Урок литературного чтения в 4 классе по сказу п. п. бажова «серебряное копытце»

Сочинение суть и главный смысл сказки серебряное копытце бажова

Серебряное копытце краткое содержание

Рассказ «Серебряное копытце» Бажова был написан в 1938 году. В доброй и поучительной сказке автор описал жизнь маленькой сиротки Даренки и старика Коковани, которым посчастливилось увидеть волшебного козла по прозвищу Серебряное копытце. Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Серебряное копытце», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы во 2 классе.

Главные герои Кокованя – одинокий старик, золотодобытчик, приютивший сиротку. Даренка – шестилетняя девочка, сиротка, воспитанница Коковани. Другие персонажи Серебряное копытце – волшебный козел, из-под копыта которого вылетали драгоценные камни. Муренка – кошка, которую подобрала на улице Даренка. Краткое содержание На заводе работал одинокий старик по прозвищу Кокованя. Семьи у него не было, и однажды он решил взять на воспитание сиротку. Кокованя поинтересовался у знакомых, есть ли у кого не примете беспризорный ребенок. Ему ответили, что недавно «осиротела семья Григория Потопаева»: старших девочек взял к себе на работу местный барин, а шестилетняя Даренка оказалась никому не нужна. Призадумался Кокованя – он хотел взять к себе мальчонку, чтобы обучить своему делу, вырастить помощника на старость. Когда же он узнал, что за девочкой нет никакого ухода, и чужие люди, поселившиеся в доме ее родителей, каждый раз попрекают сиротку куском хлеба, он согласился забрать Даренку к себе. В праздничный день Кокованя навестил семью, в которой жила девочка. Он познакомился с ней, рассказал, что летом занимается добычей золота, а зимой охотится. Чтобы заинтересовать сиротку, он рассказал ей историю о необыкновенном козле. Подробности же старик пообещал сообщить, если Даренка согласится переехать к нему. Девочке «любопытно стало про козла-то узнать», да и дедушка показался ей добрым и ласковым. Она согласилась переехать к нему, но с одним условием – взять с собой худенькую и ободранную кошку Муренку, к которой она успела привязаться всем сердцем.

Так стали они жить втроем: большой бородатый дед Кокованя, «махонькая» Даренка, да кошка Муренка. По утрам старик уходил на работу, девочка «в избе прибирала, похлебку да кашу варила», а кошка ловила мышей. По вечерам, после ужина, Кокованя рассказывал своей воспитаннице сказки, которые он знал в великом множестве. Даренка слушала их с большим удовольствием, но каждый раз просила дедушку рассказать ей о волшебном козле. Кокованя поведал, что у того козла «на правой передней ноге серебряное копытце». Топнет он тем копытцем, и появится драгоценный камень, топнет дважды – еще один самоцвет появится, «а где ножкой бить станет — там груда дорогих камней». Даренку так впечатлил рассказ о необычном козле, что с той поры она не давала старику покоя. Она постоянно расспрашивала, есть у того козла рога, и какая у него шерстка, и чем он питается.

С наступлением зимы Кокованя засобирался на охоту. Узнав об этом, Даренка принялась умолять взять ее с собой, чтобы хоть краем глаза увидеть волшебного козла. Поначалу старик отказывался – негоже было маленькой девочке ходить по зимнему лесу. Но после согласился с одним условием – «чур, в лесу не реветь и домой до времени не проситься».

Так вместе с Даренкой и ее неразлучной подругой Муренкой Кокованя перебрался в крошечную избушку на опушке леса. Каждый день он ходил на охоту, и к вечеру приносил одного или двух убитых козлов. Когда у них накопилось много мяса, старик отправился в деревню за лошадью, а Даренка осталась одна в избушке. Как стемнело, заметила она в окне маленького козлика с рожками. Девочка подумала, что ей это привиделось, но спустя время услышала топот копыт, отворила дверь и увидела неподалеку козла с серебряным копытцем. Кокованя задерживался, и Даренка загрустила. Совсем уж она испугалась, когда заметила пропажу Муренки. Выбежала девочка на улицу искать свою любимицу, да так и остолбенела – на лесной опушке Муренка вовсю резвилась с волшебным козлом. Неожиданно козел взобрался на крышу избушки и принялся «по ней серебряным копытцем бить». Во все стороны посыпались разноцветные искры – это камни-самоцветы отпрыгивали от его волшебного копытца. Когда же Кокованя вернулся, весь дом был усыпан драгоценными камнями. Дедушка собрал целую шапку самоцветов, и благодаря им до конца своих дней Кокованя и Даренка жили в полном достатке. Жалко было им лишь Муренку, которая исчезла вместе с Серебряным копытцем…

Заключение Сказ Павла Бажова учит добру, милосердию, человечности. Если делать людям добро – оно непременно вернется и тебе. После краткого пересказа «Серебряное копытце» рекомендуем прочесть сказку в полной версии

Сочинение Персонажи в романе Дубровский

Главным героем в произведении выступает Дубровский, пожилой дворянин, бывший офицер. Добродушный мужчина сам вырастил сына, так как потерял жену. У него есть небольшое имение, где работают крестьяне, которые его очень уважают и хорошо к нему относятся. У Дубровского был богатый сосед по фамилии Троекуров, между ними разразилась вражда, да такая сильная, что соседу удалось как- то отсудить у Андрея Гавриловича то самое имение. Дубровский на этой почве совсем сходит ума, он слег, а когда его сын приехал, то умер.

Сына Дубровского зовут Владимир. Он красивый, храбрый, гордый. Приехал в имение отца, когда узнал о произошедшем. Владимир очень переживает из-за смерти отца. И решает вместе со слугами устроить пожар, чтобы имение не досталось врагам. В этом пожаре погибли чиновники, которые приехали оформлять сделку. Затем он купил у одного французского учителя документы, и под чужим именем устраивается работать на Троекурова. Влюбляется в девушку Марию, и решает ее спасти от брака с ним.

Кирилл Петрович Троекуров мужчина с противоречивым характером, очень богат. Бывший генерал. Характер у него тяжелый, но как хозяин он щедрый. Он плохо образованный человек, совсем не любит читать. Когда поссорился с Дубровским, то позже начал сожалеть об этом. И когда Дубровский умер, ему мучают угрызения совести за содеянное.

Мария Кирилловна, дочь Троекурова, она умная, начитанная девушка. Она росла только с отцом, так как ее мать погибла при ее рождении. С отцом старается не делится своими мыслями и переживаниями, так как считает, что тот ее не поймет. Будучи семнадцатилетней красавицей, она влюбляется во Владимира Дубровсвого. И готова была с ним бежать, лишь бы не выходить замуж за престарелого мужика.

Также в произведении присутствует мужчина по имени Дефорж, которого встретил Дубровский и уговорил его продать ему свои документы.

Также у Троекурова был сосед, мужчина лет пятидесяти, Князь Верейский, он влюбляется в Марию. И отец Маши хочет выдать замуж свою дочь за него, несмотря на ее протесты. В итоге Мария все-таки была обвенчана с Верейским, несмотря на то, что Дубровский с шайкой пытались остановить это. И Верейский ранит Дубровского во время выстрела.

Также в произведении присутствуют и второстепенные персонажи. Например, Шабашкин, который погибает при пожаре в имении, он приехал вместе с чиновниками. Кузнец Архип, который участвовал в поджоге, он закрыл все двери и окна, хотя Владимир просил оставить их открытыми, чтобы те смогли спастись. Кучер по имени Антон, он встретил сына Дубровского и рассказал ему о том, что произошло. Товарищ Спицын, он дает показания в суде против Дубровского, говорил в суде, что имение принадлежало каким-то родственникам Троекурова. Анна Глобова она рассказывала о том, какой справедливый и благородный господин Дубровский.

Произведение Пушкина «Дубровский» имеет весьма необычный и очень интересный сюжет. Хоть и все герои этого произведение остаются в живых, в отличие от Дубровского старшего, который слег и вскоре помер, но они все же несчастны.

Читательский дневник по сказу «Серебряное копытце» Павла Бажова

Название произведения: «Серебряное копытце»

Число страниц: 24

Жанр произведения: сказка

Главные герои: кошечка Мурёнка, девочка Дарёнка и дедушка Кокованя.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Кокованя — мудрый, добрый и заботливый.

Ловкий охотник. Сговорчивый.

