Чичиков как символ русского общества
Персонаж Чичикова отображает определенные черты русской души и национального самосознания. В человеке этом видны черты склонности к аферизму и желанию наживы за счет других людей. Он является представителем тех слоев русского общества, которые готовы сделать все возможное, чтобы получить что-то от других людей, не считаясь с нравственными принципами.
- Чичиков воплощает желание карьерного роста, вне зависимости от того, какие методы и средства он использует;
- Он представляет собой типичного хитреца и манипулятора, который умеет получать выгоду за счет обмана и уловок;
- Чичиков также символизирует неустойчивость русского общества, его стремление обрести место при дворе и взлететь вверх;
- Он отображает также амбиции и эгоизм, присущие русской национальной культуре.
Чичиков является ярким воплощением тех мрачных феноменов, которые присутствуют в русском обществе. Он поднимает множество актуальных вопросов, относящихся к индивидуальности, морали и ценностям. Гоголь использует образ Чичикова для раскрытия проблем, которые присущи русской душе и которые необходимо решать на протяжении всей истории развития российской культуры и общества.
Дома помещиков
41 предложение/ 533 слова
Произведение Н. В. Гоголя «Мертвые души» было написано в середине XIX века и в полной мере отражает быт и нравы сословия помещиков того времени. Сам автор предпочитал называть свою трудоемкую работу поэмой. Из-за отсутствия третьего тома, она так и осталась незавершенной. Большая смысловая нагрузка отведена первой части поэмы, так как все, что происходит с главным героем в губернском городе NN, узнается из первых одиннадцати глав.
Коллежский советник Чичиков знакомится с влиятельными помещиками и чиновниками ради достижения своих честолюбивых планов. Самые колоритные семьи, с которыми он сдружился, чтобы выкупить «мертвые души» крестьян, это семьи Маниловых, Собакевичей, Плюшкина, Коробочки и Ноздрева. Именно эти пять домов создают полное описание города N.
Манилов — немолодой помещик приятной наружности с хорошими манерами. С первых минут он производит самое лучшее впечатление, но потом обнаруживается, что его абсолютно не заботят бытовые трудности. Дом Маниловых стоит на возвышении, поэтому добираться до него Чичикову пришлось довольно долго. Хозяйство в полном упадке, но супруги Маниловы чувствуют себя комфортно. Чичиков о хозяине сложил следующее мнение: «ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». На его просьбу продать «мертвые души», тот даже не знает, сколько у него было и сколько умерло крестьян, но такому «приятному» человеку как Чичиков отдает их бесплатно.
Собакевич и его дом в полной мере соответствуют своему хозяину. Внешне, своей массивностью и неуклюжестью, он напоминает зверя. Как деревня, так и дом, в котором он живет, кажутся несуразными. Дома для крестьян добротные и хозяйство в полном порядке. Собакевич — деловой человек, поэтому догадывается о цели приезда Чичикова еще до того, как тот заговорил о «мертвых душах». В результате сделки и гость, и хозяин остаются довольны.
Нельзя сказать того же о визите к Плюшкину. Это необычный человек, которого Павел Иванович не мог отнести ни к одному сословию. Внешне он напоминал старую ключницу и вел себя довольно странно. Дом его в полном запустении, хотя раньше в нем кипела жизнь. Когда-то у Плюшкина были семья, дети. Сам он был чрезвычайно бережливым хозяином, но после смерти жены бесповоротно превратился в скрягу. Теперь у него в доме было нагромождение ненужного хлама, от которого он не спешил избавиться. Дома крестьян были с пробоинами в крыше, окна без стекол. Предложение Чичикова его только обрадовало, так как он был не прочь заработать лишних денег.
Среди тех, у кого Чичиков приобретал «мертвые души» крестьян, была одна помещица с забавной фамилией Коробочка. Она жила в небольшом домике с ухоженным огородом. Хозяйство Коробочка вести умела и крестьян своих давно приучила к порядку. Она настолько хорошо знала своих работников, что письменных списков о них не вела, все запоминала наизусть. Коробочка по натуре практична, бережлива, но как отмечает Чичиков, немного бестолкова. Продавая «мертвые души» своих крестьян боится продешевить. Позже она лично отправится в город, чтобы разузнать, какая на самом деле нынче цена на «мертвые души».
В свое хитрое предприятие Павел Иванович втянул еще одного помещика — 35-летнего вдовца Ноздрева с веселым, но сумасбродным нравом. Этот помещик все свое время проводит развлекаясь и пьянствуя, дома не может усидеть и дня. Ни хозяйством, ни крестьянами, ни даже собственными детьми он не любит заниматься. В отличном состоянии у него только псарня. На первый взгляд Чичикову показалось, что у этого бесшабашного кутилы легче всего будет заполучить «мертвые души», однако именно он оставил его ни с чем.
см. также:Другие сочинения по произведению Мёртвые души, Гоголь
Чичиков на высоте: бумаги все подписаны и в глазах обывателей он превращается в «миллионщика»
Чичиков — нечестный человек. Чичиков кажется сострадательным человеком. В 1846 году Белинский, известный своей критической проницательностью, заметил, что Чичиков «как приобретатель не меньше, если еще не больше Печорина, — герой нашего времени». Действие в поэме «Мертвые души» начинается со знакомства читателя с главным героем.
В первой главе автор лишь косвенно, иносказательно выражает свое отношение к герою и его поступкам. Чичиков отнесен автором к миру толстых, которые надежно и крепко сидят на своих местах
По дороге к Собакевичу Чичиков встречается с Коробочкой, которая показала Чичикову, что его предприятие требует не только настойчивости, но и тонкости, а главное, осторожности. Ведь подлинную биографию героя автор приберег для финала поэмы
Чичиков казался порядочным и добродетельным, но под этой личиной крылась иная сущность.
Ради этого Чичиков готов был голодать и «жарко» заниматься службою. Через некоторое время этот преступный сговор был раскрыт, а виновные, в том числе и Чичиков, отданы под суд — именно таким способом герой «пострадал на службе». Заботясь о своих потомках («Такой чувствительный предмет!»), Чичиков решается на новую аферу, свидетелями которой мы и становимся в «Мертвых душах».
Наиболее широко на страницах поэмы Гоголя «Мертвые души» представлены образы современных автору чиновников и помещиков. Но из этой «галереи» выделяется совершенно новый герой — чиновник Павел Иванович Чичиков. Узнав об этом поступке Чичикова, учитель произнес сокрушенно: «Надул, сильно надул…». Вспомним хотя бы историю с повытчиком и его дочерью, когда Чичиков, благодаря своему терпению и угодничеству, вошел к ним в безграничное доверие и вроде бы собирался жениться.
Еще много различных попыток получить должность и разбогатеть предпримет Чичиков за свою карьеру: будет служить в комиссии капитального строения, на таможне и т. д. Но все безуспешно. Павел Иванович приезжает в губернский город и встречается с местными помещиками. С каждой новой встречей мы видим все новые «таланты» Чичикова. Чем больше знакомимся мы с Чичиковым, тем яснее становится одно — у этого человека нет души, у него есть только страсть к деньгам и накопительству.
Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. Подтверждением этого служат эпизоды в поэме, где Чичиков остается наедине с самим собой и ему не нужно приспосабливаться к окружающим. Именно таким Чичиков и проявил себя, когда его учитель умирал с голоду в жалкой конуре. Душа Чичикова, так же, как души помещиков и чиновников, омертвела. Все это говорит о явном его превосходстве и делает его в глазах читателей новым героем.
Детали — часть сюжета
Давая описание обстановки в дома помещика, автор показывает нищету внутреннего мира Плюшкина. Для него важны только его сокровища, которые трепетно хранятся и группируются по значимости. Например, рюмка, где осталось немного напитка, в котором плавают мухи, или уже использованная зубочистка предназначается для особого случая. Гоголь мастерски описывает обстановку комнат, называя интерьер нелепым и удушающим. Мебель и картины не сочетаются друг с другом. Люстра не только в пыли, но и в паутине. Да и из углов на гостя смотрят пауки.
Этими деталями усиливается негативная характеристика Плюшкина. Гоголь описывает помещика следующими красками:
- Жадный.
- Психологически ущербный.
История создания произведения «Мертвые души»
1. Идея и планы Гоголя
Н.В. Гоголь начал работать над «Мертвыми душами» в 1835 году, когда находился в Италии. Он сформулировал свою идею в письме к другу: создать роман о русской жизни, который откроет мир человеческих страстей и противоречий, а также расскажет об искажении реальности в литературе. Гоголь также планировал написать три тома произведения, хотя в итоге удалось закончить только первый.
2. Работа над текстом
Гоголь работал над текстом «Мертвых душ» несколько лет. Он регулярно переписывал отдельные главы, пытаясь подобрать нужный тональный фон, точную формулировку, наилучшие описания и выразительные образы. Также в ходе работы над романом Гоголь менял сюжетные линии, добавлял новых персонажей и перерабатывал старых, делая более яркими и оригинальными.
3. Публикация и реакция
Первый том «Мертвых душ» был опубликован в 1842 году. Произведение вызвало многочисленные обсуждения и разногласия. Одни критики восхищались оригинальностью и новаторством Гоголя, другие находили роман неестественным и противоречивым. В любом случае, «Мертвые души» оказали огромное влияние на развитие русской литературы и стали одним из самых известных произведений Гоголя.
Главное место дома
Удивительно, но из всех персонажей именно Плюшкин наиболее интересен читателю. Знакомые считали: секрет реальности образа в том, что писался он с конкретного человека и даже называют фамилию известного в то время господина Погодина
Свой кабинет помещик превратил в склад важных для него вещей, которые, по сути, никогда не будут использованы. Для чистоплотного Чичикова он представляет собой кучу мусора, подлежащую немедленному уничтожению. Даже находится здесь было для него невыносимо. Но рачительный помещик день за днем пополнял свою коллекцию, воруя все, что плохо лежало в деревне. Отнять что-то у него можно было, только поймав за неприличным занятием. Когда вещь приносилась в дом, вернуть украденное сокровище становилось невозможным. Плюшкин врал, изворачивался и доказывал, что имущество было подарено или досталось по наследству.
Выражение «Плюшкин дом» стало нарицательным сразу после того, как поэма «Мертвые души» была напечатана. Оно имело нарицательный оттенок. Тема, как не превратится в бездушного человека, ограниченное в своих желаниях, является основной, когда пишется сочинение по бессмертному произведению Гоголя.
Изобразительные возможности лексики
Термины | Значение | Примеры |
Антонимы, контекстные антонимы |
Слова, противоположные по значению.
Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется. |
Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень… (А. Пушкин.) |
Синонимы, контекстные синонимы |
Слова, близкие по значению.
Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется. |
Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать |
Омонимы | Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения. | Колено — сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц |
Омографы | Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению. | За́мок (дворец) – замо́к (на двери), му́ка (мучение) – мука́ (продукт) |
Паронимы | Близкие по звучанию, но различные по значению слова. | Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный |
Слова в переносном значении | В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное. | Меч правосудия, море света |
Диалектизмы | Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности. | Драники, шанежки, буряки |
Жаргонизмы | Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий. | Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква… |
Профессионализмы | Слова, употребляющиеся людьми одной профессии. | Камбуз, боцман, акварель, мольберт |
Термины | Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие. | Грамматика, хирургический, оптика |
Книжная лексика | Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску. | Бессмертие, стимул, превалировать… |
Просторечная лексика | Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера. |
Болван, вертихвостка, вихлять |
Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы . | Будет буря — мы поспорим И помужествуем с ней. |
|
Устаревшие слова (архаизмы) |
Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия. |
Изрядный — отличный, рачительный — заботливый, чужестранец — иностранец |
Заимствованные | Слова, перенесённые из слова других языков. | Парламент, сенат, депутат, консенсус |
Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц. | Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро |
Сочинение Интерьер дома Плюшкина в поэме Гоголя Мертвые души
В VI главе содержится подробное описание сада Плюшкина, запущенного, заросшего и заглохшего, но живого. Сад — это своеобразная метафора души Плюшкина.
Интерьер Плюшкина — лицо главного персонажа, его внутренний мир, душа помещика пуста и безобразна. Первое впечатление от увиденного в передней: будто бы шла подготовка к мытью полов и всю мебель собрали в кучу перед уборкой. Чудовищное нагромождение предметов интерьера, картин, поломанных стульев, часов, тряпья и продуктов. Посуда, покрытая пылью, годами не видавшая мытья, обломки мебели, куски разных предметов, бумажки, тряпьё — всё это встретило гостя в единственной освещённой комнате. Автор подчёркивает тот факт, что Чичиков был, мягко говоря, неприятно поражён увиденным, а хозяин, который появился некоторое время спустя, даже не извинился за обстановку, в которой он принимает гостя. Для Плюшкина такой порядок вещей стал частью жизни, он превратился в бесполое, бездушное, пустое существо
Гоголь — мастер деталей Описывая обстановку в доме помещика, Гоголь уделяет особое внимание деталям, мелочам, которые характеризуют хозяина лучше всяких слов
Происхождение Чичикова
Николай Васильевич Гоголь создал знаменитого персонажа Николая Васильевича Чичикова в своем романе «Мертвые души».
Чичиков — необычный и загадочный герой, который привлекает внимание читателей своей амбициозностью и странностями. Николай Васильевич Чичиков родился в небогатой дворянской семье
Изначально его прозвали «бездельником», так как он не проявлял особых способностей или интересов к делу. Однако, Чичиков рано понял, что только благополучие и богатство помогут ему получить признание в обществе и завоевать сердце своей возлюбленной
Николай Васильевич Чичиков родился в небогатой дворянской семье. Изначально его прозвали «бездельником», так как он не проявлял особых способностей или интересов к делу. Однако, Чичиков рано понял, что только благополучие и богатство помогут ему получить признание в обществе и завоевать сердце своей возлюбленной.
Основная цель Чичикова — получить состояние, а для этого он разрабатывает свою уникальную схему: покупка «мертвых душ», то есть крестьян, которые числятся в списках, но уже умерли. С этой целью Чичиков отправляется в глубинку, чтобы не только приобрести «мертвые души», но и установить политические связи с местным дворянством.
Происхождение Чичикова глубоко связано с его стремлением подняться в социальной иерархии и обрести материальное достаток
Его скрытые мотивы и секретные планы привлекают внимание и вызывают интерес у читателей, делая его одним из самых ярких и запоминающихся персонажей русской литературы
Чичиков — герой, который показывает нам, что люди могут быть не такими, какими кажутся: таинственными и сложными.
Коробочка — человек, опутанный “потрясающей силой мелочей”
Интерьер наполнен стариной: все без исключения вещи старые. Многие из них давно изжили свое, но все равно находят у хозяйки применение.
“Чичиков кинул вскользь два взгляда: комната была обвешана старенькими полосатыми обоями…» Коробочка в отличие от Манилова не предается пустым мечтаниям, она расчетлива и занята только накоплением, погружена в мир хозяйственных интересов.
“За зеркала заложены разные старые мелочи: ..за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок…»
Предметы декора существуют в интерьере без какой-либо связи.
“В гостиной Коробочки также есть картины:..картины с какими-то птицами…»
«… на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нáшивали при Павле Петровиче…”
Гоголь деталями обстановки подчеркивает мелочность, пустоту, чрезмерную бережливость хозяйки. Весь интерьер олицетворяет излишнее накопительство Коробочки.
Роль интерьера дома Ноздрёва в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь) — описание и анализ
Введение: В поэме «Мертвые души» Н.В
Гоголя особое внимание уделяется описанию интерьера дома главного героя — Ноздрёва. Этот интерьер играет важную роль в создании образа героя, его характера и состояния души
В данной работе рассмотрим каким образом интерьер дома Ноздрёва был описан в поэме и как оно влияет на характер героя.
Описание интерьера дома Ноздрёва: Дом Ноздрёва описывается как роскошный, богато украшенный, напоминающий дворянский особняк. В доме имеются многочисленные картинные галереи, мраморные порталы, балконы с коваными перилами. Комнаты, светящиеся золотом и бирюзой, содержат мебель высочайшего класса, но она выглядит неуютно, слишком кичливо и не вписывается в общий стиль интерьера. Все это создает впечатление излишней пышности, экстравагантности и пустоты.
Анализ роли интерьера дома Ноздрёва: Описание интерьера дома Ноздрёва является не просто элементом детализации, а проиллюстрировано, как карточный домик, который скоро развалится под тяжестью своей собственной пышности и пустоты. Вместо того чтобы свидетельствовать о высоком вкусе и культуры, интерьер дома Ноздрёва выражает его скуку, бездушие и желание скрыться за фасадом благополучия. Однако внешнее благосостояние Ноздрёва не может скрыть от читателя его внутреннего мироощущения, который скрыт в его немногочисленные редкие поступки, самых незначительных трюков, и его обыденных действиях.
Итог: Интерьер дома Ноздрёва, как и всё в поэме «Мертвые души», насыщен символическим значением. С помощью описания интерьера дома Ноздрёва автор поэмы прекрасно передал его духовное состояние главного героя.
Картины для украшения
Стены комнаты для гостей украшены картинами. На них изображены исторические личности – полководцы. Богатыри возвышаются во весь рост:
- Маврокордато;
- Миаули;
- Канари;
- Багратион.
Имена полководцев во времена Чичикова не требовали объяснений. Это были герои освободительных восстаний и войн греческого народа. Маврокордато руководил восстанием, Колокотронис – движение партизан, Миаулис – адмирал, Канари – министр. Среди греческих героев расположился один русский полководец Багратион – участник суворовских походов, герой войны 1812 года.
Греческие военные были крепкими фигурой, статные и мощные, выгравированные четкими правильными линиями. Яркими красками были выделены толстые ляжки, огромные усы. От картин гость чувствовал дрожь во всем теле. Удивительным было изображение Багратиона. Он среди исполинов был маленьким, тощим. Рядом с ним и пушки, и знамена тоже терялись, стояли в зауженных рамках.
За Багратионом следовала картина с женским образом. Это была греческая героиня. У Бобелины только одна нога по размерам была больше туловища живых щеголей, гуляющих по балам. Понятно, каким мизерным чувствовал себя гость на фоне таких гигантов.
Собакевичу нравились картины. Он как будто хотел показать гостям: я здоров, и украшают мою комнату крепкие люди.
Выдающиеся персонажи прошлого, отдавшие жизнь за свободу и независимость, украшали стены гостиной человека, который мог заботиться только о себе. Его не интересовали интересы страны. Он мошенник и обманщик. На фоне картин низменность души хозяина становится ярче и отвратительнее.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 19
К какому жанру относится произведение «Мертвые души»?</h3>
- <label>Роман в стихах;</label>
- <label>Повесть;</label>
- <label>Поэма;</label>
- <label>Новелла.</label>
- https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/opisanie-i-xarakteristika-doma-sobakevicha-v-poeme-myortvye-dushi-n-v-gogol.html
- https://www.literaturus.ru/2015/06/gospodskij-dom-sobakevicha-interer-mertvye-dushi.html
- https://nauka.club/literatura/sobakevich-kratkaya-xarakteristika-geroya-poemy-n-v-gogolya-mertvye-dushi.html
- https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/opisanie-i-harakteristika-doma-sobakevicha-v-poeme-myortvye-dushi-n-v-gogol/
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/interer-sobakevicha.html
Изобразительные возможности морфологии
Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр. |
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю… (В. Высоцкий.)Мы отдыхаем в Сочах. Сколько Плюшкиных развелось! |
Прямое и переносное употребление форм времени глагола. |
Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я! |
Экспрессивное использование слов разных частей речи. |
Со мной произошла преудивительнейшая история! Я получил неприятное сообщение. Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия. |
Использование междометий, звукоподражательных слов. |
Вот ближе! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.) |
Столовая дома
Время, которое семья Собакевича проводит за едой, занимает большую часть дня. Поэтому нельзя было не описать столовую. Но здесь автор почему-то выбирает прием контраста. Стол для любителей поесть небольшой по размерам, на нем умещается посуда на четыре персоны. Для чего выбран такой размер мебели? Возможно, чтобы подчеркнуть огромные блюда для трапезы семьи, сменяемые быстро и незаметно. Еда исчезает в животах, а небольшой стол остается прочно стоять в столовой.
Ограниченные духовные интересы Собакевича видны на фоне созданного им интерьера. Он приближен к материальной сути вещей. Написать сочинение «Интерьер Собакевича», используя предложенный материал, станет гораздо проще.
Поместье героя
Во многом характер героя раскрывается в описании его усадьбы. Гоголь резко противопоставляет Собакевича другим героям поэмы, указывая на то, что он был образцовым помещиком. Все в его имении сделано хорошо и находится в порядке, создавая благоприятное впечатление. Постройки не очень красивы, но сделаны надежно и крепко из толстых бревен. Дома его крестьян выглядят очень привлекательно, не хуже хозяйской усадьбы. В отличие от Манилова и Плюшкина, он уделяет очень много внимания заботам о хозяйстве в деревне.Интерьер дома Собакевича соответствует его характеру — все грубо, просто и без изящества. Попав в гостиную, Чичиков отмечает, что мебель прочна и удобна, а стены украшают картины с изображенными полководцами, своим видом напоминающих хозяина дома. Рис. 2. Господский дом Собакевича</figcaption>