Сочинение на тему: анализ произведения история одного города, салтыков-щедрин

Анализ романа «История одного города» Салтыкова-Щедрина

В «Истории одного города» Салтыков-Центрин резко обличает пороки российского общества и критикует как народ, так и систему управления. Однако он подчеркнул, что на властях лежит большая ответственность, поскольку именно они должны создавать условия для того, чтобы люди жили лучше.

Краткий и полный анализ романа поможет студентам вникнуть в замысел автора и его художественные приемы.

Год написания — 1869, годы публикации — 1869-1870. История создания — Автор несколько раз возвращался к написанию романа о жизни людей в тисках абсолютизма. Жанр хроники позволил замаскировать критику власть имущих того времени с помощью исторического контекста. Жанр — сатирический/вымышленный роман. Направление — реализм с чертами фантастики. Основная идея: чтобы изменить существующую социально-экономическую систему, необходимо трезво взглянуть на проблемы России — от авторитарных правителей до «глупого» народа. Тема — Критика авторитарной системы и эксплуатации народа властями. Структура — Роман состоит из 15 глав; первая и последняя написаны человеком, нашедшим «Глуповскую летопись». Остальные 13 глав написаны четырьмя архивистами.

п.1. Тематика и проблематика

Тема 1: Отношения между властью и населением.

Тема: Произвол самодержавия возможен потому, что люди не знают своих прав, потому что их держат в состоянии безграмотности и невежества.

Тема 2: Функции и задачи истории.

Тема: Часто история не отображает реальные события и явления, а пишется так, чтобы избежать неприятных сторон жизни российского общества.

Тема: Терпение и покорность русского народа.

Тема: Терпение и беспрекословное повиновение русского народа властям связывало руки правителям городов и царям. Автор подчеркивает, что восхищаться этими качествами неразумно, так как они мешают людям освободиться от крепостного права, даже если крепостного права больше не существует.

Проблема 4: Кадровые проблемы в правительстве, отсутствие достойных лидеров.

Проблема: на руководящие должности назначались не лучшие люди, которые хотели и могли служить стране, а почти случайные люди, которых интересовало только личное обогащение.

п.2. Идея и пафос

В своем романе Салтыков-Щедрин называет город «Глуповым», а жителей — «глуповцами». Вместо того чтобы высмеивать русских, он указывает на то, что народ сам себя унизил, поставив себя в подчиненную, подвластную роль. Автор видел, что неразумно отдавать всю ответственность властям, в то время как власть сосредоточена в народе. Людям, управлявшим городом, порой не хватало лидерских качеств, морали и понимания экономических и социальных процессов. Так или иначе, критика автора затронула обе стороны — и народ, и толерантные власти.

Не все мэры из этого списка сохранились в хронике. Здесь представлены самые важные герои истории города. Когда два одинаковых мэра предстали перед всеми людьми, они поняли, что это самозванцы. Семен Константинович Двойкуров, при котором были вымощены две улицы и введены масло, горчица и лавровые листья. Академия не была построена вовремя. Петр Фердыщенко был бригадным генералом, большим любителем женского пола. Засуха, неурожаи, голод и пожары обрушились на город из-за его любовных похождений. Василиск Семенович Бородавкин — человек, который вел множество кампаний за Просвещение, а затем против него. Он боролся против собственного народа за посадку горчицы, персидской ромашки, фундаментов и создание Академии. Ксавери Микаладзе был правителем города, который поражал всех своей вежливостью и прекрасными манерами. Под его руководством люди жили лучше, чем раньше. Теофилакт Иринархович Беневоленский ночью разбросал по городу бумаги с законами, так как ему было запрещено их передавать. Его уличили в связи с Наполеоном и наказали за это. Иван Пантелеич Прыщ — начальник с набитой головой. При нем жителям Глопово жилось лучше всего, потому что он не вмешивался и никого не наказывал. Эраст Андреевич Грустилов — аллюзия на героя повести Карамзина «Бедная Лиза». Сентиментальный, чувствительный негодяй, при котором горожане перестали работать, забыли о духовности и стали поклоняться материализму. Позже он раскаялся и впал в сектантство. Гюм-Бурчеев — прототип тоталитарного социалистического лидера. Он пытался перевести жителей города на режим военной тюрьмы, разрушил город и попытался отвести реку.

Жители в анализе «История одного города»

Про жителей города Глупов можно отозваться не менее критично, чем о его губернаторах. Они такие же тупоголовые и им присуща однобокость

Им нравится бунтовать, причем, не важно, есть повод для бунта или нет. Жители стремятся к войне, стремятся что-то доказать, чего-то добиться, например, просвещения и порядка

Опять же — все получается у них наоборот, потому что бестолковые идеи и спор об очевидных вещах не приводят ни к чему, кроме раздора. Например, вопросы, целесообразно ли растить персидскую ромашку, или стоит ли отказаться от каменных фундаментов домов, а также разногласия из-за таких разговоров, выявляют глупость жителей города с таким подходящим названием.

Отдельно нужно заметить, что как только у горожан появляется повод отпраздновать смену очередного правителя, они этим пользуются, и делают это во весь размах души, что окончательно подтверждает их глупость и неразборчивость. Они обнимают, целуют друг друга, выражают поздравления и чистосердечно верят в новую власть, что она станет лучшей.

Основная тема

Роман затрагивает глубокую и актуальную тему – несовершенство политического устройства и рабское положение народа. Автор открывает перед читателями картину общества, где народ оказывается полностью угнетенным и беспомощным перед системой, которая его порабощает.

Главная тема произведения – неспособность народа изменить сложившуюся ситуацию. Взгляды русского народа оправдывают рабское положение, и они смиренно принимают его как неизбежное. Салтыков-Щедрин приводит на примере небольшой глубинки, Глупова, яркий пример такого общества, где народ считает, что жесткий правитель необходим для существования порядка.

Проблематика книги «История одного города»

Она изобилует вопросами политики, социально-нравственной сферы.

Ключевая проблема – власть и народ. Деспотия и рабство идут рука об руку. Призвание на княжение подчеркивает это. Горожане напрасно доверились и угодили на растерзание деспотам, зря они прощали градуправу все его заскоки.

Невежество. Люди не видели дальше собственного носа, поэтому не возмущались нищетой и произволом. Для ощущения необходимости свободы в них ощущался недостаток образованности. Это подчеркивается Салтыковым-Щедриным посредством гротеска.

Жестокость и насилие. Во время беспорядков и заварушек погибали десятки горожан, но люди равнодушно двигались дальше мимо трупов. Для глуповцев враждебность стала восприниматься как что-то повседневное. В этом прослеживается социальное последствие деспотии: при безразличии городских властей к процветанию горожан люди и сами будут безжалостно истреблять себе подобных (из-за падения до минимума ценности человеческой жизни).

История создания книги «История одного города»

Рукопись была дописана в 1869-ом году. В книге изображена высшая царствующая элита, ее беспредел. В некоторых фигурах солидных слуг народа из глубинки явственно обнаруживаются черты будущих градуправов Глупова.

Роман публиковался по главам (дебютной стала глава «Органчик», но очередность в книге была выстроена совершенно по-другому). Цензорами на каждую из них налагались ограничения, и лишь бесчисленные правки предотвратили возможность заваляться книге в столе М.И. Салтыкова-Щедрина. Журнал «Отечественные записки» согласился допустить главы к публикации.

Но смягченный вариант, одобренный цензурой, автора не удовлетворил, в силу чего в 1870-ом году произведение было издано полностью. Но и эта версия была писателем переделана, и лишь в 1879-ом году была напечатана та самая полная история. Что же так раздраженно убирал и прибавлял писатель? Его современниками было отмечено, что он усердно прорисовывал образы градоправителей, делая их объемными и емкими. Но редакционной немилости избежать не удалось, и различные прислужники стали уличать литератора в «искажении отечественной истории».

«Органчик»

«Органчик» — центральная и самая известная глава книги. Так прозван градоначальник Брудастый, обобщающий самые зловещие черты деспотизма. Слово «брудастый» относится с давних пор исключительно к собакам: брудастый — имеющий бороду и усы на морде и обычно особенно злобный (чаще о борзом кобеле). Органчиком же назван он потому, что в голове у него был обнаружен музыкальный инструмент, механизм, производящий всего одну фразу: «Не потерплю!» Глуповцы называют Брудастого ещё и прохвостом, но слову этому, уверяет Щедрин, никакого определённого значения не придают

Значит, таковое у слова есть — так писатель обращает ваше внимание на это слово и просит разобраться. Разберёмся.

Слово «прохвост» появилось в русском языке при Петре I от «профост» — полковой экзекутор (палач) в немецкой армии, в русской же употреблялось до 60-х годов XIX века в том же значении, после — смотритель военных тюрем. «Лондонскими агитаторами» в публицистике 60-х годов XIX века называли А. И. Герцена и Н.П. Огарёва — русских революционных публицистов, издававших в Лондоне газету «Колокол». Карл Простодушный — подобный Органчику персонаж средневековой истории — реально существовавший французский король, низложенный вследствие своих неудачных войн. Фармазоны — франкмасоны, масоны, члены общества «вольных каменщиков», весьма влиятельного в Европе начиная со Средних веков.

Эраст Андреевич Грустилов

Меланхоличный и апатичный Грустилов только на первый взгляд кажется лишённым отрицательных качеств — под чувствительностью, нежностью и показным сочувствием сокрыты множество отвратительных пороков человеческой природы. Среди них — подлость, лицемерие, жадность, развратность, лень и отсутствие всяческих принципов в жизни.

За время правления Грустилова горожане городка впали в разврат и праздное времяпрепровождение (ежедневные балы, Масленицы по семь раз в неделю и пр.). Эраст Андреевич краснеет в присутствии женщин, но то не от скромности, а от сластолюбия. Грустилов часто заливался слезами от вида голодающих детей на улице или солдат, вынужденных есть сухой хлеб, однако в то же время он обкрадывал этих солдат и детей, не гнушаясь забирать у людей последние крохи.

Эраст Андреевич, по собственному заверению, всё время ждал от жизни каких-то чудес и «восхищений»; это очередной градоначальник, который свою должность воспринимал не как управление сложнейшим механизмом общества, а как доступ к лёгким деньгам и развлечениям.

Салтыков-Щедрин, Анализ произведения История одного города, План

Салтыков-Щедрин — это русский писатель, который написал много интересных произведений. Одной из известных его работ является История одного города. По ней и сделаем анализ произведения сегодня.

Салтыков Щедрин История одного города

Салтыков-Щедрин свою работу История одного города называет летописью небольшого города Глупов, которую он нашел и решил воспроизвести в своем произведении. Таким образом автор хочет создать иллюзию достоверности, стилизовав произведение под историческую хронику, где рассмотрен период с 1731 года по 1825 год.

В сочинении по произведению Салтыкова-Щедрина хочется отметить не просто историю какого-то придуманного писателем города под названием Глупов. Писатель, описывая историю Глупова, его градоначальников и жителей глуповцев иносказательно описывает часть истории России. Внимательный читатель обязательно проведет параллель и увидит в создании и формировании города Глупов, в смене его градоначальников, историю формирования Руси с ее правителями.

Сразу мы видим, как жители головотяпы, которые устали от постоянной вражды, решили найти властного человека. Он должен был все привести в порядок. Так был найден глупый князь, который создает новый город Глупов. Описывая ситуации, возникающие в городе во время правления князя, что отправляет править наместников вместо себя, писатель показывает период феодальной раздробленности.

Далее будет описание жизни города при разных его градоначальниках, где первым был Брудастый, в голове которого был органчик. Скорее всего автор данным образом показывает нам правление Русью Иваном Грозным.

После смерти Брудастого воцарилась анархия, далее городом пытаются управлять простые градоначальницы, которых было около шести человек. И здесь мы видим параллель, изображающую эпоху дворцовых переворотов.

После городом приходит править Двоекуров, который занялся пивоварением, медоварением, стал возделывать земли, словом, проводить реформы.

После смерти Доекурова приходит Фердыщенко, который сначала вроде как стал проводить правильную политику, город стал процветать, а далее безумные реформы, увлечение женщинами стали приводить к тому, что в городе воцарился голод.

С каждым последующим градоначальником ситуация только ухудшалась. Это были и борющийся за просвещение Бородавкин, и Негодяев, при котором население дичает, а город разоряется. Это были и Боневлевский, который не имея на то права, любил создавать законы, Прыщ — любитель балов и веселья. Ошибки властей приводят к ужасным последствиям, которые и описывает Салтыков-Щедрин в произведении за 8 класс под названием История одного города.

Замыкает список градоначальников Угрюм Бурчеев с деревянным лицом, идиот, который разрушил город, создав новый. Людям не нравился правитель и они готовили бунт, вот только смерч все решил за них. Он стер с лица земли любое напоминание о некогда существовавшем городе Глупов. Сам же градоначальник также бесследно исчез.

Читая произведение, многие его назовут сказкой, но по жанру История города намного сложнее. Это сатирический роман, где автор использует разные приемы, в том числе гротеск, иронию, юмор и сатирическую фантастику.

История создания

Если говорить об истории создания работы Салтыкова-Щедрина, то замысел формировался и возникал постепенно. Так сначала в 1867 году вышел рассказ о губернаторе с фаршированной головой. Позже он станет частью знаменитого произведения, о котором мы и пишем.

Работу над романом писатель начинает в 1868 году и пишет его до 1869 года. И только в 1870 году произведение увидело свет. Однако над ним продолжались доработки и вносились корректировки. Было первое, второе, а после и третье издание, которое выходит в 1883 году. Именно последнее издание дошло и до нас и именно его мы изучаем на уроке, знакомясь с писателем и его работой.

Герои произведения

Героями произведения История одного города являются 22 градоначальника, которые правили в городке Глупов. Все эти правители хоть и были разными людьми, но это были злобные куклы, которые только и хотели что уничтожить все мыслящее. Даже их фамилии говорят нам об их паразитизме, враждебности. Все они: Брудастый, Прыщ, Негодяев, Бородавкин и другие являются олицетворением произвола, самодержавия и жестокости.

План

1. История города Глупова и его жителей
2. Особенности градоначальников
3. Жизнь Глуповцев при Брудастом
4. Анархия в городе, женщины у власти
5. Двоекуров и его правление
6. Фердыщенко и голод в городе
7. Бородавкин и золотой век в Глупове
8. Войны за просвещение и его очередные градоначальники
9. Угшрюм-Бурчеев и конец существования Глупова
10. Оправдательные документы

Василиск Семёнович Бородавкин

В описи градоначальников особенное место занимает Василиск Семёнович — страстный мечтатель, перфекционист, утопист и непоседа. При нём в Глупове начинается так называемый золотой век: наибольшее количество сумасбродных и античеловеческих законов было принято именно в период его правления. Помимо этого Бородавкин нередко боролся с собственными нововведениями:

  • Сначала война за просвещение, возвращение принудительного употребления горчицы и специй (к ним ещё добавилось прованское масло и карточная игра «ламуш»), затем — война против просвещения, запрет на книги и обучение.
  • Шутовские войны — «из-за персидской ромашки», «из-за пользы каменных фундаментов».
  • Попытка всё-таки основать академию (по стопам Двоекурова), однако на деле, «неожиданно для самого себя», Василиск Семёнович основал тюрьму, в которую тут же заселил отдельных смутьянов (чтобы здание не простаивало просто так).
  • Борьба с неплательщиками налогов — Бородавкин сжёг 33 деревни, получив в результате этого всего 2,5 рубля.
  • Стал ратовать за озеленение города и защиту природы, но вместо этого ещё больше залил бетоном мостовые и улицы Глупова.
  • Ближе к концу правления Бородавкин понял, что для помощи городу нужны кардинальные меры, поэтому он решил его сжечь дотла. Но не успел, так как внезапно умер.

Общение с населением происходило только на повышенных тонах — Бородавкин кричал на всех и вся, говоря, что градоначальник должен быть в курсе всех событий. Постоянно приставал ко всем с вопросами «почему» и «зачем». Прославился тем, что высек всех горожан в городе. Салтыков-Щедрин ярко показал возможные последствия для людей, если во власти сидит деятельный «фантазёр», который пусть имеет и хорошие цели, но при этом абсолютно не знает, как их достигать. По итогу правления Бородавкина в городе наступил экономический кризис, упадок и голод.

Эпилог повести

Символична концовка произведения, в которой деспотичный градоначальник Угрюм-Бурчеев погибает в воронке смерча народного гнева, но нет уверенности в том, что к власти придёт добропорядочный правитель. Таким образом, нет никакой определённости и постоянства в вопросах власти.

Салтыков-Щедрин — это русский писатель, который написал много интересных произведений. Одной из известных его работ является История одного города. По ней и сделаем произведения сегодня.

Салтыков-Щедрин свою работу История одного города называет летописью небольшого города Глупов, которую он нашел и решил воспроизвести в своем произведении. Таким образом автор хочет создать иллюзию достоверности, стилизовав произведение под историческую хронику, где рассмотрен период с 1731 года по 1825 год.

В сочинении по произведению Салтыкова-Щедрина хочется отметить не просто историю какого-то придуманного писателем города под названием Глупов. Писатель, описывая историю Глупова, его градоначальников и жителей глуповцев иносказательно описывает часть истории России. Внимательный читатель обязательно проведет параллель и увидит в создании и формировании города Глупов, в смене его градоначальников, историю формирования Руси с ее правителями.

Сразу мы видим, как жители головотяпы, которые устали от постоянной вражды, решили найти властного человека. Он должен был все привести в порядок. Так был найден глупый князь, который создает новый город Глупов. Описывая ситуации, возникающие в городе во время правления князя, что отправляет править наместников вместо себя, писатель показывает период феодальной раздробленности.

После смерти Брудастого воцарилась анархия, далее городом пытаются управлять простые градоначальницы, которых было около шести человек. И здесь мы видим параллель, изображающую эпоху дворцовых переворотов.

После городом приходит править Двоекуров, который занялся пивоварением, медоварением, стал возделывать земли, словом, проводить реформы.

После смерти Доекурова приходит Фердыщенко, который сначала вроде как стал проводить правильную политику, город стал процветать, а далее безумные реформы, увлечение женщинами стали приводить к тому, что в городе воцарился голод.

С каждым последующим градоначальником ситуация только ухудшалась. Это были и борющийся за просвещение Бородавкин, и Негодяев, при котором население дичает, а город разоряется. Это были и Боневлевский, который не имея на то права, любил создавать законы, Прыщ — любитель балов и веселья. Ошибки властей приводят к ужасным последствиям, которые и описывает Салтыков-Щедрин в произведении за 8 класс под названием История одного города.

Замыкает список градоначальников Угрюм Бурчеев с деревянным лицом, идиот, который разрушил город, создав новый. Людям не нравился правитель и они готовили бунт, вот только смерч все решил за них. Он стер с лица земли любое напоминание о некогда существовавшем городе Глупов. Сам же градоначальник также бесследно исчез.

Читая произведение, многие его назовут сказкой, но по жанру История города намного сложнее. Это сатирический роман, где автор использует разные приемы, в том числе гротеск, иронию, юмор и сатирическую фантастику.

История создания

Если говорить об истории создания работы Салтыкова-Щедрина, то замысел формировался и возникал постепенно. Так сначала в 1867 году вышел рассказ о губернаторе с фаршированной головой. Позже он станет частью знаменитого произведения, о котором мы и пишем.

Работу над романом писатель начинает в 1868 году и пишет его до 1869 года. И только в 1870 году произведение увидело свет. Однако над ним продолжались доработки и вносились корректировки. Было первое, второе, а после и третье издание, которое выходит в 1883 году. Именно последнее издание дошло и до нас и именно его мы изучаем на уроке, знакомясь с писателем и его работой.

Сделаем анализ романа «История одного города», который написал Михаил Салтыков-Щедрин . Сразу отметим, что название города, в котором происходят события романа, многое раскрывает о том, что там творится. Город называется Глупов. Его основателями стали люди, которых точно не назовешь умными. После победы над соседними племенами они решили зажить счастливо, для чего занялись кто чем, однако толку не было, поэтому они стали искать того, кто станет править по уму и наведет порядки. Сыскать такого правителя оказалось делом не из легких. Наконец, одному князю показалось заманчивым предложение за деньги заняться управлением, правда, ничего кроме разорения это не принесло.

«Эпоха увольнения от войн»

Глава «Эпоха увольнения от войн» посвящена в основном царствованию Негодяева (Павел I), «сменённому» в 1802 году, согласно «Описи», за несогласие с Чарторыйским, Строгановым и Новосильцевым. Названные вельможи были близкими советниками Александра, сына убитого императора. Они-то и ратовали за введение конституционных начал в России, но что это были за начала! «Эпоха увольнения от войн» представляет эти «начала» в их подлинном виде.

На смену Негодяеву приходит Микаладзе. Фамилия грузинская, и есть основания думать, что здесь имеется в виду император Александр I, при котором произошло присоединение к России Грузии (1801), Мингрелии (1803) и Имеретии (1810), а то, что он потомок «сладострастной царицы Тамары», — намёк на его мать Екатерину II. Градоначальник Беневоленский — вершитель судеб России, имевший огромное влияние на Александра I, — М.М. Сперанский. Ликург и Дра́кон (Дра́конт) — древнегреческие законодатели; выражения «драконовы правила», «драконовские меры» стали крылатыми. Сперанский же был привлечён царём к составлению законов.

Композиционное построение

Композиция имеет фрагментарный вид, но цельность её от этого не нарушается. План произведения прост и в то же время чрезвычайно сложен. Его легко представить в таком виде:

  • Знакомство читателя с историей жителей города Глупова.
  • 22 правителя и их характерные особенности.
  • Градоначальник Брудастый и его органчик в голове.
  • Борьба за власть в городе.
  • Двоекуров у власти.
  • Годы спокойствия и голод при Фердыщенко.
  • Деятельность Василиска Семеновича Бородавкина.
  • Изменения в жизненном укладе города.
  • Развращённость нравов.
  • Угрюм-Бурчеев.
  • Бородавкин об обязательствах.
  • Микаладзе об облике правителя.
  • Беневольский о добросердечии.

Глуповцы

– Что представляют собой глуповцы? Как
ведут себя под игом самовластия?

Основные их качества: неиссякаемое терпение
и слепая вера в начальство: «Мы люди привычные!
– Мы претерпеть могим. Ежели нас теперича всех в
кучу сложить и с четырёх сторон запалить – мы и
тогда противного слова не молвим!» (Глава
«Голодный город». С. 344.)

На эти их качества указывают даже
звукоизобразительные характеристики.
Понаблюдав, мы увидим, что звукоизобразительные
характеристики градоначальников и глуповцев
резко отличаются. Произведение
Салтыкова-Щедрина насыщено звуками, причём
звуковая палитра писателя преобладает над
цветовой.

Кажется, что зрительные образы нарисованы не в
цвете, а карандашом. А вот за яркость и
разнообразие звуковых красок «История одного
города» названа «симфонией в слове». Здесь отсутствуют звуки
спокойные, нейтральные. В гротескном мире
произведения обычные звуки реальной жизни
приобретают фантастический оттенок, так
называемый звуковой гиперболизм.

– Какие же звуки сопровождают
градоначальников и глуповцев? На какие
характерные черты глуповцев и градоначальников
указывают звукоизобразительные характеристики
?

Черты
характера
Звукоизобразительная
характеристика градоначальников
Звукоизобразительная
характеристика глуповцев
Черты
характера
тупость окрики,
крики восклицания
стоны неразвитость
грубость звуки
труб и барабанов
вопли покорность
жестокость раскаты
грома
тишина долготерпение
идиотизм хлопки безмолвие начальстволюбие
ограниченное
властолюбие
гул лепет смирение
  свист шёпот темнота
  треск вздохи  
  грохот ропот  
    плач  
    “тихо
гудела, шипела толпа”
 

Жестокий бюрократический режим самодержавной
власти, подавляя всё человеческое в человеке,
выступает и как враг подлинно прекрасной музыки.
Музыка редко звучит в Глупове, а если звучит, то
претерпевает странные метаморфозы, лишаясь
одухотворённости, красоты, гармонии. Поэтому и
слышим здесь обычно какофонию.

Вспомним главу «Фантастический
путешественник».

– Как приказал встречать себя Фердыщенко
после путешествия по городскому выгону?

«Стучали тазы, потрясали бубнами и даже
играла одна скрипка». (С. 368.)

Последняя деталь особенно выразительна.
Несовместимые тембровые окраски: поющая скрипка
и «бубно-тазовая» какофония. Писатель
создаёт своеобразный аналог музыкального
гротеска. Поэтому не случайно, наверное,
появилась опера-блеф В.Осинского и Б.Тихомирова
«Без царя в голове» (по мотивам «Истории одного
города»).

Авторы тоже используют приём гротеска. Вместо
музыки – уродливый перевёртыш.

(Слушание фрагмента оперы.)

– На кого же направляет свою сатиру
М.Е. Салтыков-Щедрин?

Судя по звукоизобразительным
характеристикам, мы можем сказать, что сатира
писателя направлена и на самодержавных
правителей, и на покорность и долготерпение
народа.

– Но возможно ли смеяться над народом?

Ведь именно в этом обвинял Щедрина критик
Суворин. А сатирик отвечает: «Мне кажется, что в
слове народ надо отличать два понятия: народ
исторический и народ, представляющий собой идею
демократизма. Первому, вынесшему на своих плечах
Бородавкиных, Бурчеевых и т.п., я действительно
сочувствовать не могу. Второму я всегда
сочувствовал, и все мои сочинения полны этим
сочувствием».

– О каком же «народе» идёт речь в
произведении?

Скорее всего, речь идёт о народе
«историческом». Этот народ в 60-е годы
XIX века продолжал нести ярмо царского
самодержавия.

Надежды революционеров-демократов на близкую
народную революцию оказались тщетными. Писатель
приходит к выводу, что «корень зла» состоит в
политической неразвитости масс, в их
общественной пассивности. Давайте понаблюдаем
историю «брожения глуповских умов»
бурчеевского правления и составим схему.
Исходной точкой возьмём «рабскую
повинность».

Рабская привычка к
повиновению
Бунт на коленях. “Знали
они, что бунтуют, но не стоять на коленях не
могли»
Глуповцы “взялись за
ум”
Выбор ходока к властям
(ходок Евсеич)
Снова посылают ходока
(ходок Пахомыч)
“Сидели и ждали”
“Взглянули друг на
друга и устыдились” (Глава «Подтверждение
покаяния». С.469)
“Раздражение росло”
Ночные совещания (там
же. С.471)
Взрыв. Крушение тирана

Крушение тирана было внезапным. (Глава
«Подтверждение покаяния». С. 471–472.) Началась
катастрофа с бунта реки, затем появилось
«оно», потом история прекратила своё
существование.

О чем произведение?

Автор дал аллегорическое изложение русской истории, которую он критически оценил. Жителей Российской империи он называл «глуповцами». Это жители одноименного города, жизнь которых описана в «Глуповцовской летописи». Эта этническая группа происходит от древнего народа, называемого «головотяпы». Из-за своего невежества они были переименованы соответствующим образом.

У них были конфликты с соседними племенами и между собой. Устав от своих ссор и конфликтов, они решили искать правителя, который уладит ситуацию. Через три года они нашли подходящего принца, который согласился править ими. Вместе с приобретенной силой народ основал город Глупов. Таким образом, автор описывает возникновение Древней Руси и назначение Рюрика на престол.

Сначала их правитель прислал наместника, но тот прогневался, а затем прибыл лично и обеспечил строгий порядок. Именно так Салтыков-Шедрин представлял себе период феодальной раздробленности в средневековой Руси.

Затем автор прерывает повествование, чтобы привести биографии знаменитых правителей города, каждый из которых — отдельная и законченная история. Первым был Дементий Варламович Брудастый, у которого в голове был орган, игравший только две композиции: «Не потерплю!» и «Уничтожу!». Затем его голова разбилась, и наступила безахольность — беспорядки после смерти Ивана Грозного. Именно его автор изобразил в образе Брудастого. За ними последовали самозванцы-близнецы, но вскоре были удалены — появился Псевдо-Дмитрий и его последователи.

Анархия царила в течение недели, в течение которой шесть губернаторов города сменяли друг друга. Это время переворотов во дворцах, когда Российской империей правили только женщины и интриги.

Семен Константинович Двойкуров, основавший пивоваренный завод и пивоваренную промышленность, вероятно, является прототипом Петра I, хотя эта гипотеза противоречит исторической хронологии. Но реформаторская деятельность правителя и его «железная рука» очень похожи на деятельность императора.

Власть имущие сменялись, и их гордость росла пропорционально степени абсурдности работы. Абсурдные реформы или безнадежный застой разрушали страну, народ погружался в нищету и невежество, а элита пировала, воевала и эксплуатировала женский пол. Череда непрекращающихся ошибок и поражений привела к ужасным последствиям, которые сатирически описывает автор. В конце концов последний правитель, Уржум-Бурцеев, умирает, и повествование прерывается после его смерти, с проблеском надежды на перемены к лучшему благодаря открытому финалу.

Нестор также описывает происхождение Руси в «Повести временных лет». Автор намеренно проводит эту параллель, чтобы предположить, кого он имеет в виду под дураками и кто все эти городские владыки: плод его воображения или реальные русские владыки? Автор дает понять, что описывает не все человечество, а Россию и ее злодеяния, переиначивая ее судьбу на свой лад.

Композиция хронологическая, произведение имеет классическое линейное повествование, но каждая глава — это законченная история со своими персонажами, событиями и развязкой.

Глуповские градоначальники

Салтыков-Щедрин серьезно подошел к составлению списка чиновников, влияющих на судьбу города. Он максимально четко подметил негативные черты каждого и высмеял абсурдность их поступков. Среди прочих правителей стоит отметить следующих:

  • Петр Петрович Фердыщенко — был солдатом, бригадиром, служил денщиком у Потемкина. Шесть лет правил без происшествий, но последний год у власти вел себя безумно. Имел дефект речи, был глуп и падок на лесть, запустил сбор налогов. В период его правления горожане пережили пожары и голод. Отправился осматривать окрестности и погиб от переедания.
  • Василиск Семенович Бородавкин — продержался у власти 19 лет, сжег 33 деревни, борясь с неплательщиками налогов. Ввел в обиход азартные игры и завез новую провизию, занялся озеленением улицы и замостил площадь. Вместо постройки вуза, воздвиг тюрьму. Спровоцировал и командовал войсками в противоречивых войнах. Хотел уничтожить город, но его остановила смерть.
  • Онуфрий Иванович Негодяев — крестьянин, в прошлом топил печи в Гатчине, разрушил вымощенные улицы ради воздвижения монументов. Привел город к упадку. Продержался у власти четыре года.
  • Ксаверий Георгиевич Микаладзе — приятный и стеснительный князь, первый чиновник, общавшийся с народом культурно. Много внимания уделял женскому полу, после его правления численность жителей выросла. Умер от истощения.
  • Феофилакт Иринархович Беневоленский — статский советник, являлся другом Сперанского, любил придумывать законы, есть сладкое, составлять проповеди и проводить время с купчихой Распоповой. В период его правления с 1806 по 1811 год горожане жили в благополучии и сильно располнели. Первый решил обложить данью откуп, благодаря чему получал неплохую годовую прибыль. Сослан за связь с Бонапартом.
  • Иван Пантелеич Прыщ — офицер, пробыл у власти несколько лет, не занимался своими прямыми обязанностями, что привело к обогащению населения в четыре раза. Был убит представителем местной знати.
  • Никодим Осипович Иванов — глупый статский советник маленького роста. Погиб от натуги, пытаясь осознать указ руководства. Был у власти в течение восьми лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: