Роман м.е. салтыкова-щедрина «история одного города»: иносказание истории на почве двоемыслия

Краткая характеристика

Угрюм-Бурчеев никогда не испытывал чувства, и он даже не видел в них особой надобности. Градоначальник отличался недалекостью, непреклонностью и желанием настоять на своем. Его главная мечта — уничтожить старый город, построить новый, убрать реку.

Свою семью Угрюм-Бурчеев держит в подвале и только по ночам кормит. Но даже тогда он дает совсем немного еды. Его не беспокоят чувства близких людей. Жену и детей градоначальника удалось обнаружить только после его исчезновения. Длительное заточение привело к тому, что они потеряли человеческий облик.

Угрюм-Бурчеев спал на земле и вместо подушки использовал камень. Это символизировало его больной внутренний мир. Градоначальник активно разрушал город, мусор сваливал в реку, но его мечтам не удалось осуществить.

В один прекрасный день он исчез. Перед этим Угрюм-Бурчеев повел строить новый город в другом месте. Что именно помешало строительству, неизвестно, так как градоначальник исчез сам.

История создания

История одного города» и цикл сатирических рассказов «Помпадуры и помпадурши» были написаны одновременно: История одного города» была завершена в 1869 году, а «Сказки Помпадур» публиковались с 1863 по 1973 год. Обе работы имеют одну и ту же идею и изображают царскую администрацию и ее несправедливость и жестокость по отношению к народу. Многие изображения Помпадуров — важных провинциальных чиновников — явно несут в себе черты будущих мэров Глопова.

Автор публиковал свое произведение глава за главой (первая глава была «Орган», а порядок разделов был совершенно иным), но каждая из них была запрещена цензурой, и только бесконечные исправления — уступки властям — спасли книгу от исчезновения в авторском ящике. Главы нашли свое место в журнале «Отечественные записки».

Однако автор не был удовлетворен мягкой версией, одобренной цензорами, и опубликовал роман полностью в 1870 году в той форме, которая не была бы допущена в журнал. Но даже этот вариант был дополнен Салтыковым-Центриным, и только в 1879 году было опубликовано настоящее повествование, которое читатель сейчас держит в руках. Что автор вырезал и добавил с таким рвением? Современники отмечали, что он интенсивно работал над образами руководителей города, чтобы сделать их более яркими и «острыми». Однако это не спасло его от реакционной критики, и всевозможные подхалимы стали обвинять автора в «искажении национальной истории».

Главные персонажи

В сочинении есть наиболее значимые градоначальники города Глупова. Они отличаются более длительным правлением и ярким типажом. Период их власти, как правило, отличался каким-нибудь абсурдным нововведением.

Главных героев можно включить в список следующих градоначальников:

  • Дементий Варламович Брудастый. За короткий период правления опубликовал большое количество правовых документов, распоряжений и указов. Его единственными словами были «Не потерплю!» и «Разорю!». В голове вместо мозга было устройство подобно орга́ну, за что получил прозвище «Органчик». Трудился кропотливо, со своим народом не общался. Удерживал городишко в испуге, интенсивно собирал долги. После смерти Брудастого в городе семь дней творились беспорядки и междоусобица.
  • Семён Константинович Двоекуров. Управлял городом около восьми лет. Иногда бил жителей розгами. В основном занимался медоварением, пивоварением. Двоекуров заставлял свой народ использовать в еду лаврушку и горчичный порошок. Время от времени занимался сбором долгов. Только он из всех персонажей романа скончался от естественной смерти
  • Угрюм Бурчеев. Мерзавец и недоумок с бессовестным взглядом. Разрушив старый город, он решил построить новое поселение с названием «Непреклонск», но уже на другом месте. Дремал на земле. Поражал пустотой каких-либо чувств. Своих домочадцев запер в подполе, в котором они деградировали и стали походить на животных. Бурчеев хотел реорганизовать быт глуповцев: требовал надевать форму, строил воинские поселения, организовывал тренировки и манёвры. Пропал без следа в результате необычного природного явления.
  • Василиск Семёнович Бородавкин. Являлся наиболее неадекватным градоначальником в городе. Он воевал сам со своими же новшествами, за и, в то же время, против прогресса. Старался озеленить город, но неудачно. Уничтожил ряд поселений, пытаясь возвратить долги. Сам того не ожидая, выстроил в Глупове острог. Хотел спалить весь город, но неожиданно погиб.
  • Эраст Андреевич Грустилов. Всё своё правление страдал меланхолией. Был неравнодушен к женщинам и деньгам. При нём Глупов погрузился в страшное распутство и политеизм. Придумал немного произведений идиллического характера. Погиб от депрессии.
  • Иван Матвеевич Великанов. Убил в водоёме директора экономии. Придумал повинность по три копейки с души. Сильно избивал капитанов-исправников. Был пойман в интимных отношениях с Авдотьей Лопухиной. Правление закончилось тем, что его посадили в острог.
  • Феофилакт Иринархович Беневоленский. Статский советник, коллега Сперанского по семинарии. Во время его деятельности народ жил счастливо и очень сильно отъелся. Больше всего любил сочинять законопроекты. Был роман с купчихою Распоповою, у которой по выходным брал пироги с начинкой. В качестве досуга обожал придумывать для местных священнослужителей проповеди и переводить латинские произведения. Снова стал настаивать на введении в рацион горчичной приправы, лаврушки и прованского масла. Впервые наложил налог на откуп, за который и зарабатывал стабильно по три тысячи рублей в год. Был изгнан за секретные контакты с Бонапартом.
  • Пётр Петрович Фердыщенко. Был бригадиром, а до этого простым солдатом. Он шесть лет управлял городом спокойно и мирно, вечером любил играть с жителями в засаленном сюртуке. Он был глупым и страдал косноязычием. Недалёкий, развратный, беспечный правитель — это всё про него. Но потом как будто сбрендил. Надел военную форму, начал приказывать соблюдать порядок в городе, много работать, превратился в редкого скрягу. Поводом для этого были неразделённые чувства к женщине, состоящей в браке. В период его жизни город голодал и горел. Совершив глупую поездку по окрестностям своего города, скончался от объедания.
  • Иван Пантелеич Прыщ. Этот градоначальник раньше был военным. Он намеревался отдохнуть на своей новой должности, поэтому дал населению города абсолютную независимость и не вмешивался в дела. При нём народ увеличил своё благосостояние в 4 раза. Умер от покушения городского предводителя дворянства.

Онуфрий Иванович Негодяев

Происхождение градоначальника Негодяева — простое, крестьянское; в юности он был слугой, занимавшемся топкой печей. Основная черта его характера — суровость и жестокость

Для него было крайне важно узнать, насколько закалены глуповцы в жизненных трудностях, потому он им эти трудности регулярно подкидывал. К числу его деяний на посту управленца относятся следующие пункты:

  • Главное заведение города — тюрьма.
  • Негодяев разрушил построенные до него улицы и мостовые, а из оставшегося после демонтажа материала построил памятники и монументы.
  • Довёл граждан до нищего и скотского существования — при нём горожане обросли шерстью и «сосали лапу».

Также он прославился тем, что отбирал пищу у нищих и отдавал её на съедение собакам — «горожане должны быть готовы ко всяким испытаниям». Как и многие другие градоначальники, Онуфрий Иванович был больше теоретиком, чем практиком, его любимым занятием была административная деятельность.

Образ 3

Наиболее яркие градоначальники города Глупова

Дементий Варламович Брудастый Одна из легендарнейших личностей среди правителей Глупова. За короткий срок правления издал огромное количество документов, постановлений и законов. Мог произносить только две фразы: “не потерплю” и “разорю”. В народе именовался “органчиком”, так как вместо в его голове был механизм, который воспроизводил только эти слова. Его голова сломалась, а после ремонта, самого Брудастого и ещё одного самозванца убрали из города, не разобравшись, кто есть кто.
Двоекуров Семён Константинович Правил около 8 лет. Время от времени сёк жителей розгами. Занимался мёдоварением, пивоварением. Заставил глуповцев употреблять в пищу специи, такие, как лавровый лист, горчицу. Иногда занимался взиманием долгов. Единственный из всех градоначальников, который умер естественной смертью.
Фердыщенко Правил городом 6 лет ровно и спокойно, по вечерам играя с жителями во дворе в засаленном сюртуке. В последний год правления “сошёл с ума”: одел вицмундир, стал требовать порядка в городе, занялся работой, стал особенно жаден. Причиной этому была любовь к замужней женщине. Умер от переедания во время путешествия по окрестностям своих владений.
Угрюм Бурчеев Пытался переустроить жизнь глуповцев: заставлял носить униформу, строил военные селения, устраивал тренировки и манёвры. Удивляет отсутствием любых эмоций, привязанностей. Спал на сырой земле, кладя голову на камень. Свою семью держал в подземелье, они одичали, превратились в животных.
Василиск Семёнович Бородавкин Более чем неадекватный персонаж: боролся сам со своими же нововведениями. провёл войны за просвещение и против. пытался заниматься озеленением города, но безуспешно. Спалил несколько деревень, пытаясь вернуть недоимки. Неожиданно для самого себя построил в Глупове тюрьму.
Иван Пантелеич Прыщ Этот градоначальник был бывшим военным, планировал отдохнуть на новой должности. За время его правления глуповцы расслабились, отдохнули и заметно разбогатели. Последнее возмутило самих же жителей города. Оказалось, что Прыщ имел фаршированную голову, которую в итоге съели.
Эраст Андреевич Грустилов Очень печальный персонаж, на протяжение своего правления страдал меланхолией. Любил деньги и женщин. В годы его правления город опустился морально и нравственно, повсюду царил разврат. Причина смерти – меланхолия.
Никодим Осипович Иванов Известно, что этот человек был маленького роста и работал в эпоху огромного количества законов и уставов. Его мозги “усохли” от работы, он умер от невозможности осилить очередной закон.

В статье собраны наиболее яркие персонажи, которые представлены в “Таблице образов градоначальников” в “Истории одного города”.

Эраст Андреевич Грустилов

Меланхоличный и апатичный Грустилов только на первый взгляд кажется лишённым отрицательных качеств — под чувствительностью, нежностью и показным сочувствием сокрыты множество отвратительных пороков человеческой природы. Среди них — подлость, лицемерие, жадность, развратность, лень и отсутствие всяческих принципов в жизни.

За время правления Грустилова горожане городка впали в разврат и праздное времяпрепровождение (ежедневные балы, Масленицы по семь раз в неделю и пр.). Эраст Андреевич краснеет в присутствии женщин, но то не от скромности, а от сластолюбия. Грустилов часто заливался слезами от вида голодающих детей на улице или солдат, вынужденных есть сухой хлеб, однако в то же время он обкрадывал этих солдат и детей, не гнушаясь забирать у людей последние крохи.

Эраст Андреевич, по собственному заверению, всё время ждал от жизни каких-то чудес и «восхищений»; это очередной градоначальник, который свою должность воспринимал не как управление сложнейшим механизмом общества, а как доступ к лёгким деньгам и развлечениям.

Внешность градоначальника

Внешность Угрюм Бурчеева не отличалась изяществом: “мужчина среднего роста, с каким-то деревянным лицом, очевидно никогда не освещавшимся улыбкой. Густые, остриженные под гребенку и как смоль черные волосы покрывают конический череп и плотно, как ермолка, обрамляют узкий и покатый лоб. Глаза серые, впавшие, осененные несколько припухшими веками; взгляд чистый, без колебаний; нос сухой, спускающийся от лба почти в прямом направлении книзу; губы тонкие, бледные, опушенные подстриженною щетиной усов; челюсти развитые, но без выдающегося выражения плотоядности”. Выражение лица всегда одинаковое, в нём читается готовность раскусить пополам всё, что станет на пути к цели градоначальника.

Бурчеев обладал “сухощавой фигурой”, узкими плечами, внешность и черты его говорили о том, что природа не одарила этого человека богатырскими данными. Видимо, по этой причине он пытался компенсировать свои грандиозные планы чужими руками, за счёт судеб и жизней других людей, организовывая и строя повсеместно военные поселения.

История создания произведения

Роман «История одного города» носит остросоциальный характер. Михаил Салтыков-Щедрин долго обдумывал его, более 10 лет, и издал в 1868 г. в «Отечественных записках».

Произведение вызвало оживленную полемику, так как многим современникам автора показалось, что он порочит российскую историю, поливает грязью многотерпеливый русский народ: ведь история Глупова – это по сути история России, с вольными изменениями и дополнениями, сдобренная острейшей сатирой, гротеском и вкраплениями фантастики.

В большинстве героев явственно проглядываются черты государей и высших официальных лиц дореволюционной России. Роман оригинальный, резкий, нелегкий в восприятии и подталкивает читателя к размышлениям.

Салтыков-Щедрин, Анализ произведения История одного города, План

Салтыков-Щедрин — это русский писатель, который написал много интересных произведений. Одной из известных его работ является История одного города. По ней и сделаем анализ произведения сегодня.

Салтыков Щедрин История одного города

Салтыков-Щедрин свою работу История одного города называет летописью небольшого города Глупов, которую он нашел и решил воспроизвести в своем произведении. Таким образом автор хочет создать иллюзию достоверности, стилизовав произведение под историческую хронику, где рассмотрен период с 1731 года по 1825 год.

В сочинении по произведению Салтыкова-Щедрина хочется отметить не просто историю какого-то придуманного писателем города под названием Глупов. Писатель, описывая историю Глупова, его градоначальников и жителей глуповцев иносказательно описывает часть истории России. Внимательный читатель обязательно проведет параллель и увидит в создании и формировании города Глупов, в смене его градоначальников, историю формирования Руси с ее правителями.

Сразу мы видим, как жители головотяпы, которые устали от постоянной вражды, решили найти властного человека. Он должен был все привести в порядок. Так был найден глупый князь, который создает новый город Глупов. Описывая ситуации, возникающие в городе во время правления князя, что отправляет править наместников вместо себя, писатель показывает период феодальной раздробленности.

Далее будет описание жизни города при разных его градоначальниках, где первым был Брудастый, в голове которого был органчик. Скорее всего автор данным образом показывает нам правление Русью Иваном Грозным.

После смерти Брудастого воцарилась анархия, далее городом пытаются управлять простые градоначальницы, которых было около шести человек. И здесь мы видим параллель, изображающую эпоху дворцовых переворотов.

После городом приходит править Двоекуров, который занялся пивоварением, медоварением, стал возделывать земли, словом, проводить реформы.

После смерти Доекурова приходит Фердыщенко, который сначала вроде как стал проводить правильную политику, город стал процветать, а далее безумные реформы, увлечение женщинами стали приводить к тому, что в городе воцарился голод.

С каждым последующим градоначальником ситуация только ухудшалась. Это были и борющийся за просвещение Бородавкин, и Негодяев, при котором население дичает, а город разоряется. Это были и Боневлевский, который не имея на то права, любил создавать законы, Прыщ — любитель балов и веселья. Ошибки властей приводят к ужасным последствиям, которые и описывает Салтыков-Щедрин в произведении за 8 класс под названием История одного города.

Замыкает список градоначальников Угрюм Бурчеев с деревянным лицом, идиот, который разрушил город, создав новый. Людям не нравился правитель и они готовили бунт, вот только смерч все решил за них. Он стер с лица земли любое напоминание о некогда существовавшем городе Глупов. Сам же градоначальник также бесследно исчез.

Читая произведение, многие его назовут сказкой, но по жанру История города намного сложнее. Это сатирический роман, где автор использует разные приемы, в том числе гротеск, иронию, юмор и сатирическую фантастику.

История создания

Если говорить об истории создания работы Салтыкова-Щедрина, то замысел формировался и возникал постепенно. Так сначала в 1867 году вышел рассказ о губернаторе с фаршированной головой. Позже он станет частью знаменитого произведения, о котором мы и пишем.

Работу над романом писатель начинает в 1868 году и пишет его до 1869 года. И только в 1870 году произведение увидело свет. Однако над ним продолжались доработки и вносились корректировки. Было первое, второе, а после и третье издание, которое выходит в 1883 году. Именно последнее издание дошло и до нас и именно его мы изучаем на уроке, знакомясь с писателем и его работой.

Герои произведения

Героями произведения История одного города являются 22 градоначальника, которые правили в городке Глупов. Все эти правители хоть и были разными людьми, но это были злобные куклы, которые только и хотели что уничтожить все мыслящее. Даже их фамилии говорят нам об их паразитизме, враждебности. Все они: Брудастый, Прыщ, Негодяев, Бородавкин и другие являются олицетворением произвола, самодержавия и жестокости.

План

1. История города Глупова и его жителей
2. Особенности градоначальников
3. Жизнь Глуповцев при Брудастом
4. Анархия в городе, женщины у власти
5. Двоекуров и его правление
6. Фердыщенко и голод в городе
7. Бородавкин и золотой век в Глупове
8. Войны за просвещение и его очередные градоначальники
9. Угшрюм-Бурчеев и конец существования Глупова
10. Оправдательные документы

Главные герои и их характеристика

  • Двоекуров – один из «передовых» градоначальников, который ввел такие нововведения, как обязательное употребление в Глупове лаврового листа и горчицы. Кроме того, он пытался учредить академию.
  • Угрюм-Бурчеев – последний градоначальник, человек, полностью лишенный эмоций и чувств, обрисован как «серый» человек, «с деревянным лицом», «губы тонкие… с букетом готовности раздробить или перекусить пополам». Обозначается летописцем словом «идиот». Умел только заставлять подчиненных «копать от забора до обеда» и все разрушать бесцельно.
  • Брудастый – молчаливый и угрюмый, знавший только два слова: «Не потерплю!» и «Разорю!», в прямом смысле не имевший мозгов – вместо них в голову его был вмонтирован органчик, наигрывавший лишь два этих мотива.
  • Прыщ – очень «простой», внешне даже довольно лояльный, однако впоследствии оказалось, что голова его также не имела мозгов, а была начинена фаршем и в итоге оказалась съеденной городским предводителем.
  • Летописец-архивариус – человек, который много лет скрупулезно записывал все происходившие в Глупове события и время от времени давал им субъективную характеристику.
  • Издатель – человек, нашедший рукопись и собравший воедино разрозненные куски, от его лица ведется повествование.
  • Аленка – местная глуповская красавица, с русой косой до пят, с румяными щеками, оторванная от мужа градоначальником Фердыщенко и соблазненная им.
  • Бородавкин – «застегнутый на все пуговицы», «задумчиво кусающий ус свой», невысокого роста, полный энергии чиновник средних лет, пытался заниматься сочинительством, немного улучшил жизнь глуповцев, даже был у него проект академии, с него начался для глуповцев недолгий «золотой век».
  • Фердыщенко – престарелый бывший денщик князя Потемкина, согбенный вследствие возраста, но при этом сластолюбивый (постоянно соблазняет женщин, из-за него погибла красавица Аленка). Двуличный и лукавый.

Проблематика

Разумеется, автор затрагивает вопросы, касающиеся управления государством. Основная проблема в романе — это несовершенство власти и ее политических приемов. В Глупове правители, они же градоначальники, сменяются один за другим. Но при этом они не привносят чего-то нового в жизнь народа и в устройство города. В их обязанности входит забота лишь о своем благополучии, интересы жителей уезда градоначальников не волнуют.
Кадровый вопрос. На должность управленца некого назначить: все кандидаты порочны и не приспособлены к бескорыстной службе во имя идеи, а не ради наживы. Ответственность и стремление устранить насущные проблемы им и вовсе чужды. Это происходит оттого, что общество изначально несправедливо разделено на касты, и никто из простых людей не может занять важный пост. Правящая элита, ощущая отсутствие конкуренции, живет в праздности ума и тела и не работает на совесть, а просто выжимает из чина все, что тот может дать.
Незнание. Политики не понимают проблем простых смертных, и даже если хотят помочь, не могут сделать это правильно. Во власти нет людей из народа, между сословиями глухая стена, поэтому даже самые гуманные чиновники бессильны. «История одного города» — лишь отражение реальных проблем Российской Империи, где были талантливые правители, но им не удалось в силу оторванности от подданных благоустроить их жизнь.
Неравенство. Народ беззащитен перед произволом управленцев. Например, мужа Алены городоначальник без вины отправляет в ссылку, злоупотребляя своим положением. А женщина сдается, так как даже не рассчитывает на правосудие.
Ответственность. За свои разрушительные деяния чиновники не наказываются, и их приемники чувствуют себя в безопасности: что бы ты ни сделал, ничего серьезного за это не будет. Всего лишь снимут с должности, и то в крайнем случае.
Чинопочитание. Народ является великой силой, не в ней нет толку, если он согласен во всем слепо подчиняться начальству. Свои права он не отстаивает, своих людей не защищает, по сути, превращается в инертную массу и по своей же воле лишает себя и своих детей счастливого и справедливого будущего.
Фанатизм

В романе автор заостряет внимание на теме чрезмерного религиозного рвения, которое не просвещает, а ослепляет людей, обрекая их на празднословие.
Казнокрадство. Все наместники князя оказались ворами, то есть система прогнила настолько, что позволяет своим элементам безнаказанно проворачивать любые махинации.

Анализ романа «История одного города» Салтыкова-Щедрина

В «Истории одного города» Салтыков-Центрин резко обличает пороки российского общества и критикует как народ, так и систему управления. Однако он подчеркнул, что на властях лежит большая ответственность, поскольку именно они должны создавать условия для того, чтобы люди жили лучше.

Краткий и полный анализ романа поможет студентам вникнуть в замысел автора и его художественные приемы.

Год написания — 1869, годы публикации — 1869-1870. История создания — Автор несколько раз возвращался к написанию романа о жизни людей в тисках абсолютизма. Жанр хроники позволил замаскировать критику власть имущих того времени с помощью исторического контекста. Жанр — сатирический/вымышленный роман. Направление — реализм с чертами фантастики. Основная идея: чтобы изменить существующую социально-экономическую систему, необходимо трезво взглянуть на проблемы России — от авторитарных правителей до «глупого» народа. Тема — Критика авторитарной системы и эксплуатации народа властями. Структура — Роман состоит из 15 глав; первая и последняя написаны человеком, нашедшим «Глуповскую летопись». Остальные 13 глав написаны четырьмя архивистами.

п.1. Тематика и проблематика

Тема 1: Отношения между властью и населением.

Тема: Произвол самодержавия возможен потому, что люди не знают своих прав, потому что их держат в состоянии безграмотности и невежества.

Тема 2: Функции и задачи истории.

Тема: Часто история не отображает реальные события и явления, а пишется так, чтобы избежать неприятных сторон жизни российского общества.

Тема: Терпение и покорность русского народа.

Тема: Терпение и беспрекословное повиновение русского народа властям связывало руки правителям городов и царям. Автор подчеркивает, что восхищаться этими качествами неразумно, так как они мешают людям освободиться от крепостного права, даже если крепостного права больше не существует.

Проблема 4: Кадровые проблемы в правительстве, отсутствие достойных лидеров.

Проблема: на руководящие должности назначались не лучшие люди, которые хотели и могли служить стране, а почти случайные люди, которых интересовало только личное обогащение.

п.2. Идея и пафос

В своем романе Салтыков-Щедрин называет город «Глуповым», а жителей — «глуповцами». Вместо того чтобы высмеивать русских, он указывает на то, что народ сам себя унизил, поставив себя в подчиненную, подвластную роль. Автор видел, что неразумно отдавать всю ответственность властям, в то время как власть сосредоточена в народе. Людям, управлявшим городом, порой не хватало лидерских качеств, морали и понимания экономических и социальных процессов. Так или иначе, критика автора затронула обе стороны — и народ, и толерантные власти.

Не все мэры из этого списка сохранились в хронике. Здесь представлены самые важные герои истории города. Когда два одинаковых мэра предстали перед всеми людьми, они поняли, что это самозванцы. Семен Константинович Двойкуров, при котором были вымощены две улицы и введены масло, горчица и лавровые листья. Академия не была построена вовремя. Петр Фердыщенко был бригадным генералом, большим любителем женского пола. Засуха, неурожаи, голод и пожары обрушились на город из-за его любовных похождений. Василиск Семенович Бородавкин — человек, который вел множество кампаний за Просвещение, а затем против него. Он боролся против собственного народа за посадку горчицы, персидской ромашки, фундаментов и создание Академии. Ксавери Микаладзе был правителем города, который поражал всех своей вежливостью и прекрасными манерами. Под его руководством люди жили лучше, чем раньше. Теофилакт Иринархович Беневоленский ночью разбросал по городу бумаги с законами, так как ему было запрещено их передавать. Его уличили в связи с Наполеоном и наказали за это. Иван Пантелеич Прыщ — начальник с набитой головой. При нем жителям Глопово жилось лучше всего, потому что он не вмешивался и никого не наказывал. Эраст Андреевич Грустилов — аллюзия на героя повести Карамзина «Бедная Лиза». Сентиментальный, чувствительный негодяй, при котором горожане перестали работать, забыли о духовности и стали поклоняться материализму. Позже он раскаялся и впал в сектантство. Гюм-Бурчеев — прототип тоталитарного социалистического лидера. Он пытался перевести жителей города на режим военной тюрьмы, разрушил город и попытался отвести реку.

Характеристика

В своем романе М.Е.Салтыков-Щедрин обрисовал большое количество персонажей. Они хоть и странные, но многие занимали управляющие должности.

Одним из центральных героев является Угрюм-Бурчеев, прототипом которого называют Алексея Андреевича Аракчеева (фаворита Александра Первого). Их объединяет множество качеств: разработка боевых действий, преобразования и мания величия. Также похожи их фамилии.

Наружность героя не была симпатичной. Он почти не улыбался, тонкие и бледные, неширок в плечах. По всей видимости свою неполноценность хотел возместить занимаемым высоким положением. Он мог сгнести целый город или освободиться от реки в угоду себе. Причем любой, даже нелепый приказ должен выполняться безоговорочно. Город свой он почти уничтожает, но все же не властен над силами природы. Он бросает свою идею и возводит Непреклонск. Жители хоть и подчиняются, но уже втайне готовят заговор. Хотя и здесь силы природы решают все, и Бурчеев во время стихии просто исчезает.

Его сумбурное и где-то жестокое поведение переходило в идиотизм. Образ Угрюм-Бурчеева искусно проработан и хоть черты его не лишены фантастичности, мы представляем реального человека. У него каменное лицо, он пустой, не отзывчивый, злой. Тип градоначальника раскрывается в большом властолюбии, отрыве от реальности и искаженном внутреннем мире.

Спать он мог на голой земле с камнем вместо подушки. Держал своих родных в подземелье и не известно когда кормил.

Прошло время и обитатели города относятся к нему не как к грозному градоначальнику, а видя перед собой простого кретина.

На примере своего героя Салтыков-Щедрин описывает людей, которые ставят в центр только себя. Они не способные на переживания и компромиссы, принимают странные решения только утешая свое самолюбие. Это пример плохого начальника. Каждый управляющий должен думать и отвечать за других людей. Нести ответственность за свои деяния и поступки. Быть вместе с обществом низших чинов, а не восседать на мнимом троне.

Почему же город называется Глупов? Здесь два слоя общества: управляющие самодуры и покорные жители. Автор против обоих. Также глупо насилием и грубостью создать здоровое государство, как и глупо молчать и терпеть стяжательство вышестоящих.

В романе писатель вскрывает эгоизм и самодурство правителей и госслужащих того времени, которые хоть строги и жестоки, но не способны видеть дальше своего носа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: