«Медной горы Хозяйка»
Бажов Павел сказ «Медной горы Хозяйка» Жанр: авторский сказ, сочетает в себе признаки сказки и легенды, народного предания.
Главные герои сказа «Медной горы Хозяйка» и их характеристика
- Степан Петрович. Молодой парень, работящий и честный. Увидел красоту Хозяйки и не смог ее забыть, не прошел третье испытание, а через то и умер от тоски.
- Хозяйка медной горы, волшебное существо, могла превращаться в ящерку. Не добрая, не злая, но любит красоту камней, и посмеяться, поиграть с людьми, а от игр тех людям только беды.
План пересказа сказа «Медной горы Хозяйка»
- Сон на траве
- Появление Хозяйки
- Наказ Хозяйки
- Степан и приказчик
- Степан в худом забое
- Степан идет в гости к Хозяйке
- Третье испытание и подарок
- Глыба в 100 пудов
- Малахитовые камни
- Вольная
- Нет в жизни счастья
- Смерть Степана.
Кратчайшее содержание сказа «Медной горы Хозяйка» для читательского дневника в 6 предложений
- Встретил однажды на покосе Степан Хозяйку Медной горы, и поручила она слова обидные приказчику передать
- Передал Степан слова, его высекли и в плохой забой поставили
- Повела Хозяйка Степана в гости и жениться уговаривала, но Степан отказался и подарок получил
- Нашел Степан глыбу в 100 пудов, но обманул его приказчик
- Выпросил Степан вольную и нашел камни для колонн
- Женился Степан, тосковал и умер в лесу рядом с ящеркой.
Главная мысль сказа «Медной горы Хозяйка» Красота подземных сокровищ и их Хозяйки сводит людей с ума и счастья лишает.
Чему учит сказ «Медной горы Хозяйка»
Сказ этот учит ценить настоящую человеческую красоту, красоту любимой девушки, а не мертвую красоту драгоценных камней и их Хозяйки. Учит быть честным и верным, учит не быть жадным до легкого богатства.
Отзыв на сказ «Медной горы Хозяйка»
Это очень красивая и трогательная история. Мне очень жаль несчастного Степана, который не смог найти покоя после того, как увидел красоту Хозяйки и ее сокровища. Но так же мне немного жаль саму Хозяйку, потому что она вечно обречена на одиночество и от этого она оплакивала Степана, которому не желала зла.
Пословицы к сказу «Медной горы Хозяйка»
Богатство человека от смерти не избавит. Чего не воротишь, про то лучше забыть. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Краткое содержание, краткий пересказ сказа «Медной горы Хозяйка» Однажды два заводских парня пошли смотреть траву для покоса. Стояла жара и они прилегли отдохнуть на травку.
Обратите внимание
Старший заснул, а младшего словно что-то в бок кольнуло. Оглянулся он и видит девку ладную с косою черной. Верткая, подвижная, как ртуть. Смекнул парень, что то Хозяйка Медной горы, ведь на девке платье было из каменного малахита. А Хозяйка увидела парня и зовет его: «Иди, Степан Петрович, поговорим». Отнекивался Степан, но подошел все же.
Окружили его ящерки, а Хозяйка говорит, чтобы не пугался парень. Наказала она ему слова свои приказчику передать, душным козлом назвать, да чтобы с Красногорского рудника ушел. Да пообещала замуж за Степана выйти, коли тот все в точности передаст. Жениться Степан не хотел, но слова точно передал.
И обиделся приказчик, выпороть велел, да в самый худой забой приковали Степана. Начал Степан стену долбить, глядь, вода куда-то ушла, со стен малахит сыпется.Тут и Хозяйка пришла, позвала на приданное смотреть. Сняли ящерки кандалы и пошел Степан вглубь горы за Хозяйкой.
Показала она ему комнаты богатые с каменными цветами, и привела в большой зал, с алмазами и стенами из малахита. Показала Хозяйка свое приданое и вновь спрашивает, женится ли на ней Степан. А у Степана невеста была, так он Хозяйке и сказал. А та не осерчала, а напротив похвалила, сказала, что то второе испытание ему было.
Понял тут надзиратель, что Степан с нечистой силой связался, да приказчику доложил. А тот потребовал от Степана глыбу малахитовую в сто пудов найти, да за это обещал на волю выпустить. Нашел Степан глыбу, да только на волю его не пустили. Зато сам барин приехал и потребовал камни найти, чтобы можно было два столба по 15 сажень сделать.
Степан уже ученый был, потребовал сперва вольную для себя и невесты. Ругался барин, но бумагу дал. Нашел Степан им камни и вольным стал. С тех пор в шахтах камень и перевелся — Хозяйка знать гневалась. Да и Степан счастья не нажил. Женился, дом поставил, а все грустный ходил и хворый. А потом стал с ружьем в лес ходить, там и нашли его мертвого.
А рядом ящерка зеленая сидела и вроде как плакала. В руке Степана нашли горсть медных изумрудов, целое богатство, да рассыпались они в пыль, как стали их из руки Степана доставать.
Рисунки и иллюстрации к сказу «Медной горы Хозяйка»
Второстепенные герои
Приказчик на руднике и барин из Сам-Петербурху, одного поля ягоды. Корыстолюбивые, злые и жестокие, нечестные люди. Готовые эксплуатировать человеческий труд, не зная жалости. Не зря, второй мужик из рудника, искавший вместе со Степаном покос, уже изробленный, «в глазах зелень и щеки, будто зеленью подернулись».
Надзиратель рудничный, пополняет ряд отрицательных персонажей, «тоже собака не последняя», так характеризует его Степан. Жестокий и корыстный, переводит наказанного Степана в другой забой, а на его место, где было видно много малахита, поставил своего племянника.
Невеста Степана Настенька, о ней мало что вообще известно. Полюбил ее Степан Петрович, добился освобождения вместе с собой. Зажили тихо, мирно и дом построили. Родилась дочка Танюшка. Степан любил обеих своих женщин.
Власть Хозяйки Медной горы
В распоряжении Малахитницы находятся все богатства, скрытые в земных недрах. Она же сама решает, как поступить с ними. Ни одна разработка не станет успешной, пока на то свою воли не выявит Хозяйка Медной горы.
Более того, если Каменная девка будет недовольна, она может переместить сокровища. Например, “увести” ценные минералы в другую сторону от места разработки. В таких делах ей помогают ящерицы и кошка с огненными ушами, которая, как гласят уральские предания, ходит под землёй.
У Хозяйки Медной горы есть свой дворец с бескрайними владениями. Невероятную красоту в нём создают шедевры из камней. Малахитница знает обо всех тайнах искусства обработки камня. С радостью она делится ими с талантливыми мастерами, желающими обучиться такому ремеслу.
Образ Хозяйки Медной горы настолько таинственный, что до сих пор учёные не могут ответить однозначно: кто же она такая? Кто-то связывает её с Матерью-Землёй, другие считают, что она ближе к миру нечисти и мертвецов. А есть предположение о том, что Малахитница могла стать искажённым образом самой богини любви и красоты Венеры, чей культ был распространён у многих народов.
Литературовед Н.Липовецкий отмечал, что в образе Хозяйки Медной горы сочетается эрос и танатос, а именно – женская притягательность и “инстинкт смерти”. Именно эта особенность делает её образ сходным с некоторыми женскими божествами: Исидой, Иштар, Венерой. При этом Малахитница не перестаёт удивлять своей самобытностью.
Кукла “Хозяйка Медной горы”
Хозяйка Медной горы, пожалуй, самый неординарный женский персонаж в русских сказах. В отличие от абсолютно отрицательных или положительных героев, она не принадлежит ни к одной из сторон. В ней есть добро и зло, нежность и жестокость, очарование и суровая сила властителя. Я уверена, что именно такая смесь качеств делают её поразительной и притягательной, вызывающей интерес исследователей и в наши дни.
2 вариант
Главный персонаж сказа Степан, сначала подневольный рабочий, крепостной, добывающий в забоях Красногорского рудника малахит. Человек добрый, честный, справедливый. Встретившись с Хозяйкой-Малахитницей, понимает, что ему поручено очень деликатное дело, поговорить с приказчиком о том, что Хозяйка сердится, и чтобы приказчик убирался с Гумешек. Но, все же, проявив смелость и честность, выполняет поручение, потому что привык исполнять обещанное. Передав приказчику слова Хозяйки, Степан накликает тем самым на себя гнев приказчика, по приказу которого, Степана приковывают в самой дальнем, самом мокром и самом душном забое. Степан упорно продолжает работать. Хозяйка, увидев стойкость крепостного, стала помогать ему в работе. Попытка подкупить несметными богатствами, женившись на Малахитнице, не увенчалась успехом. Степану не нужны никакие сокровища, он вполне доволен своей жизнью, он предан и верен своей невесте. Упорством и тяжелым трудом, Степан добыл себе и своей Настеньке свободу от рабства.
Хозяйка медной горы, или Малахитница, сказочный персонаж, охраняет свои подземные богатства. Любит людей трудолюбивых, честных, смелых, верных. Может быть разной, веселой и озорной, холодной и неприступной, выглядеть зеленой ящеркой и красавицей с длинной косой. Передав через Степана предупреждение приказчику не разорять ее гору, Хозяйка пообещала, в награду, выйти замуж за Степана. Это была проверка на верность и честность. Когда увидела какой на самом деле Степан, Хозяйка стала ему помогать. Подбрасывая большие самородки малахита, помогла обрести свободу. А потом, чтобы не мешать счастью Степана, просила ее забыть. Это единственная просьба, не выполненная добросовестным Степаном. А потом, Хозяйка плакала над уже умершим Степаном.
Основная мораль сказа
Творчество П. П. Бажова представляет собой целый литературный пласт. Он не просто владел искусством слова, но делал это мастерски, все его произведения настояны на фольклоре и несут особый смысл.
При написании сообщения о главных героях в уральских сказах Бажова важно сделать анализ основной мысли. А именно: положительный герой обязательно должен доводить начатое до конца и держать данное слово
И то, что Степан не смог выполнить последнее задание, привело к беде.
Есть еще несколько моментов, на которые стоит обратить внимание:
- Природа в лице уральской волшебницы не терпит потребительского отношения к себе и не позволит бездумно вырабатывать полезные ископаемые. Как только Степан с невестой получили вольную, руда ушла глубоко в недра земли и добывать ее жадному барину и приказчику стало невозможно.
- Для человека важны верность, решительность, честность, преданность, смелость, и именно за эти качества и был награжден главный герой могущественной Хранительницей природных сокровищ.
- Неожиданное богатство может иметь только негативное влияние на человека. Как только Степан получил вольную, стал обеспеченным и перестал трудиться, то тут же потерял смысл жизни, остались только навязчивые мысли о прекрасной Малахитнице.
И все-таки никакими богатствами нельзя заполучить любовь и честность. Ее можно только завоевать трудом и мастерством, которое рождает красоту, равную природе. Именно природа с ее богатствами является еще одним главным действующим лицом всех произведений Бажова. Она оказывает влияние на жизнь всех персонажей и в то же время привлекает своей таинственностью, фантастичностью. А все происходящие чудесные события остаются с героями на всю жизнь.
Второстепенные персонажи
Помимо главных героев сказов Бажова, в них присутствуют и второстепенные. Частенько они переходят из одного произведения в другое. Например, Настасья, жена Степана. Ее дочь Татьяна, которой по наследству была передана шкатулка с драгоценностями, подаренная Хранительницей рудников, становится героиней сказа «Малахитовая шкатулка». Все второстепенные персонажи произведения «Хозяйка Медной горы»:
- Настасья — сначала невеста, а затем жена главного героя. Простая, честная девушка, она не так красива, как Малахитница, поэтому-то и не смог Степан забыть Хозяйку.
- Приказчик — управляющий на шахте. Злой, жадный и коварный обманщик.
- Второй приказчик — друг Степана, вольнонаемный горнорабочий, появляется только в начале сказа, при первой встрече героев.
- Надзиратель на руднике — смотрит за крепостными.
- Барин — владелец рудников, в его подчинении и приказчики, и все крепостные. Корыстный, лживый.
Сообщение-доклад о Хозяйке медной горы для 5 класса как героине легенд
Хозяйка медной горы – это персонаж уральских народных сказок, сказов и легенд. В народе этот мифический персонаж называли еще Каменной девкой или девкой-Азовкой.
Уральские каменотесы и мастера по обработке камня верили, что это женщина невероятной, нечеловеческой красоты и мудрости. Она не стареет, и является выше человека про происхождению.
Много тайн и секретов о горах и камнях знает она, но вот делится не с первым встречным. Эта красавица держится с королевским достоинством.
Важно
Хозяйка медной горы отвечает за порядок в каменной природе: в горах, пещерах, на рудниках. Она покровительствует мастерам-искусникам, но не любит жадных добытчиков сокровищ. Каменная девка умеет их наказать как следует. Горняки побаивались ее как потустороннего, неизвестного людям.
Горе тому человеку, который полюбит Хозяйку: не жить вместе со смертным горному духу, не созданы они друг для друга.
Русский писатель и любитель народных легенд Павел Бажов в 20-м веке записал и литературно обработал народные сказания о великой Малахитнице. Его работа вышла в книге «Малахитовая шкатулка», которую любят читать и перечитывать взрослые и дети нескольких поколений. Книга полна чудесных историй о справедливой зеленоглазой красавице и неведомых существах, что подчиняются ей.
Иногда она может быть сурова к тем, кто зол и нехорош к слабым и к самой горе. Но при этом царица горы – защитница и учительница талантливых, обиженных и бедных.
Хозяйка за отвагу спасает горняка Андрея Соленого, которого было замучило почти до смерти жестокое начальство. У нее учится искусству работы с камнем мастер Данила – и никто из людей неспособен так великолепно научить.
К ней уходит сын Данилы Митя после того, его тонкая работа по камню – веточка, уничтожена пресыщенными богачами «за дешевый материал изготовления».
В книге изложен и сказ о мастере Даниле и Каменном цветке, о шкатулке с драгоценностями и дочери горняка Татьяне, о пройдохе Ваньке Сочне и лесных духах-кошках, что его проучили. Об огненном духе Огневушке-Поскакушке, о том, как Хозяйка наказала жестокого мастера Северьяна Убойцу, закатав его в цельную малахитовую глыбу.
Откуда у уральцев вера в горного духа в диковинном и роскошном зеленом малахитовом платье? Многие народы мира верили и сейчас верят в духов, что могут оборачиваться животными, что покровительствуют лесу, полю, болоту или горе. (Хозяйка может показываться людям ящерицей, говорящей человеческим голосом)
Вариант 3
Мифическое существо, хозяйка Уральских гор – героиня горняцких историй. Она является горным духом, хранительницей природных сокровищ, который в сказках Бажова воплощается в образе зеленоглазой девушки с черной косой, украшенной позванивающими медными лентами. Одета Хозяйка в платье из малахита, сверкающее алмазной россыпью. Богатое убранство – олицетворение красоты владений: запасов руды и драгоценных камней.
Горная хозяйка не может быть доброй и нежной феей. Гора состоит из камня, а всякие камни, включая сверкающие драгоценные, отличаются твердостью. Такой же является и Хозяйка – прекрасная, суровая, но справедливая, словно руда, достающаяся только тем, кто потрудился.
Хозяйка Уральских гор – воплощение природной мудрости. Только упорный и трудолюбивый получит то, что ищет. Остальные останутся с пустыми руками или вовсе лишатся жизни. Она добра к тем, кого считает достойным отыскать сокровища, и беспощадна к жадным, стремящимся к наживе, готовым разгромить и разграбить гору.
В своих сказках Бажов представляет Хозяйку гордой и величественной, сохраняющей холодное спокойствие. Героиня отзывается о себе, как о каменной девке, подчеркивая безжизненность своей натуры. В то же время автор неоднократно намекает на ее чувствительность, способность к человеческим переживаниям. В образе Хозяйки пересекаются каменный холод и человеческое тепло.
По преданиям, встреча с Хозяйкой не сулила счастья. Ее избегали, боясь контакта с демонической силой. Все потому, что она по натуре «мудровальница», любит сбивать людей с пути, привычного человеческому разуму. Нечто мудреное поселяется в голове, лишает покоя.
Хозяйка влечет человека знанием секрета красоты. Открыть тайну она согласна лишь тому, кто умеет видеть в камне духовную сущность, ценит и создает красоту. Отсюда легенды о мастерах, которые живут в горе, но никто их не видел. Зато видели их изделия, отличающиеся волшебным совершенством. Посмотришь на них, и навсегда потеряешь покой.
Герои сказок часто соприкасаются с тайной силой. У Бажова такая сила не является нечистой, дьявольской. Скорее это неведомое проявление природной стихии. В образе горной Хозяйки показана естественная природная сила, владеющая несметными ресурсами, прославившими уральскую землю, а также надежда на ее защиту и покровительство. Уральская Хозяйка, как и природа, обладает способностью вдохновлять человека, подталкивать его к творческим достижениям.
Другие сочинения:
Популярные сегодня темы
- Сочинение Падчерица в сказке Маршака Двенадцать месяцев (образ, описание, характеристика)
В произведении многих писателей затрагивается тема о нелёгкой доле девушек вынужденных жить без матери. Однако именно трудные невзгоды, преодоление трудностей делает человека сильнее, жалостливее, порядочней и трудолюбивей.
- Образ и характеристика Ляпкина-Тяпкина в комедии Ревизор Гоголя сочинение
В своём произведении Гоголь, используя незатейливый сюжет, высмеивает чиновников уездного города. Они вместо заботы о благе горожан, погрязли во взяточничестве и воровстве. Один из них – судья Аммос Фёдорович Ляпкин – Тяпкин.
На нашей планете и во Вселенной существует немало явлений, которые вызывают у человека восторг и желание узнать больше информации о них. Природа радует людей богатством природных объектов