История создания
Михаил Евграфович всегда чрезвычайно трепетно относился к бедственному положению крестьян, вынужденных пожизненно находиться в кабале у помещиков. Многие произведения автора, где открыто затрагивалась эта тема, подверглись критике и не были допущены к печати цензурой.
Однако Салтыков-Щедрин все же нашел выход из этой ситуации, обратив свое внимание на внешне довольно безобидный жанр сказки. Благодаря умелому сочетанию фантазии и реальности, использованию традиционных фольклорных элементов, метафор и яркого афористического языка автору удалось скрыть под маской обыкновенной сказки злое и острое осмеяние помещичьих пороков
В условиях правительственной реакции только благодаря сказочному вымыслу можно было выражать свои взгляды на существующий государственный строй. Использование сатирических приемов в народной сказке позволило автору значительно расширить круг читателей, выйти в массы.
Сказка «Дикий помещик» была впервые опубликована в 1869 году в популярном литературном журнале «Отечественные записки».
В то время журнал возглавлял близкий друг и соратник автора — Николай Некрасов, и у Салтыкова-Щедрина не было проблем с публикацией произведения.
Сатира в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина
Сатира в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина
Острая Сатира в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина и в сегодняшнее время весьма актуальна. Ведь столько лет назад он писал о том, что сегодня можно увидеть сплошь и рядом. Это бюрократия, чинопочитание, казнокрадство.
В произведении охвачены самые различные сферы государственной власти: судопроизводство, законодательство, бюрократический аппарат. И везде присутствует единая и полная Сатира автора.
Взять хотя бы знаменитую галерею градоначальников города Глупова, даже то, как Салтыков-Щедрин их классифицировал на откровенных деспотов — Брудастый и Фердыщенко, на либеральных градоначальников, которые в конце концов также оказываются деспотами,— Двоекуров, майор Прыщ.
Во-первых, гротеск предполагает совмещение несовместимого, соединение несоединимого и сочетание в одном художественном явлении реальных и фантастических черт.
В итоге автор пытается показать, что факты, относящиеся к далекому прошлому, имеют прямое отношение к жизни, современной писателю.
С помощью гротеска Салтыков-Щедрин говорит о том, что даже не нужно быть человеком, чтобы быть градоначальником. Характерно и наличие в произведении образов-символов. Это Угрюм-Бурчеев, который выражает идею деспотизма, образ смерча — в конце произведения — символ божьей кары.
Сатира Салтыкова-Щедрина нашла свое выражение также и в его сказках, где основным художественным приемом автора стал гротеск.
Как известно, сказки — итог творчества писателя. Жанр он выбрал и из цензурных соображений, дабы скрыть истинную подоплеку своих произведений.
В своих сказках Салтыков-Щедрин освещает такие темы, как обличение самодержавия, критика гос- Подствующих сословий, критика либерализма и тему народа.
Сказки Щедрина явились острой и актуальной сатирой. Сам по себе жанр сказок — емкий, лаконичный, новаторский. Писатель опирается на две традиции — сказочную и басенную.
Сказочная традиция выразилась в форме сказок с ее неизменными атрибутами — зачин, концовка, а также сказочные персонажи с традиционными амплуа. Басенная традиция выразилась в том, что его сказки называли баснями в прозе.
Итак, Сатира играла огромную роль в произведениях Салтыкова-Щедрина. Пользуясь таким художественным приемом, как гротеск, писатель обличает все существенные недостатки и государственного строя России, и бюрократического аппарата.
Композиция
Сказка «Дикий помещик» — небольшое произведение, которое в «Fædrelandet notater» заняло всего несколько страниц. В нем рассказывается о глупом хозяине, который без конца мучил работавших на него крестьян из-за «запаха рабов».
В начале произведения главный герой обратился к Богу с просьбой навсегда избавиться от этого мрака и ненавистного окружения. Когда мольбы помещика об избавлении от крестьян были услышаны, он остался совсем один в своем большом имении.
Кульминация рассказа в полной мере раскрывает беспомощность барина без крестьян, которые в его жизни были источником всех благ. Когда они исчезли, некогда лощеный господин быстро превратился в дикого зверя: перестал мыться, ухаживать за собой и есть обычную человеческую пищу.
Жизнь помещика превратилась в унылое, ничем не примечательное существование, где не было места радости и удовольствиям. В этом и заключался смысл названия рассказа — нежелание поступиться собственными принципами неизбежно ведет к «дикости» — гражданской, интеллектуальной, политической.
В роспуске работы помещик, совершенно бедный и беглый, совершенно теряет рассудок.
Литературная деятельность поэта
В творчестве высмеиваются общественные традиции, «процветание» цивилизации, моральная «деградация» помещиков и многое другое. Но, чаще всего, «удар» приходится на правительство за кровожадность и оскорбления. А также и на крестьян за их трусость и молчанье. Сатира Салтыкова-Щедрина пронизана революционными настроями и наполнена публицистической направленностью. Он изображает всё происходящее в остром и критичном свете.
Писатель с помощью кратко написанных сказок собственного сочинения выражает мысли об укладе страны. Сказки Михаила Евграфовича показывают все беды и горести, происходящие вокруг. С их помощью сатирик борется с окружающим бесчинством.
Героями юмористических рассказов являются животные, напоминающие читателю людей. Они живут такой же непримечательной жизнью, как и люди: работают, читают газеты, получают зарплату и платят налоги. Это и придаёт некую изюминку его сказкам. Поэт подробно описывает жизнь животных, показывая трудности в России конца XIX века.
Почти все щедринские герои произведений носят «говорящие» фамилии:
- Негодяев.
- Угрюм-Бурчаев.
- Перехват — Залихватский.
- Василиск Бородавкин.
- Прыщ.
Он с лёгкостью обходит суд цензоров, ведь все его революционные мысли были искусно завуалированы. Поскольку, большее количество его произведений — это сказки для детей, то никто не искал скрытого в них смысла, просто наслаждались чтением. Он использовал аллегорию при написании своих творений.
Сказка в стиле Салтыкова-Щедрина высмеивает всё самое неблагоприятное в человеке и обществе. Главный художественный приём автора — гротеск.
Краткий анализ
- Год написания — 1869
- История создания — Не умея открыто высмеивать пороки самодержавия, Салтыков-Щедрин прибегает к иносказательной литературной форме — сказке.
- Тема — В произведении Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» раскрывается тема положения крепостных крестьян в условиях царской России, нелепость существования класса помещиков, не умеющих и не желающих работать самостоятельно.
- Композиция — Сюжет рассказа основан на гротескной ситуации, за которой скрываются реальные отношения между классами помещиков и крепостных. Несмотря на небольшой размер произведения, композиция выполнена по стандартному плану: сюжет, кульминация и развязка.
- Жанр — Сатирический рассказ.
- Направление — Эпическое.
Об авторе
Михаил Евграфович не мог не замечать противоречий социального строя. Получив блестящее по тем временам образование, Салтыков‑Щедрин стал работать в канцелярии военного ведомства, что тоже не могло не сказаться на ощущении несправедливости, царящей в обществе. Искренне волнуясь за дальнейшую судьбу своей родины, молодой автор начал громко высказывать свое мнение. Несмотря на то что восприятие писателем действительности было крайне трагическим, он вошел в литературу как сатирик.
Несмотря на то что Салтыков‑Щедрин считается сатириком, его книги, на мой взгляд, несут в себе истинный трагизм. Здесь писатель не просто высмеивает не нравящиеся ему черты общества, а искренне озабочен размерами тех глупостей, которые мешают жить людям в родной стране. Таким образом автор пытается помочь решить назревшие проблемы, показать людям, как нелепо и смешно выглядят пороки (а ведь больше всего человек боится выглядеть смешно и нелепо). Сатира всегда была очень действенным орудием в руках умелого писателя.
Характеристика Градоначальников города Глупов
Роман «История одного города», созданный Михаилом Салтыковым-Щедриным в конце девятнадцатого века, является по-настоящему сатирическим произведением, в котором обличаются пороки власти, которая в то время была абсолютной. Именно поэтому основной темой, которая затрагивается в произведении, является тема простого народа и самовластного правительства, их взаимоотношений и взаимодействия.
В каждой главе романа «История одного города» Салтыков-Щедрин показывает своим читателям, как живут люди во времена правительства абсолютной власти, как именно эта власть в лице градоначальников распоряжается своими правами и насколько хорошо выполняет свои обязанности. Знаменитая опись градоначальников, приведённая в книге, указывает, что всего за историю города Глупова их было двадцать два. Нетрудно заметить, что все они были несколько странноватыми. К примеру, первый градоначальник Глупова, Дементий Брудастый, назначен на свою должность был в суете, от чего никто и не заметил, что в голове этого любопытного человека находится самый настоящий маленький «органчик», а последний правитель города, Угрюм-Бурчеев, человек не самых высоких умственных способностей, и вовсе разрушил весь город, чтобы построить на его месте новый, правда, толком непонятно, зачем и для чего это было ему нужно.
В своём романе «История одного города» Салтыков-Щедрин использует говорящие фамилии для того, чтобы лучше подчеркнуть характерные особенности каждого из градоначальников. К примеру, Эраст Грустимов, один из самых трепетных и нежных правителей Глупова, скончался от меланхолии, однако до того успел оставить после себя несколько романов и повысить дань с выкупа до пяти тысяч рублей в год, а Онуфрий Негодяев попросту разрушил все дороги, а из полученного камня выстроил монументы. Стоит заметить, что все двадцать два градоначальника были именно такими – странными, гротескными, однако очень хорошо отражающими основные негативные черты, которыми грешна практически каждая власть – это и жадность, и желание навариться на подчинённых, и недальновидность, и непрактичность, и банальная глупость. Ведь, если задуматься, основная разница между жителями города и представителями власти заключается лишь в том, что вторые оказались в нужное время в нужном месте, а первые просто продолжали жить так, как они жили раньше, без особых взлётов и падений.
Невозможно не заметить факт того, что произведение «История одного города» наполнено многими абсолютно фантастическими и неправдоподобным моментами, однако можно догадаться, что за этим гротеском скрывается истина – та, какой её видит Михаил Салтыков-Щедрин. Обличая градоначальников в их невежестве и их грехах, писатель не стесняется обращаться к средствам художественной выразительности, ведь с их помощью роман становится куда более наглядным и понятным для восприятия читателей – нетрудно себе представить фантастический образ градоначальника с фаршированной головой или же правителя с органчиком вместо головы. В этой доступности для понимания каждому человеку и заключается сила данного произведения.
Я полагаю, что роман Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города» очень чётко отражает действительность, всё то, что происходило во времена правления абсолютной власти. До конца непонятно, чем руководствовались предыдущие правители, подыскивая себе достойную, как им казалось, замену, а также то, почему царил такой беспредел и такое своеволие, однако одно очевидно – годы идут, поколения сменяются, а во многом данное произведение остаётся актуальным и понятным и в наши дни. Человеческим фактором сложно пренебречь, поэтому все мы люди со своими грехами, желаниями найти собственную выгоду и устроить свою жизнь получше
Просто важно не забывать то, что в первую очередь нужно оставаться человеком с большой буквы – уважать чужой труд, извлекать уроки из истории, анализировать и подходить к жизни рационально и рассудительно, тогда и жизнь будет радовать в ответ, а не приносить неожиданные разочарования и огорчения, которые, на самом-то деле, можно было и предвидеть, если внимательно относиться к жизни
10 класс
Сочинение Сатира в произведениях и сказках Салтыкова-Щедрина
Одним из важнейших орудий в творчестве Салтыкова-Щедрина стал его юмор. Углубляя традиции гоголевской сатиры, автор написал немалое количество работ, которые подвергли грубейшей критике не только государственное устройство России во второй половине XIX века, но и общественные реформы в целом. Отстаивая мысль о разрушении установившихся рабочих порядков и обновлении революционного строя царской России, Михаил Евграфович подробно описывал свою точку зрения в своих произведениях.
Детство Салтыкова-Щедрина оказалось нелёгким. Взаимоотношения в семье были довольно натянутыми, что и понимал сам автор. Как факт, известно, что абсолютно всё берёт начало из семьи. Именно поэтому автор использовал образы членов своего рода для описания героев его сатирических произведений. Таким образом, характер и повадки родных братьев Михаила Евграфовича были отражены в образе Иудушки Головлева (“Господа Головлевы”). Писатель также взял за основу своих героинь образ матери, описывая жестоких женщин-помещиц в таких произведениях, как “Госпожа Падейкова”, “Благонамеренные речи”, Пошехонская старина” и др.
Сказки Салтыкова служили ему обходным путём, благодаря которому автор избегал цензуру, которая в то время была довольно строгой. Михаил Евграфович выражал свои мысли в столь аллегоричной форме, что она позволяла ему без утайки правды говорить о насущных проблемах, не опасаясь, что его произведения сочтут крамолой. Слова и идеи в сказках завуалированы так, что далеко не каждый сможет прочитать между строк действительную тему конкретной работы. Так как сказки ориентированы на детей юного возраста, не многие на самом деле стали бы вникать в истинную суть, наслаждаясь поверхностным повествованием.
Читая работы Салыткова-Щедрина, люди нередко задаются вопросом о том, к какому жанру лучше отнести какие-либо произведения. Представления о традиционном творчестве жанров, которыми орудовал Михаил Евграфович, разрушаются, открывая новые горизонты для читателя. Умение автора аккуратно и грамотно подбирать слова для описания тех или иных ситуаций сложилось в сложную, но тем самым гениальную художественную систему, которая продолжает восхищать и вдохновлять читателей не бояться собственных мыслей и идей. Именно за это произведения автора по сей день не теряют актуальности и продолжают впечатлять даже самых скептичных читателей.
Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.
Глуповцы
– Что представляют собой глуповцы? Как
ведут себя под игом самовластия?
Основные их качества: неиссякаемое терпение
и слепая вера в начальство: «Мы люди привычные!
– Мы претерпеть могим. Ежели нас теперича всех в
кучу сложить и с четырёх сторон запалить – мы и
тогда противного слова не молвим!» (Глава
«Голодный город». С. 344.)
На эти их качества указывают даже
звукоизобразительные характеристики.
Понаблюдав, мы увидим, что звукоизобразительные
характеристики градоначальников и глуповцев
резко отличаются. Произведение
Салтыкова-Щедрина насыщено звуками, причём
звуковая палитра писателя преобладает над
цветовой.
Кажется, что зрительные образы нарисованы не в
цвете, а карандашом. А вот за яркость и
разнообразие звуковых красок «История одного
города» названа «симфонией в слове». Здесь отсутствуют звуки
спокойные, нейтральные. В гротескном мире
произведения обычные звуки реальной жизни
приобретают фантастический оттенок, так
называемый звуковой гиперболизм.
– Какие же звуки сопровождают
градоначальников и глуповцев? На какие
характерные черты глуповцев и градоначальников
указывают звукоизобразительные характеристики?
Черты характера |
Звукоизобразительная характеристика градоначальников |
Звукоизобразительная характеристика глуповцев |
Черты характера |
тупость | окрики, крики восклицания |
стоны | неразвитость |
грубость | звуки труб и барабанов |
вопли | покорность |
жестокость | раскаты грома |
тишина | долготерпение |
идиотизм | хлопки | безмолвие | начальстволюбие |
ограниченное властолюбие |
гул | лепет | смирение |
свист | шёпот | темнота | |
треск | вздохи | ||
грохот | ропот | ||
плач | |||
“тихо гудела, шипела толпа” |
Жестокий бюрократический режим самодержавной
власти, подавляя всё человеческое в человеке,
выступает и как враг подлинно прекрасной музыки.
Музыка редко звучит в Глупове, а если звучит, то
претерпевает странные метаморфозы, лишаясь
одухотворённости, красоты, гармонии. Поэтому и
слышим здесь обычно какофонию.
Вспомним главу «Фантастический
путешественник».
– Как приказал встречать себя Фердыщенко
после путешествия по городскому выгону?
«Стучали тазы, потрясали бубнами и даже
играла одна скрипка». (С. 368.)
Последняя деталь особенно выразительна.
Несовместимые тембровые окраски: поющая скрипка
и «бубно-тазовая» какофония. Писатель
создаёт своеобразный аналог музыкального
гротеска. Поэтому не случайно, наверное,
появилась опера-блеф В.Осинского и Б.Тихомирова
«Без царя в голове» (по мотивам «Истории одного
города»).
Авторы тоже используют приём гротеска. Вместо
музыки – уродливый перевёртыш.
(Слушание фрагмента оперы.)
– На кого же направляет свою сатиру
М.Е. Салтыков-Щедрин?
Судя по звукоизобразительным
характеристикам, мы можем сказать, что сатира
писателя направлена и на самодержавных
правителей, и на покорность и долготерпение
народа.
– Но возможно ли смеяться над народом?
Ведь именно в этом обвинял Щедрина критик
Суворин. А сатирик отвечает: «Мне кажется, что в
слове народ надо отличать два понятия: народ
исторический и народ, представляющий собой идею
демократизма. Первому, вынесшему на своих плечах
Бородавкиных, Бурчеевых и т.п., я действительно
сочувствовать не могу. Второму я всегда
сочувствовал, и все мои сочинения полны этим
сочувствием».
– О каком же «народе» идёт речь в
произведении?
Скорее всего, речь идёт о народе
«историческом». Этот народ в 60-е годы
XIX века продолжал нести ярмо царского
самодержавия.
Надежды революционеров-демократов на близкую
народную революцию оказались тщетными. Писатель
приходит к выводу, что «корень зла» состоит в
политической неразвитости масс, в их
общественной пассивности. Давайте понаблюдаем
историю «брожения глуповских умов»
бурчеевского правления и составим схему.
Исходной точкой возьмём «рабскую
повинность».
Рабская привычка к повиновению |
Бунт на коленях. “Знали они, что бунтуют, но не стоять на коленях не могли» |
Глуповцы “взялись за ум” |
Выбор ходока к властям (ходок Евсеич) |
Снова посылают ходока (ходок Пахомыч) |
“Сидели и ждали” |
“Взглянули друг на друга и устыдились” (Глава «Подтверждение покаяния». С.469) |
“Раздражение росло” |
Ночные совещания (там же. С.471) |
Взрыв. Крушение тирана |
Крушение тирана было внезапным. (Глава
«Подтверждение покаяния». С. 471–472.) Началась
катастрофа с бунта реки, затем появилось
«оно», потом история прекратила своё
существование.
Об авторе
Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.
Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».
По роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Урок начинается с
обсуждения прочитанного.
– Какое впечатление произвёл на вас роман
М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного
города»?
(– Читалось трудно, многое было неясно.
– Смешно, интересно.
– Многое напоминало сегодняшний день.)
Учитель. Да, отношение к произведению
противоречивое, но это не потому, что роман был
написан давно (вы отметили, что многие страницы
списаны с сегодняшнего дня), а дело в том, что так
было всегда со времени выхода «Истории одного
города».
Оценка романа современниками (сообщение
ученика). Это произведение впервые вышло
отдельным изданием в 1870 году. До этого книга
печаталась в несколько приёмов в «Отечественных
записках». Сразу по выходе книги в свет
И.С. Тургенев, находившийся тогда в Лондоне,
писал Михаилу Евграфовичу: «На днях получил
Вашу «Историю одного города»… прочёл её
немедленно… Под своей резко сатирической,
иногда фантастической формой, своим
злободневным юмором, напоминающим лучшие
страницы Свифта, «История одного города»
представляет самое правдивое воспроизведение
одной из коренных сторон российской
физиономии…»
Но подобное отношение к новому творению
Щедрина было далеко не единодушным. Некоторые
читатели и критики встретили его более чем
прохладно. В апрельском номере журнала «Вестник
Европы» за 1871 год появилась критическая
статья, посвящённая «Истории одного города»,
которая называлась «Историческая сатира». Автор
её рассматривал книгу как сатиру на русскую
историю и в этой связи обвинял писателя в самых
разных грехах: в «поверхностном знакомстве с
историей XVIII века и вообще с историей русского
народа», в «неясности позиции автора», в
«смехе для смеха» и старании «позабавить
читателя во что бы то ни стало», в отсутствии
«всякой руководящей идеи». Одним из главных
пунктов обвинения был тезис о глумлении сатирика
над народом. Подписана статья была псевдонимом
А.Б-ов, за которым скрылся А.С. Суворин – в то
время либеральный критик. Салтыкова статья
Суворина возмутила и непониманием замысла книги,
её истинной направленности и художественного
своеобразия. Он написал официальное письмо в
редакцию «Вестника Европы», в котором объяснил
замысел «Истории одного города». Но
«объяснение» автора было положено под сукно
и пролежало в архиве ответственного редактора
Стасюлевича сорок с лишним лет.
Чем же объяснялась разноголосица мнений по
поводу новой сатиры Щедрина? Прежде всего
различием в идейных позициях её читателей
Но
немаловажное значение имело и то обстоятельство,
что по своей художественной структуре книга была
необычной, сложной. Не случайно И.С. Тургенев в
своей рецензии назвал её «странной и
замечательной»
Это и в самом деле одно из
самых своеобразных произведений русской
сатирической литературы.
Литературная деятельность поэта
Писатель с помощью кратко написанных сказок собственного сочинения выражает мысли об укладе страны. Сказки Михаила Евграфовича показывают все беды и горести, происходящие вокруг. С их помощью сатирик борется с окружающим бесчинством.
Героями юмористических рассказов являются животные, напоминающие читателю людей. Они живут такой же непримечательной жизнью, как и люди: работают, читают газеты, получают зарплату и платят налоги. Это и придаёт некую изюминку его сказкам. Поэт подробно описывает жизнь животных, показывая трудности в России конца XIX века.
- Негодяев.
- Угрюм-Бурчаев.
- Перехват — Залихватский.
- Василиск Бородавкин.
- Прыщ.
Он с лёгкостью обходит суд цензоров, ведь все его революционные мысли были искусно завуалированы. Поскольку, большее количество его произведений — это сказки для детей, то никто не искал скрытого в них смысла, просто наслаждались чтением. Он использовал аллегорию при написании своих творений.
Сказка в стиле Салтыкова-Щедрина высмеивает всё самое неблагоприятное в человеке и обществе. Главный художественный приём автора — гротеск.
Сюжет произведения
В «Киселе» Салтыкова-Щедрина она развивается последовательно, приближая читателя к важному выводу. Господа попробовали кисель, приготовленный крестьянкой
Всем он нравился. Он был и сладок, и мягок. Тогда господа потребовали, чтобы оно было на столе каждый день, потому что они любили побаловать себя таким лакомством.
Вскоре хозяева даже угощали киселем прохожих, и те с удовольствием его ели. Сам Кисель был просто счастлив, что он такой нужный, что его все хвалили.
Но господа устали от угощения. Они стали есть его меньше, а вскоре вообще стали пробовать другие десерты. Было решено подарить поцелуй свинке, которая с удовольствием его съела.
Господа решили развлечься, попутешествовать, а когда вернутся, снова съесть забытое лакомство. Только когда вернулись, то есть ничего не было, а деньги потрачены.
«Дикий помещик»
Теме крепостничества отведено немало места в творчестве Салтыкова-Щедрина. Ему было что сказать читателям на это счет. Однако написание публицистической статьи об отношениях помещиков к крестьянам либо издание художественного произведения в жанре реализма на эту тему было чревато для писателя неприятными последствиями. А потому приходилось прибегать к иносказаниям, легким юмористическим рассказам. В «Диком помещике» речь идет о типичном русском узурпаторе, не отличающемся образованностью и житейской мудростью.
Он ненавидит «мужиков» и мечтает их извести. При этом глупый помещик не понимает, что без крестьян он погибнет. Ведь делать он ничего не хочет, да и не умеет. Можно подумать, что прототипом героя сказки является некий помещик, которого, быть может, писатель встречал в реальной жизни. Но нет. Речь идет не о каком-то определенном барине. А о социальном слое в целом.
В полной мере, без иносказаний, эту тему Салтыков-Щедрин раскрыл в «Господах Головлевых». Герои романа — представители провинциального помещичьего рода — погибают один за другим. Причина их гибели — глупость, невежество, лень. Персонажа сказки «Дикий помещик» ожидает та же участь. Ведь от крестьян он избавился, чему сперва был рад, но вот к жизни без них оказался не готов.
Сказки о животных
Этот вид приключений очень древний. В некотором смысле истории о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображены иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость.
Самая популярная героиня таких сказок – лиса. Она хитра, льстива и мстительна. Часто в сказках о животных присутствует и волк — глупый, жестокий. Еще один отрицательный персонаж – медведь. Угнетатель, угнетающий всех своей силой, медведь также глуп и часто оказывается обманутым.
Кролик (как, например, мышь) часто бывает подавленным, обиженным персонажем. В сказках о животных не так уж много положительных персонажей: обычно это кот и петух, которые не сильны, но помогают обиженным, ценят дружбу и радуются жизни.
Примеры из сказок
В сказках в виде животных, птиц, рыб писатель описывал человеческие пороки:
- лень;
- жестокость;
- жадность;
- эгоцентризм;
- рабство;
- глупость.
В сказке «Премудрый пескарь» повествование идёт о пескаре, который прожил свою жизнь в страхе, не думая ни о ком, за исключением самого себя. Прежде чем погибнуть, он понимает, что всё было бесполезно, ведь он не жил, а существовал. Он никому не помог, никого не утешил, не приютил, не обогрел. И главное — не испытал счастья.
В сказке «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин высмеивает высокомерное обращение помещиков к простому народу. Помещик думает, что в царстве слишком много мужиков развелось. Но после исчезновения крестьян жизнь лучше не становится. В конце концов, он превращается в животное.
У них имеется старое поколение, которое полагает, что пороки обязаны с достоинством носить свой флаг. Но присутствует и молодое поколение, которое считает, что может притвориться «хорошенькими», чтобы пройти в дом.
Человека можно встретить реже. Но он всё-таки присутствует в произведениях. К примеру, газетчик-обманщик выражает недовольство, ведь правдивость начала обесцениваться. Легкомысленный читатель верит в это и оказывается в тюрьме, где умирает из-за болезни. А газетчик радуется!
В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» продемонстрированы в виде действующих лиц нахлебники. Очутившись на островке, где есть всё необходимое для пропитания, генералы не могли ничего сделать самостоятельно. Более того, они считали, что труд — это унизительно для таких людей, как они. Если б не мужчина, который прислуживал им, они бы умерли.
Способна ли сатира Салтыков-Щедрина улучшить мир? Да, ведь смеясь над всем гнилым, подлым и бессмысленным, человек поднимается над этим, признаёт свои ошибки и проблемы. Поэт пытается в своих произведениях направить человечество «на путь истинный».
Заключение
Итак, в данной работе мы рассмотрели историю возникновения сказок Салтыкова-Щедрина и проанализировали особенности сатиры и юмора (уподобления, иносказания или эзопова языка, просторечие и фразеологизм.) в сказках, «Дикий помещик» и «Медведь на воеводстве».
Какие же выводы следуют из нашего анализа?
Щедринская сказка – это сочетание традиций художественной литературы и фольклора. Его сатира формировалась из образности народной речи, зоологических уподоблений, иносказания, фантастики.
Главная цель сатиры и юмора Салтыкова-Щедрина показать реальную действительность в отрицательном и смешном виде. Зоологические уподобления – один из наиболее остроумных приёмов в достижении этой цели.
Близость сатиры Салтыкова-Щедрина к произведениям фольклора прослеживается в использовании народного языка – просторечий и разговорной речи, а так же фразеологических конструкций, в том числе пословиц и поговорок, традиционных сказочных приёмов. Всё это не затемняет смысла сказок, а создаёт комический эффект.
Фантастика Щедринских сказок реальна, несёт в себе обобщённое содержание. (Топтыгины пришли в лес «внутренних супостатов усмирять»).
Включение образов животного мира в прозвища (Топтыгин, осёл, Дикий зверь), пословицы и поговорки – обычный приём сатирической и шутливой народной речи. Приближая формы сатирических произведений к сказке, наиболее доступную народу и любимую ими, Салтыков-Щедрин как бы переименовывая всё идейно-тематическое богатство своей сатиры, где демонстрирует юмор, фантастику, иносказание.
Щедринские сказки – это и великолепный сатирический памятник минувшей эпохи, и действительное средство нашей сегодняшней жизни. «Сказки» Салтыкова-Щедрина не утратили своей яркой жизненности; они по-прежнему остаются в высшей степени полезной и увлекательной книгой. Это совершенное художественное творение великого сатирика и сегодня щедро обогащает нас мудрыми мыслями, меткими образами, яркими афоризмами.
План:
1.Введение. Рождение сатиры и юмора.
2.История возникновения сказок Салтыкова-Щедрина.
3.Особонности сатиры Салтыкова-Щедрина, проявившиеся в сказках «Дикий помещик» и «Медведь на воеводстве».
4.Выразительные средства сатиры и юмора с сказках Салтыкова-Щедрина.
5.Фразеологизм как средство сатиры в сказках Салтыкова-Щедрина.
6.Заключение. Бессмертная сила иносказания.
12
Используемая литература:
-
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966.
-
Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин: Искусство сатиры — М.: Современник, 1976.
-
Вершины: Книга о выдающихся произведениях литературы. / Сост. В.И. Кулешова. – М.: Детская литература, 1983.
-
Квятковский А. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966.
-
Ожегов С.И. Словарь русского языка. / под редакцией Шведовой 18 издание. М.: Русский язык, 1987.
-
Салтыков-Щедрин М.Е. Избранные сочинения. М.: Художественная литература 1989.
-
Салтыков-Щедрин Сатирические романы и сказки. М.: Московский рабочий 1987.
-
Шанский Н.М. Русский язык. Справочные материалы. Просвещение 1987.
13
Словарь терминов.
Аллегория – изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ. Так, в сказках под видом животных аллегорически изображаются определённые лица или социальные явления.
Афоризм – изречение, выражающее с предельной лаконичностью какую-либо оригинальную мысль.
Гипербола – преувеличение, используется в целях усиления художественного впечатления.
Гротеск – в литературе и искусстве одна из разновидностей комического, сочетающая в комической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.
Иносказание – см. Аллегория.
Просторечие – слова, выражения, обороты, формы словоизменения, не входящие в норму литературной речи; часто допускаются в литературных произведениях и разговорной речи для создания определённого колорита.
Сатира – специфичная форма художественного отображения действительности, посредством которой обличаются и выслеживаются отрицательные явления.
Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.
Уподобление – стилистический оборот на основе развёрнутого сравнения.
Фольклор – вид словесного искусства народной мудрости.
Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, используемое для показывания отдельных предметов, признаков, действий.
Эзопов язык – иносказательный замаскированный.
Юмор – наиболее жизнеутверждающая и сложная форма комического.