А. с. пушкин. «борис годунов». краткое содержание и анализ

Анализ пьесы пушкина «борис годунов»

Читать краткое содержание Пушкин Борис Годунов

В драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» описаны события конца 16 и начала 17 века.

Действие начинается с разговора князей Шуйского и Воротынского в 1598 году. Бояре, патриарх, народ уже месяц уговаривают Бориса Годунова стать царем. Однако он сидит в монастыре и не выходит. Воротынский беспокоится, что будет, если Борис так и не пожелает взойти на престол. Шуйский уверен, что этого быть не может, иначе можно считать, что царевича Димитрия убили зря. Шуйский рассказывает, что он был послан в Углич после совершения преступления и узнал настоящего виновника убиения младенца царевича. Обличить Бориса он не посмел.

Князья рассуждают о том, что они не менее знатные, чем Годунов, и один из них тоже мог бы стать царем. Тут они слышат, что на площадь идет народ. Из разговоров становится ясно, что Годунов не согласился пока. Патриарх обещает людям завтра продолжать переговоры с Борисом.

На Красной площади собрались люди и ждут решения. У одной бабы плачет ребенок, и она его успокаивает. Народ упрашивает Бориса властвовать над ними. Потом все начинают плакать. Многие даже не понимают причину всеобщего плача. Та баба с ребенком бросает своего малыша на землю, потому что пришло время, когда надо громко кричать. Борис соглашается принять царский венец. Он напоминает боярам, что принял царствование только по необходимости.

Дальше действие переносится в 1603 год. В Чудовом монастыре в келье сидят монахи. Молодой Григорий после сна наблюдает за старцем Пименом, который пишет летопись. Григорий рассказывает свой сон, повторявшийся трижды. Пимен объясняет тревожное сновидение молодостью монаха, его горячей кровью. Григорий жалеет, что так рано ушел в монастырь. Пимен вспоминает царя Иоанна Грозного, как он приходил в монастырь каяться. Григорий просит Пимена рассказать об убийстве царевича Димитрия. Старец сказал, что царевича нашли у царицы зарезанным, мать была в горе. Когда привели подозреваемых убийц, они назвали Годунова. Григорий узнает, что убитому царевичу было около семи лет, и сейчас бы он был ровесником Григория.

Становится известно о побеге из монастыря молодого монаха Григория Отрепьева. Старец Пимен, говорит, что Отрепьев напоследок сказал, что станет называться царевичем Димитрием и пойдет править в Москве. Тем временем Годунов в царских палатах мучается от страшных видений. Он спокойно не может жить, потому что часто вспоминает убитого младенца царевича.

Самозванец добирается до литовской границы и останавливается переночевать в корчме вместе бродячими монахами. Вдруг на постоялый двор приходят сторожевые приставы, они ищут преступника, объявившего себя царевичем. Зачитав грамоту с приметами самозванца, они разоблачают Отрепьева, но Григорий сбегает от них.

В Москве князь Пушкин сообщает князю Шуйскому о самозванце. Шуйский поражен, на следующий день он является к Борису Годунову и сообщает новость ему. Борис Годунов напуган, он начинает выспрашивать у Шуйского, точно ли царевич Димитрий был убит тогда. Борис грозит Шуйскому.

Самозванец в Кракове обещает католическому священнику, что он, истинный правитель Руси, воссядет на престоле и примет католичество, а потом обратит в католичество и всех людей. За эти обещания поляки готовы помогать самозванцу. Некоторые из окружения самозванца искренне верят ему и поэтому, думая, что служат своей стране, помогают. Таков князь Курбский. Донские казаки с радостью поддерживают самозванца.

Григорий Отрепьев направляется к Москве. Уже он в Самборе, и там он влюбляется в дочь воеводы Мнишека. Ночью на свидании с Мариной Отрепьев раскрывает ей свою тайну, говорит, что он всего лишь черноризец, назвавшийся царевичем Димитрием. Гришка Отрепьев потерял голову, он мечтает только о любви Марины. Она холодна и расчетлива. Смеется над Григорием, что он не выдержал и все рассказал ей. Обещает стать его женой, только когда самозванец будет царем.

Борис Годунов собирает бояр и просит их придумать, как справиться с самозванцем. Патриарх рассказывает, что около могилы убиенного царевича совершаются чудеса. Если бы царевич не был убит, не было бы чудес.

В Москве при народе Бориса Годунова обличает юродивый Николка. Он говорит, что его воины обижают. Просит Годунова приказать из зарезать, как это было сделано с царевичем.

Лжедмитрий продолжает наступление, Борис Годунов тем временем неожиданно умирает в Москве. По приказу князя Пушкина Лжедмитрий провозглашен царем, дети Годунова и его жена задушены. Народу сказано, что Мария Годунова и ее дети отравились. И когда люди слышат, что царем их будет царевич Димитрий (самозванец), они молчат. Этот молчаливый протест показывает, что народ не так наивен и бездумен, как думают власти.

Вариант 2

Трагедия Пушкина «Борис Годунов» является самой загадочной историей и самой сложной как для читателя, так для различных критиков. Многие люди, которые пытались снять фильм, по этой трагедии не улавливали саму суть, саму загадку и сложность «Бориса Годунова», поэтому чаще всего фильмы выходили не такими потрясающими как книга. Многие литературоведы писали, что многие моменты из книги напоминают определённых людей в истории, а также события. Например, что в персонаже Самозванец, Пушкин на самом деле показал себя, в образе Бориса — правителя Александра 1, а Гришка Отрепьев — это некий предвестник восстания декабристов.

Главная тема трагедии «Борис Годунов» — это тема власти и величия, к которой стремятся персонажи повести. Они идут к ней, невзирая на других и на правила приличия, они показывают свой настоящий характер, свою гордость и самолюбие. Герои забывают о том что царская власть для всех верующих означает, что царь некий посланник Бога, который должен защищать свой народ, от различных бед забыв о своих личных проблемах. Но не один из героев, не подходит для этого, ведь они все это делают лишь для собственного величия.

Народ великой страны молиться всевышнему за царя, чтобы он правил долго и светло. Подданные подают в отчаянье и начинают презирать себя после того как убили Дмитрия, и на престол зашел Годунов. Самое интересное, что еще неясно, что царевича убили, а также кто это сделал, поэтому многих людей привлекает эта загадочность, которая есть в трагедии Пушкина.

Основная идея трагедии «Борис Годунов», тем, что царя, Бориса погубила его гордыня, ужасный характер, но самое главное властолюбие. Во время всей истории, он конфликтует со своей совестью, и всеми силами пытается выйти из этого конфликта победителем. Но все заканчивается тем, что он находит выход только в покаянии. Но не в обычном покаянии перед Богом, рассказывая обо всех своих ошибках и неудачах. Для Годунова покаяние — это отказаться от власти, от престола и величия. Но он не готов каяться перед Богом и лишиться власти, даже перед смертельной опасность, но не готов это делать: «Повремени, Владыка патриарх, // я царь ещё…». Годунов передает свою власть сыну и дает ему советы, что и как нужно делать, когда ты царь. Можно подумать, что он любит своего ребенка, но даже это делается из собственной гордыни: «кто любит сына или дочь более, нежели Меня, тот не достоит Меня…».

В конце понятно, что стремление Бориса к власти, собственного величия над другими людьми сделали его очень гордым и нанесли на него некое проклятие судьбы. Может если бы он отрекся от власти, покаялся Богу, он бы смог жить дальше, но из собственных противоречий, он не смог это сделать.

Краткое описание отрывка «Борис Годунов»

В отрывке описывается Борис Годунов, который приходит к Федору и получает предложение стать царем. Борис, хотя и не желает брать на себя такую ответственность, соглашается подписать бумагу о своем короновании. В это время он встречает княжну Марину, которая сообщает ему, что народ волнуется и считает его правопреемником Ивана Грозного. Борис решает уйти и обдумать предложение.

В отрывке также описывается Федор, младший брат Бориса, который затевает комплот против своего старшего брата. Федор хочет сам стать царем и надеется на помощь Шуйского, но тот отказывается от участия в заговоре. В конце отрывка Федор уходит, пытаясь найти союзников для своего плана.

Отрывок «Борис Годунов» описывает интриги и борьбу за власть, которые происходят после смерти Ивана Грозного. В нем освещаются характеры главных героев и представляются ключевые сюжетные линии произведения. Отрывок создает интригу и вызывает желание продолжить чтение, чтобы узнать, как разовьются события и что из этого выйдет для главных героев.

Внутренний конфликт главного героя

«Вспомни, государь, ты сам,

Где мы вчера на патере седели?

Зикимуша в потемках головой покивал:

«А признайся: там чувство странное

Вползло в грудь? Ты мало в душе от нас ощущаешь?»

Эти строки показывают, что Борис Годунов испытывает внутреннее недовольство и разочарование в своих поступках. Он вспоминает вчерашние события и намекает на то, что его сердце не в полной мере соединено с народом. Слова «чувство странное вползло в грудь» указывают на то, что у героя возникают внутренние колебания и сомнения в своей правоте.

Такое описание внутреннего конфликта главного героя придает ему глубину и интересность. Оно позволяет нам увидеть его как сложного и противоречивого человека, а не только властного правителя. Внутренние сомнения и размышления героя открывают его характер и внутренний мир, делая его более реальным и стоящим перед нами.

Главная часть «Бориса Годунова» – анализ

Отношение народа к Борису в главной части трагедии

В «главной части» уже обнаруживаются все результаты этой лжи. Из тихой монастырской кельи летописца Пимена выходит самозванец. Пимен, старик, чуждый мелких интересов современности, возвысившийся над волной текущей жизни, произносит свой суд Борису. Тем ужаснее этот суд, чем он чище, свободнее от личных интересов. Старый монах является воплощением народной совести, возмущенной преступлением царя и требующей возмездия. Таким образом, если недовольство бояр и равнодушие народа рождают исторические условия, благоприятные для падения Бориса, то в осуждении его за содеянное преступление (убийство царевича Дмитрия), осуждении, очевидно, все растущем в сознании народа нарастает новое, самое главное условие гибели Бориса «нравственное». Из добродушно-бесстрастного народ делается теперь строгим судьей Бориса, судьей неподкупным, не ценящим даже на то добро, которое Борис творит, как правитель.

Монолог Бориса

Монолог Бориса: «Достиг я высшей власти» – рисует весь трагизм его положения: по-видимому, он достиг апогея своего величия, но счастья не обрел. Он видит, что какая-то неумолимая, злая сила подтачивает его благополучие… В толпе, выкликавшей имя Бориса, не видно было любви к нему, но не было и открытого нерасположения к нему, теперь мы узнаем, что народное настроение успело выясниться и определиться не в пользу Бориса. Призрак народного избранничества рассеялся. Борис увидел перед собой народ, готовый верить всякой сплетне и клевете, касающейся царя.

Вот почему в душе Годунова нет покоя. И совесть мучит его за содеянное злодеяние. Но он еще не понимает, что и голос народа, и голос его совести – это нарастающее возмездие за преступление.

Отношение бояр к Борису в главной части драмы

В доме Шуйского собираются бояре. В речах присутствующих чуется уже, что измена Борису готова

Боярам решительно нет дела до преступления Бориса, им важно лишь свалить ненавистного им «выскочку». Для этого они готовы мутить народ и перейти на сторону самозванца

События развертываются все быстрее и быстрее. Но вот, сознание Бориса проясняется. Теперь он все свои беды объясняет тем, что «прогневил небеса». Годунов ждет кары, трепеща от мысли, что она коснется и его дочери («Безвинная! Зачем же ты страдаешь?»), и его сына («Ты невинен… А я за все один отвечу Богу!»).

Александр Сергеевич Пушкин. Портрет работы В. Тропинина, 1827

Природа в творчестве Фета 10 класс

Работы поэта наполнены всеми временами года. Весна описана в зеленом и голубом цвете. От неё просто веет нежностью. Первые цветы, березы только распустившиеся, пушистые вербы. Лето Фет показывает в своих произведениях жарким. Воздух суховат и отдает терпкостью. Поля заполнены желтыми колосьями. Осень слегка хмурая, местами прохладная. Птицы собираются улетать, леса пустеют, все готовятся к зиме. Зима в строках Фета всегда необычайно красивое время года. Снег придает свежесть, а на окнах зима рисует красивейшие узоры. Фет много времени уделял наблюдению за круговоротом природы, за процессами которые происходят в разные времена года.

3 стр., 1197 слов

Человек и природа в лирике А. А. Фета (План- )

… и природой. Природа и любовь в лирике А. Фета План I. А. Фет – поэт удивительный. II. Музыкальность поэзии А. Фета. 1. «Я пришел к тебе с приветом…» – первая публикация поэта. 2. Пейзажная лирика А. Фета. 3. Особенности любовной лирики поэта. …

Специалисты и некоторые критики подчеркивали то, что в работах поэта природа имеет очень детальное описание. Его коллеги или предшественники не могли этим похвастаться. В произведениях встречаются не только всем известные животные и птица, а наоборот поэт мог уделить пару строк и редким видам. Также, если в произведениях других поэтов время суток это что-то обыденное, то Фет может посвятить много строк лишь для того, чтоб описать день или ночь.

Лирика Фета наполнена множеством ярких и позитивных произведений на тему весны. Читая каждое из них, складывается впечатление, что поэт ждет её наступление больше, чем чего-либо. Можно понять, что Фет душой чувствует пришествие данной поры года. По запаху он ощущает скорое прибытие весны

Поэт обращает внимание на все детали. Красиво подчеркивает хоровод листьев, журчащие ручьи и многое другое

Фет сопоставляет природу с человеком.

Если проанализировать стихотворение «На стоге сена ночью южной…», можно сказать что человек, который в этом произведении смотрит на небо, сравнивается с неким неземным ощущением, ощущением растворения в космосе. У поэта пробуждает интерес не то, что он видит, а именно чувства, которые остаются после увиденного. К примеру, взять стихотворение «Ярким солнцем в лесу…». В конце стихотворения Фет дает понять читателю, что качающиеся деревья это лишь иллюзия. Автор придает природе своё душевное настроение. Природа в стихотворениях поэта принимает человеческий облик, а человек наоборот растворяется в красоте природы.

Пора весны для поэта это словно девушка, царица. Природа весенней поры у поэта сравнивается с пробуждением, а вот зима, наоборот, с темной ночью. Также весна у Фета имеет радостные ноты, светлые. Вот зима немного навеивает грусть, печаль, тоску. Просматриваются некие мысли или рассуждения о смерти. Описание зимы у поэта немного схожи с работами А.С. Пушкина, который также мог выжать самое ценное, самое красивое даже из самого маленького элемента природы.

Подводя итоги можно сказать, что описание природы в произведениях Фета связаны неразрывной нитью с душой человека. Суть его стихотворений заключается именно в описании природы с эмоциями, а не просто то, что увидено. Поэт заслуженно считается первым поэтом-импрессионистом. Многие критики хорошо подметили, что Фет это и есть природа.

6 класс, 10 класс

Образ. Характеристика

Годунов потомственный боярин. Если верить легенде, его предком был татарский князь. Он приходится зятем Малюты Скуратова.

…зять палача и сам в душе палач…

Борис Годунов являлся не только хорошим правителем, но и прекрасным семьянином. Сын и дочь главное в его жизни. Он искренне сопереживает горю дочери, потерявшей своего жениха. Скорбит по-покойному вместе с ней. С Феодором Борис постоянно беседует на волнующие его темы, наставляет на путь истинный, дает отеческие советы. Перед смертью признается сыну, что он для него дороже душевного спасенья.

…Чувствую, мой сын, ты мне дороже душевного спасенья…

Годунов хотел быть не только хорошим отцом для своих детей, он хотел стать отцом для всего русского народа. Вступая на престол он признавался боярам, что принимает власть со страхом и смиреньем, обещая быть благим и праведным. В этот момент Борис был искренен в словах. Он не лицемерил и не лукавил.

Несмотря на недостаточный уровень образования, он был умным человеком. Понимал, что за образованными людьми будущее. Признает высокое значение науки.

Простой и душевный человек с добрым сердцем и наделенный здравым смыслом. Властолюбие погубило его, потряся душу и внеся в нее адскую муку. Тревожная страсть довела его до преступления, отравив жизнь.

Несмотря на свойственную ему прямолинейность, Борис начинает хитрить, предпочитая отсиживаться в келье и делать вид, что ему чужда мысль о власти. Хотя именно ради нее была пролита кровь невинного младенца Дмитрия (царевича). От этих мыслей ему неспокойно. Он мечется, теряется. Становится мнительным и раздражительным. Частыми гостями в его опочивальне становятся колдуны.

…в своей опочивальне он заперся с каким-то колдуном…

Характер его в корне меняется. Он уже не похож на прежнего Бориса Годунова. Он ужесточает расправу над боярами, ущемляет права крестьян, окончательно укрепляя крепостное право. Такая политика усиливает недоверчивое отношение к нему народа, которое в скором времени становится враждебным. Они стали приписывать ему то, чего он не совершал. Обвиняли в смерти жениха дочери и его сестры. Это было несправедливо, ведь он всегда был примерным отцом семейства. Люди перестали видеть в нем защитника. В их глазах он стал деспотом, который не только не заботится о благе народа, но и ухудшает и без того их шаткое положение. Для них он убийца. Все его попытки задобрить народ, всего лишь способ удержать смятенье и мятеж.

Хуже всего, то, что он не казнил людей явно. Он предпочитал отправлять их в ссылку, сажать в тюрьмы. Делать это не прилюдно, а втайне ото всех, но сути это не меняло.

…что пользы в том, что явных казней нет…

Спустя шесть лет правления Бориса Годунова Григорий Отрепьев, объявивший себя покойным царевичем Дмитрием, отправляется в Москву, чтобы свергнуть царя с престола. Когда до царя дошли слухи о самозванце, он приказывает арестовывать всех, кто хоть слово молвит о нем.

В разгар войны с Лжедмитрием, Годунов внезапно заболевает и скоропостижно умирает.

Образ Годунова – это образ типичного самодержавца, закончившего правление трагично по той причине, что он не учел силу и значение народа.

Образ исторической личности: Димитрий (Лжедмитрий)

Образ Самозванца в трагедии Пушкина целиком пропитан христианской символикой. Во-первых, сразу читается мотив воскресения царевича (а может, и Иисуса, но судя по настроению произведения, писатель слабо верит в его счастливую возможность). Во-вторых, проводится параллель между истинным Димитрием, принятым «в лик ангелов небесных», и Самозванцем, «неким духом в образе царевича», которого «Тень Грозного усыновила». И если первый ассоциируется с Христом, то второй — явно, с Антихристом. По церковным преданиям, души умерших приходят не просто так, а в связи с «бесовски мне мечтаниями», а идея Димитрия о самозванстве и его жажда власти вполне подходят под это определение. К тому же, Гришка в Литве не скупится на несбыточные обещания, как Антихрист в начале своего прихода, когда он казался всем добрым и щедрым.

Образ Бориса Годунова

Образ Бориса обрисован Пушкиным неоднозначно и, в целом, схож с реальной исторической личностью. С одной стороны, это идеальный правитель, заботящийся о народе, ищущий его любви и обладающий «высоким духом державным» (сразу приходит на ум Софокловский Эдип, тоже, кстати, цареубийца). Он всячески стремится подчеркнуть законность своего престолонаследия и продолжить государственную традицию. Борис трепетно относился к детям, есть исторические свидетельства, что он проводил с ними гораздо больше времени, чем другие правители и находил в этом  душевное успокоение. В пьесе про него говорят: «А он умел и страхом, и любовью, // И славою народ очаровать», и вот здесь мы переходим к отрицательной стороне личности Годунова. Слово «очаровать» во времена Пушкина употреблялось в значении «околдовать», монах Пимен говорит о Борисе: «Его любимая беседа: кудесники, гадатели, колдуньи» (то, что реальный правитель к ним обращался — факт исторический), а в православии это считается грехом. К тому же, Борисово алкание власти свидетельствует о том, что его либеральная политика вызвана не любовью к народу, а желанием возбудить к себе его любовь, потешить самолюбие, потому и наступает разочарование: «Вот черни суд: ищи ж его любви!».

Ещё одна деталь: Годунов воспринимает совесть как голос Божий, основу душевного равновесия (Иоанн Златоуст, кстати, говорил о том же), а если она не чиста, «тогда беда! Как язвой моровой // душа сгорит..» — тут снова параллель с православием: апостол Павел говорил о «сожжённых совестью», а Иоанн Златоуст, что «огнём поедает совесть». В этом же своём монологе Борис упоминает о «мальчиках кровавых в глазах». Это, известное в те времена, Псковское выражение о крайнем напряжении, связанном с приливом крови, в устах царя звучит практически как признание своей вины.

Анализ сюжета

Сюжет произведения выполняет роль исторического хроникального рассказа о политической борьбе за власть в России. Главным героем произведения является Борис Годунов, который, оставшись на посту повседневной власти после смерти царевны Марфы, стал царем, но сталкивается с оппозицией и силами, желающими устранить его с трона.

Сюжет произведения развивается через несколько эпизодов, которые показывают как внутренние, так и внешние проблемы, с которыми сталкивается Борис Годунов

Важной частью сюжета являются политические интриги и борьба за власть в стране. В произведении также представлены реакции народа на действия государства и его правителей

Через диалоги и монологи героев происходит развитие сюжета и размышления о политических и моральных проблемах. Пушкин, используя богатое описание и яркие образы, передает атмосферу того времени и позволяет читателю почувствовать все сложности и тревоги, которые испытывают герои.

Проблемы

  1. Борьба за власть – писатель показывает, как неимоверные амбиции людей, стремящихся достичь вершин могущества любой ценой, не приносят ни им, ни окружающим ничего, кроме гибели. Борис терпит крах, утаскивая за собой и свою семью, и всю страну, а Отрепьев становится катализатором страшной войны и Смутного времени, который поставят на кон само существование России как независимого государства.
  2. Трагедия Бориса Годунова – трагедия Годунова заключается в том, что он, желая достичь блага для всех, считает, что для этого можно пользоваться неблагородными средствами. За это провидение карает не только его, но и его семью и весь народ, который позволил такой ситуации произойти.
  3. Смута – это произведение переносит нас к самым истокам Смуты, говорит о причинах не только внешнеполитических, но духовных, скрытых глубоко в народном сознании, который привели к самым плачевным для России историческим результатам.
  4. Судьба России – повествование обрывается, не дойдя до самых драматичных и важных событий Смуты, однако заданное Пушкиным настроение ясно даёт понять, что русскому народу предстоят великие испытания.

Описание основных персонажей отрывка «Борис Годунов»

Персонаж Описание
Борис Годунов Главный герой произведения. Борис Годунов — один из самых известных русских правителей, который стал царем после смерти Ивана Грозного. Он является противоречивой личностью: на одной стороне — мудрость, рациональность и политический ум, на другой — внутренние расстройства и некоторая жестокость. В отрывке он предстает как правитель, обсуждающий свои планы и беседующий с бояринами.
Шуйский Боярин, член оппозиции. Шуйский — один из бояр, возглавляющий оппозицию против Бориса Годунова. Он представляет себя как сторонника народа и безжалостного борца за справедливость. Шуйский активно высказывает свои предложения и попытки дискредитировать Бориса Годунова.
Ксения Сестра Бориса Годунова. Ксения — сестра Бориса Годунова, которая, находясь на карантине в Москве, получает сообщения от своего брата. Ее роль в отрывке заключается в том, чтобы показать беспокойство и ожидание новостей от Бориса Годунова.
Хлопов Советник Бориса Годунова. Хлопов — один из советников Бориса Годунова. Он рационалист и консерватор, который поддерживает политическую линию Бориса. Хлопов активно вступается за Бориса Годунова в споре с Шуйским.

Отрывок «Борис Годунов» описывает внутренние и внешние противоречия главных персонажей, а также их политические и личные драмы. Это ярко выражено через диалоги и мысли персонажей, которые позволяют читателю лучше понять их мотивы и характеры.

Популярные сегодня темы

  • Часто мы слышим о равнодушии современных людей ко всему, что происходит в мире. Равнодушие – это чувство безразличия к происходящему, нежелание реагировать на него. Равнодушных людей не заботят глобальные

    9 стр., 4280 слов

    Привитие любви к природе через произведения русских поэтов и …

    … учатся естественным наукам, чтобы потом трудиться на благо природы, делятся своими соображениями и достижениями со сверстниками, наставляют младших товарищей. Взрослые любят природу гораздо спокойнее, чем юноши и … человек должен вести себя подобающе. Сочинение по картине Билибина Гвидон и царица 5 класс Билибин проиллюстрировал многие сказочные произведения, с большим умением изобразив все …

  • Родина – это самое тёплое и любимое слово каждого человека. Ведь оно ассоциируется с твоим родным домом, где ты родился и вырос. Под ним мы подразумеваем семью, кто нас воспитал и дал нам направления на верный жизненный путь

  • Софью, пожалуй, можно назвать главной положительной героиней в данном замечательном произведении, которое было написано Денисом Фонвизиным.

  • Если говорить о музыке, то я, вообще, люблю гитару больше всего. Мне нравятся разные гитаристы, я даже был на нескольких концертах. И я поэтому учусь играть гитаре.

  • Любое самодержавие русское кончается плохо, как может заметить читатель, исходя из пьесы Пушкина «Борис Годунов». Кто же такой Борис Годунов, и что в нём интересного?

Основные события отрывка «Борис Годунов»

Отрывок из произведения «Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина описывает основные события и характерные черты главного героя.

Действие происходит в России в XVI веке. Борис Годунов, после смерти Ивана Грозного, стал регентом и впоследствии царем. Он был одной из мощных политических фигур того времени.

В отрывке говорится о том, что Борис Годунов подумывает о том, чтобы стать царем. Он неуверен в своей способности править страной и опасается сплетен и заговоров. Годунов также замечает, что его преследуют кошмары и видения.

Основные события
Борис Годунов задумывается о возможности стать царем
Он боится заговоров и сплетен
Годунов мучают кошмары и видения

Таким образом, отрывок «Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина позволяет читателю получить представление об основных событиях произведения и психологическом состоянии главного героя.

Идея трагедии «Борис Годунов»

Основная идея пьесы заключается в том, что Бориса погубило его властолюбие. На протяжении всего действия он находится в конфликте со своей совестью, и единственный выход для него — это покаяние, но не в современном понимании этого слова, а в древнегреческом — » перемена мнения» — то есть отказ от престола и пострижение в монахи. Проблема в том, что Годунов так чужд православия, что даже на смертном одре не спешит каяться: «Повремени, Владыко патриарх, // я царь ещё…», — ему просто некогда — он передает власть сыну и советует, как должно себя вести. С одной стороны, это демонстрация любви к своему ребёнку, но с другой, «кто любит сына или дочь более, нежели Меня, тот не достоит Меня…».

Итак, само стремление Бориса к власти и пути её достижения наложили проклятие на него и на народ русский, но искупление греха невозможно, ввиду его человеческой природы. Воскресение богоугодного царевича тоже недостижимо. И в финальном мрачном «народ безмолвствует» заключается все настроение пьесы и её посыл.

Анализ языковых средств

Произведение «Борис Годунов» написано великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным

В этом отрывке особое внимание следует обратить на использование языковых средств, которые придают произведению особую глубину и выразительность

Пушкин мастерски использует повторы слов и фраз, чтобы подчеркнуть эмоциональность речи персонажей. Например, в отрывке несколько раз повторяется фраза «Москва город мой», что помогает передать сильную привязанность Григория Отрепьева к своему родному городу.

Также автор использует фигуры речи, чтобы описать переживания и настроение персонажей. Например, говоря о Григории Отрепьеве, Пушкин использует сравнение: «Он, как мрачный атлант, грузит царевы лести рабство свое» — здесь образ Отрепьева сравнивается с героем из греческой мифологии, который несет на своих плечах груз мира. Это сравнение позволяет понять, что Отрепьев испытывает тяжесть души и бремя своей ответственности.

Кроме того, Пушкин использует богатый словарный запас, чтобы передать настроение и атмосферу произведения. Он описывает Москву как «разгадавший радость и горечь отраженных ночей город» — здесь автор использует метафору и необычные словосочетания, чтобы подчеркнуть особенность города и его эмоциональную природу.

Таким образом, языковые средства, использованные в отрывке «Борис Годунов», помогают передать эмоции и настроение персонажей, а также создать особую атмосферу произведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: