Сочинение 3
В рассказе “Кавказский пленник”, написанном в первую очередь для детей, Л.Н. Толстой поднимает множество важных, сложных даже для взрослых людей тем: долг, человеческие отношения, война, самоотверженность.
Рассказ похож на притчу или сказку — персонажи предельно просты, архетипичны, повествование ведётся динамично и просто, главный герой — Жилин — содержит в своём образе все черты, присущие условному “хорошему” человеку: он отважен, честен, умён, справедлив, добр, самоотвержен, инициативен. Его полный антипод — Костылин — вялый, трусливый, слабый и телом, и характером человек. Автор противопоставляет их, попавших в одинаковую ситуацию, друг другу. Так, например, в плен они попадают по разным причинам: Жилин из-за того, что Костылин испугался и бросил его, а Костылин из-за собственной нерасторопности. На требование пленителей написать домой с просьбой о выкупе, Костылин сразу соглашается запросить пять тысяч, Жилин же, не соглашаясь и на три, сбрасывает цену до пятисот. И даже после этого он пишет неправильный адрес — не желает разорять свою мать. Живя в ауле на правах пленных, герои ведут себя по разному: пока Костылин целыми днями спит и ждёт, когда его выкупят, Жилин делает девушкам и детям игрушки, чинит жителям аула часы и прочие вещи, тем самым располагая их к себе. Первая попытка побега проваливается именно из-за Костылина — он не может идти, а Жилин, уверенный, что товарища бросать нельзя, несёт его на своей спине, из-за чего и попадается преследователям. На вторую попытку побега(возможную только благодаря Дине, которую, как написано выше, Жилин, как и многих жителей аула, расположил к себе) Костылин не соглашается, говоря, что не потянет. Это долгое, многогранное, протянутое через весь рассказ сравнение, разумеется, служит только одной цели — показать “что такое хорошо и что такое плохо”.
Сбежав из плена, Жилин принимает решение не покидать Кавказ — собственно, в плен он попал, направляясь к матери, просившей его приехать и нашедшей ему невесту — считает, что не судьба. Эти слова, произнесённые героем в самом конце рассказа, раскрывают его название с новой стороны: кавказский пленник — это не Жилин. Точнее, не только он. Кавказские пленники — это все они, русские и чеченцы, поглощённые ненужной им войной.
Этот простой рассказ затрагивает действительно сложные и важные темы, раскрывает их с точки зрения простого человека — Жилин предстаёт перед читателем в первую очередь человеком, а не военным
Суть рассказа — не в отважном русском солдате, сбежавшем из плена, а в добром русском человеке, живущим рядом с теми, кого он считал своими врагами
Вариант 2
Кавказский пленник – это тема, которую мы изучаем в школе. Мне кажется, что это очень интересная история про человека, который попал в плен на Кавказе.
Сначала нужно рассказать, что такое Кавказ. Кавказ – это горный регион на юге России. Там живут разные народы, а горы очень красивые.
Потом можно рассказать про пленника. Он попал в плен к горцам. Горцы – это местные жители Кавказа. Они сильные и доблестные, и пленнику было трудно с ними. Но он не сдался, он боролся за свою свободу.
И еще можно добавить, что пленник научился уважать горцев и их обычаи. Он стал учиться у них, и они стали его друзьями. И в конце концов, пленник смог вернуться домой и рассказать свою историю.
Вот такое простое сочинение я бы написал про кавказского пленника.
Мне нравится3.3 k.Не нравится2.2 k.
Вариант 2
Рассказ «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого создан на реальных исторических событиях. События эти произошли в период войны 1817—1864, когда русские вели вооруженные столкновения с горцами, из — за вхождения в Российскую империю областей Дагестана и Чечни, Прикубанья и Черноморского побережья Северного Кавказа. Материалом для этого произведения послужили обстоятельства из жизни автора на Кавказе, а также воспоминания офицеров и солдат, сражавшихся в той войне.
Главными героями рассказа являются два офицера служившие на Кавказе, это Жилин и Костылин. Жилин был из обедневшей барской семьи, а Костылин из состоятельной. Первый герой не владел огромными физиологическими данными, да он был силен, но не очень высокого роста, отличался умом. Второй герой тяжеловесный мужчина, тучный и слабодушный.
Автор в рассказе изображает взаимоотношения между людьми разных конфессий, возрастов и полов. В рассказе «Кавказский пленник » обнаруживаются недостатки людей, такие как страх, алчность, измена, гордыня, бессердечность, мстительность. Но победу одерживают и доводят рассказ до счастливого конца товарищество, вера, отвага, смелость, сердечность, настойчивость и находчивость.
Герой рассказа Жилин показал себя с положительной стороны. Находясь в плену, он старался наблюдать за людьми, завести с ними знакомство, все время старался себя занять, чем нибудь. В конце концов, это привело его к знакомству с Диной, татарской девочкой. Их нравы очень похожи. Эти персонажи добросердечные, внимательные, храбрые и искрение. Они нашли общий язык, мужчина и маленькая девочка. Дина в ответ Жилину за простые игрушки приносила ему еду, чем помогла выжить ему в плену.
Противоположность Жилину – Костылин, отрицательный персонаж рассказа. В его характере читатель видит страх и робость, и измену при встрече с противником. При встрече татар Костылин в отличие от Жилина, не подумав о своем друге, бросил ружье и отпустил коня. В плену он был пассивен, замкнут, даже не думая о побеге. Считая себя выше татар, он с ними не разговаривал, даже с жителями аула. Его времяпрепровождение занимало лишь ожидание выкупа. А при первом побеге проявились эгоизм и равнодушие к своему товарищу.
Первый побег не получился, и жизнь двух друзей гораздо ухудшилась. Но Жилин продолжал думать о побеге, а в Костылине за весь рассказ проснулся единственный благородный поступок – отказаться от побега, что бы ни создавать лишние препятствия Жилину.
В конце рассказа Жилину все же удается бежать из плена, ну а его друга примерно через месяц доставили еле живого. Основным размышлением рассказа является бесполезность войны. Результат ее как всегда не весел – это бесчисленные потери и жертвы. В тот момент, когда дружба остается вечной.
Главные герои и их характеристика
При написании рассказа Л. Н. Толстой применил прием антитезы. Он противопоставил Жилина и Костылина друг другу для придания большей контрастности произведению. Благодаря такой антитезе, становятся более явными проблемы и вопросы, поднятые автором в рассказе. Большинство людей из правящего класса подобны Костылину: они ленивы, слабы, трусливы и беспомощны без своих денег. Поэтому дворянству надо ровняться на изобретательного, смелого и сильного Жилина, который в любой ситуации найдет выход. Только на таких мужчин может положиться страна в трудное время.
Многомудрый Литрекон предлагает Вам таблицу со сравнительной характеристикой Жилина и Костылина:
герои рассказа «кавказский пленник» | характеристика |
иван жилин |
русский небогатый дворянин. он упрям и принципиален. когда татары заставляли писать его письмо матери с просьбой прислать за него 3000 рублей, он стоял на своем, говоря, что таких денег никто не пришлет, и в конце концов, они сдались и согласились на его цену. он бойкий и храбрый, не опускает руки в трудных ситуациях. он не ждет чуда или помощи от других, а надеется только на себя. жилин очень выносливый, несмотря на свои стертые в кровь ноги, все равно помогает товарищу и несет его на себе. это также говорит о том, что он хороший и надежный товарищ, который не даст в обиду и не предаст. у него очень сильное чувство собственного достоинства: даже находясь в плену, герой требует уважения к себе. иван является мастером на все руки, он и лепит кукол, и чинит часы и ружья, и плетет плетенки. герой очень умен, он умеет ориентироваться по звездам: взобравшись на гору с легкостью определяет, где находится его крепость и как туда добраться, а, находясь среди татар, герой быстро начинает понимать их язык и даже немного говорить на нем. за свой характер он заслуживает уважение у татар. |
костылин |
состоятельный дворянин. представляет собой полную противоположность ивану. он грузный, полный и неуклюжий. герой слишком изнеженный беззаботной жизнью, он не привык сталкиваться с какими-либо трудностями, поэтому пребывание в плену дается ему очень тяжело. в отличие от главного героя, он — ненадёжный товарищ. видя противников, он стремглав бросает жилина одного, показывая свою подлость и трусость. оказавшись в плену, герой попросту смиряется со своей участью пленника, не собирается предпринимать никаких действий и только ждет выкупа из дома. он постоянно находится в отчаянии. он сомневается в идее побега жилина, уверен, что у них ничего не получится. а когда они все-таки бежали и оба сильно натерли ноги, в отличие от главного героя, костылин начинает ныть и жаловаться. именно из-за него они не смогли сбежать в первый раз. |
История создания
Л. Н. Толстой, ставший известным во всем мире после романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других, в 70-х годах 19 столетия отрекся от своего прошлого творчества, потому что его мировоззрение изменилось. Писатель разработал свое неохристианское учение, в соответствии с которым он решил переделывать себя путем «опрощения» жизни и своих будущих произведений. А более ранние литературные труды были написаны непонятно для народа, который был мерилом нравственности и производителем всех благ.
Решив писать по-новому, Толстой создает «Азбуку» (1871-1872) и «Новую Азбуку» (1874-1875), отличающиеся простотой, ясностью и силой языка. В первую книгу входил и «Кавказский пленник», основой для которого послужили впечатления самого автора, чуть не плененного горцами в 1853 году. В 1872 году рассказ был напечатан в журнале «Заря». Писатель высоко оценивал свое произведение, причисляя «Кавказского пленника» к «искусству, передающему самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,— искусству всемирному».
Смысл сюжета «Кавказского пленника»
Главные различия героев передают смысл произведения «Кавказский пленник» Толстого.
Образ Жилина
Характерные черты:
- честность;
- мужественность;
- справедливость;
- решительность;
- ум и расчетливость.
Будучи пленником Жилин проводит время с пользой. Мужчина завязывает приятельские отношения с татарами, учится ориентироваться по местности, учит местный язык. Жилину удается выторговать лучшие условия проживания не только для себя, но и для Костылина.
Мужчина попал в плен, в том числе, из-за трусости Костылина. Настойчивость и высокая трудоспособность не позволили офицеру тратить время впустую.
Жилин заботится об обессиленном товарище, постоянно подбадривая и придавая веру в возвращение домой. С другой стороны, стремление офицера помогать другим сыграло злую шутку. В одиночку мужчине, скорее всего, удалось бы сбежать.
Образ Костылина
Офицер родился в богатой семье, однако лишен моральной и физической силы. Мужчина без сопротивления принимает условия плена. Офицер подавлен, боится совершать побег, освобождение получает благодаря оплаченному родственниками выкупу.
Основные черты характера Костылина:
- слабовольность;
- безынициативность;
- трусливость;
- подлость.
Состояние плененного Костылина ухудшилось за счет проявленной реакции на критическую ситуацию: трусость и апатичность.
«Говорящие» фамилии героев
В «Кавказском пленнике» смысл фамилии Жилин раскрывается через физические возможности офицера:
- мускулистость;
- выносливость;
- ловкость.
Смысл фамилии Костылин в произведении «Кавказский пленник» раскрывается через ее основу — «костыль», мешающий здоровым и крепким людям. Стоит отметить безрассудным желание здорового человека таскать за собой костыль, однако подобный поступок — признак героизма в том случае, когда «костыль» оказывается человеком.
Смысл названия «Кавказский пленник»
В основе сюжета «Кавказский пленник» смысл передается историей храбреца Жилина и сложностями, с которыми ему пришлось столкнуться, будучи плененным татарами. Название таит глубокий смысл, Кавказским пленником в произведении является каждый герой:
- Костылин. Кроме татарского плена герой Толстого находится в плену собственной трусости и бездействия. В сложной ситуации офицер опускает руки, что подчеркивает отсутствие его внутренней свободы.
- Жилин. Никак не может вырваться из плена Кавказа. Его характер позволил бы комфортно существовать на чужбине, однако Жилин мечтает вернуться к родным. После освобождения он продолжает службу на Кавказе.
- Горцы. Оказались под гнетом напавших чужаков. Сюжет рассказывает о том, что татарам приходится убивать и истязать даже тех, кто кажется им симпатичными.
Все персонажи — пленники Кавказа, погрязшего в войне. Вне зависимости от нрава и силы воли.
Смысл концовки
В финале оба пленника оказываются на свободе, которой каждый из героев достиг собственным путем:
- Жилин — прилагая исключительно свою смекалку и силы.
- Костылин — апатично выжидая спасения благодаря выкупу родных.
После освобождения из плена Жилин не уехал домой, а остался служить на Кавказе. У читателя возникает вопрос: в чем смысл подобного финала рассказа «Кавказский пленник».
Произошедшие трудности лишь укрепили дух офицера. Жилин не бежит от сложностей, решив, что Кавказ долгое время держит его здесь неспроста. Решение остаться в опасной зоне вызвано желанием быть полезным людям.
«Кавказский пленник» демонстрирует проявление морально-этических качеств человека, оказавшегося в стрессовой ситуации. Война оголяет человеческие пороки и показывает силу духа каждого столкнувшегося с ним человека.
Проблематика
- Кавказская война продолжалась почти полвека, немало русских полегло в ней. А ради чего? Л.Н. Толстой поднимает проблему бессмысленной и жестокой войны. Она выгодна только высшим кругам, простым людям совершенно не нужна и чужда. Жилин, выходец из народа, чувствует себя в горном ауле чужим, но не ощущает враждебности, ведь горцы просто жили себе спокойно, пока их не завоевали и не стали пытаться подчинить себе. Автор показывает в положительный характер «хозяина» Жилина Абдуллу, который нравится главному герою, и его сострадательную и добрую дочь Дину. Они не звери, не изверги, они такие же, как и их противники.
- Проблема предательства в полной мере встает перед Жилиным. Его предает товарищ Костылин, из-за него они в плену, из-за него не сразу сбежали. Герой – человек с широкой душой, он великодушно прощает сослуживца, понимая, что не каждый человек способен быть сильным.
Глава 1. Жилин в плену[ред.]
На Кавказе служил офицер Иван Жилин.
Иван Жилин — офицер из небогатой семьи, ростом не велик, но удал, храбрый, смелый, хороший товарищ, мастер на все руки.
Жилину от матери пришло письмо с просьбой приехать. Она писала, что уже стара, что хочет повидать сына перед смертью, что нашла ему хорошую невесту. Жилин решил ехать.
Тогда на Кавказе была война, и ни днём, ни ночью нельзя было проехать: либо горцы убьют, либо уведут в плен. Поэтому два раза в неделю из крепости в крепость вместе с народом ходили провожатые солдаты.
Было лето, Жилин поехал с провожатыми. Сам ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе. Всего надо было проехать 25 вёрст, но из-за мелких проблем и жары двигались очень медленно. Жилин решил ехать вперёд один.
Пока Жилин думал, к нему подъехал Костылин и тоже предложил поехать вперёд одним: и жарко, и есть хочется.
Костылин — офицер, грузный, толстый, малодушный, трусливый.
У Костылина с собой было заряженное ружьё. Договорились не разъезжаться, ехать вместе. Когда проехали степь, дорога пошла между двух гор. Жилин решил забраться на гору и посмотреть, нет ли поблизости горцев. Взобравшись, он увидел их, а те увидели его и погнались за ним. Жилин крикнул Костылину: «Вынимай ружьё!». Но Костылин, увидев горцев, испугался и поскакал к крепости. Жилин решил живым не даться.
Горцы подстрелили лошадь Жилина, которая падая придавила ему ногу, схватили его самого, связали и повезли в аул — горскую деревню. Жилин пытался запомнить дорогу, но кровь застлала ему глаза.
В ауле на Жилина надели колодку на ноги, чтобы не сбежал, и заперли в сарае.
Вопросы
- Как вы понимаете жанр этого произведения — быль? Значит ли это, что Толстой ничего не придумывает, пишет, «как было»?
- Поразмышляем над первой главой. Как случилось, что Жилин попал в плен? Как вы оцениваете поведение Жилина и Костылина в минуту опасности?
- Где происходит действие в рассказе?
- Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперёд?
- Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как себя вели, столкнувшись с горцами?
- Как в первой части рассказа создаётся атмосфера войны? Какими вы представляете себе Жилина и Костылина? Устно опишите их. Кому из них вы сочувствуете? Почему?
- Перечитайте эпизод смерти лошади Жилина. С чьей точки зрения мы это видим? Обоснуйте своё мнение. Какие качества Жилина раскрываются в этом эпизоде?
- Проследите по тексту, как относится к возможному появлению татар каждый из офицеров. Какой уговор неоднократно нарушает Костылин и почему?
- Найдите описание мыслей и действий Жилина и Костылина в эпизоде их первой встречи с татарами (глава 1). Как через изображение поведения и передачу мыслей героя раскрывается образ Жилина в этом эпизоде?
- Как относится Жилин к своей лошади? Что говорится о лошади Костылина? Как ведёт себя каждый из героев перед лицом опасности?
Чему учит?
Л. Н. Толстой в «Кавказском пленнике» заставил над многим задуматься читателей. Главная мораль произведения – никогда не сдавайся. Именно такого плана придерживался главный герой. Автор является сторонником идеи, что безвыходные ситуации настигают только тех людей, которые опускают руки и не предпринимают каких-либо решений и действий.
Еще довольно важным выводом рассказа «Кавказский пленник» является мысль о том, что войны и межнациональные стычки никогда не приведут ни к чему хорошему. Все мы люди, и брать в плен или убивать кого-то из-за его этнической принадлежности — это не то, что бессмысленно – это ужасно, жестоко и бесчеловечно. Всегда надо помнить, что вне зависимости от пола, цвета кожи, народности, вероисповедания каждая человеческая жизнь бесценна.
Над чем заставляет задуматься этот рассказ? К большому сожалению, проблемы, показанные и раскрытые в «Кавказском пленнике», актуальны и по сей день. Такие произведения как этот рассказ, для того и необходимы, чтобы люди, читая их, понимали все последствия подобных действий и учились на ошибках прошлого.
Рассказ «Кавказский пленник» Лев Николавевия Толстой написал под впечатлениями от своей жизни на Кавказе во время войны между горцами и русскими солдатами. Первые упоминания об этой войне мы можем увидеть в дневниках Толстого .
Вариант 2
Писатель Л. Н. Толстой создал много разных произведений нам разные темы и разные по размерам. Рассказ «Кавказский пленник» посвящен кровопролитной войне на Кавказе XIX века. Война шла между горцами и российскими войсками, Россия хотела присоединить Кавказ к своим владениям. Писатель во время боевых действий был на Кавказе и все видел сам, поэтому рассказ можно считать былью.
Рассказ основан на реальных событиях. О том, что русский офицер был взят в плен, а потом бежал было написано в журнале «Русский вестник».
Главными героями являются два офицера армии Жилин и Костылин. В рассказе они противопоставлены друг другу. Жилин был человеком выносливым и сильным, а Костылин был обузой для Жилина. Автор симпатизировал Жилину. Контраст между героями виден даже внешне.
Автор смог в своем произведении показать, что одни и те же условия по – разному влияют на людей. Люди такие как Жилин всегда будут стремиться преодолеть трудности.
Содержание наполнено переживаниями героев, поэтому произведение получилось эмоциональное и волнующее.
После прочтения рассказа читатель задумывается о том, что надо уметь выживать в любой ситуации, дорожить людьми, которые искренне с вами дружат и любят. В рассказе показано, как должен выглядеть настоящий герой и как он должен вести себя в трудной жизненной ситуации.
В рассказе таится глубокий философский смысл, хоть и написан он легким понятным языком. Прочитав рассказ понимаешь, как велика сила духа простого человека.
Рассказ короткий, но производит сильное впечатление. В любое время люди ценили любовь, смелость и доброту.
Герои на протяжении всего рассказа противостоят друг другу. Жилин всегда пытается найти выход из ситуации, а Костылин только ноет и причитает, что ничего не получится. Из – за него не удался первый побег из плена. Во второй раз он не побежал, а стал ждать, когда его выкупят, а Жилин повторил попытку вернуться домой и у него это получилось.
Рассказ учит тому, что не надо никогда сдаваться, стремиться к своей цели при этом не предавать друзей.
Вариант 1
На Кавказе жил один человек. Он был храбрым воином и всегда защищал свой народ от врагов. Однажды война пришла в их земли, и наш герой был пойман врагами. Его связали и увезли в плен.
Враги отвели его в далекую городскую тюрьму. Там он провел много лет, скучая по родным горам и друзьям. Все это время он не терял надежды вернуться домой. Он молился каждый день и держался смело, не сдаваясь.
Однажды его освободили. Он вернулся на родину и был встречен как герой. Его друзья и родные радовались, что он вернулся живым и целым. Он был очень рад, что снова на своей земле. Теперь он знал, что смелость и вера в свои силы помогут ему преодолеть любые трудности.
Мне нравится7.7 k.Не нравится4.4 k.
Жанр, направление
«Кавказский пленник» — это рассказ, хотя некоторые его и называют повестью. То, что перед нами рассказ, мы понимаем из-за небольшого объема произведения, ограниченного количества действующих лиц, одной сюжетной линии, а также из-за повествования, которое ведется от первого лица.
Если же говорить о направлении данного произведения, то это реализм. Лев Николаевич в основном творил именно в этом литературном направлении, поэтому и «Кавказский пленник» не стал исключением. Подтверждением этому является тот факт, что в основу произведения легли реальные события. Толстой показывает читателю реальную жизнь и события, даже не стараясь их приукрасить.
Вариант 7
Когда-то давно в горах Кавказа произошла история про пленника. Он был сильный и храбрый человек. Он воевал за свою родину, за свою свободу. Но однажды он был пойман врагами и стал пленником. Его заковали в цепи и отвели в темницу.
Пленник не сдавался. Он мечтал о свободе. Он мечтал вернуться домой, к своей семье. В темнице он вспоминал свой горный край, свои горные вершины, свой народ. Он надеялся на помощь своих товарищей.
Но время шло, и пленник все больше терял надежду. Он терпел голод, холод и пытки. Но несмотря на все трудности, он не сдавался. Он верил, что однажды его освободят.
И вот однажды его спасли. Его товарищи провели смелый рейд и освободили его из плена. Пленник вернулся домой, и его встретили как героя. Он стал символом силы и стойкости для своего народа. Он показал всем, что не страшны трудности, главное – не сдаваться.
История кавказского пленника учит нас не терять надежду, бороться до конца и верить в свои силы.
Мне нравится1.5 k.Не нравится925
Что ты чувствуешь по отношению к урокам литературы? +1
+1
+1
+1
+1
+1
+1
Чему научил этот рассказ именно меня.
Не надо считать себя умнее остальных
Меры предосторожности, основанные явно не на пустом месте, гласили, что нужно ехать только с провожатыми солдатами. Не стоило надеяться, что пронесёт
Война есть война.
Не думай только о себе. Сам погибай, а товарища выручай. Жилин и Костылин вдвоём дали бы отпор татарам. Но Костылин сбежал, и их обоих взяли в плен.
Нужно оставаться хорошим человеком в любой ситуации. Жилин — образец добропорядочности. Он знал, что выкуп разорит его маму, поэтому отправлял письма на ненастоящий адрес. Во время первого побега, когда Костылин был обузой, Жилин мог его бросить и уйти в одиночку. Но, такой поступок не соответствовал убеждениям офицера, и он тащил друга на своей спине, пока их не поймали.
Никогда не сдавайся, даже если ситуация кажется безвыходной. Всегда найдутся те, кто сможет помочь. Рассказ хоть и написан про далёкое время, актуален и в наши дни. В нём затронута вечная тема отношений между людьми. Когда друг решает позаботиться о себе, тем самым подставив под удар. А враг, забыв про разногласия, протянет руку помощи.
Вариант 4
Сюжет произведения разворачивается в период Кавказского конфликта. Все описанные в произведение действия разворачивались на самом деле, и являются воспоминаниями самого автора, и его сослуживцев. Жизни и судьбы невероятно разных героев с различными характерами и помыслами переплетаются в картине, но при этом находят различное отображение с точки зрения автора. Например, в произведении показан главный герой, который попадает в плен к своему врагу, но при этом не теряет силу духа и веру в лучшее, он храбрый и могучий воин, и при этом сильный человек. В отличие от него, его товарищ проявляет трусость и слабость, которую писатель осуждает, но при этом понимает, что условия были крайне тяжелыми, и в целом понять даже такого персонажа можно.
Также, в произведении показан героизм маленькой девочки, которая решает помочь русскому офицеру, отпуская его из плена. Она не побоялась того, что семья отречется от нее, и совершила настоящий подвиг. И наконец, читателя знакомят с пожилым человеком, который озлоблен на жизнь из-за того, что война забрала у него всю семью, которую он любил и считал смыслом своего существования. Все показанные персонажи связаны между собой в сюжете произведения.
Главного героя произведения автор наделил фамилией Жилин, при этом ни разу не назвав его по имени. Однажды, будучи на войне, он получает письмо от собственной матери, которая мечтает, чтобы ее сынок приехал к ней и навестил ее, и возможно обрел супругу. Жилин решает отправиться в одиночку, не дожидаясь помощи от своей части. Вместе с ним отправляется товарищ по фамилии Костылин. На своем пути они встречают врагов. Видя то, что они смогут попасть в плен, персонажи ведут себя по-разному. Жилин бежит напрямую к врагу, а Костылин бросает товарища и спасает свою жизнь. Попав в плен к врагу, главный герой не теряет силы духа, за что его даже противник начинает уважать. Также, он проявляет смелость в том эпизоде, когда его просят написать письмо домой, а он указывает неверный адрес, для того, чтобы у его матери не было проблем из-за него. Произведение является ярким примером того, каким должен быть человек, а также оно очень реалистично и интересно.
. Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Урок развития речи
Предварительный просмотр:
Тема. Р/р. Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»
- обобщить и систематизировать полученные учащимися знания, выявить нравственные проблемы рассказа, смысл противопоставления доброты и любви к людям злобе и нетерпимости;
- формировать навыки лексической работы, пересказа, составления плана, написания сочинения;
- воспитывать гуманистическое мировоззрение учащихся.
Оборудование: тексты рассказа.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Пересказ статьи учебника «Сюжет и фабула».
III. Работа по подготовке к сочинению.
1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Вступительное слово учителя.
С.Я.Маршак высоко ценил рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»: «Льву Толстому удалось написать для детей младшего возраста целую повесть с полноценными, подлинно толстовскими характерами, с напряжённым сюжетом, с поэтическими картинами природы, с точным чувством эпохи, – и всё это уместилось на двадцати с чем-то страницах. По краткости, по силе воздействия на читателя, по сложности и богатой простоте эту повесть – «Кавказский пленник» – можно назвать настоящим рекордом мировой детской литературы».
– О каких нравственных понятиях шла речь на уроках, посвящённых анализу рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»? (Речь на уроках шла о силе воли, мужестве, находчивости, стойкости, силе, выносливости Жилина; чуткости, доброте, отзывчивости Дины; нерешительности, трусости, эгоизме Костылина; жестокости и нетерпимости «красного татарина» и старика).
– Объясните значение слов выносливость, доброта, жестокость, мужество, находчивость, нерешительность, нетерпимость, отзывчивость, сила воли, стойкость, трусость, чуткость, эгоизм.
– Почему Жилин и Дина проявляют лучшие качества характера? (Жилиным и Диной движет любовь к людям, стремление делать им добро).
– Назовите пословицы о любви к людям и доброте.
Кто добро творит, того Бог благословит.
Доброму Бог помогает.
Торопись делать добро, – не равно не успеешь.
Дай, Боже, меж людьми быть побольше любви!
Другу дружи, а недругу не вреди.
Чужой бедой сыт не будешь.
6. Слово учителя.
А вот что говорили о доброте известные люди:
«Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются». (Л.Н.Толстой)
«Во внутреннем мире человека добро – это солнце». (Виктор Гюго)
«Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта». (Фрэнсис Бэкон)
– Каков общий смысл данных высказываний и пословиц? (Доброта – величайшее достоинство человека).
7. Продолжение беседы.
– Почему «красный татарин» и старик так нетерпимы по отношению к русским? («Красным татарином» и стариком движет ненависть и вражда к людям иной национальности и веры. Они считают, что только священная война – газават – поможет восстановить справедливость).
– Правы ли старик и «красный татарин»?
– Назовите пословицы о войне и мире.
Худой мир лучше доброй брани.
Войной да огнём не шутят.
Вражда не делает добра.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
Кому мир недорог, тот нам и ворог.
Мир – дело великое.
– Каков общий смысл этих пословиц? (Война и вражда между людьми – величайшее зло на земле).
8. Слово учителя.
В современном мире не утихают войны и вражда. Кавказская война, о которой рассказал Л.Н.Толстой, была продолжена в XX веке. Пострадали не только русские, но и дагестанцы, ингуши и другие народы, проживавшие в Чечне.
Отношения в современном мире должны быть построены на основах доброты, взаимопонимания и любви. Можно избежать многих конфликтов, если помнить об уроках Л.Н.Толстого, данных в замечательном рассказе «Кавказский пленник».
9. Составление плана сочинения.
I. Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
II. Над чем заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого?
- Почему Жилин и Дина проявляют лучшие качества характера?
- Какие качества проявились в Костылине?
- Почему «красный татарин» и старик так нетерпимы по отношению к русским?
III. О каких уроках Л.Н.Толстого нужно помнить и сегодня?
10. Самостоятельная работа учащихся над сочинением.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
1.Оформить сочинение набело.
2.Инд.задания. Подготовить сообщения:
– о событиях детства А.П.Чехова, оказавших влияние на формирование мировоззрения будущего писателя;
– подготовить сообщение о годах учёбы А.П.Чехова в гимназии.
3.Инд.задание: подготовить выразительное чтение воспоминаний об А.П.Чехове.