Цветовые символы пространства и окружающей среды
Красный цвет
Один из самых ярких символов красный цвет используется в романе для передачи чувств, эмоций и настроения героев. Красный цвет напоминает о крови и убийстве, что усиливает зловещую атмосферу романа. Красная обстановка кабака в котором общался Раскольников подчеркивает его отдаленность от основной массы граждан.
Зеленый цвет
Зеленый цвет символизирует жизнь, красоту природы и надежду на лучшее, что также есть и в романе. Зеленые окна в квартире Сони Мармеладовой символизируют ее надежды на лучшее будущее и свою душевную чистоту.
Белый цвет
В романе белый цвет символизирует чистоту и справедливость. Вещи со значительными белыми участками, такие как платки, являются символом чистого сердца и надежды на отмщение за зло.
Черный цвет
Черный цвет становится символом тьмы и отчаяния, которые охватывают душу героев в самый критический момент. Он подчеркивает темные и зловещие намерения Раскольникова, а также неприятную, аномальную атмосферу, царившую в Петербурге того периода.
Как закончилась ее жизнь
Женские образы «Преступления и наказания», несмотря на разнообразие характеров, отличаются глубоко драматичной судьбой. Нищета доводит Катерину Ивановну до чахотки. Однако чувство собственного достоинства в ней не погибает. Ф. М. Достоевский подчеркивает, что Катерина Ивановна не была из забитых. Несмотря на обстоятельства, невозможно было сломать в ней нравственное начало. Стремление ощущать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить дорогие поминки.
Катерина Ивановна является одним из самых гордых женских образов Достоевского в «Преступлении и наказании». Великий русский писатель постоянно стремится подчеркнуть это ее качество: «не удостоила ответом», «с достоинством осмотрела своих гостей». И наряду с умением уважать саму себя в Катерине Ивановне живет еще одно качество – доброта. Она осознает, что после гибели ее супруга она обречена с детьми на голодную смерть. Противореча самому себе, Достоевский опровергает концепцию утешительства, которая может привести человечество к благополучию. Конец Катерины Ивановны трагичен. Она бежит к генералу, чтобы вымолить у него помощь, однако перед ней закрывают двери. Надежды на спасение нет. Катерина Ивановна идет просить милостыню. Ее образ глубоко трагичен.
Оранжевый цвет: символика
Оранжевый – насыщенный цвет, представляющий из себя смесь красного и жёлтого цветов. Он вызывает в нас чувство динамики и энергии, олицетворяет солнце и возрождение.
В литературе оранжевый цвет иногда ассоциируют с изменением и новыми возможностями. Он может символизировать радость, наслаждение, страсть и притяжение. А иногда, наоборот, оранжевый цвет может означать критическую ситуацию или трудности, так как он может задавать тон гнева и агрессии.
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» оранжевый цвет тоже играет свою роль. Он связан с образом Сони Мармеладовой – героини романа, которая так же как и цвет, является яркой и красивой, но в тоже время изменчивой и противоречивой. Оранжевый цвет украшает ее пояс и подчеркивает ее женственность и сексуальность.
В целом, оранжевый цвет в романе Достоевского может раскрывать внутренние состояния героев, подчеркивая их потенциальные качества и ошибки или наоборот вызывая наше отрицательное отношение к персонажам.
Интересные факты
- Родион совершает убийство на третий день после размышлений; он звонит в квартиру процентщицы трижды.
- В семье Мармеладовых трое детей; Соня после продажи собственного тела приносит домой 30 рублей; Мармеладов забрал у Сони последние 30 копеек на алкоголь.
- Жена выкупила Свидригайлова из тюрьмы за 30000 серебренников.
И это далеко не все упоминания священного числа. В христианстве оно символизирует Святую Троицу; Иисус погибает в возрасте 33 лет, а затем воскресает через 3 дня. Так как Достоевский был человеком глубоко религиозным, неудивительно, что он использует подобную символику.
Фамилия Раскольников означает раскол, то есть двойственность, тем самым символизируя неоднозначность, двойственность характера героя. С одной стороны, он мрачен и жесток, но по ходу сюжета оказывается, что он может быть сострадательным и любящим – так он относится к своей матери и сестре, а впоследствии и к Соне Мармеладовой.
Цвет также имеет символическое значение. Неслучайно автор рисует Петербург жёлтым цветом. Его жёлтый не светлый и яркий, а бледный и болезненный. Именно в таком противном цвете приходится существовать персонажам романа. Такого же отталкивающего цвета обои в комнате Родиона. Цвет создаёт атмосферу тоски и безысходности.
Иллюстрации Н. Каразина, Д. Шмаринова, И. Грабаря
Изначально Достоевский уготовил Раскольникову другой финал – тот должен был покончить жизнь самоубийством. Более тщательно продумав идею произведения, писатель заменил самоубийство героя в ссылку на каторгу.
Об авторе
Будущий писатель, автор психологического и философского романа «Преступление и Наказание» Фёдор Михайлович Достоевский родился в Москве в 1821 году. Его отец был лекарем при Мариинской больнице для бедных, именно благодаря этому факту Фёдор Достоевский с раннего детства проникся состраданием к людям. Ему часто приходилось если не видеть, то слышать печальные истории человеческих судеб. А первой книгой, которую прочитал Достоевский, стала Библия в пересказе для детей.
Первый роман Достоевского “Бедные люди” сразу получил одобрение уважаемых критиков (в частности, Белинского) и принёс автору успех. Читатели восхищались новизной и глубиной мыслей писателя, правда, с некоторыми литераторами отношения у Достоевского складывались крайне напряжённо – его недолюбливали, считая чересчур самовлюблённым.
Одно время Фёдор Михайлович увлёкся социализмом и присоединился к кружку “петрашевцев” – там он и его единомышленники обсуждали насущные политические проблемы. Именно за участие в деятельности кружка Достоевский был объявлен преступником и приговорён к смертной казни.
И вот, приготовившись к неминуемой смерти и практически стоя на эшафоте, писатель узнал о замене смертной казни ссылкой в Сибирь. Это событие оказало огромное влияние на мировоззрение Достоевского и заставило его ещё больше проникнуться идеями христианства и верой в Бога.
Он мог играть каждый день и с каждым разом проигрывать всё больше денег, а когда деньги заканчивались, на кон ставилось имущество, причём закладывал он не только свои вещи, но и вещи своей жены. Из-за пагубного увлечения писателю нередко приходилось жить впроголодь и писать романы не столько ради торжества мысли, сколько ради заработка.
Но не это стало причиной его смерти – литератор скончался от туберкулёза на 59-м году жизни. Похоронную процессию сопровождала огромная толпа, состоявшая как из преданных читателей, так и из коллег-писателей – все были потрясены внезапной потерей творца.
Вариант 2
Желтый цвет в романе “Преступление и наказание” Федора Достоевского является одним из главных символов. Он встречается в разных сценах романа и имеет разный смысл. Желтый цвет символизирует не только болезненное состояние главного героя Раскольникова, но и его внутреннее противоречие.
В начале романа желтый цвет ассоциируется с болезненным состоянием Раскольникова. Он описывается как бледный и истощенный, а его комната окутана желтоватым сумраком. Это символизирует его душевное состояние, которое находится в состоянии кризиса. Раскольников переживает внутреннюю борьбу, пытаясь оправдать свое преступление, но одновременно чувствуя сильный внутренний конфликт.
В дальнейшем желтый цвет становится символом внутреннего противоречия Раскольникова. Он пытается убедить себя в правильности своих действий, но не может справиться с чувством вины. Желтый цвет встречается в сценах, где Раскольников пытается оправдать свое преступление, но одновременно чувствует сильный внутренний конфликт. Например, в сцене, где он говорит с Порфирием Петровичем, желтый цвет символизирует его внутреннее противоречие.
В конце романа желтый цвет становится символом искупления. Раскольников осознает свою вину и готовится к наказанию. Желтый цвет встречается в сценах, где он готовится к суду и признает свою вину. Это символизирует его готовность к искуплению и принятию наказания. Например, в сцене, где он говорит с Соней, желтый цвет символизирует его готовность к искуплению.
Кроме того, желтый цвет в романе “Преступление и наказание” имеет еще один смысл. Он символизирует бедность и отчаяние. Желтый цвет встречается в сценах, где описывается жизнь бедняков и их трудные условия жизни. Например, в сцене, где Раскольников посещает Мармеладова, желтый цвет символизирует бедность и отчаяние.
Таким образом, желтый цвет в романе “Преступление и наказание” играет важную роль в символизации внутреннего состояния главного героя, его внутреннего противоречия и готовности к искуплению. Кроме того, он символизирует бедность и отчаяние, что является важным элементом общей картины жизни в романе.
Роль цветов в литературе
Цвета — это мощный инструмент в создании настроения и подчеркивания основных идей в литературе. Они могут разнообразно отображать чувства персонажей и взаимоотношения между ними.
Красный цвет — обычно связан с насилием, страстью, любовью или гневом. Он может усилить интенсивность эмоций в тексте и визуально отразить переживания персонажей.
Зеленый цвет — ассоциируется с природой, миром и спокойствием. Он часто используется для создания образа гармоничной и расслабленной атмосферы.
Черный цвет — символизирует тьму, смерть и тайну. В литературе он может использоваться для создания угрожающего или мистического настроения.
- Синий цвет — может отразить холодность, безразличие или скрытую меланхолию.
- Белый цвет — символизирует чистоту, невинность и гармонию. Он может создавать образ героя, к которому хочется стремиться.
Хорошее использование цветов в литературе может не только украсить текст, но и усилить его эмоциональную исходность. Тщательный выбор цветов и их сочетаний может помочь в развитии образов и владении сюжетом.
Тема
Главная тема произведения – угнетённость и ужасающая бедность большей части общества, печальное положение которого мало кого интересует. Также красной линией проходит тема заблуждений личности и вынужденного бунта вследствие удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности.
Проблема ложных убеждений, поставленная в романе, является актуальной во все времена. Теория, которой был подвержен Раскольников, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.
В романе Достоевский хотел донести свои христианские представления о жизни, согласно которым нужно стараться жить нравственно, не поддаваясь гордыне, похоти, эгоизму. Жить ради ближних, творить добро, жертвовать собственными интересами на благо общества – вот чему учит писатель. Именно по этой причине в конце эпилога Родион Раскольников приходит к вере, которая является спасением его измученной души, и обретает надежду на спасение.
Выбор цветов в произведении
Цветовая символика является одним из важных элементов в произведении «Преступление и наказание». Автор активно использует различные цвета, чтобы передать настроение героев или создать определенную атмосферу.
Например, главный герой Раскольников часто описывается в книге как «бледный». Этот цвет подчеркивает его состояние души и здоровья, что в свою очередь является проявлением его внутреннего мира.
Красный цвет тоже имеет свое значение в романе. Он обычно связывается с чувствами страсти и насилия. Например, красная рубашка, которую носил мертвый земляк Раскольникова, стала символом смерти и насилия.
Черный цвет тоже имеет важное значение в произведении. Он обычно связывается с темнотой и злом
Например, намерение Раскольникова совершить преступление было подчеркнуто его черной одеждой.
Белый цвет, напротив, является символом чистоты и невинности. Например, преступник Мармеладов описывается как человек «белоснежной рубахой», что подчеркивает его духовное состояние.
Таким образом, выбор цветов в произведении «Преступление и наказание» является одним из способов передачи настроения и атмосферы. Каждый цвет имеет свое значение и подчеркивает важные моменты в жизни героев.
Какими жанрами представлен список произведений писателя
Список произведений Достоевского длинный и масштабный. Здесь можно встретить прозу и поэзию, публицистику и романы, рассказы и водевили, все перечислить просто невозможно.
Криминальная сюжетная линия ярко представлена в романах Достоевского «Подросток», «Преступление и наказание», а также «Братья Карамазовы». Образ Верховенства и ужасающей реалистичности, демонстрирует сущность развивающейся российской социал-демократии, полный цинизм народнической идеологии.
Упоминая криминальную тематику, было бы неправильно упустить роман «Бесы», написанный в 1872 году. К сожалению, он практически неизвестен современному читателю, по причине строжайшего запрета. Но сегодня каждый из нас может открыть для себя душу писателя и заглянуть в просторы циничной идеологии, которая привела к большевизму.
Список произведений Ф. М. Достоевского
Восемь романов:
- Бедные люди (1846)
- Униженные и оскорбленные (1861)
- Игрок (1866)
- Преступление и наказание (1866)
- Идиот (1869-69)
- Бесы (1871-72)
- Подросток (1875)
- Братья Карамазовы (1879-80)
Повести и рассказы:
- Двойник (1846)
- Роман в девяти письмах (1847)
- Ползунков (1848)
- Дядюшкин сон (1859)
- Чужая жена и муж под кроватью (1860)
- Скверный анекдот (1862)
- Записки из подполья (1864)
- Крокодил (1865)
- Вечный муж (1870)
- Бобок (1873)
- Кроткая (1876)
- Сон смешного человека (1877)
- Как опасно предаваться честолюбивым снам (1846)
- Господин Прохарчин (1846)
- Хозяйка (1847)
- Слабое сердце (1848)
- Честный вор (1848)
- Елка и свадьба (1848)
- Неточка Незванова (1848)
- Белые ночи (1848)
- Маленький герой (1849)
- Село Степанчиково и его обитатели(1859)
- Записки из мертвого дома (1860)
- Мальчик у Христа на Елке (1876)
Публицистика
- Петербургская летопись (1847)
- Рассказы Н.В. Успенского (1861)
- Зимние заметки о летних впечатлениях (1862)
- Приговор (1880)
- Пушкин (1880)
Дневник писателя
- Дневник писателя. 1873 г.
- Дневник писателя. 1876 г.
- Дневник писателя. Январь-август 1877 г.
- Дневник писателя. Сентябрь-декабрь 1877 г.
- Дневник писателя. 1880 г.
- Дневник писателя. 1881 г.
Стихотворения
- На европейские события в 1854 году (1854)
- На первое июля 1855 года (1855)
- На коронацию и заключение мира (1856)
- Эпиграмма на баварского полковника (1864)
- Борьба нигилизма с честностью (1864-73)
- Описывать все сплошь одних попов (1873-74)
- Крах канторы Баймакова (1876-77)
- Дорого стоят детишки (1876)
- Не разбойничай, Федул (1879)
Отдельным томом стоит сборник фольклорного материала «Моя тетрадка каторжная».
Любите и читайте Достоевского
Это целый мир восторженной душевности, интеллектуального ума, просветленности и отчаяния. Произведения посвящены вечным вопросам мироздания и не выходят за временные рамки истории.
Биография Федора Дастоевского
Федор Достоевский родился в России, город Москва 11 ноября 1823 году, в Москве в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. Отец – Михаил Андреевич, дворянин, мать – Мария Федоровна, из старо московского купеческого роду. Федор и брат Михаил учились в частном пансионате. Братья дружили, дружба – духовная близость между ними сохранялась и в зрелые годы.
Четыре года каторги в Омске, дальше – Солдатчина в Семипалатинске. Здесь писатель влюбился в Марию Дмитриевну Исаеву, позже стала женой писателя. Но любовь и семилетний брак с Марией не принесли Федору счастья.
В 1859 г. Федор Достоевский возвращается в Петербург, где выступает на литературных вечерах. В 1862 г. и 1863 г. писатель совершает путешествия. Писателя интересует европейская жизнь, люди, быт и обычаи. Выходят в свет “Зимние заметки о летних впечатлениях” (1863), “Записки” (1864), которые намного опередили проблематику последующих романов. Однако беды и страдания не оставляли писателя: смерть жены, страстное чувство к А.Сусловой и мучительный разрыв с девушкой. Эти мотивы в последствии нашли отражение в повести “Игрок” 1866.
В 1873 г. Достоевский начинает работать над “Дневником писателя”. Произведение печатают в журнале “Гражданин”. А также художественные произведения, “Дневная проза”: “Бобок”, “Сон смешного человека”, “Мальчик из Христа на елке” и др. В 1875 г. выходит роман “Подросток”, в котором отражены главные философские, социальные нравственные поиски писателя.
За полгода до смерти, 8 июня 1880 г. Федор Достоевский провозглашает собственную речь на торжественном открытии памятника Пушкину в Москве, в которой раскрывает национальное и всемирное значение русского поэта, говорит о братстве людей на Земле. 9 февраля 1881 г. Достоевский скончался.
4.5
5
(
74
голоса
)
Композиция
Структурная композиция «Преступления и наказания» довольно проста: роман состоит из 6 частей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6–7 глав.
Роман делится на две составляющие: в первой описаны мытарства главного героя, его рассуждения и в итоге – совершённое им преступление. Затем следует наказание и саморазоблачение Раскольникова, и этому посвящены оставшиеся 5 частей произведения.
Характерной особенностью романа является некоторая непоследовательность в хронологии поступков Раскольникова. Этим автор хотел подчеркнуть нестабильность внутреннего состояния главного героя, его потерянность. Прекрасным дополнением к настроению Раскольникова являются тёмные, серые улицы Петербурга, описанию которых Достоевский выделил немало места в произведении.
В заключительной части романа – в эпилоге – писатель указал на возможное исцеление Раскольникова благодаря искреннему раскаянию и вере в Бога. Нравственное возрождение героя стало возможным только благодаря его полному переосмыслению своей жизни, поступков, ценностей.
Большое внимание Достоевский уделил не только бедному студенту, но и другим центральным персонажам: Разумихину, Дуне Раскольниковой, Пульхерии Александровне, Соне Мармеладовой, Свидригайлову. Характер каждого из них описан ярко, красочно, взаимодействие этих героев прекрасно дополняют общую картину, показанную автором
Несмотря на хитросплетение сюжетных линий, все они, так или иначе, связаны с Раскольниковым. Примечательно, что многих из описанных героев ожидает трагическая судьба и к концу романа лишь немногие останутся в живых.
Влияние величественного города на его обитателей
Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство. Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри. Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой. Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы. Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.
Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти». Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.
Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе. Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.
Характеристика и описание образа Петербурга Достоевского пригодится учащимися 10 классов при подготовке доклада или написании сочинения по темам романа.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Преступление и наказание»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Преступление и наказание»
для самых компанейских —
Главные герои «Преступление и наказание»
для самых любопытных —
Анализ «Преступление и наказание» Достоевский
для самых крутых —
Читать «Преступление и наказание» полностью
Тест по произведению
-
/16
Вопрос 1 из 16
Самые популярные материалы декабря для 10 класса:
«Господа Головлевы» очень краткое содержание
Адресаты любовной лирики Лермонтова
Смысл противопоставления Обломова и Штольца в романе Гончарова
Павел Кирсанов и Базаров — сравнительная характеристика
Обломов и «обломовщина»
Россия в «Записках охотника»
Анализ стихотворения «Мы теперь уходим понемногу» Есенина
Детство Обломова в романе «Обломов»
Черты характера Обломова
Дружба Обломова и Штольца в романе «Обломов»
Как может быть объяснено поведение Сони?
Наделяя героиню миловидной внешностью, Ф. М. Достоевский подчеркивает чистоту ее внутреннего мира
Ее лицо выглядит практически детским, голубые глаза привлекают внимание. При знакомстве с этим персонажем у читателя может возникнуть ряд вопросов
Можно ли ходить по краю пропасти так, как это делает она? И может ли человек со здоровым рассудком мыслить таким образом? Возможно ли постоянно затыкать уши, когда указывают на твое положение? На что может надеяться Соня? Все это похоже на признаки человека, который сошел с ума.
И Раскольников решает остановиться на этой мысли. Ведь это объяснение нравится ему больше, чем какое-либо еще. Если бы главный герой не увидел в Соне этакую сумасшедшую, то, возможно, он и не стал бы ей рассказывать о своей тайне. Поначалу он просто цинично бросил вызов ее смиренности, сказав о том, что убил только ради себя. Соня ничего не отвечает на его слова до той поры, пока Раскольников прямо не задает ей вопрос: «Что мне делать?».
Женские образы в романе «Преступление и наказание»: старуха-процентщица
Алена Ивановна – это сухая старушонка возрастом около 60 лет. У нее злые глаза и острый нос. Волосы, которые совсем мало поседели, обильно смазаны маслом. На тонкой и длинной шее, которая может быть сравнима с куриной ногой, повешено какое-то тряпье. Образ Алены Ивановны в произведении является символом совершенно никчемного существования. Ведь она берет чужое имущество под проценты. Алена Ивановна использует тяжелое положение других людей. Назначая высокий процент, она буквально занимается обкрадыванием других.
Изображение этой героини должно вызвать у читателя чувство отвращения и послужить смягчающим обстоятельством при оценке убийства, совершенного Раскольниковым. Однако, по мысли великого русского писателя, эта женщина тоже имеет право называться человеком. И насилие над ней, как и над любым живым существом, представляет собой преступление против нравственности.
Эпилог — это что такое? Зачем нужен эпилог романа Преступление и наказание Достоевского
Например, если посчитать, что мифы Средневековья об аде и рае — не сказка, а быль, то они вполне могли сойти за некоторое продолжение основной части человеческой судьбы. Прожил хорошо – стал святым – добро пожаловать в рай. Жил не по совести – тебе уготован ад. Вообще, средневековые мифы — достаточно мрачные произведения. Иначе говоря, эпилог – это то, что непосредственно касается основной части произведения и в некотором смысле венчает ее. Он может логически завершать повествование либо быть частью излишней и необязательной.
Если перед тем же автором человеческой жизни стоит задача написать послесловие, а не эпилог, то здесь уже будет совсем другая история. Писатель может пуститься в пространные рассуждения о том, как появился, зачем и почему. При этом все рассуждения могут не касаться непосредственно истории человека как таковой.
(360 слов) В своём знаменитом романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский отразил глубокий социальный кризис своего времени. На примере обычного молодого человека, Родиона Раскольникова, писатель отобразил новые взгляды, господствовавшие среди молодёжи. Немалую роль в повествовании играет эпилог, в котором автор окончательно развенчивает идеалы своего героя, указывая людям другой, правильный, по его мнению, путь.
В эпилоге перед нами предстаёт Родион уже после того, как он добровольно признался в своём преступлении. Герой пошёл на это, чтобы облегчить свою совесть. Совершив убийство ради благой цели, он осознал, что не способен нести эту ношу в одиночку. Наказание должно было снять с него вину и помочь ему возродиться для новой жизни, но мы видим, что этого не произошло. Даже в сибирской ссылке Раскольников не отказывается от своей теории о превосходстве одних людей над другими. Разочаровавшись в себе, он продолжает отчаянно цепляться за свои заблуждения, продолжая делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», разница лишь в том, что теперь он относит себя к первой группе. В результате застывший в презрении к окружающим и самому себе он вызывает к себе ненависть со стороны других каторжных, но, главное, он отталкивает от себя Софью Мармеладову, которая отправилась в Сибирь в след за ним, надеясь спасти его и вернуть к Богу. Достоевский показывает нам, насколько губительной может быть человеческая гордыня, как, боясь признать свои ошибки, человек уничтожает сам себя. Однако автор не мог позволить своему герою заблуждаться на протяжении всей жизни. Раскольников заболевает и в лихорадке видит сон, который в полной мере демонстрирует ему всю ущербность его теории. Человечество поразили микроскопические трихины, каждый, кого они коснулись, уверовал с собственную гениальность и исключительность. Мир погрузился в хаос, когда люди, исполненные ненависти к окружающим, даже не пытаясь найти общий язык, начали убивать друг друга. По мнению Достоевского, человек, слепо считающий себя выше других, сеет вокруг себя только разрушения и смерть. Мы должны стремиться к равенству, а не личному возвышению, иначе цивилизация исчезнет. Оправившись после болезни, Раскольников наконец-то отрекается от своих прошлых взглядов. Он по-новому смотрит на окружающий мир и перерождается. Открывшись Соне и всему человечеству, герой делает первый шаг на своём пути искупления.
Цветовая символика в романе «Преступление и наказание»: зеленый цвет
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» зеленый цвет возникает неоднократно и несет в себе несколько значений. Один из них – это символ свободы, который особенно ярко выражен в образе змея, на которого убитый охранник оставил свое богатство.
Также зеленый цвет ассоциируется с жизнью, природой. Например, когда Раскольников встречает Соню, она одета в зеленое, что символизирует ее непорочность и светлую надежду на счастье. Зеленый цвет встречается и в описании природы, когда она расцветает весной и воскрешает жизнь.
Тем не менее, у зеленого цвета есть и другой, менее благоприятный смысл. Он может быть связан с завистью и ревностью, которые овладевают персонажами. Так, Свидригаилов, который завистлив и ненавидит всех, находится в зеленой комнате, что символизирует его психологическое состояние.
- Зеленый цвет – символ свободы и жизни
- У зеленого цвета есть и менее благоприятный смысл – зависть и ревность
- Символичное значение цвета усиливается в описании природы и образов персонажей
Значение | Примеры |
---|---|
Свобода | Змей, на которого охранник оставил богатство |
Жизнь, природа | Описание весенней природы, зеленое платье Сони |
Зависть, ревность | Зеленая комната Свидригаилова |
Серый оттенок и его значение для образа Петербурга в литературе
Серый цвет присутствует в описании архитектуры Петербурга. Здания с серыми фасадами создают грустное и жесткое настроение, отражающее атмосферу города. Этот цвет связан с погодой, которая в Петербурге часто бывает серой – пасмурные дни и дожди не редкость. Такое погодное явление передает некую печаль и мрачность, которые являются характерными чертами Петербурга.
Серый цвет также может быть использован для передачи настроения героев литературных произведений, которые находятся в Петербурге. Он помогает передать их одиночество, отчужденность от общества и настойчиву действующую формулу романтического героя в русской литературе: «Золото на сером фоне». Серый также может быть использован для ассоциаций с тайнами, сумраком и отчуждением.
Таким образом, серый цвет является важным элементом для образа Петербурга в литературе. Он помогает передать его мрачное настроение, одиночество героев и атмосферу города, а также создает ассоциации с тайнами и отчуждением. Серый оттенок становится одной из ключевых характеристик Петербурга, которая помогает создать его образ в литературе.
Слайд 6 В романе встречается ещё и зелёный цвет.
В этом произведении он всегда является резким контрастом по отношению
к окружающей обстановке. Например, в своём первом сне Раскольников видел “серенькое время”, “удушливый день”, чернеющийся вдали лесок, чёрную дорожную пыль, пьяные и страшные рожи, а затем – яркое цветовое пятно – зелёный купол каменной церкви. Это сопоставление не случайно. Далее мы увидим, что зелёный – цвет защиты, покрова. Зелень деревьев и травы – отдых для Раскольникова: “Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам”.
Стилистика и композиция
Желтый цвет является одним из ключевых символов в романе «Преступление и наказание». Использование этого цвета в тексте помогает создать особую атмосферу и передать психологическое состояние главного героя, Раскольникова.
В романе желтый цвет часто ассоциируется с ощущением тоски, боли и страдания. Например, желтый цвет олицетворяет психологическую внутреннюю битву Раскольникова, его внутренний конфликт между идеалами и желаниями. Этот цвет символизирует его тягу к преступлению и покаянию.
Кроме того, желтый цвет может служить отражением нравственной деградации и морального разложения общества, в котором происходят действия романа. Желтый цвет как бы окрашивает события и персонажей, показывая их более отрицательной и отталкивающей стороной.
Структура романа и композиция также важны для передачи психологической значимости желтого цвета
Желтые детали и оттенки цвета могут появляться в определенных частях текста, на определенных страницах или в определенных эпизодах, подчеркивая ключевые моменты сюжета и эмоциональные состояния героев.
Кроме того, использование стилистических приемов, связанных с желтым цветом, важно для создания образа главного героя и его внутреннего мира. Например, писатель может описывать желтые предметы и детали внешности Раскольникова (как его желтые глаза или желтоватая кожа), чтобы передать его внутреннюю нестабильность и напряженность.
Красный цвет в описании Петербурга в «Преступлении и наказании»
В описаниях Петербурга автор акцентирует внимание на красных цветах, таких как красные фонари на улицах, кровь на улицах, красные обои в комнатах. Эти красные детали создают образ мрачного и опасного города, где омраченная жизнь преступников соседствует с проституцией и насилием
Красный цвет также используется для подчеркивания силы чувств и страсти, присущих героям романа. Кровь, пролитая и пережитая поступками Раскольникова, символизирует его внутренние страдания и непреодолимый вес совести. Окружение, насыщенное красными оттенками, как будто подчеркивает погружение героя в мир своих преступных замыслов.
Красный цвет несет в себе и символику власти и карающей силы. Власть полиции и закона тесно связана с красным цветом. Это город, в котором каждый может быть осужден и наказан за свои поступки. Красный цвет свидетельствует о присутствии властей и создает в описании города атмосферу строгости и беспощадности.
Таким образом, в описании Петербурга в романе «Преступление и наказание» красный цвет не только добавляет ярких красок и мрачности в картину города, но и служит символическим кодом, отражающим основные темы и идеи произведения.
Неискоренимость самоуважения Катерины Ивановны
Ее поведение говорит о том, что любовь не могут искоренить из человеческой души никакие трудности. Когда чиновник умирает, Катерина Ивановна говорит о том, что это к лучшему: «Убытку меньше». Но в то же время она ухаживает за больным, поправляет подушки. Также любовь связывает ее и с Соней. При этом сама девушка не осуждает свою мачеху, которая когда-то толкнула ее на столь неблаговидные действия. Скорее наоборот – Соня стремится защитить Катерину Ивановну перед Раскольниковым. Позднее, когда Лужин выдвигает Соне обвинение в краже денег, Раскольников имеет возможность понаблюдать, с каким рвением защищает Катерина Ивановна Соню.
Интерьеры квартир героев романа
Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…».
Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.
Слайд 4Одним из самых повторяющихся является и красный цвет. В романе
он имеет множество оттенков, поэтому и трактоваться может по-разному. Самым
ярким примером является сцена убийства Раскольниковым старухи процентщицы. Кажется, что этот эпизод окрашен в кровавый цвет: “кровь хлынула, как из опрокинутого стакана”, “целая лужа крови”, “красный сафьян”, “красный гарнитур”. Красный цвет означает начало активности (повышается пульс, поднимается давление, учащается дыхание). В том, что силы пришли к Раскольникову только после первого удара топором по голове Алёны Ивановны, чувствуется какая-то животная жажда крови. Не случайно и то, что парни из первого сна Раскольникова, добивающие лошадёнку, были пьяные и тоже красные. Ярко-красным был закат, когда герой отказался от своего “наваждения”. Сама природа как будто поддерживала его в тот момент.