Образы градоначальников в “истории одного города” м. е. салтыкова-щедрина

Кратко «история одного города» м. е. салтыков-щедрин

Характеристика Градоначальников города Глупов

Роман «История одного города», созданный Михаилом Салтыковым-Щедриным в конце девятнадцатого века, является по-настоящему сатирическим произведением, в котором обличаются пороки власти, которая в то время была абсолютной. Именно поэтому основной темой, которая затрагивается в произведении, является тема простого народа и самовластного правительства, их взаимоотношений и взаимодействия.

В каждой главе романа «История одного города» Салтыков-Щедрин показывает своим читателям, как живут люди во времена правительства абсолютной власти, как именно эта власть в лице градоначальников распоряжается своими правами и насколько хорошо выполняет свои обязанности. Знаменитая опись градоначальников, приведённая в книге, указывает, что всего за историю города Глупова их было двадцать два. Нетрудно заметить, что все они были несколько странноватыми. К примеру, первый градоначальник Глупова, Дементий Брудастый, назначен на свою должность был в суете, от чего никто и не заметил, что в голове этого любопытного человека находится самый настоящий маленький «органчик», а последний правитель города, Угрюм-Бурчеев, человек не самых высоких умственных способностей, и вовсе разрушил весь город, чтобы построить на его месте новый, правда, толком непонятно, зачем и для чего это было ему нужно.

В своём романе «История одного города» Салтыков-Щедрин использует говорящие фамилии для того, чтобы лучше подчеркнуть характерные особенности каждого из градоначальников. К примеру, Эраст Грустимов, один из самых трепетных и нежных правителей Глупова, скончался от меланхолии, однако до того успел оставить после себя несколько романов и повысить дань с выкупа до пяти тысяч рублей в год, а Онуфрий Негодяев попросту разрушил все дороги, а из полученного камня выстроил монументы. Стоит заметить, что все двадцать два градоначальника были именно такими – странными, гротескными, однако очень хорошо отражающими основные негативные черты, которыми грешна практически каждая власть – это и жадность, и желание навариться на подчинённых, и недальновидность, и непрактичность, и банальная глупость. Ведь, если задуматься, основная разница между жителями города и представителями власти заключается лишь в том, что вторые оказались в нужное время в нужном месте, а первые просто продолжали жить так, как они жили раньше, без особых взлётов и падений.

Невозможно не заметить факт того, что произведение «История одного города» наполнено многими абсолютно фантастическими и неправдоподобным моментами, однако можно догадаться, что за этим гротеском скрывается истина – та, какой её видит Михаил Салтыков-Щедрин. Обличая градоначальников в их невежестве и их грехах, писатель не стесняется обращаться к средствам художественной выразительности, ведь с их помощью роман становится куда более наглядным и понятным для восприятия читателей – нетрудно себе представить фантастический образ градоначальника с фаршированной головой или же правителя с органчиком вместо головы. В этой доступности для понимания каждому человеку и заключается сила данного произведения.

Я полагаю, что роман Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города» очень чётко отражает действительность, всё то, что происходило во времена правления абсолютной власти. До конца непонятно, чем руководствовались предыдущие правители, подыскивая себе достойную, как им казалось, замену, а также то, почему царил такой беспредел и такое своеволие, однако одно очевидно – годы идут, поколения сменяются, а во многом данное произведение остаётся актуальным и понятным и в наши дни. Человеческим фактором сложно пренебречь, поэтому все мы люди со своими грехами, желаниями найти собственную выгоду и устроить свою жизнь получше

Просто важно не забывать то, что в первую очередь нужно оставаться человеком с большой буквы – уважать чужой труд, извлекать уроки из истории, анализировать и подходить к жизни рационально и рассудительно, тогда и жизнь будет радовать в ответ, а не приносить неожиданные разочарования и огорчения, которые, на самом-то деле, можно было и предвидеть, если внимательно относиться к жизни

10 класс

2 вариант

“История одного города” — знаменитый сатирический роман русского писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина. В центре повествования находится вымышленный город Глупов, в котором живет глупый “начальниколюбивый” народ. Основными действующими лицами романа являются градоначальники.

Девятым градоначальников Глупова был штатский советник и кавалер Семен Константиныч Двоекуров. По замечанию летописца, времена правления Двоекурова стали лучшими в истории Глупова. Можно ли верить словам историка? Не стоит забывать, что он был глуповцем, а значит его выводы, вполне вероятно, были неосновательными.

Подробного описания градоначальствования Двоекурова в летописи не сохранилось. Предположительно, приемники передового градоначальника уничтожили его биография намеренно, с желанием скрыть свидетельство слишком явного либерализма с его стороны. О внешности Двоекурова известно только то, что он был крепкого телосложения и имел рост около 3 аршин (больше 2 метров). Двоекров вошел в историю Глупова как градоначальник-новатор. Он вымостил две улицы, завел в городе пивоварение и медоварение. Покровительствовал наукам, хотел построить академию. Двоекуров навел порядок и в казначействе, собрав все недоимки.

Деяьтельность Семена Константиныча не была бесплодной, в отличии от деятельности многих градоначальников Глупова. Герой отличался настойчивостью и основательность. Он вводит в употребление лавровый лист и горчицу. В период всего его градоначальствования глуповцы не садились за стол без горькой приправы. Горожане начали выращивать горчицу на полях. Они не только употребляли ее в пищу, но и продавали в отдаленных местах державы за драгоценные металлы и меха.

Еще одним новаторством Двоекурова стало сечение “с рассмотрением”. Теперь наказание горожан не было безосновательно. Воздействуя разумно и беспрерывно, он добился блестящих результатов. За нежелание употреблять и выращивать горчицу многих глуповцев градоначальник сослал в Сибирь. Таким образом, в управлении Двоекурова прослеживается несоразмерность между виной и наказанием. В 1770 году Семен Констатнтиныч умирает. Последователи не поддержали преобразование Двоекурова, также как и народ. Глуповцы перепахали поля и засеяли их горохом и капустой.

Градоначальстввание Двоекурова ознаменовано рядом успешных нововведений, благоприятно сказалась на городе и торговля с другими губерниями. Однако, как и у всех градоначальников Глупова, управление Двоекурова проникнуто самодурством и тиранией.

История одного города: краткое описание

«История одного города» – это произведение классика русской литературы Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, написанное в 1868–1970 гг. в жанре романа. Идею своего творения писатель вынашивал несколько лет. Еще в 1967 году он представил знакомым «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой», являющийся синтезом сказки и фантастики. Позже на основе произведения создана глава романа «История одного города» под названием «Органчик».

Изначально роман носил название «Глуповский Летописец», и только потом Салтыков-Щедрин переименовал его в «Историю одного города».

По мере написания глав романа они выходили в журнале «Отечественные записки». Писатель публиковался под псевдонимом Н. Щедрин. Исходная последовательность частей произведения отличалась от конечного варианта и выглядела следующим образом:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  1. «От издателя»;
  2. «Обращение к читателю…»;
  3. «Опись градоначальникам…»;
  4. «Органчик»;
  5. «Сказание о шести градоначальницах»;
  6. «Оправдательные документы к Летописцу. Мысли о градоначальническом единомыслии, а также о градоначальническом единовластии и о прочем»;
  7. «Голодный город»;
  8. «Соломенный город»;
  9. «Фантастический путешественник»;
  10. «Войны за просвещение»;
  11. «Эпоха увольнения от войн»;
  12. «О благовидной всех градоначальников наружности»;
  13. «Устав о свойственном градоправителю добросердечии»;
  14. «Поклонение мамоне и покаяние»;
  15. «Подтверждение покаяния. Заключение»;
  16. «Приложение. О корени происхождения глуповцев».

В 1870 году роман впервые вышел отдельной книгой без цензурных правок, которые были в журнальном варианте. Это сделало произведение более выразительным в описании взаимоотношений городских властей с народом. Более яркими стали образы градоначальников.

Именно в книжном издании вышел окончательный порядок глав «Истории одного города»:

  1. «От издателя»;
  2. «Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца»;
  3. «О корени происхождения глуповцев»;
  4. «Опись градоначальникам»;
  5. «Органчик»;
  6. «Сказание о шести градоначальницах»;
  7. «Известие о Двоекурове»;
  8. «Голодный город»;
  9. «Соломенный город»;
  10. «Фантастический путешественник»;
  11. «Войны за просвещение»;
  12. «Эпоха увольнения от войн»;
  13. «Поклонение мамоне и покаяние»;
  14. «Подтверждение покаяния. Заключение»; 
  15. «Оправдательные документы» (три «сочинения» Бородавкина, Микаладзе и Беневоленского).

В 1879 и 1883 годах «История одного города» переиздается с корректировками автора. Сегодня произведение печатают с изменениями, внесенными Салтыковым-Щедриным в переиздание 1883 года.

4 вариант

В произведении «Судьба человека», созданном Шолоховым, читатель сталкивается с историей о человеке, чей образ представлен собирательным и несет в себе глубинный смысл того, что в нем закреплен вид типичного представителя жителя России в то время. Повествование происходит о человеке, который жил привычной для себя жизнью, и был счастлив в своей семье. Однако, оно нарушается тем, что начинается ужасная война, которая не позволяет герою оставаться на своей земле. Совсем недавно Андрея все устраивало, и казалось, что он проживет своей жизнью до конца дней, однако испытания, которые легли на его плечи, стали невероятно тяжелым для него бременем, преодолеть которое он был обязан как по долгу Родине, так и для собственного выживания. Причем, давая такое название данному рассказу, автор не имел ввиду конкретного героя, который должен был бороться с доставшейся долей. Шолохов подразумевал целый народ, представители которого сталкивались с ужасами военного времени.

Основные сложности военного времени были показаны гениальным автором не только в том, чтобы убивать врагов на поле боя и не видеть близких и родных людей. Он показал, как может существовать человек, попавший в плен к фашистам, как он борется за продолжение своего существования, превозмогая все трудности и издевательства врага над ним. История оказывается довольно трагичной, так как когда он возвращается в родные места после войны победителем, обнаруживает, что семьи и крова у него больше не осталось. В одной из фашистских бомбардировок, его семья и дом были уничтожены, а на месте пристанища образовалась целая впадина от бомбы.

Однако после даже таких невероятно тяжелых и почти невозможных для человека тягот жизни, Андрей возвращается к жизни, приняв решение усыновить мальчика по имени Ваня, которого любит всем сердцем, заботится и опекает его. Шолохов показывает сильного и смелого человека, который, хотя и испытывает невероятные трудности в своей жизни, которые заставляют его полностью пересмотреть отношение к жизни, продолжает бороться за свое счастье и счастье близких ему людей. При этом он не становится черствым и злым человеком, он не разочаровывается в людях, по-прежнему способен им доверять, радуется мелочам жизни и старается воспитать достойного человека, в котором видит смысл своей новой жизни. Произведение получилось ярким, реалистичным, наполненным философским смыслом и очень откровенным.

«Органчик»

«Органчик» — центральная и самая известная глава книги. Так прозван градоначальник Брудастый, обобщающий самые зловещие черты деспотизма. Слово «брудастый» относится с давних пор исключительно к собакам: брудастый — имеющий бороду и усы на морде и обычно особенно злобный (чаще о борзом кобеле). Органчиком же назван он потому, что в голове у него был обнаружен музыкальный инструмент, механизм, производящий всего одну фразу: «Не потерплю!» Глуповцы называют Брудастого ещё и прохвостом, но слову этому, уверяет Щедрин, никакого определённого значения не придают

Значит, таковое у слова есть — так писатель обращает ваше внимание на это слово и просит разобраться. Разберёмся.

Слово «прохвост» появилось в русском языке при Петре I от «профост» — полковой экзекутор (палач) в немецкой армии, в русской же употреблялось до 60-х годов XIX века в том же значении, после — смотритель военных тюрем. «Лондонскими агитаторами» в публицистике 60-х годов XIX века называли А. И. Герцена и Н.П. Огарёва — русских революционных публицистов, издававших в Лондоне газету «Колокол». Карл Простодушный — подобный Органчику персонаж средневековой истории — реально существовавший французский король, низложенный вследствие своих неудачных войн. Фармазоны — франкмасоны, масоны, члены общества «вольных каменщиков», весьма влиятельного в Европе начиная со Средних веков.

2 вариант

“История одного города” — знаменитый сатирический роман русского писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина. В центре повествования находится вымышленный город Глупов, в котором живет глупый “начальниколюбивый” народ. Основными действующими лицами романа являются градоначальники.

Девятым градоначальников Глупова был штатский советник и кавалер Семен Константиныч Двоекуров. По замечанию летописца, времена правления Двоекурова стали лучшими в истории Глупова. Можно ли верить словам историка? Не стоит забывать, что он был глуповцем, а значит его выводы, вполне вероятно, были неосновательными.

Подробного описания градоначальствования Двоекурова в летописи не сохранилось. Предположительно, приемники передового градоначальника уничтожили его биография намеренно, с желанием скрыть свидетельство слишком явного либерализма с его стороны. О внешности Двоекурова известно только то, что он был крепкого телосложения и имел рост около 3 аршин (больше 2 метров). Двоекров вошел в историю Глупова как градоначальник-новатор. Он вымостил две улицы, завел в городе пивоварение и медоварение. Покровительствовал наукам, хотел построить академию. Двоекуров навел порядок и в казначействе, собрав все недоимки.

Деяьтельность Семена Константиныча не была бесплодной, в отличии от деятельности многих градоначальников Глупова. Герой отличался настойчивостью и основательность. Он вводит в употребление лавровый лист и горчицу. В период всего его градоначальствования глуповцы не садились за стол без горькой приправы. Горожане начали выращивать горчицу на полях. Они не только употребляли ее в пищу, но и продавали в отдаленных местах державы за драгоценные металлы и меха.

Еще одним новаторством Двоекурова стало сечение “с рассмотрением”. Теперь наказание горожан не было безосновательно. Воздействуя разумно и беспрерывно, он добился блестящих результатов. За нежелание употреблять и выращивать горчицу многих глуповцев градоначальник сослал в Сибирь. Таким образом, в управлении Двоекурова прослеживается несоразмерность между виной и наказанием. В 1770 году Семен Констатнтиныч умирает. Последователи не поддержали преобразование Двоекурова, также как и народ. Глуповцы перепахали поля и засеяли их горохом и капустой.

Градоначальстввание Двоекурова ознаменовано рядом успешных нововведений, благоприятно сказалась на городе и торговля с другими губерниями. Однако, как и у всех градоначальников Глупова, управление Двоекурова проникнуто самодурством и тиранией.

Сатирические приёмы для создания образа Двоекурова

При написании образов градоначальников Глупова М. Е. Салтыков-Щедрин мастерски использовал различные средства сатиры, чтобы продемонстрировать ограниченность и убогость чиновников, каждый из которых был жертвой собственных амбиций, наживы и жажды славы.

Одним из немногих градоначальников, которые искренне стремились сделать что-то хорошее для Глупова, стал Семён Константинович Двоекуров. Автор намеренно дал столь говорящую фамилию герою, поскольку тот открыл в городе медоварню и пивоварню.

Автор иронически называет Двоекурова «продолжателем преобразовательного дела», однако все преобразования градоначальника заключались в насильственном введении в употреблении горчицы и лаврового листа.

Несмотря на все старания, Двоекурову не удалось закрепить свои нововведения в Глупове. Все его попытки обустроить город обернулись крахом, и автор не без иронии описывает это. Он сравнивает тщетные усилия Двоекурова со строительством замка на песке: «Много лет выводил он (Двоекуров) хитроумное сие здание, а о том не догадался, что строит на песце.» Так при помощи сатирических приёмов М. Е. Салтыков-Щедрин показал, что энергичность и деятельность Двоекурова в итоге оказались бесполезны для Глупова.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «История одного города»

для самых компанейских —

Главные герои «История одного города»

для самых занятых —

Читательский дневник «История одного города»

для самых крутых —

Читать «История одного города» полностью

Второстепенные персонажи

Князь Заграничный правитель, которого глуповцы попросили стать их князем. Был глуп, но жесток. Все вопросы решал восклицанием: «Запорю!»
Ираида Лукинична Палеологова Самозванка, появившаяся в период смуты после смерти Брудастого (Органчика). На основании того, что муж ее царствовал несколько дней, и ее исторической фамилии (намек на Софью Палеолог – бабушку Ивана Грозного) потребовала власти. Правила несколько дней за городом.
Перехват-Залихватский Победоносно явился на белом коне. Сжег гимназию. Залихватский стал прообразом Павла I.
Глуповцы Жители города. Собирательный образ народа, слепо поклоняющегося самодурству власти.

Список героев приведён не полный, дан в сокращении. Только во времена смуты сменилось более десяти правителей, из них шесть женщин.

Представляет собой конспект произведения по главам.

Авторское видение русской истории

Салтыков-Щедрин собрал неповторимый калейдоскоп персонажей, поражающих своей фантастической ненормальностью. В галерее человеческих пороков и моральных уродств среди правящих личностей собраны наиболее яркие, неповторимые, абсурдные типажи. Русским народом правили лицемеры, воры, откровенные идиоты, ленивцы, иностранцы, люди, страдающие маниями, бабники, самодуры. Это далеко не полный список качеств, характеризующих “верха”, именно ограниченные личности занимались руководством в Глупове. Намёк на историю русского народа очевиден: к власти зачастую приходили чиновники, далёкие от политической деятельности, но имеющие свои странности и особые интересы в жизни государства.

Василиск Семёнович Бородавкин

В описи градоначальников особенное место занимает Василиск Семёнович — страстный мечтатель, перфекционист, утопист и непоседа. При нём в Глупове начинается так называемый золотой век: наибольшее количество сумасбродных и античеловеческих законов было принято именно в период его правления. Помимо этого Бородавкин нередко боролся с собственными нововведениями:

  • Сначала война за просвещение, возвращение принудительного употребления горчицы и специй (к ним ещё добавилось прованское масло и карточная игра «ламуш»), затем — война против просвещения, запрет на книги и обучение.
  • Шутовские войны — «из-за персидской ромашки», «из-за пользы каменных фундаментов».
  • Попытка всё-таки основать академию (по стопам Двоекурова), однако на деле, «неожиданно для самого себя», Василиск Семёнович основал тюрьму, в которую тут же заселил отдельных смутьянов (чтобы здание не простаивало просто так).
  • Борьба с неплательщиками налогов — Бородавкин сжёг 33 деревни, получив в результате этого всего 2,5 рубля.
  • Стал ратовать за озеленение города и защиту природы, но вместо этого ещё больше залил бетоном мостовые и улицы Глупова.
  • Ближе к концу правления Бородавкин понял, что для помощи городу нужны кардинальные меры, поэтому он решил его сжечь дотла. Но не успел, так как внезапно умер.

Общение с населением происходило только на повышенных тонах — Бородавкин кричал на всех и вся, говоря, что градоначальник должен быть в курсе всех событий. Постоянно приставал ко всем с вопросами «почему» и «зачем». Прославился тем, что высек всех горожан в городе. Салтыков-Щедрин ярко показал возможные последствия для людей, если во власти сидит деятельный «фантазёр», который пусть имеет и хорошие цели, но при этом абсолютно не знает, как их достигать. По итогу правления Бородавкина в городе наступил экономический кризис, упадок и голод.

Разнокалиберные персонажи

В списке тех, кто имел возможность на определённый срок начальствовать в Глупове, числятся разнообразные персонажи, поражающие своей непохожестью друг на друга. Здесь и француз, который любил носить женское бельё, итальянец, внедривший в массы любовь к макаронам. Правители (а их было 22 человека) задерживались у власти от 1 дня до 20 лет: они сменяли друг друга, погибая по абсурдных, немыслимым причинам. Практически каждый образ градоначальника имеет черты, свойственному определённому политическому деятелю эпохи царской Руси.

Градоначальники внесли различный вклад в историю города: кто-то сжёг деревни, кто-то выпорол почти всё население, а кто-то увеличил численность проживающих вдое в силу своей любвеобильности. Салтыков-Щедрин вскрывает самые низменные человеческие изъяны, гиперболизируя их в художественном плане до немыслимых масштабов. Кого-то унёс вихрь, кто-то зарезался огурцом, другие погибли от переедания, были заедены клопами; к примеру, Никодим Иванов умер от натуги, стараясь понять указ.

Образ и характеристика Двоекурова в романе История одного города Салтыкова-Щедрина

Одним из второстепенных образов произведения является Семен Константинович Двоекуров. Семен Константинович был советником, и служил на государственной службе. Недавно он приехал в Глупово после снятия с должности Брудастого. Он стал новым градоначальником городка. До перевода в Глупово он был штатским советником. Герой был очень высоким человеком. После вступления в должность он показал себя в качестве смелого новатора. Работа Семена была плодотворной. В Глупово он служил 8 лет. И все эти годы были лучшими временами для глуповцев.

На службе герой проявляет полную ответственность и серьезность. Кроме того Семен Константинович был настойчивым человеком и всегда доводил дела до конца. На второй год службы градоначальник полностью перестроил 2 главные улицы и открыл завод по производству пива и меда. Кроме того герой открыл в городе плантацию по выращиванию лаврового листа и горчицы. Все жители стали употреблять лавровый лист и горчицу. Каждая семья ставила на стол травяные пряности. Развитие плантации отрыло путь к внешней торговле. Двоекуров заставлял людей есть горчицу. А те, кто не слушал приказы, были сосланы в Сибирь. Кроме ссылки жителей подвергали всяческим розгам.

Двоекуров увлекался науками и попытался открыть в городе научную академию, но все безуспешно. Градоначальник издал особы закон. По этому закону розгам подвергались только те, которые перечили приказам правления. Семен Константинович был женат на Лукерье Терентьевой. По сравнению с другими градоначальниками Двоекуров отличался проницательностью и умом. В 1770 году градоначальник умирает. После его смерти жители перестают есть острые пряности. А в плантации вместо горчицы начали выращивать капусту и горох.

В главе про Двоекурова автор описал эпоху Александра I, начавшего либеральную войну. По словам автора, больше данных о Двоекурове не сохранилось. Исчезновение летописи о жизни градоначальника стали причиной начала исследовательских работ.

«История одного города» является самым великим произведением М.Е. Салтыкова-Щедрина. При написании произведения автор пытался вызвать у читателей чувство стыда. В центре события находится городок Глупово. В повести автор описал несколько образов.

Анализ произведения

Произведение не может относиться к малым литературным формам: рассказу или сказке. По содержанию, композиции и глубине смыслов оно значительно шире.

Сам автор определял жанр «Истории одного города», как сатирический роман. И представляет собой хронологическое обозрение жизни этой местности. Так что у читателя возникает диссонанс восприятия.

С одной стороны, слог, стиль письма напоминают реальные сводки. С другой – содержание, описание героев, событий, доведенные до абсурда.

Пересказ истории города охватывает около сотни лет. В написании летописи участвовало поочередно четыре местных архивариуса. Сюжет освещает даже историю народности. Местные жители произошли от древнего племени «головотяпы». Но потом были переименованы соседями за дикость и невежество.

Двоекуров Семён Константинович

Этот персонаж является одним из наименее отрицательных в романе (так как назвать его положительным всё равно не получится). Градоначальник, получивший в народе прозвище «Двоекур», был очень деятельным начальником, который стал причиной множества изменений в городке. Среди них:

Пивоварение.
Медоварение.
Выращивание горчицы, лаврового листа, а также других специй (впрочем, за неупотребление этих специй жителям положены розги, кнут и ссылка в Сибирь).
Облагораживание улиц города (лично вымостил две улицы — Дворянскую и Большую).
Попытка открыть Академию (самое важное дело за весь его срок правления).

Характеристика Двоекурова включает такие качества, как вспыльчивость, а также мстительность. Семён Константинович не жалел сил на то, чтобы сечь розгами горожан; временами управленец лично приезжал к наиболее строптивым обывателям, дабы усмирить их своей рукой. Он единственный из управленцев, кто умер в результате естественных причин.

Сразу после кончины глуповцы прекратили употреблять специи в пищу. Согласно мнениям историков, персонаж Двоекурова списан с Александра I.

Двоекуров образ и характеристика

Двоекуров образ и характеристика

1. Общая характеристика. Семен Константинович Двоекуров — один из градоначальников (девятый по списку) в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

Градоначальствовал восемь лет (1762-1770 гг.). Двоекуров прибыл в Глупов после истории с Органчиком и последовавшей за ней семидневной смутой.

Правление Семена Константиновича было очень продуктивным. В отличие от большинства остальных градоначальников Двоекуров скончался тихо и спокойно.

2. Внешний вид и характер. Главная отличительная внешняя черта Двоекурова — «крепкое телосложение» и огромный рост (около трех аршин, т. е. более двух метров).

В характере следует прежде всего отметить настойчивость. В то же время Двоекуров в некоторых делах может проявить нерешительность, за что автор иронически обвиняет его в склонности к либерализму.

3. Деятельность. Двоекуров — один из самых лучших глуповских градоначальников. В летописи уважительно перечислены его «заслуги»: замостил две улицы, ввел пивоварение и медоварение, собрал недоимки, хотел открыть академию. Главным достижением Двоекурова является насильственный ввод в употребление горчицы и лаврового листа.

Салтыков-Щедрин прозрачно намекает на реформаторскую деятельность Петра I. Многие петровские преобразования носили лишь внешний демонстративный характер. Все мероприятия Двоекурова такого рода. Интересен тот факт, что глуповцы приспосабливаются ко всем нововведениям. «Обширные горчичные плантации» становятся одним из главных источников дохода городского бюджета.

При проведении реформ Двоекуров опирался на привычные средства — розги. Он не только «усмирял и расточал без остатка», но и «делал сепаратные набеги на обывательские дома». Как и предшественники, Двоекуров на протяжении всего правления подавлял различные бунты и отправил многих глуповцев в Сибирь. Однако Семен Константинович первым из глуповских градоначальников ввел «сечение с рассмотрением». Если раньше жителей города секли без разбора, то при Двоекурове хотя бы стали наказывать за дело.

4. Связь образа с реальностью. Как уже было отмечено, правление Двоекурова напоминает царствование Петра I. Преобразовательная деятельность глуповского градоначальника — карикатура на знаменитого императора. Петр I собственноручно рубил бороды, а Семен Константинович силой заставляет глуповцев употреблять горчицу. Эти действия смехотворны. За ними скрывается печальное явление в русской истории — насаждение «начальственной цивилизации».

После смерти Двоекурова (как и Петра I) с дальнейшими реформами было надолго покончено. Оказалось, что даже полезные нововведения не пользуются поддержкой в массах. В целом Семен Константинович представляет собой трагикомический образ. Он пытается «насаждать» просвещение среди «народа младенческого», пользуясь исключительно силовыми методами. В результате его деятельность становится строительством здания «на песце».

Вывод

Одним из главных героев в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» является градоначальник Двоекуров. Поначалу он вызывает уважительное отношение своими передовыми реформами, однако вскоре выясняется, что в жестоком отношении к простому люду он мало чем отличается от своих предшественников.

Роль героя автор видит в том, чтобы показать бессмысленность нововведений в обществе, которое не готово принять их. Характеристика Двоекурова с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы, написать доклад или сочинение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

«Подтверждение покаяния. Заключение»

Весь этот мистический сброд и бред разгоняется вновь возникшим некогда обиженным офицером (Угрюм-Бурчеевым — Аракчеевым (1769—1834), «угрюмым идиотом», «обезьяной в мундире», впавшим в немилость при Павле I и вновь призванным Александром I). Первая часть главы посвящена борьбе его за воплощение безумной идеи военных поселений для содержания армии в мирное время, вторая — критике русского либерализма

Аракчеев, расцветший в годы «освобождения» крестьян от крепостного права, возмущал Щедрина беспринципностью, идеализмом и непоследовательной осторожностью, пустозвонством и непониманием реалий российской жизни. В список мучеников либеральной идеи, приведённый в последней главе книги, и их деяний попадают и декабристы, к деятельности которых Щедрин не мог не относиться иронически, зная Россию и понимая, насколько фантастичными были упования декабристов на свержение самодержавия с помощью их тайных обществ и восстания на Сенатской площади

Последним в ряду градоначальников, описанных в «Летописце», назван Архистратиг Стратилатович Перехват-Залихватский — образ, вновь возвращающий нас к Николаю I. «Утверждал, что он отец своей матери. Вновь изгнал из употребления горчицу, лавровый лист и прованское масло…» Таким образом, история города Глупова в «Летописце» возвращается на круги своя. Всё в ней готово к новому циклу. Особенно ясен этот намёк в утверждении Архистратига о том, что он отец своей матери. Фантасмагорический гротеск прочитывается ясно.

Заключая повествование о великой книге М.Е. Салтыкова-Щедрина, заметим только, что, читая её, нужно иметь в виду высказывание Тургенева об авторе: «Он лучше всех нас знал Россию».  

Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. — М.: Дрофа, 2018

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: