Характеристика героев тоска чехов

Тоска чехов цитаты характеризующие главного героя

А. П. Чехов. «Тоска». Анализ произведения

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Время и история создания

Рассказ появился в январе 1886 года в разделе «Летучие заметки» «Петер­бургской газеты».

Сюжет

Начинается рассказ с описания извозчика Ионы, который, сгорбившись, не­подвижно сидит на козлах, хотя его и его лошадь уже засыпало снегом.

Какой-то военный велит везти его на Выборгскую сторону. Извозчик рассказы­вает своему пассажиру, что у него на прошлой неделе умер сын. Но пассажир, ви­димо, не хочет слушать Иону. Высадив его, Иона опять сидит неподвижно, ждет.

Молодым людям не до разговоров с Ионой, они его ругают и говорят, чтобы ехал быстрее. Он и им говорит, что у него сын помер. Ему коротко отвечают: «Все помрем».

Иона хочет рассказать про своего сына, но они уже приехали к месту назна­чения.

Опять он остается один. Его мучает тоска. Он ищет, с кем бы поговорить.

Обращаться к людям бесполезно. Он пытается поговорить с другим извозчи­ком, но тот засыпает. Иона за всю неделю после смерти сына ни с кем так и не поговорил, хотя ему очень хотелось. Он идет к лошади в конюшню, кормит ее сеном и рассказывает ей все, что у него на душе.

Поэтика, композиция, идея

Жанр — рассказ.

Тема тоски звучит уже в открывающем рассказ описании пейзажа: изображе­ние снега, падающего на вечерний город и не замечаемого бегущими толпами, содержит, как в увертюре, основную тему.

Можно сказать, что в этом рассказе принцип музыкальности находит точное воплощение.

В рассказе четырежды повторяется ситуация несостоявшегося общения

По­вторы проясняют тему рассказа: одиночество человека среди толпы, отсут­ствие отклика на чужую боль, невнимание к чужой душе.. Идея рассказа — протест против ненормальности, неестественности челове­ческих отношений, осуждение равнодушия к чужому горю.. Идея рассказа — протест против ненормальности, неестественности челове­ческих отношений, осуждение равнодушия к чужому горю.

Идея рассказа — протест против ненормальности, неестественности челове­ческих отношений, осуждение равнодушия к чужому горю.

И в конце рассказа Иона находит такого «человека» — это его лошадь. Общение состоялось, тоска поведана, но в комически-абсурдной форме.

Во многих произведениях Чехова самые разные герои встречают вместо ожидаемого отклика на свое чувство невнимание, непонимание, равнодушие. Эту тему можно назвать сквозной в творчестве писателя.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Чехов. Все произведения

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата №6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Чёрный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Молодой извозчик  — мужчина, встретившийся Ионе в ночлежке. Ему, как и всем, не было интересно слушать о беде главного героя. Отрешенный человек, уставший от работы.
  •  Военный  — первый за день клиент Ионы. Равнодушный мужчина. Всем видом показывает, что ему безразличны проблемы Ионы.
  •  Дворник  — прохожий, встретившийся Ионе. Грубый человек, бесцеремонно прогнавший главного героя.
  •  Лошадь Ионы  — рабочая лошадь главного героя. Единственный персонаж рассказа, которому Иона смог высказаться от полной безысходности.
  •  Трое молодых людей  — пассажиры Ионы. Двое высокие, а третий низкий и горбатый. Взбалмошные и шумные молодые люди, разговаривают друг с другом на повышенных тонах. Тоже не захотели слушать Иону.

Главные герои

Анализ и смысл

Произведения[]

