Сочинения на тему «обломов и обломовщина в романе и. а. гончарова»

«что такое "обломовщина"? (по роману и. а. гончарова "обломов")»

Таблица «Что такое Обломовщина»

Понятие Обломовщина
Определение Обломовщина – это образ жизни и состояние лености, апатии и бездействия, характерное для персонажа Ильи Обломова в романе Ивана Гончарова «Обломов».
Апатия Главное проявление обломовщины – апатия, полное отсутствие энергии и желания совершать какие-либо действия. Илья Обломов проводит дни, лежа на диване и размышляя о будущем, при этом ничего не предпринимая.
Боязнь перемен Обломов боится любых изменений и конфликтов. Он предпочитает идеализировать прошлое и критиковать современность, часто сопротивляясь изменениям.
Нежелание работы Основной принцип Обломова – «постоянно откладывать всё на потом». Он не желает браться за работу и тратит свои дни в бесконечных мечтаниях.
Критика современности Обломов часто выражает негодование по поводу современного общества, видя в нем лишь негативные стороны и разрушение старых идеалов.
Образ героя Илья Ильич Обломов, главный персонаж романа Ивана Гончарова «Обломов», стал образцом обломовщины и апатии. Его персонаж символизирует лень и безразличие.
Критика и предостережение Обломовщина служит критикой и предостережением от бездействия и апатии. Она может привести к упущенным возможностям и стагнации.

Эта таблица дает обзор ключевых аспектов обломовщины, иллюстрируя ее характеристики и значение как понятия в русской литературе.

Вариант 2

Обломовщина – понятие, ставшее классическим в русской литературе и обозначающее особый образ жизни, характеризующийся апатией, бездеятельностью, и нежеланием меняться или развиваться. Это понятие прошло долгий путь от создания Иваном Гончаровым романа «Обломов» до его устойчивого восприятия в русской культуре.

Образ Обломова в романе «Обломов» является впечатляющей картиной бездействия. Главный герой, Илья Ильич Обломов, проводит большую часть своей жизни на диване, мечтая об идеальном будущем и откладывая важные решения. Его квартира символизирует закрытость и изоляцию от внешнего мира. Обломов постоянно вступает в конфликт с современностью, предпочитая идеализировать прошлое.

Обломовщина представляет собой не только отсутствие жизненных целей и стремлений, но и нежелание браться за работу, нежелание меняться и адаптироваться к новым условиям. Это состояние апатии и лени, которое многие переживают в какой-то момент своей жизни.

Русская литература неоднократно возвращалась к образу Обломова и обломовщины. Она стала символом стагнации и отставания, а также критикой бездействия и безразличия к окружающему миру. В произведениях разных авторов можно увидеть обломовщину как преграду на пути к развитию и достижению целей.

Тем не менее, обломовщина также может рассматриваться как иллюстрация человеческих слабостей и конфликтов. Герой Обломов, несмотря на свою бездеятельность, вызывает сочувствие и понимание у читателя. Его внутренние борьбы и стремление к идеалам делают его персонажем, который наводит на размышления о природе человеческой души.

В целом, обломовщина – это более чем литературный архетип. Это понятие, которое олицетворяет сложные аспекты человеческой природы, и может служить как предостережением, так и источником вдохновения для тех, кто стремится преодолеть свои собственные бездействие и апатию.

Влияние обломовщины на русскую литературу

Обломовщина, как понятие, неизбежно оказала влияние на развитие русской литературы. Главные черты образа обломова, представленного в романе И.А. Гончарова, стали типичными для многих персонажей русских произведений того времени и значительно воздействовали на дальнейшее искусство.

Один из главных аспектов, который можно отметить, – это критическое отношение к общественной деградации и безразличию человека к своей жизни и окружающему миру. Образ обломова стал символом пассивности, отсутствия воли и активности, закомплексованности и боязни перемен. Такие же черты можно встретить в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и других писателей.

Другое важное влияние заключается в образовании нового литературного жанра – обломовской прозы. Произведения, объединенные этим жанром, были нацелены на описание нравственной и физической деградации персонажей, подчеркивая безнадежность их положения и безразличие к судьбе

Стилистический аспект обломовщины также оказывал влияние на русскую литературу. Возникают типичные сцены повседневной жизни, характерные для реалистического направления. Описание антигероя подчеркивает его отличие от активных и энергичных героев. Красноречие и философские размышления сменяются бесконечными размышлениями и отсутствием движения.

Таким образом, обломовщина имела огромное влияние на русскую литературу. Она стала символом бездействия, безразличия и пассивности, а также сыграла значительную роль в формировании новых жанров и стилей в русской литературе.

Проявления обломовщины

Одна из самых ярких особенностей обломовщины — это инертность и непроизводительность Обломова. Вместо того, чтобы заниматься делами и достигать успеха, он предпочитает лежать на диване, читать книги или размышлять о ничтожности человеческой жизни. Он безделицей занимается всю свою жизнь, позволяя себе упустить множество возможностей и талантов.

Еще одной проявлением обломовщины является его зависимость от окружающей среды и людей. Обломов практически не принимает решений самостоятельно, его волю и действия определяют другие люди. Он живет по принципу «чтобы насялили», не проявляя никакой инициативы и самостоятельности.

Весь мир Обломова заключен в его доме. Он не стремится познать новое, путешествовать или расширять свои горизонты. Обломов впадает в апатию и оторванность от реальности, предпочитая оставаться в своем комфортном мирке, где никто не требует от него ничего.

И наконец, одной из основных черт обломовщины является его отношение к жизни и времени. Обломов неспособен действовать и принимать решения, он откладывает все на потом и живет в своем мире фантазий и мечтаний. В результате, он не только упускает возможности, но и не осознает, что жизнь пролетает мимо него.

В итоге, обломовщина вносит огромный вклад в формирование характера и жизни героя. Она показывает, что бездействие и нежелание прилагать усилия препятствуют развитию и реализации потенциала человека.

Примечания к критической статье «Что такое обломовщина?»

Впервые опубликовано в «Современнике» 1859, No V, отд. III, стр. 59—98, с подписью: Н—бов. Перепечатано в Сочинениях Н. А. Добролюбова, т. II. СПб., 1862, с изменением в одной строке: «И ею он особенно отличается среди современных русских писателей», вместо: «И ею он превосходит всех современных русских писателей» (см. выше, стр. 37). Рукопись статьи не сохранилась, но о важнейших ее вариантах, качественно и количественно очень незначительных (см. Н. А. Добролюбов. Собр. соч., т. 1. М.—Л., 1961, стр. 647), можно судить по пяти типографским гранкам текста, находящимся ныне в Пушкинском доме АН СССР (архив А. Н. Пыпина). Именно эти гранки, посланные из типографии «Современника» цензору Д. И. Мацкевичу 3 и 5 мая. 1859 г., разрешены были им к печати без всяких изменений. Печатается в настоящем издании по тексту «Современника».

Статья «Что такое обломовщина?», являясь одним из самых блистательных образцов литературно-критического мастерства Добролюбова, широты и оригинальности его эстетической мысли, имела в то же время огромное значение как программный общественно-политический документ. Статья всесторонне аргументировала необходимость скорейшего разрыва всех исторически сложившихся контактов русской революционной демократий с либерально-дворянской интеллигенцией, оппортунистическая и объективно-реакционная сущность которой рассматривалась Добролюбовым как идейная обломовщина, как показатель и непосредственное следствие разложения правящего класса, как главная опасность на данном этапе освободительной борьбы.

Развивая установочные положения обзора «Литературные мелочи прошлого года», статья «Что такое обломовщина?» направлена была не только против легальной дворянской умеренно-либеральной общественности, но попутно, в известной мере, и против Герцена как автора статей, полемизировавших с «Современником» по вопросу о «лишних людях» и их исторической миссии.

После появления статьи «Что такое обломовщина?» Герцен если и не отказался от продолжения полемики с «Современником» по волновавшим его проблемам, то все же внес в свое прежнее понимание политической функции «лишних людей» существенное уточнение историко-философского порядка. Никак не соглашаясь поставить в один ряд Онегина, Бельтова и Рудина с Обломовым, Герцен в статье «Лишние люди и желчевики» предложил дифференцированное решение вопроса, по-разному толкуя роль «лишних людей» в пору николаевской реакции и в годы революционней ситуации: «Лишние люди были тогда столько же необходимы, как необходимо теперь, чтобы их не было» («Колокол» от 15 ноября 1860, No 83).

Статья «Что такое обломовщина?», вызвав бурю негодования в кругах консервативной, либерально-дворянской и буржуазной общественности, необычайно высоко оценена была читателями революционно-демократического лагеря. Полностью принял ее основные положения и сам автор «Обломова». Под впечатлением только что появившейся статьи Добролюбова он писал 20 мая 1859 г. П. В. Анненкову: «Мне кажется, об обломовщине, то есть о том, что она такое, уже сказать после этого ничего нельзя. Он это, должно быть, предвидел и поспешил напечатать прежде всех. Двумя замечаниями своими он меня поразил: это проницанием того, что делается в представлении художника. Да как же он, нехудожник, знает это? Этими искрами, местами рассеянными там и сям, он живо напомнил то, что целым пожаром горело в Белинском» (И. А. Гончаров. Собр. соч., т. 8. М., 1955, стр. 323).

Добролюбовское понимание образа Обломова и «обломовщины» как категории общественно-политического и социально-исторического порядка вошло в широкий литературный оборот. О значимости и актуальности этого обобщения свидетельствует и многократное использование понятия «обломовщина» в статьях и речах В. И. Ленина.

Многочисленные отклики на роман Гончарова в печати зарегистрированы в приложениях к статье: С. А. Венгеров. «Гончаров».— Собр. соч. С. А. Венгерова, т. 5. СПб., 1911, стр. 251—252; а также в кн.: А. Д. Алексеев. Летопись жизни и творчества И. А. Гончарова. М.—Л., 1960, стр. 95—105.

Благодарим за прочтение произведения Николая Александровича Добролюбова «Что такое обломовщина?»!
Читать все произведения Николая ДобролюбоваНа главную страницу (полный список произведений)

«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023Обратная связь

Анализ Обломовщины автором

Автор данной критической статьи проявляет глубокий интерес к теме Обломовщины и ставит перед собой задачу понять и объяснить значение этого термина. Он проводит анализ исторического контекста, в котором возникла Обломовщина, а также исследует значение этого понятия для современного общества.

Обломовщина – это термин, происходящий от имени главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов», и используемый для обозначения определенного состояния духа и образа жизни. Он характеризуется пассивностью, отсутствием стремления к деятельности и нежеланием принимать активное участие в жизни общества.

Автор статьи отмечает, что Обломовщина является не только историческим явлением, которое возникло в России XIX века, но и актуальной проблемой современного общества. Общество по-прежнему сталкивается с людьми, чья жизненная позиция характеризуется бездействием, неспособностью принимать решения и отсутствием целеустремленности.

Автор выделяет несколько ключевых черт Обломовщины: заключительность, низкую активность, отсутствие мотивации и силы воли

Он также обращает внимание на то, что Обломовщина может стать преградой для развития личности, препятствовать достижению успеха и благополучия

Для подтверждения своих выводов автор приводит примеры из современного общества, где бездействие и безразличие к своей жизни приводят к негативным последствиям. Он указывает на необходимость преодоления Обломовщины как со стороны каждого индивидуума, так и со стороны общества в целом.

Итак, автор статьи сделал вывод о высокой актуальности проблемы Обломовщины в современном обществе и призывает каждого читателя задуматься о своей собственной жизненной позиции и готовности к деятельности. Завершая анализ, автор приходит к выводу о том, что преодоление Обломовщины не только позволит личности достичь успеха и счастья, но и способствует развитию общества в целом.

Отсутствие целей и мотивации

Главной чертой образа жизни обломовщины является полное отсутствие целей и мотивации. Обломовщина – это жизненная философия, отличающаяся нежеланием предпринимать активные шаги к достижению каких-либо целей или улучшению своего положения. Обломовщина проявляется в лености, бездействии и отсутствии стремления к саморазвитию.

Человек, затянутый в обломовщину, не задумывается о своих желаниях, мечтах и целях. Он не имеет конкретного плана действий и не может определить, чего именно он хочет достичь в жизни. Его деятельность сводится к бесцельному времяпрепровождению, повторению привычных рутинных действий и бездумному существованию.

Примером произведения, идеально иллюстрирующего обломовщину, является «Обломов» Ивана Гончарова. Основной герой романа, Илья Ильич Обломов, является воплощением образа обломовщины. Он проводит свои дни в постели, бездельничая и откладывая все дела на потом. Его жизнь полностью отсутствует направленность и цель.

Также примером обломовщины может служить протагонист романа «Мелкий бес» Федора Сологуба. Герой романа, Иван Шатохин, отличается безответственным отношением к жизни, отсутствием стремления к достижению чего-либо и полным отсутствием мотивации.

Отсутствие целей и мотивации в обломовщине приводит к стагнации и застойной жизни. Человек, затянутый в обломовщину, не развивается, не прогрессирует и не реализует свой потенциал. Эта жизненная философия приводит к потере смысла и радости от жизни. В итоге, обломовщина приводит к чувству пустоты и неудовлетворенности.

Итак, отсутствие целей и мотивации – одна из основных черт обломовщины. Это жизненная философия, характеризующаяся бездействием, леностью и отсутствием стремления к развитию и самосовершенствованию. Примерами произведений, иллюстрирующих обломовщину, являются «Обломов» Ивана Гончарова и «Мелкий бес» Федора Сологуба.

Примеры «обломовщины» из нашей жизни

Напомним, основные черты обломовщины. Это прежде всего, бездеятельность, пассивность, отсутствие мыслительного и физического процесса.Многие из вас скажут, что современные люди ходят на работу, а значит, они не Обломовы. А увлечены ли вы своей деятельностью? Или вам важна зарплата? Наверняка найдутся те, кто ходит на работу и не может дождаться окончания трудового дня.
Задайте себе вопрос, имеется ли у вас цель? Готовы ли вы изменить свою жизнь, чтобы принести пользу обществу. Большинство довольно своим существованием. Не голодно, не холодно, нет открытой войны – вот и хорошо.Ярким примером взращивания Обломовых могут послужить истории, в которых здоровые и молодые люди отказываются от службы в армии. Они попросту откупились ложными диагнозами. Они предпочитают развлекаться.Молодые исполнители, музыканты, актёры становятся кумирами подрастающего поколения. Они показывают, как весело и беззаботно проводят время. Подростки считают: это нормально. Они тоже не захотят в будущем покидать мамину и папину квартиру, чтобы сделать что-то полезное.К категории Обломовых можно отнести и безвольных людей, не сумевших приспособиться к новому времени. Речь идёт о тех, кто взрослел в советские годы. Ещё хуже пришлось людям старшего поколения. Они не смогли смириться со сменой режима власти и существовать в новых условиях. Они отказались от освоения новых навыков, профессий и остались невостребованными, а значит, лишними в обществе.Развал СССР привёл к упадку, сел и деревень. Колхозы развалились. Многие сельчане попросту спились. Они до сих пор винят власть. Считают правительство виновным во всех бедах. Но нашлись и те, кто продолжил бороться, не стал впадать в депрессию. Они освоили новые специальности, стали пользоваться интернетом и работать удалённо. Жизненных примеров современной обломовщины очень много. Нельзя не сказать о тех, кто ударился в панику в период пандемии. Среди нас есть те, кто опасается контактировать с обществом. Они закрылись у себя дома. Конечно, здесь не имеется в виду здоровые меры профилактики. Но некоторым паникёрам, действительно, нужна помощь психологов и психиатров.Каждый человек, который отказывается от деятельности, образования, служения обществу может считаться Обломовым. Он погибает и морально, и духовно.

Реальность и мечты

Важной чертой обломовщины представляется постоянное противопоставление реальности и мечтам. Классическая философия определяет реальность как то, что оказывает сопротивление

У Обломова недостает сил и воли, чтобы преодолевать сопротивление реальности. Поэтому герой погружен в чтение книг, в отождествление себя с книжными персонажами, в воображение. Там, в глубинах воображения, Обломов прокручивает картины возможной жизни: имение в деревне, супруга, хозяйство. Однако ни одно из этих мечтаний не воплотится в реальность. Обломовщина – это образ, которому суждено навсегда остаться проектом без реализации.

Причины пассивности Обломова – разные. Одна из причин – детство и специфика воспитания героя. Штольц – персонаж активный, человек, который путешествует, познает мир. Илья Ильич тоже мечтал жить так, как Андрей, однако родители препятствовали этому. Отец и мать Обломова тоже отличались апатичностью, отчужденностью от действительности, пассивностью и инертностью. Сына окружали любящей, тихой, спокойной атмосферой, в которой не было места проблемам и приключениям. Аристократы этого периода занимали себя бессмысленными, далекими от продуктивности делами, расценивая труд как неподобающее занятие, как грех и наказание. Деградация физических способностей сопровождается деградацией духовного потенциала.

Обломовщина как явление и симптом описана также русским литературным критиком Николаем Добролюбовым в работу под названием «Что такое обломовщина?».

Обломовщина сквозь призму критики Добролюбова

Литературный критик и публицист Николай Добролюбов считает, что корни обломовщины погружены в традиционный уклад крепостной жизни в России. Писатель рассматривает период в российской истории до 1861 года, то есть до крестьянской реформы, проведенной императором Александром Вторым.

Не зря Добролюбов называет симптомы, описанные в романе Гончарова, знаменьями времени. Это значит, что писатель создал необычное и актуальное произведение для своего времени, сумев отразить на страницах романа образ живого современного русского человека. Критик рассматривает явление обломовщины через призму социальной специфики жизни россиян.

Обломовщина выступает аллегорией крепостничества, отношений, господствующих в российском обществе дореформенного периода. Социальные особенности крепостного права Гончаров, по мнению Добролюбова, отразил в образе Ильи Ильича Обломова. С первых страниц персонаж предстает праздным человеком, проводящим большую часть времени в постели. Излюбленное и, пожалуй, единственное значимое и ощутимое занятие главного героя – это возлежание на диване.

Образ Обломова и стиль жизни как симптом эпохи

Более близкое знакомство с центральным персонажем романа Гончарова позволяет читателю лучше узнать Обломова. Илья Ильич перешагнул рубеж тридцатилетия. Однако герою незнаком труд и работа, требующая физических усилий. Труд – это дело крестьян, слуг, а дело барина, считает Обломов, – отдыхать и размышлять о высоких материях.

В мыслях Обломова – идиллия. Герой мечтает о лете, о вкусностях и увеселениях, которые ждут в родной деревне, в родовом поместье. Все проекты героя остаются исключительно мечтами, потому что Илья Ильич не собирается предпринимать что-либо для реализации образов, возникающих в голове. Это абсолютно нормально для аристократа, для барина – ничего не уметь. Стиль барской жизни сопровождается обязательными атрибутами: это кушетка и домашние мягкие тапочки, бессменный халат как символ времяпрепровождения Обломова.

Домашняя одежда, которая постепенно превращается в неряшливые лохмотья, символизирует равнодушие, апатию, лень, вялость. Илья Ильич не любит выходить за порог дома. Социальная изоляция Обломова способствуют сокращению круга общения главного героя: у читателя создается впечатление, что Илья Ильич общается только с Захаром. Другие посетители, вроде Андрея Штольца, скорее врываются в жизнь Обломова, нарушая размеренный и рутинный ход будней мужчины.

Исторический контекст возникновения обломовщины

Произведение «Обломов» Ивана Гончарова было опубликовано в 1859 году, в период, когда Россия переживала политические, социальные и экономические изменения.

В середине XIX века Россия находилась в процессе освобождения крестьян и перехода к капиталистическим отношениям. Это означало, что дворянство, мещанство и купечество получили свободных крестьян, которые становились наемными работниками. Верхний класс по-прежнему располагал огромными земельными владениями и наследственной привилегированной позицией. Это привело к возникновению нового социального явления — обломовщины.

Обломовщина — это социально-психологическая черта, характерная для представителей дворянства, которые отличались бездеятельностью, пассивностью и нежеланием менять свой образ жизни. Обломовщина противоречила требованиям перемен и прогресса, которые наблюдались в то время.

Исторический контекст возникновения обломовщины связан с социальной и экономической нестабильностью в России XIX века. Дворяне и владельцы поместий, наследованных от предков, не чувствовали необходимости взять решительные меры для современной жизни. Они продолжали жить по старым традициям, считая, что это само по себе является достаточным благом.

Произведение Гончарова «Обломов» выступало как критика обломовщины и призыв к преодолению бездеятельности и отсталости. Через героя-обломова, погрязшего в безделье и лень, Гончаров показывает негативные последствия неподвижности и отказа от современности.

Исторический контекст возникновения обломовщины играл значительную роль в формировании главной темы и характеристики представленной в произведении Гончарова

Он позволял автору выразить свое осуждение бездельника-обломова и привлечь внимание общественности к необходимости принятия активных мер для изменения своей жизни

Лень и бездействие

Лень Ильи Ильича проявляется в его бездействии и отсутствии жизненных целей. Он проводит свои дни в лежачем положении, окутанный пижамой и одеялами, откладывая все дела на потом. Обломов отрицает необходимость движения, предпочитая пассивный образ жизни без какой-либо активности.

В романе приводятся ряд цитат, подчеркивающих безразличие Обломова к своим обязанностям и пренебрежение к делам и обществу. Одной из таких цитат является фраза: «для Корнея Ивановича лишь беспокойство, но для Обломова… это ответственность, тягчайшая на свете». Таким образом, автор показывает, что лень Обломова стала его главным препятствием в жизни, приведшим к полной апатии и бездействию.

Кроме того, лень обломовщины проявляется и в мелочах повседневной жизни. Он откладывает решение важных вопросов на потом, не заботится о своей внешности и окружении.

Лень и бездействие обломовщины стали символом пассивности российского общества в 19 веке. Автор романа Иван Александрович Гончаров критикует общество за отсутствие деятельности и инициативы, показывая, что лень и бездействие только обостряют проблемы и тормозят прогресс.

Таким образом, лень и бездействие, представленные в романе «Обломов», являются важной темой, которая позволяет глубже понять и оценить характер главного героя и проблемы общества

Обломов и обломовщина – сочинение (10 класс)

В романе Гончарова затронута очень глобальная тема того времени – проблемы русского дворянства на фоне переустройства страны.

Главный герой романа Илья Ильич Обломов является человеком из достаточно старой дворянской семьи. Он получил хорошее образование, воспитание и является далеко не глупым человеком. Но имея такую хорошую основу, он никуда не стремился и не хотел ничего решать. Его лицо всегда выражало чрезмерную усталость, а в глазах была пустота.

Ему было около тридцати лет, а он, благодаря своему ленивому образу жизни, уже имел нездоровый вид. Он мало двигался и редко бывал на свежем воздухе. А для того, чтобы укрепить образ Обломова, Гончаров с мельчайшими подробностями описывает его быт и распорядок дня. Автор посвятил целую главу всего лишь одному его дню. Его не интерес ко всему происходящему хорошо отображается в главе с описанием его личного кабинета.

У дворянина есть верный слуга – Захар. Но он на столько давно живет в тесном обществе Обломова, что и сам стал похож на него. Автор раскрывает это по средствам описания халатов: у одного часто засаленный (Обломова), а у другого дырка под мышкой, через которую всегда виднеется нижняя рубашка. Захар такой же лентяй, как и барин и не плохо спекулирует этим. У него всегда есть оправдание на все не сделанные им дела.

В общем и целом, дом барина является полным его отражением – не ухоженный, давно не мытый, с грязными пятнами на полу и мебели, а так же паутиной на стенах и больших слоях пыли вокруг.

Каким бы ни был ленивым Обломов, все же в нем есть положительные качества такие как: доброта, открытость и честность. Об этом рассказывает его близкий друг Штольц, сравнивая его с хрустальной прозрачной душой.

Жизнь Обломова не череда ярких картинок и быстрых ее смен. Напротив, в ней ровным счетом ничего не происходит. Его совершенно устраивает покой, а стремиться к изменениям ему просто не хватает воли и сил. Даже когда Перед Обломовым вдруг встает проблема, которую нужно решить лишь выбрав правильный путь, он опускает руки и не желает ничего менять.

7 стр., 3115 слов

Урок литературы «Мгновения счастья в жизни юных героев повести …

… которые запоминаются на всю жизнь. А если они происходят в то время, когда тебе трудно, то они радостны вдвойне. Вы прочитали повесть Ч.Айтматова «Ранние журавли». Какое событие в жизни героев было … В эпизоде «Прилёт журавлей» наиболее ярко выражена идея повести Айтматов писал: «Я хотел сказать о тех душевных качествах, которые прекрасны всегда, тем более в страшные времена. Как …

Лишь иногда Илья Ильич грустил о моментах, когда мог бы что-либо сделать и изменить свою жизнь. Он задается вопросами почему он такой. Гончаров ответит на этот вопрос читателю, рассказав о сне Обломова, где показаны истоки становления его характера. Так же в нем рассказывается про явление, которое получило название «обломовщина».

В деревне «Обломовка» все люди жили как во сне, подчиняясь природным явлениям и смене времен года. Никакие страсти и бури не могли нарушить спокойный и размеренный распорядок жизни. Это во многом повлияло на становление жизненных укладов главного героя. Все было преподнесено уже готовым, и любая инициатива Илюши пресекалась под предлогом, что за него это могут сделать слуги. В итоге это привело к тому, что без Захара он даже не в состоянии одеться.

Сравнение обломовщины с другими литературными концепциями

Обломовщина, как литературная концепция, имеет свои особенности и сходства с другими концепциями, представленными в русской литературе.

Сравнение с романом «Бедные люди» Достоевского

Обломовщина и тема бедности, описанная в романе «Бедные люди» Ф.М. Достоевского, оба являются отражением социально-экономической ситуации в России. В обоих случаях главные герои представляют собой типичных антигероев, позволяющих авторам высказать свои социально-философские взгляды.

  • В «Обломове» Илья Ильич обладает комплексом лени и бездельничества, что приводит к его социальному обнищанию. В «Бедных людях» главный герой, Максим Максимыч, также бездельник, но его бедность обусловлена не только его характером, но и общественными обстоятельствами.
  • Оба романа подчеркивают противоречия и неполноценность русского общества, показывая сложность жизни простых людей.

Сравнение с концепцией «Суперфлуминальности» в произведениях Братьев Стругацких

Понятие обломовщины имеет свои сходства с концепцией «Суперфлуминальности» в произведениях Братьев Стругацких, которая описывает житейскую усталость и невозможность изменений. Обе концепции исследуют человеческую психологию и отношение к изменениям в жизни.

  • Основное сходство заключается в представлении человека в качестве жертвы своей собственной пасмурной реальности. Илья Ильич в «Обломове» и герои романов Братьев Стругацких сталкиваются с преградами и проблемами, которые превращают их жизни в бесперспективность и безысходность.
  • Обе концепции подчеркивают безнадежность и отчаяние, вызванные присутствием обстоятельств, с которыми герои не могут справиться.

Сравнение с концепцией «отчуждения» в произведениях Ф.М. Достоевского

Понятие обломовщины также может быть сравнено с концепцией «отчуждения», встречающейся в произведениях Ф.М. Достоевского. Обе концепции показывают героев, чувствующих себя чужими в окружающем мире и неспособных адаптироваться к нему.

  • Главные герои «Обломова» и произведений Ф.М. Достоевского испытывают чувство бессмысленности и отчуждения от общества.
  • Герои обоих концепций ощущают непохожесть своего окружения и несоответствие своим желаниям и потребностям.

В итоге, обломовщина может быть рассмотрена в контексте других литературных концепций, таких как бедность, безысходность, отчуждение. Каждая из этих концепций позволяет лучше понять и проанализировать основные черты и идеи, представленные в романе «Обломов» И.А. Гончарова.

Обломовка и «обломовщина»

Корни появления «обломовщины» в Обломове лежат в детстве героя – Илья Ильич рос в далекой, в буквальном смысле оторванной от реального мира и центра России деревне – Обломовке.

Поместье Обломовых расположилось в живописной, тихой, умиротворяющей местности, где климат радовал своей умеренностью и спокойствием, где не было сильных дождей, ураганов или ветров, бушующего моря или величественных гор, вместо которых раскинулись пологие холмы, даже небо «ближе жмется к земле», «чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод». Все здесь сулило «покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». Даже поры года сменяли друг друга по календарю, не разрушая посевы весенними снегами, – все в Обломовке шло по привычному укладу, не меняясь десятки лет. В таком подобии рая на земле и развивались Обломов и обломовцы, даже природой огражденные от всяких невзгод, переживаний и утрат.

Люди в Обломовке жили от обряда к обряду – от рождения к свадьбе и от свадьбы к похоронам. Умиротворяющая природа усмиряла их нрав, делая тихими, безобидными и равнодушными ко всему: самые страшные злодеяния в деревне были связаны с кражей гороха или моркови, а найдя однажды мертвого человека из соседней деревни, они решили забыть об этом, так как жизнь других общин их не касалась, а значит покойник – не их проблема. Похожая ситуация была и с письмом из соседнего поместья, где был описан рецепт пива, но обломовцы боялись его открыть сразу, опасаясь недобрых вестей, способных нарушить привычное спокойствие деревни. Труд в Обломовке не любили, считая его повинностью и стараясь как можно быстрее сделать дело или вовсе переложить его на плечи другого. В поместье всю работу выполняли дворовые, которые, как видно на примере Захара, также были не самыми ответственными и трудолюбивыми людьми, но при этом оставались преданными слугами своих бар.

Дни обломовцев протекали в спокойствии и безделье, а самым важным событием был выбор блюд к обеду, когда каждый предлагал свои варианты, а затем все советовались, подходя к меню с особой серьезностью: «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. После трапезы все впадали в сонное состояние, иногда вели ленивые бессмысленные разговоры, но чаще вовсе молчали, постепенно засыпая: «это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», которое из года в год наблюдал маленький Илья, постепенно перенимая модель поведения и ценности родителей.

Обломовщина в лице Ильи Ильича Обломова

Если изучать «обломовщину» по одному конкретному человеку, Илье Ильичу Обломову, то можно изучить причины и суть этого явления. Детство главного героя прошло в имении родителей. Мальчик хорошо жил и ни в чем не нуждался. Родственники оберегали мальчугана, как могли. многочисленные няньки помогали ему одеваться, следили, чтобы он хорошо питался. Любой его интерес к чему-либо пресекался – взрослые боялись дурного влияния из вне. Постепенно живой и любознательный мальчик превратился в такого же жителя сонного царства, как и его родители, которые только ели и иногда читали газеты.

И даже встреча с Ольгой Ильинской не помогла вытащить главного героя из омута лени и бездействия. вначале окрыленный любовью герой воодушевился и решил полностью изменить свою жизнь: он начал выходить в свет, общаться умными людьми, строить планы на совместную жизнь с девушкой. Однако его запала хватила ненадолго. все его рассуждения о активной и полной пользы жизни потерпели крах. постепенно он стал избегать свиданий с девушкой, замкнулся в себе и в конце концов провел остаток дней с необразованной вдовой Агафьей Матвеевной Пшеницыной, которая, словно его мама, окружила Обломова заботой и дала спокойно полежать на диване.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Обломовщина» (10 класс). В ней затрагиваются и объясняются суть и причины этого явления, а также дается его определение. В статье кратко рассказывается о статье Добролюбова, в которой он называет истоки обломовщины.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Обломов»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Обломов»

для самых компанейских —

Главные герои «Обломов»

для самых занятых —

Читательский дневник «Обломов»

для самых любопытных —

Анализ «Обломов» Гончаров

для самых крутых —

Читать «Обломов» полностью

Тест по произведению

  1. /19

    Вопрос 1 из 19

Самые популярные материалы декабря для 10 класса:

Раскольников

Характеристика Базарова

Краткое содержание «Певцы»

Образ отца Базарова

Характеристика Кабанихи

Николай Петрович Кирсанов

Сны Раскольникова и их значение

Образ Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов»

Почему «отцы и дети» — вечная тема?

Анализ стихотворения «Умом Россию не понять» Тютчева

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: