Кратко «человек в футляре» а. п. чехов

Чехов человек в футляре краткое содержание главные герои

Сочинение на тему: Футлярные люди.

Все материалы с раздела: Сочинения по русской литературе (каталог тем)

         Творчество А. П. Чехова очень разнообразно по содержанию, удивительно гениально и, как кажется на первый взгляд, просто. В своих небольших рассказах он поднимает множество насущных проблем, часто раскрывая их с помощью ярких образов. И одним из таких образов является человек-футляр.

         Данная метафора подразумевает под собой человека, почти полностью закрытого от внешнего мира. Причём это зависит не от негативно настроенных относительно этого человека людей, но от самой личности, предпочитающей «закрытый» образ жизни. Такой человек будто сидит, захлопнувшись в футляре и боясь высунуться из него. Отчего же такая скрытность и боязнь? Скорее всего, от неумения общаться с людьми, вписаться в социум. Но ведь неумение можно со временем превратить в способность хотя бы сносно ладить с людьми. Однако футлярные люди просто привыкли быть взаперти, не выходить из своей зоны комфорта. И, надо сказать, многое от этого теряют.

         Как раз таким людям в футляре посвящены многие рассказы Чехова: «Смерть чиновника», «Ионыч», «О любви», «Крыжовник», «Человек в футляре» и другие.В совсем коротком произведении «Смерть чиновника» показана глубокая драма жизни Ивана Дмитриевича Червякова, который до того зарыл в своём футляре способность здраво рассуждать, до того самоуничижился, что умер от сущей нелепости.

         В рассказе «Ионыч» мы встречаем несколько футлярных персонажей. Во-первых, это сам доктор Дмитрий Ионыч Старцев, а во-вторых, «образованная и талантливая» семья Туркиных. Дмитрий Ионыч, вполне очевидно, живёт в своём футляре. Хотя он и может общаться с другими людьми, но свои настоящие мысли и характер он скрывает ото всех. Лишь однажды его натура «выпрыгивает» из футляра, когда он чуть не зарыдал и не хватил зонтиком по спине своего кучера. А семья Туркиных придумала себе удобный и интересный, на их взгляд, мир, в котором и живёт, который и закрывает им путь к реальной действительности.

         Высшей же точкой развития образа человека в футляре является герой одноимённого рассказа — учитель словесности Беликов. Его футлярность дошла до физиологического абсурда. Он в любую погоду любого времени года ходит в калошах и тёплом пальто, когда садится на извозчика, приказывает поднимать верх, все вещички свои хранит даже в «самомалейших футлярчиках» и пытается спрятать своё лицо, поднимая воротник. Он всеми силами старается закрыться от людей духовно, что совсем не на пользу при его-то профессии

Он боится любой вольности в какой бы то ни было сфере, давит всех своих коллег и даже директора чрезмерной мнительностью и осторожностью. Бедный Беликов не смог даже воспользоваться последним шансом выйти из своего футляра – жениться на Вареньке Коваленко

Нет, весёлая, открытая жизнь уже не могла овладеть им, футляр закрылся навсегда.

         И хочется закончить словами Буркина из этого же рассказа: «Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете немало». Единственное, что мы можем сделать – это хоть как-то помочь вылезти им из этого футляра.

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: Сочинения по русской литературе (каталог тем)

Тема «футлярности» в рассказах Чехова

В своих рассказах А.П. Чехов описывает явление, ставшее повсеместным в его эпоху, – «футлярность» жизни большинства людей, всеобщий застой и нежелание развиваться. Все герои его рассказов живут праздной, скучной и однообразной жизнью и не могут (или не пытаются) что-то вокруг себя изменить.

В произведении «Человек в футляре» описан собирательный образ всех ограниченных, боящихся любых проявлений жизни людей. Это образ Беликова, учителя греческого языка в гимназии: «У этого человека наблюдалось постоянное непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр, который … защитил бы его от внешних влияний». Своей мелочностью, вечным страхом «как бы чего не вышло», привязанностью к формулярам и ненужным правилам он давил на всех остальных, и те, поддаваясь его влиянию, тоже начинали бояться всего на свете. В рассказе «Крыжовник» Иван Иваныч рассказывает о своем брате Николае, который всю жизнь желал только одного – иметь собственную усадьбу. А символом благополучия для него почему-то был крыжовник, который он мечтал посадить на приобретённой земле. Чем ближе он был к вожделенной цели, тем меньше он становился похож на человека и всё больше – на свинью. Николай «постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, – того и гляди, хрюкнет в одеяло». Он словно был слеп или до крайности близорук: ничего не видел вокруг себя, не замечал окружающего мира. Таков был его футляр – клочок земли и несколько кустов крыжовника.

Рассказ «О любви» ведётся от имени помещика Алёхина. Он рассказывает о женщине, к которой в течение многих лет испытывал глубокие чувства. Его возлюбленная, Анна Алексеевна, к моменту их встречи уже была замужем и имела ребёнка. Чем чаще Алёхин бывал в её доме, тем больше привязывался к ней и её семье. Анна Алексеевна испытывала к нему те же чувства: «Я всякий раз по ее глазам видел, что она ждала меня; и она сама признавалась мне, что еще с утра у нее было какое-то особенное чувство, она угадывала, что я приеду». Но они не могли открыто заявить о своей любви и быть вместе, потому что для этого нужно было разрушить её семью, сделать несчастными детей Анны и оставленного мужа. Алёхину казалось невероятным, что эта его «тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастливое течение жизни … всего этого дома», где его так любили и где ему так верили.

В этом рассказе показан футляр другого рода, настоящий, практически неразрушимый, из которого труднее всего найти выход, – это общественная мораль. Если бы Анна осмелилась уйти из семьи, не ждала бы её участь героини совсем иного произведения – Анны Карениной? Не была бы она лишена шанса видеть своих детей? Как быстро угасла бы её любовь к Алёхину, померкнув в черноте горя, отчаяния и всеобщего осуждения? Прежде чем осудить героев произведения за нерешительность, следует, прежде всего, ответить на эти вопросы.

В этих трех рассказах Чехов вполне раскрыл то, что хотел показать читателям, – ужасную безнадёжность, которой была пронизана окружавшая его действительность, обозначив её одним точным словом – «футлярность». Можно привести в пример и другие его произведения, посвященные той же теме: «Палата №6», «Ионыч», «Вишнёвый сад», «Попрыгунья», «Дом с мезонином» – но основной вывод от этого не изменится: герои словно застряли в вязкой паутине безделья, невежества, равнодушия или общественных предрассудков. Трудно представить себе, чтобы хоть кто-то из них смог (или даже попытался) найти выход из сложившейся ситуации. Именно это хотел показать Чехов в своих произведениях – футляры «всех форм, цветов и размеров».

Сочинение по рассказу 3

Главный герой произведения – учитель греческого языка. Замкнутый человек, который всегда ведёт себя независимо и отстраненно. Окружающим людям тяжело с ним общаться, ведь Беликов совсем не выходит на контакт. Он закрыт ото всего. Герой боится новых знакомств, чувств и эмоций. Ему проще придумать свод правил и запретов, а потом покорно следовать за ними.

Закрытость героя отражается на всём. Он ходит с высокоподнятым воротником, постоянно с зонтом. Причем его не интересует, идёт дождь или нет. Беликов пытается всячески отгородиться от внешнего мира и создать маленький мирок со своими правилами, куда он больше никого не пустит. Все вещи героя хранятся в футлярах.

Беликов не понятен обществу. Он всегда отстранён и закрыт. Самые активные и общительные люди неоднократно пытались вывести его на разговор, но всё безуспешно. Герой упорно стоял на своём. Отвечал односложно. Беликов умудрялся отсутствовать, даже находясь в кругу коллег. Он всегда находился где-то в своих мыслях, не поддерживал бесед, мечтал поскорее покинуть гостей.

Герой не способен построить добрые и доверительные отношения. В его футляре нет места для других людей. У Беликова нет друзей. Однажды он решил выйти за пределы своих границ и стал общаться с Варенькой. Примечательно, что девушка имела полностью противоположный характер. Варя была милой, весёлой и активной девушкой. Проще говоря, душой компании. Удивительно, что Беликов решился на отношение с ней. Он вообще боялся общаться с женщинами. Всегда думал, что о нём плохо подумают.

Беликов увидел, как его пассия катается на велосипеде. Герой не выдержал такого поведения и пошёл жаловаться к брату девушки. Тот в ответ спустил его с лестницы. Возлюбленная Беликова стала свидетелем этой картины и посмеялась над ним. После этого они расстались.

Своей закрытостью и правильностью герой вызывал отвращение. Люди не могли спокойно общаться с ним. Беликов вызывал у них напряжение и желание отстраниться, как можно дальше.

Жизнь Беликова кончилась очень печально. Герой скончался. В гробу он выглядел так, будто это лучшее место для него. Город вздохнул с облегчением.

Вариант 2

В рассказе Чехова “Человек в футляре” главной героиней является Варенька, которая работает в магазине. Она описывается как молодая, красивая и добрая девушка. Варенька очень любит свою работу и старается выполнять ее наилучшим образом. Она всегда улыбается и приветлива со всеми клиентами.

Однажды в магазин зашел странный человек, который попросил Вареньку продать ему футляр. Девушка не сразу поняла, что он имеет в виду, но потом поняла, что он хочет купить футляр для своего тела после смерти. Варенька была поражена таким поведением и не знала, как себя вести.

В дальнейшем Варенька стала думать о смысле жизни и о том, что будет с ней после смерти. Она задумалась о том, что нужно жить так, чтобы не было стыдно за свою жизнь после смерти. Варенька стала более серьезной и задумчивой, но при этом она не потеряла своей доброты и улыбки.

Она начала задавать себе вопросы о том, что она делает в жизни и как она может помочь другим людям. Варенька стала более внимательной к окружающим и стала помогать им в трудных ситуациях. Она понимала, что жизнь не только о работе и деньгах, но и о том, как мы помогаем другим людям.

Варенька стала читать книги о философии и духовности, чтобы лучше понимать смысл жизни. Она стала задавать вопросы своим друзьям и знакомым о том, что они думают о жизни и о смерти. Варенька понимала, что каждый человек имеет свой путь в жизни и что мы должны уважать этот путь.

В конце рассказа Варенька узнала, что странный человек, который хотел купить футляр, умер. Она была огорчена этой новостью, но при этом она понимала, что жизнь продолжается и нужно жить так, чтобы не было стыдно за свои поступки. Варенька понимала, что каждый день жизни – это подарок, и что мы должны использовать его наилучшим образом.

Варенька стала более счастливой и уверенной в себе. Она понимала, что жизнь – это не только работа и обязанности, но и радость и любовь. Она начала больше времени уделять своей семье и друзьям, чтобы быть ближе к ним и помогать им в трудные моменты.

Варенька стала примером для других людей, которые хотели бы изменить свою жизнь. Она понимала, что каждый человек может изменить свою жизнь, если он будет стремиться к этому и не бояться изменений. Варенька стала более счастливой и уверенной в себе, и это было заметно всем, кто знал ее.

Популярные сегодня темы

Когда из-под пера молодого и талантливого автора выходит шедевр, это всегда отдается резонансом мнений в современном литературном обществе. Также произошло и с поэмой Н.В. Гоголя Мертвые души.

Сейчас невозможно представить свою жизнь без мобильного телефона, он есть буквально у всех. Это и неудивительно, ведь благодаря ему всегда можно оставаться на связи с близкими в любой точке земного шара

Известный русский прозаик и драматург А.П. Чехов всё своё творчество посвятил утверждению гуманистических идеалов и разрушению иллюзий, сковывающих сознание. Он хотел, чтобы люди не существовали, а жили полноценно, свободно и счастливо. Потому всегда с негодованием выступал против тех, кто обворовывает себя и других, загоняя жизнь в какие-то тесные рамки.

Без сомнения, нет. О каком счастье можно говорить, если действительности и обновлений он боялся до такой степени, что постоянно старался спрятаться от них. Например, даже в хорошую погоду Беликов не выходил на улицу без калош и зонтика, а лицо прятал за поднятым воротником. Да и зонтик, и перочинный ножик, и часы он носил в чехлах. Чтобы не простудить уши, закладывал их ватой. Глаза скрывал от солнечного света за очками с тёмными стёклами. Ложась спать, укрывался с головой одеялом. Словом, создавал вокруг себя своеобразный футляр. Поскольку только так чувствовал себя комфортно.

Однако самое страшное, на мой взгляд, что Беликов, которого автор сравнивает с улиткой и раком-отшельником, морально угнетал окружающих и коллег. Под его влиянием и остальные жители города боялись делать даже самые обычные вещи: громко разговаривать, писать и отправлять письма, книжки читать, бедным помогать и прочее.

И вот этот человек чуть было не женился, то есть ему захотелось быть счастливым и что-то изменить в собственной скучной жизни. Но и тут он проявил трусость и, не желая покидать футляр, всё не решался сделать предложение Вареньке Коваленко. Не спал ночами, думая о новых обязанностях и ответственности.

После его похорон все испытали облегчение и приятное наслаждение свободой. Никто не пожалел о его преждевременной кончине.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Митрофана в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    Митрофан Простаков — герой пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», юноша, единственный сын дворян Простаковых. Недорослями в XIX веке называли юношей из дворянских семей

  • Образ и характеристика Аносова в повести Гранатовый браслет Куприна

    Генерал Яков Михайлович Аносов в рассказе Александра Куприна «Гранатовый браслет» характеризует взрослое поколение, которое способно направить молодежь по верной дороге, по дороге любви, верности

  • Сочинение Мой любимый рассказ Чехова — Толстый и тонкий

    Антон Павлович Чехов – величайший русский писатель. В своих сатирических произведениях он высмеивает такие пороки как жадность, трусость, гордыню, чинопочитание и другие, причём делает

  • Анализ пьесы Горе от ума Грибоедова (9 класс)

    На написание пьесы было потрачено два года. Данную пьесу нельзя отнести к жанру комедии, несмотря на то, что сам автор считает «Горе от ума» комедией.

Лето мое самое любимое время года, чудесная пора, полная радости и веселья! Я всегда с пользой и с удовольствием провожу теплые летние деньки.

Кто такие футлярные люди? Они окружают нас повсюду, но мало кто догадывается, что их можно охарактеризовать именно таким интересным термином. Потому что не все читали знаменитый рассказ Антона Павловича Чехова, который так и назывался — «Человек в футляре». Именно этот русский прозаик-драматург впервые в истории предложил такой тип личности. Впрочем, обо всём — по порядку.

Чехов «Человек в футляре» кратко

Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в тёмных очках, а дома закрывался на все замки. Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний».

Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился.

Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, весёлого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова.

Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьёзная».

Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображён с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжёлое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущён этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова.

Не стерпев его поучений насчёт катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошёл домой, слёг в постель и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя — «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешённая вполне».

Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произносит: «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?».

Кто такие “футлярные люди”? 👍

Человеку нужно не три аршина земли…

А весь земной шар.

А. Чехов. Крыжовник

В 90-е годы XIX века в жизни страны происходят важные перемены, связанные со сменой глухой реакции подъемом и общественным оживлением. Более серьезной становится и тематика произведений А. П. Чехова, который пытается в своих рассказах решить проблему равнодушия, “футлярности” человеческих сердец и душ. Усложняя характеры своих персонажей, Чехов стремится теперь не только продемонстрировать омертвляющее воздействие среды, но и те внутренние механизмы, которые управляют человеком, определяя всю его судьбу.

“Футляру” человеческой души, разным формам “улиточного” существования посвящены рассказы А. П. Чехова “Человек в футляре” и “Крыжовник”.

Запуганным жизнью человеком, постоянно опасающимся “как бы чего не вышло”, предстает перед нами Беликов из рассказа “Человек в футляре”. Учитель Бур – кин так рассказывает о своем товарище по работе: “У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе…

Беликов боялся думать, чувствовать “не так”, поэтому во всем воздвигал вокруг себя невидимые стены, способные защитить его от неожиданностей.

Очень странно, но этого самого Беликова, опасающегося всего на свете, боялись не только гимназия, но и весь город

Никто не возмущался, не строил жизнь так, как хочется – все осторожно, молча и терпеливо ждали, чем все это закончится. Учитель Буркин тоже верил, что со смертью Беликова наступит освобождение от его тихого опасливого тиранства

Однако, хотя Беликов умер, люди не изменились, поскольку их “футляры” остались на прежнем месте: “…жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая… Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!”

А ведь, действительно, “футлярность”, равнодушие могут быть не так сильно выражены в человеке, как в Беликове, но тем не менее значительно влиять на его жизнь. Тот же Буркин, рассказавший историю о Беликове, кажется, понимает весь глубокий смысл своего рассказа, но когда Иван Иванович, взволнованный историей, начинает говорить о лжи, лености, пустоте и праздности, лицемерии, бесцельности окружающей жизни, Буркин прерывает его: “Ну, уж это вы из другой оперы… Давайте спать”.

Тема “футлярности”, но в другой форме, раскрывается и в рассказе “Крыжовник” – истории, которую поведал товарищам Иван Иванович о своем брате – чиновнике Чимше-Гималайском. Воспитанный в деревне, на природе, этот чиновник в зрелом возрасте тосковал на своей должности в казенной палате. Всю жизнь он мечтал купить усадьбу, где мог бы развести свой крыжовник. И, ущемляя себя во всем, бесконечно экономя, он таки осуществил свою мечту.

Став помещиком, барином, этот “бедняга-чиновник”, сын солдата невиданно переменился, превратившись постепенно в тупого, самодовольного обывателя, равнодушного ко всем общественным и духовным интересам

Бестолково и невежественно творил он теперь “добрые дела… не просто, а с важностью”, по-барски размышлял о преждевременности образования для народа, о пользе и незаменимости телесных наказаний. И при этом Чимша-Гималайский был уверен: “Я знаю народ и умею с ним обращаться”

С болезненной иронией воспринимает Иван Иванович “счастье” своего брата, который заперся “на всю жизнь в собственную усадьбу” и по-детски радуется только одному – зеленому, кислому, твердому крыжовнику. Разоблачая эту особую форму “футлярности”, Иван Иванович рассуждает, что “счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча”. Но после прослушивания этой истории мы в который раз сталкиваемся с фрагментом “футляра”: после призывов Ивана Ивановича не успокаиваться, не усыплять себя его собеседники молчат, поскольку их не удовлетворил рассказ.

Им “хотелось почему-то говорить про изящность людей, про женщин”. А об Алехине – хозяине дома – сказано еще конкретнее: “Умно ли, справедливо ли было то, что только что говорил Иван Иванович, он не вникал…”

Обличая замкнутость, равнодушие, эгоизм в этих рассказах, А. П. Чехов утверждает, что задача человека – не ограничение жизненного пространства закостенелым, неразвивающимся внутренним миром, а движение вперед и активная борьба с общественным злом.

Буркин

Коллега Беликова, учитель гимназии. Именно от его лица идёт повествование о Беликове. Буркин предстает в роли интересного собеседника, который внимателен к деталям, даёт собственные оценочные суждения ситуациям

Писатель не уделяет большое внимание описанию Буркина, давая представление о его внешности лишь в конце произведения. Буркин маленького роста, лысый, с черной бородой

Он выглядит карикатурно. Несмотря на то, что Буркин осуждает Беликова за его боязнь всего нового и непримиримость и желание жить обособленно, Буркин также является «футлярным» человеком. Он знает о проблемах общества, но не пытается что-либо изменить.

Современность

Человек XXI века, читавший Чехова, знает о том, какие люди называются футлярными. И он способен распознать их среди остальных. Сейчас они называются интровертами. Это люди, психический склад которых характеризуется сосредоточенностью за созерцательности, замкнутости и сосредоточенности на собственном внутреннем мире. Они не склонны к общению с остальными людьми — им трудно установить контакт с кем-либо.

Впрочем, чтобы понять суть данного термина, достаточно обратиться к этимологии. «Интроверт» — слово, произошедшее от немецкого introvertiert. Что дословно переводится как «обращённый внутрь».

Антон Павлович Чехов — автор многих новаторских произведений, где читатель видит не только тонкую сатиру, но и детальное описание человеческой души. Когда знакомишься с его творчеством, начинает казаться, что он не только прозаик, но и весьма одаренный психолог.

«Человек в футляре» — один из трех рассказов из серии «Маленькая трилогия», над которым автор работал около двух месяцев в 1898 году. Также в неё входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», которые Антон Павлович писал в Мелиховке, где жил с семьей. Работу над ними он едва успел закончить, ведь уже страдал туберкулезом и писал все меньше и меньше.

Нельзя быть точно уверенным, что Чехов писал о каком-то конкретном человеке, скорое всего, центральный образ «Человека в футляре» является собирательным. Современники писателя выдвигали несколько кандидатур, которые могли бы послужить прототипами для Беликова, но все они имели лишь небольшое сходство с героем.

Примечания[ | ]

  1. Российская государственная библиотека Архивировано 20 марта 2017 года.
  2. Паперный З. С. Записные книжки Чехова — Москва: Советский писатель, 1976, с. 389
  3. 123 Человек в футляре. Примечания
  4. Ю. Соболев. Чехов. Статьи. Материалы. Библиография. М., 1930, стр. 163—165
  5. Письмо Ал. П. Чехову, 22 или 23 сентября 1895 г.
  6. «Глитай, або ж павук» (укр.) («Мироед, или паук») — название пьесы Марка Кропивницкого.
  7. 1234 Человек в футляре. Примечания
  8. «Биржевые ведомости», 1898, № 200, 24 июля
  9. «Г. Чехов — писатель безыдейный; это у нас решено и подписано. Тем не менее, когда выходит новый рассказ г. Чехова, он первый разрезается в книжке журнала, прежде всего читается и производит такое сильное впечатление на читателя, так настраивает его, подымая в нём ряд новых мыслей и соображений, как не действуют многие из так называемых идейных произведений…»
  10. «Сын отечества», 1898, № 238, 4 сентября
  11. «Мир божий», 1898, № 10, отд. II, стр. 6
  12. К. Медведский. Литературные заметки. Нечто о г. Чехове и «футлярах». — «Московские ведомости», 1898, № 215, 7 августа
  13. А. Л. Бокшицкий. Наивный антропос (А. П. Чехов и «человек в футляре»)
  14. gorky.media. «Человек в футляре» — тревожное расстройство, а созависимость изучаем на примере «Душечки» (рус.) (23 сентября 2016). Дата обращения: 27 сентября 2021.

Варвара Коваленко

Сестра Михаила. Она приезжает в город, где живёт Беликов, вместе с братом. Варя и Михаил часто ссорятся. У Вареньки весёлый нрав, она любит шумные компании, поет песни. Женщина легко заводит новые знакомства и вызывает симпатию окружающих. Она не была замужем, учителя решают познакомить Варю с Беликовым. Мужчина так и не сделал ей предложение. Хотя их семья вряд ли была возможной, слишком разные по характеру Беликов и Варенька. Женщина сильно обидела своего ухажёра, когда посмеялась над ним после его потасовки с Михаилом.

В произведении очень хорошо описаны особенности характера каждого из героев. Главной темой произведения является тема «маленького человека». Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жанр, конфликт и композиция

Читателю достаточно легко знакомиться с произведением, ведь оно написано простым языком, который, тем не менее, способен вызывать огромное количество впечатлений

Стиль выражается и в композиции
: текст разбит на небольшие смысловые фрагменты, акцентирующие внимание на самом главном

В рассказе мы наблюдаем конфликт
между двумя героями. Автор противопоставляет Коваленко (жизнеутверждающую, активную позицию, позитивное мышление) и Беликова (пассивное и безжизненное прозябание, внутреннее рабство), что помогает ему еще лучше раскрывать поставленную проблему. Футляр становится художественной деталью, которая описывает всю суть и смысл произведения, показывает внутренний мир героя.

Литературный жанр
– рассказ, который входит в состав «маленькой трилогии» из трех отдельных, но совмещенных одной идеей рассказов. «Человек в футляре» написан с явной сатирической окраской, таким приемом писатель высмеивает саму сущность «маленького человека», который просто-напросто боится жить.

Анализ рассказа

Считается, что у главного героя был прототип. Согласно Википедии, многие писатели спорили, кто это может быть. Современники предполагали, что это был инспектор таганрогской гимназии Дьяконов, но точно так и не выяснили.

Сюжет произведения

Повествование начинается с описания ночлега 2-х охотников: Ивана Чимша-Гималайского и Буркина. Герои заночевали в сарае председателя села, где беседовали об одиноких людях, которые, словно раки-отшельники или улитки, пытаются уйти в свою скорлупку. Буркин поведал о некоем гражданине Беликове, который недавно умер в его городе. Именно этот персонаж и был «Человеком в футляре».

Беликов даже в самый теплый, солнечный и погожий денек носил пальто, галоши и брал с собой зонт. У последнего предмета был свой футляр, как и у ножа, и у часов. Со стороны казалось, что даже голова этого человека была будто в чехле — он все время прятал лицо за воротником. Гражданин хотел создать себе оболочку, за которой смог бы спрятаться от реальности и людей. Любое отклонение от установленных им правил воспринималось с тревогой, волнением.