Издано при жизни

  • 1925 — «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» (в соавторстве с E.B. Гордоном)
  • 1937 — «Хоббит, или Туда и обратно» / The Hobbit or There and Back Again — с этой книгой Толкин вошёл в литературу. Книга первоначально возникла как произведение для семейного круга — сказку о хоббите Толкин начал рассказывать своим детям. Почти случайно попав в печать, история о приключениях хоббита Бильбо Бэггинса неожиданно завоевала широкую популярность среди читателей всех возрастов. Уже в этой сказке был заложен огромный мифологический пласт. Сейчас же книга известна больше как своеобразный пролог к «Властелину Колец».
  • 1945 — «Лист кисти Ниггля» / Leaf by Niggle
  • 1945 — «Баллада об Аотру и Итрун» / The Lay of Aotrou and Itroun
  • 1949 — «Фермер Джайлс из Хэма» / Farmer Giles of Ham
  • 1953 — «Возвращение Беорхтнота, сына Беорхтхельма» / The Homecoming of Beorhtnoth Beorhthelm’s Son (пьеса)
  • 1954—1955 — «Властелин колец» / The Lord of the Rings. Книга, ещё в середине 1970-х годов вошедшая в число самых читаемых и издаваемых книг в мире. Центральное произведение Толкина. Эпопея, повествующая о Средиземье, была напечатана в 1954—1955 годах в Англии и спустя некоторое время породила настоящий толкиновский культ, который начался в США в 1960-е годы.
    • 1954 — «Братство Кольца» / The Fellowship of the Ring

      1954 — «Две башни  / The Two Towers

    • 1955 — «Возвращение короля» / The Return of the King
  • 1962 — «Приключения Тома Бомбадила и другие стихи из Алой книги» / The Adventures of Tom Bombadil and Other Verses from the Red Book (цикл стихов).
  • 1967 — «Дорога вдаль и вдаль спешит» / The Road Goes Ever On (с Дональдом Суонном)
  • 1967 — «Кузнец из Большого Вуттона» / Smith of Wootton Major

Издано посмертно

Все посмертные издания вышли под редакцией сына писателя, Кристофера Толкина.

  • 1976 — «Письма Рождественского Деда» / The Father Christmas Letters
  • 1977 — «Сильмариллион» / The Silmarillion
  • 1980 — «Неоконченные сказания Нуменора и Средиземья» / Unfinished Tales of Númenor and Middle-earth
  • 1983 — «Чудовища и критики» / The Monsters And The Critics And Others Esseys
  • 1983—1996 — «История Средиземья» / The History of Middle-earth в 12-ти томах
  • 1997 — «Сказки Волшебной страны» / Tales from the Perilous Realm
  • 1998 — «Роверандом» / The Roverandom
  • 2007 — «Дети Хурина» / The Children of Húrin
  • 2009 — «Легенда о Сигурде и Гудрун» / The Legend of Sigurd and Gudrun
  • 2009 — «История «Хоббита»» / The History of The Hobbit
  • 2013 — «Падение Артура» / The Fall of Arthur
  • 2015 — «История «Куллерво»» / The Story of Kullervo
  • 2017 — «Берен и Лютиэн» / Beren and Lúthien
  • 2018 — «Падение Гондолина» / The Fall of Gondolin

Главные герои произведения Тоска Чехова

Извозчик Иона.

Главным героем является старый и слабый извозчик, который пережил горе, у него умер сын. Сын умер в больнице, но сам старик точно не знает из-за чего это произошло и при каких обстоятельствах, знает только то, что возможно он болел горячкой. Его одолевает эта печаль, ему не с кем поделиться и высказаться. Ведь никому нету никакого дела до бедного старика, все занята своими делами.

Но работать нужно старику, деваться некому. И вот он с утра отправляется на работу, но его мысли находятся в другом месте. Затем старик решает поделиться своим горем своим клиентам. Он просто хотел, чтобы его выслушали. Но никому нету и дела до него, кто-то ругается за то, что он медленно едет, другие пассажиры вообще обманули его с деньгами. И старику больше ничего не остается делать, кроме как излить свою душу лошади. Ведь только она могла выслушать его и при этом молчать. Лошадь была очень умной и понимающей, несмотря на то, что является животным. Он будто поняла его и хотела пожалеть. Лошадь начала дышать ему на руки, будто согревая их от холода.

Военный.

Мужчина являлся первым клиентом старого извозчика. Ему хотел излить душу старик и рассказать о смерти его сына, но тот не желал его слушать, он всю дорогу только подгонял его и показывал свое недовольство.

Трое молодых людей

Следующими клиентами кучера были трое мужчин, которые предложили совсем маленькую плату за поездку, но тем не менее старик соглашается. Молодые люди тоже безразлично отнеслись к беде старика. Он и совсем не слышали его, а обговаривали свои дела.

Дворник

Еще одним героем в произведении является дворник, который также не хотел поддержать беседу с бедным извозчиком.

Лошадь.

Еще одним персонажем и наверное, самым положительным и понимающим, несмотря на то что он не человек, является лошадь. Она выслушала старика и смотрела на него умными глазами, когда тот делился с ней своим горем. Лошадь сочувствовала ему и понимала, что тот чувствует.

Сам же Иона всегда заботился о лошади и любил ее. Она является неким стимулом, чтобы жить. Ведь если старика не будет, то и лошадь погибнет без него.

Данный рассказ учит людей не быть равнодушными к чужой беде, оказывать внимание людям, когда те нуждаются в нем, хотя бы выслушать человека, когда ему необходимо высказаться и поделиться своей проблемой. Ведь особенно, когда человек совсем одинок, ему нужно хотя бы чуточку внимания

Животные умеют слушать и понимать. Хочется, чтобы и люди немного учились этому у животных.

Смысл рассказа «Тоска» (А.П. Чехов)

Сочинение по литературе на тему «Смысл рассказа А. П. Чехова «Тоска» раскрывает проблему «маленького» человека в русской литературе.

Для творчества А. П. Чехова характерна невероятная глубина разрешения социальных и психологических проблем. Часто героями его произведений становятся люди низкого социального положения. Писатель знакомит читателей с их внутренним миром, чтобы показать, что они тоже могут чувствовать, мыслить.

Рассказ Чехова «Тоска» отличается небольшим объемом, но глубоким смыслом. В нем прослеживается общечеловеческий смысл, вера писателя в то, что мир должен быть прекрасен, что людям следует откликаться на душевные движения друг друга. Писатель показывает, что существующие формы жизни лишены гармонии, они идут вразрез с человеческой сущностью.

Название произведения выражает не только состояние главного героя, но и состояние общества. Его идейное содержание подчеркивается эпиграфом, в котором автор размышляет, с кем поделиться печалью. Тоска поглотила главного героя, которое он испытывает после смерти сына.

Рассказ начинается с обыденной картины. Идет хлопьями снег, лошадь и ее хозяин дремлют в ожидании клиентов. Иона работает извозчиком. Правду сказать, ему сейчас нужен не столько заработок, сколько живая душа, которая выслушала бы его душевную боль. Беспредельная тоска овладела им. Он ищет человека, который готов выслушать его. Но никто из встреченных им людей не хотел слушать и сочувствовать. Все люди жили своей жизнью, и никому не было дела до горя Ионы.

Иона пытался рассказать о своем горе седокам. Офицер спросил, от чего умер сын, проявив вежливость. У веселой компании и вовсе не нашлось времени слушать извозчика. На постоялом дворе он пытается излить душу своим собратьям-извозчикам, но и они не поддержали его. А ему нужно было рассказать все подробности, чтобы слушатель вздыхал, охал, внимая его печальной истории. В этом смысле хороши деревенские бабы. Они и попричитают, и поплачут, как могут, разделят горе. Но деревня далеко, и некому облегчить душу Ионы.

Тогда герой идет к лошади. Он не может один думать о сыне, «рисовать себе его образ невыносимо жутко». Уже неделя прошла с того дня, как умер сын, а Иона еще никому не рассказывал об этом. Его тоска стала невыносимой. Он подходит к лошади и слово за слово поведал ей всю свою печальную историю. Так и получилось, что в огромном городе только с лошадью смог поделиться Иона своим горем. Они оба, оказавшиеся в чуждом пространстве, становятся родственными душами. Общество, в котором человек оказывается в таком одиночестве, нельзя считать совершенным.

В произведении Чехов продолжает тему «маленького» человека, начатую его предшественниками Пушкиным, Гоголем. Он показывает ранимость души Ионы, который задавлен горем. Временами боль становится такой острой, что он вздрагивает. Его тоска велика, она заполнила собой весь мир. Описание городского пейзажа соответствует состоянию героя. Вечер, снег, бледный свет фонарей не веселят душу, Чехов называет город омутом, полным «чудовищных огней». Он говорит о том, что оторванные от плуга лошадь и ее хозяин чужие здесь, им остается только думать горькие думы. В небольшом произведении Чехов с присущей ему лаконичностью и точностью деталей смог показать глубинные процессы, происходящие в душе «маленького» человека.

В этом рассказе писатель продолжает мысль о том, что человек не может быть абсолютно счастлив, когда рядом кто-то страдает. Нужно быть внимательнее друг к другу, чтобы не оставаться с бедой один на один. Эта нравственная чуткость присуща всем произведениям Чехова. Интерес к психологическим драмам человеческой души является отличительным свойством его произведений. Рассказ «Тоска» служит тому подтверждением.

Жанр и направление

Рассказ описывает реальную жизнь, максимально правдоподобные ситуации, чувства, в нем используется простонародный язык. Это значит, что он восходит к такому направлению, как реализм. Можно смело утверждать, что все произведения Чехова относятся именно к реализму, как и проза других писателей второй половины девятнадцатого века. То, что произошло с Ионой в рассказе, – это очень реалистичная и даже обыденная ситуация, но это не значит, что она не заслуживает внимания. Иногда в простых вещах и кроется проблема, решив которую, можно добраться до истины.

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Название: Тоска

Жанр: Рассказ

Год написания: 1886 год

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

О чем же книга? Рассказ о старом извозчике Ионе, у которого умер сын. Его тоска была необычно огромна, беспредельна, и единственное, что могло облегчить ему страдания – это одна единственная живая душа, готовая выслушать его историю о сыне полностью. Но никто не был настроен слушать и вникать. Все люди, которые ему встречались, жили своими заботами, и никому не было дела до горя Ионы.

В конце концов, так и не найдя себе собеседника, он рассказал свою историю лошади. Таковые основные события, описанные в произведении. Подробно сюжет рассказывается здесь.

Второстепенные персонажи

Первый клиент Ионы, просивший везти его на Выборгскую. Военный произнес фразу, и Иона, обрадованный седоку, решил рассказать ему о сыне. Но военный не захотел поддержать беседы, может, он едет из оперы, и его мысли заняты другим. Он лишь подгоняет извозчика, чтобы тот быстрее доставил его по адресу. Показывая свое нежелание разговаривать с Ионой, седок закрыл глаза, и кучер замолчал.
Следующие седоки Ионы. Два пассажира высокие, а третий – маленький и горбатый. Они предлагают Ионе небольшую цену за проезд, но извозчик соглашается. После смерти сына, старику все стало безразлично. Пассажиры лезут в сани, и начинают пререкаться, кто из них будет сидеть, а кто поедет стоя. После перебранки, высокие уселись, а горбуну пришлось стоять. Они так же, как и военный, с равнодушием отнеслись к попытке Ионы заговорить с ними. Седоки обсуждают свои дела, не слушая извозчика, и скоро выходят.
Прохожий дворник, к которому обращается Иона, не желает поддерживать беседу, и заставляет кучера ехать дальше.

Критики, оценившие талант писателя, сумевшему в простом рассказе раскрыть глубокую человеческую драму, положительно приняли творение Чехова, назвав его одним из лучших рассказов того времени. Здесь была дана характеристика героев этого произведения.

История создания

Рассказ был написан в 1886 году и в тот же год в январе опубликован в «Петербургской газете» в разделе «Летучие заметки» с подписью автора. Затем, претерпев небольшие изменения, он вошёл в сборник «Пёстрые рассказы». В 1899—1901 годы он также был незначительно пересмотрен Чеховым и вошёл в третий том его сочинений.

Какое реальное событие могло послужить толчком для написания рассказа или лечь в его основу, остаётся неизвестным, но в своих работах Чехов часто рассказывал о самых обычных незначительных ситуациях, из которых можно почерпнуть много нового при внимательном рассмотрении. Писатель, начиная со своей первой пьесы «Безотцовщина», всегда очень тонко улавливал живые человеческие характеры, в его текстах чувствовалось большое знание жизни, рассыпанное в изобилии точных наблюдений.

История создания

Публикация «Тоски» впервые состоялась в январе 1886 года (Петербургская газета, № 26). Чехов несколько изменил рассказ для издания в сборнике «Пёстрые рассказы». Ещё раз писатель пересмотрел текст перед включением его в третий том своих произведений (1899–1901 гг.).

Почему Антон Павлович обратился к теме рассказа, что послужило причиной — неизвестно. Возможно. К написанию его подтолкнула поездка в Петербург, состоявшаяся я в декабре 1885 года. Его впечатление от столицы — «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей». Такая среда противоречила его душевному складу и, вероятно, вызвала чувство одиночества.

2 вариант

В 1886 году вышел в свет рассказ «Тоска», который был опубликован в «Петербургской газете». Одно из лучших сочинений великого писателя Антона Павловича Чехова.

В этом произведении автор затрагивает тему одиночества и неизбывного страдания маленького человека и равнодушия окружающих людей к чужому несчастью. Данная проблема актуальна и в современном мире, где идеалы добра отошли на второй план. А пошлость, мещанство занимают главную позицию.

Главный герой рассказа перенес душевное потрясение: потерял сына. Мальчик скончался в больнице от горячки, проболев три дня. Иона испытывает душевную муку. Тоска его настолько сильная, что могла бы залить целый мир. Извозчику хочется выговориться. Хотя бы немного облегчить страдание, но ни один человек не считает нужным посочувствовать горю.

Первый пассажир, военный, услышав откровение Ионы, говорит: «Поезжай…подгони-ка!», а затем вовсе закрывает глаза, тем самым давая понять, что не намерен слушать старика.

Три молодых человека, севших к извозчику на Выборгской, с самого начала вызывают негативное отношение. Брань, перепалка за место в санях, сквернословие не лучшим образом характеризует седоков. Но Потапову уже все равно. Желание поведать печаль свою вынуждает обратиться и к ним. Но горбач лишь роняет равнодушно: «Все помрем». Затем с общего согласия отвешивает подзатыльник скорбящему отцу. По разговорам праздных гуляк видно, что дни их проходят в постоянных попойках и кутежах. Поэтому горе человека не вызывает у них никакого сочувствия. В мыслях молодых людей очередное веселье.

Случайно встретившийся дворник, к которому обращаются с речью, говорит: «Чего же встал…Проезжай».

И даже коллега по работе, услышав о смерти Кузьмы, отворачивается и тотчас засыпает.

Никто за целый день не изъявил желания внять старику. А ему нужно было всего лишь сочувствие. Возможно, тогда отчаяние не давило бы с такой силой.

Потеряв надежду встретить собеседника, наш герой отправляется в конюшню задать корм лошади. И вдруг неожиданно для себя находит в лице животного благодарного слушателя. Несчастному кажется, что кобыла все понимает. Сначала отрывками, а потом рекой льется все наболевшее из уст рассказчика.

Хочется верить, что Потапову станет легче после монолога с лошадью. И со временем удастся справиться с постигшим горем, смириться с потерей родного человека.

Писатель учит нас быть чуткими к чужому несчастью. Думать не только о себе. Ведь каждый человек на земле имеет право на сопереживание, сострадание. Нужно помогать ближнему в трудной ситуации. Каждого человека может постигнуть несчастье. И только поддержка окружающих поможет справиться с любой бедой.

Очень краткий пересказ рассказа «Тоска»

Извозчик Иона и его лошаденка стоят под снегом в ожидании клиентов. Они вышли на работу уже довольно давно, но никому услуги извозчика не понадобились. К повозке подходит военный и просит довезти его до Выборгской. Старик-извозчик охотно соглашается и они начинают свой путь.

Недавно Иона потерял единственного сына, он одинок и ему совсем не с кем поделиться своим горем. Иона пытается заговорить с пассажиром об этом, тот слушает и задает вопрос о том, как же умер сын, исключительно ради приличия. Извозчик понимает это и решает больше не надоедать военному. Доставив того до нужного места, кучер снова остается один, в томительном ожидании очередного клиента.

Следующими его пассажирами становятся молодые люди, они платят мало, но это лучше, чем ничего. Извозчик начинает очередную поездку — пассажиры громко ругаются и ведут себя неспокойно. Бранят Иону, что он тихо едет. Извозчик предпринимает еще одну попытку поделиться своим горем, но молодые люди быстро теряют к старику интерес, когда понимают, что добрались. Заплатив двугривенный оставляют Иону в одиночестве.

Извозчик видит дворника и, подъехав к нему, начинает беседу, но мужчине не до разговоров — он прогоняет Иону, даже не пытаясь выслушать.

Кучеру ничего не остается, как отправиться на постоялый двор. Там, греясь у печи, он снова пытается завести разговор с соседом по ночлегу, но тому нет дела, как и всем, кто сегодня встретился Ионе.

В глубочайшем отчаянии герой идет в конюшню, посмотреть, все ли в порядке у лошади. Уже неделя прошла со смерти сына, а кучер так никому и не смог высказаться. Забывшись, Иона начинает рассказывать о своем горе лошади и изливает ей всю душу.

Жанр и направление

«Тоска» является по жанру рассказом, так как это прозаическое произведение небольшого объема с повествовательным содержанием. Повествование ведётся от третьего лица.

Рассказ описывает реальную жизнь, максимально правдоподобные ситуации, чувства, в нем используется простонародный язык. Это значит, что он восходит к такому направлению, как реализм. Можно смело утверждать, что все произведения Чехова относятся именно к реализму, как и проза других писателей второй половины девятнадцатого века. То, что произошло с Ионой в рассказе, – это очень реалистичная и даже обыденная ситуация, но это не значит, что она не заслуживает внимания. Иногда в простых вещах и кроется проблема, решив которую, можно добраться до истины.

Проблемы

Проблематика рассказа «В аптеке» может быть расширена, если Вы напишите Многомудрому Литрекону во том, чего не хватает.

  • Равнодушие – всё творчество писателя пронизывает мотив равнодушия, когда человек замыкается в своём маленьком мещанском мирке, в котором его не интересует ничего, кроме удовлетворения его мелочных потребностей. Именно с этим Чехов боролся в своём творчестве, показывая бессмысленность и бездуховность такого существования.
  • Халатность – на примере показанной аптеки мы можем видеть, как Чехов, который сам был врачом, осуждал неустроенность и нерасторопность системы здравоохранения Российской империи.
  • Жестокость – провизор, который заставил больного человека ждать целый час, а потом в таком состоянии бежать за деньгами, под личиной исполнительности и профессионализма прячет холодную, равнодушную жестокость.

Анализ рассказа А.П. Чехова “Тоска”

«Властелин колец» в переводе Григорьевой и Грушецкого — второй по популярности в России после «Кистямура».

Начнем сразу с творческой удачи: переводы стихов Гриншпуна. Наверное, лучший вариант песен Средиземья, что вы можете прочитать на русском языке. В целом, со стилистикой и литературой в переводе Г/Г все в порядке. Авторы постарались передать дух оригинала, не слишком увлекаясь адаптацией. С другой стороны, это не помешало им отправить под нож часть исходного материала — особенно это заметно в ранних версиях перевода.

Но все вышесказанное меркнет перед главным фактом: именно у Г/Г появился печально известный Фродо Сумникс, породивший столько шуток и пародий. Арагорн здесь отзывается на Колоброда (Strider), а знаменитый Старый Вяз, который чуть не сожрал хоббитов, зачем-то стал Лохом. Когда старина Том Бомбадил запевает песнь о Старом Лохе, трудно сдержать глупую ухмылку.

Повторюсь, перевод и в самом деле хороший, персонажи говорят живым языком, но убедить кого-то в этом трудно, когда вместо Бэггинса, Странника и Вяза тебе предлагают Сумникса, Колоброда и Лоха.

Этот перевод определенно заслуживает внимания, но постарайтесь найти самые поздние версии (от 2003 года и далее), чтобы избежать сокращений.

Вариант 2

Проблематика

В рассказе Чехов сокрушается над основной бедой русского человека – пьянством. Токарь Григорий Петров всю жизнь прожил «безмятежно, ровно, в пьяном полузабытьи». Он как напился лет 40 назад на своей свадьбе, «так словно и до сих пор не просыпался».

Другая проблема русского человека – лень и сопутствующая ей бедность. Даже жену выдали за токаря благодаря его мастерству, да только он всю жизнь пролежал на печи.

Косвенно Чехов затрагивает проблему судьбы русской женщины, бесправной, без любви выданной замуж и полностью зависящей от мужа.

Глубинная проблема — бесполезность и бессмысленность человеческой жизни вообще, неизбежность и неожиданность смерти.

Темы и проблематика рассказа

В рассказе «Тоска» так же, как и в небезызвестном стихотворении прошедшего ГУЛАГ Варлама Шаламова, затронута тема тоски. Главный герой тяжело переживает смерть сына. Иона — «маленький человек», он просто пылинка в огромном внешнем мире, готовом поглотить слабых и убогих.

Тем не менее, в отличие от сотен равнодушных лиц, он способен к сопереживанию, чего ему так не хватает со стороны других. Горе, теснящееся в его груди, никак не может вырваться наружу. Извозчик остро нуждается в чужой поддержке. Увы, даже маленькая доля сострадания не достается Ионе, и он обречен в одиночку бороться со своей тоской.

Если верить Википедии, до публикации произведения «Тоска» Чехов написал немало рассказов о взаимоотношениях людей и их питомцев, поэтому эта тема для него не нова. Удивительно, но по мере развития сюжета лошадь для извозчика становится единственным другом, которому он может поведать то, что его беспощадно гнетет, потому что она хоть и не умеет разговаривать, но является действительно родственной душой.

Проблемы, поднятые в рассказе, несмотря на его малый объем, весьма разнообразны. Более подробно следует остановиться на следующих двух:

  1. Проблема одиночества. Особенно актуальной она стала, когда сельские жители массово потянулись в города. В эпоху урбанизации «маленькому человеку» становится все сложнее найти близких по духу товарищей, готовых поддержать добрым словом в трудную минуту. Вот и Иона теряется в многолюдном городе, видя непробиваемую стену безразличия. Одиночество — страшное внутреннее состояние, и Антон Павлович доходчиво доносит до умов читателей эту мысль.
  2. Проблема равнодушия. Все пассажиры, которых подвозил Иона, узнали о его беде, но не высказали слова поддержки. Некоторые лишь саркастически усмехнулись, а другие и вовсе отмахнулись от назойливого старика. Более того, седоки позволяли себе грубость и хамство в отношении извозчика, что свидетельствует о некоторой жестокости богатых, избалованных роскошью горожан.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Размазня» и система образов отражены Многомудрым Литреконом в таблице:

Рассказчик (хозяин) обеспеченный человек, семьянин. Есть два ребенка. Он далеко не слабый человек, но при этом с добродушием относится к людям. Видит, что его гувернантка — рохля: отработала два месяца, а зарплату не просит. Он понимает, что она не из тех людей, кто не может потребовать свои деньги, поэтому решает преподать ей урок. Думая, что с помощью провокации она обретет в себе силы и начнет требовать свое. Но эксперимент провалился с треском. Изобразив сначала бессердечного и наглого человека, он все равно в конце извиняется перед ней и отдает заработанные 80 рублей. Но при этом отчитывает ее, что нельзя быть такой мягкотелой.
Юлия Васильевна гувернантка, два месяца назад устроилась работать в дом к рассказчику. По своей натуре она покорная, неуверенная в себе девушка. Когда хозяин попросту обкрадывает Юлию на ее же глазах, она шмыгает носом и теребит оборку юбки. За полученные 11 рублей вместо 80 Юлия благодарит своего хозяина, так как на прошлой работе ей вообще не давали денег. А все потому, что она не может постоять за себя и потребовать свое. Юлия не понимает, что она достойна такой заработной платы. Героиня зависима от чужого мнения, которое ей навязывают. В ней нет внутреннего стержня, чтобы начать протестовать за свое жалование. Она считает, что хозяину виднее, как она работала, и не станет ему перечить. Юлия — добрая, честная девушка, но она так и останется жертвой.

Анализ произведения

Прозаическое произведение о нелегкой доле старого извозчика относится к жанру рассказа, о чем говорит небольшое количество текста и единственная сюжетная линия. На протяжении всего повествования, которое ведется от третьего лица, Чехов использует настоящее время, что, к слову, в литературе встречается не так часто. Таким образом автор желает максимально вовлечь читателя в происходящие события, обеспечить ему мысленное присутствие рядом с главным действующим лицом.

Как и большинство творений гениального писателя, рассказ насквозь пропитан духом реализма. Реальность предстает перед читателями такой, какая она есть, без лишних красок, и, к глубокому сожалению, она не может радовать. Во-первых, в глаза сразу бросается вопиющая социальная несправедливость: возможно, если бы Иона располагал нужной суммой денег, то врачи спасли бы его больного сына и трагической ситуации удалось избежать. Во-вторых, преобладание в обществе равнодушных людей. Что мешало попутчикам Ионы проявить хоть чуточку сострадания к нему?

Писатель хотел показать, какую разрушительную силу несут в себе одиночество и равнодушие окружающих. Главная идея произведения заключается в том, чтобы заставить людей быть внимательными к другим, не игнорировать мольбы о помощи. Никто не застрахован от попадания в такую же, по сути, безвыходную ситуацию. Бурная городская жизнь с ее бешеным ритмом и бесконечной суетой мешает думать о тех, кому требуется элементарное человеческое тепло. Какими бы яркими красками заиграла жизнь, если каждый нашел хотя бы одно ласковое слово для того, кто попал в беду.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: