Краткое содержание первой части
История написания
Идея написания появилась у Гоголя в 1832 г. История создания «Портрета» — реальные факты из творческой жизни писателя, которые заслуживают отдельного внимания:
- Повесть являлась одним из первых произведений автора. Идея появилась после проживания в Петербурге в 20 гг. XIX столетия. В это время у писателя не получилось поступить в театральное училище, он жил в бедности и ему требовались средства к существованию, поэтому Северную столицу он воспринимал как холодный и мрачный город, в котором не находится места для доброты и тепла.
- В качестве прообраза художника, который рисовал портрет, читатели угадывали Александра Иванова, трудившегося над религиозной картиной «Явление мессии».
- Первый вариант «Портрета» Гоголя пришелся не по душе критикам, в том числе Белинскому, потому писатель существенно переделал произведение и опубликовал обновленную версию в издательстве «Современник» в 1843 г. Сегодня ее можно назвать основной.
Творческая биография Гоголя. Романтические произведения. Своеобразие стиля писателя
Николай Васильевич родился 1 апреля 1809 г. в семье малороссийских мелкопоместных дворян в селе Сорочинцы Полтавской губернии. С 10 лет обучался в Полтавском училище, после в лицее высших наук Нежина, после окончания которого в 1828 г. уезжает в Петербург.
Приехав в столицу, служил чиновником, пробовал себя в актерском ремесле, чуть более года преподавал историю в Петербургском университете, уйдя из которого отдает все силы литературе. Опубликованная ранее его первая романтическая поэма «Ганс Кюхельгартен» была не замечена, появились лишь два презрительных отзыва в газетах. Гоголь выкупил по магазинам почти весь тиражи сжег. После он отказался от подражания западноевропейским романтикам и решил писать о том, что ему близко и хорошо знакомо:истоки своего вдохновения ищет в народном эпосе Малороссии, в котором причудливо переплетались православие и языческие обряды. Гоголь начал сочинять повести от имени вымышленного автора – пасечника Рудого Панько.
Настоящим творческим дебютом стала публикация в 1831 г. сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Своеобразие повестей Гоголя удивило публику: они сочетали в себе романтизм, мистику и народный юмор. Успех молодого провинциала был оглушительным,и в 1832 г. издает второй том «Вечеров».Гоголь знакомится с Жуковским, через него с Пушкиным, которого будет считать своим учителем до конца жизни. А Пушкин настолько проникся к Гоголю, что подарил ему идеи сюжетов для «Ревизора» и «Мертвых душ», взяв слово, что это будет обязательно написано. Пьесу Гоголь напишет в 1834 г., она будет поставлена в 1836 г., работу над поэмой начнет в 1835 г., первый том которой будет издан в 1841 г.
В 1835 выходят сборники «Арабески» и «Миргород», составленные из написанных ранее статей и новых повестей. Это время стало для писателя пиком славы.
Гоголь был по характеру странствующим человеком. В 1836 г. путешествовал по Германии, Италии, Швейцарии, непродолжительное время жил в Париже. В Риме, где писал «Мертвые души» и другие произведения, он жил довольно продолжительное время. «Вечный город» Рим его прельстил, как ни странно, своей дешевизной, по сравнению с петербургской жизнью, мягким климатом и возможностью изучать искусство итальянского Возрождения.
В 30 лет избирается почетным профессором Московского университета. В 1843 г. выходит собрание сочинений в 4 томах. Весь гонорар Гоголь, не имевший никогда даже собственного жилья, отдает для создания фонда помощи одаренным студентам.
В последние годы появляются произведения, в которых отражаются христианско-православные взгляды, более всего отраженные в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (1846 г.) Книга была не понята современниками.
Гоголю всегда казалась, что его вера недостаточно глубокая. Он подрывает свое здоровье чрезмерно строгими постами. В 1848г. совершил паломничество в Иерусалим к святым местам, после возвращения в Россию проживает, в основном,в Москве у графа Александра Толстого, разделявшего его взгляды.
Гоголь был беспощаден к себе, как к писателю,все, что считал несовершенным, сжигал. Максимализм Гоголя испепелил и его самого. 12 февраля 1852 г. сжигает свои рукописи, в том числе второй том«Мертвых душ».
21 февраля Николая Васильевича не стало. Был похоронен на погосте в Свято-Данилова монастыря. В 1931 г. монастырь был закрыт, на его территории организовали приют для беспризорников. Монастырское кладбище было уничтожено, останки писателя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
Ревизор
«Арабески» о значении поэта
Таким образом, Гоголь вносил в статьи «Арабесок» много субъективизма своих увлечений, своих взглядов… В статье о халифе Аль-Мамуне он высказал интересный взгляд на государственное значение «великого поэта». «Они великие жрецы, говорит Гоголь. Мудрые властители чествуют таких поэтов своею беседою, берегут их драгоценную жизнь и опасаются подавить ее многостороннею деятельностью правителя. Их призывают только в важные государственные совещания, как ведателей глубины человеческого сердца». Из этих слов видно, что Гоголь «поэту» придавал неизмеримо больше значения, чем Пушкин, который видел в поэте «личность», но никогда не смотрел на него, как на «государственного деятеля», советника царей… Какие причудливые картины рисовала Гоголю его блестящая фантазия, вдохновленная историческими видениями, лучше всего, видно из помещённого в «Арабесках» «стихотворения в прозе»: «Жизнь». В нескольких строках ясно виден поэт-историк, сумевший уловить характерные черты мировоззрений древнего Египта, веселой Греции, железного Рима, сумевший в художественном анализе сопоставить древние цивилизации мира с христианством. От этого вдохновенного и красивого произведения, быть может, ведут свое начало «Стихотворения в прозе» Тургенева
.
Гоголь о Пушкине
Из критических статей «Арабесок» очень ценно рассуждение Гоголя о Пушкине
. «Несколько слов о Пушкине». В этой статье он впервые ясно и определенно анализирует то понятие «народность», которое русской критикой, в применении к Пушкину, толковалось вкривь и вкось: одни критики смешивали это понятие с «простонародностью», другие с «национализмом». «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, – пишет Гоголь в этой статье. – Это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. Самая жизнь его совершенно русская. Тот же разгул и раздолье, к которому иногда, позабывшись, стремится русский, и которое всегда нравится свежей русской молодежи, отразились на его первобытных годах вступления в свет. Он остался русским всюду, куда его забрасывала судьба: и на Кавказе, и в Крыму, т. е. там, где им написаны те из его произведений, в которых хотят видеть всего больше подражательного. Он, при самом начале своем, уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами…»
В этой же статье «Арабесок» Гоголь превознес Пушкина за его художественный «реализм» и определил сущность этого направления, осудив романтизм за наклонность изображать только эффектное. Обвинение любопытное в устах Гоголя, который в эту пору еще сам не отделался от указанной им романтической слабости. Он защищает Пушкина от нападения критики, которая привыкла восхищаться его романтическими поэмами из кавказской и крымской жизни и не поняла той «поэзии действительности», с которою великий поэт выступил в «Онегине
», «Годунове
»… «Масса народа, писал по этому поводу Гоголь, похожа на женщину, приказывающую художнику нарисовать с себя совершенно похожий портрет; но горе ему, если он не сумел скрыть всех её недостатков! Никто не станет спорить, что дикий горец, в своем воинственном костюме, вольный, как воля, гораздо ярче какого-нибудь заседателя, и, несмотря на то, что он зарезал своего врага, притаясь в ущелье, или выжег целую деревню, однако же он более поражает, сильнее возбуждает в нас участие, нежели наш судья, в истертом фраке, запачканном табаком, который невинным образом, посредством справок и выправок, пустил по миру множество крепостных и свободных душ
Но и тот, и другой, они оба явления, принадлежащие к нашему миру: они оба должны иметь право на наше внимание»
Из этих знаменательных слов видно, что пока Гоголь, защищая Пушкина-реалиста, признал в «Арабесках» равноправие за обоими художественными направлениями. Недалеко было уже то время, когда он, вслед за Пушкиным, целиком перейдет на сторону реализма.
Сочинение 2
Композиция
Повесть «Портрет» делится на 2 части. Части являются завершёнными, но взаимосвязанными между собой. Связующим элементом является портрет ростовщика, приносящий несчастья.
В первой части рассказывается о жизни Чарткова, начинающего художника. Повествование строится от эпизода покупки Чартковым картины до страшной гибели главного героя. То есть в данной части есть экспозиция, связанная с прежней жизнью Чарткова, завязка, связанная с покупкой портрета, развитие действия, связанное с обогащением Чарткова, кульминация, связанная с душевным расстройством главного героя, и развязка, связанная со смертью Чарткова.
Вторая часть рассказывает о зловещем портрете, который так стремятся купить люди. Сын художника, написавшего портрет, повествует о том, какие несчастья принесло это произведение искусства. Композиционно такой приём можно оценивать как рассказ в рассказе.