Беликов был очень мнительным и осторожным. Постоянно вздыхал и ныл, чем угнетал людей, давил на них. У него была плохая привычка — герой ходил по квартирам учителей, сидел и молчал. Он думал, что таким образом налаживает отношения с товарищами.

Однажды в гимназии появился молодой педагог по истории и географии. Он прибыл в город со своей сестрой Варенькой, которая очаровала всех на дне рождения директора. У людей сразу возникло желание поженить девушку с Беликовым. Варенька была не против замужества, но мужчина сомневался, не мог принять решение. Говорил девушке про прекрасную семейную жизнь, а в другой раз о том, что женитьба — очень серьезный шаг.

Молодой педагог сразу возненавидел Беликова, даже придумал ему прозвище — «глитай абож павук», что означает «мироед, или паук». Потом он нарисовал карикатуру «Человека в футляре», где мужчина идет с Варенькой под руку, а снизу подпись — «Влюблённый антропос». Это рисунок был распространен среди всех учителей и чиновников.

Спустя время Беликов увидел возлюбленную с ее братом, катающихся на велосипедах. Он посчитал это неприличным делом. Утром он сказал Коваленко, что неприлично ездить на велосипеде. Только вот встреча закончилась ссорой, Беликова спустили с лестницы. В это время зашла Варенька, увидела мужчину и рассмеялась. Девушка подумала, что он сам упал. Для Беликова в этот момент все рухнуло. Никакого сватовства и жизни.

Действующие лица

Автор довольно мастерски подобрал всех персонажей произведения. Он описал совершенно противоположные характеры героев, порой вообще несовместимых. Эти люди должны были уживаться друг с другом, чтобы вместе работать в гимназии и жить в маленьком городке.

В рассказе можно выделить две группы действующих лиц:

  1. Герои из самой трилогии.
  2. Персонажи истории Буркина.

Ко второй группе относятся:

  • учитель греческого языка Беликов;
  • повар и одновременно его слуга Афанасий;
  • учитель истории Коваленко;
  • возлюбленная главного героя Варенька.

Главные герои и их характеристика

Чехов мастерски подобрал для своего произведения персонажей: кажется невозможно их совместить, но они работают в одной гимназии и уживаются в небольшом городке.

Именно этот контраст помогает читателю прочувствовать острые вопросы морали, личного выбора и совести, поднятые автором рассказа.

  • Иван Иванович Чимша-Гималайский — врач-ветеринар, отдыхающий на свежем воздухе в селе Мироносицкое. Худощавый, высокий старик с длинными усами.
  • Беликов — персонаж, которому автор не дал имени. Учитель греческого, о котором и идёт речь в произведении. Чрезмерно осторожный до всего нового человек. Запрет для него закон, а чужое мнение — первично. Беликов ощущал себя комфортно только находясь в «футляре»: внутренне, не выступая за границы «дозволенного», а внешне, не снимая темных очков и плаща. Он даже умер от переживаний, что весь город узнает как над ним посмеялись.
  • Варенька Коваленко — незамужняя сестра учителя Коваленко. Около 30-ти лет, высокая и стройная, красивая хохотушка. Своим пением и жизнерадостностью девушка мгновенно очаровала всех вокруг и, в том числе, Беликова.
  • Михаил Коваленко — новый преподаватель географии и истории, брат Вари. Рослый мужчина с грубым голосом. На дух не переносил Беликова.
  • Буркин — учитель из гимназии, рассказавший историю Беликова. Ростом мал, полный по комплекции, лысый, но с длинной бородой. Хороший рассказчик, наблюдатель. Его можно назвать «местным философом».
  • Афанасий — постоянно пьяный повар Беликова.
  • Мавра — немного странная женщина, супруга старосты села Мироносицкое. Мавра днём находилась дома. а по ночам разгуливала по деревне.

Буркин

Коллега Беликова, учитель гимназии. Именно от его лица идёт повествование о Беликове. Буркин предстает в роли интересного собеседника, который внимателен к деталям, даёт собственные оценочные суждения ситуациям

Писатель не уделяет большое внимание описанию Буркина, давая представление о его внешности лишь в конце произведения. Буркин маленького роста, лысый, с черной бородой

Он выглядит карикатурно. Несмотря на то, что Буркин осуждает Беликова за его боязнь всего нового и непримиримость и желание жить обособленно, Буркин также является «футлярным» человеком. Он знает о проблемах общества, но не пытается что-либо изменить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: