Читать краткое содержание Пушкин Борис Годунов
В драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» описаны события конца 16 и начала 17 века.
Действие начинается с разговора князей Шуйского и Воротынского в 1598 году. Бояре, патриарх, народ уже месяц уговаривают Бориса Годунова стать царем. Однако он сидит в монастыре и не выходит. Воротынский беспокоится, что будет, если Борис так и не пожелает взойти на престол. Шуйский уверен, что этого быть не может, иначе можно считать, что царевича Димитрия убили зря. Шуйский рассказывает, что он был послан в Углич после совершения преступления и узнал настоящего виновника убиения младенца царевича. Обличить Бориса он не посмел.
Князья рассуждают о том, что они не менее знатные, чем Годунов, и один из них тоже мог бы стать царем. Тут они слышат, что на площадь идет народ. Из разговоров становится ясно, что Годунов не согласился пока. Патриарх обещает людям завтра продолжать переговоры с Борисом.
На Красной площади собрались люди и ждут решения. У одной бабы плачет ребенок, и она его успокаивает. Народ упрашивает Бориса властвовать над ними. Потом все начинают плакать. Многие даже не понимают причину всеобщего плача. Та баба с ребенком бросает своего малыша на землю, потому что пришло время, когда надо громко кричать. Борис соглашается принять царский венец. Он напоминает боярам, что принял царствование только по необходимости.
Дальше действие переносится в 1603 год. В Чудовом монастыре в келье сидят монахи. Молодой Григорий после сна наблюдает за старцем Пименом, который пишет летопись. Григорий рассказывает свой сон, повторявшийся трижды. Пимен объясняет тревожное сновидение молодостью монаха, его горячей кровью. Григорий жалеет, что так рано ушел в монастырь. Пимен вспоминает царя Иоанна Грозного, как он приходил в монастырь каяться. Григорий просит Пимена рассказать об убийстве царевича Димитрия. Старец сказал, что царевича нашли у царицы зарезанным, мать была в горе. Когда привели подозреваемых убийц, они назвали Годунова. Григорий узнает, что убитому царевичу было около семи лет, и сейчас бы он был ровесником Григория.
Становится известно о побеге из монастыря молодого монаха Григория Отрепьева. Старец Пимен, говорит, что Отрепьев напоследок сказал, что станет называться царевичем Димитрием и пойдет править в Москве. Тем временем Годунов в царских палатах мучается от страшных видений. Он спокойно не может жить, потому что часто вспоминает убитого младенца царевича.
Самозванец добирается до литовской границы и останавливается переночевать в корчме вместе бродячими монахами. Вдруг на постоялый двор приходят сторожевые приставы, они ищут преступника, объявившего себя царевичем. Зачитав грамоту с приметами самозванца, они разоблачают Отрепьева, но Григорий сбегает от них.
В Москве князь Пушкин сообщает князю Шуйскому о самозванце. Шуйский поражен, на следующий день он является к Борису Годунову и сообщает новость ему. Борис Годунов напуган, он начинает выспрашивать у Шуйского, точно ли царевич Димитрий был убит тогда. Борис грозит Шуйскому.
Самозванец в Кракове обещает католическому священнику, что он, истинный правитель Руси, воссядет на престоле и примет католичество, а потом обратит в католичество и всех людей. За эти обещания поляки готовы помогать самозванцу. Некоторые из окружения самозванца искренне верят ему и поэтому, думая, что служат своей стране, помогают. Таков князь Курбский. Донские казаки с радостью поддерживают самозванца.
Григорий Отрепьев направляется к Москве. Уже он в Самборе, и там он влюбляется в дочь воеводы Мнишека. Ночью на свидании с Мариной Отрепьев раскрывает ей свою тайну, говорит, что он всего лишь черноризец, назвавшийся царевичем Димитрием. Гришка Отрепьев потерял голову, он мечтает только о любви Марины. Она холодна и расчетлива. Смеется над Григорием, что он не выдержал и все рассказал ей. Обещает стать его женой, только когда самозванец будет царем.
Борис Годунов собирает бояр и просит их придумать, как справиться с самозванцем. Патриарх рассказывает, что около могилы убиенного царевича совершаются чудеса. Если бы царевич не был убит, не было бы чудес.
В Москве при народе Бориса Годунова обличает юродивый Николка. Он говорит, что его воины обижают. Просит Годунова приказать из зарезать, как это было сделано с царевичем.
Лжедмитрий продолжает наступление, Борис Годунов тем временем неожиданно умирает в Москве. По приказу князя Пушкина Лжедмитрий провозглашен царем, дети Годунова и его жена задушены. Народу сказано, что Мария Годунова и ее дети отравились. И когда люди слышат, что царем их будет царевич Димитрий (самозванец), они молчат. Этот молчаливый протест показывает, что народ не так наивен и бездумен, как думают власти.
Вариант 2
Наиболее весомым произведением Александра Сергеевича Пушкина, является “Капитанская дочка”. Которая была выпущена в печать в 1836 году. Данный рассказ основан на реальных событиях, которые автор также описывал, в другом своём произведении под названием “История Пугачёва”. Несмотря на общественное мнение, автор не указывал в произведении плохие стороны Пугачёва, наоборот он пытался показать его с наилучшей стороны, по сравнению с императрицей.
В ходе чтения данного произведения, появляется всё больше интерес, к моменту когда казаки пытаются спастись бегством, а как же, какую трусость, они проявляют, отношению к Пугачёву. В ходе действия рассказа, можно уследить момент, как главный персонаж произведения, не раз спасается от смерти с помощью бунтовщиков, именно это помогает ему, более детально и точно, разузнать всю информацию, касающуюся вооруженного восстания. С другой стороны можно проследить, со стороны дружеские отношения между Пугачёвым и Петром, которые сами по себе очень увлекательны.
Главным персонажем произведения является Петр Андреевич Гринев. Он является дворянином, а также находится на военной службе, на которую его отправил отец. Он не хотел чтобы его сын всё время пребывал в безделии и попусту тратил деньги. Именно для этого, чтобы воспитать в нём мужественность и отвагу, он отправляет его на военную службу в Белгородскую крепость. Там молодой человек встречает Швабрина, он тоже является дворянином, а также хорошо владеет французским языком. Из-за такой большой близости, молодые люди начинают общаться.
Однако Швабрин, лишь притворяется настоящим другом, готовым прийти на помощь в любое время. Сам же он влюблен в Машу, которая является Капитанской дочкой. А когда Гринёв начинает проявлять к ней интерес и хочет познакомиться с ней, Швабрин выставляет её необразованной и глупой девушкой. Спустя какое-то время Гринёв, знакомиться с девушкой и понимает, что всё, что ему рассказывал его товарищ, абсолютная неправда.
Если бы на этом всё и закончилось, но нет, Швабрин пошёл куда дальше. Спустя некоторое время, у него возникает ссора с Гринёвым, во время которой он вызывает его на дуэль. На дуэли он решает сжульничать и убить своего соперника, нечестным путем. Однако ему это не удается и его соперник остаётся жив. На этом, не закончились путешествия Швабрина, по истечении некоторого времени он предает свою крепость и переходит на сторону Пугачёва. Он всяческими способами пытается очернить Гринёва. После Захвата крепости главный персонаж, не стал присягать. Однако его отношение к Пугачеву изменилось, спустя какое-то время, после того как он спас Машу.
Образ главного героя пьесы «Борис Годунов»
Теперь, продолжая анализ «Борис Годунов», поговорим о главном герое. Царь Борис предстаёт в пьесе сложным и неоднозначным персонажем. Он показан умным правителем, стремящимся как можно лучше выполнить свой долг перед народом. Он заботиться о благоденствии людей и о помощи им в дни бедствий. Об этом мы слышим в монологе «Достиг я высшей власти…» Так, по приказу Годунова были выстроены «новые жилища» пострадавшим от пожаров. На время его правления пришлись засухи, и царь «отворил житницы» голодным. Но все старания «свой народ в довольствии, во славе успокоить» оказались напрасными. В ответ правитель встречает только ненависть.
Борис показан мудрым, любящим отцом. Он трогательно успокаивает дочь, потерявшую жениха, и обвиняет себя, грехами навлёкшего бедствия на семью. Царь, умирая, даёт важные советы сыну, которого оставляет править в сложный момент.
Понятна ненависть и зависть бояр. Не упустите их роль, если вы даже делаете краткий анализ пьесы «Борис Годунов». Их роды более знатны, чем род Годунова, но у них не хватило смелости претендовать на престол. Показателен диалог Воротынского и Шуйского, рассуждающих о том, что в Борисе есть смелость и твёрдость. Неслучайно один боярин замечает, что Годунов правит, как покойный Иван Грозный, только казней нет. То есть страх и покорность – вот на чём держится отношение к власти у боярской верхушки.
Но почему же народ не доверяет Годунову? Анализ пьесы помогает это понять, ведь стремления царя быть хорошим правителем вполне искренни. Вот здесь и кроется главная мысль пьесы. Борису власть представляется высшим счастьем. Он желает достичь власти ради власти. На самом деле царское положение – это тяжёлое бремя («тяжела ты, шапка Мономаха»), это долг, божественное избранничество на трудный путь. Но могущество, полученное путём преступления, лишено божьего благословения. А преступная власть не может принести счастья и народу. Знаменательна в этом смысле сцена с юродивым. Борис, выходя из собора, просит юродивого помолиться за него, на что тот отвечает: «Нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит». Нечистая совесть – главная причина трагедии Бориса, и искупить свою вину благодеяниями он не может.
Восшествие на престол
7 января 1598 г. царь Федор умер, не оставив наследника. Династия московских Рюриковичей пресеклась. Решить, кто займет престол, должен был Земский собор, а до тех пор царицей стала вдова царя Ирина Годунова, через несколько дней удалившаяся в монастырь. Годунов провел избирательную компанию, показательно отказываясь от царской короны, в то время как Ирина и патриарх Иов увещевали народ избрать на трон Бориса.
Хотя царицей можно было избрать Марию Старицкую, троюродную сестру Федора, женщины на Руси не могли занимать престол. В условиях фактического отсутствия других претендентов избрание царя закончилось победой Годунова. 1 сентября 1598 г. состоялось его венчание на царство.
Борису Годунову сообщают об его избрании на царство.
Рецензия на роман Капитанская дочка Пушкина
Наиболее протяженный из законченных написанных прозой романов Пушкина «Капитанская дочка» основан на настоящих историях, которые писатель представил в собственном эпохальном произведении «История Пугачева» в 1834 году. Небезынтересно, что автор не приписывал плохие стороны Пугачеву, а напротив, изобразил его больше гуманным и человеколюбивым, по сравнению с императрицей.
Любовное произведение увлекательно тем, как писатель показывает трусость казаков во благо Пугачеву. В ходе повествования основной действующий персонаж спасается много раз с помощью бунтовщиков, и это помогает ему точнее разобраться причины вооруженного восстания. Коварные дружеские отношения между Петром и Пугачевым — один из наиболее увлекательных моментов литературного труда.
Вдобавок, восхитительной ценностью в любовном произведении «Капитанская дочь» оказывается то, что в нем содержится живой писательский жанр, который с течением времени не лишается собственной красоты. Пушкин словами не раскидывается, однако его описания мест очень красивы, его действующие лица хорошо изображены и восхитительно правдивы. Возбуждённое описание от первого лица придает достоверности истории. Всё повествование рождается в словах Петра. Читатели способны прочувствовать его восторг, динамизм и тревогу, ко всему прочему его молодой пыл и романтичный порыв. Доверчивые, романтические мечты юного персонажа изображаются сочинителем в подкупающем и нередко смешном образе. Душевный жизненный порыв энергии подросткового возраста охватывает все произведение.
Пушкин повествует о событиях, таких, как сражение или окружение Белогорской цитадели, в колоритном, энергично прогрессирующей стиле. Спрятанная сатира — неотделимый элемент произведения. В некоторых случаях главный персонаж подмечает, что его французский преподаватель был отослан из столицы с ежегодной отгрузкой вина и оливкового масла, аудитория не может не улыбаться. Почти все действующие лица обладают смешной чертой. Пожилой Савелич, прислужник Петра, является главным смешным образом в любовном произведении: он всегда жалуется и внешне напоминает насыщенного контрастностью беспечного и отделенного от действительности аристократа. А также Пугачев, новоявленный соискатель на престол, показан в смешном виде: он оказывается единственным героем в повествовании, который не расценивает себя как серьезного человека, так как у него существует ироническое понимание опасности личной жизни.
Основная ценность произведения состоит в том, что оно рассказывает об истории любовных отношений, одновременно с этим о большой эпохе в описании XIX столетия нашей страны. Это делает прозаическое произведение Пушкина естественным и многогранным творением.
Приближённый Ивана Грозного
Борис Годунов родился в 1552 году в семье помещика Фёдора Годунова, которому принадлежали земли под Вязьмой и Костромой. Согласно семейной легенде XVII столетия, род происходит от татарского князя Чета (после крещения — Захарии), осевшего на Руси при Иване Калите. Однако исследователи больше склоняются к тому, что Годуновы — потомки либо старого рода костромских бояр, либо приближённого к Даниилу Галицкому боярина Захарии, перебравшегося в Кострому в конце XIII века.
Когда Борису было около 16 лет, его отец умер — и воспитанием молодого человека занялся его дядя Дмитрий. В ходе реформ Ивана Грозного земли Годуновых стали частью опричных владений, а сам Дмитрий, род которого не считался особо знатным, был принят в опричный корпус и получил довольно высокую должность главы Постельного приказа. В его обязанности входило управление всеми делами двора — развлечения и повседневный быт царя (включая заботу о его гардеробе), хранение царской печати, обеспечение безопасности главы государства.
В 1570 году опричником стал и Борис, а в 1571-м он женился на Марии, дочери одного из руководителей опричнины Малюты Скуратова (Григория Скуратова-Бельского). Причём, по мнению ряда историков, инициатором брака выступил сам Скуратов, желавший породниться через Бориса с главой Постельного приказа и упрочить таким образом своё положение во властных кругах. В 1575 году Иван Грозный выдал сестру Бориса Ирину замуж за своего сына Фёдора, а самого Годунова сделал боярином и царским кравчим.
Иван Грозный и Малюта Скуратов
Незадолго до смерти Ивана IV Борис стал одним из самых приближённых к царю людей. Именно Годунов вместе с Богданом Бельским находились при монархе в момент его кончины и объявили о ней народу.
Второстепенные персонажи
Пимен
Летописец Чудова монастыря, старец.
Монах, который был свидетелем убийства. Его упоминание об одинаковом возрасте убитого царевича и Гришки Отрепьева спровоцировало последнего на авантюру по захвату царской власти. Проповедует, что царская власть даётся по Божьему велению, а народ должен раскаиваться за прегрешения власть имущих.
Марина Мнишек
Дочь польского воеводы, молодая девушка.
Чрезмерно честолюбивая и сластолюбивая молодая женщина. Она желает царствовать и властвовать, ради этого готова идти по головам и делить постель с любым, кто может ей в этом помочь. Политические вопросы для неё не имеют никакого интереса, ей движет одна-единственная цель – единоличная власть.
Шуйский
Представитель влиятельного княжеского рода.
Князь Шуйский имеет неординарное мышление, это далеко смотрящий человек, прекрасно разбирающийся в человеческой психологии. Умный и прозорливый, очень изворотливый и предприимчивый человек. Является свидетелем и участником чуть ли не всех заговоров. Его тонкий и незаурядный ум делает ему честь как отличному политику.
Николка
Юродивый Николка по прозвищу Железный колпак.
Во все времена юродивые на Руси считались людьми, отмеченными печатью Бога, обладающими даром предвидения. К словам юродивых прислушивались и побаивались их. Юродивый мог высказать всю нелицеприятную правду любому, несмотря на сословие, мало боясь наказания. Юродивый в «Борисе Годунове», Николка Железный Колпак, принародно обвиняет царя Бориса в убийстве царевича. Для Бориса, услышавшего прилюдное обвинение, это становится сокрушительным ударом.
Андрей Яковлевич Щелканов
Думный дьяк, дипломат, государственный деятель.
Имел огромное влияние на Бориса Годунова, все важные государственные дела находились под его неусыпным вниманием и руководством. Играл значительную роль в политических делах не только России, но и за её пределами
Характеризуется как умный и прозорливый человек, обладающий дипломатическим чутьём и великолепным красноречием. Практическая хватка Щелканова позволила ему достичь небывалых высот в иерархии политических государственных деятелей.
Фёдор Годунов
Единственный сын царя Бориса Годунова, его наследник.
Царевич Фёдор, сын Бориса Годунова, вступил на престол после смерти своего отца, но царствовать ему пришлось недолго, вместе с матерью он принял смерть от рук приспешников Лжедмитрия.
Это краткая характеристика некоторых персонажей из трагедии Пушкина «Борис Годунов», для читательского дневника.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Борис Годунов»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Борис Годунов»
для самых компанейских —
Главные герои «Борис Годунов»
для самых занятых —
Читательский дневник «Борис Годунов»
для самых крутых —
Читать «Борис Годунов» полностью
Тест по произведению
-
/15
Вопрос 1 из 15
Самые популярные материалы декабря для 7 класса:
Характеристика Андрия из «Тараса Бульбы»
Характеристика Андрия
«Тарас Бульба» очень краткое содержание
Образ Тараса Бульбы
Краткое содержание «Похвала глупости»
Характеристика Опричника Кирибеевича
Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Некрасова
Анализ стихотворения «Два богача» Тургенева
Описание степи в повести «Тарас Бульба»
Характеристика Тараса Бульбы
Рецензия на книгу Капитанская дочка Пушкина (8, 9 класс)
Повесть «Капитанская дочка» по праву можно назвать исторической. В ней на фоне сюжета о любви главных героев, разворачиваются подлинные исторические события: восстание Е. Пугачева, предательство казаков и подавление мятежа. И вот уже любовь отходит на второй план; автор рисует картины восстания, причем так достоверно, что создается ощущение его присутствия там, в гуще событий. Хотя ведь на самом деле А.С.Пушкин тогда еще даже не родился.
Повесть написана в модном тогда эпистолярном жанре – в виде записок, дневника Петра Гринева. Мы видим всех остальных героев как бы с «его колокольни». С его подачи проникаемся симпатией к Маше и даже к Пугачеву, потому что Петр показывает его тоже с хорошей стороны. Е. Пугачев – мятежник, бунтарь – предстает в дневнике главного героя в необычной ипостаси: мы видим его добрым, даже милосердным, когда он заступается за Машу.
Канвой через все произведение проходит эпиграф «Береги честь смолоду». И главные герои – оба, и Петр, и Маша, — показывают своими поступками, что честь для них превыше всего. И их честь остается незапятнанной при любых жизненных обстоятельствах. Это понимает и по достоинству оценивает даже Пугачев. Являясь идейным врагом Петра Гринева, он, тем не менее, преклоняется перед его мужеством и в конечном итоге встает на его сторону, помогая спасти Машу.
А мужественным Петра делает именно окружение: Маша и ее семья, Швабрин, Пугачев. Гринев, понимая, насколько ужасен «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», меняется в лучшую сторону, превращаясь из изнеженного дворянского сынка в настоящего мужчину, офицера, верного чести и долгу.
Почему повесть получила такое название? Потому, что именно она, дочь капитана Белогорской крепости Маша Миронова — стержень всего произведения. Благодаря ей происходит становление Петра Гринева как офицера, как высоконравственного человека, верного своему слову, долгу чести. В конечном итоге, именно Маша спасает Петра, отправившись с прошением к императрице.
Что привлекает в книге? Наверное, прежде всего вечные ценности: добро побеждает зло. Так было и будет всегда. А еще – любовь, предательство друга, интрига, дух историко-приключенческой повести, сродни героям Дюма. Все-таки хорошо, что Пушкин решил преподнести историю пугачевщины вот так, в виде художественного, а не документального произведения, как намеревался изначально. Документальная повесть потеряла бы интригу, ту самую «интересность». Это был бы сухой язык цифр, фактов, статистики. А в этом виде – исторической повести – ее хочется перечитать снова.
Внутренняя политика 1598-1605 гг.
Борис ввёл коллегиальное обсуждение и решение вопросов. По пятницам собирал бояр, архиереев и дьяков на совет по текущим делам. Для оживления экономики купцам были предоставлены льготы и гарантии защиты от чиновничьего произвола. Расходы на содержание двора и госаппарата были существенно снижены, несмотря на то, что доходы бюджета при Годунове заметно возросли.
Были построены или воссозданы многие города-крепости на южных рубежах государства, чтобы грабительские набеги не мешали развитию этих регионов.
Основанный в 1584 году город-порт Архангельск стал центром крупной морской торговли с Англией. Он быстро развивался и богател.
С правлением Годунова связано начало колонизации Сибири. Первый поход за Уральский хребет казаков (1585) окончился гибелью их предводителей – Ермака и Ивана Кольцо. В годы правления царя Бориса была одержана решительная победа над сибирским ханом Кучумом и заложено несколько городов за Уралом.
Суть: о чём пьеса?
Сюжет пьесы «Борис Годунов» берёт своё начало в 1598 году. После смерти последнего Рюриковича – царя Фёдора Иоанновича. Царём должен стать самый влиятельный человек в стране – Борис Годунов. Однако сам Годунов не спешит венчаться на царство и затворяется в монастыре, перед которым собирается толпа простого люда, ожидающая окончательного решения. Из всех присутствующих только коварный боярин Шуйский разгадывает тонкую игру Бориса, а также замечает, что Годунов не может отказаться от власти, ради которой, по мнению боярина, он в своё время убил маленького царевича Димитрия Рюриковича. В конце концов, Годунов, якобы, поддавшись мольбам народа, принимает корону и становится царём.
Спустя четыре года в келье Чудова монастыря мы становимся свидетелями беседы летописца Пимена и молодого инока Григория Отрепьева. Григорий страдает от кошмаров, сетует на свою уходящую в никуда молодость и хочет уйти в мир. Пимен пытается уговорить юношу остаться в монастыре. Разговор заходит об убитом царевиче Димитрии, свидетелем чего был Пимен. Летописец заявляет, что смерть царевича была не несчастным случаем, а спланированным убийством, за которым стоял никто иной, как Годунов. Эта история вдохновляет Отрепьева на авантюру, он решает сбежать из монастыря, выдать себя за чудом спасшегося Димитрия и попытаться захватить власть.
Тем временем мы оказываемся в Москве. Годунов мудро и справедливо правит страной, его положение кажется незыблемым, но сам царь постоянно испытывает беспокойство. В этот момент подтверждается причастность Бориса к смерти Димитрия, этот грех тяжким грузом лежит на сердце государя.
В этот момент мы снова переносимся к Отрепьеву, который сбегает из монастыря и пытается уйти в Литву, сбегая от приставов, которые ищут беглого инока. С помощью хитрости он успешно отводит погоню от себя и продолжает свой путь.
Через некоторое время во время торжественного приёма в доме Шуйского хозяин узнаёт о появлении при дворе польского короля, якобы, спасшегося царевича Димитрия. Боярин немедленно докладывает об этом царю, чем ещё больше усугубляет его беспокойство.
Нас снова переносит к Отрепьеву, который находится в Кракове при дворе воеводы Мнишека, во всю строит планы и собирает сторонников. Он влюбляется в дочь своего покровителя Марину Мнишек, и даже признается ей в своём обмане. Сама Марина в гневе начинает оскорблять Отрепьева, пробуждая в нём обиду и чувство собственного достоинства, чем укрепляет его уверенность в необходимости похода. В 1604 году войско самозванца переходит границы России.
В Москве собирается царская Дума, войска Лжедмитрия осадили Чернигов, а слух о выжившем царевиче настраивает народ против Годунова. Со временем ситуация, кажется, начинает исправляться, войско Отрепьева терпит поражение, а в московских храмах ему поют анафему, но недовольство народа и заговор бояр против Годуновых уже становится неостановимым. Лжедмитрий собирает новую армию, а истощённый физически морально Борис Годунов, благословив своего сына Фёдора, приняв клятву от бояр верно служить новому царю, умирает.
После смерти царя Бориса бояре во главе с Шуйским сначала переводят на сторону Отрепьева армию, потом поднимают москвичей против царя Фёдора и берут семью Годуновых под арест. Победа самозванца очевидна, его войска идут к Москве. В это время бояре вырываются в палаты Годуновых и зверски убивают низложенного царя и его сестру Марию. Народ, узнав о свершившейся несправедливости, безмолвствует.
Темы и проблематика
Темы, затронутые автором, крайне обширны:
-
нравственность русского быта — Александр Сергеевич с особой трепетностью отнесся к историческим фактам и передал в своих строках достоверные тенденции описываемого периода в точности и четкости;
-
нравственность верного решения — главные персонажи драматического произведения в определенный виток сюжетных перипетий встают между сложным выбором: и первый, и второй герои склоняются к греху, тем самым предрекая себе трагичный исход;
-
значимость социума в политической жизни — каким бы самостоятельным не было правительство, мнение народа всегда будет учитываться в принятии тех или иных решений, иначе высокопоставленные лица могут столкнуться с претензиями, злостью и неотвратимой агрессией;
-
судьбоносные свершения и игры фортуны — каждый человек в своей жизни время от времени сталкивается с судьбоносными моментами, которые требуют от него отдачи или полного повиновения, что и описывается Александром Сергеевичем в биографических сводках и символистическом ключе.
Проблематика произведения, в свою очередь, также представлена в списке ниже:
-
жестокая истинность власти — писатель демонстрирует целеустремленность людей, инициатива и амбиции которых способны превозмочь любые другие характерные черты ради желаемого достижения;
-
трагедия русского правителя — в трагедии четко выражены желания и итоговая последовательность действий главного героя (он стремился к обогащению и просвещению собственного народна, однако его решения носили «низменный» и безнравственный характер, что привело его к неудачам и сплошным разочарованиям);
-
смутные времена в истории Российской империи — благодаря точным познаниям великого русского писателя в исторических сводках, каждая написанная им строка пропитана достоверностью (автор мастерски переносит читателя во времена Смуты, повествуя о значимых внешнеполитических и внутриполитических решениях);
-
будущее Российской империи — в рассматриваемом произведении отсутствует логическое завершение истории, однако каждый понимает трагичность и драматичность столь жестокого исторического периода (несмотря на пройденные невзгоды, русскому народу по-прежнему придется сражаться за собственное благополучие).
История создания
Это сочинение было написано Пушкиным в переломный момент его творчества. Трагедия знаменует переход поэта от романтизма к реализму и объективности. Замысел произведения — показать на реальном примере, как происходят государственные перевороты и революции, какова роль народа в этих событиях, как простые люди взаимодействуют с властью.
Трагедия непохожа на привычную всем пьесу драматургического жанра. В ней нет классических актов или действий. Сочинение разделено на 23 сцены, которые чередуются одна за другой. Все время меняется место развития событий: читатель попеременно оказывается то в дворцовых палатах, то в монастыре, в России или в Польше.
Очень краткий пересказ трагедии «Борис Годунов»
Действия поэмы отражают смутное время конца XVI – начала XVII веков. Шуйский обвиняет Бориса Годунова в детоубийстве — по его вине не стало младенца-царевича, но народ требует его возведения на престол. Годунов соглашается на трон. Тем временем в Чудовом монастыре инок Григорий, узнав о происходящем совершает побег в Москву. Там он влюбляется в Марину Мнишек и они задумывают завладеть престолом. Григорий объявляет себя царевичем Дмитрием, заручается поддержкой поляков и литовцев, сеет смуту в народе.
Самозванец идёт на Москву войной, народ отрекается от Годунова. Войска Бориса одерживают нелёгкую победу, но сам Годунов умирает. Семью Годуновых объявляют проклятыми. Бояре призывают простой люд чествовать Лжедмитрия. Но русский народ не так глуп — толпа остаётся безмолвной.