Сочинение по картине кузнецова допрос салавата

Какое событие из жизни салавата юлаева изображено на картине "допрос салавата"

Популярные сегодня темы

Сочинение по картине Дейнеки Зима. Девочка у окна
Картина «Зима. Девочка у окна» относится к творчеству талантливого, советского, художника Александра Александровича Дейнеки. Она была написано им в 1931 году. Как и само творчество художника

Сочинение по картине Левитана Осень. Охотник 8 класс
Исаак Ильич Левитана известнейший русский художник, который работал в жанре пейзаж. Левитан обладал уникальным талантом — он умел передать всю красоту природы на холст

Сочинение по картине Юона Новая планета 8 класс
Итак, на картине изображены планеты

Но внимание приковывает именно та, которая зарождается в данную минуту. Она поднимается из-за горизонта и моментально ослепляет всех людей

Вокруг разносятся ярко-оранжевые лучи

Сочинение по картине Девочка с персиками Серова 3, 7 класс
На картине Серова «Девочка с персиками» на переднем плане изображена девочка. Ей 12-13 лет. Она сидит на стуле. Лицо у нее загорелое, с румянцем. Глаза карие, блестящие, брови черные.

Сочинение по картине Серебряковой За туалетом. Автопортрет 6 класс
Зинаида Евгеньевна Серебрякова, поразила меня своими работами. Я очень много знаю талантливых художников — мужчин, но женщину встречаю впервые. Особенно мне понравилась ее работа под названием «За туалетом. Автопортрет».

Музей Салавата Юлаева в Малоязе. Часть 2

Вы здесь: Путешествие по Башкирии > Отчеты о путешествиях по Башкирии > Музей Салавата Юлаева в Малоязе. Часть 2

Начало здесь: “Музей Салавата Юлаева в Малоязе. Часть 1”

Давайте продолжим нашу экскурсию по залам музея Салавата Юлаева в селе Малояз Салаватского района Республики Башкортостан. Как я уже писал выше, в музее достаточно много копий исторических документов, в том числе созданных лично Салаватом или его приближенными. Вот, к примеру, наставление полковника Салавата Елаева (так в документе) атаману красноуфимских казаков М. И. Попову (Иванову) о том, как управлять Красноуфимском и его жителями. Записал полковой писарь Петр Лутохин.

Вот еще один документ: ордер (предупреждение) атамана И. С. Кузнецова и полковника С

Юлаева Осинской земской избе о мерах предосторожности в связи с прибытием карательного отряда секунд-майора Д. А

Гагрина из Казани в Кунгур от 26 января 1774 года.

Помимо документов, представление о той смутной эпохе позволяют составить манекены в одеждах, оружие и амуниция повстанцев, макеты зданий, орудия пыток пленных казаков и крестьян.

Налучье, лук, колчан и стрелы башкирского повстанца

Солдат царской армии времен Крестьянской войны 1773-1775 гг.

Солдат-пушкарь царской армии

Еще один тяжелый во всех смыслах экспонат музея в Малоязе – это кандалы, в которые заковывались заключенные. Их порою одевали на человека один раз. И не снимали всю отведенную ему Богом и мучителями жизнь.

Весьма интересна 3d-панорама сражения бунтовщиков с правительственными царскими войсками. Полагаю, что ничего общего с реальными военно-историческими событиями эта объемная картина не имеет, тем не менее, накал борьбы передан неплохо.

В малоязском музее много картин (их копий), посвященных Салавату. Вот, к примеру, работа Н. П. Ванчухина “Поэт”:

Салават Юлаев и Емельян Пугачев, увы, автора картины назвать не могу, не запомнил.

Взгляд художника А. П. Лежнева на поимку Салавата. 1930 г., холст, масло. Правда, экскурсовод раскритиковала эту работу, поскольку “Салавата, стоящего на лыжах, нельзя было поймать”.

К сожалению, сабля и седло Салавата Юлаева в этом музее – не настоящие.

На рукоятке сабли – изображение волка, традиционного символического животного всех башкир. Есть версия, что слово “башкир” происходит от тюркского словосочетания “баш курт” или “баш корт”, то есть головной волк, вожак стаи.

И, наконец, гигантских размеров картины с видами деревень Текеево и Азналино – родовых гнезд Салавата Юлаева и его отца Юлая Азналина. К сожалению, обе деревни были сожжены царскими карателями после подавления пугачевского бунта.

Деревня Текеево, родина Салавата Юлаева

И деревня Азналино.

Нам удалось проехать к тому самому месту, где когда-то находилась деревня Текеево. Перейдите на эту страницу, чтобы продолжить занимательное путешествие по пути легендарного Салавата Юлаева. Вас ждут занимательный фоторепортаж и редкое видео.

Впервые статья “Музей Салавата Юлаева в Малоязе. Часть 2” была опубликована на сайте “Путешествие по Башкирии“. Авторские права защищены!

Статья написана: 01.06.2015, обновлена: 23.08.2017 1.06.2015

2 вариант

Алексей Александрович Кузнецов большой акцент на картине делает на личность по имени Салават Юлаев. Именно этот человек является очень значимым для народа Башкирии. Он пытался добиться того, чтобы на родной территории восторжествовала свобода. Салават участвовал в одном из восстаний, главой которого был Емельян Пугачев. В конечном итоге, законные силы оказались сильнее, и герой оказался в плену. Почти сразу борца за свободу отправили на допрос.

Допрос производится в помещении, расположенном где-то в подвале. Свет из окон очень тусклый, мало того, они расположены очень далеко. Этого освещения абсолютно недостаточно, по этой причине на столах зажгли свечи. Узник стоит в своем национальном одеянии, которое уже потрепано, местами даже порвано. На голове Салавата лисья шапка. Руки героя связаны веревкой и находятся за спиной, но героя это ни капли не напрягает. Выражение его лица источает твердость и уверенность в своей правоте. По нему сложно сказать, что он задержан.

Героя ничто не пугает. Во взгляде Салавата можно заметить гордость, он смотрит на чиновников как бы свысока. Герой не собирается раскаиваться в своих делах, он убежден, что всё делает правильно. Он готов сражаться дальше. Национальный герой знает, что справедливость восторжествует. Батыр стоит. Зритель видит Салавата в полный рост и может прочитать по его лицу все эмоции и настрой. В этом и заключалась задумка Алексея Александровича. Батыр осознает, что за ним его наследие и народ. Он чувствует эту ответственность.

Напротив героя располагаются местные чиновники, они сидят за столом и задают интересующие их вопросы. На столе лежат записи и бумаги. Все те, кто ведут допрос, олицетворяют твердость установленного в государстве строя. Можно заметить, что на допросе присутствует генерал. Он одет в белый костюм, через его плечо перекинута наградная лента голубого цвета. На его реакцию внимательно наблюдает человек, который встал рядом. Он ждет последнего слова генерала. Какой же вердикт он вынесет? Другой представитель царской власти очень внимательно смотрит на пленного, он хочет понять, чем тот руководствовался. Все, кто ведут следствие одеты в сюртуки, на их голове белые парики. Вся эта устаревшая форма и традиции раздражают героя, он хочет восстановить справедливость. Батыр желает, чтобы все были равны. Все, кроме допрашиваемого, напряжены. Потому как не знают, что от него можно ожидать. Личность непредсказуемая. Чиновники начинают злиться. Они очень много времени пытаются выбить показания или признание вины, но ничего не выходит. Также батыр не собирается выдавать своих сообщников. Салават не боится даже грядущих пыток. За спиной героя уже разведен огонь, палач уже готовится привести приказ в исполнение.

Следствие и допросы

Следствие над Салаватом Юлаевым продлилось 339 дней, то есть почти год. Первый его допрос состоялся в деревне Калмыково, но протокол не сохранился. Из донесений карателей известно, что Салават сообщил тогда, что планировал скрыться в казахских степях.

16 декабря Салавата и Юлая Азналина, который находился под арестом в Челябинске, в железных кандалах направили в Казань, а 13 февраля 1775 года обоих этапировали в Москву в Тайную экспедицию Сената.

Юлай Азналин также был допрошен, но против своего сына ничего не показал. Кулый также проявил к коллеге-старшине милость, не оговорив того.

Салават признался в том, что руководил отрядами и брал крепости штурмом, но наотрез отказывался признавать за собой какие-либо убийства. Следствие это не устроило, поэтому Салават был направлен обратно в Оренбург, как сказали бы сейчас, на проведение дополнительных следственных мероприятий. Но ученые склоняются к мысли, что приговор был уже известен, а башкир возвращали на родину, чтобы жестоко наказать в устрашение всем.

2 вариант

Фигура Салавата Юлаева занимает основное положение в картине Кузнецова. Салават был настоящим народным героем, боровшимся за свободу и независимость народа. Он участвовал в пугачевском восстании. В очередном бою его пленили и доставили на допрос.

Все события происходят в подвальной комнате, а из верхних окон можно наблюдать тусклый свет. В помещении мрачно, поэтому свечи освещают данное пространство. На пленнике одет традиционный камзол, но он разорван в разных местах, а на голове расположился малахай. Руки у Юлая связаны, но на картине он ведет себя свободно. Его стремительный взор направлен на высоких чинов. В нем нет разочарования. Его взгляд заставляет думать об общественных проблемах. Батыр показан в полный рост, обращенный к зрителям. Образ Салавата дает понять, что будущее за ними.

За массивным столом заседают высокие чины. Все бумаги на нем подтверждают прочность самодержавия. На одном из чиновников мундир высокого качества и наградная лента. На спинке стула висит теплая шуба. Внешний вид представителей властных структур не вызывают почтения у Салавата. По их виду стоит предположить, что они бояться Салавата. Один соскочил со злостью и пристально следить за главным героем картины, а другой пытается, что-то сказать генералу. Свет от свечей позволяет рассмотреть напряжение на их лицах. Чиновники находятся в гневе, так как не могут получить от него информацию о местонахождении товарищей. Героя не страшат будущие испытания. За спиной у героя ярко полыхает огонь, а палач готовит разные инструменты для проведения пыток. В тени зритель может наблюдать дыбу. Его не волнуют страшные крики из камер.

При создании картины художник не использовал яркие оттенки, не отмечая другие детали. Другие элементы и палач отмечены темными красками, поэтому кажутся размытыми. Ярко отмечены на картине лица центрального персонажа и злобные чиновники. Учитывая, что люди располагаются за столом на переднем плане, они не ярко выражены на полотне

Все внимание обращено к смелому мужчине

Рассматривая картину живописца, начинаешь восхищаться волевыми качествами, проникаясь сочувствием к главному герою произведения. Именно эти герои считаются примером для разных поколений, поэтому о них слагают разные легенды. Еще данный холст можно назвать пособием мужества и героизма, поэтому хочется восхищаться действующим персонажем.

Топ вопросов за вчера в категории Другие предметы

Другие предметы 06.10.2023 10:10 949 Денисенко Елена

Девочки- Составить список домашней работы, перечислить работу в огороде, виды работы по уходу за

Ответов: 2

Другие предметы 03.11.2023 11:16 762 Поливцева Яна

Как вы думаете, в чем должна заключаться проповедь современных христиан?

Ответов: 2

Другие предметы 26.06.2023 19:44 2514 Alisheri Inessa

Примеры фольклорных произведений русского народа в которых говориться о нравственных качествах

Ответов: 3

Другие предметы 03.11.2023 18:28 189 Минченкова Мария

Выпишите те дела Константина, которые кажутся вам важными

Ответов: 2

Другие предметы 05.05.2023 09:21 524 Бакановская Яна

Даю 50 баллов! Подумайте и назовите проблемы, решение которых вам бы хотелось предложить при

Ответов: 3

Другие предметы 04.06.2023 04:51 4262 Гордейчук Дарья

Музыкальные инструменты на букву я​

Ответов: 1

Другие предметы 28.06.2023 11:01 185 Долженко Илья

Представьте что ваша семья собирается поехать в отпуск в другую страну к вашим знакомым проживающим

Ответов: 2

Другие предметы 16.05.2023 13:01 676 Чабан Дмитрий

Как в соответствии с гимнастической терминологией называется «прыжок через козла»? Укажите

Ответов: 2

Другие предметы 29.06.2023 17:22 243 Каржауова Айша

Какой запрет вводился с времен древней греции и по сей день на период проведения олимпийских игр

Ответов: 2

Другие предметы 14.07.2023 01:38 690 Козлов Ростислав

Семья Богдана живёт в нашем регион.В этом месяце бабушка с дедушкой прислали Богдану на день

Ответов: 2

Детство и юность

Точных документальных данных о ранней биографии Салавата Юлаева нет. Дата рождения 16 июня 1754 года установлена с его собственных слов при допросе: в 1775-м сподвижник Пугачева сообщил Тайной экспедиции сената, что ему 21-й год от роду. В качестве месяца и дня позднее стали использовать середину года. Будущий народный герой появился на свет в деревне Текеево Шайтан-Кудеевской области Оренбургской губернии. Сейчас этого населенного пункта не существует – деревню уничтожили государственные войска при подавлении пугачевского восстания.

Памятник Салавату Юлаеву у дома Госсобрания / Википедия

Салават происходил из уважаемой семьи: его отец служил сотником в Российской армии, позже был назначен волостным старшиной. Юлай Азналин был хорошим солдатом и во время Польского похода против сторонников Барской конфедерации получил в качестве награды малое воинское знамя. Позже, в 1773 году, мужчина передал знамя Салавату, который в отсутствие отца подменял его на посту старшины.

Юлай Азналин был безграмотным, но сыну обеспечил возможность учебы. Точно не известно, где и как Салават учился: возможно, в исламских религиозных школах, возможно, у частных учителей. Однако юноша был обучен чтению и письму, знал язык тюрки, да и с русским затруднений не испытывал. От отца юноша впитал тягу к справедливости и любовь к родине и своему народу. Впоследствии именно это привело молодого человека на сторону повстанцев и решило его судьбу.

Пугачевский бунт

История жизни и славы Салавата Юлаева неразрывно связана с трагическими событиями конца XVIII века и именем Емельяна Пугачева. В 1773 году на Урале вспыхнул крестьянский бунт под предводительством этого авантюриста, преступника и самозванца, умело воспользовавшегося безграмотностью народов Урала и Поволжья и их надеждами на лучшую жизнь.

Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачева. Портрет сделан в месте его содержания – в Московском остроге.

Емельян Пугачев, представившийся простому люду “чудом спасшимся царем-освободителем Петром III”, щедро раздавал “блага” всем, кто примкнул к его отрядам: вечную вольность, жалование из государевой казны, землю, освобождение от налогов и рекрутских наборов и прочее (отражены в его Манифесте от 31 июля 1774 года). И люди ему верили. По некоторым данным, в Крестьянское восстание 1773 – 1775 годов были вовлечены свыше 1 млн человек на Урале и в Поволжье.

Участие башкир и Салавата Юлаева в восстании под знаменами Пугачева – это, в первую очередь, борьба за собственные интересы, свою землю, знак протеста против различных притеснений и обмана, шедшего со стороны царских властей и заводчиков на протяжении многих десятилетий. Примечательно, что когда войска Пугачева в июле 1774 года направились в центральную часть России, на Москву, башкирские отряды предпочли остаться на родине, в Башкирии, и продолжать борьбу за свою землю. Подробнее о причинах восстания и ходе повстанческой борьбы.

Внимание! При копировании материалов с сайта “Салават Юлаев. Биография и творчество башкирского национального героя” ставится ссылка на первоисточник

Вариант 2

Картина Кузнецова “Допрос Салавата” – это произведение, которое вызывает множество эмоций у зрителя. На ней изображен допрос Салавата Юлаева, который был одним из лидеров пугачевского восстания. На переднем плане видно, как Салават сидит на стуле, а перед ним стоит чиновник, который задает ему вопросы. Вокруг них собрались люди, которые наблюдают за происходящим.

Первое, что бросается в глаза на этой картине – это выражение лица Салавата. Оно полное гнева и ненависти к своим обидчикам. В его глазах видно, что он не собирается сдаваться и готов бороться до конца. В то же время, на лицах окружающих его людей можно увидеть страх и тревогу. Они понимают, что Салават может пойти на все ради своей свободы.

Второй элемент, который привлекает внимание на этой картине – это детали. Каждый предмет на ней прорисован с большой точностью и вниманием к деталям

Например, на стене можно увидеть крест, который символизирует религиозную веру Салавата. Также на столе лежат книги, которые, возможно, использовались при допросе.

Третий элемент, который можно заметить на этой картине – это ее историческая значимость. Салават Юлаев был одним из главных участников пугачевского восстания, которое произошло в России в XVIII веке. Это было крупнейшее крестьянское восстание в истории России, которое привело к множеству изменений в обществе.

Четвертый элемент, который можно выделить на этой картине – это ее эмоциональная сила. Она вызывает у зрителя множество эмоций – от гнева и ненависти до сострадания и сочувствия. Она показывает, что даже в самых трудных ситуациях человек может сохранять свою человечность и бороться за свои права.

Пятый элемент, который можно заметить на этой картине – это ее художественное исполнение. Кузнецов использовал яркие краски и контрасты, чтобы подчеркнуть эмоциональную напряженность сцены. Он также использовал свет и тени, чтобы создать эффект глубины и объемности.

Шестой элемент, который можно выделить на этой картине – это ее композиция. Кузнецов расположил персонажей таким образом, чтобы передать напряженность и драматизм сцены. Он также использовал перспективу, чтобы создать эффект глубины и пространства.

Седьмой элемент, который можно заметить на этой картине – это ее символика. Например, крест на стене символизирует религиозную веру Салавата, а книги на столе могут символизировать знания и образование.

Восьмой элемент, который можно выделить на этой картине – это ее контекст. Картина была написана в 1861 году, когда Россия переживала период реформ. Она может быть рассмотрена как комментарий к тому, что происходило в обществе в то время.

Девятый элемент, который можно заметить на этой картине – это ее актуальность. Темы свободы и борьбы за права человека остаются актуальными и сегодня. Картина напоминает нам о том, что мы должны бороться за свои права и свободы, даже если это трудно.

Десятый элемент, который можно выделить на этой картине – это ее универсальность. Она может быть интерпретирована по-разному в зависимости от контекста и опыта зрителя. Каждый может найти в ней что-то свое и сделать свои выводы.

Биография Салавата

Но вернёмся к Салавату Юлаеву. Устоявшейся датой рождения Салавата Юлаева считается 1752 год (хотя некоторые исследователи говорят 1754 год). Отец Салавата Юлай Азналин был старшиной Шайтан-Кудейской волости Уфимского уезда после Шаганая Барсукова. Волость объединяла нынешние деревни Идрис (Идрисово), Юнус (Юнусово), Алька (Алькино), Шаганаево (ныне Юлаево), и ныне уже несуществующие Текеево и Азналино. Известно, что Салават родился в деревне Текеево и много времени в детстве проводил в деревне своего деда – Азналино. П.С. Паллас в своих путевых записках отметил эту деревню: «Между первых взгорьев нашли мы ручей Кулмяк, у него находится маленькая башкирская деревушка из шести дворов, плотина и крупяная мельница…» Основал её влиятельный вотчинник Шайтан-Кудейской волости Бикбулат Тюкаев (Текеев), участвовавший в сделке по сдаче в оброк на 60 лет земли для Симского завода. В договорной записи по этой сделке упомянуты влиятельные вотчинники, состоящие между собой в родстве: Идрис Девятков, Алка Пулатов (Алексей Булатов), его отец Бикбулат Тюкаев, и другие. Деревня Текеево предположительно возникла в XVII веке при слиянии речек Хары Кундуз и Кускянды, и в 1730-х годах была наиболее известным населенным пунктом в округе, центром волости. Поэтому Юлай и Салават и указали ее местом своего рождения, что было естественным для полукочевого образа жизни башкир того времени.

Деревня Азналино. Художник А.Т. Загидуллин, 1992 г., холст, масло

Известно точно, что мать Салавата была дочерью муллы и была образованной женщиной. Своих детей она с ранних лет обучала грамоте. Возможно из-за того, что Салават научился рано читать и писать, он рано начал сочинять стихи. До наших дней дошло около пятисот поэтических строк, написанных Салаватом Юлаевым. Глядя на отца, на его непримиримую борьбу с несправедливым расхищением башкирских земель, это оказало на Салавата Юлаева большое влияние. Салават впервые поднял башкирское поэтическое слово как острое оружие борьбы за светлую жизнь. Башкирский народ мечтал видеть у себя не только батыров с мечом, но и поэтов с пером в руке. Неудивительно поэтому, что он признал в легендарном Салавате и своего национального поэта.

Потом был конфликт с родом Шаганая. Подлило масло в огонь и без того кровной вражды родов нарушение царскими властями некоторых условий договоров (захват вотчинных земель, увеличение налогов, уничтожение самоуправления, принудительная христианизация и др.). И это неоднократно приводило к возникновению башкирских восстаний. И вот, жажда свободы, справедливости привели Салавата в ряды повстанцев.

В ноябре 1773 года Салават Юлаев добровольно перешел на сторону Емельяна Пугачева. Всего год находился он в пугачевском войске, но навсегда вошел в историю России. Когда Салават появился перед Пугачевым, ему было всего 19 лет. Юный башкирский воин быстро завоевал доверие, и в декабре 1773 году Пугачев произвел Салавата в полковники, в июне 1774 — в бригадиры (генералы). Салават участвовал в 28 сражениях, был трижды тяжело ранен. После поражения восстания и ареста Пугачева продолжал борьбу против правительственных войск, но 25 ноября 1774 был взят в плен, судим и сослан в крепость Рогервик на Балтийском море (ныне город Балтийск (в пер. от эст. – Палдиски) в Эстонии), где пробыл 26 лет до своей смерти в 1800 году.

Картина «Допрос Салавата Юлаева»

17 марта 1775 года российская императрица Екатерина II объявила манифест, предавший пугачевский бунт «на вечное забвение и глубокое молчание». Родные деревни сподвижников Пугачева уничтожались карателями, среди них были Текеево и Азналино. Были переименованы все места, связанные с этими событиями, река Яик переименовалась в Урал. Восстание Пугачёва стало последним массовым крестьянским и казацким восстанием в России вплоть до начала XX века. Но память о Салавате Юлаеве у башкирского народа вырвать не удалось.

Ответы на вопрос

Отвечает Тихонов Никита.

Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа

Эта легендарная личность, соратник Емельян Пугачева, привлекала внимание и писателей, и художников. Алексей Кузнецов заинтересовался Салаватом Юлаевым еще в юности

Он изучал документы, ездил по местам, где бывал герой, в набросках воссоздавал костюмы того времени, чтобы его картина была исторически достоверной.  Картина была написана в 1955 году. Она сразу же завоевала сердца зрителей. И все потому, что легендарный герой Башкирии изображен бесстрашным воином, который верен своим идеалам свободы и равенства. Образ Салавата занимает центральное место на картине. На переднем плане художник изобразил представителей власти, ведущих допрос батыра. Они сидят спиной к зрителю. А вот Салават изображен к зрителям лицом. 

  Его взгляд суров, но в глазах молодого человека нет и тени страха перед теми, кто допрашивает его, кто вынесет ему приговор. Он верит в правоту своего дела. И потому ему не страшна смерть и муки, какие бы не придумали его мучители. О том, что герою предстоит тяжелое испытание, говорят приспособления для пыток, изображенные Кузнецовым на заднем плане картины. Они как бы таятся во мраке. Но хорошо видна дыба. Пылают раскаленные угли, на которых палачи уже накаляют инструменты для пыток.   А бесстрашного батыра нисколько не тревожат приготовления палачей. Он прямо смотрит в глаза следователей. Его гордая осанка, взгляд немного свысока, ясно дают понять, что сломить его могучий дух невозможно. Именно таким представляли себе своего героя башкиры. О нем слагали легенды и песни. Поэтому картина А.Кузнецова «Допрос Салавата» стала одним из лучших его произведений, свидетельствующих о масштабе исторического мышления ее создателя.

Как выглядел Салават Юлаев?

О внешности национального героя Башкирии мы можем судить лишь по кратким описаниям в исторических документах. Например, в именной описи Уфимской провинциальной канцелярии от 2 октября 1775 года указано, что Салават Юлаев ростом в два аршина и четыре с половиной вершка, что равно 162 – 164 сантиметрам. Цвет волос и глаз – черный.

Прижизненных портретов Салавата нет и, скорее всего, никогда и не было. Мусульманская традиция того времени не поощряла создание изображений людей в каком-либо виде. Маловероятно также, что портрет повстанца мог быть написан художником-любителем того времени, например, из ставки Пугачева или участником допроса Салавата. Все-таки Салават не был единственным “бригадиром” Пугачева. А вот портреты самого “императора Петра III”, написанные художниками с натуры, существуют (смотрите ниже).

Репродукция картины Г. Мустафина “Салават Юлаев”.

Все образы башкирского героя Салавата Юлаева – это вольная трактовка и фантазия художников, литераторов и кинематографистов. Даже самые яркие и выдающиеся его портреты условны и не могут претендовать на истину. Внешность Салавата останется загадкой навсегда.

Портрет Салавата Юлаева. Художник – Ф. Ф. Ислахов.

Вероятнее всего, Салават имел типично азиатскую, башкирскую внешность. Был коренаст и приземист. Его участие в конных баталиях говорит в пользу той версии, что герой был хорошо развит физически, имел сильные руки и ноги.

Можно также предположить, что внешность героя вряд ли вызывала умиление и радость у современников, скорее, наоборот: страх и трепет. В столь юном возрасте бригадирами и доверенными лицами Пугачева мог стать, скажем так, лишь суровый на вид человек, не иначе. Но это, опять же, наши версии и предположения.

Образ Салавата в фильме 1940-го года “Салават Юлаев” (режиссер – Яков Протазанов) создал блестящий башкирский актер Арслан Мубаряков.

К слову, для башкирского народа Салават Юпаев считается героем. Следует отметить, что творец очень ответственно подошел к работе: он долгое время изучал деятельность этого выдающегося человека, побывал в местах его пребывания. Наверное, потому полотно получилось естественным и прекрасным.

На холсте изображены допрашивающие и, собственно, сам Салават. Он смело и гордо глядит им в глаза, источает решительность, смелость и благородство. По его волевому лицу видно, что он не скажет своим оппонентам ни слова.… А если и скажет, то уж точно не встанет пред ними на колени.

Цветовая гамма приятная, но не яркая. Судя по серым, каменным стенам, такое впечатление, что действие происходит в замке, в темнице, адаптированной под допросную. Возможно, где – то рядом находится темная комната, где содержится сам обвиняемый. Допрашивающие изображены в количестве трех человек. Присутствует и четвертый. Но он, очевидно гонец. Пожилой мужчина что-то шепчет на ухо тучному господину, наверняка, главному.

Несмотря на возможность изощренных пыток, которые, ему, скорее всего, предстоят, Салават не испытывает страха. На его лице не дрожит ни одной мышцы, взор решителен и слегка дерзок. Следует отметить, на этом сделан особый акцент – поскольку главный герой изображен лицом к зрителям, а представители власти – спинами.

Вполне очевидно, что палачи уже готовят орудия наказания. Это подсознательно передается зрителю. Предчувствует казнь и сам Салават. Однако его не страшит подобная участь. Ведь для героя лучше стойко умереть за правое дело, чем сдаться либо начать сотрудничать со своими противниками.

Салават сохраняет присутствие боевого духа. И, кажется, что он не дрогнет, какой бы вердикт не был вынесен. Он свысока смотрит на своих мучителей. Наверняка, им и не снилась подобная стойкость.

В целом, картина очень интересна. Она позволяет нам лицезреть исторический момент и проникаться состоянием главного героя, у которого стоит поучиться выносливости, смелости и умению сохранять самообладание даже в самых сложных жизненных ситуациях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: