Сюжет
Главный герой повести — мечтатель, одинокий и робкий человек. Белой ночью мечтатель случайно знакомится с девушкой Настенькой и влюбляется в неё, а она видит в нём родную душу, брата. Настенька рассказывает ему свою историю. Все свои ранние годы она прожила вместе со своей слепой бабушкой, попав к ней после смерти родителей. Бабушка не отпускала надолго от себя Настеньку и пришпиливала её за платье булавкой к своему платью. Жизнь Настеньки была однообразной и невесёлой. Но всё изменилось, когда к ним приехал постоялец, который пожалел девушку. Настя влюбилась и собиралась уехать вместе с ним, однако мужчина был очень беден и пообещал вернуться через год. Истёк срок, и он в городе, она знает об этом, она ждёт, а он всё не является к ней и не отвечает на её письмо. Решив, что возлюбленный её бросил, Настенька решает ответить чувствам мечтателя. Однако, при появлении возлюбленного, Настенька убегает от мечтателя и извиняется за предательство в письме. Главный герой прощает её и всё равно продолжает любить. Настенька — самое яркое событие в его жизни! А он — всего лишь опора в трудные минуты. Его счастье не состоялось, он вновь одинок.
Мировое значение
Проблематика, прослеживающаяся на страницах книг Ф. М. Достоевского, не потеряла своей актуальности в современном мире, поэтому его произведения продолжают пробуждать живой читательский интерес. Оценка его творчества является высокой и в России, и за рубежом. Критики отмечают проницательность прозаика, великолепные описания внутренней жизни людей, философичность сюжетов.
Достоевского именуют величайшим художником всемирной литературы, знатоком и исследователем человеческих душ. Образ мечтателя — одна из многих тем, которую можно выделить в его творчестве, поэтому исследованием его библиографии активно занимаются литературоведы, психоаналитики и другие специалисты.
Главные герои
Молодой петербуржец, около 30-ти лет. Имеет хорошее образование, служит, видимо, в какой — то мелкой конторе, так как жалование у него очень низкое. Это настоящий «маленький человек» – ничем не интересуется, ни к чему не стремится, мечтателя все устраивает, даже паутина в углах комнаты не мешает. Он незаметный и ненужный человек. Вся его жизнь превратилась в сплошные мечты, он не способен на действия, предпочитая находиться в постоянных грезах, в своем маленьком, призрачном мире. |
|
Является полной противоположностью главного героя рассказа. Ей 17 лет, это жизнерадостная, бойкая девушка, в отличие от мечтателя, трезво смотрит на жизнь. Она живет под строгим надзором, и всеми силами пытается вырваться из этой скучной и однообразной жизни. Ее планы заходят далеко вперед, она для себя сама ставит цель, и устремленно движется к ней. Когда у них появился новый жилец, молодой человек, Настя все силы устремляет на него. Видя его нерешительность, она собирает свои вещи, и сама идет к нему. После его отъезда, ждет его, когда жилец не отвечает на ее письма, она согласна выйти замуж за другого. |
|
Молодой человек, симпатичный, не торгуясь, снял комнату в доме Настеньки. Увидев, как скучно живется молодой девушке, он предлагает ей книги для чтения, несколько раз приглашает вместе с бабушкой в театр. Он ведет себя тактично и деликатно, не представляет, что на него открыта охота. Когда он собрался уезжать в Москву, Настя пришла к нему с вещами, поставив перед фактом, и не оставляя выбора. Обещает вернуться через год, и, если Настя не передумает, женится на ней. |
|
Главные герои
Характеристики главных героев
Главный герой повести Фёдора Достоевского «Белые ночи». Робкий бедный чиновник — «маленький человек», проживающий в Петербурге и страдающий от чувства глубокого одиночества. Сам себя называет мечтателем, подразумевая под этим свою неспособность строить доверительные отношения с людьми и жить реальной жизнью, по причине того, что он постоянно пребывает в своих фантазиях. Подробнее>>>
Главная героиня повести Фёдора Достоевского «Белые ночи». Бедная семнадцатилетняя девушка, «премиленькая брюнетка» в «премиленькой жёлтой шляпке и в кокетливой чёрной мантильке». После смерти родителей Настенька живёт жизнью затворницы вместе со слепой бабушкой, сдающей одну из комнат в их доме постояльцам. Девушке так и не удалось получить должного образования. Все свои дни она проводит рядом со старушкой, «пришпилившей» её платье к своему булавкой, и выбегает из дома лишь по ночам. Подробнее>>>
Постоялец
Постоялец — это образованный, умный и прагматичный молодой человек «приятной наружности», снимающий комнату в доме бабушки Настеньки. Он с сочувствием и симпатией относится к девушке, наблюдая её грустную жизнь затворницы. Дарит Настеньке книги и вывозит развеяться в театр. Окончив свои дела в Петербурге, молодой человек собирается отправиться в Москву, чтобы укрепить своё финансовое положение. В момент отъезда герой оказывается застигнут врасплох пылким признанием девушки в любви. Мужчина словно бы из приличия отвечает взаимностью на чувства Настеньки, обещая девушке вернуться через год и взять её замуж. Тем не менее, приехав снова в Петербург, он не предпринимает попыток навестить возлюбленную. Лишь встретив её случайно на улице, герой решает связать с Настенькой свою судьбу.
Город Петербург
Петербург — город, который можно назвать полноправным героем повести Фёдора Достоевского «Белые ночи». Он не просто служит декорацией, на фоне которой развивается сюжет истории, а является лучшим другом одинокого рассказчика. Петербург словно говорит с мечтателем. Когда тот проходит по его улицам, молодому человеку кажется, что каждый дом здесь глядит на него «во все окна», стремясь закричать: «Здравствуйте; как ваше здоровье?». Также в городе имеются волшебные уголки, где герою особенно хорошо мечтается. Петербург словно отражает чувства рассказчика. Когда все люди уезжают из города на дачу, он становится таким же одиноким, как мечтатель. Когда главный герой влюбляется, ночи над столицей стоят чистые, звёздные и счастливые. Когда же молодой человек страдает и тоскует, на улице тоже темнеет, грустнеет и идёт дождь.
Бабушка Настеньки
Пожилая слепая женщина, воспитывающая Настеньку после смерти родителей девушки. Прежде имела небольшое состояние, но теперь довольствуется лишь пенсией да доходами от сдачи комнаты в своём доме. Старушка очень добра, но чересчур заботлива. Она стремится оградить внучку от любых неприятностей и поэтому «пришпиливает» платье девушки к своему булавкой, тем самым заставляя Настеньку всё время проводить рядом с собой.
Матрёна
«Задумчивая и вечно печальная», но тем не менее ещё бодрая «молодая старуха», прислуживающая главному герою повести. Добрая, заботливая женщина, у которой, по словам рассказчика, присутствует лишь один недостаток — «у ней нет воображения».
Фёкла
Глухая домработница Настеньки и её бабушки. Иногда помогает девушке тайком сбегать от старушки на волю.
Пьяный господин
Пьяный мужчина «солидных лет» во фраке, который встречается ночью на пути Настеньки и преследует её. Рассказчик отгоняет его от девушки палкой, и господин с досадой кричит ругательства молодым людям вслед.
см. также:Краткое содержание Белые ночи, Достоевский
Литература
- Полное собрание сочинений : в 30 томах / Ф. М. Достоевский ; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкин. дом). — Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1972—1990
- Семёнов Е. И., Соломина Н. Н. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 558—562. — 592 с. — 500 000 экз.
- Соломина Н. Н. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — 528 с. — 200 000 экз.
- Белые ночи: повесть / Ф. М. Достоевский; рис. М. В. Добужинского. — Ленинград : Художник РСФСР, 1981. — 81 с.
Второстепенные герои
Бабушка Насти
Бабушка Настеньки боится за будущее своей внучки-сироты. Она пришпиливает ее к своему платью, чтобы девушка никуда не сбежала. В это время бабушка требует, чтобы внучка читала ей вслух или вязала. Бабушка когда-то была состоятельной женщиной, однако сейчас сдает комнаты в квартире. Она мечтает, чтобы ее внучка вышла замуж за хорошего человека при деньгах, поэтому мечтает поселить у себя такого жильца.
Господин во фраке
Господин во фраке ищет приключения в ночном городе. Он мечтает познакомиться с молоденькой девушкой и поехать с ней веселиться. Он пристает к Настеньке во время прогулки, а Мечтатель заступается за девушку. Так они и познакомились. Какого-то либо большего смысла данный персонаж не несет.
Матрена
Прислуга в доме Мечтателя. Порой кроме нее никто не может поговорить с ним. Матрена не очень хорошо справляется со своими обязанностями из-за неаккуратности, но и Мечтатель не требует от нее идеальной чистоты.
Фекла
Прислуга в доме бабушки. Фекла — пожилая женщина, которая плохо слышит. Она тоже не может качественно оказывать свои услуги, но бабушка не ссорится с ней
Каждый герой играет свою роль в произведении в независимости от значимости.
Вторая ночь
Дама просит при встрече Мечтателя рассказать ей свою историю. Он отвечает, что у него нет никакой истории. У девушки же имеется слепая бабушка, которая не отпускает ее никуда. После того как девушка нашалила 2 года назад, бабушка пришила ее платье к своему. Теперь собеседница Мечтателя вынуждена читать вслух старушке и сидеть дома. Герой отвечает, что считает себя мечтателем, и лишь тогда вспоминает о том, что не знает до сих пор имени своей спутницы. Девушка представляется Настенькой. Мечтатель рассказывает ей о своих грезах. Он дожил в своих мечтах до 26 лет, справляет даже «годовщину своих ощущений». Настенька рассказывает герою историю своей жизни.
Отец и мать девушки очень рано умерли, и поэтому она осталась с бабушкой. Однажды, когда эта старушка уснула, Настенька уговорила Феклу, глухую работницу, сесть на свое место, а сама отправилась к подруге. Когда старушка проснулась и спросила о чем-то, Фекла убежала, испугавшись, поскольку не могла понять, о чем бабушка ее спрашивает. Однажды в мезонин бабушкиного дома переехал новый жилец. Он стал снабжать Настеньку книгами, приглашал ее вместе со старушкой в театр на пьесу «Севильский цирюльник». Они втроем после этого посещают театр еще несколько раз. Затем жилец говорит, что должен уехать в Москву. Тайком от бабушки Настенька собирает вещи, так как хочет отправиться вместе с ним. Жилец говорит, что не может пока жениться на девушке. Но он обязательно приедет за ней через год, когда устроит свои дела. Сейчас он уже три дня находится в городе, однако все еще не приходил к Настеньке. Мечтатель предлагает ей написать любимому письмо и обещает через знакомых девушки передать его. Настенька дает ему давно уже написанное и запечатанное письмо. Герои прощаются. Произведение «Белые ночи» Достоевского продолжается уже в следующей главе.
История создания повести «Белые ночи»
Повесть «Белые ночи» относится к раннему периоду творчества Федора Михайловича Достоевского. Впервые она была опубликована 27-летним писателем в 12 номере журнала «Отечественные записки» в 1848 г. Критики приняли повесть благосклонно, называли одним из самых поэтических произведений русской литературы, оригинальным по смыслу и совершенно изящным по исполнению. Молодой выпускник инженерного военного училища Федор Достоевский уже к тому времени был известным писателем благодаря своей первой повести «Бедные люди» (1846 г.), ставшей сенсацией в литературном мире.
В произведениях этого периода отразились попытки писателя решить многие актуальные проблемы, волновавшие его современников. Герои произведений Достоевского – бедные люди, сюжеты – о безрадостном существовании и печальной участи «маленького человека». В это время благодаря В. Белинскому Достоевский в его кружке познакомился со многими передовыми русскими литераторами. Молодой писатель был увлечен их революционно-демократическими идеями, но считал, что задачи литературы гораздо глубже,они не должны быть ограничены только проблемами общественного переустройства. Призвание литературы он видел в постижении сложности и изменчивости характера человека, живущего в противоречивом мире, исследовании тайн человеческого сознания. Со временем из-за разногласий с Белинским Достоевский перестанет посещать его кружок.
С 1847 г. Достоевский станет постоянным посетителем «пятниц» М. Петрашевского. В апреле 1849 г. Достоевский вместе с другими членами этого нелегального политического кружка был арестован. Его в числе других петрашевцев приговорили к смертной казни, замененную за несколько минут до исполнения на 4-летнюю каторгу с последующей ссылкой. Долгие годы он будет лишен возможности читать и писать. После каторги и ссылки он полностью откажется от своих революционных воззрений, его произведения будут пронизаны христианскими мотивами. Трагическая биография Достоевского разделила его творчество на два значительных этапа. Повесть «Белые ночи» стала последним значительным произведением раннего периода.
Образы мечтателей, людей особого склада, Достоевским были отражены в нескольких ранних повестях. До появления этих образов состоялась публикация в 1847 г. цикла фельетонов под названием «Петербургская летопись», в которых Достоевский попытался проанализировать причины появления людей такого образа жизни. Он считал, что мечтательность развивается от неудовлетворенности существующей реальностью у слабого человека. Не имея сил бороться, он уходит в придуманный мир своих грез и мечтаний. Достоевский писал, что в характерах, жаждущих деятельности, но «слабых, женственных, нежных» постепенно зарождается мечтательность, и человек превращается в мечтателя, становясь среднего рода странным существом. Окружающая действительность страшит мечтательную натуру, оказывая на нее тяжелое и враждебное влияние, вследствие чего той хочется «забиться в свой заветный уголок», кажущийся «золотым», а в сущности он «запыленный, неопрятный, беспорядочный и грязный». Но мечтатель мнит, что наслаждения, порожденные его фантазией «полнее, роскошнее, любовнее» настоящего житья.
Со временем мечтатель начинает сторониться людей и их интересов. Он становится неспособен к деятельности, негоден для службы, которую не любит. Такие люди «тянут дело свое» без интереса, лишь для заработка, что «хуже безделья». Так незаметно притупляется «талант действительной жизни». Достоевский понимал социальную сущность возникновения мечтательности и не искал ей оправданий. С одной стороны, относился сочувственно к героям-мечтателям, с другой стороны, осуждал их оторванность от реальности. Он показал, что при столкновении мечтаний с реальной жизнью от них не оставалось и следа. Наиболее полно Достоевский раскрыл образ мечтателя в повести «Белые ночи».
История создания[править | править код]
Повесть была написана Достоевским в сентябре-ноябре 1848 года. В это время Достоевский тесно сдружился с поэтом и писателем Алексеем Плещеевым, вместе с которым они состояли сначала в литературно-философском кружке Николая и Андрея Бекетовых, а позже и в кружке Михаила Петрашевского.
31 октября 1848 года было получено разрешение Петербургского цензурного комитета на публикацию повести. Впервые была напечатана в двенадцатом номере журнала «Отечественные записки» с посвящением Плещееву.
В дальнейшем повесть подверглась значительной переработке. В 1860 году при подготовке своего собрания сочинений Достоевский придал романтическим мотивам главного героя большую определённость путём переработки его монолога и включения в него пушкинских образов
Исследователи обращают внимание также на исключение вернувшимся с каторги писателем фразы: «Говорят, что близость наказания производит в преступнике настоящее раскаяние и зарождает иногда в самом зачерствелом сердце угрызения совести. Говорят, что это действие страха»
Предполагается, что за годы каторги Достоевский перестал верить в данное утверждение. Были убраны и некоторые сентиментально-романтические фразы, такие как: «и залилась слезами», «подавляя слезы, которые готовы были хлынуть из глаз моих». В издании 1860 года посвящение Плещееву ещё сохранилось, в издании 1865 года оно уже было снято.
Краткий анализ произведения
Повесть «Белые ночи» Достоевского является красивой утопией и мечтой о счастье двух влюбленных людей, честности и бескорыстности намерений и чувств. Это детище в творчестве автора самое поэтичное и романтичное. Благодаря красоте описанных ночей создается невероятная утопическая атмосфера повести.
Центральной темой произведения является одиночество, поиск смысла существования, любовь и неразделенные чувства, а также жизнь молодых людей, которые существуют в мире иллюзий и нуждаются в невыдуманных чувствах.
По композиции повесть включает в себя пять глав. Четыре главы именованы петербургскими ночами, а конечная утром. По жанру это роман направления сентиментализма, но по структуре повесть.
Названы главы не случайно ночами и утром. Ночью мужчина жил бесплодными мечтами, нереальными чувствами и иллюзорной любовью, а на утро герой будто бы отрезвел, поняв, что потерял свою возлюбленную и ему вновь суждено жить в иллюзорном мире.
На утро исчезает то волшебство, которое происходило с героем ночью. Он вновь становится одиноким и несчастным, но уже с разбитым сердцем. Глава «Утро» является своеобразным эпилогом или аннотацией, которая полна драматизма с надеждами на лучшее будущее.
Интересно, что несмотря на предательство, мечтатель прощает девушку и не чувствует обиды с разочарованием, будто бы благословляя ее на счастье.
Отдельное место в повести занимает городской образ старинных улочек и скверов. Описанию этих красивых мест посвящена большая часть повествования, поэтому город по праву можно даже считать отдельным персонажем. Четких мест не было названо, но аура города передана хорошо.
Главные герои
Молодой петербуржец, около 30-ти лет. Имеет хорошее образование, служит, видимо, в какой — то мелкой конторе, так как жалование у него очень низкое. Это настоящий «маленький человек» – ничем не интересуется, ни к чему не стремится, мечтателя все устраивает, даже паутина в углах комнаты не мешает. Он незаметный и ненужный человек. Вся его жизнь превратилась в сплошные мечты, он не способен на действия, предпочитая находиться в постоянных грезах, в своем маленьком, призрачном мире. |
|
Является полной противоположностью главного героя рассказа. Ей 17 лет, это жизнерадостная, бойкая девушка, в отличие от мечтателя, трезво смотрит на жизнь. Она живет под строгим надзором, и всеми силами пытается вырваться из этой скучной и однообразной жизни. Ее планы заходят далеко вперед, она для себя сама ставит цель, и устремленно движется к ней. Когда у них появился новый жилец, молодой человек, Настя все силы устремляет на него. Видя его нерешительность, она собирает свои вещи, и сама идет к нему. После его отъезда, ждет его, когда жилец не отвечает на ее письма, она согласна выйти замуж за другого. |
|
Молодой человек, симпатичный, не торгуясь, снял комнату в доме Настеньки. Увидев, как скучно живется молодой девушке, он предлагает ей книги для чтения, несколько раз приглашает вместе с бабушкой в театр. Он ведет себя тактично и деликатно, не представляет, что на него открыта охота. Когда он собрался уезжать в Москву, Настя пришла к нему с вещами, поставив перед фактом, и не оставляя выбора. Обещает вернуться через год, и, если Настя не передумает, женится на ней. |
|
Композиционная структура
Главной особенностью произведения считается необычное построение сюжетной линии. Первые главы полностью описывают фантазии персонажа, посвященные петербургским ночам, а последняя глава называется «Утро». В тексте упомянуты только 2 главных действующих лица:
- Хрупкая девушка Настенька.
- Герой, имя которого осталось неизвестным, автор называет его Мечтатель.
Построение текста имеет символическую характеристику. На фоне ночей в Петербурге автор описывает все переживания и чувства главного героя. Кроме этого, посредством использования такого приема читателям открываются все стадии влюбленности Мечтателя. Наступление утра и пробуждения мужчина сравнивает с личной драмой. Так как рассвет развеивает все его фантазии и лишает надежды на светлое будущее рядом с любимой.
Автор считал, что жанр «Белых ночей» — сентиментальный роман. Спецификой текста, определяющей направленность, является душевные переживания главного героя.
Утро
В дождливый и унылый день Матрена, работница, принесла письмо от Настеньки Мечтателю. Девушка извинялась и благодарила его за любовь. Она обещает сохранить навсегда его в памяти, а также просит Мечтателя не забывать ее. Несколько раз герой перечитывал письмо, слезы наворачивались на его глаза. Мечтатель мысленно благодарит Настеньку за минуту блаженства и счастья, которую девушка подарила ему. На днях Настенька выходит замуж. Однако чувства девушки противоречивы. Она пишет в письме, что хотела бы «любить вас обоих». Однако Мечтатель вынужден оставаться вечно лишь братом, другом. Он опять оказался один в комнате, вдруг «постаревшей». Однако и через 15 лет Мечтатель вспоминает с нежностью свою недолгую любовь.
«Пришпиленная» девушка
Настя вот уже два года ни на шаг не отходит утром и днем от своей бабушки. Та почти ослепла, и за какой-то проступок, о котором не сообщается, родственница в буквальном смысле прикрепила девушку к себе, чтобы она еще чего не натворила. Настя — сирота, родители умерли, и она осталась она с бабулей. У них в доме есть две комнаты: в одной живут они, а другую бабушка сдает внаем — это единственный источник их существования, кроме пенсии старушки.
И вот к ним заехал жилец — молодой человек. В результате одного неловкого эпизода он понял, что Настя пристегнута к бабушке булавкой. Он пожалел девушку, стал давать ей книги и вывозить в театр. Она, конечно, влюбилась в благодетеля, открылась ему, но он сказал, что пока не может взять ее замуж, так у него нет достаточного количества денег на сей момент для такого ответственного шага, и ему надо в ближайшее время ехать в Москву на год. Если за это время у Насти к нему не изменятся чувства, то он приедет ровно через год и женится на ней.
В тот же день, когда герои встретились, исполнился год и чуть больше со времени договора, но молодой человек не появился в условленном месте, хотя был уже в городе, о чем хорошо известно девушке. Мечтателю открывается причина слез Настеньки. Теперь читателю должно быть ясно, какова роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». А если нет, то мы услужливо подскажем ему: на ней строится весь сюжет не слишком занимательного произведения Достоевского.
Но двигаемся дальше. Теперь мы готовы к определению самого существа главной героини сочинения. Сентиментально произведение Достоевского («Белые ночи»). Характеристика Настеньки, как ни странно, обратная, лишенная сантиментов. Девушка не слишком умна, но и не слишком глупа. У нее есть вкус к литературе, вернее, она любит истории. Жених ей попался случайно, но она ухватилась за него, как за соломинку, чтобы сбежать от слепой опостылевшей ей бабки. Наверное, как девушка совестливая, она еще и мучилась виной из-за того, что не слишком любит свою престарелую родственницу. И, тем не менее, она была на грани отчаяния и, может быть, безумия, когда жених внезапно сорвался с крючка, ведь он олицетворял собой выход из жизненного плена. Именно к такой трактовке располагает читателя повесть «Белые ночи». Характеристика Настеньки, конечно, не слишком лестная и сентиментальная, но зато правдивая. К счастью для героини, не все еще потеряно.
Бесконечно рефлексирующий мечтатель желает помочь девушке и предлагает ей сочинить письмо для суженого, а он его отнесет куда следует. Удивительным образом необходимое письмо уже написано девушкой, а герою даны четкие инструкции, кому именно его надо отдать. Нельзя сказать, что Настя манипулирует мечтателем намеренно, эксплуатируя его влюбленность, у нее это выходит невольно и невинно.
Встреча заканчивается тем, что Настя и мечтатель распевают песни. Чему радуется она — понятно, а он, видимо, надеется ей услужить и добиться ответных чувств от девушки и, предвкушая это событие, поет.
Главные персонажи
Мечтатель
Главный герой романа — Мечтатель. Ему около 30 лет. В Петербурге он живет около 6-8 лет. Он приехал учиться в город и остался в нем. Мечтатель — добрый и эмоциональный человек. Однако, он нерешительный, робкий, неопытный, поэтому все его мечты так и остаются его мечтами. У Мечтателя нет друзей, поэтому он очень одинок. Этот персонаж немного пассивен. Его не пугает ни бардак в комнате, ни собственная жизнь. Его все устраивает. Мечтатель — «маленький» человек.
Он служит в маленьком департаменте и любит по вечерам гулять по городу. В одну из своих прогулок он и познакомился с Настенькой, которую полюбил не взаимно.
Настенька
Настенька — активная и смелая девушка лет 17. Она живет под надзором строгой бабушки, которая запрещает ей много гулять, так как ее родители умерли. Настенька страдает от одиночества и скуки. После встречи с Мечтателем, она начинает по дружески гулять с ним вдоль каналов. Ей очень нравятся эти прогулки. Она открылась новому другу в своей любви к жильцу.
Жилец
Жилец — молодой образованный человек, который поселился в квартире бабушки Настеньки. Он видит скуку молодой девушки в этом обществе, поэтому дарит ей книги и водит в театр. Настенька полюбила его, однако он не отвечает ей взаимностью. Девушка поставила его перед фактом, что он должен на ней жениться. Он уехал на год, а по приезде должен стать мужем Настеньки.