Композиционной особенностью повести также является то, что образы и части противопоставлены друг другу. Чартков выбирает коммерческий путь и славу, теряя талант и жизнь, отец художника Б. выбирает истинное искусство, отказавшись от мирской жизни.
«Портрет» Н. В. Гоголя в жанровом отношении является повестью. На это указывает одна сюжетная линия, связанная с темой искусства и с образом портрета ростовщика, небольшое количество персонажей и небольшой объём произведения.
Гоголь о Пушкине
Из критических статей «Арабесок» очень ценно рассуждение Гоголя о Пушкине
. «Несколько слов о Пушкине». В этой статье он впервые ясно и определенно анализирует то понятие «народность», которое русской критикой, в применении к Пушкину, толковалось вкривь и вкось: одни критики смешивали это понятие с «простонародностью», другие с «национализмом». «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, – пишет Гоголь в этой статье. – Это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. Самая жизнь его совершенно русская. Тот же разгул и раздолье, к которому иногда, позабывшись, стремится русский, и которое всегда нравится свежей русской молодежи, отразились на его первобытных годах вступления в свет. Он остался русским всюду, куда его забрасывала судьба: и на Кавказе, и в Крыму, т. е. там, где им написаны те из его произведений, в которых хотят видеть всего больше подражательного. Он, при самом начале своем, уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами…»
В этой же статье «Арабесок» Гоголь превознес Пушкина за его художественный «реализм» и определил сущность этого направления, осудив романтизм за наклонность изображать только эффектное. Обвинение любопытное в устах Гоголя, который в эту пору еще сам не отделался от указанной им романтической слабости. Он защищает Пушкина от нападения критики, которая привыкла восхищаться его романтическими поэмами из кавказской и крымской жизни и не поняла той «поэзии действительности», с которою великий поэт выступил в «Онегине
», «Годунове
»… «Масса народа, писал по этому поводу Гоголь, похожа на женщину, приказывающую художнику нарисовать с себя совершенно похожий портрет; но горе ему, если он не сумел скрыть всех её недостатков! Никто не станет спорить, что дикий горец, в своем воинственном костюме, вольный, как воля, гораздо ярче какого-нибудь заседателя, и, несмотря на то, что он зарезал своего врага, притаясь в ущелье, или выжег целую деревню, однако же он более поражает, сильнее возбуждает в нас участие, нежели наш судья, в истертом фраке, запачканном табаком, который невинным образом, посредством справок и выправок, пустил по миру множество крепостных и свободных душ
Но и тот, и другой, они оба явления, принадлежащие к нашему миру: они оба должны иметь право на наше внимание»
Из этих знаменательных слов видно, что пока Гоголь, защищая Пушкина-реалиста, признал в «Арабесках» равноправие за обоими художественными направлениями. Недалеко было уже то время, когда он, вслед за Пушкиным, целиком перейдет на сторону реализма.
Слайд 7Повесть после критикиКритика В.Г. Белинского и кропотливая работа А. Иванова побудили
Гоголя пересмотреть свое отношение к повести «Портрет» и переделать ее. К 1841 году работа над исправлением повести была закончена. Изменилась фамилия главного героя: раньше его звали Чертков, что слишком открыто подчеркивало связь с нечистой силой. Гоголь исключил из повести сцены мистических, необъяснимых появлений портрета и его заказчиков. Прояснился слог повести, были развернуты и подробнее описаны характеристики второстепенных персонажей: Никиты, профессора, хозяина дома, квартального, дам-заказчиц портретов. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна. Во второй редакции исчезает портрет, который опять отправился странствовать по свету.
Жанр и направление
Для творчества Гоголя в целом характерно направление фантастического реализма, однако в повести «Портрет» он намеренно отошел от него. В произведении нет «оживших» или очеловечившихся предметов, однако присутствует сильнейшая мистическая сила, способная вершить людскими судьбами посредством загадочного портрета с изображением ростовщика. При жизни его деньги, которые он давал в долг, приносили людям одно лишь горе. Страшная миссия героя продолжилась и после его смерти. Однако в конце произведения Гоголь дал объяснение всему происходящему – это был лишь дурной сон. Так что концентрация фантастики в произведении весьма невелика.
3 стр., 1400 слов
Образ и характеристика Чарткова в повести Портрет Гоголя
… в образе Чарткова в произведении “Портрет”. Образ и характеристика Чарткова в рассказе Портрет Несколько интересных сочинений Каждый год этот праздник происходит очень захватывающе. И для моей семьи этот день важен, так как … горячки, от которой и умирает. Сочинение Художник Чартков Повесть Гоголя «» состоит из двух частей, в каждой из которых главными героями являются художники. У каждого из …
Во вторую часть произведения автор вплел элементы детективной истории. Прежде всего, это связано с судьбой портрета, который таинственным образом исчез во время аукциона. Кроме того, он дал пояснение, откуда могли появиться деньги, чье неожиданное появление в начале истории казалось почти волшебным.
Не обошелся Гоголь и без комизма в произведении, придав яркость, живость, характерность образам клиентов Чарткова, с насмешкой продемонстрировав тягу главного героя к безвкусной роскоши.
Герои
Статьи «Арабесок» по истории
Исторические статьи Гоголя в «Арабесках» («О средних веках», «Жизнь», «Взгляд на составление Малороссии», «О малороссийских песнях», «Шлецер, Миллер и Гердер
», «О движении народов в конце V века») явились, как результат его романтических увлечений средними веками , занятий историей Малороссии
и университетскими лекциями. Не как ученый подошел Гоголь к истории, а как поэт, художник, богато наделенный лиризмом и яркой фантазией, и патетическим цветистым стилем… Он рисует картины, набрасывает живые портреты, он творит, но только тогда, когда сюжет возбуждает его вдохновение
С истинным увлечением поет он в «Арабесках» гимн средним векам, бросает несколько пламенных строк «крестовым походам », «средневековой женщине», «страшным тайным судам», старому дому, в котором живет алхимик, и пр., все это сюжеты «интересные», на которых столько раз останавливалось и останавливается внимание поэта и живописца… Кроме такого эстетизма «романтического пошиба» внес Гоголь в свой исторический анализ религиозное и консервативное мировоззрение
Он стоял на той точке зрения, что «не люди совершенно устанавливают правление, что его помимо их воли устанавливает и развивает самое положение земли , от которого зависит народный характер, что поэтому-то формы правления и священны, и изменение их неминуемо должно навлечь несчастие на народ». Гоголь и с профессорской кафедры, и в своих статьях учил, что всеобщая история есть осуществление планов Провидения. Мудростью Промысла объяснял он переселение народов , освеживших старые, увядающие цивилизации; Божественное Провидение, по его словам, усилило власть римского первосвященника, и это усиление сплотило Европу, просветило варваров.
Композиция и конфликт
Повесть «Портрет» делится на две части: первая повествует о Чарткове, а вторая — об истории приобретенного им портрета.
Композиция каждой части повести классическая и делится на экспозицию, в которой нам представляют главного героя, завязку, в которой в повествовании появляется злосчастный портрет, кульминацию, в которой конфликт героя с самим собой достигает своего апогея, развязку, в которой герой погибает и финал, в котором все сюжетные линии логично завершаются.
В основе конфликта произведения лежит противостояние индивида с обществом и самим собой. Мучительный выбор художника между истинным искусством и признанием со стороны толпы.
«Портрет» Гоголь, анализ произведения
Беллетристические статьи в «Арабесках»
К «беллетристическим» статьям, вошедшим в состав «Арабесок», принадлежат три: «Портрет
» (в первой редакции), «Невский проспект » и «Записки сумасшедшего
». Из первые две из этих повестей представляют собою конкретное изложение взглядов Гоголя на жизнь и психический мир художника
Эпоха, излюбленная романтиками. Недаром ученики Нежинского лицея времен Гоголя интересовались, главным образом, этой эпохой и даже задумали сочинить книгу, посвященную этой эпохе.
Оттого Гоголь придавал такое значение изучению «географии». Климат, почва, конечно, имеют большое влияние на историю народа в первоначальный период его жизни, когда он находится под властью природы, но все-таки не такое решающее, как думали в начале XIX в. некоторые историки (напр. Кузен), которые брались по географии известной земли говорить об её истории. История культуры доказывает, что, с течением времени, географические влияния все слабеют: человек побеждает природу.
Гоголь по приезде своем в Петербург сблизился с некоторыми художниками; впоследствии в Риме он постоянно вращался в кругу художников; он любил музыку, изучал историю искусств, много работал над развитием своего эстетического вкуса. Из этих интересов его к искусствам и развились его особенности его теоретического анализа искусства.
Взгляд, быть может, развившийся у Гоголя под влиянием философии Шеллинга , хотя не сохранилось никаких доказательств знакомства Гоголя непосредственно с учением этого философа.
К писателям, охотно анализировавшим подобные темы, относится шеллингианец Одоевский
; он любил взывать к «чувству возвышенного» и громил пошлость жизни. В повестях «Последний квартет Бетховена», «Импровизатор», «Себастьян Бах» он говорит о тайне творчества. Пушкин в «Египетских ночах
» вывел гениального поэта в лице импровизатора. Кукольник в «Торквато Тассо
» развивал мысль о розни между гением и средой. Тимофеев в драматической фантазии «Поэт», Полевой
в повести «Живописец» и романе «Аббадонна», Павлов в повести «Именины» и многие другие тогдашние писатели в беллетристической форме с особым рвением разрабатывали подобные темы.
Слайд 4Критика: В. Г. Белинский:»«Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом
роде. Здесь его талант падает, но он и в самом, падении остается талантом.
Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом, таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно.
Прибавьте к этому множество юмористических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с нее портрет, и которая бранит балы и восхищается природою, — и вы не откажете в достоинстве и этой повести.
Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия.»
История создания
История написания повести «Портрет» — это интересные факты из жизни и творчества Гоголя, которые достойны Вашего внимания:
- Повесть «Портрет» стала одним из первых творений Гоголя. Идея для этого произведения возникла у него после его проживания в Санкт-Петербурге в двадцатых годах. В этот период Гоголь не смог поступить в театральное училище, жил в бедности и очень нуждался в деньгах. В связи с этим северная столица воспринималась им, как мрачный и холодный город, в котором нет места теплу и доброте.
- Сама идея произведения пришла писателю на ум в 1832 году, когда тот непростой период его жизни уже остался далеко позади. Работу над повестью Гоголь начал в 1833 году и закончил уже через год.
- Первая версия «Портрета» пришлась не по душе критикам, в частности, В.Г. Белинскому, поэтому Гоголь существенно переработал книгу и выпустил новую версию в журнале «Современник» в 1842 году. Ее-то мы и знаем как основную.
- В качестве прототипа художника, нарисовавшего роковой портрет, современники угадывали А.А. Иванова, который трудился над религиозным полотном «Явление мессии».
Смысл повести
Часть первая.
Гетьман (роман)
Действие романа происходит в середине XVII века . Главный герой — Степан Остраница — историческое лицо, нежинский полковник , сведения о котором Гоголь почерпнул из «Истории русов ». Над романом Гоголь работал в -1832 годах , но остался недоволен написанным и сжёг своё произведение, пощадив лишь две главы. Сохранилось также несколько черновых рукописных отрывков из романа, содержащие много неточностей.
В «Северных цветах » за 1831 год был напечатан отрывок из романа под заглавием «Глава из исторического романа». Этот отрывок вместе с другим отрывком — «Кровавым бандуристом» Гоголь поместил в сборник «Арабески », однако окончание «Кровавого бандуриста» не было пропущено цензурой , поэтому Гоголь написал другую концовку. Первоначальный вариант был напечатан по сохранившейся авторской корректуре, в журнале «Нива », 1917, № 1
Взгляд на составление Малороссии
В письме к Михаилу Максимовичу от 9 ноября 1833 года Гоголь писал о своей работе: «Теперь я принялся за историю нашей единственной бедной Украины . Ничто так не успокаивает, как история . Мои мысли начинают литься тише и стройнее. Мне кажется, что я напишу её, что я скажу много того, что до меня не говорили»
30 января 1834 года Гоголь поместил в «Северной пчеле » «Объявление об издании истории Малороссии», прося присылать ему материалы по истории Украины для начатого им большого труда. Однако к началу марта 1834 года (несмотря на то, что ещё в письме к М. А. Максимовичу от 12 февраля Гоголь обещает написать всю «Историю Малороссии» «от начала до конца», «в шести малых или в четырех больших томах») Гоголь начал постепенно охладевать к начатой работе.
О причинах своего охлаждения, Гоголь 6 марта 1834 года писал к Измаилу Срезневскому , выразившему желание помочь с материалами: «Я к нашим летописям охладел, напрасно силясь в них отыскать то, что хотел бы отыскать. Нигде ничего о том времени, которое должно бы быть богаче всех событиями. Народ, которого вся жизнь состояла из движений, которого невольно (если бы он даже был совершенно недеятелен от природы) соседи, положение земли, опасность бытия выводили на дела и подвиги, этот народ… Я недоволен польскими историками, они очень мало говорят об этих подвигах… И потому-то каждый звук песни мне говорит живее о протекшем.