Дарёнка — добрая, любознательная, примерная девочка.

Заботливая. Умная.

Мурёнка — умная и ласковая кошка, подружилась с волшебным козлом.

Краткое содержание сказа «Серебряное копытце»

Старый одинокий охотник Кокованя решил взять к себе сироту.

Он выбрал девочку Дарёнку, родителей которой знал.

Вместе с Дарёнкой к Коковане пришла и кошка Мурёнка.

Они зажили вместе дружно и каждому находилось занятие.

Кокованя рассказал Дарёнке про волшебного козлика, который мог выбивать копытом драгоценные камни.

Девочке очень хотелось увидеть козла.

Зимой они переселились в балаган.

Когда Кокованя уехал в посёлок, к Дарёнке вышел козлик.

Он подружился с кошкой, забрался на крышу балагана и стал стучать копытом.

Во все стороны полетели драгоценные камни.

В этот момент вернулся Кокованя.

Они с Дарёнкой собрали полную шапку камней, а утром остальные драгоценности исчезли.

Только кошка после встречи с козликом куда-то исчезла.

План сказа:

  1. Старик Кокованя.
  2. Сиротка Дарёнка и кошка Мурёнка.
  3. Жизнь вместе.
  4. Рассказ про волшебного козлика
  5. Балаган в зимнем лесу.
  6. Одна в балагане.
  7. Волшебный козёл.
  8. Водопад камней.
  9. Шапка камней.

Главная мысль сказа

Главная мысль автора в том, что хорошим людям обязательно должно повезти.

Основная идея произведения заключается в том, что человек не должен жадничать и требовать от судьбы слишком многого.

Он должен довольствоваться тем, что ему необходимо.

Вот и старик с Дарёнкой набрали шапку камней и на этом остановились.

Им и так хватило драгоценностей для безбедной жизни.

Чему учит произведение

Сказка учит милосердию, добру.

Учит тому, что добрые дела всегда будут вознаграждены.

Учит не жадничать, не брать лишнего.

Учит бережно относиться к природе и животным.

Старик, взяв к себе сиротку с кошкой, приобрёл не только семью, но и большое богатство.

Он не стал посягать на свободу козла, ему хватило созерцания этого чуда.

Краткий отзыв по произведению «Серебряное копытце» для читательского дневника

Прочитав этот сказ, я была восхищена как волшебным животным, так и добротой главных героев.

Автору удалось написать очень красивую, добрую и волшебную историю.

Её главные герои оказались очень хорошими людьми, и потому заслужили своё счастье.

Сказка эта увлекательная и познавательная.

Она погружает нас в мир уральских сказов.

Она учит любви к ближнему, а также вере в чудеса.

Мне трудно выбрать героя, который понравился мне больше всего.

Мне нравится умная и трудолюбивая девочка Дарёнка.

Мне нравится Кокованя, добрый и весёлый старик.

Мне нравится Мурёнка, кошка, которая была сама по себе.

Они все верили в чудеса и волшебство коснулось их.

Произведение заставляет задуматься о том, для чего человек живёт в этом мире.

И получается, что главной целью жизни должно стать обретение счастья, семьи, близких людей, а не богатства.

Очень советую прочитать это чудесное произведение всем ценителям народных преданий и сказаний, любителям волшебства.

Пословицы к произведению:

  • Доброму Бог помогает.
  • Кто добро творит, тому Бог отплатит.
  • Мир не без добрых людей.
  • Даст Бог роток, даст и кусок.
  • Каково аукнешь, таково и откликнется.

Словарь неизвестных слов:

  • Пособник — помощник.
  • Похлёбка — суп.
  • Пожитки — вещи.
  • Душной — запах животного.
  • Угрузнешь — провалишься.
  • Несподручно — неловко.
  • Взъесться — рассердиться.
  • Солонина — засоленное мясо.
  • Балаган — временный, лёгкий домик.
  • Покосные ложки — широкий овраг для покоса.
  • Статочное дело — нужное.
  • Горюн — печаль.
  • Хризолиты — драгоценные камни зелёного цвета.

Ещё читательские дневники по другим произведениям Павла Бажова:

  • Сборник Уральских сказов «Малахитовая шкатулка»
  • «Голубая змейка»
  • «Горный мастер»
  • «Две ящерки»
  • «Каменный цветок»
  • «Малахитовая шкатулка»
  • «Медной горы Хозяйка»
  • «Огневушка-Поскакушка»
  • «Синюшкин колодец»
  • «Таюткино зеркальце»
  • «Хрупкая веточка»
  • Краткая биография Павла Бажова и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Мотив благородства и храбрости

Главный герой сказки — простой парень, но он обладает благородными качествами души. Он отличается от других своей сострадательностью, добротой и смелостью. Эти черты характера помогают ему преодолеть все испытания, которые ему предстоит пройти, и достичь своей цели — спасти принцессу.

Мотив благородства также проявляется в помощи герою со стороны животных, которые помогают ему на его пути. Они проявляют особый магический и духовный подход к главному герою, так как он сам обладает величайшим качеством — благородством.

Сюжетная линия сказки наполняется моментами борьбы героя с препятствиями, победы над злодеями и спасением принцессы. Для достижения своей цели герой проявляет высокий уровень храбрости и отваги. Он сталкивается с различными опасностями, но несмотря на это, он не отступает и продолжает свой путь, полагаясь на свои мужество и решительность.

В конце сказки герою удается преодолеть все трудности и разгадать загадку, что позволяет ему освободить принцессу и вернуться домой. Таким образом, мотивы благородства и храбрости являются основополагающими в сказке «Серебряное копытце» и помогают герою преодолеть все преграды на пути к своей цели.

Как писать сочинение

Непростая эта работа — писать сочинение на тему «Моя школа». Но если вы отнесетесь к этому заданию с усердием, то вы сможете получить высокую оценку.

Некоторые легкие правила смогут помочь вам написать идеальное сочинение:

  1. Подготовьте краткий план. Опишите, что хотите видеть во вступлении, основной части и окончании.
  2. Расширьте план, сделайте его подробным.
  3. Подумайте некоторое время над самим сочинением. Решите, что вы точно хотите написать.
  4. Мысли, которые вам приходят в голову, фиксируйте в черновике. Они вам пригодятся, когда будете переписывать.
  5. Сосредоточьтесь.
  6. Не беспокойтесь, ведь сочинение «Моя школа» не такое уж сложное.
  7. Ни в коем случае не ругайте свою школу. Даже если у школы много минусов, не стоит ругать место, где вам еще проводить долгие годы.
  8. Написав черновик, перечитайте его сразу, а потом спустя пару часов еще раз.
  9. Проверьте, нет ли повторов, нелогичностей, грамматических ошибок.
  10. Каждый абзац должен плавно вытекать из предыдущего.

Написав сочинение, вы сможете продолжить фантазировать на тему идеальной школы и, возможно, в будущем написать целую книгу.

Сочинение Суть и главный смысл сказки Серебряное копытце Бажова

Сказка П.П.Бажова “Серебряное копытце” учит доброте и состраданию к ближним. Фантастический сюжет произведения подтверждает его главную мысль: человек всегда будет вознагражден за свою доброту и заботу о других. Однако истинной наградой в сказке становятся не драгоценные камни, а теплые взаимоотношения между сироткой Даренкой и стариком Кокованей.

У старика Коковани не осталось семьи, поэтому он решил взять на воспитание осиротевшего ребенка. Охотник хотел усыновить парнишку, чтобы научить его своему делу. Но знакомые рассказали ему об осиротевшей девочке Даренке 6 лет. Жила девочка в родительской избе очень плохо. Приказчик отдал дом новым хозяевам, которые должны были растить Даренку. Но хозяйке девочка была обузой, у нее было много своих детей, к чужому ребенку она относилась пренебрежительно, “попрекала ее куском”. Узнав о тяжелой судьбе Даренки, старик Кокованя взял ее на воспитание. Охотник оказался добрым, небезразличным к чужому горю человеком. Он разрешил Даренке взять с собой кошку Муренку. Заботливая добрая девочка не захотела оставлять своего любимого питомца у злых людей. Даренку и Кокованю объединяет вера в добро и чудо. Старик рассказывает девочке о волшебном козлике с серебряным копытцем, которым он выстукивает драгоценные камни. Доброта и милосердие Коковани и Даренки вознаграждены появлением чудесного козлика, который одаривает их драгоценными камнями. Старик и девочка лишены жадности. Кокованя собирает немного камней в шапку, остальные они оставляют, чтобы на утро еще раз поглядеть на домик, переливающийся самоцветами. Однако за ночь снег заметает оставшиеся камни. Но Коковане и Даренке хватило самоцветов, которые старик “в шапку нагреб”. Жизнь девочки и Коковани стала немного легче благодаря козлику с серебряным копытцем.

Таким образом, в сказке поднимается тема добра и милосердия, сострадания к чужой беде и вере в чудо. Появление волшебного козлика — награда за доброту Коковани и Даренки. Старик проявил участие к судьбе ребенка, не оставил его у злых людей, а взял к себе на воспитание. Даренка приютила худую, “ободранную” кошку. В родительском доме девочке приходилось слушать упреки за своего питомца от новых хозяев, но несмотря на это, она не оставила Муренку. Любовью к близким, заботой о них наполнена жизнь главных героев сказки. Счастье для Коковани и Даренки заключается не в богатстве, а в добрых взаимоотношениях.

Серебряное копытце, Голубая змейка и Земляная кошка

Помимо фантастических героев, имеющих человеческий облик, в уральских сказах есть и персонажи-звери. Например, Серебряное копытце. Так называется одна из сказок Бажова. Серебряное копытце – это волшебный козел. Он выбивает из земли драгоценные камни. У него есть одно серебряное копыто. Им он бьет землю, из которой выскакивают изумруды и рубины.

«Каменный цветок» Бажова – один из рассказов сборника «Малахитовая шкатулка». Детям родители часто читают сказку «Голубая змейка». В ее центре находится фантастический персонаж, способный как одарить хорошего человека, так и покарать злодея. С одной стороны у Голубой змейки – золотая пыль, а с другой – черная. Где человек окажется, так и жизнь его пойдет. Голубая змейка золотой пылью отмечает месторождение драгоценного металла, которое находится близко к поверхности.

Еще один фантастический персонаж уральских сказов – Земляная кошка. Она связана с древнеславянской легендой о тайных кладах. Их охранял кот. У Бажова этот персонаж помогает найти дорогу девушке Дуняхе. Кошка ходит под землей. Только ее светящиеся уши видят люди над поверхностью. Реальным прототипом образа являются выбросы сернистого газа. Они часто принимают форму треугольника. Искрящийся сернистый газ напоминал старателям кошачьи уши.

Сказочник П. Бажов, какие самые известные его сказки, название, о чём они?

Бажов известен прежде всего как автор сборника сказов, объединенных одним названием “Малахитовая шкатулка”, очень популярным как среди детей, так и среди взрослых. Самые известные сказы- “Хозяйка медной горы”, “Каменный цветок”,”серебряное копытце”,”Огневушка-поскакушка”, “Синюшкин колодец”. Герои его сказок -уральские мастера, резчики по камню,горнорабочие, рудознатцы, волшебных персонажей в образе людей или животных.В сказах Бажова описывается образ жизни народов Урала и Приуралья, переложены в действия персонажей поверья и традиции местного населения. Создание сказов Бажовым происходило на основании уральского местного фольклора в 20-30 годы прошлого столетия. Но и спустя столько лет остаются одними из самых любимых В Россиии и ближнем зарубежье, несколько поколения людей из республик бывшего СССР воспитывались на этих захватывающих и интересных, очень своеобразных сказках.

П.П. Бажов известен в первую очередь своим сборником уральских сказов. Многие неверно называют его произведения сказками. Сказ – это самостоятельный эпический жанр, совмещающий в себе фантастические элементы и реальные факты. Так, например, все сказы Бажова, написанные на основе уральского рабочего фольклора, происходят в реально существующих населенных пунктах: селе Полевом, усадьбе Турчаниновых, Санкт-Петербурге. Автор описывает реальную историческую ситуацию, упоминает имена и фамилии реально существовавших людей, но в основу произведения кладет фольклорные рассказы о встречи простых людей: рудобоев, резчиков по камню, золотодобытчиков. охотников, а также мелкого начальства – приказчиков, с истинными хозяевами земных недр: Медной горы Хозяйков, Золотым полозом, Синюшкой и некоторыми другими.

Произведения Бажова злободневны, т.к. в них писатель от лица рассказчика поднимает актуальные для того времени проблемы: самодурство бар, жадность и глупость владельцев заводов, подхалимство и жестокость приказчиков. Отражены в них и политические настроения, так, например, в сказе “Железковы покрышки” упоминается о страхе царской семьи после революции 1905 года. По произведениям Бажова можно изучить быт жителей уральских деревень на рубеже XiX-XX веков, местный колорит текстам придает обилие диалектизмов. Всего перу П.П. Бажова принадлежат 56 сказов. Есть у писателя и другие произведения, в частности, очерки о жизни рабочих заводов в царское время, их политических настроениях и революционной борьбе, но в историю русской литературы Бажов вошел как создатель удивительных по уровню художественного мастерства сказов, воспевших его родину Урал.

http://www.syl.ru/article/200942/new_kamennyiy-tsvetok-bajova-kratkoe-soderjanie-i-analizhttp://www.ziranov.ru/up/index.php?newsid=2305http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2623025-skazochnik-p-bazhov-kakie-samye-izvestnye-ego-skazki-nazvanie-o-chjom-oni.html

голоса

Рейтинг статьи

Навязчивая идея Данилы

Об этом пишет Бажов. «Каменный цветок», главная мысль которого заключается в преданности семье и призванию, рассказывает простым и понятным языком о великих человеческих ценностях. Но как же быть с идеей о разрушительной силе красоты? Смогут ли ее понять школьники? Возможно, навязчивые мысли Данилы о каменном цветке вызваны колдовством Хозяйки Медной горы. Но недовольство собственной работой появилось раньше знакомства с волшебницей.

Анализ «Каменного цветка» Бажова не позволяет ответить на этот вопрос однозначно. Можно трактовать проблему по-разному. Многое будет зависеть от возраста ребенка. Лучше сделать акцент на положительных качествах главных героев. Педагогическое значение произведения очень велико

А замысловатый сюжет, интрига и прием «продолжение следует» помогут привлечь внимание ребенка

Уральские сказы в свое время получили много позитивных рецензий и положительный отзыв. «Каменный цветок», Бажов – эти слова должны быть знакомы каждому школьнику.

Серебряное копытце — Бажов П.П.

Девочка Даренка осталась сиротой, и никого у нее в целом свете не было, у всех в деревне и своих детей было много, и никому еще один рот был не надобен, так бы и сгинула девочка, но пришел дедушка Кокованя и взял девочку жить к себе. Правда, Даренка попросила, чтобы из родного дома забрали и кошку, единственную ее живность. Так они и жили: старый дед, девочка и кошка Муренка.

Стали они жить дружно, хотя и бедно. По вечерам дедушка рассказывал девочке интересные сказки и истории. Особенно полюбилась ей сказка о козлике по прозванию Серебряное копытце. Считается, что если ударил козлик этим копытцем о землю, то полетят из-под его ног драгоценные камни. Зачарованно слушала Даренка эти фантазии, а кошка сидела рядом и поддакивала, что все, мол, так и есть.

Однажды пришлось дедушке уйти в деревню по какой-то надобности. Не хотел он оставлять девочку одну на ночь в лесу, но пришлось. А Даренка, оставшись одна, решила пойти и найти волшебного козлика. Очень уж ей хотелось поглядеть, как из –под ног его станут красочные камни россыпью падать.

Пошли девочка и кошка в лес, долго бродили да ничего не нашли и вернулись. А через какое-то время Даренка и обнаружила, что Муренка пропала. Звала она ее, аукала, но той нет. А вечером как только стемнело, откуда ни возьмись прискакал козлик и начал бегать вокруг избушки. И страшно, и интересно стало ей, не отрываясь, смотрела она в оконце. А козлик заскочил на крышу рядом и ударил серебряным копытцем, так и полетели в разные стороны драгоценные камни. И тут девочка увидела, что рядом с козлом ее Муренка бегает и словно подбадривает его: давай, мол, постучи посильнее, пусть Даренка полюбуется этим удивительным зрелищем.

А Коковане пришлось в деревне еще на одну ночь задержаться. И как только вечер наступил, откуда ни возьмись, вновь козлик прискакал и давай вновь вокруг дома бегать. Тут уж Даренка внимательно смотрела и увидела, что рядом с козликом снова ее Муренка бегает. А как козлик начал серебряным копытцем бить по земле, так и кошка рядом с ним стоит и словно улыбается.

Наутро вернулся дедушка, и девочка рассказала ему об увиденных чудесах. Очень дивился дед ее рассказу, но не поверил. Думал, что приснился маленькой девочке чудесный сон. Но как вечер наступил, опять прискакал к избушке волшебный козлик с серебряным копытцем и начал по земле бить. А из-под копытца драгоценные самоцветы в разные стороны так и брызнули. Прильнули дедушка с девочкой к окну, смотрят, не налюбуются чудесным зрелищем. И опять видят, что около волшебного животного их Муренка бегает, ведет себя словно они друзья.

Долго козлик вокруг дома бегал, словно давал насмотреться на себя в последний раз, а под конец вновь вскочил на крышу да как ударил, а из-под копытца градом камни посыпались. Выскочил дед из избушки да и набрал самоцветов полные пригоршни. С тех пор ни девочка, ни старик больше волшебного козлика не видели. А с ним и Муренка пропала, больше она к людям не вернулась. И сколько они ее не искали, так и не нашли. Но с тех пор зажили они хорошо, в полном достатке и никогда не отказывались бедным людям помочь в их беде в благодарность за подарок от Серебряного копытца.

Обязательно прочитайте сказку целиком. Она очень интересная! — Серебряное копытце. Бажов П.П.

Великий Полоз, Бабка Синюшка и Огневушка-поскакушка

“Каменный цветок” Бажова наполнен фантастическими образами. Один из них – Великий Полоз. Он – владелец всего золота в округе. Образ могучего змея есть в мифах и сказаниях многих народов. В уральских сказах фигурируют и дочери Великого Полоза – Медяницы.

Бабка Синюшка – персонаж с многочисленными истоками. Она – «родственница» Бабы-Яги из славянского фольклора. Синюшка – персонаж, стоящий на грани реального и потустороннего миров. Она предстает перед героем-человеком в двух обличиях – как молодая красавица и как старуха в синей одежде. Подобный персонаж есть в легендах народа манси, в старину населявшего Урал. Бабка Синюшка – важный образ местного фольклора. Ее появление связано с болотным газом, который издали наблюдали рудокопы. Загадочная синяя дымка будила воображение, вызывая появление нового фольклорного персонажа.

“Каменный цветок” Бажова связан с антропоморфными фантастическими образами. Один из них – Огневушка-поскакушка. Этот персонаж выглядит как веселая маленькая девочка. Она танцует в том месте, где есть залежи золота. Огневушка-поскакушка появляется перед старателями неожиданно. Ее танец восхищает присутствующих. Этот образ исследователи связывают с Золотой Бабой – древним божеством манси.

Следующая цитата

Жил был на свете старик Кокованя, который потерял свою семью и чувствовал себя очень одиноким. Летом он промывал пески, зимой охотился на козлов и мечтал увидеть особенного – по имени Серебряное копытце. Однажды он надумал усыновить сироту, желательно мальчика, чтобы научить его своему ремеслу и отдать весь свой неизрасходованный запас нежности.

Стал спрашивать по знакомым, есть ли у кого-нибудь осиротевший мальчонка. Мальчонки не нашлось, но соседи рассказали ему о семье Потопаевых. Родители умерли, старших девочек забрали в барскую рукодельню, а самая маленькая девочка оказалась никому не нужной. Живет она в многодетной семье горюна, где ее куском попрекают. Тогда старик решил забрать ее к себе. Пришел в семью, а в тесной комнате полно народу и девочка в углу у печки сидит: маленькая и худенькая, а рядом с ней кошка, тоже худая и ободранная. По словам приемной семьи, кошка всех перецарапала и ласкова только с этой девочкой. Кокованя сразу угадал, что девочку зовут Даренкой и рассказал ей про козла с серебряным копытом. Девочка заинтересовалась и пошла за стариком. Кошка увязалась за ними.

Жили они дружно, старик на охоту уходил, девочка дом вела, но нет-нет да спрашивала про того особенного козла, которого так мечтал увидеть старик. Однажды Кокованя рассказал о нем девочке. Козел этот особенный тем, что на передней правой ноге у него есть серебряное копытце, топнув которым он высекает драгоценные камни. Кроме того, зимой он не теряет свои рога, которых у него не два, а пять. Так у девочки появилась мечта увидеть этого козла. Стала она проситься с дедом на охоту. Первый раз он ей отказал, а там и зима настала. Стала Даренка снова на охоту проситься, особенного козла посмотреть. Старик подумал, что в следующий раз девочка не попросится, да взял ее с собой, чтобы в зимнем балагане жила. Кошка лишь поддержала девочку, промурчав: «Пррравильно». Кстати, кошка к тому времени подросла и отъелась. Но когда старик и Даренка выходили из села, кошка увязалась за ними и побежала в балаган за девочкой.

Даренка предложила деду сходить в село за лошадью, чтобы солонину обратно отвезти. Старик понял, что девочка права и ушел. Днем Даренке с кошкой было не страшно и не скучно, но вечером забоялась. Она села к окошку и стала наблюдать за природой. Смотрит, а к окну какой-то серый комочек катится. Приглядевшись, девочка поняла, что это и есть тот самый козел. Сначала она решила, что ей просто показалось. Но на следующий день козел прибежал снова и показался девочке. Следующим вечером кошка пропала и Даренка вышла ее искать. Обнаружила она ее на покосном сене, а рядом был все тот же козел. Девочке даже показалось, что они разговаривают. Потом они начали по покосам бегать. Дальше козел запрыгнул на крышу и стал бить своим серебряным копытцем. Когда вернулся Кокованя, весь балаган был обсыпан самоцветами. Козел убежал, а кошка за ним. Собрали дед с девочкой корзину камней, на следующий день вернулись, а их снегом засыпало и не найти.

Сочинение 3

«Серебряное копытце» — маленькое произведение из сборника уральских сказов. Старику Коковане наскучило жить одному, и он приютил у себя сироту Даренку. Девочка привела в избу еще и облезлую кошку. Вместе они зажили очень дружно: Кокованя работал, а Даренка хлопотала по хозяйству. Вечерами старик рассказывал девочке обо всем, что знал сам. Однажды он поделился историей о необыкновенном козле с серебряными копытами. Когда козлик скачет, то высекает из-под копыт драгоценные самоцветы. Таинственная история запала в душу Даренке. Очень ей хотелось полюбоваться, как козел выбивает дорогие камни серебряным копытцем. Вскоре она убедилась, что волшебный козел в самом деле существует.

Однажды Кокованя долго не возвращался с охоты. Даренка все глаза проглядела, ожидая его у окна. И вдруг она увидела того самого сказочного козлика. Рядом с ним крутилась их домашняя кошка Муренка. Казалось, животные о чем-то договариваются. Тут козлик скакнул на крышу и принялся стучать серебряным копытом. Посыпались на заснеженную избушку самоцветы и укрыли ее всю. Полную шапку драгоценностей набрали Даренка с Кокованей и до конца жизни не знали нужды.

Описанные события мало похожи на сказку. Настоящие сказочные персонажи не удивляются чудесам. Они знают, что стоит только произнести волшебные слова, как тут же произойдет магическое преображение. В «Серебряном копытце» наоборот, герои не верят в существование волшебного козла, но втайне мечтают его повстречать. Дедушка и Даренка на протяжении всей истории ищут таинственного козла, творящего чудеса. И он, наконец, является, устраивает фейерверк самоцветов и пропадает. А герои остаются с полной шапкой драгоценных камней. Случившееся доказывает, что только скромный и бескорыстный человек, живущий в согласии с природой, достоин награды.

Серебряное копытце никогда не показывается людям с жадной и алчной душой. Другое дело – Кокованя с Даренкой. Главные герои немного наивные, заботливые, работящие, надеются, мечтают, поэтому им достается дивный дар. Неслучайно из множества людей Серебряное копытце выбрал именно их. Автор убежден, что только людям с безупречной душой открываются истинные чудеса. Мечты сбываются у тех, кто делает мир добрее. Основная мысль сказки: нужно работать, ценить то, что имеешь, ждать встречи с чудом, помнить о добрых делах. За чистые помыслы будет и вознаграждение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: