращаться с другими: я, брат, не такого рода! Со мной не советую…
Боже мой, какой суп! Я думаю, ещё ни один человек в мире не едал такого супу: какие-то перья плавают вместо масла.
Жаль, что Иохим не дал напрокат кареты, а хорошо бы, черт побери, приехать домой в карете, подкатить этаким чёртом под крыльцо к какому-нибудь соседу помещику, с фонарями, а Осипа сзади, одеть в ливрею… Воображаю, как бы все переполошились: «кто такой, что такое?» А лакей входит: (вытягиваясь и представляя лакея) «Иван Александрович Хлестаков из Петербурга, прикажете принять?»
Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню. И всё случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: «Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь». Думаю себе «Пожалуй, изволь, братец!». И тут же в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил.  У меня легкость необыкновенная в мыслях. Всё это, что было под именем барона Брамбеуса, «Фрегат Надежды» и «Московский телеграф»… всё это я написал.

Обман века

Начинается это произведение с того, что в одном уездном городке ждут очень важную персону — ревизора, который едет с важной проверкой. И вот приезжает господин, весьма скромный и деловой

Краткий образ Хлестакова в комедии «Ревизор» автор рисует весьма положительными красками. Иван Владимирович, так зовут приезжего, весьма «приятной наружности». Он не производит ошеломляющего впечатления и даже ничем не примечателен. Но если внимательно приглядеться к герою, он весьма достоин внимания.

Обстоятельства сложились так, что Хлестакова приняли за важную персону. И он, вместо того чтобы сразу исправить недоразумение, мгновенно входит в образ. Тут-то и проявляются самые потаенные качества его характера.

Популярные сегодня темы

  • Поэма «Руслан и Людмила» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в период с 1818 по 1820 год, после того, как он окончил лицей. Сам автор иногда говорил, что начал произведение ещё во время обучения, однако анализируя фактам можно сделать вывод

  • Хлестаков честно признаётся, что он любит покушать. Все мысли о еде. «Я люблю поесть». Это его слабость. «Они едят, а я не ем».

  • Произведение Грибоедова «Горе от ума» произвело большой фурор на читателей. Комедия стала полноценной пьесой, которая включает в себя классицизм и новое искусство. Кроме того, там есть реализм

  • Большую долю творческого наследия Михаила Лермонтова составляют романтические произведения. Самым видным произведением, написанным в данном направлении является поэма «Мцыри». Какие признаки указывают на то, что это романтическое произведение?

  • Тыбурций и судья – два персонажа одного и того же произведения, в котором они предстают перед читателем как некие образы людей, которые готовы практически на всё ради людей которых они любят

Цитаты персонажей

Хлестаков

Поросенок ты скверный… Как же они едят, а я не ем? Отчего же я, черт возьми, не могу так же? Разве они не такие же проезжающие, как и я?

Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен. Как вы? Какие вам больше нравятся – брюнетки или блондинки?

Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Я – признаюсь, это моя слабость, — люблю хорошую кухню.

Без чинов, прошу садиться.

Боже мой, какой суп! Я думаю, еще ни один человек в мире не едал такого супу: какие-то перья плавают вместо масла.

Легкость в мыслях необыкновенная.

Это топор, зажаренный вместо говядины.

Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой. Скучно, брат, так жить; хочешь наконец пищи для души. Вижу: точно нужно чем-нибудь высоким заняться.

И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры…Можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!

Меня завтра же произведут сейчас в фельдмаршалы.

Я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность.

Ну, ну, ну…оставь, дурак! Ты привык там обращаться с другими: я, брат, не такого рода! Со мной не советую.

Городничий

Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.

А, черт возьми, славно быть генералом!

Прилгнул немного; да ведь не прилгнувши, не говорится никакая речь.

Ну, в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было.

Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!

Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено.

Да если проезжающий чиновник будет спрашивать службу, довольны ли вы, чтоб отвечали «Всем довольны, Ваше Благородие!» А который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия!

Как я, нет, как я, старый дурак! Выжил глупый баран из ума!

Ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но перед добродетелью все прах и суета.

Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла.

Ляпкин-Тяпкин

Большому кораблю – большое плаванье.

А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне.

Ну, город наш!

Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем другое дело.

О боже, вот уж я и под судом! И тележку подвезли схватить меня!

Земляника

По заслугам и честь.

Насчет врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, – лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то он и так умрет, если выздоровеет, то он и так выздоровеет.

С тех пор как я принял начальство, — может быть, вам покажется даже невероятным, — все как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.

Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несет такая капуста, что береги только нос.

Лука Лукич

Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул.

А у меня, подлец, выпонтировал вчера сто рублей (о городничем).

Ей-богу, и в рот никогда не брал луку.

Осип

На пустое брюхо всякая ноша тяжела кажется.

Черт побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил.

И веревочка в дороге пригодится.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: