Авторская характеристика Ляпкина-Тяпкина
Комедия «Ревизор» неоднократно переписывалась и дополнялась Гоголем, который хотел максимально точно донести до читателя свой замысел. По этой причине автор дополнил пьесу особым разделом — «Замечания для господ актёров», в котором кратко и ёмко дал собственную оценку каждому из персонажей.
Из данного раздела становится понятно, что Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин — типичный провинциальный невежда, «прочитавший пять или шесть книг»,
и потому, по ироничному замечанию автора, считающий себя вольнодумцем.
Судья — «охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему даёт вес».
Н. В. Гоголь сделал специальную отметку, что актёр, изображающий Ляпкина-Тяпкина, «должен всегда сохранять в лице своём значительную мину».
Особое внимание писатель уделил особенностям речи героя, который «говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»
Значение творчества Чехова-юмориста
Уже в ранних рассказах Чехова поднимались нравственные и социальные проблемы. Причем писатель не был моралистом, многие критики отмечали в рассказах Чехова отказ от трех «п»: пояснений, поучений и правильных ответов. В рассказах-сценках отсутствуют авторские рассуждения, просто предельно кратко и реалистично описаны «кусочки жизни». Чехов писал, что автор должен быть не судьей своих персонажей, а беспристрастным свидетелем. Персонажи, созданные Чеховым в своих юморесках, стали нарицательными образами, пополнили золотой фонд художественной литературы.
Словарь
Гильдия – имущественный разряд купеческого сословия, определяемый по объему объявленного капитала купца.
Коллежский асессор – в Табеле о рангах чин 8 класса, позволявший служить секретарем, регистратором или советником.
Тайный советник – чин 3 класса, чиновники этого высокого чина получали высшие государственные должности (министр, сенатор, руководитель крупного департамента).
Образ Ляпкина-Тяпкина
Сущность данного персонажа полностью заключается в его говорящей фамилии: Ляпкин-Тяпкин — человек, привыкший всё делать «тяп-ляп», то есть небрежно, грубо, лишь бы как. Занимая видный пост в городе и будучи представителем закона и порядка, Аммос Фёдорович не удосуживается внимательно читать важные бумаги и решения принимает соответствующие. Для него судейская должность означает лишь тёплое, сытое место и возможность безнаказанно брать взятки.
Ляпкин-Тяпкин халатно относится не только к своим прямым обязанностям. Так, в здании суда с его молчаливого равнодушного согласия сторожа заводят гусей, а на важных бумагах валяется охотничий кнут.
Судья не видит ничего предосудительного в том, чтобы брать взятки. Разница между ним и прочими чиновниками заключается лишь в том, что взятки он берёт в виде породистых щенков. Охота является главной страстью судьи, который может часами обсуждать эту тему.
Будучи малограмотным, невежественным человеком, относит себя к местной интеллигенции, поскольку прочёл несколько книг. Имеет собственное суждение насчёт многих вопросов бытия и среди коллег считается Цицероном — прекрасным оратором и философом.
Ляпкин-Тяпкин представляет собой классический продукт бюрократической системы царской России. Это ленивый, лицемерный, корыстолюбивый чиновник, готовый на что угодно ради собственной наживы.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Ревизор»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Ревизор»
для самых компанейских —
Главные герои «Ревизор»
для самых занятых —
Читательский дневник «Ревизор»
для самых крутых —
Читать «Ревизор» полностью
Сюжет
В здании суда находится маленький, невероятно худой, заросший мужичонка, которого обвиняют в отвинчивании гаек с железной дороги. Денис Григорьев признаётся в содеянном: да, он отвинчивал гайки, но особой вины в этом не видит.
Судебный следователь задает Григорьеву множество вопросов, однако обвиняемый никак не может понять, за что же его судят. Для него украденная гайка – это всего лишь грузило для удочки, и он никак не может понять, что из-за одной отвинченной гайки с рельс может сойти поезд и пострадает много людей. Следователь пытается объяснить Григорьеву всю тяжесть его проступка, однако злоумышленник даже обижается: уж сколько времени вся деревня гайки откручивает, и ни разу никакой аварии не было. Он пугается самого предположения, будто он намеренно замышлял столь страшное преступление.
Следователь заявляет, что теперь ему становится понятно, по какой причине в прошлом году поезд сошел с рельс. Григорьев поспешно с ним соглашается, заявляя, что следователь – умный человек и ему господь разумение дал.
Во время допроса следователь упоминает вторую гайку, и выясняется, что во дворе Григорьева можно найти не одну гайку. Он объясняет обвиняемому, что тому грозят каторжные работы. Тот ничего не понимает и после непродолжительного молчания, пока следователь что-то писал, робко спрашивает, можно ли ему идти. Узнав, что ему грозит тюрьма, Григорьев не на шутку пугается: ему нужно попасть на ярмарку, получить долг за сало. Он просит, чтобы его высекли, и приходит к выводу, что нынешние судьи совсем не умеют судить.
7. Система образов произведения.
Главными героями этого произведения являются следователь, ведущий допрос, и обвиняемый, Денис Григорьев. Если давать их характеристику, то внешнего облика стража порядка мы не видим. Можно лишь сказать, что он нетерпеливый, хорошо знающий закон и легко расправляющийся с «преступниками» наподобие обвиняемого. А вот Дениса Григорьева Чехов обрисовывает достаточно подробно: тощий, в рубахе и портках, давно не стриженные спутанные волосы, рябое лицо, густые брови. Во всем облике таится угрюмость и суровость. Денис не понимает, чего от него хочет следователь и в чем конкретно он его обвиняет. Никакого умысла в действиях этого человека не было. Простой мужчина, каких много было на Руси, дав все ответы, собирается пойти домой и совершенно обескуражен тем, что его, оказывается, отправляют в тюрьму.
Юмористическая ситуация в рассказе «Толстый и тонкий»
Разоблачение лицемерия и чинопочитания
Рассказ, опубликованный в 1883 г. в журнале «Осколки, в 1886 г. был напечатан с изменениями, которые определили окончательный вариант произведения. В рассказе «Толстый и тонкий» отражена тема взаимоотношений крупных и мелких чиновников царской России второй половины XIX в.
На одном из вокзалов Николаевской железной дороги случайно повстречались два господина, которые были когда-то одноклассниками и дружили в детстве. Со времени их последней встречи прошло много лет и оба искренне обрадовались друг другу. Тонкий господин, представив жену Луизу и сына гимназиста, стал рассказывать другу детства, которого называл Мишей, как сложилась его жизнь. Он состоял на службе в чине коллежского асессора, из-за скудного жалования подрабатывал тем, что делал для продажи из дерева портсигары. Жена же давала уроки музыки. Толстый господин поделился, что дослужился до тайного советника. Услышав о высоком статусе гимназического приятеля, тонкий побледнел, стал называть его «вашим превосходительством» и обращаться к нему на «вы».
Эта внезапная перемена в поведении друга смутила толстого господина, и он попросил не церемониться. Но тонкий становился все более почтительным. Толстый господин, чувствуя неловкость от подобного лицемерия, отвернулся, протянув на прощание руку другу. Но тот, благоговейно стесняясь, пожал не всю ладонь, а только три пальца, при этом нервно хихикая и кланяясь всем туловищем.
Чехов дал детальные психологические характеристики толстого и тонкого чиновников. Толстый господин, дослужившийся до высокого чина и имевший награды, производил впечатление обеспеченного человека: изыскано одет, пообедал в ресторане. Он великодушен, не высокомерен, ценит искреннее общение. Толстый господин полагал, что в дружеских отношениях не должно быть чинопочитания.
Но тонкий господин, узнав, что друг детства стал тайным советником, позабыл о прежних отношениях, стал проявлять излишнюю почтительность. Такое низкопоклонство вызвало у толстого отвращение, но несмотря на его возражения, тонкий изобразил такое благоговейное выражение лица, что его чуть не стошнило, он был уже не рад встрече и захотел уйти.
Тонкий господин по имени Порфирий – мелкий чиновник с небольшим жалованием. Это забитый и трусливый человек, относящийся к людям с высоким положением с рабским почитанием. Чинопочитание не дает возможности мелкому чиновнику быть естественным и открытым даже с другом детства, лишило чувства самоуважения. Высокопоставленный чин друга является непреодолимой преградой для искреннего общения, незримой пропастью между людьми
Тонкий не решается даже на рукопожатие с тайным советником, стеснительно пожимает только три пальца важного господина. Чтить высокие чины тонкий господин приучил жену и сына, которые единодушны с ним в порыве почтительности
Чехов в рассказе «Толстый и тонкий» по-новому взглянул на проблему «маленького человека», которому по классической традиции в литературе принято было сочувствовать. Тонкий «маленький человек» зачастую сам готов унижаться перед сильными мира сего, превращая себя добровольно в ничтожного раба. Человеческие качества оказываются незначительными для таких людей, они стираются перед высоким рангом, престижной должностью, весомым положением в обществе.
Краткая биография писателя
Знакомство с творчеством А.П. Чехова
Антон Чехов появился на свет в г. Таганроге 17 января 1860 г. в семействе купца 3 гильдии, отцом которого был крепостной крестьянин, выкупивший вольную для своей семьи у барина. Семейство Чеховых было многодетным, у Антона были 4 брата и сестра. С детства Антон и его братья помогали отцу в бакалейной лавке, пели в хоре приходской церкви. В 8 лет Антон пошел в гимназию
Мальчик учился неважно, но много читал, подростком стал увлекаться театром. Разорившийся отец, спасаясь от кредиторов, отправился в Москву, куда следом перебралось все семейство, кроме 16-летнего Антона
Он остался, чтобы закончить гимназию. Еще занимался распродажей домашней утвари и подрабатывал репетитором, деньги отсылал семье.
Окончив гимназию, Антон уехал в Москву и поступил в университет на медицинский факультет. Будучи студентом, он по вечерам писал юмористические рассказы и отсылал в журналы. Эти произведения не только стали источником дохода, но и принесли известность молодому писателю. После учебы Чехов работал уездным доктором и продолжал заниматься литературой.
В 1890 г. писатель проехал по Сибири и Дальнему Востоку, на «острове каторжников» Сахалине занимался переписью населения, провел опрос более 10 тыс. человек. После побывал в Японии, Таиланде и Китае, посетил остров Цейлон, Турцию, Австрию, Францию, Италию. Вернувшись из путешествия, купил имение Мелихово под Москвой, в котором прожил десять лет. На дому принимал больных, во время эпидемии холеры на его попечении были 20 деревень. Много внимания уделял благотворительной деятельности. Чехов построил три школы, библиотеку и исследовательскую обсерваторию, спонсировал строительство дорог. Из-за туберкулеза последние годы Чехов жил в Ялте. В 1904 году Чехов уехал в Германию на курорт Баденвейлер, где 2 июля в возрасте 44-х лет его не стало.
Биография Чехова свидетельствует о том, что это писатель, сотворивший себя сам. Писать юмористические рассказы он начал еще в гимназии, первые публикации появились в журнале «Стрекоза» в 1880 г., первый сборник вышел в 1884 г. Свои ранние произведения писатель подписывал многочисленными псевдонимами, чаще всего «Антоша Чехонте». Многие рассказы Чехова затрагивают темы приспособленчества, лицемерия, невежества, грубости и прочих человеческих пороков, заставляют читателя не только смеяться, но и задуматься.
1. История создания произведения.
«Злоумышленник» — один из рассказов Антона Павловича Чехова, опубликованный в 200 номере «Петербургской газеты» в августе 1885 года под псевдонимом Антоша Чехонте.
Позднее это произведение войдет в такие сборники, как «Пестрые рассказы» и третий том собрания сочинений, изданный Адольфом Марксом.
Бытует мнение, что у главного героя рассказа есть прототип, хотя сам писатель очень иронично подходил к этому вопросу, утверждая, что изображал обобщенные образы. И все же крестьянин Никита Пантюхин, проживающий в селе Красково, очень напоминает Дениса Григорьева, главного героя рассказа «Злоумышленник». Особенно схожи словечки злоумышленника, который, как и Григорьев, откручивал гайки, не придавая значения тому, какую опасность это несет.
Характеристика Хлестакова другими героями
Городничий
Городничий указывает на недочёты работы судьи. Всё это время он сквозь пальцы смотрел на подобные вольности, но приезд столичного ревизора заставляет его навести подобие порядка в городе.
Городничий пренебрежительно относится к судье, который не верит в бога и не посещает церковь. Он считает это большим недостатком.
Городничий считает Аммоса Фёдоровича опасным вольнодумцем, поскольку тот осмелился «своим умом» найти собственную версию сотворения мира.
Земляника
Земляника считает судью красноречивым человеком, способным красиво и грамотно изъясняться.
Земляника указывает «ревизору» на пороки судьи, среди которых большая страсть к охоте и предосудительная связь с замужней женщиной.
Хлестаков
Хлестаков называет судью «моветоном», то есть человеком невоспитанным, неприличным (от франц. «моветон» — невоспитанность, дурной тон).
Новые слова
Грузило – одно из древнейших приспособлений, использовавшееся в рыбной ловле и для натяжения нитей в ткацких станках.
Шилишпер – хищная пресноводная промысловая рыба семейства карповых.
Невод — крупное сетное отцеживающее орудие лова, состоящее из сетного полотна и канатов, применяющееся для ловли рыбы в больших количествах.
Уклейка, голавль – распространенный вид рыб из семейства карповых.
Сукно – как правило, шерстяная или полушерстяная (иногда хлопчатобумажная) ткань.
Недоимка – не уплаченная или недовнесённая плательщиком в установленный законодательством срок часть обязательного платежа, налога.
Речевая характеристика Ляпкина-Тяпкина
Речевая характеристика судьи Ляпкина-Тяпкина позволяет в полной мере сделать выводы об особенностях его личности. Автор сравнивает речь данного персонажа со старинными часами, «которые прежде шипят, а затем уже бьют»
Он говорит с большой важностью, придавая вес каждому, даже самому пустому, незначительному своему слову
Аммос Фёдорович выражает свои мысли с самодовольным видом «просвещённого» человека, хотя на деле является лишь напыщенным невеждой, прочитавшим всего несколько книг. Однако общество, в котором вращается судья, является ещё более невежественным, и на фоне своих коллег и приятелей он имеет славу красноречивого человека: «У вас, что ни слово, то Цицерон с языка слетел».
Речь Ляпкина-Тяпкина неправильна и бессвязна, ей не хватает выразительности. Словарный запас и интонации героя определяются его претензиями на «умствования», превосходство в знаниях над окружающими: «Да, обстоятельство такое… необыкновенно, просто необыкновенно. Что-нибудь недаром», «Нет, я вам скажу, вы не того… вы не… Начальство имеет тонкие виды».
При этом герой очень гордится тем, что «сам собою дошёл, собственным умом».
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Проблема рассказа Чехова лежит на поверхности и заключается она в извечных сословных противоречиях между мужиками и господами. Темой и основной идеей же этого произведения является описание проблемы халатности, которая так характерна для нашей страны, причем абсолютно в любые исторические времена.
Русский мужик беден, чтобы хоть как-то выжить он откручивает гайки, делает грузила для ловли рыбы или же прикручивает их на невода, которые потом продает. Его бы стоило пожалеть, а не в преступники записывать.
3 стр., 1411 слов
Злоумышленник по рассказу Чехова 7 класс
… Сочинение рассуждение по рассказу Чехова Злоумышленник для 5, 7 класса Антон Павлович Чехов – мастер короткого юмористического рассказа на злобу дня. В рассказе «Злоумышленник» Чехов … судебной системы. Злоумышленник по рассказу Чехова Несколько интересных сочинений Юрий Олеша написал свое произведение под названием «Три толстяка» … неводов, а для этого нужны гайки. Тем более что эти неводы покупают …
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
Произведение при первой публикации имело подзаголовок «Сценка». Жанр же его – юмористический рассказ. Признаками, подтверждающими эту жанровую принадлежность, становятся следующие:
- небольшой объем;
- ограниченное число действующих лиц – следователь и обвиняемый, Денис Григорьев;
- в центре повествования – один эпизод – сцена суда.
-
меткое название, о смысле которого будет сказано в следующем пункте.
Название произведения и его смысл.
Произведение Антона Павловича Чехова носит яркое и запоминающееся название «Злоумышленник». В заголовке чувствуется авторская ирония. Действительно, насколько абсурдна ситуация, когда человек отвинтивший маленькую гайку, становится настоящим преступником, в планы которого входит схождение с рельс целых составов.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование в рассказе «Злоумышленник» ведется от лица автора, который деликатно и с состраданием, но все же смеется над своими героями.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Проблема рассказа Чехова лежит на поверхности и заключается она в извечных сословных противоречиях между мужиками и господами. Темой и основной идеей же этого произведения является описание проблемы халатности, которая так характерна для нашей страны, причем абсолютно в любые исторические времена.
Русский мужик беден, чтобы хоть как-то выжить он откручивает гайки, делает грузила для ловли рыбы или же прикручивает их на невода, которые потом продает. Его бы стоило пожалеть, а не в преступники записывать.
3 стр., 1411 слов
Злоумышленник по рассказу Чехова 7 класс
… Сочинение рассуждение по рассказу Чехова Злоумышленник для 5, 7 класса Антон Павлович Чехов – мастер короткого юмористического рассказа на злобу дня. В рассказе «Злоумышленник» Чехов … судебной системы. Злоумышленник по рассказу Чехова Несколько интересных сочинений Юрий Олеша написал свое произведение под названием «Три толстяка» … неводов, а для этого нужны гайки. Тем более что эти неводы покупают …
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Сюжет рассказа довольно прост и незамысловат. Перед нами сценка в зале суда. Следователь обвиняет Дениса Григорьева в том, что тот откручивает гайки на железнодорожных рельсах и допытывается, для чего же он это делает. Обвиняемый объясняет, что гайка — отличное средство для рыбалки, из него мужики делают грузила. Следователь возмущен таким ответом. Денис же не понимает, в чем он виноват и за что должен сесть в тюрьму.
7. Система образов произведения.
Главными героями этого произведения являются следователь, ведущий допрос, и обвиняемый, Денис Григорьев. Если давать их характеристику, то внешнего облика стража порядка мы не видим. Можно лишь сказать, что он нетерпеливый, хорошо знающий закон и легко расправляющийся с «преступниками» наподобие обвиняемого. А вот Дениса Григорьева Чехов обрисовывает достаточно подробно: тощий, в рубахе и портках, давно не стриженные спутанные волосы, рябое лицо, густые брови. Во всем облике таится угрюмость и суровость. Денис не понимает, чего от него хочет следователь и в чем конкретно он его обвиняет. Никакого умысла в действиях этого человека не было. Простой мужчина, каких много было на Руси, дав все ответы, собирается пойти домой и совершенно обескуражен тем, что его, оказывается, отправляют в тюрьму.
8. Композиция произведения.
Композиция рассказа интересна тем, что не имеет вступления и концовки. Мы сразу попадаем на судебное разбирательство, итог которого, впрочем, тоже остается от нас сокрыт, будто читатель предлагает самим предположить, каков будет итог.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Ярким средством, которое использует автор в этом рассказе, является речь обвиняемого Дениса Григорьева. Просторечные словечки в оправдательной речи мужика показывают, каков он на самом деле, — простой, честный открытый.
10. Отзыв о произведении.
Остались смешанные чувства после прочтения рассказа, но преобладает жалость к мужикам, которых на плохие поступки толкает бедность и необходимость хоть как-то выживать. Денис Григорьев никого не обманывает, он не собирался пускать поезда под откос, гайка нужна для ловли рыбы, и это он может подтвердить хоть под присягой.
Судья не понимает точно, какое принять решение, хотя и вскользь упоминает о тюрьме. Но злоумышленник – не Денис Григорьев, а тот, кто толкает его на этот поступок, вот кого нужно судить.
Вывод и своё мнение
Произведение Чехова не такое простое, каким может показаться на первый взгляд. За внешней юмористической составляющей скрываются глубокие проблемы общества, разрушающие его изнутри. Невозможно требовать от тёмного, необразованного мужика понимания того, к чему может привести откручивание гайки. Подобными вопросами должно заниматься государство, просвещая народные массы и обеспечивая безопасность. Однако гораздо проще сломать мужику жизнь, отправив его на каторжные работы, чем определить истинную проблему и попытаться решить её. Вместе с тем каждый человек, совершая тот или иной поступок, должен помнить, к каким последствиям он может привести, и держать ответ за всё содеянное.
Вывод
В комедии «Ревизор» Гоголь смог отобразить всю гнусность чиновничества, собрав воедино различные яркие, характерные образы. Одним из таких персонажей является судья Ляпкин-Тяпкин. По долгу службы призванный стоять на страже порядка и справедливости, он совершенно не интересуется работой. Отношение судьи к обязанностям очень поверхностно, и куда больше его интересует охота с борзыми.
Роль героя в произведении заключается в том, чтобы продемонстрировать, насколько прогнившей является судебная система в стране, в которой в каждом городе вершат человеческие судьбы подобные Ляпкины-Тяпкины.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.